Реферат: Методические рекомендации Иркутск 2010 удк 371 ббк 371 29 р 34 Результаты единого государственного экзамена в Иркутской области
Название: Методические рекомендации Иркутск 2010 удк 371 ббк 371 29 р 34 Результаты единого государственного экзамена в Иркутской области Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (повышения квалификации) специалистов «институт развития образования ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» результатЫ обществознание выпуск 9 Методические рекомендации Иркутск 2010 УДК 371 Результаты единого государственного экзамена в Иркутской области. Обществознание: Методические рекомендации. Выпуск 9 Авторы: . Янгель Т.Я., к.и.н., Чирикова М.В., к.и.н. ISBN 978-5-85827-380-6 Статистические данные представлены РЦОИ – комплекс программ АИС ЕГЭ ФЦТ, центром автоматизации управления – программа «1С:Хронограф Методические рекомендации предназначены для работников системы образования: учителей, руководителей общеобразовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, преподавателей и руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, могут быть интересны обучающимся, их родителям, представителям широкой общественности. УДК 371 ББК 371 29 Рецензенты: Басюк В.С., к.псх.н. – министр образования Иркутской области Гетманская И. А., к.п.н. – заместитель директора по НМ и ИД ОГАОУ ДПО ИРО Редколлегия: Каменяр И.Н., Крашенинникова Л.А., Чибирякова Т.В. Верстка: Воробьев В.В., Ревенко О.С. ISBN 978-5-85827-380-6 © ОГАОУ ДПО ИРО, 2010. © ГОУ ВПО ВСГАО, 2010. Содержание I. ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧАСТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В ЕГЭ III. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010 ГОДА.. 12 IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ 15 VI. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ.. 37 VII. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.. 38 I . ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧАСТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В ЕГЭ (В СРАВНЕНИИ ПО ГОДАМ) 1.1 Количество экспертов Региональная предметная комиссия по обществознанию состоит из 43 экспертов, прошедших специальную подготовку по программе «Технология проверки заданий с развернутым ответом части С по обществознанию» на базе ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области». Состав комиссии представлен в таблице 1.
Все эксперты-учителя общеобразовательных учреждений имеют высшую квалификационную категорию, а преподаватели высших учебных заведений г. Иркутска – степень кандидата наук различных социально-гуманитарных дисциплин. Процентное соотношение кандидатов наук (от общего количества экспертов) отражено в таблице 2. Таблица 2
Подобное соотношение высококвалифицированных специалистов-экспертов высшей школы и общеобразовательных учреждений позволяет проводить качественную объективную оценку ответов выпускников. 1.2 Количество участников Единый государственный экзамен по обществознанию является экзаменом по выбору и проводится в Иркутской области пятый год. Экзамен по обществознанию, как и другие экзамены в формате ЕГЭ, осуществляется в две сессии – июньскую (первая волна) и июльскую (вторая волна). В этом году экзамен состоялся 15 июня – основной день и 17 июня – резервный день; в июльскую сессию 15 июля – основной день и 19 июля – резервный. В июньскую сессию в ЕГЭ по обществознанию приняли участие 9015 человек. По сравнению с прошлым годом количество выпускников, выразивших желание сдавать экзамен по обществознанию, несколько снизилось (в 2009 году – 9898), что, по всей видимости, связано не только с демографическим спадом, отразившемся на общем количестве старшеклассников, но и более обдуманным подходом последних к выбору экзамена. Количественный состав участников первой волны ЕГЭ – 2008-2010 гг. по обществознанию в Иркутской области представлен в таблице 3. Таблица 3
Снижение количества участников экзамена объясняется, с одной стороны, изменениями правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения, с другой – более ответственным подходом выпускников к определению предмета по выбору. Вместе с тем обществознание занимает третью позицию по количеству участников экзамена среди одиннадцати дисциплин, сдаваемых в формате ЕГЭ на территории Иркутской области, и первую среди предметов по выбору. 1.3 Средний тестовый балл Наибольшее количество участников экзамена в городах Иркутске – 2133, Братске – 1078 и Ангарске – 810. Средний балл по Иркутской области в июньскую сессию 2010 г. составил 51,4 по 100-балльной шкале. Этот показатель несколько ниже результата 2009 г., где средний балл соответственно составил 52,46. Максимальный балл по итогам июньской сессии составил 86, а вот минимальный – 16. Средний балл в июльскую сессию составил 52,9, что более чем на 1,5 балла выше аналогичного результата первой волны. Максимальный балл составил 75, а минимальный – 33. Изменения среднего балла в июньскую сессию по обществознанию в Иркутской области за последние три года представлены в диаграмме 1. Диаграмма 1 1.4 Успеваемость Результаты экзамена по уровню среднего тестового балла в 2010 году несколько снизились по сравнению с 2009 годом, однако процент участников ЕГЭ, не подтвердивших освоение основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, сокращен на 1,5% Сравнительные данные успеваемости участников экзамена за период 2008-2010 гг. представлены в таблице 4. Таблица 4
II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2010 Г . ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КИМ В СРАВНЕНИИ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ. 2.1 Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации и зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения. В экзаменационную работу включены основные содержательные элементы обществоведческого курса, которые определены обязательным минимумом среднего (полного) общего образования по обществознанию 1999г. и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004г. 2.2 Распределение заданий по частям экзаменационной работы В 2010 г. структура распределения заданий по частям экзаменационной работы несколько изменилась в сравнении с предыдущими годами и представлена в таблице 5. Таблица 5
2.3 Анализ структуры КИМ 2010г. Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трех частей, различающихся по содержанию, уровню сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий: · часть 1 содержит задания с выбором ответа; · часть 2 содержит задания с кратким ответом; · часть 3 содержит задания с развернутым ответом. К каждому из заданий с выбором ответа части А предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. В первой части (А1-А24) представлены задания по пяти тематическим блокам (модулям): человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. Пять блоков (модулей) отражают по содержанию основные разделы курса обществознания. Во всех вариантах работы задания первой части, проверяющие элементы содержания одного и того же раздела курса, находятся под одинаковыми номерами. При этом каждое отдельное задание имеет строго определенное место внутри содержательного блока. В заданиях с кратким ответом части В ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право ), словосочетания (например, рыночная экономика ), набора букв или цифр (например, 2314 ), записанных без пробелов. Каждое из этих заданий имеет свою особую форму, представляет модель контрольных измерительных материалов, ориентированную на проверку определенного умения, формируемого обществоведческим курсом. Во всех вариантах заданиями второй части представлены указанные выше пять содержательных блоков-модулей. Последовательность заданий обусловлена проверяемыми умениями: в каждом варианте на одних и тех же позициях находятся задания, проверяющие определенные умения. При этом содержание, на котором данное умение проверяется, может варьироваться. В заданиях с развернутым ответом части С ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Ответы формулируются учеником самостоятельно и записываются в свободной, развернутой форме. Задания третьей части (С1-С9) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы (философию, экономику, социологию, социальную психологию, политология, правоведение ). Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом текста. Задания С1 и С2 преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументацию и формулировку оценочных суждений, связанных с положениями текста. С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. В каждом варианте работы заданиями С1–С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение ). Завершает работу альтернативное задание С9, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением ). Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию представлено в таблице 6. Таблица 6 Распределение заданий по основным содержательным блокам
Ниже представлены распределения заданий в экзаменационной работе по видам проверяемых умений (Таблица 7) и по уровню сложности (Таблица 8). 2.4 Распределение заданий по видам проверяемых умений В таблице 7 отражены виды проверяемых умений и способы действий и количество заданий в каждой части экзаменационной работе, соответствующие им. Таблица 7
2.5 Распределение заданий по уровню сложности Часть1 содержит задания двух уровней: 17 заданий базового уровня (А1-А2, А4-А5, А7-А9, А12-А14, А16-А18, А20-А23) и 7 повышенного уровня (А3, А6, А10, А11, А15, А19, А24). Часть 2 содержит 4 задания базового уровня (В1, В2, В3, В5) и два задания повышенного уровня сложности (В4 и В6). В части 3 два задания базового уровня (С1,С2) и 6 заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9). Распределение заданий по уровню сложности представлено в таблице 8. Таблица 8
При условии полного и правильного выполнения всех заданий экзаменационной работы можно получить 59 баллов (первичный балл). Из них за первую часть (А) – 24 балла, за вторую часть (В) – 10 баллов, за третью часть (С) – 25 баллов. 2.6 Основные изменения КИМ в сравнении с прошлым годом Изменения в контрольно–измерительных материалах 2010 года по обществознанию отражают требования стандарта базового уровня в содержательных и отдельных деятельных объектах проверки. Требования стандарта профильного уровня отражены преимущественно в проверяемых умениях, на демонстрацию которых ориентированы задания повышенного и высокого уровня сложности. 1. Произошло сокращение общего количества заданий в экзаменационной работе по обществознанию с 44 до 39. Изменилась и сумма максимального первичного балла по работе в целом с 62 до 59. 2. В первой части работы представлены задания, сгруппированные в 5 блок – модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право и их число составило 24. В 2009 г. задания отражали 6 блок – модулей, а их количество составляло 30. 3. Во второй части на одних и тех же позициях в различных вариантах (В1- В6) находятся задания одного уровня сложности, на одни и те же сходные умения, проверяемые на различных элементах содержания. Задания сформулированы по всем пяти блок – модулям. 4. Задание В1 нацелено на выявление структурных элементов не с помощью схемы ( как было в 2009 г.), а с помощью таблицы. 5. Задания третьей части (блок С) представляют базовые обществоведческие науки: философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение. Их число увеличилось на одно задание и составило 9. 6. В качестве нового задания введено С8, которое предполагает составление развернутого плана по заданной теме обществоведческого курса. План предполагает структурирование материала по разделам, главам и параграфам. Он должен глубоко раскрывать содержание, логично и последовательно выявляя и обозначая различные аспекты определенной обществоведческой темы. 7. Задание С8 по спецификации 2009 г. переносится на позиции С9 по модели 2010 г. и предполагает написание мини – сочинения (эссе) по одной из шести тем, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Шкала оценивания находится в диапазоне от 0 до 5 баллов, в 2009 г. максимальная оценка за эссе составляла 4 балла. III . ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010 ГОДА Результат выше 80 тестовых баллов показали всего 0,08% выполнявших экзамен в формате ЕГЭ. 100-балльников по результатам ЕГЭ этого года в Иркутской области нет. Основные результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию представлены в таблице 9. Эти показатели характеризуют как состояние общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сдававших ЕГЭ по предмету в 2010 году (средний балл, доля участников, не набравших минимальное количество баллов ЕГЭ, количество выпускников, набравших более 80 баллов), так и тенденции изменения качества общеобразовательной подготовки по сравнению с 2009 годом. Таблица 9 Результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию (июнь)
Данные статистики, приведенные в указанной выше таблице, свидетельствуют о снижении качества по сравнению с 2009 годом, что, по всей видимости, связано, во-первых, с изменениями в контрольно-измерительных материалах, а во-вторых, с недостаточными навыками выполнения новых заданий в третьей части экзаменационной работы. Заметно уменьшилось и количество участников ЕГЭ по обществознанию, набравших более 80 баллов, и, так же как и в прошлом году, отсутствуют 100-балльники. Таким образом, успеваемость выпускников растет, а качество их знаний несколько снижается. Рейтинг лучших учащихся, набравших более 80 баллов с указанием образовательных учреждений, в которых они обучались, представлен в таблице 10. В этом году среди муниципальных образований, имеющих большее количество успешно сдавших учащихся, лидирует Октябрьский округ г. Иркутска. Результаты 3 выпускников округа являются лучшими в области. Таблица 10
В соответствии с определенной методикой после получения результатов сдачи экзамена (не менее 80%) создается в РФ единая таблица соответствия первичных и тестовых баллов, представленная ниже. Таблица 11 Таблица соответствия первичных и тестовых баллов
В таблице 12 в тестовых и первичных баллах представлены границы уровней подготовки по предмету по результатам ЕГЭ 2010 года в соответствии с принятым подходом к выделению групп по их предметной подготовке. В таблице так же приведено точное количество участников экзамена по обществознанию, оказавшихся в каждой из выделенных групп. Таблица 12 Распределение участников по уровням подготовки
Исходя из содержания таблицы, минимальным и низким уровнем подготовки обладает 40,49% выпускников. Это свидетельствует о слабой сформированности умений и способов действий в процессе анализа социальных объектов, выявлении их общих черт и различий, установлений соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений. Наблюдается некачественное усвоение понятий и категорий, составляющих основу обществоведческого курса. Немногим менее четверти выпускников соответствуют удовлетворительному уровню подготовки. Среди этой категории участников экзамена наиболее четко проявилась недостаточная способность сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливая соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений. Хороший и отличный уровень продемонстрировали те обучаемые, которые могут формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам, применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач. Это свидетельствует о владении сложными логическими действиями. IV . АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ 4.1 Анализ результатов по основным содержательным разделам предмета В частях А и В трудность у экзаменуемых, как и в прошлом году, вызвали задания, связанные с вычленением отдельных элементов социальных систем, их типологизации. На результате сказалось незнание терминов и понятий, предусмотренных обязательным минимумом содержания обществоведческого образования, неумение распознавать их в различном контексте и неумение оценивать различные социальные объекты. Распределение заданий первой части экзаменационной работы по содержанию, уровню сложности и результатам их выполнения представлено в таблице 13. Таблица 13
В целом результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию показали, что выпускники в среднем на достаточном уровне усвоили все содержательные модули, представленные в работе. Однако три блока имеют более высокие показатели. В частности: человек и общество (63,65 %), экономика (62,2 %) и социальные отношения (66,8 %). Разделы же «Политология» и «Право» традиционно выполняются менее успешно – 56,3 % и 57,2 % соответственно, хотя уровень выполнения заданий по этим модулям заметно возрос в сравнении с прежними годами. Стоит отметить отсутствие «провальных» разделов экзаменационной работы, с которыми не справились обучаемые, что было нередким явлением в предыдущие годы, когда менее половины старшеклассников справлялись с заданиями. (Более подробно см. таблицу 13.) Несмотря на столь благоприятные результаты выполнения первой части экзаменационной работы, есть задания, с которыми экзаменуемые справились несколько хуже. Рассмотрим это на примерах заданий части А с процентом выполнения ниже среднего показателя в каждом блоке-модуле, за исключением заданий с повышенным уровнем сложности, анализ результатов выполнения которых представим ниже. Задания А1-А6 включают вопросы по блоку «Человек и общество. Духовная жизнь общества. Познание». В целом выпускники этого года показали высокий уровень знаний данного модуля. Однако в этом блоке, как и в предыдущие годы, наиболее проблемными остались вопросы, касающиеся классификаций истины, особенности искусства в сравнении с другими формами духовной культуры. Например, только 55,8% экзаменуемых смогли определить использование образно-символических средств как обязательную черту художественного творчества, понятие объективной истины. В блоке «Экономика» (задания А7-А11) учащиеся также продемонстрировали стабильные знания и подготовку, что говорит о более серьезном внимании к этому разделу со стороны учителей в сравнении с прошлым опытом сдачи ЕГЭ на территории Иркутской области. Уровень качества выполнения этих заданий начал расти в прошлом году, а в 2010 выпускники еще лучше справились с ними. Тем не менее дать правильный ответ на задания А7-А9 смогли менее 60 % экзаменуемых. Так, в задании А7 не все участники (около 56 %) смогли выбрать верный вариант примера экономической функции государства, в другом варианте – дополнительно к предложенному найти признак смешанной экономики. Более 40% выпускников неправильно установили, какой фактор производства иллюстрируют приведенные примеры, каковы последствия монополизма в экономике и что способствует росту сбережений потребителей. Около 60% обучаемых безошибочно ответили на задание А9, в котором предлагалось выбрать пример, относящийся к доходам государственного бюджета, выявить, что отражают его статьи, по приведенному экономическому факту определить инфляцию, указать дополнительный способ сохранения накоплений от инфляционного обесценивания. В разделе «Социальные отношения» были показаны самые высокие результаты (около 67%), что позволяет говорить об успешном усвоении знаний выпускниками в этой области обществоведческого курса. Со всеми заданиями блока (А12-А15) справились свыше 66% экзаменуемых, а задание А13 выполнили 73% участников. Немного ниже среднего показателя данного модуля результаты выполнения заданий А14 и А15. Четырнадцатая позиция первой части экзаменационной работы практически во всех вариантах была представлена в виде графической информации, содержащей разнообразный статистический материал, на основе которого были сформулированы выводы. Выпускникам необходимо было выбрать правильный вариант ответа из четырех предлагаемых. Однако более 35% не справились со столь несложным заданием, несмотря на то что оно относится к базовому уровню. Это связано, на наш взгляд, в первую очередь, с неумением учащихся читать и анализировать представленные данные, соотнося предложенные выводы с собственными. Наибольшие проблемы в этом блоке вызвали дополнительные характеристики и суждения о таких понятиях, как «социальный контроль», «этносы», но самый низкий результат (49%) показали выпускники, выбирая верные суждения о «социальной группе». Сравнительно ниже результаты в блоках «Политика» и «Право», хотя и более половины экзаменуемых справились с приведенными в них заданиями. Вероятно, это объясняется спецификой и разнообразием представленных в них проблем, в связи с чем старшеклассникам сложно воспринимать данную информацию. На наш взгляд, учителям не всегда удается адаптировать учебный материал для понимания обучаемых, на что стоит обратить особое внимание. Задания А16-А19 составляют блок «Политика». Результаты их выполнения неравномерны, так, например, абсолютно верно сумели назвать термин «суверенитет», исходя из определения (А16), свыше 61% выпускников. В задании А18 около 68% старшеклассников правильно назвали демократический режим, абсолютную монархию, сумели выбрать дополнительную информацию о президентской и парламентской республиках, обозначали функцию политической партии, основываясь на предложенном примере. Но только половина экзаменуемых смогла выделить признаки избирательной системы демократического типа, назвать общие и особенные черты мажоритарной и пропорциональной систем (А17). Заметно хуже результаты выполнения задания А19 (42,7%), в котором предлагалось проанализировать два суждения о власти, монархии и признаках государства в разных вариантах. Завершающие содержание первой части пять заданий (А20-А24) включают в себя вопросы блока «Право». Традиционно этот блок вызывает серьезные затруднения у многих старшеклассников, несмотря на наличие во многих школах элективного курса – «правоведения». Правда, следует подчеркнуть, что выпускники этого года значительно «прибавили» в теории права, но практическая составляющая по-прежнему недостаточно сформирована. Так, с заданием А20, в котором спрашивалось об основах Конституции РФ, отличиях норм права от норм морали, справилось почти 67% участников экзамена. Более 72% учащихся овладели необходимыми знаниями о правах человека. Но только половина старшеклассников смогла правильно выделить пример административного правонарушения (А21), а чуть более 50% ответили на вопросы, касающиеся видов юридической ответственности, участников судопроизводства, правил подачи кассационной жалобы. В данном модуле, также как и в предыдущем, наибольшие затруднения вызвало задание на анализ двух суждений (А24), касающихся юридической ответственности, права, полномочий местного самоуправления, гражданских правоотношений. С этим заданием успешно справилось только 47% выпускников. Таким образом, проанализировав результаты освоения элементов содержания экзаменационной работы по обществознанию, можно отметить, что в этом году наблюдается заметная динамика роста теоретических знаний старшеклассников. Однако уровень применения этих знаний на практике еще недостаточно высок, многие участники экзамена не могут на основе приводимых социальных примеров, ситуаций, фактов выявлять теоретические характеристики обществоведческого курса или, наоборот, выбрать пример, иллюстрирующий то или иное социальное явление. Кроме того, по-прежнему далеко не все выпускники умеют осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблицах, схемах, диаграммах и т.д.). в разных вариантах. Необходимо придать словесную форму содержащейся в знаковой системе информации, распознать, в каком из предложенных вариантов ответа содержится утверждение, соответствующее информации, заложенной в системе. Задания подобного типа проверяют базовые знания участников ЕГЭ. Результаты ЕГЭ по обществознанию по первой части экзаменационной работы в 2010 году остались примерно на том же уровне, что и в предыдущем. Следует отметить, что с этой частью экзамена выпускники с каждым годом справляются заметно успешнее, однако сохраняется целый ряд трудностей, с которыми сталкиваются обучаемые при выполнении рассматриваемого блока А. Более высокие показатели в этом году экзаменуемые демонстрируют по следующим содержательным элементам: · Общество и природа. Системное строение общества. Формы и пути общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Противоречивость прогресса. · Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Деятельность человека и ее основные виды. Личность. Свобода личности. · Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки о человеке и обществе. · Культура и духовная жизнь. Искусство. Наука. · Факторы производства. Рынок и рыночный механизм. Инфляция. Государственный бюджет. Налоговая и денежно-кредитная политика. Экономический рост. Безработица. Ценные бумаги. · Многообразие социальных групп. Социальная мобильность. Этнические общности. Социальные нормы и их виды. Девиантное поведение. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи, ее функции. Молодежь как социальная группа. Социальное равенство. · Власть. Государство и его формы. Политические партии. Политические режимы. Институты прямой демократии (референдум). · Право в системе социальных норм. Конституция РФ и основы конституционного строя в России. Гражданский процесс. Международное право. Несколько ниже оказались итоги по следующим элементам содержания курса: · Познание мира. Формы познания (чувственное, рациональное; истинное, ложное). Истина, ее виды и критерии. Характерные черты художественного творчества. · Формы и разновидности культуры. · Экономические системы. Экономическое содержание собственности. Роль государства в экономике. · Демократия, ее признаки и ценности. Признаки государства. Избирательные системы. · Право. Примеры административных правонарушений. Юридическая ответственность. Задания части В (В1-В6) и С (С1-С9) имеют в разных вариантах различное содержание, они в большей степени ориентированы на проверку соответствующих умений и навыков, предусмотренных спецификацией по обществознанию. Поэтому представляется более логичным провести анализ результатов заданий второй части экзаменационной работы в следующем разделе. 4.2 Анализ результатов по уровню сложности заданий Экзаменационная работа включает три уровня сложности: базовый, повышенный, высокий. Задания базового уровня требуют умений распознавать и указывать признаки понятий, явлений, характерные черты объектов одного класса, элементы их описания, сравнивать однородные социальные объекты, классифицировать понятия, явления, устанавливать соответствие терминов и их определений, понятий и их признаков; различать в тексте положения фактического и оценочного характера. Задания повышенного уровня сложности (11 заданий во всей работе) проверяют умения оценивать истинность суждений о социальных процессах с точки зрения научных знаний; называть термины, понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту; применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса (осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка). Задания высокого уровня сложности (семь заданий части С) ориентированы на проверку комплекса умений: раскрывать данное понятие на конкретном примере и иллюстрировать определенные общественные явления, действия, ситуации; решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания; осуществлять анализ, интерпретацию и оценку оригинальных текстов различного характера; излагать собственные рассуждения по определенной социальной проблеме с опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт. Данные, приведенные в таблице 13 (см. выше), на наш взгляд, наглядно демонстрируют отсутствие проявленной закономерности между уровнем сложности задания из первой части экзаменационной работы и результатом его выполнения. Так, задание А6 смогли выполнить 55,4% (4918 чел.) участников экзамена, с заданием А3 сумели справиться 60% выпускников (5321 чел.), примерно такое же количество участников не испытали затруднений при выполнении задания А15 (5398 чел.), более 63% (5585 чел.) успешно ответили на задание А11. Самыми успешными были ответы на задание А10 (обращение к социальным реалиям и графической информации), результат которых составил свыше 74% (6577 чел.). Серьёзные проблемы возникли у выпускников только в заданиях А19 и А24, результаты которых оказались заметно ниже как среди заданий повышенного уровня, так и вообще в первой части экзаменационной работы (42,7% и 47,1% ). Это позволяет судить о том, что затруднения у участников экзамена по обществознанию этого года, в отличие от прошлых лет, не всегда вызывали задания повышенного уровня сложности (А3, А6, А10, А11, А15, А19, А24), а скорее отдельные темы содержательных блоков обществоведческого курса. В первой части экзаменационной работы около 63% участников смогли выполнить задания базового уровня сложности, с заданиями же повышенного уровня справились только 57,6% выпускников. Данный показатель позволяет говорить о более успешном освоении обществоведческих знаний старшеклассниками и более серьезной подготовительной работе, которую осуществляют преподаватели выпускных классов. В сравнении с экзаменами прошлых лет значительно возросли результаты по заданиям повышенного уровня сложности, но если раньше в части А их было шесть, то в этом году добавилось еще одно задание по разделу «Экономика», выполнение которого составило более 74 %. Значительно лучше экзаменуемые этого года справились с заданиями на анализ двух суждений. В прошлом году мы отмечали сложность подобных заданий с точки зрения недостаточной сформированности у выпускников умений оценивать истинность и ложность различных суждений о социальных объектах. Экзамен текущего года показал, что учителя практиковали на уроках выполнение этих позиций при изучении курса обществознания. В 2010 году возникли сложности в определении суждений в блоках «Политика» и «Право», что свидетельствует о недостатках содержательного освоения этих разделов. Во второй части экзаменационной работы, согласно спецификации, два задания относятся к категории повышенного уровня сложности (В4, В6), а оставшиеся четыре – к базовому (В1-В3, В5). Самые низкие абсолютные показатели продемонстрировали экзаменуемые при выполнении заданий В4, В5, В6. Распределение заданий второй части экзаменационной работы по содержанию, уровню сложности и результатам их выполнения представлено в таблице 14. Таблица 14
Задания этой части экзаменационной работы, судя по приведенным выше данным, полностью смогли выполнить менее 50% экзаменуемых, частично справились с заданием от 18,2 до 43,9% учащихся. В этом году часть В вызвала большие сложности у выпускников в сравнении с прошлым годом, тогда проблемы возникли при ответе на задания В1, В6, с остальными в целом справились успешнее. Представленные статистические данные показывают, что более высокие результаты участники экзамена продемонстрировали в заданиях В1, В2, В3, относящиеся к базовому уровню сложности. Однако задание В5 такого же уровня оказалось выполнено полностью лишь 30% выпускников. Еще сложнее дело обстоит с заданиями повышенного уровня сложности в этой части экзаменационной работы – В4 и В6. Попытаемся рассмотреть основные причины столь невысоких показателей второй части работы. Задание В1 позволяет оценить умения учащихся анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах. Выпускнику предлагается вписать в схему пропущенное слово. Это может быть как обобщающий термин, так и термин частного характера. Таким образом, при выполнении этого вида задания меняется схема аналитической деятельности школьника. Если в первом варианте на основе анализа представленных понятий необходимо найти обобщающее понятие, т.е. анализ идет от частного к общему, то во втором варианте – от общего к частому – экзаменуемый должен определить одно из недостающих частных понятий. Для правильного выполнения данного задания необходимо владеть знаниями соответствующей обществоведческой сферы. Запишите слово, пропущенное в схеме. Виды правонарушений имущественные …неимущественные отношения отношения В экзаменационной работе 2010 года на позиции В1 было введено задние на заполнение пропущенного элемента таблицы. Запишите слово, пропущенное в таблице. Типы обществ и основные факторы производства
Результаты этого года несколько выше прошлогодних; если в 2009 году с этим заданием справилось лишь 32% участников экзамена, то в 2010 – около 39 %. Но данный показатель явно недостаточен для успешного выполнения работы, кроме того, вызвала трудность у обучаемых сама модель задания вне зависимости от изучаемых модулей. Значительно снизились результаты выполнения задания В2 в сравнении с предыдущим годом, так, лишь 43,9% нынешних выпускников (против 67% в 2009 г.) сумели выделить лишний термин, относящийся к другому понятию. Старшеклассники не смогли распознать такие понятия, как «центральный банк», «субъекты политики», «социальные потребности», «социальный контроль» и их составляющие, им не удалось соотнести видовые понятия с родовыми. В качестве примера рассмотрим задание, с которым справились лишь 15% выпускников. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «центральный банк». Эмиссия, лицензирование, учетная ставка, депозит, бюджет, денежная масса. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Ответ:________________________ Странно, но более половины экзаменуемых не смогли выполнить столь несложное по содержанию задание. Предполагаем, что трудность представляет как сам тип заданий, так и недостаточная информированность участников ЕГЭ об основных направлениях деятельности центрального банка. Затруднения у учащихся традиционно вызвала и третья позиция блока В, только около 30% из них дали абсолютно правильный ответ. Основная часть выпускников не смогла установить соответствие между признаками, существенными чертами предложенных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, между частным и общим. Самые высокие показатели отмечены в варианте, где выпускники должны были соотнести регуляторы поведения и виды социального контроля (около 70%). В остальных вариантах такого рода задание вызвало значительные проблемы, количество правильных ответов не превышает 30%. Особенно тяжелыми оказались задания, в которых требовалось сопоставить обстоятельства расторжения брака и способы расторжения брака (около 20% правильных ответов), примеры налогов и их виды (примерно 15%), категория лиц и статус (около 27%). Анализируя данные экзамена, можно предположить, что, как и в случае с заданием В1, трудность представляет не содержание, а тип задания. Установите соответствие между примерами налогов и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Возможно, невысокий процент выполнения подобного задания мог стать еще и результатом невнимательности и торопливости при заполнении таблицы или бланка ответа, недостаточного осмысления информации. Задания позиции В5 требуют различить суждения фактического и оценочного характера. Под фактом в науке понимается событие, результат, нечто реальное, конкретное. Факт противостоит теории, гипотезе, мнению, оценке; вторая группа суждений может включать в себя не только оценочный компонент, но и отношение к явлению. Широко известно, что факт признается как непреложная истина, истинное знание, тогда как объяснение фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны. В этом году совсем не справились с заданием В5 около 43% участников экзамена (в 2009 г. - 16,5%), а абсолютно правильный ответ смогли дать лишь 21,7% ( 2009 г. -43,38%), остальные дали частично верный ответ. Самое большое количество ошибок было совершено в следующем задании: Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Зарождение политической науки как отдельной дисциплины связано с именем Аристотеля. (2) Согласно учению Аристотеля, политическая наука занимается государством – полисом. (3) Аристотель высказывает предположение, что государство существует ради «лучшей жизни» своих граждан. (4) Разработка теории государства – большая научная заслуга Аристотеля. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В сравнении с прошлогодними результатами ЕГЭ по обществознанию наблюдается серьезный спад показателей в этом задании. Проблемы, свидетельствующие о недостаточно сформированном умении обучаемых различать факты и оценочные суждения, мнения в социальной информации, не только сохранились, но и еще резче обозначились. При выполнении этого задания выпускникам необходимо обратить внимание на понимание самого понятия «факт». Ученик должен знать, что под фактом, с одной стороны, понимается некая объективная истина, состоявшееся событие, результат чего-либо. С другой стороны, факт – некое знание, достоверность которого доказана. Кроме того, необходимо указать старшеклассникам, что в разных вариантах может быть разное количество оценочных и фактических суждений. Таким образом, с заданиями базового уровня сложности второй части экзаменационной работы смогли справиться примерно 34% учащихся. В прошлом году данные задания выполнило около 48% участников экзамена, что позволяет констатировать значительное снижение качества овладения необходимыми навыками и умениями старшеклассниками. Задания В4 и В6 (повышенного уровня сложности), несмотря на кажущуюся легкость, как и в 2009 году, смогли абсолютно правильно выполнить менее половины выпускников. Результаты этого года оказались даже ниже, вызвано это, на наш взгляд, фрагментарностью знаний старшеклассников, неумением оперировать понятиями и выделять отдельные признаки социальных объектов. В задании В4 предлагается выбрать несколько правильных ответов из предложенного списка. Статистика показала, что только 12,8% участников ЕГЭ смогли дать правильный ответ, частично верный ответ дали 37, 9% (для сравнения в 2009 г. полностью верно ответили 45,55%, а 33% — частично верно), остальные вообще не справились с заданием. Таким образом, большая часть выпускников не освоила навыки осуществления выбора необходимых позиций из предложенного списка характерных черт, признаков понятий и явлений. В разных вариантах экзаменационной работы требовалось найти в представленном списке органы исполнительной власти, признаки традиционного общества, примеры социальных норм, признаки административных правонарушений. Объективная сложность этой модели задания заключается в том, что заранее неизвестно, сколько может быть правильных ответов. В рассматриваемых вариантах работы их количество различно. Найдите в приведенном ниже списке примеры социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Правила пользования электроприбором 2) Медицинские предписания по приему лекарств 3) Общественное осуждение нарушителя тишины в доме 4) Указ о награждении орденом 5) Традиции встречи выпускников школ Ответ:______________________ Несмотря на относительную легкость приведенного выше задания по содержанию, многие выпускники с ним не справились, возможно, это также связано с определенным типом задания, который и вызывает затруднения у участников экзамена. Задание В6 из года в год вызывает серьёзные затруднения у выпускников, можно предположить, что это вызвано недостаточными знаниями основных понятий обществоведческих блоков и неумением их использовать в определенном контексте. Сложность этого задания состоит в том, что здесь нужно уметь анализировать не конкретные примеры (факты, признаки) и соотносить их с объектом (явлением и т.п.), а текст. Требуется осуществить смысловой анализ всего текста в целом и каждого предложения в отдельности. В 2010 году свыше 53% выпускников не справились с этим заданием, дали частично верный ответ около 18%, правильно ответили почти 25% участников ЕГЭ. Исходя из имеющихся статистических данных, пожалуй, самым тяжелым для экзаменуемых оказался текст об этнических общностях. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Под ___________(1), по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка,_________(2) своего единства. Основными стадиями развития являются племя,____________(3), нация. Ученые полагают, что единство нации может поддерживаться как материальными, так и_____________(4) факторами, общностью духовных __________(5), происхождения и исторической судьбой. Распространяется и еще один подход, при котором нация рассматривается как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная __________(6), как сообщество граждан данного государства.» Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) община Б) осознание Ж) общность В) народность З) производственный Г) психологический И) познание Д) этнос Е) ценность В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Для успешного выполнения данного типа задания необходимо знать ключевые понятия каждого из содержательных блоков, в этом случае «Социальные отношения». Однако показатели результатов второй части экзаменационной работы не столь обнадеживающие: задания базового уровня выполнили только 34% старшеклассников, а на задания повышенного уровня правильно смогли ответить около 19% участников ЕГЭ по обществознанию. 4.3 Анализ результатов части С Таблица 15
Относительно других предметов высокий средний балл по обществознанию свидетельствует о том, что почти все выполнявшие экзаменационную работу давали ответы на задания третьей части экзаменационной работы. Это позволяет судить о подготовленности выпускников к итоговой аттестации, о качестве усвоения изученного обществоведческого материала, о сформированности навыков и умений работы с социальным источником информации. Вместе с тем следует отметить, что результаты выполнения заданий С1 – С4 напрямую зависят от характера текста: если он философского содержания, то оценки как правило ниже, чем за анализ первоисточника, наполненного экономическим, политическим, правовым содержанием. В задании С4 авторы тестов акцентируют внимание в формулировке вопросов на то, что в ответе следует использовать знания обществоведческого курса, однако выпускники не всегда обращают внимание на это обстоятельство и ограничиваются исключительно информацией из приведенного текста. Статистические данные о результативности выполнения С1 и С2 свидетельствуют о понимании учащимися проблематики сформулированных вопросов и способности анализировать и воспроизводить содержание представленного фрагмента текста. Задания первых двух позиций третьей части экзаменационной работы направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации. Так, из 8870 выпускников, выполнявших экзаменационную работу, максимальную оценку в 2 балла за С1 получили 5162 человека, что составляет более половины от числа принимавших участие в едином государственном экзамене на территории Иркутской области. Высокие показатели по выполнению этого задания (70,4%) имеют выпускники Свердловского округа г. Иркутска. Не вызывает затруднений у выпускников и задание С2. Только 14,3% учащихся не приступали к его выполнению, ответы 8,6% выпускников были оценены в 0 баллов, получили 1 балл – 31,8%, 2 балла – 45,3%. Нетрудно заметить, что уровень максимального балла по этой позиции немногим меньше 50%. В одном из вариантов в задании С2 (по тексту Р.Строупа, Дж. Гвартни) спрашивалось о направлениях экономической политики государства, которые делает ненужными «невидимая рука» рынка. В правильном ответе должны были содержаться три элемента: централизованное планирование, решение вопросов, что и как производить и контроль производственных методов предприятий. За выполнение этого варианта максимальный балл получили лишь 19,0% участников экзамена, не смотря на то что это задание базового уровня. Самым сложным для понимания и воспроизведения учащимися оказался текст М.Вебера по политологии. В задании необходимо было показать авторскую трактовку легитимности и выделить три «внутренние основания легитимности». Вызывало непонимание и отторжение объяснение легитимности как оправдание людьми насилия со стороны государства. В преобразующем воспроизведении содержания социального источника не нашли отражение такие основания легитимности, как традиционное господство, личный дар, рационально (легально) установленные правила. Лишь 17,8% выпускников, выполнявших этот вариант, получили максимальный балл. Комплекс вопросов по блоку С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания. К примеру, опираясь на положение о непрерывном характере социализации, который был обозначен в тексте, разработчики КИМов предлагали привести три примера продолжения социализации в зрелом и пожилом возрасте. Наиболее распространенной ошибкой, содержащейся в ответах экзаменуемых, был пример, связанный с воспитанием внуков представителями старшего поколения – бабушками и дедушками. Остались без внимания такие примеры продолжения процесса социализации, как освоение новых профессиональных знаний, навыков, умений, овладение компьютерной грамотностью в связи с внедрением новой техники и технологий. В одном из вариантов по третьей позиции блока С предлагалось привести пример по каждому из источников саморазвития общества: 1) объективный мир природы, подчиненный физическим законам; 2) мир вещей, материальных предметов, созданных трудом человека (техника и разделение труда); 3) человеческая субъективность, мир идей (духовная сфера). Приводимые примеры носили ограниченный и незавершенный характер. Выделив из текста необходимый фрагмент для ответа на предыдущее задание, большинство выпускников не смогли понять его сути и связать с примерами из реальной жизни. Не справились с заданиями блока С3 по всем вариантам 4132 человека, получили 1 балл 3402 человек, 2 балла – 1056 человек, 3 балла – 280 человек. Анализ результатов показывает, что выпускники затрудняются дать ответ по применению того или иного положения на практике, и это свидетельствует, прежде всего, о поверхностном усвоении знаний и неспособности увидеть реализацию теоретических знаний в общественно-политической практике. Задание С4 является наиболее сложным из всех предыдущих и предполагает применение социально-гуманитарных знаний в решении практических задач. Оно предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументацию и формулировку оценочных суждений, связанных с положениями текста. Например, в одном из вариантов требовалось сформулировать три другие (не указанные в тексте) института социализации в современном обществе и на конкретном примере показать влияние на личность любого из них. В критериях оценивания перечислялись следующие институты социализации: семья, школа, трудовой коллектив, друзья, СМИ. В ответах выпускников этот ряд был продолжен перечислением таких институтов, как тюрьма, клубы по интересам, объединения и группы молодежных субкультур. Вместе с тем единицы среди участников экзамена могли пояснить в ответах влияние на личность любого из них. Дали полные и содержательные ответы на вопросы блока С4, получив максимальную оценку в 3 балла, 5,4% выпускников, 2 балла – 17,2%, 1 балл – 30,1%, 0 баллов - 13,5%; не приступали к выполнению задания - 33,9%. Приведенная статистика свидетельствует о том, что почти половина экзаменуемых не представили верных ответов на выдвинутые вопросы, не смогли применить теоретические знания на практике. С5 – задание на понимание и применение обществоведческих понятий в заданном контексте. В задании С5 ставилась задача раскрыть смысл понятий таких, как «рыночная конкуренция», «социальная роль», «политическая элита», «уголовный процесс». Во второй части задания предлагалось составить два предложения, содержащих информацию о раскрываемых понятиях. К выполнению блока С5 не приступали или выполнили его неверно в текущем году 4921 человек, в 2009 году - 5548 выпускников, максимальным баллом оценены ответы 801 человека в 2010 г., в прошедшем году - 1084 человек, в 1 балл – 3266 (2009 г.) и 3148 человек (2010 г.). К наиболее типичным ошибкам при выполнении данного блока относятся: неумение сформулировать краткое и точное определение понятия, выделив наиболее существенные свойства и черты, составить предложения с обязательным привлечением обществоведческих знаний, которые бы содержали информацию о соответствующем социальном объекте. Исключительно теоретическое представление об изучаемых явлениях и процессах не позволяет свободно анализировать и применять усвоенную информацию к реалиям общественной жизни. В блоке С6 перед экзаменуемым ставилась задача раскрыть социальное явление, процесс на конкретных примерах, которые иллюстрируют не только глубокое понимание сущности, но и установления взаимосвязей и обусловленности его проявления. Вопросы рассматриваемого блока формулировались, к примеру, следующим образом: « Назовите любые три основания (признака) социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждый из них». Большинство выпускников в качестве определяющего признака называли доход, возрастную характеристику, вид профессиональной деятельности, конфессиональный фактор, близость к власти и др. Немало участников экзамена не обратили внимания на то, что речь идет о современной стратификации и примеры с сословиями и кастами не могут рассматриваться в качестве правильного ответа. В одном из вариантов шестой позиции третьей части экзаменационной работы выдвигались следующие проблемы для осмысления учащимися: «В прошлые эпохи политика была уделом узкого круга людей, обладавших властью. В современный нам период политика приобрела публичный характер. Приведите три примера, подтверждающие «публичный характер современной политики». Сформулированные ответы, к сожалению, не свидетельствовали об адекватном и полном понимании публичности политики. Нередко выпускники писали о политических правах граждан РФ, деятельности политических партий и организаций, не касаясь средств массовой информации. На вопросы задания С6 в 2009 году не дали правильных ответов 65,21%, сдававших единый государственный экзамен, получили 1 балл – 17,02%, 2 балла – 10,91%, 3 балла – 6,86%. Результаты текущего года имеют следующие показатели: 35,9% участников экзамена не приступали к выполнению задания, 15,2% получили 0 баллов, 26,3% - 1 балл, 17,1 – 2 балла, 5,5% - 3 балла. Следует заметить, что в 2010 году больше выпускников ставили перед собой задачу сформулировать ответы по заданиям С6 по сравнению с прошлым годом. Наиболее сложными вариантами оказались те, которые содержали вопросы по правоведению и политологии. В задании С7 экзаменуемым предлагалось провести работу по анализу и классификации социальной информации, представленной в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма) и определению наиболее существенных признаков того или иного социального явления. Это задание – задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. К примеру, в стране Z набирает силу экономический кризис. Семья А. в течение нескольких лет копила деньги на приобретение нового жилья, но в условиях кризиса покупку пришлось отложить. Предложите два способа, при помощи которых семья А. сможет сохранить значительную часть своих сбережений, и поясните экономический смысл каждого из способов. В ответах предлагались различные способы сохранения накопленных сбережений, в частности вложить средства в недвижимость, в покупку ценных бумаг, приносящих доход, поместить деньги на банковский депозит, купить драгоценности. Из 796 выпускников, выполнявших этот вариант, 314 не приступили к решению выдвинутой задачи, 60 человек получили 0 баллов, 126 – 1 балл, 163 – 2 балла, 133 – 3 балла. В другом варианте говорилось о том, что в современном мире проживает около 376 млн. буддистов и 900 млн. индуистов. При этом буддизм является мировой религией, а индуизм таковой не является. Опираясь на обществоведческие знания о признаках мировых религий, укажите причину данного явления и приведите по одному собственному примеру мировой и национальной религии. Мировая религия должна удовлетворять двум основным критериям: иметь последователей во многих странах и среди различных народов, а также не служить признаком национальной идентичности. Пример мировых религий, как правило, присутствует в ответах, знания национальных религий демонстрируются далеко не во всех экзаменационных работах. Наиболее сложным по седьмой позиции блока С стало задание на знание политологии. Авторы контрольно-измерительных материалов предлагали назвать три возможные причины усиления роли женщин в политической жизни. Выпускники без сомнений указывали на успех движения за равные права мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, на возрастание активности женщин на производстве, в семье, науке, культуре, искусстве, образовании. Однако оставили без внимания собственно политический фактор, когда лидеры получают поддержку избирателей тех политических партий, которые учитывают интересы женского движения. В целом по седьмой позиции экзаменационной работы были сформулированы вопросы, раскрывающие содержание модулей «Политика», «Право», «Человек и общество», «Экономика». Результаты выполнения этого задания сводятся к следующему: 36,8% выпускников не дали ответов, 12,0% получили 0 баллов,25,8% - 1 балл, 18,3% - 2 балла,7,0% - 3 балла. В текущем году в структуру экзаменационной работы было введено новое задание, которое находилось на восьмой позиции блока С. Авторы КИМов предлагали составить план развернутого ответа на заданную тему обществоведческого курса. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. При анализе ответа учитывалась корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме, полнота отражения основного содержания, соответствие структуры плану сложного типа. Были даны следующие темы для рассмотрения: «Семья и ее роль в современном обществе», «Гражданство РФ», «Проблема познаваемости мира», «Рынок как саморегулирующаяся система». Наиболее сложной темой для раскрытия оказалась «Проблема познаваемости мира», так как из 764 человек не приступали к составлению плана 369 выпускников, получил 0 баллов 191 человек, 1 балл – 183 человека, максимальную оценку (2 балла) – 21 человек. Невысокий уровень достижений по выполнению данного задания (5,4% по максимальному баллу) свидетельствует, в первую очередь, об отсутствии опыта и навыков решения подобных обществоведческих задач, во-вторых, от сложности выдвинутой проблемы. Попытки составить план иногда сводились исключительно к формальной стороне дела, когда пункт обозначен, а содержание по сути дела отсутствует. Третью часть экзаменационной работы завершает творческое задание на тему приведенных афористических выражений, охватывающих все шесть разделов обществоведческого курса. В эссе необходимо было: 1) раскрыть смысл высказывания; 2) представить аргументацию своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт); 3) уровень приводимых суждений и аргументов должен быть теоретическим (с опорой на знания, обобщения и выводы при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни). Большинство участников ЕГЭ этого года выбирало афористические высказывания для написания эссе по следующим разделам обществоведческого курса: философия, социальная психология, социология. В содержании мини-сочинения преобладали рассуждения бытового характера без опоры на теоретическое знание соответствующего модуля обществознания. 4.4 Характеристика участников по гендерному признаку В таблице 16 приведены результаты экзамена по гендерному признаку. Из нее видно, что в Иркутской области девушки написали экзаменационную работу по обществознанию несколько лучше юношей. Объяснение этому явлению, прежде всего, кроется в психологии полов и особенностях возрастного периода. Таблица 16
4.5 Характеристика участников по видам общеобразовательных учреждений Основная часть участников июньской сессии – выпускники общеобразовательных учреждений области. Состав участников ЕГЭ по видам образовательных учреждений отражен в таблице 17. Таблица 17
Традиционно более высокие результаты ЕГЭ по обществознанию показывают участники экзамена инновационных образовательных учреждений: гимназий, лицеев, лицея-интерната. Ниже среднего показателя тестового балла по Иркутской области отмечаются у выпускников профессиональных училищ и лицеев, вечерних школ, колледжей, открытых (сменных) образовательных школ. Экзаменуемые из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования, заканчивая курс обучения, одновременно проходят испытания в формате ЕГЭ. Время подготовки к экзамену для такой категории учащихся было сокращено, так как стояла задача – получить диплом об окончании средне-специального учебного заведения. Основной контингент июльской сессии – выпускники прошлых лет, абитуриенты, поступающие на избранную специальность в вузы и ссузы, не сдававшие экзамен по обществознанию в формате ЕГЭ. В общей сложности во второй сессии приняли участие 319 человек. V . АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ УЧАСТНИКОВ ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА 5.1 Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по обществознанию При изучении обществознания в классах с углубленным изучением отдельных предметов или профильном обучении выпускники демонстрируют более высокие результаты, чем при освоении обществознания на базовом уровне. Статистика, приведенная в таблице 18, наглядно демонстрирует влияние на средний тестовый балл условий программного обучения предмета. Таблица 18
5.2 Зависимость тестового балла от количества часов в неделю изучения предмета В таблице 19 представлена зависимость тестового балла от количества часов в неделю, отведенных на изучение обществознания. Сопоставление показателей среднего балла и объёма времени, отведенного на изучение предмета, свидетельствует о том, что повышение балла наблюдается при увеличении количества часов в неделю до 5. Самый низкий балл показали выпускники из классов с шестичасовым изучением предмета (44%), а самый высокий – с восьмичасовым (55,67%). Таким образом, количество часов изучения обществознания в неделю существенно не сказывается на результатах экзамена, однако указывает на определяющую роль учителя в данном процессе и используемые им формы и средства обучения. Таблица 19
5.3 Статистика по категориям учителей Подготовка и результаты ЕГЭ напрямую зависят от работы учителя-предметника. Именно личность учителя во многом способна повлиять на отношение учащихся к конкретному предмету и уровень освоения необходимых навыков и умений. Влияние квалификационной категории учителя на показатели минимального, среднего и максимального балла, полученного выпускниками учебных заведений Иркутской области, отражено в таблице 20. Выпускники учителей первой и высшей квалификационных категорий имеют более высокий уровень среднего и максимального балла. Однако выпускники учителей второй категории незначительно уступают по уровню среднего балла выпускникам учителей первой категории. Это позволяет предположить, что более молодые преподаватели активно нарабатывают и совершенствуют собственные методики обучения и подготовки к государственному экзамену по обществознанию. Таблица 20
VI . ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ 1. В некоторых заданиях выпускники путали номера, например, указано С3, а дан ответ, относящийся по содержанию к С2. Однозначно оценить такую ситуацию нельзя, так как в отдельных случаях это не было просто опиской. 2. По-прежнему встречаются работы, в которых экзаменуемые пишут эссе по всем шести представленным афористическим выражениям вместо того, чтобы выбрать одно и раскрыть его смысл, используя обществоведческие знания. 3. Нередко выпускники не успевают перенести информацию с черновиков на бланки ответов, питая надежду, что эксперты ознакомятся с черновыми вариантами ответов. Следует напомнить, что эксперты получают только окончательный вариант, поэтому участникам ЕГЭ необходимо эффективно распределять время, отведенное на экзамен, чтобы перепроверить, все ли элементы ответа они указали в основном бланке. VII . ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию позволяет сделать следующие выводы и дать методические рекомендации учителям при подготовке школьников к сдаче единого государственного экзамена. 1. В 2010 году экзаменационная модель несколько изменилась (см. выше): уменьшилось количество заданий в первой части работы; в первом задании второй части на заполнение недостающего элемента схемы введено задание на заполнение пропущенного элемента таблицы; появилось новое задание в части С. Как показали результаты экзамена, выполнение новых заданий вызывает ряд трудностей у выпускников. Преподавателям необходимо обратить внимание на данные нововведения и разработать методику обучения старшеклассников для формирования требуемых умений и навыков. 2. По итогам экзамена приходится констатировать снижение показателей среднего балла по Иркутской области. Причина сравнительно невысокого среднего балла в регионе, на наш взгляд, заключается не только в недостаточности знаний, но и в несформированности необходимых способов действий, на что указывалось и в аналитических отчетах прошлых лет. 3. Наибольшую трудность для выпускников в этом году представляли задания, проверяющие усвоение общих теоретических знаний. Традиционно прослеживаются проблемы в выполнении заданий, связанных с оперированием понятиями высокого уровня теоретического философского обобщения. Недостаточен уровень осознанности обществоведческих знаний у значительной части выпускников. Определенные затруднения возникают, когда задания касаются видовых, а не родовых признаков социальных объектов, а также при необходимости интегрировать обществоведческие знания с материалом, освоенным при изучении истории и других школьных предметов. 4. Анализ результатов экзамена применительно к проявленному уровню отдельных умений показал, что у выпускников лучше других сформированы умения распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания, сравнивать эти признаки, а также устанавливать соответствие терминов и их определений, понятий и признаков. 5. Значительно слабее сформированы умения называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, давать целостные характеристики социальных явлений, объектов определенного класса, осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка, а также оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний. 6. К сожалению, достаточно часто встречаются ошибки в работе с информацией по условиям заданий и в специально подобранных текстах. Наблюдается игнорирование части сведений, неумение корректно связать новую информацию с уже известной из курса обществознания, выделять главное, соотносить имеющиеся данные с поставленным требованием, создавать содержательные группы по заданным критериям. 7. Нередким заблуждением выпускников является стремление к увеличению объема информации в ущерб качеству ответа. Особенно наглядно это проявляется в написании мини-сочинения по одному из шести афористических высказываний. Обычно за большим объемом кроется неточность в раскрытии смысла и слабый теоретический базис. Примеры приводятся эмпирического характера без глубокого проникновения в сущность явлений и процессов. 8. Итоги ЕГЭ демонстрируют не только качество подготовки выпускников, но и отражают квалификационный уровень преподавателей. Это совместный результат усилий как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов, которым постоянно следует интересоваться изменениями в содержании контрольно-измерительных материалов, совершенствовать методику преподавания обществоведческого курса, актуализировать учебный материал. 9. Использование всей представленной в структуре ЕГЭ типологии заданий учебной деятельности позволяет выйти на более глубокий уровень усвоения обществоведческого материала. 10. Учителям следует особое внимание уделить отдельным элементам содержания курса, показатели по которым оказались ниже средних (см. выше), а также проработать методические вопросы обучения отдельным видам деятельности, востребованных заданиями ЕГЭ (анализ и классификация социальной информации, представленной в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, ее перевод из одной знаковой системы в другую; объяснение внутренних и внешних связей – причинно-следственных и функциональных – изучение социальных объектов и т.д.). 11. Необходимо также повысить внимание к проработке понятий высокой степени абстрактности, обеспечить в процессе изучения их конкретизацию, широкое использование примеров из разных областей знаний, способствовать стремлению применять знания в конкретных ситуациях при решении познавательных задач на материале содержания различных разделов курса. 12. Требуется внедрение в повседневную практику учебного процесса новых видов деятельности, вынесенных на ЕГЭ, которые ранее активно не применялись: анализ источников, обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с определением собственной точки зрения, ее аргументации. 13. Интенсивно использовать в процессе преподавания и подготовки обучаемых к итоговой аттестации по обществознанию не только учебники, но и учебно-методические комплексы к ним (задачники, сборники заданий, дидактические материалы хрестоматийного типа, учебные словари и др.). 14. Рекомендуется знакомиться с новинками книжного ресурса, в частности учебной литературой, касающейся всех блоков-модулей обществоведческого курса, а также методическими и тестовыми сборниками, рекомендованными ФИПИ. результатЫ обществознание выпуск 9 Методические рекомендации
Подписано в печать 23.08.10. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 2,4 Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»
|