Реферат: работа По Основам менеджмента Тема: «Разработка бизнес-плана предприятия»

Название: работа По Основам менеджмента Тема: «Разработка бизнес-плана предприятия»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Курсовая работа

По

Основам менеджмента

Тема: « Разработка бизнес-плана предприятия».

Содержание:

I .Теоретическая часть…………………………………………...стр.3

1.1. Введениe. ……………………………………………………….стр.3

1.2.Функции и принципы бизнес планирования на предприятии. … стр.3

1.3.Структура бизнес – плана…………………………………………….. стр.8

1.4.Порядок разработки бизнес – плана………………………………… стр.8

I. Резюме……………………………………………………………....стр.9

II. Анализ дел в отрасли……………………………………………....стр.9

III. Виды товаров (услуг)…………………………………………….стр.10

IV. План маркетинга и анализ дел в отрасли……………………….стр.10

V. Производственный план…………………………………………стр.13

VI. Организационный план………………………………………….стр.14

VII. Правовое обеспечение деятельности фирмы………………….стр.15

VIII. Оценка риска и страхование……………………………………стр.16

IX. Финансовый план………………………………………………стр.16 1.5.Реализация и оценка рисков и эффективности проектов……. стр.18

II .Практическая часть…………………………………………стр.23

2.1. Резюме…………………………………………………………………стр.23

2.2. Описание отрасли и предприятия………………………………...стр.24

2.3.Описание услуги………………………………………………………стр.26

2.4. Анализ рынка сбыта………………………………………………...стр.26

2.5. Оценка основных конкурентов…………………………………….стр.29

2.6. План маркетинга……………………………………………………..стр.30

2.7. План производства…………………………………………………..стр.31

2.8. Организационный план……………………………………………..стр.35

2.9. Юридический план…………………………………………………..стр.39

2.10. Финансовый план …………………………………………...стр.40

2.11. Оценка рисков ……………………………………………………... стр.41

Заключение……………………………………………………...стр.43

Список литературы ……………………………………………стр.44

I .Теоретическая часть.

1.1.Введение

Планирование – норма любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка в России, необходимость в бизнес- планах стала настолько очевидной, что уже в 1994-1995 гг. их применение стало обязательным.

В условиях рыночной экономики возникла потребность ускоренного развития производственной инфраструктуры, которая обеспечивает надёжное обращение материальных ресурсов. Повышаются требования потребителей к качеству используемой ими продукции. Поэтому предприниматель должен тщательно спланировать организацию бизнеса.

В условиях рынка планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Без бизнес-плана нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.

В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, который используется во всех сферах предпринимательства. Например, в начале 90-х бизнес-план рассматривался только как инструмент, который позволяет привлечь инвестиции. Сейчас же всё чаще и чаще бизнес план считается продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля фирмы и основных направлений её коммерческой деятельности; перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов и способов осуществления коммерческих операций.

1.2.Функции и принципы бизнес планирования на предприятии.

Планирование - важная часть предпринимательской практики. Фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама может стать объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Серьёзный подход к планированию создаёт основу для устойчивой и эффективной работы фирмы.

Бизнес планирование выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций :

· Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

· Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов;

· Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально – экономической среде;

· Координация и интеграция – учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

· Безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

· Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

· Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

· Документирование – отражение действий в документальной форме, что может быть доказательством правильных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

· Обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучение их, в том числе и на ошибках;

Под бизнес - планом понимают подробный план предпринимательской деятельности на определённый период, устанавливающий показатели, которые должно достичь предприятие.

Функциональное назначение бизнес-плана и его основные компоненты представлены на рисунке 1.

При разработке бизнес – планов необходимо соблюдать принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности фирмы в определённой экономической среде (таблица1).

Рисунок 1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы.


Таблица 1.

Основные принципы внутрифирменного планирования.

Принципы планирования

Содержание

1

Необходимость

1.Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей.

2.Каждый должен знать, что он хочет и может, прежде чем действовать.

2

Непрерывность

Процесс планирования должен осуществляться путём:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия предыдущих планов;

б) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновлённый план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации предприятия.

3

Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменившимся условиям осуществляется путём:

а) введения плановых резервов по основным показателям; б) применения эвентуального планирования для различных ситуаций и распределения данных;

в) использования оперативных планов для учёта возникающих изменений среды;

г) использование альтернативных планов.

4

Системность

Системность достигается тремя основными способами:

а) наличием единой экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования.

б) все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности ( производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) должны составлять общий сводный план её социально – экономического развития.

в) включение в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

5

Точность и детализация

  1. любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.
  2. по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития предприятия.

6

Экономичность

1 расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами.

2 вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

7

Оптимальность

1 на всех этапах планирования обеспечивается выбор наиболее эффективных вариантов решений.

2 выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей предприятия и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

8

Связь уровней управления

Можно достичь способами:

1) детализация планов « сверху-вниз»;

2) увеличение планов «снизу- вверх»;

3) частичное делегирование полномочий.

9

Участие

1) Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения.

2) Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем у других.

10

Сочетание координации и интеграции

Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее и эффективнее планировать в них одновременно и во взаимозависимости.

Кроме перечисленных принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, эффективности, комплектности и другие.

Результатом процесса планирования является система планов.

План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Виды планов:

· Стратегический план (составляется в основном на 5 лет);

· Общефирменные планы. Составляются в продолжение стратегического плана и определяют главные задачи развития организации (основу этих планов составляет план развития);

· Оперативные планы организации;

· Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные» планы, или «планы прибыли», рассчитываются на 1 год, с помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

· Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности;

Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях, общие цели организации, определённые в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности и называются задачами. Стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, так как ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.

Планы действий могут быть наступательные или оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом, фирмы.

Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, которые нацелены на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

План развития организации включают в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции. Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес – плана.

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Он включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации элементов, то есть от таких элементов, которые создают препятствия на пути её развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные организационные единицы.

1.3.Структура бизнес-плана.

Объём работ по составлению бизнес – плана может изменяться в достаточно широком диапазоне. Иногда бизнес-план требует менее объёмной проработки, часть его разделов может вообще отсутствовать, а иногда бизнес – план следует разработать в полном объёме, проведя для этого достаточно трудоёмкие и сложные маркетинговые исследования.

Структура и содержание бизнес – плана строго не регламентированы. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово – экономической деятельности. Хотя бизнес – план не имеет строго регламентированного содержания и структуры, при его подготовке следует обратить внимание на следующие условия:

1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешне­му виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для поль­зования;

2. Бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы). Бизнес-план должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо преду­смотреть функциональное подразделение каждой главы.

3. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты.

4. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей.

1.4. Порядок разработки бизнес – плана.

Рассмотрим порядок разработки бизнес – плана для фирмы.

I. Резюме .

Представляет собой краткий обзор бизнес – плана.

Резюме должно включать следующую информацию:

1) Наименование проекта;

2) Характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств: наименование; организационно-правовая форма; форма собственности; среднесписочная численность; уставной фонд; оборот за последний год; точный почтовый адрес, телефон; банковские реквизиты; фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта.

3) Описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;

4) Описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;

5) Краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;

6) Описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;

7) Преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;

8) Долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

9) Тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

10) Степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приопритетами;

11) Потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;

12) Если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет;

13) Наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;

14) Ключевые экономические показатели эффективности проекта;

15) . Возможные риски и система страховок.

В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках.

II . Анализ дел в отрасли.

Цель этого раздела - раскрыть формирование потребности в товаре, отправляясь от общего уровня развития отрасли и экономики в целом.

Представляются текущее состояние и перспективы развития предприятия. Описываются новые продукты или достижения, новые компании и другие экономические и социально-политические тенденции и факторы, способные оказать позитивное или негативное влияние на реализацию проекта, а так же возможность выхода бизнеса на внешний рынок.

Описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося на определенный момент состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание соответствия состояний предприятия или фирмы и той отрасли, в которой оно предположительно будет функционировать.

III. Виды товаров (услуг).

С этого раздела начинается основная часть бизнес-плана. В нем описываются те товары (услуги), которые собирается предложить фирма будущим покупателям, и ради производства которых задумывался весь проект.

Производитель должен решить вопрос относительно упаковки товара (если она предусмотрена).

Следующий уровень разработки товара - товар с сопровождением. На этом уровне определяются необходимый монтаж, гарантия, послепродажное обслуживание, поставка и кредитование. Каждому предпринимателю, решившему предоставлять определенные дополнительные услуги потребителям, следует помнить, что потребителя интересуют не только определенные услуги сами по себе, но и их объем и качество.

Такая всесторонняя разработка товара проводится с целью обеспечения его устойчивой конкурентоспособности на рынке.

Очень важный и часто забываемый нашими деловыми людьми момент - наглядное изображение предлагаемого товара. Очень трудно бывает получить деньги под идею, которая еще не реализована хотя бы в одном экземпляре нового товара. Поэтому для успеха бизнес-плана надо обязательно включить в него фотографию или очень хороший рисунок товара, позволяющий составить о нем достаточно четкое представление.

IV. План маркетинга и анализ положения дел в отрасли.

Цель этого раздела - предоставить достаточные факты с целью убедить пользователя бизнес-плана в конкурентоспособности рассматриваемого проекта. Этот раздел плана - один из наиболее трудных и важных, так как почти все последующие разделы бизнес-плана построены на рыночных оценках и как бы развивают его положения. Рыночные оценки данного проекта, основанные на маркетинговых исследованиях и анализе, оказывают прямое воздействие на объем производства, маркетинговый план и позволяют определить размеры требуемых инвестиций. При подготовке этого раздела необходимо тщательно проверить различные источники информации, приведя их к ряду обобщающих показателей, таких, например, как «объем сбыта».

Данный раздел состоит из двух подразделов: рынки сбыта товаров (услуг) и конкуренция на рынках сбыта.

Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)» направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Определение емкости рынка является главной задачей рыночного исследования. Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении цен.

Раздел «Конкуренция на рынках сбыта» посвящается анализу рыночной конъюктуры, характеристике своих конкурентов, их стратегии и тактике.

Рассмотрим содержание раздела «Конкуренция на рынках сбыта». В этом разделе необходимо дать ответ на следующие вопросы с учетом деятельности конкурентов:

1. Является ли область деятельности фирмы новой или давно существующей и не подверженной изменениям?

2. Существует ли большое число фирм, предлагающие подобные товары или услуги, или же в конкурентной борьбе участвует ограниченное их число? Рекомендуется составить таблицу 2:

Таблица 2

Данные для оценки конкурентов

Название конкурирующей фирмы

Место ее расположения

Доля рынка, которым она владеет (в %)

Предполагаемый объем продаж

Предполагаемые потери, вызванные деятельностью на рынке конкурентов

3. Какую часть рынка контролируют крупные фирмы? Какова динамика овладения этими фирмами рынков?

4. Какие организационные структуры наиболее распространены на фирмах Ваших конкурентов?

6. Как обстоят дела у фирм-конкурентов: с доходами, с внедрением новых моделей, с послепродажным обслуживанием?

7. Какова конкурентоспособность каждого товара на рынке и сегменте?

8. Какие товары следует снять с производства и почему?

9. Что является предметом наиболее жесткой конкуренции в Вашей сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание, имидж фирмы и др.)?

10. Много ли внимания и средств Ваши конкуренты уделяют рекламе своих товаров (услуг)?

11. Что собой представляет продукция конкурентов: основные технико-экономические показатели, уровень качества, дизайн и т.д.?

12. Каков уровень цен на продукцию конкурентов?

13. Каков имидж фирм-конкурентов?

Для оценки своих сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и главных конкурентов.

При выборе стратегии маркетинга необходимо установить:

· программу и ее обеспечение (включая рост производства);

· степень насыщенности рынка конкурирующими товарами (заменяемость, сопоставимость);

· общую емкость рынка по предлагаемому товару;

· часть рынка, на которую может рассчитывать фирма;

· покупателей, как и когда их можно привлечь;

Рассматривается, кто может стать первоначальным потенциальным покупателем продукции или услуг. Потенциальные покупатели классифицируются по родственным, однородным группам (основным рыночным сегментам). Возможными критериями сегментации рынка для частных лиц могут быть следующие: возраст, пол, любимое занятие, образование, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи. Для предприятий: сфера деятельности, местонахождение, структура, объем производства и реализации, численность персонала.

Далее следует остановиться на проработке вопросов расширения круга покупателей и сферы деятельности фирмы. Целесообразно показать основные направления повышения конкурентоспособности товара, привлечения покупателя и удержание их внимания. Если предприятие уже занимается бизнесом, необходимо перечислить ее основных постоянных покупателей и показать динамику их покупок.

Бизнес-план должен дать ответ на следующие вопросы:

а) кто будет основным покупателем товара;

б) покупает ли потребитель товар у случайного продавца или предпочитает постоянного;

в) где расположены покупатели, предпочитающие новый товар, который предлагается, на какие рынки можно проникнуть;

Необходимо определить, каким предполагается общий постоянный объем сбыта товара. Этот показатель рассчитывается на основании данных о покупках аналогичной продукции потенциальным покупателям в каждом из основных рыночных сегментов. Следует описать общий размер сбыта в натуральном и стоимостном исчислении. Общий план сбыта должен быть составлен на три последующих года - отдельно по каждому году.

Нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров или услуг и назвать выпускающие их предприятия, сравнить конкурирующие их товары или услуги по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров и показать, почему они не могут удовлетворять потребность потребителей.

Кроме того, следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная

Предположения, используемые для оценки сферы сбыта объема продаж, должны быть тщательно выверены.

План маркетинга детально раскрывает политику в области торговли и обслуживания, цен, рекламную стратегию, что позволяет достигнуть планируемых объемов продаж и занять соответствующее место на рынке. Выбор маркетинговой стратегии является определяющим на всех стадиях бизнеса - от появления продукции на рынке, до его продажи и послепродажного обслуживания. Большое внимание уделяется проработке вопросов качества продукции. Значительную, а на некоторых сегментах рынка решающую роль играет разработка дизайна, позволяющая привлечь покупателей.

Особо следует показать подходы предприятия к привлечению внимания к товару. Речь идет о планах показа товара по телевидению, рекламных объявлениях в газетах, выпуске рекламных щитов и специальной рекламной литературы, использовании рекламных агентств. Для потребительских товаров определяется стратегия рекламной компании по их внедрению. Если реклама составляет значительную часть издержек фирмы, отмечается, каким образом эти расходы компенсируются.

Полученную информацию целесообразно представить в виде следующей таблицы 3:

Таблица 3

Стратегии маркетинга

Цели маркетинга

Стратегии по маркетингу

Сроки реализации

Ответственное лицо

1.......

1.........

2..........

V. Производственный план.

Данный раздел готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством товаров. Главная задача здесь - доказать потенциальным партнерам, что фирма будет в состоянии производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Перед написанием этого раздела предприниматель должен собрать предварительную производственную информацию. Здесь ему надо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке; составить список всех видов сырья и материалов; составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единицы оборудования выяснить, можно ли его арендовать или нужно покупать; определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки; определить ориентировочно расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию и другие муниципальные услуги и т.д.

Данную информацию целесообразно представить в следующей таблице 4:

Таблица 4

Производственный план фирмы

Физическое состояние

Опишите существующие возможности

Укажите недостатки или дополнительные потребности и мероприятия по их устранению или удовлетворению

1.

2.

3.

4.

Земля

Здания и сооружения

Оборудование

VI . Организационный план.

Существенную роль играет и организационный раздел плана, который должен ознакомить заинтересованных лиц с формой собственности, вопросами руководства компанией, распределения полномочий и ответственности, особенностями организационной структуры.

При описании организационной структуры, необходимо четко показать: какова структура управления фирмой, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность. Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты, такого рода информация также будет интересовать инвесторов и банкиров.

Предпринимателю необходимо подчеркнуть достоинства организационной структуры своей фирмы и её соответствие таким критериям как:

· соответствие объема выполняемых управленческих работ числу их исполнителей;

· отсутствие параллелизма и дублирования функций;

· оптимальное сочетание централизации и децентрализации функций и прав;

· степень надежности, оперативности, гибкости, адаптивности, экономичности и эффективности производства и управления.

Таким образом, данный раздел бизнес-плана должен осветить такие моменты как система управления фирмой и ее кадровая политика.

VII. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Этот раздел иногда называют «Юридическим планом». Он особенно важен для тех фирм, которым необходимо определить форму ведения своего будущего дела. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д.

Рассмотрим содержание раздела «Правовое обеспечение деятельности фирмы». В разделе необходимо осветить правовые аспекты деятельности фирмы:

1. Дата создания и регистрации;

2. Где и кем она зарегистрирована;

3. Учредительные документы;

4. Зарегистрированный офис;

5. Форма собственности;

6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы. Ответ на это вопрос целесообразно дать в виде таблицы 5:

Таблица 5

Информация о пайщиках

Ф.И.О. владельца (название фирмы)

Количество акций (взнос в Уставный фонд)

Дата приобретения (внесения)

Процент принадлежащего акционерного капитала (доля в Уставном фонде)

7. Для акционерного общества:

а) количество разрешенных к выпуску акций;

б) количество выпущенных и обращающихся акций;

в) стоимость одной акции,

8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.

9. Копии лицензий на виды деятельности, являющихся предметом рассмотрения в бизнес-плане.

VIII . Оценка риска и страхование .

Каждый новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, которые угрожают ее существованию. Для любого предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться фирма.

IХ. Финансовый план.

В этом разделе рассматриваются потенциал проекта и график его финансирования; он может также служить оперативным планом для финансового управления проектом. Управление финансовой деятельностью непосредственно связано с управлением коммерческой и производственной деятельностью предприятия. В обоснование финансового плана должны быть подготовлены сроком на 3 - 5 лет три базисные прогноза:

а) прогноз прибыли и убытков;

б) проект распределения денежных потоков;

в) проекты бухгалтерского баланса на начало и конец работ каждого года.

В случае действующего проекта указывается имеющийся капитал, балансовые отчеты и установленные на данный момент и два последующих года приоритетные финансовые планы.

После составления финансовых таблиц дается краткое заключение о полученной картине, включающее объем требуемых кредитов и долгов, уровень прибыли в результате продаж, скорость возврата долгов и т.д.

Прогноз прибылей и убытков. Подготовка формы №2 заключается в определении прибыльности проекта. Решающим из разрабатываемых прогнозов является прогноз реализации (продаж). В данном разделе используются ранее составленные прогнозы размеров сбыта. Одновременно должны предусматриваться средства на покрытие производственных издержек (или затрат на выполнение услуг). Материальные, трудовые, производственные потребности должны быть определены и переведены в стоимостную форму. Желательно разделение этих затрат на постоянные и переменные элементы.

Форма анализа денежных потоков. Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важнее, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные годы осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного фиксирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Необходимо решить, как это дополнительное финансирование может быть получено, и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств. Часть необходимого финансирования может быть обеспечена за счет собственных средств (это отражается в бизнес-плане), часть - за счет банковских кредитов на 1 - 5 лет и за счет краткосрочных кредитов. Эта информация является частью прогноза денежных потоков.

Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли или необходимы наличные выплаты (необходимо капитальное строительство) прежде, чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализированный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать. Прогнозы денежных потоков предусматриваются на каждый месяц первого года и по кварталам второго и третьего годов.

Форма бухгалтерского баланса. Баланс детализирует использование и вложение финансовых ресурсов, требуемых для поддержания проектируемого уровня производства. Инвесторы просматривают планируемые бухгалтерские балансы, устанавливая, не превышают ли долги допустимых размеров, как изменяется рабочий капитал, текущие издержки, товарный оборот и так далее, и в зависимости от этого определяют будущее финансирование проекта. Форма бухгалтерского баланса может быть подготовлена на начало проекта и на конец каждого года из 3 - 5 лет работы.

График безубыточности. График безубыточности показывает уровень продаж (производства), необходимый для их покрытия. Он включает расходы, как зависящие от уровня производства (заработная плата, материалы, торговые издержки), так и не зависящие от него (арендная плата, уплата процентов и т.д.). Уровень продаж, при котором покрываются все расходы, является уровнем безубыточности проекта.

Для инвесторов и руководителей полезно знать точку безубыточности и определить трудность ее достижения. Желательно, чтобы планируемые продажи были значительно выше, чем уровень безубыточности. Должен быть подготовлен график безубыточности и обсуждена возможность снижения точки безубыточности в случае уменьшения планируемого начального уровня продаж. Следует также показать эффект от снижения себестоимости на графике безубыточности.

1.5. Реализация и оценка рисков и эффективности проектов

Реализовать бизнес-план, значит выполнить все рабочие задачи на предприятии и вне его, необходимые для того, чтобы перевести бизнес-проект из стадии бизнес-плана в производствен­ную стадию. Необходимо составить реалистичный график для различных стадий фазы реализации проекта. Подробное расписание должно охватывать всю инвестиционную фазу, включая период от решения о капиталовложениях до на­чальной стадии производства и дальнейшего функционирования бизнес-проекта.

Для различных стадий реализации бизнес-проекта требуются неодинаковые периоды времени. Это зависит от условий в стра­не и требований конкретного бизнес-плана. Между моментом принятия решения о капиталовложениях и началом реализации бизнес-проекта протекает значительное время. В этот период со­вершаются следующие основные действия:

• назначение команды по реализации бизнес-проекта;

• финансовое планирование, организационное оформление;

• приобретение и передачу технологии;

• основной инжиниринг;

• выставление предложений, предложение цены; оценка предложений;

• переговоры и заключение контрактов;

• подробный инжиниринг;

• приобретение земли, строительные работы, установка оборудования, закупка материалов и сырья;

• предпроизводственный маркетинг;

• обучение и назначение на должности;

• запуск и начало производства;

• поддержание и развитие производства.

Данные по затратам должны быть датированы и документированы так, чтобы позволить непрерывное отслежи­вание цен и методом прогнозов, и путем сбора реальной инфор­мации. Сравнивая реальные данные, накапливающиеся во время фазы реализации, с данными, представленными на стадии изуче­ния, можно определить воздействие любых превышение затрат на ликвидность, финансовые требования и общую прибыльность проекта. Планирование реализации бизнес - проекта и составление бюд­жета включают следующие основные задачи :

· определение типа рабочих задач на предприятии и вне его, решение которых необходимо для реализации бизнес-проекта;

· определение логической последовательности событий в ра­бочих задачах;

· подготовку графика реализации, определяющего положе­ние рабочих задач корректно во времени и учитывающего соот­ветствующее время для завершения каждой индивидуальной за­дачи;

· определение ресурсов, необходимых для решения индиви­дуальных задач и соответствующих затрат;

· подготовку бюджета реализации и потоков средств, кото­рые обеспечат финансирование на всем протяжении процесса ре­ализации и эксплуатации бизнес проекта;

· документирование всех данных реализации, позволяющее корректировать планы и бюджет реализации, равно как и про­гнозы, сделанные во время составления бизнес-плана.

Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Существует два основных типа рисков : технические риски и финансовые риски.

К техническим рискам могут быть отнесены: задержка в выполнении графика строительства, задержка поставки оборудования и возведения предприятия, непредвиденные остановки производства во время ввода в эксплуатацию и приемки комиссией, долговечность изделия: насколько быстро продукция становиться устаревшей, создание альтернативной продукции, которая завоюет рынок, воздействие вашей продукции на потребителя, новые внешние условия, влияющие на технологию производства.

Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью.

Каждый раз, когда продается продукция, часть выручки идет на покрытие фиксированных затрат: эта часть, названная валовой прибылью, равна цене продажи за минусом прямых затрат. Поэтому для проведения анализа валовая прибыль должна быть умножена на количество проданной продукции. Точка безубыточности достигается в том случае, когда общая валовая прибыль становится равной постоянным затратам. На рисунке 2 дано графическое изображение точки безубыточности.

Рисунок 2. Точка безубыточности

Анализ чувствительности заключается в определении значений ключевых параметров, которые могут подвергнуть сомнению успех бизнеса.

К показателям эффективности проекта относят:

· Чистый дисконтированный доход (ЧДД);

· Индекс доходности (ИД);

· внутренняя норма доходности (ВНД);

· Срок окупаемости дисконтированный

Показатели различных видов эффективности относятся к различным экономическим субъектам:

- показатели общественной эффективности — к обществу в целом;

- показатели коммерческой эффективности проекта — к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет;

- показатели эффективности участия предприятия в проекте — к этому предприятию;

- показатели эффективности инвестирования в акции предприятия — к акционерам предприятий — участников проекта;

- показатели эффективности для структур более высокого уровня — к этим структурам;

- показатели бюджетной эффективности — к бюджетам всех уровней.

Сроком окупаемости («простым» сроком окупаемости) называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый доход в текущих или дефлированных ценах становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Данный показатель отражает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому ПФ называется еще капиталом риска.

Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности (см. ниже). Величина ДПФ показывает минимальный дисконтированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости.

Индексы доходности характеризуют (относительную) «отдачу проекта» на вложенные в него средства. Они могут вычисляться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются:

· индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным затратам);

· индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;

· индекс доходности инвестиций (ИД) — увеличенное на I единицу отношение ЧД к накопленному объему инвестиций;

· индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДЦ) — увеличенное на единицу отношение ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций.

При расчете ИД и ИДЦ могут учитываться либо все капиталовложения за расчетный период, включая вложения в замещение выбывающих основных фондов, либо только первоначальные капиталовложения, осуществляемые до ввода предприятия в эксплуатацию (соответствующие показатели будут, конечно, иметь различные значения).

Индексы доходности затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧД положителен. Индексы доходности дисконтированных затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧДД положителен.

Таким образом, для того чтобы проект мог быть признан эффективным, необходимо выполнение какого-нибудь из следующих условий:

1.ЧДД>0.

2. ВНД > Е при условии, что ВНД этого проекта существует.

3.ИД >1,0.

4. Срок окупаемости с учетом дисконтирования Тд < Т.

Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).

Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров. Эти и им подобные показатели по существу отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т. д., но они не являются показателями эффективности самого проекта.

Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности (точки безубыточности).

Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции, или, например, для цены основного используемого в производстве сырья.

II . Практическая часть.

Бизнес - план по пошиву свадебных и вечерних платьев.

2.1.Резюме.

ЗАО «Красотка». Салон «Красотка»

Генеральный директор –Иванов А.И., действующий на основании Устава.

Главный бухгалтер –Григорьева В.В.

Юридический адрес: 188354, Лен.обл., г. Гатчина , пр.25 Октября, 46

Фактический адрес: 188354, Лен.обл., г. Гатчина , пр.25 Октября, 46

ИНН 7802144722

КПП 783601001

Учредителями являются:

1. Директор, действующий на основании устава.

2. Главный бухгалтер, действующий на основании устава.

Учредители:

1. (директор) – доля УК – 50%

2. (гл. бухгалтер) – доля УК – 50%

Учредители и распределение акций между акционерами Таблица 6

Учредители

Количество акций

Доля, %

Иванов А.И. (директор)

200

70%

Григорьева В.В.

85

30%

Суть проекта :

Пошив вечерних платьев и свадебных нарядов для удовлетворения пожеланий клиенток.

Финансирование проекта :

собственные средства – 100%,

заемные средства – 0%,

средства государственной поддержки – 0%

Сметная стоимость реализации проекта – 900 000 рублей.

Сроки окупаемости услуги – 3 года и 4 месяца.

Целью бизнеса является услуги по пошиву свадебных (вечерних) платьев.

Цель проекта – оказание услуг по пошиву женских свадебных (вечерних) платьев и аксессуаров по индивидуальным заказам на любую фигуру.

Предприятие зарегистрировано как Закрытое Акционерное Общество с двумя учредителями, которые внесут по 450 000 рублей каждый в уставный капитал предприятия согласно учредительному договору.

На сегодняшний день наблюдается большое количество организаций, готовых предоставить потребителю свой товар, различный по качеству, эстетическим свойствам, что ведёт к перенасыщению потребителей и желанию приобретать одежду, исходя из индивидуальных потребностей , нужного качества и свойств. Поэтому открытие подобного рода салона актуально именно сейчас. Наша услуга привлекательна не только ценой и качеством, но и тем, что нашими менеджерами проводятся различные мероприятия по продвижению услуги на рынок, применяется система скидок и подарков при обращении в наш салон.

Услуга фирмы «Красотка» является конкурентоспособной. Она уступает лишь магазинам готовых платьев, но старается достичь такого же уровня путем реализации качественных индивидуальных изделий.

«Красотка» оказывает пошивочные услуги путем всевозможных реклам, вывесок, видеороликов и каталогов с платьями.

Для реализации проекта фирме необходим вклад 2-х учредителей по 450 000 рублей. Общая сумма вклада составляет 900 000 рублей, его фирма сможет погасить за счет пошива платьев в течение 3-х лет и 4-х месяцев.

ЗАО «Красотка» развивается достаточно быстрыми темпами, приносит доход ее учредителям и является прибыльной на рынке на сегодняшний день.

2.2.Описание отрасли и предприятия.

Фирма является юридическим лицом: имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать, фирменные бланки.

Главная цель - максимальное удовлетворение пожеланий клиенток высококачественным изделием. Для достижения данной цели, фирма арендует одно двухэтажное помещение для оказания услуг.

Стратегия динамического роста заключается в достижении успеха салона при эффективной деятельности всего персонала.

В городе Гатчина действует один Дворец бракосочетания. Каждая из невест является потенциальной клиенткой салона. Возрастной контингент не ограничен.

Для такого вида услуг, как пошив свадебных и вечерних платьев по индивидуальным заказам характерен нерегулярный спрос с учётом сезонности, т.к. он напрямую зависит от количества заключённых браков и проведения торжеств по этому поводу, а по статистическим данным весной и летом количество пар, желающих вступить в законный брак, увеличивается, а осенью и зимой – уменьшается. В эти периоды возможен прием заказов также на вечерние наряды по поводу других торжественных случаев: юбилеев, корпоративных вечеринок, выпускных и т.д.

Конкурентоспособность услуги салона обеспечивается высоким качеством, внешним видом, индивидуальностью (на конкретную фигуру заказчицы с учетом особенностей ее фигуры), оригинальностью (по направлениям современной моды), сравнительно невысокой стоимостью услуги, гибкой системы скидок. Сроки выполнения заказа на изделия составляют 2-5 дней, в связи с высокой квалификацией специалистов и узкой специализацией услуг. В дальнейшем по мере развития салона предполагается продажа сопутствующих аксессуаров к свадебным нарядам, а так же возможно создание собственной эксклюзивной коллекции свадебных платьев и вечерних туалетов творческими специалистами салона. В перспективе салон помимо специальных свадебных (вечерних) заказов платья будет выполнять заказы на пошив всего ассортимента легкой женской одежды.

Имидж салона, пройдя все этапы организации и проведя все необходимые расходы, будет создаваться после результатов обслуживания первых клиентов, которые могут привлечь в салон своих знакомых, порекомендовать им воспользоваться услугами по пошиву свадебных (вечерних) платьев.

Закупка тканей и фурнитуры для выполнения заказа предполагается два раза в месяц на оптовой базе тканей «Мир тканей» в г. Санкт - Петербурге.

Обслуживание заказчиков производиться в приемном салоне, оборудованном примерочными кабинками и так же возможен выезд нашего модельера на дом или в офис клиента. При необходимости может быть выполнен срочный заказ.

Взаимоотношения заказчиков с салоном регулируются правилами бытового обслуживания населения в РФ, разработанные на основе Закона РФ «О защите прав потребителей». Заказы на оказание услуги оформляются договором-квитанцией с указанием реквизитов сторон, даты приема заказа, сроки и начало исполнения.

В случае нарушения сроков исполнения заказа исполнитель уплачивает заказчику неустойку за каждый просроченный день в размере 3% от стоимости услуги.

При обнаружении недостатков заказчик вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков.

Услуга оплачивается в виде авансового платежа в размере 50% стоимости услуги, а после выдачи готового изделия заказчице – оставшиеся 50%.

2.3. Описание услуги.

Наш салон удовлетворяет вторичные потребности. Наши клиенты всегда остаются довольны и им нравятся наши предлагаемые услуги.

По сравнению с другими аналогичными услугами можно выделить следующие особенности:

1) высокое качество товара;

2) привлекательный внешний вид;

3) индивидуальность и оригинальность;

4) быстрые сроки изготовления;

5) система скидок.

Преимуществом нашего салона является то, что обслуживание заказчиков может производиться непосредственно в приемном салоне, оборудованном в примерочные кабины (по предварительной записи для избежания очереди и сохранения конфиденциальности клиентов) и так же возможен выезд нашего модельера на дом или в офис клиента. Клиентка сама выбирает ткань для своего платья или по рекомендации модельера.

К недостаткам относятся уязвимость по отношению к конкурентному давлению, изменение потребностей и вкуса покупателей.

Основными ключевыми факторами является большой спрос, непрерывный поток покупателей, качественное обслуживание, предоставление дополнительных услуг, удобство примерки.

2.4.Анализ рынка сбыта.

Фирма является обслуживающей и предполагает пошив женских платьев. Стадия развития фирмы - начальная. Фирма функционирует в сфере услуг. Планируется пошив широкого ассортимента изделий (сумочек, шляпок, перчаток, детских и выпускных нарядов).

Свадебное платье – это изделие разового пользования, удовлетворяющее духовную потребность – потребность быть красивой. По типу конкуренции является видовой, т.е. салон занимается пошивом одежды, предназначенной для удовлетворения одной и той же потребности – быть индивидуальной, но различающейся по своим параметрам и качеству.

Каждая невеста – потенциальная клиентка нашего салона. Некоторые клиентки любят экстравагантные платья и что-то необычное. Для модниц предлагаются нестандартные платья различных цветов и видов с интересными и необычными аксессуарами. Невесты более зрелого возраста предпочитают строгий стиль в наряде, элегантность и классику. Наши художники-модельеры занимаются созданием именно таких свадебных и вечерних платьев, которые бы удовлетворяли желания и этой группы потребителей.

В перспективе расширения услуг нашего салона, мы планируем заниматься пошивом выпускных и детских нарядов.

Уровень цены по нашему салону в среднем невысокий, в зависимости от покроя, модели и от желания самих клиенток, в зависимости от уровня дохода.

Невесты, предпочитающие более скромный, элегантный наряд могут приобрести наряды от 3-х до 7-ми тыс. руб. Невесты с более высоким уровнем дохода – от 7-ми тыс. руб. и выше.

Салон «Красотка» предполагает обслуживание достаточного количества клиенток, т.к. мы предлагаем услуги не только качественные, но и красивые и оригинальные. Но, не смотря на это, у нее есть конкуренты, что свидетельствует об эластичности спроса на рынке. Планируется увеличение каналов сбыта путём распространения рекламы в газетах, на афишах, на телевидении, по радио.

ЗАО “Красотка” планирует занять достойное место на рынке услуг по пошиву свадебных и вечерних платьев. Маркетинговая стратегия, которой будет придерживаться салон: рыночная последовательность - фирма планирует завоевать определенную рыночную нишу и попытается завоевать свою позицию на рынке. Планируется окупиться в течение 3 лет и 4 месяцев, завоевать долю рынка пошивочных услуг в городе, а в дальнейшем планируется выйти с этой услугой и на другие рынки близлежащих городов, и, тем самым расширить свой географический рынок.

Существует несколько салонов, предлагающих аналогичную услугу. ЗАО «Красотка», выйдя на рынок, столкнется с внутриотраслевой конкуренцией. Основные конкуренты: городские магазины («Диана», «Афродита» и т.д.), частный пошив на дому.

Фирма может конкурировать в условиях реального рынка за счет предложения своих услуг. При усилении позиций ближайших конкурентов планируется укрепить конкурентоспособность. Этого можно достичь хорошо рекламируя товар за счет профессиональности сотрудников.

Прогноз объёма продаж.

Таблица 7

Свадебные платья

Годы

Общие продажи

2009

2010

2011

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

I полугодие

II полугодие

1. «Юлия»

Продано, шт.

5

6

7

5

10

8

21

62

Цена, руб. за ед. изд.

10000

10000

12000

12000

12000

12000

13000

-

Всего:

50000

60000

84000

60000

120000

96000

273000

743000

2. «Эльза»

Продано, шт.

2

4

6

5

10

5

17

49

Цена, руб. за ед. изд.

10800

10800

10800

10800

11000

10800

11500

-

Всего:

21600

43200

64800

54000

110000

54000

195500

543100

3. «Селена»

Продано, шт.

2

5

6

3

7

7

15

45

Цена, руб. за ед. изд.

8400

8400

8400

8400

9000

8700

9500

-

Всего:

16800

42000

50400

25200

63000

60900

142500

400800

4.

«Тиффани»

Продано, шт.

4

7

8

6

15

12

29

81

Цена, руб. за ед. изд.

6500

6500

6500

6500

8000

8000

10000

-

Всего:

26000

45500

52000

39000

120000

96000

290000

668500

Общие продажи

Ед. изд.

13

22

27

19

42

32

82

237

Руб.

114400

190700

251200

178200

413000

306900

901000

2355400

2.5. Оценка основных конкурентов.

Таблица 8

Факторы конкурентности

Салон-ателье свадебных платьев «Красотка»

Конкуренты

Городские магазины

Швеи на дому

Прокат свадебных платьев

Городской рынок

1. Качество изделия

Обеспечивается высокой квалификацией швей и закройщиков (5)

Среднее или высокое качество (5)

Зависит от разряда и способностей (3)

SECOND-HAND (1)

Низкое качество, производство Китая, Кореи (1)

2. Место нахождения

Центр города, располагается на проспекте (5)

Центральные и отдаленные улицы (5)

Неопределенно (2)

Неопределенно (3)

Городской рынок по (5)

3. Уровень цены

Средний, в зависимости от покроя и модели (5)

Высокий и средний (4)

Средний (5)

Ниже среднего (3)

Средний, ниже среднего (4)

4. Дизайн

С учетом всех пожеланий заказчицы и с учетом модных тенденций (5)

С учетом модных тенденций (5)

С учетом модных тенденций (5)

Однотипные модели, выполненные без учёта тенденций моды (2)

Однотипные модели (2)

5. Ассортимент

Специализация на женских свадебных, вечерних, детских платьях и аксессуаров к ним (4)

Свадебные мужские костюмы, женские платья, аксессуары (5)

Все швейные изделия (4)

Как в городских магазинах (4)

Все швейные изделия (5)

6. Время работы

С 9:00 до 19:00, без обеда(5)

Примерно с 9:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14:00 (5)

Свободный график (5)

Неопределенно (5)

Кроме понедельника с 10:00 до 16:00 (4)

7. Имидж, репутация

Новое предприятие (3)

Надежность (5)

Ненадежность (3)

Уже ношеные наряды (2)

Сомнительная репутация (2)

Общее количество баллов:

32

34

27

21

23

Как видно из таблицы конкурентоспособности, нашими явными конкурентами являются городские магазины, т.к. большинство невест предпочитают сразу приобрести платье и аксессуары в одном месте, и заняться организацией предстоящего важного события.

Также наглядно видно, что интерес клиентов необходимо завоевывать. Для этого будут предусматриваться такие меры, как реклама по радио, телевизору, в газетах, на рекламных щитах, плакатах, сотрудничество с отделом ЗАГС.

Швеи на дому на третьей позиции после нас. Это зависит от местонахождения специалистов по пошиву (узнать о наличии таких услуг на дому можно либо через газеты и телевидение, либо по совету знакомых), репутации их и качества предлагаемых услуг.

Для тех представительниц прекрасного пола, кто хочет превратить предстоящее важное событие в жизни в праздник, предлагаются услуги нашего салона. Вследствие узкой специализации услуг и высокой квалификации специалистов салона сокращаются сроки изготовления платьев максимум до десяти дней.

2.6.План маркетинга.

Салон «Красотка» распространяет свои услуги распределения непосредственно от производителя к потребителю.

Реклама ателье производится в нескольких направлениях:

1. Сотрудничество с отделом ЗАГС: размещение в нем афиши (плаката) о предоставляемых нашим салоном услугах, а также каталог со свадебными и вечерними платьями ателье.

2. Рекламные объявления, опубликованные в газетах «Гатчина - инфо», «Шанс»и др.

3. Рекламные щиты на проспекте в центре города.

4. Объявления на популярном в городе телеканале «Орион».

5. Реклама по телеканалу «Свит».

Цена изделия складывается с учетом прибыли + НДС + торговая надбавка (50%).

В нашем салоне разработана оригинальная система скидок: каждая двадцатая заказчица вечернего платья получает 15%-ю скидку на пошив изделия и 17%-ю на повторный заказ. Так же предоставляется 10%-я скида при заказе от 20 тысяч рублей.

Для клиенток-невест мы предлагаем следующий вариант: каждая седьмая невеста при заказе платья получает в подарок от салона либо шампанское, либо торт или коробку конфет.

На маркетинговые исследования мы рассчитали затраты:

1. Затраты на объявления в газетах:

7 рублей - слово, 50 рублей - рамка, 100 рублей - фотография.

27 слов * 7 = 189 рублей.

189 + 50 + 100 = 339 рублей.

Объявление выходит два раза в неделю (вторник, четверг) и поэтому в месяц получится сумма равная 2712 рублей. Но, так как объявление печатается минимум в двух газетах, общая сумма составляет 5424 рубля в месяц.

1. Затраты на рекламные щиты:

500 рублей - 1кв.м.

9000 рублей - размещение щита (в месяц).

1000 + 9000 = 10000 рублей.

3. Затраты на рекламу по телевизору:

100 рублей - за один показ видеоролика длительностью менее 3-х минут.

Видеоролик нашего салона запускается три раза в день, поэтому сумма затрат составляет 300 рублей в день и от 9000 рублей до 9300 рублей в месяц.

Общая сумма затрат колеблется от 31456 рублей до 31756 рублей в месяц.

2.7. План производства.

Так как у нашего салона существовала договоренность с оптовой базой тканей «Мир тканей» г. Санкт - Петербурга, привозящим из-за границы турецкие, польские и др. ткани, раз в 2 недели швея и менеджер отправляются в Санкт - Петербург на автомобиле «Газель» для закупки необходимых тканей (атласа, гипюра, вуали, рюши и т.д.). Автомобиль по договору предоставляется частной организацией «ПЭК».

Складывание тканей в куски производится с целью предохранения их от загрязнения и повреждения, а также для удобства обращения с ними. Различные ткани могут складываться по-разному. Хлопчатобумажные и шелковые ткани складывают, накатывая на деревянный шаблон (дощечку). Широкие ткани сдваивают и скатывают в рулон. Сложенные ткани прошивают по кромкам и обвязывают тесьмой или шнуром. К сложенной ткани прикрепляют ярлык, на котором указывают: наименование ткани, номер артикула, номер стандарта, ширину, длину ткани, сорт, прочность, количество условных вырезов и разрезов.

Процесс изготовления одежды может быть сведен к трем основным этапам: моделированию - разработке или выбору фасона платья, конструированию - построению выкроек, и, наконец, шитью, включающему разнообразные приемы и способы обработки самого изделия, а также обработки и соединению его деталей.

Чтобы скроить и сшить платье, необходимо иметь выкройки всех деталей, из которых состоит изделие. Для получения выкроек деталей любого изделия строится его чертеж на бумаге. На основании получения мерок, прежде всего, строят так называемый чертеж основы платья, т.е. переда, спинки и рукава. В дальнейшем этот чертеж видоизменяется в зависимости от выбранного фасона и покроя изделия, типа и формы рукава и т.п. Чертеж основы юбки также строится на основании снятых мерок и затем в зависимости от фасона изменяется и дополняется. Затем производится декатирование - особая обработка, которая обеспечивает предварительную усадку для крепа, штапеля. Х/б, льняные, шелковые ткани перед раскроем не декатируют, а только проглаживают для удаления помятостей и сгибов. Перед настилом ткани для раскроя ее обязательно просматривают по всей длине и ширине с целью установить, нет ли на ней ткацких дефектов, к которым относятся, в частности, дыры, масляные пятна, утолщенные нити, неравномерность окраски. Подготовленную ткань раскладывают на столе для раскроя, т.е. ткань раскладывается по длине вдвое лицевой стороной внутрь.

Для того, чтобы технологической процесс проходил правильно и с меньшими затратами, большое значение нужно уделять качеству продукции.

Большое значение для повышения качества продукции наше ателье уделяет техническому перевооружению производства с использованием новейшего оборудования, системы управления качества при постоянном росте профессионального уровня рабочих.

Решающая роль в повышении качества продукции принадлежит технологическому процессу и применяемым в нем средствам активного контроля.

Современный технологический процесс изготовления одежды основывается на строгом соблюдении режимов сборки и отделки деталей и узлов одежды, влажно-тепловой обработки. Основным условием достижения высокого качества продукции является соблюдение технологической дисциплины, т.е. технически правильное выполнение операций с учетом всех требований.

С целью сохранения точности обработки деталей большое внимание уделяется работе раскройного цеха, где обеспечивают получение точных размеров деталей кроя, а так же большое внимание уделяют клеевым материалам, которые оказывают большое внимание на качество. Их применение позволяет создавать и сохранять стабильные формы деталей и узлов различной одежды, соединять детали по определенному контуру, фиксировать края изделий.

Особенностью и преимуществом индивидуального способа изготовления одежды является возможность проведения примерок, во время которых проверяется правильность посадки изделия на фигуре, уточняется положение отдельных деталей, устраняются дефекты, вызванные ошибками при снятии мерок, изготовлении чертежа и т.п.

Все исправления делаются или намечаются тут же, во время примерки, непосредственно на фигуре. Вполне понятно, что при подготовке изделия к примерке соединение деталей должно быть не окончательным, а выполняется вручную стежками временного назначения, позволяющими легко и быстро разъединить детали. Такое временное соединение деталей называется сметыванием.

Все изделия из шерстяных и шелковых тканей изготавливают обычно с двумя примерками, изделия несложных фасонов из хлопчатобумажных тканей с одной.

Первая примерка. Сметанное изделие надевают, закрепляют булавками застежку, внешним осмотром определяют правильность его посадки в целом и затем приступают к необходимым уточнениям и исправлениям в соответствии с фигурой.

Вторая примерка. При подготовке изделия ко второй примерке стачивают плечевые боковые швы, все вытачки, подрезы, фасонные линии, складки, полностью обрабатывают воротник, карманы, петли и другие мелкие детали. Рукава такие должны быть обработаны полностью, но в проймы их только вметывают для окончательной проверки правильности посадке в проймах и положения на фигуре. Если платье отрезное по талии, то ко второй примерке сметывают шов соединения лифа с юбкой.

Оценка потребности в основном капитале:

- одно двухэтажное здание, где на первом этаже располагаются приемная и кабинеты, на втором этаже - цеха (раскройный, пошивочный) и склад;

- проведено электричество, тепловые трубы, телеф. Кабель, интернет;

- универсальная машина 1022 класса «ОЗЛМ», предназначенная для всего ассортимента швейных изделий (3 шт.);

- специальная машина 51-А класса «ОЗЛМ», предназначенная для обработки срезов тканей обметочным двух ниточным стежкам (2шт. в комплекте со столом);

- утюг «Равента» (3 шт.);

- утюг «Тефаль» (3 шт.);

- гладильные доски (6 шт.);

- утюжильная колодка (4 шт.);

- манекены в цехах (4 шт.);

- манекены в примерочном зале (10 шт.);

- офисный гарнитур в кабинетах бухгалтера, менеджера, директора;

- 3 компьютера, 1 сканер, 1 модем, 1 ксерокс, 2 факса, 2 принтера, 3 телефона, 4 калькулятора.

- 3 шкафа в пошивочных и раскройных цехах;

- диван с двумя креслами в приемной;

- 2 примерочные кабины в зале;

- 2 кресла в примерочной 2 этажа;

- 6 зеркал в примерочном зале и по 2 в уборных;

- полки на складе (13 шт.);

- вешалки в приемной (2 шт.);

- швейная машина Silver line 3004. Выполняет от 7 до 25 операций. Имеет 6800 дополнительных преимуществ (3 шт.);

- швейная машина Gold line 7018. Выполняет рабочие декоративные строчки, строчки для работы с эластичными тканями. В комплект входят весьма полезные принадлежности: лапки для подгиба низа изделия, лапки для петли, вшивания молнии и т.д. (5 шт.).

Издержки обращения на единицу продукции:

Таблица 9

Товары

Стоимость за шт., руб.

Торговая наценка (50%)

Сумма, руб.

1. «Камилла»

4570

2285

6855

2. «Жанна»

5700

2850

8550

3. «Зарина»

6000

3000

9000

4. «Елена»

6100

3050

9150

5. «Элегия»

7000

3500

10500

Итого

29370

14685

44055

Материалы на изготовление одного платья:

Таблица 10

Наименование материала

Ед.

Расход

Цена за ед., руб.

Расход на ед.

Сумма, руб.

Шелковая ткань

м

150

15

2250

Вуаль

м

100

10

1000

Обруч

шт.

50

1

50

Подклад

м

50

5

250

Нитки

шт.

10

4

40

Бумага для выкроек

м

15

30

450

Фурнитура

шт.

-

-

1700

Итого на изготовление платья

5740

Плановая калькуляция:

Сырье и материалы: 5740 руб.

Полуфабрикаты: -

Электроэнергия технологическая: 2 руб.

Основная з/пл произв. рабочих: 35 руб.

Доп. з/пл произв. рабочих: 3,50 руб.

ЕСН: 10 руб.

РСЭМО: 13 руб.

ОПР: 42 руб.

Итого - цеховая с/с: 5845,5 руб.

ОХР: 293,62 руб.

Итого – произв. с/с: 6139 руб.

ВПР: 184,2 руб.

Итого: 12168,7 руб.

Из приведенных расходов видно, что компания в состоянии приобретать необходимое количество тканей, требуемого качества, в нужные сроки, т.е. она способна организовать эффективную реализацию изделий.

2.8. Организационный план.

В качестве правового статуса предприятия выбрано Закрытое Акционерное общество ЗАО «Красотка». Общество имеет уставный капитал в размере 900 000 руб. Владельцами салона являются: директор и главный бухгалтер.

Команда управления не имеет опыта совместной работы, так как предприятие образовано впервые.

Прием персонала возможен через службу занятости, который готовит хороших специалистов в этой области с достаточной производственной практикой.

Прием будет вестись на основе тестирования и необходимых документов (диплома), возможно с испытательным сроком. Тестирование будет в форме психологических тестов, поскольку при собеседовании необходимо выяснить темперамент, характер, способности, умения и навыки личности, поступающей на работу. Т.к. работа непосредственно связана с обслуживанием людей, то на работу принимаются уравновешанные, доброжелательные, вежливые и тактичные люди со стойкой нервной системой. В основном предполагается набор молодых, активных специалистов с творческим потенциалом. Для каждого сотрудника также обязательны: добросовестность, дисциплинированность, порядочность и честность.

Директор занимается:

· общим управлением деятельности предприятия:

· координирует работу персонала, при желании может присутствовать на примерках и окончании сдаче изделия

· может проверять процесс изготовления изделия.

· представляет предприятие во всех учреждениях и организациях

· распоряжается имуществом предприятия

· заключает договора

· издает приказы по предприятию в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников

· Директор салона имеет высшее экономическое образование.

Бухгалтер предприятия ведет бухгалтерский учет всего салона: начисление и уплата налогов, расчет и выдача заработной платы, оформление сводной бухгалтерской отчетности. Бухгалтер, окончивший Санкт – Петербургский государственный университет, имеет высшее экономическое образование и стаж работы 15 лет.

Менеджер занимается административным регулированием сбыта и продвижения продукции салона, заключение договоров. Вместе со швеей раз в две недели забирает ткани на оптовой базе. Менеджер встречает клиентов в приемной, присутствует на примерке, занимается обслуживанием клиента (прием и оформление заказов, заключение договоров на предоставление услуг, прием оплаты). На эту должность предполагается молодая девушка или молодой человек – специалист с творческими способностями, энергичные, коммуникабельные, вежливые, ответственные. Менеджер, окончивший Санкт – Петербургский государственный университет имеет квалификацию «менеджер».

Художник-модельер занимается непосредственно обслуживанием клиентов: снятие мерок, утверждение эскиза модели, передача условий заказа закройщику, передача готового изделия, разработка новых модных коллекций платьев, дизайнерских новинок.

Закройщик создает конструкцию модели платья по фигуре заказчицы, изготавливает лекала, производит раскрой ткани и подготовку к примерке, контролирует качество на всех стадиях обработки.

Швея производит соединение всех конструктивных линий изделия, присутствует на примерке, отправляется в Санкт - Петербург раз в две недели за товаром.

Художники - модельеры, закройщицы, швеи обучались в Санкт -Петербургском институте сервиса. Имеют высшее образование.

Для уборки помещений предполагается пригласить двух уборщиц, которые по графику дежурств каждое утро перед открытием салона будут приводить производственные цеха, приемный салон и другие помещения в надлежащий вид.

Оплату труда рекомендуется осуществлять на основании разработанного оклада + 15% от з/пл. Также производственный цех получает по 3% от оклада за каждое выполненное изделие.

В нашем салоне для стимулирования работников применяются следующие методы:

- при выполнении заказа раньше срока начисляется премия в размере 5 % от заработной платы;

- раз в 3 года проводится обучение на повышение квалификации за счет предприятия;

- проводятся корпоративные вечеринки;

- предоставляется соц. пакет, ОМС, ДМС;

- лучшим работникам по итогам года выдаётся абонемент на посещение бассейна и тренажёрного зала.

Унифицированная форма № Т-3


Утверждена постановлением

Госкомстата РФ от 06.04.01 №26


Форма по ОКУД 0303058


Форма по ОКПО 01040332



ЗАО «Красотка»

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ УТВЕРЖДЕНО

Приказ от 12.09.2008 г. №

штат в количестве

17 единиц

с месячным фондом

з/пл 94080 руб.

Структурное подразделение

Профессия

Количество штатных единиц

Оклад руб.

Надбавка, руб.

Месячный фонд з/пл, руб.

Наименование

Квалиф. разряд

Премия 15% от оклада

Перс. надбавка 5% от оклада

За количество изг. изд. 3% от оклада

1

2

3

4

5

6

7

8

9

АУП

17

директор

1

12281

1842

-

-

14123

15

гл. бухгалтер

1

9286

1393

-

-

10679

13

менеджер

1

7022

1053

351

-

8426

Производственный отдел

08

художник-модельер

2

4170

626

-

нач-ся ежемес.

4796

07

закройщик

4

3791

569

-

нач-ся ежемес

4360

07

швея

6

3791

569

190

нач-ся ежемес

4550

АХЧ

02

обслуживающий персонал

2

2835

425

-

-

3260

Итого по листу:

17

80509

12080

731

нач-ся ежемес

94080

Итого по документу:

17

80509

12080

731

нач-ся ежемес

94080

Директор

Гл. бухгалтер

2.9.Юридический план.

Для организации проекта салона по пошиву свадебных и вечерних платьев было принято решение создать Закрытое Акционерное Общество «Красотка». В соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах»:

Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Общество имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно - правовую форму и тип (закрытое или открытое).

Общество вправе иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках и языках народов Российской Федерации.

Общество, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном правовыми актами Российской Федерации порядке, имеет исключительное право его использования.

Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с федеральными законами в уставе общества не установлено иное.

Общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы государственной регистрации юридических лиц об изменении своего почтового адреса.

Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций.

2.10. Финансовый план.

Величина средств, необходимых для начала проекта, составляет 900000 руб.

Таблица доходов и затрат на производство (на год):

Таблица 11

Доходы

Расходы

Источники

Сумма, руб.

Направления

Сумма, руб.

1. Выручка от реализации продукции

3. Прибыль от реализации

5. Чистая прибыль

2066400

344400

261744

2. Себестоимость продукции

4. Налог на прибыль

1722000

82656

Срок окупаемости проекта: 900000/261744 = 3,4 года. Коэффициент экономической эффективности: 1/261744 = 0,29.

Сводный баланс активов и пассивов

Таблица 12

АКТИВ

Сумма, руб.

ПАССИВ

Сумма, руб.

1. Внеоборотные

790000

3. Капитал и резервы

900000

2. Оборотные

110000

4. Долгосрочные обязательства

-

ИТОГО:

900000

ИТОГО:

900000

Можно сделать вывод, что для того, чтобы фирма не получала убыток, ей необходимо реализовывать как минимум 5 платьев.

2.11.Оценка рисков.

Таблица 13

Виды рисков, факторы

Баллы

Вероятность риска

Приоритет риска

Ранжирование

низкий уровень обслуживания клиентов молодыми работниками

1

низкая

2

- Организовать учебу и сдачу квалификационного экзамена.

- Разработать систему оплаты труда, мотивирующую работать хорошо,

-разработать договоры о материальной ответственности, в которых предусмотреть ответственность работников за поломку инструментов и оборудования.

Конкуренция со стороны других предприятий

3

высокая

1

- поддержание среднерыночных цен;

- формирование системы скидок;

- реклама;

- обеспечение качества оказываемых услуг;

- предоставление гарантий

Оказание некачественных услуг

1

средняя

4

Привлечение специалиста по аттестации персонала и найму квалифицированных работников

Обеспечение среднего уровня цен.

2

средняя

3

Проведение мониторинга ценовых политик предприятий по пошиву свадебных и вечерних платьев, снижение затрат, путем поиска выгодных решений.

Рост налогов и инфляция

3

низкая

3

-

Снижение платежеспособности клиентов

3

низкая

4

Снижение цен, стимулирование покупок

Неудачный выход на рынок

3

низкая

4

Проведение активной рекламной кампании в первые месяцы функционирования на рынке, выбор эффективной маркетинговой стратегии

Заключение.

Составление бизнес-плана – очень трудоемкое и ответственное дело.

В бизнес – плане описываются все аспекты хозяйственной деятельности предприятия, анализируются главные проблемы, с которыми оно может столкнуться и определяются основные способы решения этих проблем.

Такой важный документ, как бизнес – план необходим не только крупным предприятиям, которые организуют своё дело с размахом, но и предприятиям всех форм и видов хозяйственной деятельности. Это надо, чтоб проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность и тем самым уменьшить риск потерь и неудач.

В рыночной экономике фирма не сможет добиться стабильного успеха, если не будет четко и эффективно планировать деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем, как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверенны в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

Список литературы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г №2300-1

3. Акуленок Д.Н., Буров В.П., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы. Комментарий и методики составления. и др. - М., 2003

  1. Акуленок Д. Н., Юбуров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план фирмы: Комментарий к методике составления. Реальный пример. – М.: ООО “ГНОМ – ПРЕСС”, 2002.
  2. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

6. Бизнес – план. Методические материалы / под ред. Р.Г. Маниловского. М: Финансы и статистика, 2002

7. Бизнес-планы: Полное справочное руководство/ Под. ред. Степнова И.М. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003

  1. Белолипетский В.Г. Финансы фирмы: Учеб. пособие. – М.: Инфра –
    М., 2002.
  2. Блеквелл Э. «Как составить бизнес-план».- М: “ИНФРА-М”, 2005.
  3. Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. – М.: Изд-во ЦИПКК АП, 2004

11. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник - М.: ЮНИТИ, 2004

  1. Грибалев Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес – план. Практическое руководство по составлению. - СПБ: Белл, 2004
  2. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. пособие/ Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  3. Попов В.М., Кураков Л.П., Ляпунов С.И.,Мингазов Х.Х.“Бизнес-план-отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация”. – М.; Финансы и статистика, 2003г.
  4. Попов В.М. «Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями” – М.; Финансы и статистика, 2004.

16. Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2002г