Учебное пособие: Учебно-методическое пособие можно рассматривать как задачник по учебным дисциплинам «Бухгалтерский учет»
Название: Учебно-методическое пособие можно рассматривать как задачник по учебным дисциплинам «Бухгалтерский учет» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практикум по курсу «Автоматизация бухгалтерского учета» Задачник по курсу. Введение Данное учебно-методическое пособие можно рассматривать как задачник по учебным дисциплинам «Бухгалтерский учет» и «Автоматизация бухгалтерского учета». Особенность задачника заключается в наличии не только стандартных заданий на составление бухгалтерского баланса, оформление первичных бухгалтерских документов и написании проводок, но и на применение средств автоматизации бухгалтерского учета для этих целей. В качестве такого средства в данном пособии рассматривается популярная система «1С:Предприятие 8.1», которая имеет типовое решение для ведения бухгалтерского учета (конфигурация «Бухгалтерия предприятия»), а также является системой программирования, с помощью которой можно создать собственное программное приложения для ведения бухгалтерского и других видов учета на предприятии. Данное пособие состоит из трех глав. Первая глава описывает основные принципы ведения бухгалтерского учета, разъясняет состав бухгалтерского баланса, описывает его изменения и способы формирования бухгалтерских проводок. Эта глава не связана с вопросами автоматизации, и призвана объяснить исходные предпосылки и самые общие закономерности для практического ведения бухгалтерского учета. Вторая глава посвящена обзору средств типовой конфигурации системы «1С:Предприятие 8.1», которые используются для учета различных видов имущества и обязательств. Также поясняются алгоритмы ведения учета и в отчетной форме показаны результаты тех или иных операций. Все средства демонстрируются на одной задаче, которая охватывает весь процесс производства на предприятии – от закупки необходимых материалов до реализации продукции покупателям. Материалы первой и второй глав могут использоваться для ведения практических занятий по курсу «Бухгалтерский учет». Третья глава позволяет получить читателю навыки программирования в среде 1С:Предприятие 8.1, необходимые для решения стандартных задач бухгалтерского учета – формирования бухгалтерских проводок с помощью заполнения первичных документов и получение различного рода отчетов. Материалы второй и третьей глав могут использоваться для ведения практических занятий по курсу «Автоматизация бухгалтерского учета». Глава 1. Основные понятия бухгалтерского учета.
Согласно закону о бухгалтерском учете (ст.1.1) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций. Выделим основные моменты из этого определения. Каждое предприятие обладает имуществом. Универсальным измерителем любого вида имущества являются денежные средства (хотя для некоторых видов можно использовать натуральные (шт., м, кг) или трудовые измерители). Таким образом, предприятие имеет в своем распоряжении имущество на определенную сумму, например, на 100 млн. рублей. Имущества «вообще» не существует. Его классифицируют по составу (основные средства, материалы, денежные средства, затраты в незавершенном производстве и т.д.). Эта классификация отвечает на вопрос, как были размещены имеющиеся 100 млн.рублей, куда были вложены эти деньги. Средства в рамках данной классификации называются активами предприятия. Активы делятся на:
Однако это не единственная классификация имущества. Далеко не всегда все имущества предприятия является его собственностью в полном смысле этого слова. Например, предприятие могло взять кредит на покупку оборудования. Данный пример является типовым примером наличия обязательств у предприятия, которое требует обязательного возвращения средств другому лицу (кредит, оплата покупок, выплата заработной платы и т.д). Таким образом, имущество предприятия можно разделить по принципу «Из каких средств оно было сформировано – из собственных или заемных». Эта классификация называется классификацией по источникам формирования имущества. Имущество в рамках этой классификации называют пассивами предприятия. Пассивы делятся на:
Поскольку активы и пассивы предприятия классифицируют одно и то же имущество, но по двум различным признакам, денежное выражение стоимости активов и пассивов должно совпадать. Активы (руб) = Пассивы (руб) Это соотношение легло в основу главного элемента бухгалтерской отчетности, называемого балансом предприятия. Баланс состоит из двух частей – актива и пассива, каждая из которых характеризует распределение средств предприятия согласно одной из указанных классификаций. Форма бухгалтерского баланса имеет следующий вид:
Актив баланса состоит из двух разделов – Внеоборотные и Оборотные активы. Пассив баланса имеет три раздела – Собственный капитал, Долгосрочные пассивы и Краткосрочные пассивы. Итоговые суммы по активу и пассиву должны быть одинаковыми и называются валютой баланса. Таким образом, бухгалтерский учет, согласно определению, представляет систему, которая отслеживает изменения баланса предприятия. Практическое задание. Предприятие ОАО «Альфа-Бета-Гамма» имеет следующие виды имущества, некоторые из которых являются активами, а некоторые – пассивами. Сформируйте бухгалтерский баланс предприятия (статьи баланса с нулевыми показателями можно не указывать).
Подсказка: Валюта баланса должна составить 53 600 тыс.руб.
Поскольку объектами бухгалтерского учета являются имущества и обязательства предприятия (активы и пассивы), то любые изменения в этих классификациях должны подлежать учету. Таким образом, под хозяйственной операцией понимают любое событие на предприятии, которое привело к изменению активов и пассивов баланса, т.е. к изменению распределения средств предприятия согласно классификациям по составу и размещению имущества и по источникам его формирования. Поскольку согласно определению учет должен быть сплошным, непрерывным и документированным, это означает, что должна подлежать учету любая хозяйственная операция с момента регистрации предприятия до его ликвидации, причем основанием каждой операции должен быть некоторый документ. Поэтому в системах автоматизации бухгалтерского учета подразумевается, что основную информацию бухгалтер вводит с помощью документов, которые генерируют все необходимые записи в регистры бухгалтерии. Существует четыре вида хозяйственных операций, которые отличаются влиянием на баланс, и не нарушают равенства суммы активов и пассивов баланса:
А (руб.) + Х (руб.) – Х (руб.) = П (руб.) Рассмотрим для примера следующую операцию: отпущены материалы на производство продукции. В данном случае задействованы две активные статьи баланса – материалы и затраты в незавершенном производстве, причем в этот момент материалы перекладывают свою стоимость на продукцию, т.е. стоимость материалов уменьшается, а затраты в производство увеличиваются на одну и ту же сумму.
А (руб.) = П (руб.) + Х (руб.) – Х (руб.) Примером этого типа изменений может быть следующая операция: начислен налог на доходы физических лиц. Согласно законодательству каждый человек платит налог на свои доходы (заработную плату, доходы от продажи имущества, доходы от ценных бумаг и пр.). Налог на доходы с заработной платы перечисляет предприятие, на котором работает сотрудник. Происходит это вместе с начислением заработной платы, которая в результате становится краткосрочным обязательством предприятия. При начислении налога определенный процент заработной платы переносится на другую задолженность – перед налоговыми органами. Таким образом, уменьшается задолженность перед персоналом и увеличивается задолженность по налогам.
А (руб.) + Х (руб.) = П (руб.) + Х (руб.) Например, на предприятии происходит начисление заработной платы. Это значит, что денежная оценка труда, который был затрачен на производство продукции, должна быть учтена в ее себестоимости. Таким образом, в активе баланса будет увеличена статья затрат на производство (поскольку именно там накапливается ее себестоимость – стоимость всего, что было израсходовано на производство), а в пассиве увеличится задолженность перед персоналом по оплате труда.
А (руб.) – Х (руб.) = П (руб.) – Х (руб.) Типичный пример такой операции – погашение какой-либо задолженности, например, выплата заработной платы. При выплате уменьшается задолженность перед персоналом в пассиве баланса, а также уменьшается размер денежных средств на расчетном счете или в кассе. Другие виды изменений в хозяйственных операциях невозможны, поскольку они нарушат баланс. Таким образом, при регистрации хозяйственной операции в бухгалтерском учете важно выделить две статьи баланса, которые эта операция затрагивает, и определить, какие изменения в этих статьях произойдут (увеличение или уменьшение). Практическое задание. Определите, к какому типу относятся следующие хозяйственные операции. Для каждой операции укажите две статьи баланса, которые она затрагивает.
Очевидно, что на предприятии происходит много хозяйственных операций ежедневно. Поэтому отслеживать их с помощью баланса очень сложно. Для текущего отражения хозяйственных операций применяют счета бухгалтерского учета, которые входят в утверждаемый министерством финансов план счетов ( приказ № ). Каждый счет представляет собой таблицу из двух частей (дебет и кредит), в которых отражаются остатки средств на начало или конец периода (сальдо) и суммы изменений, которые происходят с этим счетом. Начальные остатки выписываются из статей баланса на начало периода, конечные остатки указываются в статьях бухгалтерского баланса следующего отчетного периода. Большинство счетов соответствуют статьям бухгалтерского баланса. Поэтому счета делятся на активные и пассивные. Схемы записи на активные и пассивные счета
Существуют также активно-пассивные счета, которые могут иметь два сальдо. Типичным примером таких счетов является счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами», поскольку дебиторская задолженность находится в активе баланса, и соответственно ее учет ведется как будто счет 76 активный, а кредиторская задолженность отражается в пассиве, и счет 76 тогда используется как пассивные. Существуют и другие виды счетов бухгалтерского учета, которые имеют собственную схему заполнения – они не соответствуют статьям бухгалтерского баланса. Каждая хозяйственная операция, как была сказано в предыдущем разделе, затрагивает две статьи баланса и, соответственно, два счета. Запись суммы хозяйственной операции в дебет одного счета и в кредит другого называется бухгалтерской проводкой, а метод, согласно которому любую хозяйственную операцию можно записать таким образом, называют правилом двойной записи. Итак, чтобы зарегистрировать хозяйственную операцию, необходимо выделить две статьи баланса, которые эта операция затрагивает, разобраться, увеличение или уменьшение средств происходит по этим статьям, и отразить на соответствующих счетах из плана счетов эти изменения в дебет одного счета и в кредит другого. Разберем формирование бухгалтерских проводок для тех операций, с помощью которых мы демонстрировали различия влияния операций на баланс.
Обычно хозяйственная операция касается конкретных видов имущества и обязательств, например, получение заработной платы конкретным сотрудником или покупка у конкретного поставщика конкретного вида материалов. Поэтому на практике делается не простая бухгалтерская проводка (проводка на синтетических счетах), а проводка с указанием объектов аналитического учета по необходимым счетам (проводка на аналитических счетах). Например, к синтетическому счету 10 открываются аналитические счета для каждого вида материала, которые используется на предприятии. Естественно, все данные по аналитическим счетам формируют информацию по соответствующему синтетическому счету. Практическое задание. Напишите бухгалтерские проводки для операций, перечисленных в практическом задании к предыдущему разделу. |