Реферат: Картографирование с элементами
Название: Картографирование с элементами Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
ФТПУ 7.1-21/01 Рабочая программа учебной дисциплины
УТВЕРЖДАЮ Директор ИГНД ______________Мазуров А.К «____» ____________2009 г. КАРТОГРАФИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРНОЙ ГЕОЛОГИИ И ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТИРОВАНИЕ Рабочая программа для направления 020804 «Геоэкология» Институт геологии и нефтегазового дела (ИГНД) Обеспечивающая кафедра: «Общей геологии» (ОГ). Курс _2_ Семестр _4_ Учебный план набора 2008 года Распределение учебного времени Лекции _ 8_ часов (ауд.) 2009 Рабочая программа учебной ФТПУ 7.1-21/01 дисциплины Предисловие Рабочая программа составлена на основе ГОС по направлению 020804 «Геоэкология» 98-ЕН/СП/1 от 01.09.2003 г. РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры общей геологии 200 г., протокол № Разработчик Доцент кафедры общей геологии____________ С.С.Гудымович Зав. обеспечивающей кафедрой ______________ А.А.Ананьев Доцент, к.г.-м.н. Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой специальности, соответствует действующему учебному плану. Зав. выпускающей кафедрой ПИГРЭ профессор, д.г.-м.н. Л.П.Рихванов 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Картографирование с основами структурной геологии и геологическое картирование» является комплексным общеинженерным учебным курсом. 1.1. Цели преподавания дисциплины. Цель преподавания дисциплины – изучение студентами структурных форм залегания геологических тел, знакомства с методами геологического картирования и освоение способов изображения геологической информации на различных видах геологических карт. 1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины Задачи курса сводятся к: · прочтению студентам теоретического курса лекций по данной дисциплине; · выполнению лабораторных практических работ; · написанию курсовой работы по учебной геологической карте с организацией преподавателем консультаций и самостоятельной работы студентов над КР; · организации самостоятельной работы студентов при прохождении данного курса; · подготовке студентов к летней геолого-съемочной практике. Изучив данный курс, студенты должны получить представление о конкретных первичных формах залегания геологических тел и вторичных структурных формах их залегания в результате действия тектонических движений, знать методы установления их возрастных взаимоотношений, уметь читать и составлять основные виды геологической графики: геологические карты, разрезы и стратиграфические колонки. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Теоретический раздел – 8 часов. 2.1.1. Введение. Краткие сведения о структурной геологии, геологическому картированию и картографированию. Понятие «структура» и «структурная форма». Генетическая классификация структур и структурных форм. Первичные и вторичные структурные формы. 2.1.2. Строение слоистых толщ Понятие о слоистости. Элементы слоя (поверхность наслоения, мощность, кровля, подошва). Структурные формы слоистости: параллельная, волнистая, линзовидная, косая, сложная и условия их образования. Особенности строения поверхности напластования. Факторы образования слоистости (вертикальные движения, физико-географические, вулканические). Понятие о трансгрессивных, регрессивных и ингрессивных толщах, ритмичности и цикличности. 2.1.3. Горизонтальное и наклонное залегание слоев Признаки горизонтального залегания толщ. Понятие о линии выхода поверхности напластования (границы пласта), ширина выхода и мощности пласта. Изображение горизонтально залегающих слоев на картах и разрезах. Общая характеристика наклонного залегания слоев. Элементы залегания: азимуты линии падения и простирания, угол падения. Понятие о стратоизогипсах. Определение элементов залегания и глубины залегания пласта на картах с горизонталями. Понятие о ширине выхода наклонно залегающего слоя и мощности (истинной, вертикальной, горизонтальной, видимой). Зависимость ширины и формы выхода слоя на поверхность от его истинной мощности, угла падения и формы рельефа. Определение мощностей. Изображение на картах наклонно залегающих слоев с помощью стратоизогипс. Построение разрезов вкрест простирания наклонно залегающих толщ. 2.1.4. Несогласное и согласное залегание слоев. Понятие о согласном и несогласном залегании слоев. Элементы несогласия. Типы несогласий: параллельное, угловое, азимутальное, географическое. Классификация несогласий по скорости формирования, по степени проявления, по площади проявления. Признаки несогласий и перерывов. Изображение несогласий на стратиграфических колонках. 2.1.5. Складчатые структуры Понятие складки. Складки антиклинальные и синклинальные. Элементы складки. Морфологическая классификация складок (по положению осевой плоскости, по форме замка, по поведению оси, по отношению длины складок к ширине, по соотношению мощностей на крыльях и в замках). Элементарные формы складок. Складки концентрические, подобные, дисгармоничные, диапировые. Представление о механизме образования складок (изгиб с концентрическим скольжением, скалывание, пластическое течение). Основные динамически обстановки складчатости. Генетическая классификация складок. Группы (комплексы) складок. Порядки складок. Взаимное расположение складок в группах: параллельное, кулисообразное, виргационное и др. Основные типы складчатости: геосинклинальная (альпинотипная); переходная (сибиретипная); платформенная (германотипная). Изображение складок на геологических картах и разрезах. 2.1.6. Понятие о структурно-фациальных зонах и структурных этажах. Соотношение структурных этажей (аккордантное, конкордантное, дискордантное). 2.1.7. Дизъюнктивные структуры и трещиноватость Элементы дизъюнктива. Морфологическая и кинематическая классификации дизъюнктивов. Генетическая классификация дизъюнктивов: дизъюнктивы тангенциального сжатия (взбросы, надвиги, сдвиги); тангенциального растяжения (сбросы, раздвиги). Системы дизъюнктивов (горсты, грабены, чешуйчатые взбросы, ступенчатые сбросы и др.). Определение типа, направления смещения, амплитуды и возраста дизъюнктивов (решение дизъюнктивов). Трещиноватость горных пород: не тектоническая и тектоническая. Трещиноватость зон разрывных нарушений. Трещиноватость, связанная со складчатостью. Кливаж, формы его проявления и происхождения. 2.1.8. Магматические структуры Формы залегания эффузивных пород: потоки, покровы, купола, вулканические конуса, некки. Особенности строения вулканических толщ. Определение элементов залегания и возраста эффузивов. Строение и стадии развития геосинклинально-складчатых поясов. Антиклинории, синклинории, срединные массивы, орогены. Осадочно-вулканогенные формации и магматизм. Возраст поясов. Формы залегания интрузивных пород. Согласные и полусогласные магматические тела: силлы, лакколиты, лополиты, факолиты, гарполиты. Несогласные магматические тела: штоки, батолиты, дайки. Внутренняя структура интрузивных массивов. Первичная и вторичная тек тоника интрузивных массивов. Прототектоника жидкой и твердой фазы. Определение возраста интрузивных пород. 2.1.9. Основные структурные элементы земной коры Земная кора и тектоносфера. Океанический и материковый тип земной коры. Структуры континентальной коры: геосинклинально-складчатые пояса, платформы, переходные структуры. Строение и стадии развития геосинклинально-складчатых поясов, особенности осадконакопления и магматизма, складчатые пояса. Их возраст и основные структурные элементы (антиклинории, синклинории, срединные массивы). Платформенные области, их строение и структуры: щиты, антеклизы, синеклизы. Формации и магматизм платформ. Краевые прогибы и межгорные прогибы. Глубинные разломы. Основные гипотезы образование современной земной коры: геосинклинальная теория и теория движения тектонических плит. 2.1.10. Геологическое картирование и картографирование. Основные способы ведения геологической съёмки: вкрест простирания, прослеживание по простиранию, оконтуривание, по сетке. Виды привязочной основы: глазомерная, топооснова, аэрофотоматериалы. Особенности полевых наблюдений на разных горных породах. Общие сведения о геологических картах. Способы и методы составления геологических карт. Требования к составлению различных типов геологических карт: геологических, карт четвертичных отложений, литолого-геологических, тектонических, геоморфологических, инженерно – геологических и др. Масштабы карт: мелко-, средне-, крупномасштабные, детальные карты. Номенклатура геологических карт. Условные знаки геологических карт. Карты полезных ископаемых. Способы привязки и накладки полевых геологических наблюдений. Аэрофотоснимки. Опорные сетки наблюдений. 2.2. Практический раздел – 72 часа 2.2.1. Лабораторные работы – 8 часов ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Все лабораторные работы выполняются по темам структурной геологии на бланковых картах. Каждый студент в начале занятия получает карту и задание на картах выполняются карандашом или тушью, а геологические разрезы и стратиграфические колонки выполняются на ватмане тушью и раскрашиваются. Оформление геологических карт, разрезов и стратиграфических колонок должно соответствовать инструкции по оформлению карт. К составленной и оформленной графике должны быть приложены ответы на вопросы, поставленные в задании. Лабораторная работа «Горизонтальное и наклонное залегание геологических тел– 2 часа ауд. занятий. А. Горизонтальное залегание. Построение геологической карты (Карта 3) с горизонтальным залеганием слоев. Используя топографическую основу карты - нанести выходы пластов, взяв за основу фактический материал, размещенный в западной части карты. Решить вертикальный дизъюнктив. Построить геологический разрез в направлении, пересекающем как можно больше пластов (при вертикальном масштабе 1:1 000). Составить стратиграфическую колонку в масштабе 1:1000. Ответить на вопросы: 1. Каков главный признак горизонтального залегания геологических тел на картах с рельефом? 2. Как, строя разрез, определить мощность (толщину) геологических тел, залегающих горизонтально? 3.Охарактеризовать взаимоотношения между всеми толщами. Б. Наклонное залегание (карта 4 и 12). I . Карта 4. С помощью стратоизогипс нанести полный выход пласта по известным элементам залегания и заданной мощности. Определить глубину залегания кровли пласта в указанной точке. II . Карта 12. 1. Определить с помощью стратоизогипс: а) элементы залегания палеозойских и юрских пород, проставить их на карте; б) горизонтальную и вертикальную мощность одной из палеозойских толщ; в) горизонтальную и вертикальную амплитуды дизъюнктива. 2. Построить геологический разрез, ориентированный вкрест простирания палеозойских толщ, внеся графически определенную поправку на косое сечение в угол падения юрских отложений. 3. Построить стратиграфическую колонку. 4. Описать дизъюнктив по стандартной программе. 5. Описать историю геологического развития района и ответить на вопрос: - Как юрские отложения залегают на палеозойских? Лабораторная работа «Складчатые структуры» (карта 22)– 2 часа ауд. занятий 1. Построить геологический разрез при условии, что в т. А. породы падают на юго-восток под углом 20о . разрез провести так, что бы пересечь максимальное число складок и одно из пятен трепелов и опок. При построении разреза строго соблюдать правило неизменности мощности толщ на всем его протяжении. Провести на разрезе осевые линии складок и ответить на вопросы: - Какая более крупная, чем отдельные антиклинали и синклинали, структура отрисовалась на разрезе? - Как действовало тектоническое давление, создавая эти складки? Возраст пород считать кембрийским и ордовикским, разделенными на отделы силурийским, девонским и каменноугольным; трепелы и опоки – палеоген и неоген соответственно. Знаки литологии на разрез можно не наносить. Наметить на разрезе осевые линии складок. 2. Описать центральную складку и всю складчатость по стандартной программе и ответить на вопросы: - как палеоген и неоген залегают в пространстве и на подстилающих породах? - какая более крупная, чем отдельные антиклинали и синклинали, структура отрисовалась в разрезе? - как действовали тектонические силы, создавшие складчатость? Лабораторная работа «Строение, прототектоника и взаимоотношения интрузивных тел»(карта 32). – 2 часа ауд. занятий. 1. Определить тип и возраст интрузивных тел и рудных жил. Построить геологический разрез, обратив особое внимание на правильное изображение взаимоотношений интрузивных тел с вмещающими породами и между собой. А также на изображение на разрезе элементов прототектоники интрузивных тел. При определение возраста использовать геохронологические единицы в ранге периода. 2. Описать один из интрузивных комплексов по стандартной программе. 3. Описать историю геологического развития района и ответить на вопросы: - Какова природа всех указанных в интрузивных телах прототектонических элементов? - Каковы взаимоотношения интрузивных тел с вмещающими породами и между собой? - К какому виду элементов прототектоники гранитов приурочены рудные жилы и почему? Лабораторная работа «Структурные карты» (карта 31 масштаба 1:100000). – 2 часа ауд. занятий. 1. Построить структурную карту в изолиниях (стратоизогипсах) кровли нефтеносного пласта по данным буровых скважин. Особое внимание обратить на правильное проведение стратоизогипсы + 100. Провести осевые линии отрисовавшихся структур (складок). 2. Определить глубины проектных скважин, обозначенных ê- никами . 3. Построить 2 разреза по линии: ЮЗ угол – СКВ. 3, 2, 1 и далее по этому направлению до северной рамки. Один разрез – в масштабе карты, другой в масштабе 1:25 000. Мощность нефтеносной свиты – 500 м , её возраст – юрский, перекрывающих пород – меловой, подстилающих – триасовый. 4. Ответить на вопросы: а) Что за структура отрисовалась на карте и разрезе? б) Каковы углы наклона крыльев этих структур (в градусах, процентах, метрах изменения высоты на 1000 м заложения? в) Как действовали тектонические силы при образовании этих структур? 2.2.2 Курсовая работа Курсовая работа выполняется после прослушивания теоретического курса во второй половине весеннего семестра, после ломки расписания. Работа заключается в описании геологического строения района (стратиграфии, тектоники, магматизма, истории геологического развития) по учебным геологическим картам и составлении геологического разреза по учебной геологической карте. Объем пояснительной записки 30-40 стр. 2.2.4. Самостоятельная работа – 76 часов Самостоятельная работа организуется в течение учебного семестра и включает в себя доделку и оформление лабораторных работ, начатых под руководством преподавателя в аудитории , и написание курсовой работы. В помощь самостоятельной работе организуются еженедельные консультации в вечернее время. 2.3. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины Текущий контроль в процессе изучения дисциплины заключается в своевременной согласно календарного плана сдаче на проверку результатов лабораторных работ, исправлении ошибок согласно сделанных преподавателем замечаний и последующей защите работы, во время которой студент должен продемонстрировать полное понимание выполненной работы. Итоговый контроль по дисциплине осуществляется простановкой зачёта после сдачи всех лаб. Работ и выполнения контрольной (или собеседования) по теоретическому разделу курса. Итоговый контроль по курсовой работе представляет собой дифференцированный зачёт по разделам проверки работы и защиты, в процессе которой студент должен наглядно подтвердить конкретным анализом геологической карты все, изложенное в пояснительной записке. Указанные виды контроля осуществляются по системе рейтинга с оценкой в баллах всех видов работы с общей возможной суммой 1000 б. Посещение занятий – 10 б. за занятие. Всего 80 б. Лабораторные работы – от 27 до 55 б. за занятие. Всего от 116 до 220 б. Контрольная работа – от 18 до 200 баллов Курсовая работа – от 260 до 339 б. – удовлетворительно от 340 до 419 б. – хорошо от 420 до 500 б. – отлично Суммарный балл, который может получить студент за всю дисциплину от 550 до 1000 баллов. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 2.4.1. Рекомендуемая литература 2.4.1.1. Основная А. Учебники и учебные пособия. 1. Белоусов В.В. Основы структурной геологии. - М. Недра, 1985 - 207 с. 2. куликов В.Н., Михайлов А.Е. Структурная геология и геологическое картирование. – М.: Недра, 1991 – 285 с. 3. куликов В.Н., Михайлов А.Е. Руководство к практическим занятиям по структурной геологии и геологическому картированию. – М.: Недра, 1993 – 144 с. 4. Михайлов А.Е. Структурная геология и геологическое картирование. - М.: Недра, 1973 - 432 с. 5. Михайлов А.Е. Структурная геология и геологическое картирование. - М.:Недра,1984 - 464 с. 6. Михайлов А.Е. и др. Лабораторные работы по структурной геологии, геокартированию и дистанционным методам. - М.: Недра, 1988 - 196 с. 7. Павлинов В.Н. Структурная геология и геологическое картирование с основами геотектоники. Часть I. Структурная геология. – М.: Недра, 1979 – 359 с. Б. Методические указания. 1. Задания и методические указания на курсовую работу по курсу «Структурная геология, геологическое картирование и аэрометоды» Коптев И.И., 1990 – 19 с. 2. «Структурная геология и геокартирование». Рабочая программа и задания на самостоятельную работу и методические указания для студентов заочного отделения. Гудымович С.С., Изд-во ТПУ, 2010,- 32 с. 2.4.1.2. Дополнительная 1. Основные требования к содержанию и оформлению геологических карт масштаба 1:50 000 (1:25 000) – М.: Недра, 1979 – 359 с. 2. Сократов Г.И. Структурная геология и геологическое картирование. – М.: Недра, 1972 – 219 с. 3. Хайн В.Е., Михайлов А.Е. Общая геотектоника. М.: Недра,1985 - 326 с. 4. Номоконов В.Е., Полиенко А.К., Кныш С.К. Чтение и построение геологических карт и геологических разрезов. Лабораторный практикум. - Томск: Изд. ТПУ, 1995 – 60 с. 5. Номоконов В.Е., Полиенко А.К., Кныш С.К. Чтение и построение геологических карт и геологических разрезов (анализ вулканогенных, интрузивных и метаморфических комплексов). Лабораторный практикум. - Томск: Изд. ТПУ, 1996 - 100 с. 2.4.2. Используемые методические материалы 2.4.2.1. Учебные геологические карты (№ 8-26) и методические указания к ним для выполнения курсовой работы. 2.4.2.2. Учебные геологические карты № 3, 11, 18, 22 для выполнения лабораторных работ (приведены далее). КАРТОГРАФИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРНОЙ ГЕОЛОГИИ И ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТИРОВАНИЕ Рабочая программа и методические указания к выполнению лабораторных работ Составитель Сергей Сергеевич Гудымович Подписано к печати Формат 60х 84/16. Бумага офсетная Печать RISO. Усл.печ.л. . Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ № .Цена свободная Издательство ТПУ. 634034, Томск, пр. Ленина,30. |