Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ОБЩЕНИЯ:
Материалы
II
конкурса профессионального педагогического мастерства студентов ТГПУ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ТОМСК – 200
9
ББК
Рекомендовано к печати
учебно-методическим советом
института профессиональной подготовки
Томского государственного
педагогического университета
Школа – территория общения: Материалы конкурса профессионального мастерства студентов ТГПУ «Педагогический дебют».
Методические рекомендации /Составитель Л.А. Беляева. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 46 с. (Серия «Проектирование образовательно - воспитательного пространства»).
Данное издание содержит материалы студенческих разработок проектной деятельности по теме «Школа – территория общения» II конкурса педагогического профессионального мастерства «Педагогический дебют» в Томском государственном педагогическом университете. Данные проекты были высоко оценены членами жюри, в составе которого были учителя предметники, специалист департамента общего образования г. Томска, рекомендовано использовать материалы проектов в конкурсах и практической деятельности студентов в образовательных учреждениях.
Материалы предназначены для студентов вузов очной формы обучения, принимающих активное участие в воспитательной деятельности ТГПУ, проходящих педагогическую практику в общеобразовательных учреждениях г. Томска и Томской области.
ББК
Рецензенты:
Г.Ю.Титова, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики Томского государственного педагогического университета
ISBN____________________ © Томский государственный
педагогический университет, 2008
Содержание
1.
|
Экстренная педагогическая помощь. Проект педагогического факультета
|
|
2.
|
Умение общаться – величайшая ценность. Проект филологического факультета
|
|
3.
|
За здоровье и безопасность наших детей. Проект факультета технологии и предпринимательства
|
|
4.
|
Школьная олимпиада по музыке как творческая форма познания искусства. Проект института профессиональной подготовки
|
|
5.
|
Школа – территория общения. Проект факультета психологии, связей с общественность и рекламы
|
|
6.
|
Шаг за шагом. Проект факультета физической культуры и спорта
|
|
7.
|
Как победить радиофобию? (Радиация вокруг нас). Проект биолого-химического факультета
|
|
8.
|
Школа – территория общения: история глазами очевидцев. Проект историко-географического факультета
|
|
9.
|
Общение без границ (
Communication
without
borders
/
Der
Umgang
ohne
Grezen
/
La
communication
sans
frontiere
). Проект факультета иностранных языков
|
|
10.
|
Создай свою фирму. Проект факультета экономики и управления
|
|
11.
|
Десять вечеров у Госпожи науки. Проект физико-математического факультета
|
|
Дорогой студент!
В твоих руках брошюра, которая поможет тебе познакомиться с проектной деятельностью участников II конкурса педагогического профессионального мастерства «Педагогический дебют», который проходил в ТГПУ 7, 8 ноября 2009 г. Здесь собраны материалы всех проектов участников конкурса. Мы надеемся, что ты сможешь использовать данный материал в своей учебной деятельности и на педагогической практике, проведя интересное творческое дело для своих подопечных школьников.
Твоя студенческая жизнь насыщена событиями: интересными и сложными. Ты можешь провести конкурс проектов у себя на факультете. Ты сможешь поучаствовать со своим проектом в социальной жизни города Томска. А главное: у тебя есть возможность стать новым участником конкурса педагогического профессионального мастерства в ТГПУ в 2009 году. Не упусти свой шанс, старшекурсник!!!
Кафедра общей педагогики и психологии,
отдел практик ТГПУ.
Проект «Школа – территория общения» педагогического факультета.
Руководитель команды: Ларионова Г.Ш. Участники: Дутова В., Кузнецова А., Марухленко Л., Эйдельман А., Голева О.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
«
Экстренная педагогическая помощь»
(ЭПП), средство повышения качества образования детей из отдаленной сельской местности.
|
2.
|
Актуальность проекта
|
В нашем регионе есть отдаленные населенные пункты, в которых недостаточно изучены образовательные потребности детского населения. Вероятно, там есть дети, как с нормой развития, так и с патологией. Дети с патологией имеют особые образовательные потребности. Они не получают необходимую помощь из-за отсутствия квалифицированных специалистов. Кроме того, родители также являются непросвещенными в вопросах обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Данный проект может частично решить эти проблемы. Его практическая реализация возможна при наличии необходимых материальных средств.
|
3.
|
Цель проекта
|
Раннее выявления отклонений в развитии, оптимизация образования, выявление образовательных потребностей детей отдаленной местности, пропаганда специальных педагогических знаний.
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Психология
Педагогика
Логопедия
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
Детская практическая психология
Дефектология
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
3 раза в год: сентябрь, январь, май
Пребывание в населенном пункте – 1 неделя
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
3-10 лет
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Дошкольное образовательное учреждение плюс начальная школа
|
9.
|
Содержание проекта
|
Состав «ЭПП» - логопед, психолог, педагог.
Средства обеспечения проекта: материалы для обследования, ноутбук, программное обеспечение, командировочные расходы, зарплата педагогам.
Формы работы:
1) Индивидуальная работа с детьми.
2) Фронтальная, подгрупповая и индивидуальная работа с родителями и педагогами.
ЗУНы формируются на основе программ «ЭПП»
|
10.
|
Этапы работы
|
1. Подготовительный – планирование работы, рассылка информации о проекте во все населенные пункты региона, прием заявок и выбор населенного пункта, подбор методик и материалов для диагностики, прогнозирование результатов диагностики, разработка предварительных рекомендаций.
2. Этап реализации – работа «ЭПП» в населенном пункте.
1 день – организационное собрание для педагогов и родителей, на котором доводятся до их сведения цели и задачи работы «ЭПП». Родители пишут разрешение на диагностику их детей. Педагог выясняет условия жизни детей, актуальные для данной местности проблемы семейного воспитания.
2,3,4 день – логопед и психолог проводят диагностику детей. Логопед обследует речь детей: звукопроизношение, звукоразличение, активный словарь, понимание речи, а также строение и подвижность артикуляционного аппарата. При обследовании логопед также пользуется компьютерной диагностикой. Психолог исследует познавательные процессы и эмоционально-волевую сферу. В эти же дни педагог проводит лекции для родителей на тему семейного воспитания детей, как в норме, так и с патологией. При этом он учитывает возраст детей и условия их жизни.
5,6,7 день – подведение итогов диагностики, оформление документации, разработка и реализация программ работы:
· с детьми – программы обучения и воспитания детей с выявленными нарушениями в развитии, с учетом индивидуального, возрастного и дифференцированного подхода. Реализация программ осуществляется местными педагогами.
· с педагогами – программы, включающие в себя проведение мастер-классов, семинаров, консультаций, ориентированных на повышение их профессиональной компетентности, рекомендация специальной педагогической литературы.
· с родителями – программы проведения индивидуальных и подгрупповых консультаций для просвещения родителей в вопросах обучения и воспитания детей с учетом результатов диагностики.
После отъезда организуется связь с педагогами и родителями – горячая линия по телефону, сайт в Интернете с дополнительной информацией, электронная почта.
«ЭПП» приезжает в эту местность 3 раза в год – в сентябре, январе, мае. Проводится повторная диагностика, отслеживается динамика развития детей, корректируются программы работы с детьми. Педагогам и родителям выдаются дальнейшие рекомендации. «ЭПП» составляет карту образовательных потребностей данной местности.
3. Этап подведения итогов - после повторных выездов в ту же местность на основании динамики развития детей оценивается эффективность работы «ЭПП», заинтересованность родителей и педагогов в такой работе, их активность и вклад в работу с детьми.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
1. Дети получают посильную и своевременную помощь.
2. Просвещаются родители в вопросах воспитания и обучения детей.
3. Повышается профессиональная компетентность местных педагогов.
4. Организаторы приобретают опыт реализации проекта, происходит повышение их профессиональной компетентности.
5. Выявляются образовательные потребности детей отдаленных местностей, и создается карта образовательных потребностей всего региона (Томской области).
|
12.
|
Перспективы
|
В дальнейшем возможно привлечение студентов во время прохождения педагогических практик.
|
Проект «Школа – территория общения» филологического факультета.
Руководитель: Артеменко Н.А. Участники: Трембач Т., Малаховская С., Попадейкина И, Овчинникова А., Киндеева А.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
Умение общаться – величайшая ценность
|
2.
|
Актуальность проекта
|
Вопрос совершенствования общения детей как обязательного условия обеспечения из развития в социуме актуален на протяжении уже очень долгого времени. Участие в проекте поможет школьникам обозначить проблемы межличностного общения детей, рассмотреть вопросы преодоления трудностей взаимодействия подростков и вопросы устранения различных препятствий психологического и социального характера. Участники получают представление о самоценности непринужденного, незакомплесованного, доброжелательного, открытого общения, о ценности соблюдения социальных, этических и эстетических норм поведения. Кроме того, в рамках проекта решается проблема воспитания психологической культуры общения.
|
3.
|
Цель проекта
|
Создание условий для понимания учащимися проблемы межличностных отношений (взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – общество), и специфики межличностных отношений через постановку пьесы К.Драгунской «Рыжая пьеса».
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Литература.
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
Психология, обществознание, русский язык, культурология.
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
1 и 2 четверти.
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
14-15 лет.
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Средняя общеобразовательная школа.
|
9.
|
Содержание проекта
|
При подготовке постановки пьесы и затем, в процессе рефлексии увиденного, участники проекта понимают, что только полноценное общение воспитывает в человеке общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и удовлетворенность его результатами. Общение между героями пьесы и героями постановки (учащихся) – это сложное и многообразное явление, которое может выступать одновременно и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания. Этот процесс предполагает не только обмен информацией и идеями с помощью речи и поступков, но и результат такого обмена. Результатом проекта явятся определенные позиции общающихся, изменение каждого субъекта и обогащение его за счет преображения его состояния и личных качеств. То есть произойдет своеобразный переход от «я» через «ты» к «мы».
|
10.
|
Этапы работы
|
1. Подготовительный этап (обоснование актуальности проблемы, предлагаемой проектом, знакомство с пьесой «Рыжая пьеса» К.Драгунской, распределение ролей, осмысление текста, подготовка декораций и костюмов, репетиции);
2. Основной этап (премьера, представление спектакля);
3. Заключительный этап (написание сочинений и отзывов как непосредственная реакция на просмотренный спектакль).
1 этап занимает 3 месяца;
2 этап – 2 недели;
3 этап – 2 недели.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
Знакомство с произведением современной литературы; привитие любви к литературе и театру; обретение навыков актерского мастерства; обретение умения работать в коллективе; развитие речевых навыков; усвоение социальных, этических и эстетических норм поведения и основ психологической культуры общения.
|
Проект «Школа – территория общения» факультета технологии и предпринимательства.
Руководитель: Синогина Е.С. Участники: Панин Д., Козлова А., Малахова Д., Жапова Е., Дымова Е.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
За здоровье и безопасность наших детей
|
2.
|
Актуальность проекта
|
Употребление несовершеннолетними и молодежью наркотических средств и психотропных веществ, вовлечение наших юных сограждан в незаконный оборот наркотиков представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Демографические последствия наркозависимости становятся все более угрожающими.
|
3.
|
Цель проекта
|
Расширение форм участия общественности, в том числе родительской, а также педагогических работников ОУ в профилактике различных форм девиантного поведения и распространения наркомании, а также создание системы информационно-пропагандистской работы с населением для реализации согласованных действий по формированию здорового образа жизни, предупреждению вовлечения детей и молодежи в незаконные потребление и оборот наркотиков.
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
Физическая культура, психология, обществознание.
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
Полугодие
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
Учащиеся 7-9 классов
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Общеобразовательное учреждение
|
9.
|
Содержание проекта
|
В России насчитывается около 6 миллионов человек, допускающих немедицинское потребление наркотиков, из них дети и молодежь составляют 70%. Особую тревогу вызывает тот факт, что за последние годы возраст первичных проб наркотиков несовершеннолетними снизился до 12- 14 лет.
Реализация комплексного подхода к проблеме предупреждения социально опасных явлений в обществе, профилактики в поведении детей и подростков и обеспечения безопасности их жизнедеятельности невозможны без активного привлечения их родителей, педагогических работников образовательных учреждений, актива обучающейся молодежи, а также представителей общественных организаций и религиозных конфессий.
Значительным потенциалом, как непосредственно в воспитании детей, так и в организации конструктивного взаимодействия с родителями обучающихся в целях реализации комплекса превентивных мер, формирования безопасной для жизни и здоровья детей среды, располагают образовательные учреждения различных типов, начиная с дошкольных и заканчивая высшими учебными заведениями.
В задачи проекта входят:
- привлечение внимания населения к проблемам безнадзорности, правонарушений, наркомании среди детей и молодежи;
- информирование населения о причинах, формах девиантного поведения, социальных и медицинских последствиях злоупотребления наркотиками;
- обучение родителей, педагогических работников образовательных учреждений, волонтеров современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотребления наркотиками;
- разъяснение требований законодательства Российской Федерации в сфере профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков;
- информирование общественности о деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, лечения наркомании и борьбы с наркопреступностью;
- формирование в обществе через средства массовой информации, другие информационные каналы негативного отношения к потреблению наркотиков и наркопреступности, пропаганда преимуществ безопасного и здорового образа жизни;
- разработка и реализация конкретных мер по профилактике различных отклонений в поведении и злоупотребления наркотиками среди обучающихся;
- активизация межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия органов государственной власти Ии органов местного самоуправления с негосударственными структурами, в том числе с общественными организациями и религиозными объединениями, в решении проблем профилактики.
|
10.
|
Этапы работы
|
1 этап – предпроектный: составление проектной заявки, формирование групп участников, изучение документов, проведение диагностики. Март – май.
2 этап - реализация проекта:
2.1. организация культурно-развлекательных, спортивных и иных досуговых мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи мотивации на ведение здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению наркотиков, алкоголю и курению табака. Июнь.
2.2. Проведение образовательно-оздоровительных лагерей для детей и молодежи, злоупотребляющих наркотиками или входящих в группу риска злоупотребления наркотиками, а также для волонтеров, работающих с детьми и молодежью, злоупотребляющими наркотиками или входящих в группу риска злоупотребления наркотиками. Июль-Август.
2.3. Организация проведения форумов, «круглых столов», конференций, брифингов по проблемам девиантного поведения, незаконного оборота и потребления наркотиков в детско-молодежной среде. Сентябрь.
2.4. Проведение специальных мероприятий для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений; проведение тематических родительских собраний по вопросам профилактики девиантного поведения, противодействия вовлечению детей и молодежи в незаконные потребление и оборот наркотиков. Октябрь – Ноябрь.
3 этап – послепроектный: анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
Предполагаемые результаты: учащиеся должны знать, что такое здоровый образ жизни, знать, как правильно его соблюдать, уметь бороться со слабостями своей натуры, уметь «постоять за себя» в нужной ситуации
|
Проект «Школа – территория общения» института профессиональной подготовки.
Руководитель: Рябухина Е.Л. Участники: Аверченко л., Нетребо О., Иванова А., Ганьшина Ю, Орлова Г.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
Школьная олимпиада по музыке как творческая форма познания искусства
|
2.
|
Актуальность проекта
|
Этот проект соответствует запросам современного общества, молодежной среды.
|
3.
|
Цель проекта
|
Выявление степени сформированности музыкально-эстетической культуры учащихся и творческого потенциала детей.
Задачи:
- интеллектуальный тренинг по углублению умений анализировать грани музыкального искусства: определить на слух произведения, проанализировать их интонационное настроение, общее содержание;
- постижение авторских стилей, музыкальных жанров, тембров голосов, инструментов;
- поиск новых, нестандартных решений и ответов на вопросы, конструктивное решение проблемных ситуаций;
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Музыка.
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
Изобразительное искусство, литература, мировая художественная культура.
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
Первое полугодие, вторая четверть.
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
5-8 классы, 12-15 лет.
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Общеобразовательная школа.
|
9.
|
Содержание проекта
|
Формы работы: викторины, вопросы, тесты, творческие задания, музыкальные кроссворды, творческие сочинения на заданную тему.
Фактический материал: музыкальные, художественные, литературные произведения.
Средства обеспечения: аудио, видеоаппаратура, CD и DVD диски, кассеты, репродукции картин, рисунки.
|
10.
|
Этапы работы
|
Подготовить план проведения олимпиады, план конспект, подготовить вопросы, темы, тесты, составление кроссвордов.
Координирование работы с учителями предметов эстетического цикла.
Конкретное проведение олимпиады, подведение итогов, анализ результатов, присуждение мест, грамоты.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
Углубляются музыкально-теоретические знания, знания об искусстве.
Умение анализировать музыкальные литературные, художественные произведения.
Умение сопоставление художественно-выразительных средств (слово, цвет, звук).
Навыки - быстрое реагирование на вопросы, написать мини-сочинение.
Развитие ассоциативного мышления, формирование духовно-нравственных позиций, творческого потенциала.
Приобретение эстетического опыта в восприятии искусства.
Тренировка внимания, музыкальной памяти, способности обобщения музыкальных и художественно-эстетических знаний, умений, навыков.
|
Проект «Школа – территория общения» факультета психологии, связей с общественностью и рекламы.
Руководитель: Сидоренко Ю.В. Участники: Александрова Е., Качеева Н., Муза А., Петрова А., Теущакова Н.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
Школа – территория общения
|
2.
|
Актуальность проекта
|
Мониторинг среди родителей 1-х классов школы №58 показал необходимость организации мероприятий, направленных на взаимодействие между школой, учениками и их родителями
|
3.
|
Цель проекта
|
Создание условий для успешного взаимодействия между психолого-педагогическим коллективом школы, учениками и их родителями
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Психолого-педагогическое сопровождение. Осуществляется в течение всего периода обучения ребенка в школе.
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
Данный проект напрямую связан со всеми предметами, изучение которых предусмотрено программой дисциплин начальной школы, а именно для 1 класса.
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
С 1 сентября до конца декабря (1 полугодие)
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
6-8 лет (1 класс)
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Школа
|
9.
|
Содержание проекта
|
Проект направлен на организацию продуктивного общения учащихся, их родителей, педагогического коллектива.
|
10.
|
Этапы работы
|
1блок. Групповое взаимодействие
.
Групповое взаимодействие (принимают участие учащиеся 1 класса, родители учащихся 1 класса, педагогический коллектив).
1 этап. «Я + Ты = Мы»
(коллективно-творческое дело). Цель: формирование временного детского коллектива и адаптация к новым условиям – обучения в школе, смене ведущего вида деятельности. Участники: дети 1 класса. Организаторы: педагогический коллектив.
Задания включают в себя игры на знакомство, на развитие творческого мышления (рисование мультфильмы), проектирование школы моей мечты, рисование портрета своего класса. Заканчивается процедурой чаепития.
2 этап. «Родители в помощь учителю».
Цель: выработка единой позиции в воспитании и обучении детей. Участники: родители учащихся 1 классов, педагогический коллектив.
Организаторы: педагоги. За круглым столом обсуждаются вопросы:
- участие родителей в учебно-воспитательном процессе (ведение кружков, клубных занятий, спортивных или компьютерных секций, чтение лекций, проведение конкурсов, различных мероприятий);
- создание самодеятельной организации родителей и учителей для совместного планирования, ресурсной поддержки, организации и проведения учебных, внеучебных, досуговых дел, организации созидательного общения, педагогической и социальной поддержки нуждающихся семей и учащихся.
Проведение анкетирования родителей, связанные с изучением отношений взаимодействия между родителями и детьми. Кроме анкеты, родители высказывают свои вопросы и пожелания учителям.
3 этап. Коммуникативный тренинг
. Цель: создание условий для формирования и взаимодействия родительского коллектива.
Участники: родители учащихся 1 классов. Организаторы: психологическая служба школы.
4 этап. «История моей семьи».
Цель: расширение границ сознания и мировосприятия ребенком себя и своей семьи.
Участники: дети 1 класса, родители детей 1 класса. Организаторы: педагоги, психологическая служба.
Дети совместно с родителями создают генеалогическое древо, актуализируя, свой семейный опыт. Выставка-презентация.
2 блок. Межгрупповой блок
(принимают участие учащиеся 1 классов, их родители, педагоги).
5 этап. «Теперь мы едины и непобедимы».
Цель: формирование у участников Мы и единства.
Участники: 6 команд, представленных учащимися 1-х классов и их родителями.
Организаторы: педагоги и психологическая служба.
Место проведения: актовый зал, спортзал, спортплощадка.
Время проведения: специально отведенное внеурочное время.
Конкурсы «Визитка» по содержанию представление команд, «Фамильный герб» по содержанию о традициях семьи, «Школьная мода» по содержанию создание своего собственного школьного стиля, «Мы семья талантливая» по содержанию то, что умеет делать семья лучше всех, «Умники и умницы» по содержанию шуточные и каверзные детские вопросы, «Веселый старт» по содержанию спортивные и творческие состязания, «У меня класс - просто класс!» специально для учителей, чтобы они оказали помощь своим командам.
Подведение итогов по разным номинациям: самая дружная семья, самая изобретательная семья, самая стильная семья, самая талантливая семья, самая умная семья, самая спортивная семья.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
1. Последовательность в структуре подготовки и проведения каждого этапа: Введение в совместную деятельность – освоение данной деятельности – реализация совместной деятельности – построение участниками собственной совместной деятельности.
2. Создание ситуации успеха для каждого участника.
3. Поощрение.
4. Рефлексия.
|
Проект «Школа – территория общения» факультета физической культуры и спорта.
Руководитель: Беженцева Л.И. Участники: Пархоменко Ю., Карпенко А., Асманов В., Федякова И., Кыров Б.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
Шаг за шагом
|
2.
|
Актуальность проекта
|
В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается 8-10% населения, только около 10% молодежи имеют уровень физического состояния, близкий к норме. Проблемы экологии выходят на первый план; «вредные привычки», ожирение организма и хронические заболевания молодеют; спортивные и тренажерные комплексы доступны не каждой семье; теряется связь поколений и национальных традиций.
|
3.
|
Цель проекта
|
Создание школы будущего, в которой образовательное пространство будет охватывать все аспекты развития личности ребенка в гармонии.
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Физическая культура
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
История – происхождение и развитие физических упражнений, видов спорта, и физической культуры в целом; Биология (анатомия) – дает знания о строении организма и его функционировании; Химия – биохимические процессы, происходящие в организме, в результате систематических воздействий на организм средствами физической культуры; Физика – знание законов биомеханики; ОБЖ – обеспечение безопасности при занятиях физической культуры и спортом.
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
В течение учебного года.
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
Учащиеся 1-11 классов.
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Общеобразовательная школа, лицей, гимназия.
|
9.
|
Содержание проекта
|
Внедрить в организацию физической культуры учащихся образовательного учреждения следующие виды:
1. Плавание (лечебное плавание, спортивное плавание, аквааэробика, транспортировка).
Плавание способствует укреплению ОДА, улучшению обменных процессов, а также способствует закаливанию организма.
2. Гимнастика (ритмическая гимнастика, аэробика), т.к. она создает высокий эмоциональный фон, развивает гибкость не только тела, но и души и оказывает положительное влияние на психику.
3. Конькобежный спорт. В настоящее время хоккейные коробки восстанавливают практически около каждого учебного заведения, что стимулирует детей вести здоровый образ жизни.
4. Русские народные танцы. К сожалению, русское население не поддерживает свои национальные традиции, как другие народности. Знание своих народных традиций, воспитывают в человеке чувство патриотизма и толерантности.
5. Гимнастика до занятий. Она необходима для оптимизации организма перед началом учебных занятий и повышения недельной двигательной активности школьников.
6. Информационные технологии трансляции на переменах:
· Видео роликов по правилам дорожного движения – сегодня это очень актуально, т.к. по статистике много школьников попадают в ДТП;
· Профилактика вредных привычек: о вреде курения, наркотиков, алкогольных напитков и т. д.
· Медиа материалы по уроку физической культуры, совершенствование техники упражнений, а также фактов спортивной истории.
7. Создание традиционных семейных праздников.
|
10.
|
Этапы работы
|
1. Подготовительный этап – предполагает корректирование планирования учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»; разработка содержания фактического материала предусмотренного на конкретном уроке; подготовка мест занятий, а также необходимого для занятий инвентаря и оборудования и его материально-техническое обеспечение.
2. Этап реализации:
· Внедрение перечисленных разделов в учебную программу по предмету «Физическая культура»
· Изучение культуры народного танца
· Внедрение утренней гимнастики в организацию учебного процесса
· Использование информационных технологий в учебном и внеурочном процессе для пропаганды здорового образа жизни
· Изучение развития спорта в России и Томской области
· Создание традиций для развития семейного спорта.
3. Этап подведения итогов – в конце каждого года реализация проекта с целью проведения анализа по проделанной работе с целью выявления положительных и отрицательных сторон для совершенствования проекта и профилактики недочетов.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
· В результате реализации данного проекта повысится уровень нравственного, духовного и физического здоровья детей;
· Сформируется мотивация детей к занятиям физической культуры и спортом;
· Приобщение детей к традициям русской культуры и развитие чувства патриотизма;
· Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе будет способствовать формированию положительного отношения у учащихся к здоровому образу жизни;
· Организация традиционных семейных праздников поможет созданию благоприятного психологического климата в семье и взаимоотношению между детьми и родителями.
|
Проект «Школа – территория общения» биолого-химического факультета.
Руководитель: Карпицкая Л.Г. Участники: Левицкая Е., Соркина Е., Сигарева А., Маковецкая А., Лобов М.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
Как победить радиофобию? (Радиация вокруг нас)
|
2.
|
Актуальность проекта
|
Томск находится в 30 километровой зоне от крупнейшего в России и мире предприятия по производству оружейного плутония – Сибирским химическим комбинатом (СХК). Проблема радиационной безопасности не перестает быть актуальной. В связи с тем, что в 2007 году было принято решение о строительстве в г. Северске новой атомной электростанции. В составе АЭС будут действовать два энергоблока, запуск которых запланирован на 2015-2017 годы
В связи с этим возникает необходимость формирования у школьников разносторонних знаний по радиохимии, грамотного отношения к ядерной энергетике и умений разумного поведения в районе радиоактивного загрязнения. Так же выбор темы проекта обуславливается тем, что в содержании курсов химии, биологии, ОБЖ отсутствует региональный компонент, учитывающий специфику проживания в Томской области.
|
3.
|
Цель проекта
|
Формирование у школьников разносторонних знаний по радиохимии, грамотного отношения к ядерной энергетике и умений разумного поведения в районе радиоактивного загрязнения. Развитие информационных и коммуникативных склонностей: умения работы в коллективе, грамотной подачи информации. Продолжить воспитание у учащихся культуры речи, поведения, умения слушать товарищей, уважения к оппоненту.
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Химия.
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
Биология, физика, ОБЖ.
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
Одна четверть (третья)
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
9 класс (14-15 лет)
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Общеобразовательная школа
|
9.
|
Содержание проекта
|
Проект рассчитан на учащихся параллели 9-х классов (5 классных коллективов). Организаторы проекта – учитель-предметник и студенты БХФ. В каждом классе проводится классный час на тему «Радиация вокруг нас
» с использованием технологии проблемного обучения. Выявляются проблемы в соответствии с профилем класса, предлагается заняться их разрешением. Далее идет работа над решением поставленной проблемы. К каждому классу прикрепляется куратор, который организует работу в классе.
1. Класс естественнонаучного
профиля
работает над проблемой, связанной с вредным влиянием радиации на жизнедеятельность человека,
собирает информацию о понятиях: радиоактивность, типы радиоактивности (естественной, искусственной). Виды радиоактивного распада (альфа распад, бета распад, гамма излучение). Активность радиоактивного вещества. Ионизирующее излучение. Поглощенное излучение. Эквивалентная доза поглощенного излучения. Естественный радиационный фон. Влияние повышенной эквивалентной дозы поглощенного излучения на живой организм. В классе организуется экскурсия в Томский атомный центр. Экскурсия включает в себя подборку видеоматериалов и лекцию специалистов, связанную с данной проблемой.
2. Класс информационно-технологического профиля
занимается исследованием преимущества использования атомной энергетики.
Изучает принцип работы АЭС, устройство реактора, особое внимание обращается на уровни защиты в атомном реакторе, а так же другие меры защиты. Проводится экскурсия в музей СХК.
3. Класс с физико-математическим
профилем
занимается исследованием вопроса о допустимой дозе поглощенного излучения, о методах измерения радиационного фона.
Занимается исследованием приборов для измерения радиации. Проводится экскурсия в лабораторию ОГУ «Облкомприрода», где квалифицированные специалисты показывают и рассказывают о приборах для измерения радиации.
4. Класс, имеющий гуманитарный профиль
занимается изучением различных источников радиации
(радионуклиды естественного и искусственного происхождения). Основных радионуклидов: радиоактивный йод, радионуклид цезий – 137, радиоактивный стронций – 90. Основные источники радиоактивного загрязнения окружающей среды Томской области. Экскурсия в атомный центр посвященная техногенным источникам радиоактивного загрязнения.
5. Класс с социально-экономическим
профилем
занимается изучением проблемы, связанной со способами утилизации радиоактивных отходов.
Правила поведения населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности; при перерастании аварии в чрезвычайную ситуацию; при проживании в местности, радиоактивная загрязненность которой превосходит норму, но не превышает опасных пределов. Способы снижения радионуклидов в организме человека. Экскурсия в ОГУ «Облкомприрода».
Заключительной частью проекта является «пресс-конференция» с командой журналистов по освещению полученных данных учащимися 9-х классов. Результаты работы презентуются, идет обмен информацией, задаются острые вопросы, командами делаются общие выводы по проблемам проекта «Радиация вокруг нас», которые представляются печатными буклетами.
|
10.
|
Этапы работы
|
1. Подготовительный этап – проведение ознакомительного урока (классный час) по теме «Радиация вокруг нас», выявление и выбор проблемы в соответствии с профилем класса.
2. Этап реализации – работа над решением проблем в классах:
- поиск информации
по теме проблемы (в Интернете, библиотеке и т. д.) под руководством и с помощью куратора;
- обмен информацией
внутри класса (школьники сообщают друг другу, что им удалось найти), формируются микрогруппы в классе по интересам;
- работа в микрогруппах
и общее обсуждение проблемы;
- организация и проведение экскурсий;
-
подведение итогов проделанной работы, формулировка выводов, их подготовка презентации
, оформление итогового буклета
.
-
подготовка группы докладчиков
и вопросов журналистов на итоговой «пресс-конференции» по теме «Радиация вокруг нас».
3. Этап подведения итогов – «пресс-конференция
» среди параллели 9-х классов. Докладчики освещают суть решаемой их классом проблемы, рассказывают о проделанной работе и сообщают вывод, к которому они пришли в ходе изучения выбранной ими проблемы. После этого «журналисты» задают интересующие их вопросы. После выступления всех классов подводится итог: обобщение информации, формулировка общего вывода по теме пресс-конференции. Ведущий пресс-конференции вручает участникам печатные сборники
(итоговые буклеты) по проведению пресс-конференции.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
В ходе реализации проекта школьники получают разносторонние знания по радиохимии, совершенствуют навыки информационно-поисковой деятельности, работы в команде. Идет развитие информационных и коммуникативных склонностей, организаторских умений. Формируется осведомленность и готовность к грамотной деятельности в соответствующих ситуациях. Итогом общения является формирование грамотного отношения к ядерной энергетике. Выпускается печатный сборник по теме «Радиация вокруг нас
».
|
Проект «Школа – территория общения» историко-географического факультета.
Руководитель: Назарова О.Ю. Участники: Кайпова Е.,
Гришина А., Калиничева А., Шпагина Т., Цыганкова Т.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
Школа – территория общения: история глазами очевидцев.
|
2.
|
Актуальность проекта
|
Тема проекта актуальна потому, что позволяет:
1. Дать ученикам четкое представление об изучаемых событиях.
2. Предотвратить формирование предвзятых представлений о различных исторических событиях.
3. Создать у учащихся целостную картину изучаемой эпохи.
4. Сделать изучение предмета более интересным при помощи сочетания различных видов деятельности и форм работы с историческими источниками.
Проблема проекта актуальна потому, что
изучение истории при помощи свидетельств ее очевидцев позволяет:
1. Более эффективно воспитывать у учащихся нравственность, гуманизм и патриотизм;
2. Способствовать процессу самоидентификации учащихся, формированию у них национальной идентичности и активной гражданской позиции.
3. Учить их уважать мнения, отличающиеся от их собственных взглядов.
|
3.
|
Цель проекта
|
Оптимизация процесса изучения истории; максимальное использование возможностей воспитания историей.
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
История России.
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
Всеобщая история, литература, география.
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
Учебный год.
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
8-11 класс. Элементы данного проекта могут быть успешно использованы в 8-11 классах, в полном объеме – в 10-11 классах.
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Общеобразовательная школа, гимназия.
|
9.
|
Содержание проекта
|
Средства обеспечения проекта:
1. Компьютерные презентационные технологии;
2. Раздаточный материал (цитаты из памятников художественного слова, актовых документов источников личного происхождения);
3. Наглядные средства обучения (изобразительная наглядность: картины, фотографии, экранно-звуковая наглядность: документальные фильмы).
Формы работы
: Работа в форме внеклассных занятий на различных этапах изучения материала:
1. Работа в группах
:
а) Проведение дебатов.
б) Проведение «круглых столов».
в) Проведение конференций.
г) Подготовка проектов.
д) Ролевые игры (например, «суд» над исторической личностью).
2.
Работа с историческими источниками:
а) Анализ актовых документов.
б) Работа с мемуарами и дневниками участников исторических событий (выявление отношения представителей различных общественных групп к происходившим событиям).
в) Работа с художественными произведениями (образ «лишнего человека» в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С.Тургенева).
3.
Работа с наглядными средствами обучения:
а) Работа с картографической наглядностью (раскрытие динамики событий и процессов; конкретизация представлений о географических условиях, в которых они происходили).
б) Работа с изобразительной наглядностью: просмотр фотографий, картин очевидцев исторических событий.
в) Работа с экранно-звуковой наглядностью: просмотр документальных фильмов и фотографий, обсуждение увиденного (условия, в которых происходили те или иные события, образ человека в изучаемую эпоху).
|
10.
|
Этапы работы
|
Подготовительный этап: объяснение правил работы с используемыми средствами обучения.
Этап реализации: изучение материала, повторение и обобщение с применением указанных форм работы.
Этап подведения итогов: возможно проведение дебатов, либо защита проектов по изучаемому материалу.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
В результате реализации проекта предполагается успешное усвоение учениками материала, углубленные знания по предмету, приобретение таких навыков и умений, как:
1. Коммуникативные.
2. Устные и письменные речевые.
3. Информационные.
4. Интеллектуальные.
5. Умение работать с хронологией.
6. Умение работать с документами
7. Умение осуществлять ретроспективный анализ.
|
Проект «Школа – территория общения» факультета иностранных языков.
Руководитель: Игна О.Н. Участники: Караман Б., Ващук Д., Неткачева А., Охолина И., Полуэктова Е.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
Общение без границ (Communication without borders / Der Umgang ohne Grezen / La communication sans frontiere)
|
2.
|
Актуальность проекта
|
Основная цель обучения иностранным языкам состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Однако, в школах и гимназиях г. Томска ограничены возможности контактов, встреч с зарубежными школьниками – носителями языка. Современные информационные технологии позволяют реализовать потребность и необходимость в таких контактах. Предлагаемый проект способствует установлению долгосрочных контактов, осуществлению непосредственного и опосредованного общения со школьниками из других стран мира, снятию языковых и коммуникативных барьеров, расширению лингвистического кругозора.
|
3.
|
Цель проекта
|
Расширение возможностей опосредованного и непосредственного межкультурного иноязычного общения между школьниками города Томска и зарубежными школьниками, как на уровне межличностных контактов, так и на уровне сотрудничества между образовательными учреждениями.
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Иностранный язык (английский, немецкий, французский).
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
История, география, литература, информатика, страноведение.
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
1 год.
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
Средняя и старшая ступени обучения.
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Школы и гимназии г. Томска (базовые площадки практик) ФИЯ ТГПУ
|
9.
|
Содержание проекта
|
Оборудование:
компьютеры с доступом в Интернет, проектор, микрофоны, Web-камера, колонки.
Фактический материал
: образцы личных писем почтовой связи и электронной почты, информация Интернет сайтов.
Основные формы работы
: групповая, индивидуальная.
|
10.
|
Этапы работы
|
1 этап: «Игра Одиссея» (до 1-го месяца
)
Задачи этапа:
- снятие языковых барьеров;
- установление первичных личных контактов со школьниками из других городов мира.
Содержание этапа:
- выход на сайт odyssee@goethe.de, заполнение заявки на участие в игре «Одиссея»;
- получение от организаторов электронных адресов участников игры «Одиссея» из разных стран мира;
- выполнение понедельного графика, знакомство с содержанием заданий, предложенных на сайте, распределение заданий между учениками;
- написание писем с описанием г. Томска
(достопримечательностей, традиций), угадывание городов мира по их описанию в письмах зарубежных школьников;
- организация видеоконференции с участием игры «Одиссея», вступивших в переписку.
2 этап: «Личные письма» (до 8-ми месяцев)
Задачи:
- поиск друзей по переписке;
- установление личных контактов по переписке с зарубежными школьниками.
Содержание этапа:
- оформление заявки в Интернете на получение журнала «LetterNet» с информацией о людях, с которыми можно осуществлять переписку, как через почтовую связь, так и через Интернет;
- выбор друзей по переписке с помощью журнала «LetterNet» и таких сайтов, как www.letternet.de, www.engalspace.com,www.stady.ru, www.polyglot-learn-language.com;
- консультационная помощь учителя по правилам оформления писем;
- запрос информации, проведение соцопросов учениками в личной переписке с зарубежными по проблемам межкультурного взаимодействия для дальнейшего обсуждения.
3 этап: «Видеоконференция»
(до 2-х месяцев)
Задачи:
- закрепление установленных опосредованных личных контактов;
- выход на уровень сотрудничества между школами;
Содержание этапа:
- сбор информации о зарубежной школе (школах), ученики которых наиболее активны в личной переписке;
- определение и обсуждение тематики будущей видеоконференции школьников;
- выход на администрацию выбранной школы (Англии, Германии, Франции или США).
- подготовка и проведение видеоконференции с участниками зарубежной школы.
4 этап: «Личные встречи»
Задачи:
- подведение итогов;
- установление долгосрочных контактов.
Содержание этапа:
- приглашение зарубежных школьников, обмен школьниками;
- продолжение личной и официальной переписки;
- планирование дальнейшего сотрудничества на уровне классов, школ.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
1.Реализация комплекса учебных задач:
- совершенствование умений в письменной речи;
-развитие умений монологической и диалогической форм общения;
- развитие межкультурной компетенции;
- развитие общего уровня владения иностранным языком.
2.Реализация развивающих, воспитательных и общеобразовательных задач:
- повышение мотивации к изучению иностранных языков;
- развитие информационных, поисковых умений;
- развитие умений командной работы;
- развитие чувства толерантности.
3.Развитие сотрудничества между образовательными учреждениями:
- на уровне школ города Томска и ТГПУ (как связующего звена организации видеоконференции);
- на уровне международного общения со школами других стран;
- установление личных долгосрочных контактов с носителями языка.
|
Проект «Школа – территория общения» факультета экономики управления.
Руководитель: Аникина В.Г. Участники: Иванова Е., Телепушкина Е., Прокофьева Е., Дмитриева О., Кожухова А.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
Создай свою фирму
|
2.
|
Актуальность проекта
|
В основе современной рыночной экономики лежит частная инициатива, индивидуальное предпринимательство. На рынке трудовых ресурсов все более востребованными становятся такие качества личности, как предприимчивость, деловитость, способность к принятию решений и их реализации. Отсюда актуальным является поиск педагогических технологий, методов, оптимально сочетающих следующие уровни обучения:
· теоретический, то есть обучение основам знаний о структуре, функциях и принципах рыночной экономики;
· практический, предполагающий развитие у школьников учебных навыков в области предпринимательской деятельности;
· поведенческий, включающий психологическую подготовку школьников к самостоятельной жизни через осознание ими необходимости личной предприимчивости и ответственности.
Предлагаемый проект является одним из методов обучения, сочетающим указанные уровни.
|
3.
|
Цель проекта
|
Адаптация школьников к реальным жизненным условиям на основе формирования современного типа экономического мышления и поведения. Исходя из указанной цели: необходимо обеспечить решение следующих задач:
· Развитие на основе теоретических знаний учебных навыков прикладного характера через разработку и защиту предпринимательских проектов.
· Развитие умений самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания.
· Формирование коммуникативных навыков.
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Экономика.
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
Обществознание. Правоведение.
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
Месяц.
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
10-11 класс – 15-17 лет.
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Общеобразовательное учреждение.
|
9.
|
Содержание проекта
|
Раздаточный материал, наглядные пособия по темам: «Деньги», «Рынок», «Предпринимательская деятельность», «Правила создания бизнеса», вспомогательный материал (ручки, листы), правовые документы. Методы реализации проекта: деловая игра, тренинг, игра «ватман-кругосветка», круглый стол.
|
10.
|
Этапы работы
|
1. Подготовка методического содержание проекта, технической оснащенности мероприятия.
2. Реализация проекта. Объявление темы и постановки цели. Структура проекта включает четыре этапа, каждый из которых предполагает проведение определенного мероприятия (период проведения каждого этапа - неделя, одно мероприятие в неделю):
2.1. «Основы создания фирмы». В течение этого этапа учащиеся должны подготовить документацию фирмы.
Постановка цели. Цель: изучить и освоить новые знания, развитие навыка поиска и анализа информации. Проведение деловой игры. Тема «Создание пакета документов фирмы». Рассматриваются организационно-правовые формы предприятия, оформление юридических документов, документов круглой печати, документов для открытия счета фирмы в банке, учетная документация, устав и учредительные документы фирмы, положения об отделах, должностные инструкции, положения о политике предприятия в области персонала. Подведение итогов. Результат: ознакомление с документацией, практический опыт в оформлении фирмы. После подведения итогов участникам объясняется тема и цель следующего этапа для подготовки к работе.
2.2. «Проектирование». Во время этого этапа участники разрабатывают идею, готовят проект, формируются группы единомышленников.
Постановка цели. Цель: развитие аналитического и критического мышления в процессе разработки идеи проекта. Проведение игры: «Ватман - кругосветка». Тема: «Рождение идеи». Происходит разработка бизнес-плана, организационной структуры предприятия, определение сферы деятельности. Окончательное оформление проекта, подготовка защиты. Подведение итогов игры. Результат: разработка проекта, выявление положительных и отрицательных сторон его реализации. После подведения итогов участникам объясняется тема и цель следующего этапа для подготовки к работе.
2.3. «Самопрезентация». На этом этапе проходит защита проектов перед «инвесторами» (школьниками), в итоге определяется лучший проект.
Постановка цели. Цель: овладение ораторским искусством, развитие уверенности в себе. Проведение тренинга. Тема: «Собеседование у инвесторов». Рефлексия. Результат: практическое применение и освоение навыков выступления перед аудиторией, аргументации при защите своего мнения.
3. Заключительный этап. Круглый стол. На этом этапе учащиеся высказывают свое мнение. Предлагаемые критерии оценки: оформление проекта, яркость представления проекта, актуальность выбранной проблемы, культура речи, соответствие материала теме и целям, аргументированность защиты проекта, логичность этапов реализации. Выявление ошибок и корректировка для каждого отдельного участника проекта. Обсуждение и подведение итогов.
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
Результатом проекта является направленность каждого участника на какой-либо вид деятельности (организация своего бизнеса, работа под началом). По окончанию проекта учащиеся приобретают знания в области экономики, психологии, а также получают незаменимый опыт «открытия своего дела», учатся влиять на людей. По мере реализации проекта развивается аналитическое, экономическое и критическое мышление. Школьники получают навыки культуры речи перед аудиторией, защиты своего мнения и идеи, взаимодействия с «деловыми партнерами», а также навыки поиска и анализа информации. Во время участия в проекте происходит сплочение коллектива, активное взаимодействие всех участников.
|
12.
|
Перспективы
|
|
Проект «Школа – территория общения» физико-математического факультета.
Руководитель: Подстригич А.Г. Участники: Горобец Л., Александрова Е., Кузнецова Ю., Пекарская А., Циммерман Т.
№
|
Оцениваемые параметры
|
Содержание
|
1.
|
Тема проекта
|
Десять вечеров у Госпожи науки (физико-математический цикл)
|
2.
|
Актуальность проекта
|
1. Для повышения уровня успеваемости по предметам
2. Для развития познавательных интересов и творческой деятельности учащихся
3. Для реализации самообразования
4. Для формирования культуры общения и др.
|
3.
|
Цель проекта
|
Развить интерес к предметам
Расширить знания
Повысит уровень интеллектуального развития учащихся
|
4.
|
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект
|
Математика
Физика
Информатика
|
5.
|
Близкие к проблеме проекта предметы
|
Поставленная проблема актуальна для любого предмета школьного курса; в рамках данного проекта может быть реализовано любое предметное содержание
|
6.
|
Период проведения всего проекта
|
10 недель (1 вечер-1 неделя)
|
7.
|
Возраст участников проекта
|
Среднее звено 5-9 классы
|
8.
|
Место реализации проекта
|
Актовый зал, компьютерная лаборатория, лаборатория кабинета физики, природная зона.
|
9.
|
Содержание проекта
|
Вечер №1:
Знакомьтесь: Госпожа наука (физика, математика, информатика). Цель – привитие интереса к предметам как элемент человеческой культуры, проверка знаний, расширение кругозора, развитие навыков общения, совместной деятельности и ответственности за коллектив при совместной работе по подготовке и проведению вечера. Содержание – история развития наук, биография выдающихся ученых, конкурсы, задачи-шутки, кроссворды и др.
Вечер №2.
Физики и Лирики. Цель – формирование познавательного интереса учащихся путем использования фрагментов пушкинских произведений, развитие умения работать в группах, аналитических навыков. Содержание оценивания фрагментов стихотворных произведений, поиск и определение физических явлений и закономерностей. Используются фронтальная и групповая форма работы.
Вечер №3.
Компьютерная лаборатория. Цель – обобщение представления учащихся об информационной культуре; развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), логического мышления, внимания, интереса к предмету, развитие креативности учащихся; воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде. Содержание – конкурсы: работа в MS Excel; кроссворды; викторина и конкурс стенгазет и эмблем команд. Форма работы: фронтальная и групповая.
Вечер №4.
Музей математики «Руками не трогать и руками трогать обязательно». Цель - активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию творческой деятельности и самореализации учащихся, развитие интереса к математике, элементов ораторского искусства, воспитание культуры общения. Содержание - экскурсия по залам «Галерея математиков», «Многогранники», зал практического действия «Руками трогать обязательно»
Вечер №5.
Математические софизмы. Цель – развить аналитические, логические навыки учащихся, внимательность, умение выявить «запрещенные» операции, развитие познавательных интересов. Содержание - вводное сообщение о ложных утверждениях – софизмах, решение известных софизмов, поиск новых, поиск «опасных» мест математики.
Вечер №6.
Физика местности: экологический портрет. Цель: формирование навыков практического применения физики, воспитание экологической культуры, развитие исследовательских качеств. Содержание – поиск учениками информации, оценка экологического состояния местности, выявление физических процессов, их свойств и следствий в процессе загрязнения, выдвижение гипотез (как физика может противодействовать загрязнению), групповая работа, в ходе которой оцениваются материалы мусора и классифицируются.
Вечер №7.
Аукцион формул и теорем. Цель – закрепление материала по теме «Тождества сокращенного умножения», развитие коммуникативных навыков, умение видеть формулы для решения задачи (лота). Содержание - «покупка» формул – лотов, необходимых для решения задач путем цены – решения предъявляемых примеров. Групповая и индивидуальная работа.
Вечер №8.
Бои и турниры: арена – физика. Цель – формирование активной жизненной позиции учащихся; повторение, систематизация знаний обучающихся, развитие познавательного интереса к физике; умения работы в группе (распределять обязанности, взаимообучать, представлять результаты деятельности), умения отстаивать свои взгляды. Содержание – Конкурсы писателей, капитанов, кроссвордов, болельщиков, «Эврика!», конкурс домашнего задания.
Вечер №9.
«Путешествие в сказку» (спектакли, сценки, сказки). Цель – творческая работа: поиск, сочинение сценариев на математические темы, развитие воображения, артистических и коммуникативных навыков. Содержание – представление инсценировок, сказок, спектаклей, обсуждение.
Вечер №10.
Заключительный этап – вечер «Посвящение в Академики». Цель – систематизация деятельности всех вечеров, привлечение интересов учащихся к предметам, оценка эффективности, ценности мероприятия. Содержание - конкурсы «Лучший знаток истории Госпожи Науки», конкурсы болельщиков, литературный конкурс, посвящение – клятва.
|
|
Этапы работы
|
1. Принятие и адаптация проекта. Оценивание проекта согласно особенностям учащихся. На данном этапе можно корректировать, менять местами тот или иной пункт проекта, ориентируясь на самих учащихся. Распределение обязанностей по педагогам.
2. Активное проведение проекта. На предварительное устройство каждого вечера отводится неделя. В это время идет подготовка – подбор нужного материала, литературы, делаются готовые разработки по вечеру. Идет распределение обязанностей между учащимися. При непосредственном проведении вечера соответствующе оформляется зал, учащимся предлагается присутствовать в праздничной форме согласно теме вечера. В ходе вечера выслушиваются доклады и выступления детей, подготовленные предварительно. Учащимися систематизируются и обобщаются знания по выбранной тематике и соответствующему предмету.
3. Вечера должны завершаться анализом (Чего достигли? Что не получилось? И др.)
|
11.
|
Педагогические эффекты
|
Полагается дать возможность учащимся проявить такие качества как: - коммуникативные (способность взаимодействия, умение предлагать и отстаивать идеи, способность организовать творческий процесс, умение правильно вести спор, дискуссию.
- творческие (нестандартность мышления, способность воплощать добытые знания в материальные формы, изобретательность, готовность к придумыванию, самоанализ, инициативность). Проведение вечеров предполагает повышения уровня успеваемости по предметам, развитие познавательных интересов, развитие навыков и реализацию самообразования.
|
Учебное издание
ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ОБЩЕНИЯ:
Материалы
II
конкурса профессионального педагогического мастерства студентов ТГПУ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»
Методические рекомендации
(Серия «Проектирование образовательно-воспитательного пространства»)
Оригинал-макет:
Лицензия ЛР № 42536778 от 28.05.92 года
Сдано в печать: Формат
Подписано в печать: Печать:
Усл.печ. л.: Тираж: экз.
Уч.-изд. л.: Заказ:
Бумага: офсетная
Издательство Томского государственного педагогического университета
634041, Томск, Комсомольский пр., 75
Отпечатано в типографии издательства ТГПУ,
Г. Томск, ул. Герцена, 49
__________________________________________________________________________
|