Реферат: Инновационный евразийский университет

Название: Инновационный евразийский университет
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-образовательный комплекс

по специальности

050802 «Зоотехния»

Рабочая УЧЕБНАЯ программа

по дисциплине «Основы научных исследований»

ПАВЛОДАР 2009 год

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор Инженерной Академии

Док. вет. наук, проф.

______________Е.Б. Никитин

«____»________________2009г.

Автор: доцент, канд. вет. наук

________________ С. Д. Тусупов

Кафедра " Прикладная биотехнология"

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине "Основы научных исследований "

для студентов специальности

050802 «Зоотехния»

для очной формы обучения

на базе общего среднего образования

Курс 1

Семестр 2

Лекции 15

Практические занятия 15

СРСП 15

СРС нет

Курсовая работа нет

Форма контроля экзамен

Разработаны на основании ГОСО РК 3.08.360-2006 , рабочего учебного плана специальности 050802 «Зоотехния» 2008г. и каталога элективных дисциплин 2008г.

Рассмотрена на заседании кафедры «Прикладная биотехнология »

Протокол №3 от 31.10.2008г.

Зам. зав. кафедрой «Прикладная биотехнология»

Канд. техн. наук, профессор ___________ М. С. Омаров

Утверждена на заседании научно-методического совета ФОО Инженерной Академии и рекомендована к изданию

Протокол № ___ от ___________2008 г.

Председатель НМС факультета очного обучения Инженерной Академии

Канд. техн. наук, доцент ________________Е. К. Ордабаев

Согласовано:

Начальник ИМО

канд. пед. наук, профессор ______________ Н. М. Ушакова

Сдано _____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса:

- подготовка высококвалифицированного специалиста, способного к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов научной деятельности мирового общества.

- познакомиться с основными определениями, терминологией научных исследований, научиться обрабатывать научно-техническую информацию.

- изучить методологию теоретических и экспериментальных исследований, анализ теоретических и экспериментальных данных, этапы внедрения НИР в производство, виды эффективности НИР.

- изучить структуру НИР, правила ее оформления, рецензирования, составление доклада и тезисов доклада, подготовку материалов к печати.

Задачи курса :

- знать организационную структуру науки в стране;

- знать принципы выбора направления научного исследования и основные этапы НИР;

- иметь представление об основах теоретических и экспериментальных исследований;

- уметь обрабатывать экспериментальные данные и оформлять результаты НИР.

Структура курса

В результате изучения курса студенты должны знать :

- теоретические основы научной деятельности;

- термины и определения;

- классификацию научных исследований;

- методологию и методику научных исследований;

- способы сопоставления рабочей гипотезы с экспериментальными данными;

- этапы внедрения НИР в производство;

- виды эффективности научных исследований;

- структуру НИР;

- правила оформления НИР;

- правила составления рецензии.

В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь :

- отбирать и анализировать необходимую информацию;

- формулировать цели и задачи;

- разрабатывать теоретические предпосылки;

- планировать и проводить эксперимент;

- обрабатывать результаты измерений и оценивать погрешности и наблюдения;

- сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками;

- формулировать выводы научного исследования;

- составлять отчет, доклад или статью по результатам научного исследования.

В результате изучения курса студенты должны владеть методами научных исследований.

В результате изучения курса студенты должны быть компетентными в вопросах организации НИР.

Форма контроля - экзамен

Пререквизиты

Для изучения дисциплины «Основы научных исследований» студентам необходимы знания курса дисциплин:

- Философия. Методические основы научного познания и творчества. Понятие научного знания. Методы теоретических и эмпирических исследований.

- Высшая математика. Математическая статистика

- Математическое моделирование. Подобие и моделирование.

Постреквизиты Знания, полученные студентом при изучении дисциплины «Основы научных исследований» используются для проведения научно-исследовательских работ (курсовые работы, курсовые проекты, дипломные работы, научные доклады и т.д.)


Содержание программы

Кол модулей

Название темы

Вид занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Модуль1

1

Введение. Определение науки.

Лекция

Введение. Определение науки, классификация науки, структурные элементы. Научное исследование, познавательные задачи.

2

Практическое занятие

Изучить определение науки, цели науки, классификацию науки, структурные элементы науки. Изучить основные понятия и определения.

2

СРСП

Классификация науки в историческом аспекте.

2

СРС

Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 15 - 20 тестовых заданий.

2

Этапы проведения научно-исследовательской работы:

Лекция

Формулирование темы: обоснование, постановка пробле­мы, требования, предъявляемые к теме. Формулирование цели и задач исследо­вания: поиск и накопление информации, анализ и обра­ботка информа­ции, подведение итогов и выводов.

2

Практическое занятие

Поиск и накопление информации, анализ и обработка информации, способы обработки и накопления информации, подведение итогов и выводов. Формулирование конкретных целей и задач исследования.

2

СРСП

Научно-техническая информация.

2

СРС

Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 15 - 20 тестовых заданий.

3

Методология теоретических исследований.

Лекция

Методология теоретических исследований. Математические методы теоретических исследований: аналитические, экспериментальные, вероятностно-статистические.

2

Практическое занятие

Изучить методологию теоретических исследований: дедукция, индукция, анализ, синтез. Привести примеры. Методы теоретических исследований: логический и исторический, рассмотреть их сходства и различия. Модели и моделирование, виды моделей, требования к ним. Математические методы теоретических исследований: методы теории вероятности и математической статистики, метод Монте-Карло, методы системного анализа, их сущность и особенности.

2

СРСП

Творческое мышление.

2

СРС

Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 20 - 25 тестовых заданий.

4

Методология экспериментальных исследований.

Лекция

Методология экспериментальных исследований. Эксперимент, цель эксперимента, методология эксперимента (план-программа, оценка и выбор средств измерений, проведение эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных).

2

Практическое занятие

Изучить методологию экспериментальных исследований. Рассмотреть особенности каждого этапа методологии эксперимента (план-программа, оценка и выбор средств измерений, проведение эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных).

2

СРСП

Рабочее место экспериментатора и его организация.

2

СРС

Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 15 - 20 тестовых заданий.

5

Анализ и формулирование выводов и предложений.

Лекция

Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений. Сопоставление рабочей гипотезы с результатами исследования. Выводы. Схема анализа теоретико-экспериментальных данных.

2

Практическое занятие

Изучить методы анализа теоретико-экспериментальных исследований. Сопоставление рабочей гипотезы с результатами исследования, возможные варианты сопоставления. Выводы по результатам сопоставления.

2

СРСП

Анализ исследований и формулирование выводов и предложений.

2

СРС

Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 10 – 15 тестовых заданий.

Модуль2

6

Внедрение и эффективность научных исследований

Лекция

Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс внедрения. Экономическая эффективность научного исследования, экономический эффект.

2

Практическое занятие

Рассмотреть этапы внедрения и эффективности научных исследований. Участники внедрения НИР. Экономическая эффективность научного исследования.

2

СРСП

Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс и этапы внедрения.

2

СРС

Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 10 – 15 тестовых заданий.

7

Общие требования и правила оформления научно-исследова­тельской работы.

Лекция

Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы: литературное редактирование, техническое редактирование.

2

Практическое занятие

Нормы оформления научно-исследовательской работы: литературное, техническое редактирование, составление библиографических описаний литературных источников.

2

СРСП

Самостоятельное оформление НИР: литературное, техническое редактирование,

2

СРС

Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить словарь по теме занятия.

8

Рецензирование НИР. Доклад о ра­боте.

Лекция

Рецензирование научно-исследовательских работ. Доклад о работе. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к опубликованию в печати.

1

Практическое занятие

Порядок составления рецензии. Этапы составления рецензии. Составление тезисов доклада. Требования к материалам, предоставляемым к печати.

1

СРСП

Порядок составления рецензии, самостоятельное составление рецензии. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к опубликованию в печати.

1

СРС

Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 10 тестовых заданий.

Итого: лекций –

15

Семинаров -

15

СРСП -

15

Всего -

45

Задания на СРСП и график их выполнения

№ задания

Содержание задания

форма контроля

Сроки сдачи

1.

Классификация науки в историческом аспекте.

Доклад, реферат

2 неделя

2.

Научно-техническая информация.

Доклад, реферат

4 неделя

3.

Творческое мышление.

Доклад, реферат

6 неделя

4.

Рабочее место экспериментатора и его организация. Классификация экспериментов. Определение эксперимента в зависимости от классификации.

Составление тестовых заданий

8 неделя

5.

Анализ исследований и формулирование выводов и предложений. Варианты сопоставления рабочей гипотезы с результатами исследования. Методы графического изображения результатов анализа теоретико-экспериментальных данных.

Составление тестовых заданий

10 неделя

6.

Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс и этапы внедрения. Экономическая эффективность НИР, экономический эффект. Виды эффективности НИР.

Доклад, реферат

12 неделя

7.

Оформление НИР: литературное, техническое редактирование, составление и оформление библиографических описаний литературных источников, правила оформления НИР.

Редактирование НИР, составление библиографичес

ких описаний литературных источников.

14 неделя

8.

Порядок составления рецензии, самостоятельное составление рецензии. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к публикованию в печати.

Составление рецензии на НИР

15 неделя

Задания на СРС и график их выполнения

№ задания

Содержание задания

Форма контроля

Сроки сдачи

1.

Наука. Цели науки. Формы обобщения и систематизации знаний.

Письменный или устный ответ

2 неделя

2.

Формулирование темы научного исследования. Формулирование цели и задач исследования.

Письменный или устный ответ

4 неделя

3.

Методология теоретических исследований.

Письменный или устный ответ

6 неделя

4.

Методология экспериментальных исследований

Письменный или устный ответ

8 неделя

5.

Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений.

Письменный или устный ответ

10 неделя

6.

Внедрение и эффективность научных исследований.

Письменный или устный ответ

12 неделя

7.

Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы.

Письменный или устный ответ

14 неделя

8.

Рецензирование науч­но-исследо­ватель­ских работ. Доклад о ра­боте. Составление тезисов док­лада. Подготовка научных мате­риалов к публи­кованию в печати.

Письменный или устный ответ

15 неделя

Рекомендуемая литература

Обязательная:

1. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учебное пособие/ под ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд. – Киев: Знания, 2001, - 113с.

2. Грушко И.М., Сиденко В.М. Основы научных исследований. - Харьков 1983.

3. Закин Я.Х., Рашидов Н.Р. Основы научного исследования. - Ташкент: 1981. - 207 с.

4. Основы научных исследований: Учебник для техн. вузов /В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попопв и др.; под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с.

5. Федоров В.Г., Плесконос А.К. Планирование и реализация экспериментов в пищевой промышленности. - М.: Пищевая промышленность, 1980, - 240 с.

Дополнительная:

1. Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. - М.: Наука, 1968. - 270 с.

2. Еренгалиев А.Е., Омаров М.С. Роль научно-исследовательской работы в производственной деятельности. – Семипалатинск: СГУ имени Шакарима, 2000. – 32 с.

3. Капица ПЛ. Эксперимент, теория, практика. - М.: Наука, 1977. - 420 с.

4. Налимов В.В. Теория эксперимента. - М.: Наука, 1971. – 218 с.

5. Чкалова О.Н. Основы научных исследований. - К.: Вища шк., 1978. - 120 с.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

В рамках читаемого курса предусмотрены следующие виды контроля:

1. текущий контроль (ТК) – устный или письменный ответ, доклад, реферат.

2. рубежный контроль (РК) – тестирование или сдача коллоквиума по пройденным темам.

3. итоговый контроль (Экзамен) - тестирование.


Календарно-тематический план по курсу «Основы научных исследований»

МОДУЛЬ 1

Цель : познакомиться с основными определениями, терминологией научных исследований, научиться обрабатывать научно-техническую информацию.

Задачи :

- изучить методологию теоретических и экспериментальных исследований;

- анализ теоретических и экспериментальных данных.

Студенты должны знать :

- организационную структуру науки в стране;

- принципы выбора направления научного исследования и основные этапы НИР

- методологию и методику научных исследований;

- способы сопоставления рабочей гипотезы с экспериментальными данными.

Студенты должны уметь :

- отбирать и анализировать необходимую информацию;

- формулировать цели и задачи.

- разрабатывать теоретические предпосылки;

- планировать и проводить эксперимент;

- обрабатывать результаты измерений и оценивать погрешности и наблюдения;

- сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками.

Дата, № и вид занятия, кол-во часов

Основные темы модуля

Содержание и основные виды учебной деятельности, задания

Самостоятельная работа студентов, домашние задания

Форма контроля

Тема № 1. Лекция 2 ч.

Введение.

Определение науки, цели науки, классификация науки, структурные элементы. Научное исследование, познавательные задачи.

Изучить лекционный материал и подготовить материал для доклада по темам: классификация науки в историческом аспекте, организация НИР в ИнЕУ.

ТК 1

2 неделя

Тема № 1. Практическое занятие (семинар) 2 ч.

Введение.

Изучить определение науки, цели науки, классификацию науки, структурные элементы науки. Изучить основные понятия и определения.

Классификация науки в историческом аспекте. Организация НИР в ИнЕУ.

Основные возможности повышения эффективности науки и научно-технического прогресса.

ТК 1

2 неделя

Тема № 2. Лекция 2 ч.

Формулирование темы научного исследования. Формулирование цели и задач исследования.

Формулирование темы: обоснование, постановка проблемы, требования, предъявляемые к теме.

Формулирование цели и задач исследования: поиск и накопление информации, анализ и обработка информации, подведение итогов и выводов, формулирование конкретных целей и задач исследования.

Изучить лекционный материал и подготовить материал для доклада по теме рабочее место экспериментатора и его организация.

ТК 2

4 неделя

Тема № 2. Практическое занятие (семинар) 2 ч.

Формулирование темы научного исследования. Формулирование цели и задач исследования.

Обоснование, постановка проблемы, требования, предъявляемые к теме. Поиск и накопление научно-технической информации, анализ и обработка информации, подведение итогов и выводов, формулирование конкретных целей и задач исследования.

Научно-техническая информация. Информационные потоки. Структура УДК.

ТК 2

4 неделя

Тема № 3. Лекция 2 ч.

Методология теоретических исследований.

Методы дедукции и индукции, анализ и синтез. Методы теоретических исследований: логический и исторический. Модели и моделирование. Математические методы теоретических исследований: аналитические, экспериментальные, вероятностно-статистические (методы теории вероятности и математической статистики, метод Монте-Карло, Методы системного анализа).

Изучить лекционный материал, составить тестовые задания по теме.

ТК 3

6 неделя

Тема № 3. Практическое занятие (семинар) 2 ч.

Методология теоретических исследований.

Изучить методологию теоретических исследований: дедукция, индукция, анализ, синтез. Привести примеры. Методы теоретических исследований: логический и исторический, рассмотреть их сходства и различия. Модели и моделирование, виды моделей, требования к ним. Математические методы теоретических исследований: методы теории вероятности и математической статистики, метод Монте-Карло, методы системного анализа, их сущность и особенности.

Методология теоретических исследований. Творческое мышление. Гипотеза НИР. Модели и моделирование.

ТК 3

6 неделя

Тема № 4. Лекция 2 ч.

Методология экспериментальных исследований.

Методология экспериментальных исследований. Эксперимент, цель эксперимента, разновидности экспериментов, методология эксперимента (план-программа, оценка и выбор средств измерений, проведение эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных).

Изучить лекционный материал, составить тестовые задания по теме.

ТК 4

РК 1

8 неделя

Тема № 4.

Практическое занятие (семинар) 2 ч.

Методология экспериментальных исследований.

Изучить методологию экспериментальных исследований. Рассмотреть особенности каждого этапа методологии эксперимента (план-программа, оценка и выбор средств измерений, проведение эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных).

Методология экспериментальных исследований. Эксперимент, цель эксперимента, методология эксперимента. Рабочее место экспериментатора и его организация. Классификация экспериментов. Определение экспериментов в зависимости от классификации.

ТК 4

РК 1

8 неделя

Тема № 5. Лекция 2 ч.

Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений.

Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений. Сопоставление рабочей гипотезы с результатами исследования. Выводы. Схема анализа теоретико-экспериментальных данных.

Изучить лекционный материал, составить тестовые задания по теме.

ТК 5

10 неделя

Тема № 5. Практическое занятие (семинар) 2 ч.

Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений.

Изучить методы анализа теоретико-экспериментальных исследований. Сопоставление рабочей гипотезы с результатами исследования, возможные варианты сопоставления. Выводы по результатам сопоставления.

Анализ исследований и формулирование выводов и предложений. Варианты сопоставления рабочей гипотезы с результатами исследования. Методы графического изображения результатов анализа теоретико-экспериментальных данных.

ТК 5

10 неделя

МОДУЛЬ 2

Цель : изучить этапы внедрения НИР в производство, виды эффективности НИР, структуру НИР, правила ее оформления, рецензирования, составление доклада и тезисов доклада, подготовку материалов к печати.

Задачи :

- выявление причин и анализ данных ;

- умение выбирать необходимые меры и способы решения исследования ;

- обучение расчету технических решений , обеспечивающих эффективность и правильность предьявляемых требований .

Студенты должны знать :

- этапы внедрения НИР в производство;

- виды эффективности научных исследований;

- структуру НИР;

- правила оформления НИР;

- правила составления рецензии.

Студенты должны уметь :

- формулировать выводы научного исследования;

- составлять отчет, доклад или статью по результатам научного исследования.

Дата, № и вид занятия, кол-во часов

Основные темы модуля

Содержание и основные виды учебной деятельности, задания

Самостоятельная работа студентов, домашние задания

Форма контроля

Тема № 6. Лекция 2 ч.

Внедрение и эффективность научных исследований

Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс внедрения. Экономическая эффективность научного исследования, экономический эффект.

Изучить лекционный материал, составить тестовые задания по теме.

ТК 6

12 неделя

Тема № 6. Практическое занятие (семинар) 2 ч.

Внедрение и эффективность научных исследований

Рассмотреть этапы внедрения и эффективности научных исследований. Участники внедрения НИР. Экономическая эффективность научного исследования.

Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс и этапы внедрения. Экономическая эффективность НИР, экономический эффект. Виды эффективности НИР.

ТК 6

12 неделя

Тема № 7. Лекция 2 ч.

Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы.

Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы: литературное редактирование, техническое редактирование, составление библиографических описаний литературных источников.

Редактирование НИР, составление библиографических описаний литературных источников правила оформления НИР.

ТК 7

14 неделя

Тема № 7. Практическое занятие (семинар) 2 ч.

Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы.

Нормы оформления научно-исследовательской работы: литературное, техническое редактирование, составление библиографических описаний литературных источников.

Оформление НИР: литературное, техническое редактирование, составление и оформление библиографических описаний литературных источников.

ТК 7

14 неделя

Тема № 8. Лекция 1 ч.

Рецензирование научно-исследовательских работ. Доклад о работе.

Рецензирование научно-исследовательских работ. Доклад о работе. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к опубликованию в печати.

Составление рецензии на НИР

ТК 8

РК 2

15 неделя

Тема № 8. Практическое занятие (семинар) 1 ч.

Рецензирование научно-исследовательских работ. Доклад о работе.

Порядок составления рецензии. Этапы составления рецензии. Составление тезисов доклада. Требования к материалам, предоставляемым к печати.

Порядок составления рецензии, самостоятельное составление рецензии. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к опубликованию в печати.

ТК 8

РК 2

15 неделя