Реферат: Квалификационная ()
Название: Квалификационная () Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТГИППКПК Кафедра языков
Квалификационная (курсовая) работа по теме: «Формы и методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках русского языка»
К защите допущена Выполнила 27 декабря 2010 г. учитель русского языка и литературы школы № 147 Мирабадского р-на Никонорова Т.Н. группа II
Защита состоялась Проверила «___» января 2011 г. научный руководитель доцент кафедры русского языка и литературы Рожнова М.Э.
Ташкент – 2010 – 2011 1.
План квалификационной (курсовой) работы по теме: «Формы и методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках русского языка»
I . Актуальность темы.
II . Формы и методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках русского языка.
1. Отличие форм и методов организации самостоятельной работы учащихся от дифференцированного обучения.
2. Классификация видов самостоятельной работы.
3. Организация самостоятельной работы на уроках русского языка.
III . Значение самостоятельной работы в развитии познавательной и творческой активности учащихся.
IV . Практическая часть.
V . Библиография.
2. В наш век – век бурного развития науки и техники – ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных методических проблем. Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса. Необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе, в процессе которой учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, будут учиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов. Организация самостоятельной работы учащихся – одна из важных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками. Активизация инициативы и мыслительной деятельности учащихся становится неотъемлемой частью современного урока. Главное на уроке – работа учащихся. Основная задача учителя – обеспечить полную нагрузку каждому из обучаемых в течение всего урока, дать возможность более рационально использовать учебное время как для ученика, так и для учителя. Всегда актуальным является использование на уроках русского языка и во внеурочное время различных видов самостоятельной работы учащихся. При организации самостоятельной работы учащихся на уроке необходимо учитывать дифференцированный подход, однако нельзя смешивать два этих вида организации учебной деятельности учащихся. Что следует понимать под дифференцированным обучением? Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы. При дифференцированном подходе к обучению класс обычно делится на три основные группы: I группа - ученики с высокими учебными способностями. Эта группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач. II группа - учащиеся со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися. III группа - учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснения нового на уроке. Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображение, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества) значение. Под самостоятельной работой при изучении русского языка понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими 3. операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. В связи с этим самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у обучающихся самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции и т.д. Формы и виды самостоятельной работы многообразны, и их можно классифицировать по нескольким признакам. Классификация самостоятельных работ:
На уроках русского языка я чаще всего использую метод индивидуальных самостоятельных заданий. Даю ребятам разноуровневые карточки. В них разные задания по степени трудности: - задания исполнительного характера; - самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания); - задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем); - творческие работы. Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в дальнейшем самостоятельно приобретать знания. 4. Примерами таких разноуровневых заданий могут быть следующие: При изучении темы «Синонимы» в 5 классе: Задание I го уровня (для «слабых» учащихся): соединить синонимы стрелкой: Луна Граница Жара Холод Мороз Пекло Рубеж Месяц Пурга Работа Враг Вьюга Труд Клятва Обещание Неприятель Задание II го уровня (для «средних» учащихся): С какими словами из скобок можно соединить синонимы? Густой, дремучий (волос, лес) Горячий, знойный (лето, вода) Коричневый, карий (платье, глаза) Старый, древний (обычай, дом) Задание III го уровня (для «сильных» учащихся: Заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами: Разъяренная пурга замела дорожки. Сторож спрятался от дождя под крышей. Врач назначил пациентке инъекции. Также на уроках русского языка можно использовать такие виды самостоятельной работы, как редактирование текста или предложений и сочинение-миниатюра. Так, например, при изучении темы «Полные и краткие прилагательные» в 6 классе можно дать задание по редактированию предложений и сочинение-миниатюру. Редактирование предложений. Утренний воздух чистый, прозрачен и свеж. Беленький ландыш пахучий. Старый дуб высокий и могуч. Огромный медведь неуклюжий. Этот вид работы позволяет не только проверить уровень грамотности, но и развивает орфографическую зоркость учащихся. Сочинение-миниатюра – это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развивать речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод. Можно дать задание написать сочинение-миниатюру, например, на тему «Моё любимое время года». В своём сочинении ребята должны умело использовать прилагательные в полной и краткой форме, определять синтаксическую роль прилагательных. На уроке по теме «Прямое и переносное значение слова» в 5 классе можно дать ребятам следующее задание для самостоятельной работы: Приведите примеры словосочетаний с данными прилагательными, употребив их в переносном значении: Железные гвозди – (железное здоровье) Стальной стержень – (стальные нервы) Золотое кольцо – (золотое сердце) Глухой старик – (глухой переулок) Сердечная мышца – (сердечный человек) Такая работа учит ребят мыслить, правильно употреблять в речи слова в переносном значении. 5. При закреплении понятия «паронимы» в 8 классе также может быть предложено задание для самостоятельной работы: С данными словами составьте словосочетания, объясните разницу в значении слов: Описка – отписка Сытый – сытный Опечатка – отпечаток Жесткий – жестокий Устареть – постареть Мелкий – мелочный Также к формам организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка можно отнести и следующие виды работ. Выборочные диктанты. При изучении какой-либо части речи в разделе «Морфология» предлагаем задание: выписать из текста изучаемые части речи (или только имя прилагательное, или причастие, глагол или наречие). Выборочный диктант может быть заменён слуховым диктантом. Задание: на слух определить части речи и записать их в нужную колонку. Этот вид работы дает возможность закрепить знания не только по морфологии, орфографии, но и другим разделам языкознания. Другой вид самостоятельной работы – распределительные диктанты. При изучении раздела грамматики «Орфография» предлагается задание: распределить по колонкам слова с орфограммой, например, «Непроверяемая гласная в корне слова» и «Непроверяемая согласная в корне слова» (орфограмма может быть любой). Вариантов орфограмм и пунктограмм множество, следует только определить, какие ЗУН отрабатываются. Восстановительные диктанты. Это задание может быть следующим: записать под диктовку текст, восстанавливая по смыслу эпитеты, выраженные прилагательными или причастиями; дописать наречия, обозначая признак действия. Или – заменить одно из однородных сказуемых, выраженных глаголом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием. Эта работа творческого характера, она дает возможность ученикам проявить свои умения рисовать словом, увидеть, как слово работает в речи. Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредотачиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет школьникам не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца. Система упражнений и заданий для самостоятельной работы позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно приобретать знания, помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, дают учащимся возможность сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их на практике. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы, освоение информационных технологий постепенно увлекают учащихся, изменяют их мотивацию к учению. Они начинают проявлять интерес к деятельности и становятся активными участниками учебного процесса по приобретению разных умений и навыков.
6. Практические материалы.
План-конспект урока в 6 классе по теме: «Лексикология. Обобщение».
Технологическая карта урока:
I . Тема: Лексикология. Обобщение. II . Цели: 1. Систематизировать и обобщить с учащимися знания, умения и навыки, полученные по данному разделу. 2. Закрепить умение давать толкование лексического значения слова, определять, к какому лексическому пласту относится то или иное слово, навык различения слов различных лексических пластов, правильного употребления их в речи. 3. Воспитывать интерес к изучению словарного богатства языка. Привлечь внимание учащихся к проблеме будущего выбора дальнейшего жизненного пути, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. III . Задачи: - расширение и углубление знаний учащихся по лексике; - обогащение активного словарного запаса учащихся и формирование навыков правильного словоупотребления; - развитие познавательного интереса учащихся к изучению лексики; - развитие основных мыслительных процессов учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение); - воспитание потребности изучать русский язык; - воспитание коммуникативной культуры школьников. IV . Содержание: · Теоретическая часть (закрепление основных теоретических понятий по данной теме). · Практическая часть (закрепление основных умений и навыков по данной теме) · Контроль (тестовые задания по данной теме). V . Технология: урок-обобщение с применением интерактивных методик преподавания. VI . Методы и формы: кластер, работа в группах, самостоятельная работа. VII . Контроль: тестирование (самопроверка) VIII . Оценка: 1 – 5 баллов. IX . Ожидаемый результат:
7.
X. Перспектива:
XI . Ход урока: I . Оргмомент. II . Сообщение темы и целей урока. III . Повторение.
1. Индивидуальная работа учащихся по разноуровневым карточкам.
Карточка № 1. (для «слабых» учащихся) Из данных слов выписать только профессионализмы.
Октава, весна, улица, палитра, аккорд, переход, свет, ланиты, фиксаж, акварель, гамма, спасатель, мольберт, солнце, чело. Карточка № 2. (для «средних» учащихся) Из данных слов выписать профессионализмы, указать, к какой профессии они относятся.
Октава, весна, улица, палитра, аккорд, переход, свет, ланиты, фиксаж, акварель, гамма, спасатель, мольберт, солнце, чело.
Карточка № 3. (для «сильных» учащихся) Из данных слов выписать профессионализмы, распределяя их по профессиям. Составить предложения со словами, относящимися к профессии музыканта.
Октава, весна, улица, палитра, аккорд, переход, свет, ланиты, фиксаж, акварель, гамма, спасатель, мольберт, солнце, чело.
2. Опрос (с параллельным составлением кластера): 1. На какие группы делятся все слова по сфере употребления? 2. Какие слова называются общеупотребительными? 3. Какие слова относятся к лексике ограниченного употребления? 8. 4. Что такое диалектизмы? 5. Что такое профессионализмы? 6. На какие группы по происхождению делятся слова? 7. Какие слова называются исконно-русскими? 8. Что такое заимствования? 9. На какие группы делятся слова по времени существования в языке? 10. Какие слова называются устаревшими? На какие группы они делятся? 11. Что такое архаизмы? 12. Что такое историзмы? 13. Что такое неологизмы?
IV . Закрепление:
1. Решить кроссворд: По горизонтали: 1. Верхняя часть мужского костюма в виде куртки с отложным воротничком и застегивающимися полами. 2. Мебель для сна. 3. Детская игрушка в виде фигурки человека. 4. Многостворчатые ставни или шторы из поворачивающихся или неподвижных пластинок, устанавливаемые на окна. По вертикали: 1. Группа вьючных животных. 2. Хирургический нож. 3. Болотная птица с длинными ногами, шеей и клювом, издающая курлыканье.
2. Выборочно – распределительный диктант. (задание выполняется по группам) I – группа («слабые» учащиеся): выписать общеупотребительные слова. II – группа («средние» учащиеся): выписать устаревшие слова, распределив их на две группы: историзмы и архаизмы.
9. III – группа («сильные» учащиеся): выписать устаревшие слова, распределив их на две группы: историзмы и архаизмы. К архаизмам подобрать современные синонимы.
Чело, свобода, небо, кокошник, ворота, город, боярин, лицедей, граммофон, столица, бурлак, уста, длань. 3. Восстановительный диктант. Задание: списать предложения, подчеркнуть заимствованные слова, подобрать к заимствованным словам синонимы из русского языка.
1. Доктор назначил пациенту инъекции. 2. В результате проверки было выявлено немало дефектов. 3. Шофер внимательно смотрел на дорогу. 4. Мы гордимся нашим голкипером. 5. Ваши аргументы достаточно убедительны. 6. Я расскажу об этом в своих мемуарах.
4. Конкурс «Кто больше?» Учащиеся класса делятся на три команды (по рядам). По очереди по одному представителю от каждой команды выходят к доске и записывают (каждый в свою колонку) по одному профессионализму.
I – команда - профессионализмы для музыкантов II – команда – для художников III – команда – для фотографов. Дополнительное задание: составить словосочетания или предложения с тремя любыми профессионализмами.
Беседа с учащимся: 1. Какие еще профессии, кроме упомянутых, вы знаете? 2. Какая профессия вам нравится и почему? 3. Существуют ли, по-вашему, неважные профессии или профессии, менее важные, чем другие? 4. Почему к проблеме выбора профессии нужно подходить серьезно и ответственно? 5. Определились ли вы уже со своей будущей профессией? IV . Обобщение. Контроль знаний.
Тестирование:
1. Укажите заимствованное слово. А) стена Б) белокурый В) ветеран Г) стул 2. Укажите устаревшее слово. А) приказчик Б) бумага В) писатель Г) отрывок 3. Укажите профессиональное слово. А) книга Б) изобретение В) печать Г) зубило 4. Укажите диалектное слово А) морковь Б) овощи В) свекла Г) бурак 5. Укажите неологизм А) соревнование Б) миллениум В) аппарат Г) корабль 6. Укажите предложение с фразеологическим оборотом. А) Петя плохо работал на уроке. Б) На уроке Петя работал спустя рукава. В) Петя не выполнил задания. Г) Петя весь урок бездельничал. 7. Укажите раздел языкознания, изучающий лексику. А) лексикология Б) синтаксис 10. В) фразеология Г) фонетика 8. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый? А) свежий костюм Б) свежий воротничок В) свежий журнал Г) свежий хлеб 9. В каком предложении можно употребить фразеологизм «от корки до корки»? А) Оля чувствует себя на катке хорошо. Б) Ученик прочитал книгу до конца. В) Змей Горыныч унес царевну далеко. Г) Ира сильно покраснела. 10. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное? А) перен. Б) обл. В) спец. Г) устар.
Ключ ответов:
1. В 2. А 3. Г 4. Г 5. Б 6. Б 7. А 8. Г 9. Б 10. Б Критерии оценки:
10 – 9 - 5 баллов 8 – 7 - 4 балла 6 – 5 - 3 балла 4 – 3 - 2 балла 2 – 1 - 1 балл V . Д/З: сочинить сказку на тему: «В стране Лексикологии», повторить основные понятия данного раздела, подготовиться к контрольной работе. 11.
Примеры заданий для самостоятельной работы учащихся:
Разноуровневые карточки:
При изучении темы «Главные члены предложения» в 8 классе:
Карточка № 1. Списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
1. Меня никто не узнал. 2. На темной поверхности воды появились круги. 3. Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом. Карточка № 2. Списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу. Указать, чем выражены подлежащее и сказуемое.
1. Ничто не шевелилось. 2. Два меньше пяти. 3. Старый комендант перекрестил ее трижды. Карточка № 3. Списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, указать вид и способ выражения сказуемого.
1. Он стоял как вкопанный. 2. Я не делаю визитов. 3. Он непременно будет искать нас на берегу.
При изучении темы: «Возвратные глаголы» в 6 классе:
Карточка № 1. Выпишите только возвратные глаголы.
Обниматься, бежать, хотеть, умываюсь, стригу, встречаться, читали, причесываться, одеваться, разговаривали. Карточка № 2. Спишите глаголы в 2 столбика: I – те, которые обозначают действие, направленное на того, кто его выполняет; II – те, которые обозначают взаимное действие.
Обниматься, умываюсь, встречаться, целоваться, причесываться, одеваться. Карточка № 3. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркнуть возвратные глаголы. Объясните правописание –ться и –тся в глаголах.
1. Урок начинает(ь)ся в восемь часов. 2. Мы идем на речку купат(ь)ся. 3. Пора собират(ь)ся в дорогу. 4. Папа снова собирает(ь)ся в командировку. 12. Восстановительный диктант:
При изучении темы: «Полные и краткие прилагательные» в 6 классе:
В словах ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое. Подберите примеры прилагательных с данными окончаниями. Дополнительное задание: определить род прилагательных.
1. – ая; 4. – ий; 7. – ое; 10. – ей. 2. – а; 5. – ые; 8. – ее; 3. - □; 6. – ы; 9. – о;
При изучении темы: «Разряды прилагательных по значению» в 6 классе:
Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные. Определить разряд прилагательного.
( ) солнце безжалостно палило с ( ) неба. Бабочка – крапивница ( ) пятнышком мелькнула у ( ) окна и порхнула к потолку ( ) веранды. Там она прицепилась вверх ногами в самом ( ) углу. Еще несколько бабочек висели там, свесив вниз ( ) крылья. При изучении темы: «Антонимы» в 5 классе:
К данным словам подобрать однокоренные антонимы. Выделить корень: очарование – (разочарование), раскрывать – (закрывать), опытный – (неопытный), распахнуть – (запахнуть), подходить – (отходить). Задания творческого характера:
составление кроссвордов или ребусов по изученным темам; сочинение лингвистической сказки на заданную тему; рисунки к фразеологизмам и т.д.; составление докладов, рефератов на заданную тему; создание мультимедиа-презентаций по пройденным темам и т.д.
13.
Библиография: 1. Власова Е.Н. Самостоятельная работа учащихся V-VII классов на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1980 2. Вяткин Л.Г. «Развитие познавательной самостоятельности учащихся при изложении учителем нового материала». Совершенствование методов обучения русскому языку. Сборник статей (пособие). – М.: Просвещение, 1989 стр. 136 – 140 3. Нехаев А.В. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка в старших классах вечерней школы. – М.: Просвещение, 1989
4. Осмаловская И. М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. - Москва – Воронеж, 2004. 5. Панфилова Г.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984 6. http// festival.1september.ru
|