Реферат: План главы 28 Роль фирмы в обществе 28 Альтернативные модели поведения фирмы 29
Название: План главы 28 Роль фирмы в обществе 28 Альтернативные модели поведения фирмы 29 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие редактора........................................................................................................ 17 Предисловие.......................................................................................................................... 18 Глава 1 Введение в управленческую экономику.......................................................................... 23 Понятие «управленческая экономика»............................................................................... 23 Экономическая теория и управленческая экономика....................................................... 24 Аналитические средства: математическая экономика и эконометрика.......................... 26 Управленческая экономика в международной обстановке.............................................. 26 Выводы................................................................................................................................... 27 Список литературы............................................................................................................... 27 Глава 2 Фирма и ее поведение......................................................................................................... 28 План главы............................................................................................................................. 28 Роль фирмы в обществе........................................................................................................ 28 Альтернативные модели поведения фирмы....................................................................... 29 Модель максимизации прибыли.......................................................................................... 29 Модель максимизации продаж............................................................................................ 35 Модель максимизации роста................................................................................................ 36 Модель управленческого поведения................................................................................... 36 Модель максимизации добавленной стоимости (японская модель)................................ 38 Американские трудности с японской моделью................................................................. 39 Почему мы руководствуемся моделью максимизации прибыли?................................... 40 Выводы................................................................................................................................... 41 Задачи..................................................................................................................................... 42 Список литературы............................................................................................................... 45 Приложение 2А Вывод формулы дисконта....................................................................... 46 Приложение 1В. Эмпирическое исследование поведения японских автомобилестроителей при максимизации добавленной стоимости.............................................................................. 47 EBIT/общие активы............................................................................................................... 47 Акционерный фонд/общие активы..................................................................................... 47 Добавленная стоимость/общие активы............................................................................... 48 Добавленная стоимость/основные (постоянные) активы................................................. 48 Добавленная стоимость/количество работников............................................................... 48 Глава 3 Среды решения и выработка решения в условиях определенности........................ 50 План главы............................................................................................................................. 51 Среды решения...................................................................................................................... 51 Концепция определенности................................................................................................. 51 Концепция риска................................................................................................................... 52 Концепция неопределенности............................................................................................. 52 Выработка решения в условиях определенности: оптимизационный Анализ.............. 53 Предельный анализ............................................................................................................... 53 Линейное программирование.............................................................................................. 55 Приростной анализ прибыли (краткосрочная концепция)............................................... 58 Выводы................................................................................................................................... 59 Задачи..................................................................................................................................... 60 Список литературы............................................................................................................... 61 Приложение ЗА Предельный анализ.................................................................................. 62 Оптимизация функции......................................................................................................... 63 Иллюстративный пример..................................................................................................... 63 Табличный метод................................................................................................................... 65 Вычислительный метод........................................................................................................ 67 Предельный анализ многомерной функции...................................................................... 68 Ограниченный оптимум....................................................................................................... 70 Приложение ЗД. Линейное программирование................................................................ 72 Графическая иллюстрация: задача линейного программирования с двумя Переменными........................................................................................................................ 72 Симплексный метод.............................................................................................................. 76 Трудности и их преодоление............................................................................................... 81 Двойственная задача............................................................................................................. 83 Анализ чувствительности.................................................................................................... 83 Список литературы............................................................................................................... 85 Глава 4 Выработка решения в условиях риска и неопределенности...................................... 86 План главы............................................................................................................................. 86 Матрица решения.................................................................................................................. 87 Выработка решения в условиях риска................................................................................ 88 Методы оценки риска........................................................................................................... 88 Предполагаемая стоимость................................................................................................... 90 Измерение риска: размах и среднее квадратичное отклонение....................................... 91 Измерение относительного риска: коэффициент вариации............................................. 94 Компромисс между риском и прибылью............................................................................ 95 Полезность, страх риска и премия за риск......................................................................... 97 Корректировка риска.......................................................................................................... 103 Анализ последовательности решения с использованием дерева решения................... 110 Планирование риска и стоимость риска........................................................................... 112 Выработка решения в условиях неопределенности........................................................ 115 Степень неопределенности................................................................................................ 115 Критерий решения Вальда................................................................................................. 116 Альфа-критерий решения Гурвица................................................................................... 117 Критерий решения Сэйвиджа............................................................................................ 118 Критерий решения Лапласа............................................................................................... 119 Другие методы учета неопределенности.......................................................................... 119 Выводы................................................................................................................................. 124 Задачи................................................................................................................................... 125 Список литературы............................................................................................................. 132 Приложение 4А Краткое изложение законов вероятности............................................ 133 Определения........................................................................................................................ 133 Совокупная вероятность (логическое «и»)....................................................................... 133 Условная вероятность......................................................................................................... 133 Логическое «или»................................................................................................................ 134 Приложение 4.В. Вероятностное распределение потока наличности.......................... 136 Оценка распределения вероятности.................................................................................. 137 Зависимые потоки наличности.......................................................................................... 138 Глава 5 Анализ спроса и потребительское поведение............................................................... 139 План главы........................................................................................................................... 139 Количественный подход к потребительскому равновесию........................................... 140 Функция полезности: предельная полезность.................................................................. 140 Потребительское равновесие при максимальной полезности....................................... 142 Эффект рекламы и продвижения товара на рынок......................................................... 144 Предельная полезность и кривые спроса.......................................................................... 145 Предельная полезность и потребительские излишки...................................................... 146 Порядковый подход к потребительскому равновесию................................................... 152 Кривые безразличия............................................................................................................ 152 Предельная норма замещения............................................................................................ 155 Бюджетная линия................................................................................................................ 157 Потребительское равновесие............................................................................................. 159 Выводы................................................................................................................................. 163 Задачи................................................................................................................................... 164 Список литературы............................................................................................................. 166 Приложение. 5А. Математическое выражение потребительского равновесия........... 167 Глава 6 Функции спроса и эластичность спроса ..169 План главы........................................................................................................................... 169 Функции рыночного спроса.............................................................................................. 170 Рыночный спрос и функция спроса фирмы..................................................................... 170 Количественный спрос и изменения в спросе................................................................. 171 Характер функции спроса.................................................................................................. 172 Эластичность спроса........................................................................................................... 174 Ценовая эластичность спроса............................................................................................ 174 Графическое измерение точечной эластичности............................................................. 178 Спрос, доход и ценовая эластичность............................................................................... 180 Факторы, влияющие на ценовую эластичность............................................................... 185 Применение ценовой эластичности.................................................................................. 187 Другие виды эластичности спроса.................................................................................... 188 Выводы................................................................................................................................. 196 Задачи................................................................................................................................... 197 Список литературы............................................................................................................. 200 Глава 7 Оценка спроса: элементарные методы.......................................................................... 202 План главы........................................................................................................................... 202 Статистический анализ....................................................................................................... 203 Сбор данных........................................................................................................................ 203 Выбор информационной кривой....................................................................................... 204 Простая линейная регрессия.............................................................................................. 205 Интерпретация параметров................................................................................................ 211 Оценка уравнения регрессии............................................................................................. 212 Средняя квадратичная ошибка коэффициента регрессии.............................................. 213 Коэффициент детерминации, r2 ......................................................................................... 213 Проверка гипотез................................................................................................................ 218 Подход к оценке спроса в исследовании рынка.............................................................. 219 Обследования потребителя................................................................................................ 220 Выявление предпочтений потребителя............................................................................ 221 Рыночные эксперименты................................................................................................... 221 Выводы................................................................................................................................. 223 Задачи................................................................................................................................... 224 Список литературы............................................................................................................. 228 Глава 8 Оценка спроса: множественный регрессионный анализ........................................... 229 План главы Построение функции мультивариантного спроса........................................................... 230 Шаг 1. Идентификация переменных................................................................................. 230 Шаг 2. Сбор и уточнение данных...................................................................................... 233 Шаг 3. Выбор наилучшей формы уравнения................................................................... 234 Шаг 4. Расчет уравнения регрессии.................................................................................. 234 Шаг 5. Эксперименты с регрессионной моделью........................................................... 237 Шаг 6. Анализ компьютерной распечатки....................................................................... 238 Тестирование и оценка результатов.................................................................................. 238 Шаг 1. Тестирование пригодности модели...................................................................... 239 Шаг 2. Статистические тесты и оценки............................................................................ 239 Общие тесты........................................................................................................................ 240 Тестирование отдельных параметров............................................................................... 245 Исходные предположения и специальные задачи множественного регрессионного анализа...................................................................................................... 248 Мультиколлинеарность...................................................................................................... 249 Гетеросцедастичность......................................................................................................... 250 Автокорреляция................................................................................................................... 251 Выводы................................................................................................................................. 256 Задачи................................................................................................................................... 257 Список литературы............................................................................................................. 263 Глава 9 Прогнозирование............................................................................................................... 264 План главы........................................................................................................................... 264 Механическая экстраполяция............................................................................................ 265 Простейшие модели............................................................................................................ 265 Анализ временных рядов................................................................................................... 266 Барометрические методы.................................................................................................... 274 Типы показателей................................................................................................................ 274 Составные индексы............................................................................................................. 277 Диффузионные индексы..................................................................................................... 277 Сбор мнений и обзоры целей............................................................................................. 278 Обзоры экономических целей........................................................................................... 278 Прогнозирование объема продаж...................................................................................... 279 Эконометрические модели................................................................................................. 280 Модели, состоящие из одного уравнения......................................................................... 280 Модели, состоящие из систем уравнений......................................................................... 281 Методы макроэкономического прогнозирования........................................................... 283 Выводы................................................................................................................................. 285 Задачи................................................................................................................................... 286 Список литературы............................................................................................................. 288 Приложение 9А. Оценка прогнозирования..................................................................... 289 Проверка прошлых характеристик.................................................................................... 289 Прогноз и фактические результаты................................................................................... 289 Промежуточный обзор........................................................................................................ 292 Выбор метода прогнозирования........................................................................................ 293 Глава 10 Анализ производства........................................................................................................ 295 План главы........................................................................................................................... 296 Производственные функции.............................................................................................. 296 Характер изменения производственной функции при одном переменном вводимом факторе производства и сохранении неизменными всех остальных вводимых факторов производства................................ 297 Производственная функция с несколькими переменными вводимыми факторами....................................................................................................... 308 Оптимизация нескольких переменных вводимых факторов производства — обязательное условие максимизации прибыли.................................. 321 Расширение производства и эффект масштаба................................................................ 322 Зависимость дохода от масштаба производства.............................................................. 324 Испытание производственной функции на зависимость дохода от масштаба производства.................................................................................................. 325 Изменчивость экономической эффективности при расширении Производства....................................................................................................................... 328 Проблемы успешного управления фирмой с целью получения экономии, обусловленной увеличением масштаба производства............................................................................... 329 Выводы................................................................................................................................. 330 Задачи................................................................................................................................... 331 Список литературы............................................................................................................. 335 Приложение 10А Влияние увеличения заработной платы на численность работающих 335 Глава 11 Оценка производственных функций.............................................................................. 342 План главы........................................................................................................................... 342 Измерение производственной функции........................................................................... 343 Методы измерения.............................................................................................................. 343 Проблемы измерения переменных затрат и выпуска...................................................... 346 Измерение агрегированного производства...................................................................... 349 Подбор производственной функции................................................................................. 350 Свойства производственных функций............................................................................. 351 Уравнения для производственных функций с одним вводимым фактором производства................................................................................... 352 Линейная производственная функция.............................................................................. 354 Квадратичное уравнение вида I: квадратичная производственная функция с положительным параметром с........................................................................ 355 Квадратичное уравнение вида II: квадратичная производственная , функция с отрицательным параметром с.......................................................................... 356 Кубическая функция........................................................................................................... 357 Степенная функция с одним вводимым фактором производства................................. 360 Степенная функция с несколькими вводимыми факторами производства.................................................................................................... 362 Некоторые эмпирические исследования эффекта масштаба.......................................... 364 Исследования на основе данных временных рядов........................................................ 364 Исследования, основанные на кросс-секционных данных............................................ 366 Выводы................................................................................................................................. 369 Задачи................................................................................................................................... 371 Список литературы............................................................................................................. 373 Приложение 11.А. Аппроксимация квадратичной и кубической кривых................... 373 Глава 12 Анализ затрат..................................................................................................................... 375 План главы........................................................................................................................... 375 Природа затрат..................................................................................................................... 376 Концепция релевантных затрат......................................................................................... 376 Восстановительные и первоначальные затраты.............................................................. 377 Бухгалтерские и вмененные затраты................................................................................ 377 Дополнительные затраты и принятие решений............................................................... 378 Теория затрат: функции «затраты—выпуск»................................................................... 382 Постоянные и переменные затраты.................................................................................. 382 Краткосрочные и долгосрочные затраты.......................................................................... 383 Общие и предельные затраты............................................................................................ 383 Динамика краткосрочных затрат....................................................................................... 384 Свойства функций краткосрочных затрат........................................................................ 390 Динамика долгосрочных затрат......................................................................................... 396 Экономические преимущества и недостатки, обусловленные увеличением масштаба производства............................................................................... 399 Экономические преимущества, обусловленные увеличением масштаба производства (на уровне завода)...................................................................... 399 Экономические недостатки, обусловленные увеличением масштаба производства (на уровне завода)...................................................................... 400 Экономические преимущества, обусловленные увеличением масштаба производства (для фирмы с несколькими заводами).................................................................................................... 400 Динамика затрат и стратегия управления........................................................................ 401 Минимальный эффективный масштаб производства..................................................... 402 Влияние ожидаемого спроса на выбор размеров предприятия...................................... 405 Кривые обучения и экономия, обусловленная увеличением масштаба производства........................................................................................................................ 408 Кривая обучения и стратегия корпорации....................................................................... 412 Выводы................................................................................................................................. 413 Задачи................................................................................................................................... 414 Список литературы............................................................................................................. 419 Глава 13 Эмпирические оценки функций затрат......................................................................... 420 План главы........................................................................................................................... 420 Оценка функций краткосрочных затрат........................................................................... 420 Методы оценок.................................................................................................................... 421 Понимание существенных особенностей измерения затрат.......................................... 421 Статистический метод оценки затрат............................................................................... 424 Эмпирические исследования краткосрочных затрат...................................................... 430 Оценка долгосрочных затрат............................................................................................. 432 Методы оценки долгосрочных затрат............................................................................... 433 Статистические методы...................................................................................................... 433 Технический метод.............................................................................................................. 434 Метод естественного отбора.............................................................................................. 435 Некоторые результаты исследований долгосрочных затрат.......................................... 436 Выводы................................................................................................................................. 439 Задачи................................................................................................................................... 440 Список литературы............................................................................................................. 442 Глава 14 Прибыль: концепции, измерение, планирование и управление............................... 443 План главы........................................................................................................................... 443 Измерение прибыли: бухгалтерские и экономические концепции.............................. 444 Проблемы измерения бухгалтерской прибыли................................................................ 446 Экономическая концепция учета восстановительной стоимости................................. 446 Теории прибыли.................................................................................................................. 449 Компенсационные, или функциональные, теории......................................................... 449 Фрикционные и монополистические теории.................................................................. 450 Научно-технические и инновационные теории.............................................................. 450 Полезная отдача и стоимость инноваций: Япония и США............................................ 451 Прибыль: планирование и управление............................................................................. 455 Бюджет прибыли................................................................................................................. 455 Анализ безубыточности...................................................................................................... 456 Линейный анализ безубыточности................................................................................... 458 Предельный вклад, или вложенная прибыль................................................................... 458 Алгебраические методы..................................................................................................... 461 Планирование прибыли..................................................................................................... 463 Альтернативные точки безубыточности.......................................................................... 464 Предел безопасности........................................................................................................... 466 Операционный левередж: эластичность прибыли по реализации................................ 469 Применение анализа безубыточности и операционный левередж............................... 470 Анализ безубыточности...................................................................................................... 474 Децентрализованные центры прибыли............................................................................ 474 Прибыль отделений............................................................................................................ 475 Оценка управленческой деятельности.............................................................................. 476 Выводы................................................................................................................................. 477 Задачи................................................................................................................................... 478 Список литературы............................................................................................................. 483 Глава 15 Рыночная структура и анализ ценообразования........................................................ 484 План главы........................................................................................................................... 484 Рыночные структуры.......................................................................................................... 485 Воздействие характеристик продавца на рыночную структуру.................................... 485 Воздействие характеристик покупателя на рыночную структуру................................ 485 Воздействие характеристик продукта на рыночную структуру.................................... 486 Условия входа и выхода..................................................................................................... 486 Экономия, обусловленная увеличением масштаба производства................................. 486 Анализ равновесия.............................................................................................................. 487 Идеальная конкуренция...................................................................................................... 487 Краткосрочное равновесие................................................................................................. 488 Долгосрочное равновесие.................................................................................................. 491 Чистая монополия............................................................................................................... 495 Краткосрочное монопольное равновесие......................................................................... 496 Долгосрочное монопольное равновесие........................................................................... 499 Монопольная конкуренция................................................................................................ 500 Краткосрочное равновесие при монопольной конкуренции......................................... 500 Долгосрочное равновесие при монопольной конкуренции........................................... 501 Оценка монопольной конкуренции.................................................................................. 505 Олигополия.......................................................................................................................... 505 Модели ценового лидерства.............................................................................................. 506 Модель с ломаной кривой спроса...................................................................................... 508 Картели и сговоры.............................................................................................................. 512 Модель рыночной доли...................................................................................................... 516 Неценовая конкуренция: дифференциация продукта и реклама................................... 521 Роль рекламы....................................................................................................................... 521 Измерение дифференциации продукта............................................................................. 522 Выводы................................................................................................................................. 523 Задачи................................................................................................................................... 524 Список литературы............................................................................................................. 528 Приложение 15А. Рыночная мощность и использование рекламы для максимизации прибыли............................................................................................... 529 Измерение рыночной мощности....................................................................................... 530 Использование рекламы для максимизации прибыли.................................................... 531 Глава 16 Практика ценообразования и принятия решений...................................................... 533 План главы........................................................................................................................... 533 Цели ценообразования........................................................................................................ 534 Ценообразование, направленное на получение целевой прибыли на инвестиции.......................................................................................................................... 534 Ценообразование, направленное на достижение целевой рыночной доли.................. 535 Ценообразование, обусловленное конкуренцией........................................................... 535 Ценообразование: методы и подходы............................................................................... 535 Ценообразование по полным затратам............................................................................. 535 Ценообразование по приращению затрат......................................................................... 542 Ценовая дискриминация.................................................................................................... 543 Степень ценовой дискриминации..................................................................................... 543 Условия для дифференциального ценообразования....................................................... 545 Основы структур ценовой дифференциации................................................................... 545 Максимизация прибыли и ценовая дискриминация....................................................... 546 Оптимальное ценообразование на многие виды продуктов.......................................... 549 Ценообразование на линии продуктов............................................................................. 549 Ценообразование на сопутствующие товары.................................................................. 550 Стратегия ценообразования на многие виды продуктов: использование производственной мощности завода...................................................... 552 Оптимальное ценообразование на совместные продукты............................................. 555 Выводы................................................................................................................................. 560 Задачи................................................................................................................................... 561 Список литературы............................................................................................................. 564 Приложение 16А. Децентрализация и трансфертное ценообразование.................................................................................................................. 565 Характер и цели трансфертного ценообразования.......................................................... 565 Трансфертное ценообразование при отсутствии внешнего рынка............................... 566 Трансфертное ценообразование при наличии внешнего рынка.................................... 569 Международное трансфертное ценообразование............................................................ 573 Задачи 574 Список литературы............................................................................................................. 575 Приложение 16.В. Ценовая дискриминация более чем на двух рынках...................... 575 Глава 17 Экономическая роль правительства............................................................................. 580 План главы........................................................................................................................... 581 Внешние экономические условия..................................................................................... 582 Позитивные внешние условия........................................................................................... 582 Негативные внешние условия........................................................................................... 583 Экономическое воздействие внешних условий.............................................................. 583 Поощрение выгодных внешних условий......................................................................... 586 Система мероприятий, направленных на борьбу с негативными внешними условиями............................................................................................................................. 588 Регулирование общественной полезности....................................................................... 591 Проблемы регулирования общественной полезности.................................................... 592 Эффект инфляции............................................................................................................... 595 Ограничение рыночной мощности и недобросовестной конкуренции....................... 595 Антитрестовские законы.................................................................................................... 595 Слияния................................................................................................................................ 597 Последние изменения в подходах к слияниям................................................................. 598 Принуждение к выполнению антитрестовских законов................................................ 600 Иллюстративные примеры................................................................................................. 600 Тенденции выполнения законов....................................................................................... 602 Поведение регулирующих органов................................................................................... 603 Теория захвата...................................................................................................................... 603 Теория распределения выгоды и ущерба.......................................................................... 604 Тенденции, дерегулирования и приватизации................................................................ 604 Основания для дерегулирования....................................................................................... 605 Эффект дерегулирования................................................................................................... 606 Насколько необходима антитрестовская политика?....................................................... 609 Приватизация общественных служб................................................................................. 610 Будущее приватизации: «за» и «против»......................................................................... 612 Выводы................................................................................................................................. 613 Задачи................................................................................................................................... 614 Список литературы............................................................................................................. 619 Глава 18 Бюджет долгосрочных расходов компании.................................................................. 620 План главы........................................................................................................................... 620 Обзор процесса составления бюджета долгосрочных расходов компании............................................................................................................. 621 Решения по поводу финансирования................................................................................ 621 Решения по выбору направления инвестиций................................................................ 621 Оценка стоимости капитала............................................................................................... 622 Денежные затраты при различных методах финансирования....................................... 624 Левередж и стоимость капитала........................................................................................ 631 Оценка потока наличности................................................................................................ 634 Оценка инвестиционных предложений........................................................................... 635 Методы дисконтированного потока наличности............................................................ 635 Ранжирование проектов по инвестированию капитала................................................. 641 Другие методы оценки инвестиций.................................................................................. 643 Выводы................................................................................................................................. 646 Задачи................................................................................................................................... 648 Список литературы............................................................................................................. 651 Приложения......................................................................................................................... 653 Таблицы и графики дисконтирования.............................................................................. 654 Натуральные логарифмы.................................................................................................... 658 Статистические таблицы.................................................................................................... 660 Формулы производных....................................................................................................... 669 |