Учебное пособие: Ю. Л. Старенченко психология массовой коммуникации
Название: Ю. Л. Старенченко психология массовой коммуникации Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИСанкт-Петербургский государственный университет телекоммуникацийим.проф.М.А.Бонч-БруевичаГуманитарный факультет
Ю.Л.СтаренченкоПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИЧАСТЬ IДИАГНОСТИКА И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Учебно-методическое пособие СОДЕРЖАНИЕ: Предисловие 1. Психология творческих способностей 2. Методы активизации творческих способностей 3. Методики диагностики творческих способностей Заключение Литература ПРЕДИСЛОВИЕ В самом названии специальности “Связи с общественностью” социальная среда выделена в качестве основного поля деятельности СО-менеджера, что требует от последнего глубоких социально-психологических знаний и хороших коммуникативных навыков. Определенные должностные обязанности, предполагающие знание и выполнение данным специалистом целого набора технологически разработанных действий, позволяют сделать вывод о наличии своеобразной технологической среды СО-деятельности. Кроме того, высококлассный СО-специалист – это всегда творческая личность, умеющая создавать и использовать в своей деятельности креативную среду, т.е. находить нестандартные решения, изобретать новые технологии и пр. Именно поэтому изложение учебного курса “Психология массовой коммуникации” открывает предлагаемое читателю учебно-методическое пособие, посвященное проблеме творческих способностей. В пособии достаточно кратко сформулированы условия создания креативной среды, рассмотрены составляющие творческого мышления и способы их активизации, представлены некоторые методики диагностики и тренировки творческих способностей. 1. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей [3, 4, 5, 8, 9, 13, 18, 21]. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями:
(ВНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ);
(РАЗНОСТОРОННОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(ВАРИАТИВНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(КОНКРЕТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(АБСТРАКТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(ЧУВСТВОМ ГАРМОНИИ);
(НЕЗАВИСИМОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ);
(ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ);
(ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ).
Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности. 2. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления. Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям: А. Методы, направленные на организацию креативной среды [2, 9, 13]. К этой группе относятся:
Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.
а) прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема; б) личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений; в) символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.); г) фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр. Основной недостаток метода – для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей. Б. Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих методов:
Алгоритм ТРИЗ ВНИМАНИЕ: записи ведутся простыми словами, применение терминов и стереотипов запрещено
Примечания: Система – объединение разнородных элементов, предназначенное для выполнения основной функции и создающее новое свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов. Основная функция (ОФ) – действие, для осуществления которого создана некая система. Принцип действия (ПД) – закон, посредством которого система осуществляет основную функцию. Состав системы (СС) – элементы анализируемой системы, участвующие в осуществлении основной функции. Нежелательный эффект (НЭ) – вредное для пользователя системы действие, возникающее при выполнении ОФ; чаще всего возникает в случае изменения системы пользователем или предъявлении к ней повышенных требований. Средство устранения (СУ) – изменение в самой системе, в том числе, с помощью дополнительных факторов, приводящее к устранению НЭ. Если введение СУ не приводит к возникновению вредных для пользователя эффектов, то проблема решена. Но, как правило, введение СУ, устраняющего один НЭ, приводит к появлению нового НЭ и, как следствие, к логическому противоречию. Логическое противоречие (ЛП) – свойство связи между двумя взаимодействующими элементами, при котором изменение одного из элементов системы в полезную для пользователя сторону вызывает нежелательное изменение другого элемента. ЛП формулируется в форме причинно-следственной связи: “если… - то… - но…”. При формулировании ЛП необходимо пользоваться конкретными формулировками, отражающими сущность происходящих явлений. Х-элемент – некий идеальный элемент, помогающий устранить НЭ и привести к идеальному конечному результату. На первом этапе Х-элемент является фантастическим допущением, психологически снижающим сложность задачи, при этом данный элемент должен обладать вполне конкретными полезными свойствами. Оперативная зона (ОЗ) – зона, в которой происходит конфликт, приводящий к ЛП, она может совпадать или не совпадать с зоной, в которой выполняется основная функция системы. Оперативное время (ОВ) – состоит из времени выполнения системой основной функции – Т3, предконфликтного периода – Т2 и времени конфликта Т1 : Т = Т1 + Т2 + Т3. Противоречие на макроуровне – это противоположные требования к свойствам оперативной зоны, где необходимо указать, в какой период и с какой целью ОЗ должна иметь данное свойство. Противоречие на микроуровне – это противоположные требования к частицам (деталям) свойств ОЗ, обеспечивающим выполнение условий деятельности системы. Идеальный конечный результат (ИКР) – достигается в том случае, когда система сама обеспечивает присутствие между элементами таких деталей, которые способствуют выполнению ОФ системы без появления НЭ. 2. Структурно-логические схемы процесса воображения. Воображение как рациональный мыслительный процесс представления результата труда до его начала (построение образа продукта, создание программы получения продукта, моделирование процесса получения продукта) может быть активизировано посредством структурно-логического моделирования [8, 11, 14, 20]. В качестве одного из принципов такого моделирования используется анализ любого рассматриваемого объекта как системы, всегда имеющей:
Примерами структурно-логических схем процесса воображения могут служить приведенные ниже упражнения. Упражнение “Поиск общих признаков”.
Упражнение “Определение понятий”. В этом задании использован такой принцип структурно-логического моделирования, как свободное генерирование ассоциаций с последующими операциями их анализа и синтеза в виде искомой формулировки. Алгоритм выполнения упражнения: а) записать понятие и перечислить в столбик по ассоциации существительные, которые отражают суть понятия; б) выбрать из них 2-3 самых точных в качестве ключевых, сформулировать определение, сделав акцент на указании существенных признаков понятия; в) синтезировать определение из нескольких формулировок. Например: МЫШЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ - это процесс самостоятельного решения проблемы . Упражнение “Парадоксальное определение понятий”. В этом упражнении необходимо вывести оксюморон – т.е. парадоксальное объединение противоположных свойств объекта в систему. Алгоритм конструирования оксюморона: а) дать краткую характеристику понятия; б) определить его существенные признаки и записать в столбик; в) подобрать к каждому признаку антоним (антипризнак); г) из полученного перечня выбрать:
Например: ВОДА а) характеристика: вещество для поддержания жизни на Земле, из воды появилась жизнь на Земле, в природе она совершает круговорот;
г) возможные сочетания:
В следующем упражнении используется структурно-логическая схема создания метафоры (процесса метафоризации ). Это направление исследований очень давно осваивается учеными (лингвистами, психологами, философами, культурологами и др.) и используется людьми в творческом процессе, поскольку метафора – это уникальное вербальное средство, несущее мощную лингвистическую, культурную и психологическую нагрузку, обеспечивающее познание объекта с помощью взаимодействия чувственного и рационального компонентов мышления [3, 11, 14, 15]. Тем самым метафора организует связь между тремя основными уровнями психического отражения действительности:
Основные механизмы конструирования метафор:
Таким образом, сила метафоры – в переносе смысла понятия из конкретной среды в абстрактную и наоборот, т.е. метафора не подчеркивает, а создает сходство и приводит к появлению нового “смыслообраза” на основе процессов логики и воображения. Отсюда создание метафоры подразумевает активизацию и тренировку креативных способностей. Упражнение “Беглые ассоциации”. При выполнении задания необходимо создать как можно больше ассоциаций по сходству к словам-стимулам, отвечая на вопрос: “На кого или на что это может быть похоже”. Время ответов не ограничено. Примерные слова-стимулы: ТАРЕЛКА, УТЮГ, ЗОНТИК, КАРАНДАШ, КОТЕНОК, ГИТАРА, РАСЧЕСКА и т.п. Анализ ответов производится по следующим критериям :
В эксперименте по выполнению этого упражнения (“ассоциативном эксперименте” С.Медника) приняли участие 106 специалистов творческих профессий (преподаватели, изобретатели, художники, литераторы и пр.) [14]. В целом все ответы распределились на четыре группы:
Примеры выполнения упражнения с использованием слов-стимулов: ЛИНЕЙКА
ЗОНТИК
ЛАМПОЧКА
КАРАНДАШ
ЕЛОЧКА
Таким образом, указанные выше группы методов активизации творческого мышления направлены на создание креативной среды и оптимизацию стадии накопления (структурирования) знаний о проблеме. Не ограничиваясь улучшением рациональных (сознательных) стадий творческого процесса, психологи разработали способы тренировки интуитивного мышления, что позволяет выделить их в качестве следующей группы методов активизации творческих способностей [5, 12, 19, 22]. В. Методы тренировки интуитивного мышления. Рассмотрим метод, в основе которого использован принцип ответов “по наитию” на специально подобранные вопросы [12]. В конструировании заданий данного метода общей идеей является то, что испытуемый дает ответ за очень короткое время, не задумываясь, руководствуясь скорее ощущением правильности ответа, чем его логическим подбором. Для создания более выраженных условий неопределенности ответа в упражнениях используются вопросы энциклопедического типа из достаточно узких областей знания. Вопросы обязательно предполагают количественный ответ, поэтому испытуемому указывается единица измерения, которая должна присутствовать в ответе. При этом ответ дается и фиксируется испытуемым в бланке в течение первых 7 с (время секундируется руководителем заданий), при отсутствии ответа ставится 0. Обработка ответов в заданиях стандартна: - при условии, что величина ответа испытуемого N >0 и величина фактического ответа Nф >0, то Пс = N / Nф ´ 100 %, если N £ Nф , или Пс = Nф / N ´ 100 %, если N > Nф , где Пс – показатель % совпадения ответа с фактическим значением; N
– значение ответа участника; Упражнения на развитие интуиции:
Регистрационный бланк упражнения “МИШЕНЬ”
2. “Выживание в бизнесе”. 100 условных акций (по 1 % уставного капитала на акцию) делится между игроками поровну (неделимый остаток изымается в пользу ведущего). Всем игрокам задается первый вопрос, на ответ и фиксацию его в бланке – до 7 с. Затем ведущим диктуется правильный ответ, который записывается каждым игроком в соответствующую графу. На основании сравнения данного игроком и фактического ответов каждым из играющих в течение минуты подсчитывается свой Пс по данному вопросу. После этого игроки с наибольшим Пс могут изъять часть акций у игроков с меньшим Пс , в соотношении: 1 акция к 10 % разницы ответов. Такая операция повторяется после каждого вопроса, оставшиеся без акций выбывают из игры. По ходу игры могут создаваться конкурирующие группировки или ситуация “охоты за лидером”. Регистрационный бланк упражнения “ВЫЖИВАНИЕ В БИЗНЕСЕ”
3. “Орнамент”. Игровое поле представляет собой прямоугольник 10 ´ 10 клеток. После выдачи и фиксации игроком в бланке ответа (до 7 с) ведущий диктует правильный ответ, затем производится подсчет величины Пс каждым игроком. По своему результату Пс игрок на игровом поле заштриховывает в произвольном порядке количество клеток, равное отношению: Пс /20. Количество вопросов заранее не оговаривается, т.е. игроки не знают, когда закончится игра, но они должны стремиться к выполнению законченного и симметричного орнамента. Рекомендуемое количество вопросов для 100-клеточного поля – 10. Регистрационный бланк упражнения “ОРНАМЕНТ”
4. “Полет на летающей тарелке”. Игрокам раздаются одинаковые полетные карты горной местности, воспроизведенной в системе координат. После каждого вопроса происходит стандартная операция записи данного игроком и правильного ответов, затем - подсчет Пс и фиксирование каждым игроком положения своей летающей тарелки на полетной карте, при этом величина Пс в каждом случае показывает высоту (в метрах) летающей тарелки относительно 0. По результатам Пс своих ответов игрок должен перелететь все препятствия и добраться до посадочной площадки. Время ответа – до 7 с, на подсчет результата и отметку своего места на карте отводится до одной минуты (при наличии калькулятора). Регистрационный бланк упражнения “ПОЛЕТ НА ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ” Полетная карта
Примерный перечень вопросов , используемых в интуитивно-логических упражнениях:
3. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности. Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей [7, 9, 13, 19]:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий; б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов; в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей. В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции. Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования. Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, а также использовались автором пособия для изучения креативности на студенческих выборках ряда петербургских вузов [9, 10].
ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994) Условия проведения Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят. Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты. В тесте используются следующие показатели креативности:
Инструкция к тесту Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком. Обработка результатов тестирования Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:
Примечание: 1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности; 2 - значение индекса оригинальности; 3 - значение индекса уникальности. Пример интерпретации : пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола: 2,41 / 5 = 0,48 Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1 . Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.
СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК Фамилия, инициалы _________________________________ Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________ Дорисуйте картинки и дайте им названия! Дорисовывать можно что угодно и как угодно. Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой. Атлас типичных рисунков Картинка №4 ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994) Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин. Инструкция к тесту Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи. Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов. Интерпретация результатов тестирования Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством “троек слов”, так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других – не дать ни одного. Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов. Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя “количество ответов” (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:
Примечание: 1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень; 2 - значение индекса оригинальности; 3 - значение индекса уникальности; 4 - количество ответов. Пример интерпретации результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20,25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него. Индекс уникальности здесь показывает, сколько новых решений способен предложить испытуемый в общей массе выполненных заданий. Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого. СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК Фамилия, инициалы _________________________________ Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________ Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером. СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ 1. случайная - гора - долгожданная 2. вечерняя - бумага - стенная 3. обратно - родина - путь 4. далеко - слепой - будущее 5. народная - страх - мировая 6. деньги - билет - свободное 7. человек - погоны - завод 8. дверь - доверие - быстро 9. друг - город - круг 10. поезд - купить - бумажный
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОТВЕТОВ (варианты ответов и их оригинальность) Тройка слов № 1 Случайная - гора - долгожданная
Тройка слов № 2 Вечерняя - бумага - стенная
Тройка слов № 3 Обратно - родина - путь
Тройка слов № 4 Далеко - слепой - будущее
Тройка слов № 5 Народная - страх - мировая
Тройка слов № 6 Деньги - билет - свободное
Тройка слов № 7 Человек - погоны - завод
Тройка слов № 8 Дверь - доверие - быстро
Тройка слов № 9 Друг - город - круг
Тройка слов № 10 Поезд - купить - бумажный
Тройка слов № 11 Цвет - заяц - сахар
Тройка слов № 12 Ласковая - морщины - сказка
Тройка слов № 13 Детство - случай - хорошее
Тройка слов № 14 Воздух - быстрая - свежее
Тройка слов № 15 Певец - Америка - тонкий
Тройка слов № 16 Тяжелый - рождение - урожайный
Тройка слов № 17 Много - чепуха - прямо
Тройка слов № 18 Кривой - очки - острый
Тройка слов № 19 Садовая - мозг - пустая
Тройка слов № 20 Гость - случайно - вокзал
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данном пособии предлагается аналитический и методический материал, способствующий лучшему пониманию и использованию творческого потенциала личности. По оценкам специалистов, исследования творческих способностей до сих пор являются одной из малоизученных проблем психологической науки. В частности, американскими психологами в период с 1975 по 1995 гг. по проблеме креативности было напечатано всего лишь 0,5% статей от общего объема психологических публикаций [9]. В России лишь с недавнего времени в рамках программы Министерства образования “Одаренные дети” проводятся систематизированные исследования по психологии творческих способностей. Между тем, значение знаний о собственном творческом потенциале, способах его активизации и методиках диагностики трудно переоценить, особенно применительно к сфере так называемых “творческих” специальностей. Рамки учебно-методического пособия позволяют заострить внимание читателя лишь на некоторых, наиболее значимых с точки зрения автора, аспектах психологии креативности. Для более глубокого изучения данной проблемы рекомендуется использовать предложенный список литературы. ЛИТЕРАТУРА
|