Реферат: Задачи: образовательные: показать место познания среди многообразия человеческой деятельности; раскрыть роль знаний в жизни людей
Название: Задачи: образовательные: показать место познания среди многообразия человеческой деятельности; раскрыть роль знаний в жизни людей Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||
Тема: "Познавательная деятельность человекаЗадачи:
Пособия и оборудование:
ХОД УРОКА: I. Изучение нового материала. “Знания – сила” Фрэнсис Бэкон (английский философ) 1. Знания, их роль в жизни общества и человека. – Опираясь на ранее изученный материал, личный опыт учащихся, рассмотреть круг вопросов, имеющих по отдельным положениям философско-обобщенный характер. Актуализировать опыт учащихся, сделать его предметом анализа, можно, используя активные диалоговые методы обучения. Задания:
– В высказывании английского философа Фрэнсиса Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности – материальной и духовной. Можно предложить поочередно, по возможности избегая повторов, продолжить следующие фразы:
Представление о разнообразии знаний дать в виде схемы. Схема “Разнообразие знаний” 2. Человек познающий. – Последний круг вопросов в схеме “Разнообразие знаний” и станет предметом нашего дальнейшего рассмотрения: представления и идеи о том, как формируется само знание; каковы его источники; откуда берутся бесспорные представления; где граница между знанием и верой. Подчеркнуть, что основная тема для разговора о человеке познающем – как возникают знания ? – Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Приведите примеры из жизни, каким образом могут возникать знания? Дать ответ на вопрос при помощи схемы. Если у учащихся возникнут затруднения с примерами, можно обратиться к тексту параграфа, раздел “Человек познающий”. Схема “Познание” – А теперь приведите примеры произвольного и специального познания мира. Дать представление о процессе познания через формулы, в которых: П – познание, Задания:
(познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него). Далее рассказать о дввух основных путях познания окружающего мира. 3. Вижу, слышу, осязаю. – Первый путь – путь познания через опыт, через чувства (эмпирический ). Задание: вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувствам идет познание мира? Сколько основных чувств у человека? Для активизации учащихся можно использовать схему-подсказку. Схема “Пять основных чувств человека” – Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма. Можно использовать материал учебника для рассуждений, какие органы чувств дают наибольший объем информации человеку, какие чувства называются отдельными учеными вспомогательным. Схема “Формы чувственного познания мира” Задания:
(Предполагаемый ответ: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют: – особенности “воспринимающих устройств”, т.е. наших органов чувств; Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира). 4. "Я мыслю, значит – я существую". Дать представления о том, что человек не ограничивается только восприятием данного, а стремится проникнуть глубже в суть вещей, используя свою способность мыслить. – Второй путь познания мира – рациональный. Задание: попробуйте устно составить логическую цепь, как протекает процесс мышления. Направляя ответы учащихся в нужное русло, пояснить, что основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Показать протекание процесса рационального познания мира при помощи схемы. Схема “Процесс мышления” Поясняя схему, дать представления о том, что результатом мыслительных операций становятся:
– Имея дело в практической жизни с отдельными конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие, существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результат такого процесса – понятия
. Необходимо обратить внимание на роль интуиции в познавательной деятельности. Про интуицию шел разговор в теме “Изобретательская деятельность”. Обсуждение данной проблемы уже полезно потому, что предостерегает от упрощенного, схематического восприятия процесса познания. 5. И мысли и чувства. Задание: работая самостоятельно с текстом учебника, изобразите в виде таблицы сущность спора между эмпириками и рационалистами. Таблица “Сущность спора эмпириков и рационалистов”.
II. Закрепление изученного материала. 1. Проверить заполнение таблицы. 2. Обсуждение вопроса: “Какой же из двух источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности человека?”. 3. Можно использовать тесты и задачи из методического пособия или дидактических материалов по курсу “Человек и общество”. 4. Для общего развития при помощи схемы можно дать представление о корнях извечного конфликта “Отцы и дети”. Схема “Истоки конфликтов мжду родителями и детьми”. – Родители, люди зрелого возраста, уже прошли познание мира опытным путем и большая часть родителей уже относится к рационалистам . Родители-рационалисты пытаются уберечь детей-эмпириков от “набивания шишек” и предлагают детям не идти опытным путем, а руководствоваться в жизни опытом родителей и жить “умом родителей”. По сути, конфликт между родителями и детьми – это спор эмпириков и рационалистов (которые забывают, что когда-то сами были эмпириками). III. Задание на дом. Учить § 7, вопросы к нему. См. конспект урока. IV. Итог урока. |