Реферат: Тема: Ф. Ницше о моральных предрассудках
Название: Тема: Ф. Ницше о моральных предрассудках Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Реферат Тема: Ф. Ницше о моральных предрассудках
План работы
Введение …………………………………………………………………………3 1. Тема морали в философии Ф. Ницше ……………………………………….4 2. Идея Ф. Ницше о сверхчеловеке ……………………………………………10 Заключение ……………………………………………………………………...14 Список литературы ……………………………………………………………..16 Введение Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий мыслитель, в значительной мере определивший новую культурно-философскую ориентацию и основные черты неклассического типа философствования, основатель «философии жизни». Идеи Ницше во многом предвосхитили топику большинства современных философских направлений, тематизировав лучшие философские тексты XX в. С Ницше полемизируют и чаще других авторов цитируют в новейших философских текстах, где его мысль продолжает инициировать поиски новых смыслов и значений. Прослеживая прямое или косвенное воздействие Ницше на мировую и отечественную литературу, можно отметить отрывки его идей у А. Камю, Ф. Юнгера, Ж.П. Сартра. В России творчество Ницше оставило глубокий духовный след: такие мыслители как В. Соловьев, Лопатин, Е. Н. Трубецкой, Луначарский, Бердяев, Шестов и Бубнов настойчиво вникали в философию Ницше. Можно говорить о влиянии идей философа на М. Достоевского, А. Белого, М. Булгакова. В творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеже XIX—XX вв., выразившийся в тотальной утрате веры в разум, разочаровании и пессимизме. Желая освободить «жизнь» от подавляющего гнета разума, Ницше провозгласил «переоценку всех ценностей», переход «по ту сторону добра и зла». «Смерть бога», переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все, что хочет. Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ницше создал свой миф о «сверхчеловеке» - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единственной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед «волей к власти». 1. Тема морали в философии Ф. Ницше
В философии Ницше мораль занимала важное место, он постоянно обращался к теме морали во многих своих произведениях. Понятие морали появляется в связи с попыткой оценить вещи и явления. Первую и, возможно, свою главную книгу, посвященную этой проблеме, философскую поэму «Так говорил Заратустра» Ницше написал от лица небезызвестного персидского мыслителя. Что побудило философа вложить свои мысли в уста этого персонажа? Многие аналитики творчества Фридриха Ницше связывают это с тем, что Заратустра был одним из основателей нынешнего биполярного мира, мира стоящего на двух китах, имя которым Добро и Зло. Его философская концепция была полностью построена на этих понятиях, а концепция Ницше, мягко выражаясь, ставила эти понятия под сомнение. «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» («Jenseits von Gut und Böse», 1886) - работа Ницше, занимающая особое место в его творчестве. «По ту сторону добра и зла» находится на пороге заключительного, наиболее интенсивного периода философской деятельности Ницше, задачи которого во многом были предопределены сформулированной им в книге «Так говорил Заратустра» идеей о сверхчеловеке. Ориентация идеала Ницше на радикальное освобождение человека посредством самотворения, то есть на овладение собственными, им же самим пробужденными иррациональными силами, предполагала отказ от морали современного общества, чтобы «радикальным сомнением в ценностях ниспровергнуть все оценки»[1] и расчистить дорогу. «По ту сторону добра и зла» представляет собой по сути критику современности - ее философии, науки, искусств, политики и т.д. Все, чем гордился XIX в., - «объективность», «сочувствие страждущим», «историзм», «научность» и т.п., Ницше называет дурными манерами. «По ту сторону добра и зла» начинается с пространного экскурса в область истории философии, благодаря которому Ницше обнаруживает глубинную взаимосвязь всех великих философских систем с нравственными предрассудками их авторов, которые и обусловили, в конечном счете, тщетность поисков истины. Именно отсюда и проистекает, по Ницше, необходимость рождения нового рода философии и новых философов, характеристике которых и посвящена значительная часть книги. Но сначала ее автор обращается к рассмотрению естественной истории морали, обосновать которую так или иначе стремились все философы, так и не понявшие, однако, по мысли Ницше, подлинной проблемы самой этой морали, которую они всегда воспринимали как данность и нечто само собой разумеющееся. Ницше называет всякую мораль тиранией по отношению к «природе» и «разуму», считая, что прежде всего она учит ненавидеть слишком большую свободу, насаждает в людях потребность в ограниченных горизонтах, в ближайших задачах, содействует сужению перспективы, а стало быть в известном смысле глупости, как условию жизни и роста[2] . Более того, при этом она обращается сразу ко всем людям, обобщая, по Ницше, там, где этого делать нельзя. Он убежден, что необыкновенная ограниченность человеческого развития, его медленность, частое возвращение вспять и вращение на месте были в значительной мере обусловлены моральным инстинктом повиновения, способствовавшим культивированию в Европе стадного типа человека, считающего себя на сегодняшний день единственно возможным типом человека вообще. Ницше перечисляет присущие этому типу моральные добродетели, которые и делают его смирным, уживчивым и полезным стаду, это - дух общественности, благожелательность, почтительность, прилежание, умеренность, скромность, снисходительность, сострадание и т.п. С другой стороны, все то, что, по Ницше, возвышает отдельную личность над стадом - великий независимый дух, желание оставаться одиноким, чувство собственного достоинства, великий разум, кажется сегодня опасным и называется злым, в противоположность прославляемой и получающей иное моральное значение посредственности вожделений, умеренности, всему приспосабливающемуся и нивелирующемуся. Философ считает своим долгом сформулировать собственное отношение к такого рода истинам о добре и зле. В Европе сегодня хорошо знают что такое добро и зло, однако это доброе есть, по Ницше, ничто иное, как инстинкт стадного животного, отсюда и «мораль в Европе есть нынче мораль стадных животных»[3] . По Ницше, современная мораль возвела себя в ранг единственно возможной, используя для защиты и самоутверждения могучий арсенал средств, в ряду которых Ницше отводит особое место религии. Следующий отдел свой работы Ницше посвятил анализу основных тенденций развития европейской науки, которая, на его взгляд, постепенно эмансипируется от философии, что, по его мнению, также является одним из «тонких следствий» демократического строя. Блестящий психологический анализ так называемого «человека науки» со всей его посредственностью и слабостью воли, позволил мыслителю и здесь увидеть проявление общего вырождения человека, предвосхитив многие кризисные ситуации грядущей науки, если та не повернется, наконец, лицом к философии. Затем Ницше приходит к своему постулату о двух типах морали, пытаясь с помощью него объяснить современное состояние общества. Как полагал Ницше, именно постепенная демократизация общества с ее проповедью равных прав и привела к измельчению человеческой личности. И Ницше считает, что привели к нынешнему состоянию культуры, несомненно, рабы. Это они победили, утвердив свою мораль, требующую всеобщего равенства. Теперь, с точки зрения Ницше, становится вполне понятно, каким образом можно объяснить измельчение людей: ведь все это рабы и их потомки, они задают тон и создают современные культурные идеалы. Так как современность, буквально во всех ее проявлениях, отравлена, по Ницше, рабской моралью, необходима не просто критика, а радикальная переоценка всех европейских идеалов и всей европейской морали в целом. Таким образом, проблема морали господ и рабов становится в философии Ницше своего рода историко-теоретическим фундаментом борьбы за переоценку всех ценностей. Сама ценность современных ценностей ставится им под вопрос и именно с этой целью философ предпринимает грандиозную попытку исследовать сами условия и обстоятельства, из которых базовые ценности современной морали рабов произросли, развивались и утверждались. Но это уже проблематика другой, близко стоящей к «По ту сторону добра и зла» работы – «К генеалогии морали», где он радикальным образом предлагает перевернуть роль и значение добра и зла, считая, что истина заключается как раз в обратном, что именно в «добром» и заключается главный симптом упадка всего существующего и, более того, опасность будущего: «При свойственной мне недоверчивости, в коей я неохотно сознаюсь, - она относится как раз к морали, ко всему, что доселе чествовалась на земле как мораль, - недоверчивости, которая выступила в моей жизни столь рано, столь незванно, столь неудержимо, в таком противоречии с окружением, возрастом, примером, происхождением, что я чуть ли не вправе был бы назвать ее своим «A priori», - мое любопытство, равно как и мое подозрение должны были со временем остановиться на вопросе, откуда, собственно, берут свое начало наши добро и зло»[4] . С помощью своего генеалогического метода Ницше попытается установить происхождение моральных предрассудков - этих современных добра и зла. Начатое уже в «По ту сторону добра и зла» обсуждение двух идеализированных типов морали - господина и раба - вместе с лингвистическими выражениями в рамках ценностной оппозиции «доброго» и «злого» (или «плохого») Ницше углубляет и дополняет детальным психологическим анализом духовного склада двух человеческих типов, чьими моралями и выступали упомянутые выше. Он пытается проанализировать ценность самих моральных ценностей. «Нам необходима критика моральных ценностей, сама ценность этих ценностей должна быть однажды поставлена под вопрос», – пишет Ницше[5] . Генеалогия – это своеобразная психология, правилами которой являются: недоверие к логике, отказ от любых a priori, признание роли фикции в выработке понятий, а целью – дезавуирование всякого рода «вечных истин» и идеологий. Ницше реализует все эти требования в своих рассмотрениях трех фундаментальных проблем, охватывающих всю духовную проблематику европейской истории. Таким образом, его «Генеалогия» оказывается составленной из трех рассмотрений: 1) ressentiment как движущая сила в структурировании моральных ценностей; 2) «вина» и «нечистая совесть» как интравертированный инстинкт агрессии и жестокости; 3) аскетизм как регенерированная воля к тотальному господству Собственная моральная позиция Ницше, конечно, прямо противоположна основанной на христианстве господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями служат: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство - люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает господствующая мораль, есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше, основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни, волей к жизни, волей вообще. Сильный человек лучше слабого, «господин» лучше «раба», сильный заслуживает большего, слабый - меньшего. И в высшей степени глупо считать слабака несправедливо обделенным - вот справедливость Ницше. Равенство - это признак упадка, и основанная на равенстве справедливость приводит к упадку. Ложным является и принцип полезности - назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Соответственно, и полезным является то, что увеличивает жизнь, жизненную силу. Основным увеличивающим жизненную силу мотивом Ницше считает волю к власти. Не к власти в узком понимании управления (людьми, страной, миром и т. п) - это только частный случай, ошибочное толкование сделанное, например, Гитлером, за что, часто несправедливо осуждают Ницше. Ницше понимает власть гораздо шире - стремление к творчеству, к познанию - это тоже стремление к власти. Стремление к власти над искусством, наукой, техникой, самим собой, в конце концов. Сила воли есть ничто иное, как контроль, власть над собой - именно потому ее ценит Ницше, что это частное проявление стремления к власти, есть основного стремления сильных натур. Принцип альтруизма Ницше также считает ложным: если и может у кого-либо быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия ближнего. Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. То же и в случае с принципом общественного блага - только великие индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она может представлять интерес или как копия великого, или как сила, сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках. Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруистических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность, и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь. Она разрушает жизнь в корне, превознося «серую немощь» и называя достойных людей грешниками. 2. Идея Ф. Ницше о сверхчеловеке
Но Ницше не только критик и разрушитель, он предлагает новую «мораль» мораль, которая вырастает из жизни и подчинена жизни. Новую мораль сформулирует новый человек – сверхчеловек, и это будет утверждением жизни. Идеи Ницше о сверхчеловеке получили философско-поэтическое воплощение в его знаменитой работе «Так говорил Заратустра». Традиционная мораль, гражданская или религиозная, описывает реальность, которая на деле реальностью не является. Моральной реальности просто нет. Моральную реальность создает конкретный индивид. Вне этого индивида морали не существует. Мораль – это язык знаков, которым описывается реальная жизнь. Но жизнь есть вечное становление, есть непостижимый поток вещей, который не укладывается в схему кем-то заданной и сформулированной реальности. В морали всегда закреплялось желание «улучшить» человека: улучшением называлось укрощение человека-зверя, выведение определенной людской породы. Ницше проводит аналогию с «улучшением» (укрощением) зверя в зверинце. В прошлых формах морали свобода принадлежала богу, который творил все ценности мира. Ницше предлагает « убить бога» и обрести свободу, т.е. обрести творческий импульс, стать источником и движущей силой процесса становления ценностей. Это будут конкретные ценности конкретного человека, которые появятся в результате осуществления воли к власти, власти над собственной жизнью. Это - высшее проявление морали. Формирование каждым человеком индивидуальных ценностей исключает идею равенства: чем сильнее импульс жизни, тем сильнее власть к жизни, тем индивидуальнее человек. И, наоборот, чем слабее воля к жизни, тем сильнее потребность в равенстве. Задачу своей философии Ницше видел в утверждении верховной ценности культурного совершенствования человека, в результате которого появится новый, превосходящий современных людей по своим морально-интеллектуальным качествам тип человека. В роли такого культурно-этического идеала Ницше выдвигает образ сверхчеловека. Это понятие становится одной из главных несущих конструкций его учения, фиксируя в себе образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа - ориентированного на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами[6] . Человек имеет цель внутри себя, его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - сверхчеловек. Сверхчеловек – это соль земли, это смысл бытия[7] . Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - люди, представляющие собой совершенство. Ницше обращает свой взор в сторону идеи вечного возвращения, которая станет своего рода молотом - символом, разрушающим все мечты и надежды. Это учение предназначается им для того, чтобы «унизить всех слабых и укрепить сильных», которые одни способны жить и принять эту идею, «что жизнь есть без смысла, без цели, но возвращается неизбежно, без заключительного «ничто», как «вечный возврат»[8] . В итоге идея вечного возвращения вступает, как кажется, в определенный диссонанс с ранее проповедуемой верой в сверхчеловека: о каком сверхчеловеке теперь можно мечтать, если все вновь возвратится в свои колеи? Если, с одной стороны, речь идет об устремленности вперед, а с другой — о вечном круговращении. Однако наделяя своего героя сразу обеими задачами, Ницше удивительным образом переплетает их между собой, провозглашая, что высший смысл жизнь приобретает исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при этом колоссальную ответственность на человека, который должен суметь устроить ее так, чтобы она оказалась достойна вечного возвращения. При этом сверхчеловек и может и должен вынести мысль о том, что игра жизни длится бесконечно и что этот же самый мир будет вновь и вновь повторяться. В этом смысле идея вечного возвращения станет для Ницше конкретным выражением и своего рода художественным символом принятия жизни. Этой же задаче подчинена у Ницше и идея сверхчеловека, призванная послужить той же воле к жизни, навстречу великому устремлению вперед, к созданию наивысшего осуществления воли к власти. Эти две идеи оказываются, таким образом, взаимосвязаны: его Заратустра всегда возвращается к той же самой жизни, чтобы снова учить о вечном возвращении, давая тем самым смысл и значение существованию, принимая на себя этот труд, отстаивая себя и исполняя свое предназначение. Ницше утверждает здесь своего рода императив, согласно которому мы должны поступать так, как мы желали бы поступать, в точности таким же образом бесконечное число раз. Тем самым исключается возможность другой жизни и признается лишь вечное возвращение к тому, чем мы являемся в этой жизни. На пути творения новых ценностей Ницше столкнулся с могучим противником в лице всей морали современной ему философии, поэтому он решает «радикальным сомнением в ценностях ниспровергнуть все оценки, чтобы очистить дорогу»[9] . Именно эта борьба с властью духов и социальными авторитетами и сделала его одним из наиболее ярких глашатаев «европейского нигилизма», который стал делом всей его жизни. Все работы, написанные им после «Так говорил Заратустра», являют собой такую «переоценку ценностей». Идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный им смысл существования, считал Ницше.
Заключение Ницше называл мораль предрассудком, он критиковал современные ему моральные устои, культуру и мораль вообще. Создатели культуры, ее ценностей, не ведая о том, что существующий человек является биологически несовершенным, сделали его мерой всего сущего. Но подлинную меру для «расценок» добра и зла должна дать сама жизнь в ее сущностном измерении, то есть жизнь как воля к власти, стремящаяся воплотить себя в сверхчеловеке. Такую переоценку ценностей смогут произвести только свободные умы, ставшие «по ту сторону добра и зла», то есть вырвавшиеся за рамки устоявшейся морали. Всей предшествующей философии, считает Ницше, свойственен один существенный недостаток. Философы строили свои системы, исходя из заранее принятых моральных идей. Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У людей слабых она проявляется как воля к свободе, у более сильных - как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к справедливости, у самых сильных - как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали. Свою задачу Ницше видел в том, чтобы воспитывать подлинно свободные умы – философов будущего, способных преодолевать собственные моральные предрассудки. Будущие философы будут законодателями – творцами таких новых ценностей, которые, ориентируя жизнь тех избранных, что способны их принять, будут способствовать становлению сверхчеловека.
Список литературы
1. История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с. 2. История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с. 3. Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». - М.: Знания, - 1991. - 64 с. 4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – 384 с. 5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: Азбука-классика, 2004. – 336 с. 6. Ницше Ф. Утренняя заря. Переоценка всего ценного. Веселая наука. – М.: Харвест, 2003. – 912 с. 7. Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 584 с. 8. Философия XX века. Учебное пособие. М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 288 с. 9. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 552 с. [1] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – С. 34 [2] История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 713 [3] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – С. 41 [4] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – С. 251 [5] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – М.: Олма-пресс, 2001. – С. 228 [6] История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 14 [7] История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 229 [8] История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 712 [9] История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С. 713 |