Реферат: Уточнить, в каком журнале печаталось нужное произведение, получить ответ на конкретный фактографический вопрос

Название: Уточнить, в каком журнале печаталось нужное произведение, получить ответ на конкретный фактографический вопрос
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Содержание

стр.

Введение………………………………………………………………3

Глава 1 Состав и задачи СБА школьной библиотеки………………6

Глава 2 Использование СБА в работе школьной библиотеки…….11

Заключение…………………………………………………………...21

Библиографический список………………………………………....22

Введение

Информация - реальная ценность современного общества, и именно библиотека в наибольшей степени обеспечит вам знакомство с нею, поможет ответить на разного рода вопросы. Сегодня число обращений в библиотеку выросло (от информации по современным вопросам экономики, правового характера, проблемам маркетинга и менеджмента, финансах, налогах, бухучёта, социологии до философских и религиозных проблем). Отыскать ответы на вопросы помогут библиотекари, используя справочно-библиографический аппарат. Это не только многочисленные энциклопедии, словари, но и система каталогов и картотек.
С помощью СБА можно узнать, есть ли книга, которая вас интересует, кто автор, если известно только название, подобрать книги, статьи из периодики по теме, уточнить, в каком журнале печаталось нужное произведение, получить ответ на конкретный фактографический вопрос.
Специальная картотека поможет подобрать стихотворные строчки для поздравления дорогого вам человека, познакомит с материалом в помощь организации праздничных вечеров, викторин, игр [2].

Школьная библиотека - общедоступный общеобразовательный, информационный и культурный центр.

Справочно-библиографический аппарат (СБА) школьной библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

В самом общем смысле СБА школьной библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями [1].

Функции СБА по расширению информационного потенциала любой библиотеки за счет предоставления сведений об отечественных и зарубежных документах безотносительно к их местонахождению конкретизируется первоочередным требованием: обеспечить читателям доступ к единому библиотечному фонду страны.

Наиболее общие требования к СБА отдельной библиотеки сводятся к тому, что он должен:

соответствовать объему и содержанию работы библиотеки определенного типа, всемерно способствовать решению стоящих перед ней народнохозяйственных, воспитательных и других задач;

оперативно пополняться новыми материалами и освобождаться от устаревших, неиспользуемых и дублирующих друг друга источников;

профилироваться в соответствии с договорами о кооперации и координации с другими библиотеками и органами НТИ;

сохранять единство, совершенствовать свои системные качества на основе всемерного развития специфических функций составляющих его частей и, вместе с тем, усиления взаимодействия между ними.

Таким образом, учитывая важность справочно-библиографического аппарата в системе библиографической работы школьной библиотеки, можно говорить об актуальности темы данной работы [4].

Целью работы можно назвать изучение справочно-библиографического аппарата, как основной базы библиографической деятельности школьной библиотеки.

В соотнесении с указанной целью работы, можно выделить задачи, поставленные перед нами:

1. Выделить особенности становления и развития справочно-библиографического аппарата школьной библиотеки;

2. Рассмотреть основные функции, а также особенности структуры справочно-библиографического аппарата;

3. Изучить справочно-библиографический фонд с точки зрения справочно-библиографической системы.

В данной работе использовались научные труды и публикации Моргенштерна И.Г., Столярова Ю.Н., Тюлиной Н.И., и других авторов, которые в своих работах уделяли огромное внимание справочно-библиографическому аппарату в составе обязательных элементов библиотеки.

Глава 1 Состав и задачи СБА школьной библиотеки

Ровно 30 лет назад выдвинута концепция сущностной модели библиотеки как системы, состоящей из четырех атрибутивных элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, материально-технической базы и библиотечного персонала. Практически сразу же по обнародовании этой концепции возникло предложение дополнить существующую модель еще одним элементом - справочно-библиографическим аппаратом, без которого модель объявлялась страдающей существенным изъяном [6].

Первым поднял этот вопрос 3. Р. Сукиасян, поместивший в центр системы, где названные элементы равномерно вписывались в круг, библиотечный каталог. Следом выступил И. Г. Моргенштерн, выдвинувший аргумент: справочно-библиографический аппарат информирует представление не только о фонде данной библиотеки, но и о существующем внешнем документном массиве и/или потоке. Следовательно, по отношению к библиотечному фонду он представляет собой автономный объект и должен рассматриваться на равных правах с остальными четырьмя [2,3].

Выступления в защиту пятого элемента особенно активизировались в 1990-х гг. Некоторые авторы выдвигали эту идею вновь и вновь.

Подводя итоги развития мирового библиотековедения в XX в., Н. И. Тюлина пришла к выводу, что в последние годы «был подорван прежний, существовавший веками принцип, согласно которому каждая библиотека обслуживала читателей лишь собственными материалами». Значительно возросла роль справочно-библиографического аппарата библиотеки, утверждала далее Н. И. Тюлина, и «из вспомогательного компонента он превратился в полнозначный, играющий в обслуживании самостоятельную роль. В результате изменилась вся инфраструктура библиотеки [10].

Из четырехэлементной структуры, включающей, как это показал Ю. Н. Столяров, фонды, читателей, библиотекарей и материально-техническую базу, она превратилась в пятиэлементную. Пятым элементом стал ее справочно-библиографический аппарат» [7,8].

Справочно-библиографический аппарат библиотеки по праву считается ключом к фонду документов, раскрывая его состав и содержание в различных аспектах. Однако этим не ограничивается назначение СБА. Соответствующие его части служат таким же ключом к источникам, находящимся в фондах других библиотек или же вообще к мировым информационным ресурсам, независимо от места их хранения. Этим определяется значение СБА в деятельности библиотек всех типов, как крупных научных библиотек, так и школьных.

Состав СБА сформировался в результате эволюционного развития под воздействием усложнявшихся задач библиотек по удовлетворению разнообразных информационных потребностей читателей.

На протяжении длительного времени СБА определялся как совокупность входящих в него частей: справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек. Помимо раскрытия состава и содержания фонда документов библиотеки отмечались и другие его функции, в том числе идеологического характера (идейно-воспитательная, пропагандистско-педагогическая и т. п.). Это было закреплено в начале 80-х годов в терминологическом ГОСТе по библиотечному делу. Одновременно с введением этого стандарта был принят ГОСТ по научно-информационной деятельности, в котором имелось определение близкого по значению термина - справочно-поискового аппарата (СПА) [5].

Стандартизация этих терминов и повсеместное их использование в литературе и практической деятельности привели к необходимости разграничить обозначаемые ими понятия, уточнить функциональное назначение термина СБА. В определении обоих терминов имелось как общее, так и различие. Общее состоит в том, что в обоих стандартах составной частью признается совокупность вторичных документов, поскольку библиотечные каталоги, картотеки и библиографические издания и есть «совокупность упорядоченных массивов вторичных документов», названная в определении СПА. А различие заключается, во-первых, в отсутствии справочных изданий в СПА, а во-вторых - и это главное, в функциональном назначении. В определении СПА приводится только одно назначение - поиск научно-технической информации, т. е., иначе говоря, налицо одна функция - поисковая. Составители стандарта по библиотечному делу почему-то не включили эту функцию в определение СБА, а вместо нее названы были другие функции с их ярко выраженной идеологической окраской (пропаганда произведений печати и целенаправленное руководство чтением) [6].

Попытки дать более точное определение СБА и уточнить его функциональное назначение нашли отражение в дискуссии на страницах специальной печати. В итоге этой дискуссии было признано, что как СБА, так и СПА являются одной из разновидностей более широкого понятия - информационно-поисковой системы (ИПС). Последняя в ГОСТе по научно-информационной деятельности имела следующее определение: ИПС - «предназначенная для информационного поиска совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил его использования, критерия выдачи и технических средств». Все названные пять элементов присутствуют и в СБА, а именно:

Информационно-поисковым массивом являются все составные части СБА, а именно - справочные и библиографические издания, библиотечные каталоги и картотеки.

Критерий выдачи информации в явном, а иногда и в скрытом (латентном) виде имеет место при поиске как библиографической, так и фактографической информации. На основании этого критерия мы судим о качестве библиографического обслуживания, о состоянии и качестве СБА и/или отдельных его частей [4].

Технические средства во многих библиотеках представлены каталожными шкафами и книжными полками. Однако с каждым годом возрастает число библиотек (включая муниципальные публичные), владеющих компьютерами и переводящих каталоги и картотеки в электронную форму. Больше того, возрастает количество библиографических баз данных, справочных и иных изданий, ставших составной частью СБА. Из этого следует единственный вывод, что определение ИПС вполне применимо как к СПА, так и к СБА. Введение представителями информатики термина СПА было направлено на то, чтобы подчеркнуть различие двух смежных областей деятельности -- библиотечной и научно-информационной. В свою очередь подчеркивание идеологической направленности назначения СБА в те годы вытекало из признания библиотек идеологическими учреждениями, на которые возлагалась задача воздействовать всеми средствами на сознание человека в угодном партийно-бюрократическому аппарату направлении. Отсюда и провозглашались пропагандистские, идейно-воспитательные и подобные им функции, свойственные якобы СБА библиотеки [9].

В настоящее время наблюдается сближение библиотечного дела с научно-информационной деятельностью. Во всех зарубежных странах эти две области деятельности и соответствующие им области научного знания уже интегрировались. Следовательно, в единой терминологической системе для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться единые термины. В нашем случае термин СБА аналогичен термину СПА. Оба они выполняют одну и ту же функцию - единственную - способствовать поиску не только научно-технической, но и любой другой информации, содержащейся в документах [1].

Иначе говоря, СБА есть не что иное, как справочно-поисковый аппарат, выполняющий поисковую функцию. Из определения следует также, что состав СБА ограничен только библиографическими пособиями. Под последними следует понимать не только пособия в традиционной книжной форме, но и все другие библиографические источники, в том числе карточные каталоги и картотеки, а также библиографические базы данных на разных машиночитаемых носителях [4].

Частями СБА являются:

справочно-библиографический фонд;

библиотечные каталоги;

библиографические картотеки.

Характерной особенностью многих библиотек и прежде всего школьных является выход на глобальную компьютерную сеть Интернет, наличие в составе СБА различных баз данных.

Справочно-библиографический аппарат (СБА) школьной библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

Глава 2 Использование СБА в работе школьной библиотеки

Справочно-библиографический аппарат (СБА) - это комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей, предназначенных для раскрытия фонда библиотеки, обеспечения читателей нужной их информацией.
Состав, объём, содержание, структура и особенности организации СБА определяются статусом библиотеки, спецификой города, фондами библиотеки и читательскими запросами.
СБА библиотеки по праву считается ключом к книжному фонду, который не только раскрывает состав и содержание фонда данной библиотеки, но и обеспечивает дистанционный доступ к фондам других библиотек [9].

Справочно-библиографический аппарат (СБА) состоит из фонда справочных и библиографических изданий, системы каталогов и картотек, фонда (архива) выполненных справок. Он предназначен для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением. СБФ представлен справочными изданиями и пособиями. Фонд справочных и библиографических изданий включает издания руководящих материалов, издания документов правительства, законодательных и других официальных органов. К справочным изданиям относятся универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые языковые и терминологические словари, справочники административно-хозяйственного деления РФ, статистические (по народному хозяйству и культуре), географические атласы и аналогичные издания краеведческого характера [3].

Такой состав СБА - результат его длительного исторического развития. Первоначально в него входили каталоги, раскрывающие состав и содержание документального фонда библиотеки. Затем в СБА стали включаться различные справочные издания, библиографические пособия, в том числе создаваемые в библиотеке, библиографические картотеки, а также копии наиболее значительных, ранее выполненных письменных библиографических справок, как в данной, так и в других библиотеках.

Функции СБА по расширению информационного потенциала любой библиотеки, в том числе и школьной, за счет предоставления сведений об отечественных и зарубежных документах безотносительно к их местонахождению конкретизируется первоочередным требованием: обеспечить читателям доступ к единому библиотечному фонду страны [6].

Чрезвычайно важным аспектом развития СБА школьных библиотек в современных условиях является все более широкое использование новейших технических средств, в том числе ЭВМ, создание в библиотеках крупных автоматизированных баз библиографических данных.

Только на этой основе, возможно обеспечить практическую реализацию прогрессивных интеграционных тенденций, кооперацию и координацию СБА библиотек на различных уровнях (ведомственном и межведомственном, региональном и всероссийском), в конечном итоге создание единого справочно-библиографического аппарата всех библиотек страны.

Наиболее общие требования к СБА отдельной библиотеки сводятся к тому, что он должен:

соответствовать объему и содержанию работы библиотеки определенного типа, всемерно способствовать решению стоящих перед ней народнохозяйственных, воспитательных и других задач;

оперативно пополняться новыми материалами и освобождаться от устаревших, неиспользуемых и дублирующих друг друга источников;

профилироваться в соответствии с договорами о кооперации и координации с другими библиотеками;

сохранять единство, совершенствовать свои системные качества на основе всемерного развития специфических функций составляющих его частей и, вместе с тем, усиления взаимодействия между ними [8].

Задачи, для решения которых используется СБА, очень разнообразны и связаны со много направлениями деятельности школьной библиотеки. Так, с помощью СБА ведется комплектование и докомплектование фонда библиотеки. Особенно важна роль СБА в разных формах пропаганды фонда, в библиографическом информировании читателей, их справочно-библиографическом обслуживании, в руководстве чтением, в процессе подготовки библиографических пособий, в работе по повышению уровня библиографической подготовки библиотекарей и читателей, в методической работе библиотек - региональных и отраслевых научно-методических центров.

В самом общем смысле СБА школьной библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями [6].

Библиотечные каталоги - важнейшая часть СБА, сложившаяся одновременно с открытием библиотеки. Первоначальное назначение каталога - способствовать нахождению книги в фонде библиотеки. Этому назначению соответствует алфавитный каталог, в котором описания книг расположены по алфавиту фамилий автора или названий (если книга не имеет автора).
Потребность читателей в поиске книг по интересующему их вопросу, теме, предмету обусловили необходимость ведения каталога, в котором объектом поиска выступает книга не по фамилии автора или названию, а по предметному содержанию - это систематический каталог, в котором библиографические описания располагаются по схеме классификации.
Система каталогов и картотек формируется как единый комплексный справочно-информационный аппарат, всесторонне раскрывающий и пропагандирующий единый фонд. Система каталогов и картотек включает: алфавитные и систематические каталоги, систематические картотеки статей краеведческие картотеки, картотеки библиографических и методических пособий, указатели заглавий произведений художественной литературы, каталоги и картотеки отдельных видов изданий и материалов.

Б иблиотечные каталоги - своеобразный путеводитель по фондам библиотеки. Каждый каталог имеет строго целевое назначение, что позволяет производить поиск литературы многоаспектно, в соответствии с запросами читателей.

Каталоги содержат сведения об имеющихся в фонде библиотеки книгах, периодических изданиях и других произведениях печати [6].

Для ориентировки читателей в библиотечном фонде составляется указа­тель про­из­ведений печати, имеющихся в библиотеке - каталог. Просматривая каталог, читатели узнают, есть ли в библиотеке нуж­ная ему книга, какие книги есть в библиотеке по интересующим его вопросам, ка­кие книги того или иного автора имеются. В библиотеке обычно имеется несколько каталогов: систематический, алфавитный, предметный и др. Мы подробно рассмотрим два каталога - алфавитный и систематический.

Алфавитный каталог - занимает ведущее место в системе каталогов, отражает издания по всем отраслям знаний, имеющимся в фонде библиотеки. Алфавитный каталог имеет карточную форму, карточки расставлены в алфавите фамилий авторов и заглавий изданий. По алфавитному каталогу можно установить наличие в библиотеке издания, фамилия автора или заглавие которого известны. Алфавитный каталог позволяет установить:

    • есть ли определенная книга в библиотеке;
    • какие произведения искомого автора и в каком количестве представлены в данной библиотеке.

Алфавитный каталог (АК) — основа справочно-библиографического аппарата библиотеки. Он одновременно выполняет функции читательского и служебного каталогов. В силу этого АК дает точную информацию о наличии в библиотеке конкретного документа и отвечает на вопрос, какие документы того или иного индивидуального или коллективного автора наличествуют в фонде. АК собирает воедино все произведения того или иного автора вне зависимости от их содержания. Кроме того, он может оказать содействие в поиске документа, когда автор и заглавие неизвестны, но известен ответственный редактор или переводчик. Создание добавочных описаний позволяет выявить по данному каталогу и все имеющиеся в библиотеке документы, подготовленные тем или иным учреждением или организацией— например, издания, вышедшие в свет в Российской академии образования. Дополнительно алфавитный каталог может дать сведения о документах, посвященных тем или иным персоналиям («о нем», «о ней»), географическим пунктам (городам, поселкам) и т. п. [6].

АК наиболее полно отражает фонд библиотеки за счет добавочных описаний и включения в него сведений о повторных изданиях и перепечатках.

Наряду с читателями данный каталог используют и сами библиотекари для внутренней работы. Служебные библиотечные пометки на оборотах описаний связывают всю систему каталогов библиотеки в единое целое, так как дают сведения о наличии добавочных и аналитических описаний, а также об их месте в алфавитном каталоге (а иногда и в различных картотеках), инвентарные номера указывают на имеющееся в библиотеке количество экземпляров данного документа, указан на обороте карточки и «адрес» документа, то есть в каком разделе фонда он хранится (в фонде абонемента, читального зала, в фонде учебной литературы и т. п.).

Важную роль играет АК и при докомплектование фонда. Справка о количестве и репертуаре изданий того или иного автора дает библиотекарю дополнительную информацию для принятия решения о приобретении документа в фонд библиотеки.

Сведения о количестве имеющихся экземпляров, их распределении по отделам фонда нужны библиотекарю и для исключения из фонда ветхих и устаревших по содержанию документов. АК используется и в справочно-библиографической работе для выполнения справок уточняющего библиографическое описание документа и адресного характера.

В основу организации АК положен алфавитный признак, при котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке заголовков индивидуального и коллективного авторов и заглавий документов. Добавочные записи, ссылочные и справочные карточки расставляют в общем алфавите. Если расстановочные слова различных видов записей тождественны, то карточки расставляют в следующем порядке:

Записи под заголовком индивидуального автора;

Записи под заголовком коллективного автора;

Записи под заглавием.

АК является обязательной частью системы каталогов в каждой библиотеке [6, 9].

Систематический каталог (СК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. Под СК понимают систему, состоящую из двух подсистем: СК и алфавитно-предметного указателя к нему.

СК – это реальный каталог, отражающий содержание документов и предназначенный для поиска по тематическим запросам. СК используется в библиотечно-информационной работе для изучения состава фонда, его комплектования, в справочно-библиографической и информационно-библиографической работе, для организации выставок, массовых мероприятий и пропаганды литературы.

Организация СК начинается с составления паспорта. В паспорте СК отражаются специфические сведения о нем: дата организации, охват фондов, название таблиц классификации, которые лежат в его основе, оформление карточек, их расположение, форма и цвет разделителей и наличие вспомогательных пособий к СК.

К внешнему оформлению СК относятся надшкафные надписи с краткой характеристикой СК и надписи на этикетках каталожных ящиков. На этикетках указывают номер ящика, индекс и наименование отраслевого деления, а ниже – первый и последний индексы карточек, включенных в данный ящик (без формулировок рубрик).

Внутреннее оформление включает формирование отделов каталога на основе индексов, присвоенных в процессе систематизации. Группы карточек объединяются индексами, начинающимися обозначением отдела рабочих таблиц классификации.

Под группировкой записей внутри отделов понимают процесс их упорядочения в пределах классификационного деления. Существует два вида расстановки библиографических записей в СК – обратнохронологическая и алфавитная. В СК общедоступных библиотек принята алфавитная группировка библиографических записей. Отдельными группами внутри одного деления расставляют библиографические записи книг и брошюр в алфавите авторов и заглавий, затем расставляют библиографические записи на самостоятельно изданные библиографические пособия по теме. В последней группе собираются карточки имеющихся в фонде диафильмов, слайдов и других аудиовизуальных материалов [6, 10].

Алфавитно-предметный указатель к СК – это вспомогательный аппарат, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в СК документов с указанием соответствующих классификационных индексов. АПУ выполняет функцию контроля над процессом систематизации.

Наиболее часто применяется систематическая расстановка, при которой все книги одной отрасли знаний сосредотачиваются в одном месте. Здесь их группируют по более или менее крупным отделам, в пределах которого размещают в порядке алфавита по фамилии авторов. Таким образом, каждая книга получает своё определённое место, которое фиксируется в шифре книги. Шифр помещается в верхнем левом углу каталожной карточки и записывается в виде дроби, числителем которой является индекс, а знаменателем - авторский знак. Индекс указывает на место книги в системе ББК, а авторский знак - на первую букву фамилии автора (или первую букву названия книги, если книга обозначается не по автору).

При помощи систематического каталога можно подобрать литературу по интересующей вас теме [6].

Электронный каталог – библиотечный каталог созданный в виде электронной базы данных. Способствует эффективному поиску информации о наличии книг в библиотеке.

Электронный каталог (ЭК) – это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение пользователей.

ЭК обеспечивает доступ к ресурсам каталога не только пользователям данной библиотеки, но и удаленным клиентам.

Необходимой частью СБА школьной библиотеки являются картотеки. Картотеки - это добрые помощники и библиотекарей, и читателей.
Отличие картотеки от каталога состоит в том, что это наиболее подвижный, дробный элемент СБА, чаще состоит из материалов по одному направлению, статей из периодических изданий. В нашей школьной библиотеке есть картотека учебников, краеведческая картотека, систематическая картотека статей [4].

Картотека справочных изданий - содержит сведения о всех словарях, справочниках, энциклопедиях имеющихся в нашей библиотеки.

Систематическая картотека статей – центральное место среди картотек занимает систематическая картотека статей. Она является универсальной по содержанию, и ее структура аналогична структуре системати­ческого каталога.

Особенности этой картотеки, отличающие ее от систематического каталога, состоят в оперативном отражении новых материалов из журналов, газет, периодических и продолжающихся сборников.

Карточки располагаются в соответствии с той же системой библиотечно-библиографической классификации (ББК), что и в систематическом каталоге. В пределах каждого деления карточки расставляются в обратной хронологии (более новые материалы стоят в начале раздела). Алфавитно-предметный указатель также помогает ориентироваться в предметных рубриках картотеки.

Краеведческая картотека. В ней собраны описания на документы краеведческого характера, систематизированные по отраслям знаний. Картотека повторяет структуру систематической картотеки статей, карточки располагаются в соответствии с системой библиотечно-библиографической классификации [6].

Тематические картотеки по своему назначению и содержанию близки к рекомендательным библиографическим указателям. Цель их - удовлетворение запросов на литературу по наиболее актуальным проблемам, которые отражены в ряде разделов и подразделов систематического каталога и СКС. Темы картотек прогнозируют появление спроса на книги и статьи и тем самым облегчают поиск этой литературы. Выбор тем определяется либо злободневностью какого-либо явления общественной жизни, либо приближающимися юбилеями учёного, писателя, исторического события, стремление оказать помощь определённой группе читателей в удовлетворении достаточно устойчивого интереса, появившегося в результате досугового увлечения чем-либо в домашнем быту [8].

Рекомендательные указатели и списки содержат в себе подборку литературы по темам, проблемам, предметам и др. При их использование можно быстро узнать, какие книги есть по нужной теме, какие новые поступления пришли в библиотеку. В целом, справочно-библиографический аппарат, является основным источником информации о возможностях библиотеки, о наличии книг в фонде библиотеки.

Информационно-поисковым массивом являются все составные части СБА школьной библиотеки, а именно - справочные и библиографические издания, библиотечные каталоги и картотеки [6, 9].

Заключение

В самом общем смысле СБА школьной библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями.

Чрезвычайно важным аспектом развития СБА школьных библиотек в современных условиях является все более широкое использование новейших технических средств, в том числе ЭВМ, создание в библиотеках крупных автоматизированных баз библиографических данных.

Задачи, для решения которых используется СБА, очень разнообразны и связаны со много направлениями деятельности школьной библиотеки. Особенно важна роль СБА в разных формах пропаганды фонда, в библиографическом информировании читателей, их справочно-библиографическом обслуживании, в руководстве чтением, в процессе подготовки библиографических пособий, в работе по повышению уровня библиографической подготовки читателей [1, 6].

В целом организация справочно-библиографического аппарата в школьных библиотеках находится на высоком уровне, о чем свидетельствует ежегодный рост количества читателей, получающих библиографическую информацию, и количество выполненных справок и соответствует требованиям, предъявляемым к справочно-библиографическому аппарату.

Библиографический список

1 Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник / Под ред. О.П. Коршунова. - М.: Издательство «Книжная палата», 2005. - 254 с.

2 Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практ. пособие. - М.: Либерия, 2006. - 80 с.

3 Моргенштерн И.Г. Что же такое СБА? // Библиография. -2003. -№ 2. - с.135 - 136.

4 Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

5 Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2006. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).

6 Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2007. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).

7 Столяров Ю.Н. Защита библиотечного фонда: учеб. пособие для вузов / Ю.Н. Столяров. - М. : ФАИР-Пресс, 2006.

8 Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для библ. фак. ин-тов культуры, ун-тов и пед. вузов / Ю.Н. Столяров. - М. : Кн. палата, 2007.

9 Терешин В.И. Так что же такое - сба и сбф в библиотеке. // Библиография. -2004. - № 2. с.22 - 25.

10 Тюлина Н.И. Национальная библиотека: опыт типол. анализа / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М. : Кн. палата, 2008.

Рабочая программа кружка «Школа здоровья»

для учащихся 1-х классов

Программа составлена на основе рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Школа Здоровья».

Программа включает в себя вопросы формирования у учащихся 1-х классов культуры здорового и безопасного образа жизни и воспитание экологической культуры.

I. Цель и задачи программы

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, формирование у них осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимания целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов,

Задачи:

- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой и живой природы, прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

II. Особенности программы

Данная программа строится на принципах :

- Научности ; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- Доступности ; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- Системности ; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

- навыки дискуссионного общения;

- опыты;

- игра.

Режим проведения занятий:

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

- чтение стихов, сказок, рассказов;

- постановка драматических сценок, спектаклей;

- прослушивание песен и стихов;

- разучивание и исполнение песен;

- организация подвижных игр;

- проведение опытов;

- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

III. Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, 66 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 35 минут. Программа рассчитана на детей 7 лет, реализуется за 1 год. Количество учащихся составляет 20 человек.

IV. Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

- владеть экологической культурой, знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;

- изучать и постоянно повышать уровень своих знаний о природе.

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

.

Содержание программы

Тема

Содержание занятий

Количество часов

1

Введение.

Природа неживая и живая. Взаимосвязи элементов природы.

Роль неживой природы в жизни живого.

1

2

Природа неживая и живая.

Составление цепей питания.

Составление экологических знаков. Экскурсия в природу. Красная книга Белгородской области. Иллюстрации животных.

12

3

Самопознание и саморегуляция.

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей.

18

Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья.

Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни.

16

4

Личная безопасность и профилактика травматизма.

Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом.

19

ВСЕГО:

66

Тематическое планирование кружковых занятий для учащихся 1-х классов

Дата

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Введение

Природа неживая и живая. Взаимосвязи элементов природы.

Роль неживой природы в жизни живого.

1

Природа неживая и живая

12

2

Экосистемы. Цепи питания.

Составление цепей питания.

1

3

Кто как защищается. Защитим природу.

Защита лесов.

Знакомство с таблицей «Защитные приспособления у растений и животных». Составление памяток «Правила поведения в лесу»

1

4

Сохранность красоты природы. Изучаем способы охраны территории.

Знакомство с иллюстрациями заповедных участков Белгородской области.

1

5,6

Разнообразие растительного мира Белгородской области.

Экскурсия в природу

« Знакомство с растениями Белгородской области». Нарисовать рисунки растений.

2

7

Животный мир нашей природной зоны. Красная книга – сигнал бедствия.

Красная книга Белгородской области. Знакомство с иллюстрациями животных.

1

8

Подвижные игры

Игры на свежем воздухе.

1

9

Вода – кровь Земли. Водные экосистемы. Берегите воду.

Составление кроссворда: «Обитатели морей».

1

10

Птицы – наши друзья. Встречаем зимних птиц.

Изучение иллюстрации птиц. Прослушивание аудиозаписи «голоса птиц». Викторина « Про птиц»

1

11,12

Природа нашего края.

Экскурсия в Белгородский зоопарк.

2

13

Итоговое занятие. Изучая природу – укрепляем своё здоровье.

Тест по теме « Природа неживая и живая»

1

Самопознание и саморегуляция

18

14,15

Я не похож на других.

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей.

Практическая работа: Оформление странички в дневнике «Я - первоклассник»

2

16

Моя семья.

Беседа «Самое дорогое у человека – семья». Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.

1

17,18

Практическая работа:

Диагностика взаимоотношений в семье: тест “Кинетический рисунок семьи”.

Творческое рисование.

2

19

Подвижные игры

Игры на свежем воздухе.

1

20

Я как член коллектива.

Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.

1

21

Путешествие в “Страну Здоровья”.

Беседа»Что такое здоровье и что такое болезнь?» Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.

Конкурс «Собери пословицу»

1

22

Мои эмоции, чувства и здоровье.

Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

1

23

Режим дня.

Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.

Практическая работа: Составление режима дня.

1

24,25

Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.

Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.

2

26,27

Домашние задания и здоровье.

Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Оздоровительная минутка.

2

28,29

Отдых для здоровья.

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Практическая работа: памятка «Мои первые в жизни каникулы»

2

30,31

Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практическая работа: Игра «Одевайся по погоде»

2

30,31

Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практическая работа: Игра «Одевайся по погоде»

2

32

ЗОЖ

Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни.

1

33

Глаза – главные помощники человека.

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

1

34

Подвижные игры

Игры на свежем воздухе.

1

35

Чтобы уши слышали.

Правила сохранения слуха.

1

36,37

Почему болят зубы.

Чтобы зубы были здоровыми.

Рассказ учителя. Анализ ситуации. Творческое рисование.

Беседа. Знакомство со здоровой пищей. Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка?

2

38,39

Зачем человеку кожа

Правила ухода за кожей.

Если кожа повреждена.

Оздоровительная минутка.

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

2

40

Подвижные игры

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками

1

41

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

1

42

Я пришёл из школы.

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

1

43

Подвижные игры

Подвижные игры по выбору детей.

1

44

Осанка – стройная спина.

Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

1

45

Если хочешь быть здоров.

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Подвижные игры на воздухе.

1

46

Инфекционные болезни.

Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

1

47

Прививки от болезней.

Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».

1

Личная безопасность и профилактика травматизма

19

48,49

Я и опасность.

Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Практическая работа: игра «Улица полна неожиданностей»

2

50

Правила безопасности на воде.

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

1

51

Если солнечно и жарко.

Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»

1

52

Если на улице дождь и гроза.

Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

1

53

Опасность в нашем доме.

Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка.

1

54,55

Как вести себя на улице.

Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.

2

56

Как уберечься от мороза.

Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».

1

57

Чтобы огонь не причинил вреда.

Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».

1

58

Чем опасен электрический ток.

Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка.

1

59

Травмы.

Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

1

60

Укусы насекомых.

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.

1

61

Что мы знаем про собак и кошек.

Беседа о домашних животных. Чтение стихотворений. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка.

1

62

Отравление ядовитыми веществами.

Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.

1

63

Отравление угарным газом.

Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».

1

64,65

Как помочь себе при тепловом ударе.

Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».

2

66

Я выбираю движение. Обобщающий урок.

Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

1

V. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Школа здоровья» необходимы следующие принадлежности:

· спортивный инвентарь;

· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

VI. Литература

1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.

4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.

5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

6. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

7 Вахрушев А.А. Обитатели Земли. Методические рекомендации. -М: Баласс, 2000г.

8 Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе Пособие для учителя. –М.:»Тобол», 1999г.

9 Плешаков А.А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников». М.: Просвещение, 1998г.

10 .Цветкова И.В. Экология для начальной школы Игры и проекты Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Академия развития, 1997г.

В МОУ СОШ № 18 активно проводиться работа по здоровьесбережению учащихся. В первых классах два раза в неделю проводятся занятия в кружке « Школа здоровья». Программу кружка разработала зав. библиотекой МОУ СОШ № 18 Павлова С.А.