МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Научно-образовательный комплекс
по специальности
050802 «Зоотехния»
Рабочая УЧЕБНАЯ программа
по дисциплине «Основы научных исследований»
ПАВЛОДАР 2009 год
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор Инженерной Академии
Док. вет. наук, проф.
______________Е.Б. Никитин
«____»________________2009г.
|
Автор: доцент, канд. вет. наук
|
________________ С. Д. Тусупов
|
Кафедра
" Прикладная биотехнология"
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине "Основы научных исследований "
для студентов специальности
050802 «Зоотехния»
для очной формы обучения
на базе общего среднего образования
Курс 1
Семестр 2
Лекции 15
Практические занятия 15
СРСП 15
СРС нет
Курсовая работа нет
Форма контроля экзамен
Разработаны на основании ГОСО РК 3.08.360-2006 , рабочего учебного плана специальности 050802 «Зоотехния» 2008г. и каталога элективных дисциплин 2008г.
Рассмотрена на заседании кафедры «Прикладная биотехнология »
Протокол №3 от 31.10.2008г.
Зам. зав. кафедрой «Прикладная биотехнология»
Канд. техн. наук, профессор ___________ М. С. Омаров
Утверждена на заседании научно-методического совета ФОО Инженерной Академии и рекомендована к изданию
Протокол № ___ от ___________2008 г.
Председатель НМС факультета очного обучения Инженерной Академии
Канд. техн. наук, доцент ________________Е. К. Ордабаев
Согласовано:
Начальник ИМО
канд. пед. наук, профессор ______________ Н. М. Ушакова
Сдано _____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса:
- подготовка высококвалифицированного специалиста, способного к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов научной деятельности мирового общества.
- познакомиться с основными определениями, терминологией научных исследований, научиться обрабатывать научно-техническую информацию.
- изучить методологию теоретических и экспериментальных исследований, анализ теоретических и экспериментальных данных, этапы внедрения НИР в производство, виды эффективности НИР.
- изучить структуру НИР, правила ее оформления, рецензирования, составление доклада и тезисов доклада, подготовку материалов к печати.
Задачи курса
:
- знать организационную структуру науки в стране;
- знать принципы выбора направления научного исследования и основные этапы НИР;
- иметь представление об основах теоретических и экспериментальных исследований;
- уметь обрабатывать экспериментальные данные и оформлять результаты НИР.
Структура курса
В результате изучения курса студенты должны знать
:
- теоретические основы научной деятельности;
- термины и определения;
- классификацию научных исследований;
- методологию и методику научных исследований;
- способы сопоставления рабочей гипотезы с экспериментальными данными;
- этапы внедрения НИР в производство;
- виды эффективности научных исследований;
- структуру НИР;
- правила оформления НИР;
- правила составления рецензии.
В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь
:
- отбирать и анализировать необходимую информацию;
- формулировать цели и задачи;
- разрабатывать теоретические предпосылки;
- планировать и проводить эксперимент;
- обрабатывать результаты измерений и оценивать погрешности и наблюдения;
- сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками;
- формулировать выводы научного исследования;
- составлять отчет, доклад или статью по результатам научного исследования.
В результате изучения курса студенты должны владеть
методами научных исследований.
В результате изучения курса студенты должны быть компетентными
в вопросах организации НИР.
Форма контроля -
экзамен
Пререквизиты
Для изучения дисциплины «Основы научных исследований» студентам необходимы знания курса дисциплин:
- Философия. Методические основы научного познания и творчества. Понятие научного знания. Методы теоретических и эмпирических исследований.
- Высшая математика. Математическая статистика
- Математическое моделирование. Подобие и моделирование.
Постреквизиты
Знания, полученные студентом при изучении дисциплины «Основы научных исследований» используются для проведения научно-исследовательских работ (курсовые работы, курсовые проекты, дипломные работы, научные доклады и т.д.)
Содержание программы
Кол модулей
|
№
|
Название темы
|
Вид занятия
|
Содержание занятия
|
Кол-во часов
|
Модуль1
|
1
|
Введение. Определение науки.
|
Лекция
|
Введение. Определение науки, классификация науки, структурные элементы. Научное исследование, познавательные задачи.
|
2
|
Практическое занятие
|
Изучить определение науки, цели науки, классификацию науки, структурные элементы науки. Изучить основные понятия и определения.
|
2
|
СРСП
|
Классификация науки в историческом аспекте.
|
2
|
СРС
|
Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 15 - 20 тестовых заданий.
|
2
|
Этапы проведения научно-исследовательской работы:
|
Лекция
|
Формулирование темы: обоснование, постановка проблемы, требования, предъявляемые к теме. Формулирование цели и задач исследования: поиск и накопление информации, анализ и обработка информации, подведение итогов и выводов.
|
2
|
Практическое занятие
|
Поиск и накопление информации, анализ и обработка информации, способы обработки и накопления информации, подведение итогов и выводов. Формулирование конкретных целей и задач исследования.
|
2
|
СРСП
|
Научно-техническая информация.
|
2
|
СРС
|
Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 15 - 20 тестовых заданий.
|
3
|
Методология теоретических исследований.
|
Лекция
|
Методология теоретических исследований. Математические методы теоретических исследований: аналитические, экспериментальные, вероятностно-статистические.
|
2
|
Практическое занятие
|
Изучить методологию теоретических исследований: дедукция, индукция, анализ, синтез. Привести примеры. Методы теоретических исследований: логический и исторический, рассмотреть их сходства и различия. Модели и моделирование, виды моделей, требования к ним. Математические методы теоретических исследований: методы теории вероятности и математической статистики, метод Монте-Карло, методы системного анализа, их сущность и особенности.
|
2
|
СРСП
|
Творческое мышление.
|
2
|
СРС
|
Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 20 - 25 тестовых заданий.
|
4
|
Методология экспериментальных исследований.
|
Лекция
|
Методология экспериментальных исследований. Эксперимент, цель эксперимента, методология эксперимента (план-программа, оценка и выбор средств измерений, проведение эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных).
|
2
|
Практическое занятие
|
Изучить методологию экспериментальных исследований. Рассмотреть особенности каждого этапа методологии эксперимента (план-программа, оценка и выбор средств измерений, проведение эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных).
|
2
|
СРСП
|
Рабочее место экспериментатора и его организация.
|
2
|
СРС
|
Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 15 - 20 тестовых заданий.
|
5
|
Анализ и формулирование выводов и предложений.
|
Лекция
|
Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений. Сопоставление рабочей гипотезы с результатами исследования. Выводы. Схема анализа теоретико-экспериментальных данных.
|
2
|
Практическое занятие
|
Изучить методы анализа теоретико-экспериментальных исследований. Сопоставление рабочей гипотезы с результатами исследования, возможные варианты сопоставления. Выводы по результатам сопоставления.
|
2
|
СРСП
|
Анализ исследований и формулирование выводов и предложений.
|
2
|
СРС
|
Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 10 – 15 тестовых заданий.
|
Модуль2
|
6
|
Внедрение и эффективность научных исследований
|
Лекция
|
Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс внедрения. Экономическая эффективность научного исследования, экономический эффект.
|
2
|
Практическое занятие
|
Рассмотреть этапы внедрения и эффективности научных исследований. Участники внедрения НИР. Экономическая эффективность научного исследования.
|
2
|
СРСП
|
Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс и этапы внедрения.
|
2
|
СРС
|
Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 10 – 15 тестовых заданий.
|
7
|
Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы.
|
Лекция
|
Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы: литературное редактирование, техническое редактирование.
|
2
|
Практическое занятие
|
Нормы оформления научно-исследовательской работы: литературное, техническое редактирование, составление библиографических описаний литературных источников.
|
2
|
СРСП
|
Самостоятельное оформление НИР: литературное, техническое редактирование,
|
2
|
СРС
|
Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить словарь по теме занятия.
|
8
|
Рецензирование НИР. Доклад о работе.
|
Лекция
|
Рецензирование научно-исследовательских работ. Доклад о работе. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к опубликованию в печати.
|
1
|
Практическое занятие
|
Порядок составления рецензии. Этапы составления рецензии. Составление тезисов доклада. Требования к материалам, предоставляемым к печати.
|
1
|
СРСП
|
Порядок составления рецензии, самостоятельное составление рецензии. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к опубликованию в печати.
|
1
|
СРС
|
Подготовиться к устному опросу по контрольным вопросам данной темы. Составить по теме 10 тестовых заданий.
|
Итого: лекций –
|
15
|
Семинаров -
|
15
|
СРСП -
|
15
|
Всего -
|
45
|
Задания на СРСП и график их выполнения
№ задания
|
Содержание задания
|
форма контроля
|
Сроки сдачи
|
1.
|
Классификация науки в историческом аспекте.
|
Доклад, реферат
|
2 неделя
|
2.
|
Научно-техническая информация.
|
Доклад, реферат
|
4 неделя
|
3.
|
Творческое мышление.
|
Доклад, реферат
|
6 неделя
|
4.
|
Рабочее место экспериментатора и его организация. Классификация экспериментов. Определение эксперимента в зависимости от классификации.
|
Составление тестовых заданий
|
8 неделя
|
5.
|
Анализ исследований и формулирование выводов и предложений. Варианты сопоставления рабочей гипотезы с результатами исследования. Методы графического изображения результатов анализа теоретико-экспериментальных данных.
|
Составление тестовых заданий
|
10 неделя
|
6.
|
Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс и этапы внедрения. Экономическая эффективность НИР, экономический эффект. Виды эффективности НИР.
|
Доклад, реферат
|
12 неделя
|
7.
|
Оформление НИР: литературное, техническое редактирование, составление и оформление библиографических описаний литературных источников, правила оформления НИР.
|
Редактирование НИР, составление библиографичес
ких описаний литературных источников.
|
14 неделя
|
8.
|
Порядок составления рецензии, самостоятельное составление рецензии. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к публикованию в печати.
|
Составление рецензии на НИР
|
15 неделя
|
Задания на СРС и график их выполнения
№ задания
|
Содержание задания
|
Форма контроля
|
Сроки сдачи
|
1.
|
Наука. Цели науки. Формы обобщения и систематизации знаний.
|
Письменный или устный ответ
|
2 неделя
|
2.
|
Формулирование темы научного исследования. Формулирование цели и задач исследования.
|
Письменный или устный ответ
|
4 неделя
|
3.
|
Методология теоретических исследований.
|
Письменный или устный ответ
|
6 неделя
|
4.
|
Методология экспериментальных исследований
|
Письменный или устный ответ
|
8 неделя
|
5.
|
Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений.
|
Письменный или устный ответ
|
10 неделя
|
6.
|
Внедрение и эффективность научных исследований.
|
Письменный или устный ответ
|
12 неделя
|
7.
|
Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы.
|
Письменный или устный ответ
|
14 неделя
|
8.
|
Рецензирование научно-исследовательских работ. Доклад о работе. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к публикованию в печати.
|
Письменный или устный ответ
|
15 неделя
|
Рекомендуемая литература
Обязательная:
1. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учебное пособие/ под ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд. – Киев: Знания, 2001, - 113с.
2. Грушко И.М., Сиденко В.М. Основы научных исследований. - Харьков 1983.
3. Закин Я.Х., Рашидов Н.Р. Основы научного исследования. - Ташкент: 1981. - 207 с.
4. Основы научных исследований: Учебник для техн. вузов /В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попопв и др.; под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с.
5. Федоров В.Г., Плесконос А.К. Планирование и реализация экспериментов в пищевой промышленности. - М.: Пищевая промышленность, 1980, - 240 с.
Дополнительная:
1. Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. - М.: Наука, 1968. - 270 с.
2. Еренгалиев А.Е., Омаров М.С. Роль научно-исследовательской работы в производственной деятельности. – Семипалатинск: СГУ имени Шакарима, 2000. – 32 с.
3. Капица ПЛ. Эксперимент, теория, практика. - М.: Наука, 1977. - 420 с.
4. Налимов В.В. Теория эксперимента. - М.: Наука, 1971. – 218 с.
5. Чкалова О.Н. Основы научных исследований. - К.: Вища шк., 1978. - 120 с.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В рамках читаемого курса предусмотрены следующие виды контроля:
1. текущий контроль (ТК) – устный или письменный ответ, доклад, реферат.
2. рубежный контроль (РК) – тестирование или сдача коллоквиума по пройденным темам.
3. итоговый контроль (Экзамен) - тестирование.
Календарно-тематический план по курсу «Основы научных исследований»
МОДУЛЬ 1
Цель
: познакомиться с основными определениями, терминологией научных исследований, научиться обрабатывать научно-техническую информацию.
Задачи
:
- изучить методологию теоретических и экспериментальных исследований;
- анализ теоретических и экспериментальных данных.
Студенты должны знать
:
- организационную структуру науки в стране;
- принципы выбора направления научного исследования и основные этапы НИР
- методологию и методику научных исследований;
- способы сопоставления рабочей гипотезы с экспериментальными данными.
Студенты должны уметь
:
- отбирать и анализировать необходимую информацию;
- формулировать цели и задачи.
- разрабатывать теоретические предпосылки;
- планировать и проводить эксперимент;
- обрабатывать результаты измерений и оценивать погрешности и наблюдения;
- сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками.
Дата, № и вид занятия, кол-во часов
|
Основные темы модуля
|
Содержание и основные виды учебной деятельности, задания
|
Самостоятельная работа студентов, домашние задания
|
Форма контроля
|
Тема № 1. Лекция 2 ч.
|
Введение.
|
Определение науки, цели науки, классификация науки, структурные элементы. Научное исследование, познавательные задачи.
|
Изучить лекционный материал и подготовить материал для доклада по темам: классификация науки в историческом аспекте, организация НИР в ИнЕУ.
|
ТК 1
2 неделя
|
Тема № 1. Практическое занятие (семинар) 2 ч.
|
Введение.
|
Изучить определение науки, цели науки, классификацию науки, структурные элементы науки. Изучить основные понятия и определения.
|
Классификация науки в историческом аспекте. Организация НИР в ИнЕУ.
Основные возможности повышения эффективности науки и научно-технического прогресса.
|
ТК 1
2 неделя
|
Тема № 2. Лекция 2 ч.
|
Формулирование темы научного исследования. Формулирование цели и задач исследования.
|
Формулирование темы: обоснование, постановка проблемы, требования, предъявляемые к теме.
Формулирование цели и задач исследования: поиск и накопление информации, анализ и обработка информации, подведение итогов и выводов, формулирование конкретных целей и задач исследования.
|
Изучить лекционный материал и подготовить материал для доклада по теме рабочее место экспериментатора и его организация.
|
ТК 2
4 неделя
|
Тема № 2. Практическое занятие (семинар) 2 ч.
|
Формулирование темы научного исследования. Формулирование цели и задач исследования.
|
Обоснование, постановка проблемы, требования, предъявляемые к теме. Поиск и накопление научно-технической информации, анализ и обработка информации, подведение итогов и выводов, формулирование конкретных целей и задач исследования.
|
Научно-техническая информация. Информационные потоки. Структура УДК.
|
ТК 2
4 неделя
|
Тема № 3. Лекция 2 ч.
|
Методология теоретических исследований.
|
Методы дедукции и индукции, анализ и синтез. Методы теоретических исследований: логический и исторический. Модели и моделирование. Математические методы теоретических исследований: аналитические, экспериментальные, вероятностно-статистические (методы теории вероятности и математической статистики, метод Монте-Карло, Методы системного анализа).
|
Изучить лекционный материал, составить тестовые задания по теме.
|
ТК 3
6 неделя
|
Тема № 3. Практическое занятие (семинар) 2 ч.
|
Методология теоретических исследований.
|
Изучить методологию теоретических исследований: дедукция, индукция, анализ, синтез. Привести примеры. Методы теоретических исследований: логический и исторический, рассмотреть их сходства и различия. Модели и моделирование, виды моделей, требования к ним. Математические методы теоретических исследований: методы теории вероятности и математической статистики, метод Монте-Карло, методы системного анализа, их сущность и особенности.
|
Методология теоретических исследований. Творческое мышление. Гипотеза НИР. Модели и моделирование.
|
ТК 3
6 неделя
|
Тема № 4. Лекция 2 ч.
|
Методология экспериментальных исследований.
|
Методология экспериментальных исследований. Эксперимент, цель эксперимента, разновидности экспериментов, методология эксперимента (план-программа, оценка и выбор средств измерений, проведение эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных).
|
Изучить лекционный материал, составить тестовые задания по теме.
|
ТК 4
РК 1
8 неделя
|
Тема № 4.
Практическое занятие (семинар) 2 ч.
|
Методология экспериментальных исследований.
|
Изучить методологию экспериментальных исследований. Рассмотреть особенности каждого этапа методологии эксперимента (план-программа, оценка и выбор средств измерений, проведение эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных).
|
Методология экспериментальных исследований. Эксперимент, цель эксперимента, методология эксперимента. Рабочее место экспериментатора и его организация. Классификация экспериментов. Определение экспериментов в зависимости от классификации.
|
ТК 4
РК 1
8 неделя
|
Тема № 5. Лекция 2 ч.
|
Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений.
|
Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений. Сопоставление рабочей гипотезы с результатами исследования. Выводы. Схема анализа теоретико-экспериментальных данных.
|
Изучить лекционный материал, составить тестовые задания по теме.
|
ТК 5
10 неделя
|
Тема № 5. Практическое занятие (семинар) 2 ч.
|
Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений.
|
Изучить методы анализа теоретико-экспериментальных исследований. Сопоставление рабочей гипотезы с результатами исследования, возможные варианты сопоставления. Выводы по результатам сопоставления.
|
Анализ исследований и формулирование выводов и предложений. Варианты сопоставления рабочей гипотезы с результатами исследования. Методы графического изображения результатов анализа теоретико-экспериментальных данных.
|
ТК 5
10 неделя
|
МОДУЛЬ 2
Цель
: изучить этапы внедрения НИР в производство, виды эффективности НИР, структуру НИР, правила ее оформления, рецензирования, составление доклада и тезисов доклада, подготовку материалов к печати.
Задачи
:
- выявление причин и анализ данных ;
- умение выбирать необходимые меры и способы решения исследования ;
- обучение расчету технических решений , обеспечивающих эффективность и правильность предьявляемых требований .
Студенты должны знать
:
- этапы внедрения НИР в производство;
- виды эффективности научных исследований;
- структуру НИР;
- правила оформления НИР;
- правила составления рецензии.
Студенты должны уметь
:
- формулировать выводы научного исследования;
- составлять отчет, доклад или статью по результатам научного исследования.
Дата, № и вид занятия, кол-во часов
|
Основные темы модуля
|
Содержание и основные виды учебной деятельности, задания
|
Самостоятельная работа студентов, домашние задания
|
Форма контроля
|
Тема № 6. Лекция 2 ч.
|
Внедрение и эффективность научных исследований
|
Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс внедрения. Экономическая эффективность научного исследования, экономический эффект.
|
Изучить лекционный материал, составить тестовые задания по теме.
|
ТК 6
12 неделя
|
Тема № 6. Практическое занятие (семинар) 2 ч.
|
Внедрение и эффективность научных исследований
|
Рассмотреть этапы внедрения и эффективности научных исследований. Участники внедрения НИР. Экономическая эффективность научного исследования.
|
Внедрение и эффективность научных исследований. Процесс и этапы внедрения. Экономическая эффективность НИР, экономический эффект. Виды эффективности НИР.
|
ТК 6
12 неделя
|
Тема № 7. Лекция 2 ч.
|
Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы.
|
Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы: литературное редактирование, техническое редактирование, составление библиографических описаний литературных источников.
|
Редактирование НИР, составление библиографических описаний литературных источников правила оформления НИР.
|
ТК 7
14 неделя
|
Тема № 7. Практическое занятие (семинар) 2 ч.
|
Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы.
|
Нормы оформления научно-исследовательской работы: литературное, техническое редактирование, составление библиографических описаний литературных источников.
|
Оформление НИР: литературное, техническое редактирование, составление и оформление библиографических описаний литературных источников.
|
ТК 7
14 неделя
|
Тема № 8. Лекция 1 ч.
|
Рецензирование научно-исследовательских работ. Доклад о работе.
|
Рецензирование научно-исследовательских работ. Доклад о работе. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к опубликованию в печати.
|
Составление рецензии на НИР
|
ТК 8
РК 2
15 неделя
|
Тема № 8. Практическое занятие (семинар) 1 ч.
|
Рецензирование научно-исследовательских работ. Доклад о работе.
|
Порядок составления рецензии. Этапы составления рецензии. Составление тезисов доклада. Требования к материалам, предоставляемым к печати.
|
Порядок составления рецензии, самостоятельное составление рецензии. Составление тезисов доклада. Подготовка научных материалов к опубликованию в печати.
|
ТК 8
РК 2
15 неделя
|
|