Реферат: Методические рекомендации по совершенствованию методики преподавания русского языка, математики, информатики, обществознания, иностранных языков в общеобразовательных

Название: Методические рекомендации по совершенствованию методики преподавания русского языка, математики, информатики, обществознания, иностранных языков в общеобразовательных
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Приложение 1

Методические рекомендации

по совершенствованию методики преподавания русского языка, математики, информатики, обществознания, иностранных языков

в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области

(по итогам контрольных срезов знаний обучающихся 11-х классов,

проведенных в январе 2009-2010 учебного года)

Русский язык

О.А. Скурыдина, начальник отдела

«Экспертиза и диагностика качества образования» ГУ «РЦРО»,

председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку

Результаты контрольных срезов по русскому языку дают возможность выявить определенные тенденции в преподавании русского языка в школах области, а также определить типичные недочеты и пробелы в знаниях выпускников текущего учебного года.

1. Характеристика контрольно-измерительных материалов:

11 класс

Контрольно-измерительные материалы для проведения контрольных срезов по русскому языку для 11 классов были составлены с учетом спецификации КИМ единого государственного экзамена, а также на основе анализа выполнения экзаменационных работ выпускниками Оренбургской области в режиме реального экзамена на протяжении последних трех лет.

Контрольная работа содержала тестовые задания двух типов: с выбором ответа из четырех предложенных (Часть А) и с кратким ответом на основе предложенного текста (Часть В).

Большинство заданий части А было ориентировано на проверку владения учащимися основными нормами русского литературного языка (грамматические, речевые, синтаксические), а также акцент делался на знание и умение применять на практике пунктуационные правила. Среди орфографических правил были выбраны те, применение которых вызывает обычно затруднение у экзаменуемых: различие написания НЕ и НИ, слитное, раздельное написание производных предлогов и союзов, правописание окончаний и суффиксов глаголов и причастий, правописание приставок.

Контрольно-измерительные материалы для выпускников 11-12 классов проверяли следующие умения:

1.

1. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

2.

2. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.

3.

3. Умение определять принадлежность предложений к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

4.

4. Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.

5.

5. Умение проводить орфографический анализ слова.

6.

6. Умение применять на практике знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

7.

7. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

8.

8. Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.

9.

9. Умение проводить синтаксический анализ предложения.

В ходе проведения контрольных срезов была произведена корректировка контрольно-измерительных материалов: увеличилось количество заданий с выбором ответа (с 5 заданий до 7 заданий), было включено задание на информационную обработку небольших письменных текстов различных стилей и жанров.

9 класс

Контрольно-измерительные материалы для проведения контрольных срезов по русскому языку в 9 классах были ориентированы на спецификации экзаменационной работы ЕГЭ и экзаменационной работы для выпускников 9 классов, участвующих в новой форме государственной (итоговой) аттестации.

Контрольная работа содержала тестовые задания с выбором ответа из четырех предложенных: 10 (12) заданий, связанных с работой с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений (Часть 1) и 8 заданий, предполагающих работу с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (Часть 2). Все задания были заданиями базового уровня.

Задания части 2, предполагающие работу с текстом, больше ориентированы на спецификацию экзаменационной работы по русскому языку в новой форме для выпускников 9 классов.

Контрольно-измерительные материалы для выпускников 9 классов проверяли следующие умения:

1. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

2. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.

3. Умение проводить орфографический анализ слова.

4. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

5. Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию)._

6. Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

7. Умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи.

8. Умение определять лексический анализ слова.

9. Умение проводить фонетический анализ слова.

10. Умение проводить морфемный и словообразовательный анализ слова.

11. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

12. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

2. Анализ типичных ошибок

Поэлементный анализ выполнения заданий выпускниками 11-12 классов показал, что средний процент выполнения всей работы составляет от 50% до 60 %, средний процент выполнения части А составляет от 60% до 64%, части В – от 35% до50%. Для сравнения: средний процент выполнения заданий части А ЕГЭ в 2009 году составил 65,95%, части В – 42,16%. Другими словами, тестируемые показали достаточно низкие результаты тестирования.

Поэлементный анализ выполнения заданий выпускниками 9 классов показывает, что средний процент выполнения заданий части 1 составил от 58% до 70%, части 2 – от 45% до 57%.

Несмотря на то, что все используемые типы заданий и в части 1 и в части 2 относятся к заданиям, проверяющим базовый уровень знаний, задания части 2, предполагающие работу с текстом, были выполнены значительно хуже, чем задания части1, предполагающие работу с отобранным языковым материалом.

Типичные ошибки

11 классы

Необходимо отметить, что в контрольно-измерительных материалах неслучайно представлены почти все типы заданий, имеющиеся в спецификации экзаменационной работы ЕГЭ, связанные с соблюдением норм русского литературного языка. Тестирование показало, что большинство выпускников не владеют умением применять грамматические, морфологические и синтаксические нормы литературного языка. Из орфографических правил особенно плохо применяется на практике правило слитного, дефисного, раздельного написания производных предлогов и союзов; из пунктуационных – знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Среди заданий с выбором ответа (часть А) затруднение вызвали задания, проверяющие следующие умения:

· оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка (построение предложения с однородными членами предложения, построение предложения с деепричастным оборотом);

· умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения;

· оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических и грамматических норм русского литературного языка;

· применять в практике правописания такие орфографические правила, как:

- правописание приставок;

- слитное и раздельное написание производных предлогов.

Самый низкий процент выполнения заданий – у задания на умение применять синтаксические нормы языка при построении предложений с однородными сказуемыми (всего лишь1/3 тестируемых выполнила правильно это задание).

Среди заданий с кратким ответом (часть В) наибольшее затруднение вызвали задания, проверяющие следующие умения:

· осуществлять морфологический анализ слова (умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам);

· умение проводить синтаксический анализ предложения (простого осложненного предложения и сложноподчиненного предложения).

Самым сложным во всей работе (процент выполнения задания составил около 25%) оказалось задание на умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, в частности выпускники затруднялись определить производный сочинительный союз и определительное местоимение.

Как показывают данные проверки, сложными для тестируемых различного уровня знаний в части В оказались задания на определение грамматической (предикативной) основы предложения. Отметим, что задание на определение грамматической основы предложения, особенно в односоставном предложении, является заданием сложным для большинства участников экзамена в рамках ЕГЭ.

Таким образом, необходимо отметить, что одними из хуже всего изученных выпускниками разделов являются Морфология и Синтаксис. Среди синтаксических тем традиционно оказывается плохо изучена тема «Односоставные предложения». Учащиеся, как правило, затрудняются в определении видов односоставных предложений, не знают, чем могут быть выражены составные сказуемые в составе безличных предложений.

9 классы

При выполнении тестируемыми заданий части 1 затруднения вызвали задания, проверяющие следующие умения:

· оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка (различение паронимов );

· применять в практике правописания такие орфографические правила, как:

- правописание безударной гласной в корне слова;

- правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий;

- правописание личных окончаний глагола и суффиксов причастий;

- правописание -О- и -Ё- после шипящих;

· применять в практике правописания такие пунктуационные правила, как:

- знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями;

- знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;

- знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения).

Часть работы, ориентированная на работу с текстом, вызвала наибольшее затруднение у девятиклассников. В части 2 теста особенно сложными для учащихся оказались задания, проверяющие следующие элементы содержания:

- информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров (определение основной мысли текста);

- словообразовательный анализ слова;

- морфологический анализ слова (принадлежность слова к части речи по морфологическим признакам);

- средства связи предложений в тексте;

- фонетический анализ слова.

Следует отметить, что задания на определение принадлежности слова к определенной части речи (особенно задания на различие таких частей речи, как союзы и местоимения, краткие причастия, краткие прилагательные и наречия) оказываются сложными для большей части девятиклассников на письменном экзамене в новой форме.

Учащиеся плохо справляются с заданиями на определение основной мысли текста, не умеют перерабатывать прочитанную информацию: извлекать основную и дополнительную информацию, а также определять лексическое значение слова в контексте, определять средства связи между предложениями в тексте. Тестирование показывает, что большинство участников тестирования мало работают с текстом на уроках, не умеют его анализировать, плохо ориентируются в прочитанной информации. Это очень тревожный сигнал, учитывая характер экзаменационной работы в 9 классе, где большая часть работы посвящена работе с текстом.

Также учащиеся показали достаточно низкие результаты при выполнении задания по фонетике (процент выполнения составил около 45%) и самые низкие результаты при выполнении задания на определение части речи по морфологическим признакам.

Девятиклассники плохо различают местоимения и союзы, а также краткие причастия прилагательные и наречия. Работа над обучением различать в тексте омонимичные формы, видимо, ведется плохо, хотя этот материал должен быть изучен еще в 7 классе.

3. Методические рекомендации

Анализ выполнения тестовых заданий для выпускников 9 и 11 классов, а также выделение типичных ошибок при выполнении заданий позволяют вычленить основные пробелы в знаниях учащихся и сформулировать рекомендации по преодолению этих пробелов.

Во-первых, для всех категорий участников тестирования (вне зависимости от класса и уровня знаний) характерно следующее:

- неумение работать с текстом и выполнять задания, связанные с лингвистическим и речевым анализом текста;

- неумение выполнять задания, связанные с осуществлением синтаксического, морфологического, словообразовательного и фонетического анализа, т.е. налицо плохо сформированные или вообще не сформированные аналитические умения;

- плохое владение грамматическими, морфологическими и синтаксическими нормами литературного языка.

Во-вторых, все выделенные пробелы являются типичными для большинства выпускников на реальном экзамене в ходе государственной (итоговой) аттестации.

В целях эффективной подготовки учащихся к предстоящим государственным экзаменам по русскому языку рекомендуем учителям-предметникам :

- систематизировать работу по развитию речи на уроках русского языка, приведя в соответствие свое тематическое планирование с требованиями программы к разделу «Развитие речи»;

- проводить на уроках русского языка систематическую работу с текстами различных стилей (научно-популярного, публицистического, официально-делового и т. д.), в частности по обучению речевому и лингвистическому анализу текста;

- при анализе текста обязательно включать задания на определение темы текста, основной мысли текста (идеи) и авторской позиции, на определение стиля и типа речи текста, на определение видов и средств связи между предложениями в тексте, на определение межфразной связи в тексте;

- формировать у школьников такие виды чтения, как: просмотровое (ознакомительное), поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации;

- учить понимать, анализировать, интерпретировать текст в знакомой и незнакомой познавательных ситуациях;

- расширять диапазон текстов и заданий к ним на уроках по гуманитарным дисциплинам;

- использовать межпредметные связи при работе с текстом;

- усилить работу по изучению синтаксиса и пунктуации, особенно по отработке умений определять грамматическую основу предложения в односоставных предложениях, в предложениях с составным сказуемым;

- особое внимание уделить изучению и повторению таких пунктуационных правил, как знаки препинания при вводных словах и предложениях, знаки препинания при обособленных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения (особенно с соединительными союзами и двойными союзами), знаки препинания в сложноподчиненном предложении (особенно с придаточным определительным), знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

- особое внимание уделить изучению таких орфографических правил, как слитное и раздельное написание производных союзов и предлогов, правописание личных окончаний глагола и суффиксов причастий, правописание приставок, правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание безударной гласной в корне слова, правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий;

- систематически проводить работу по формированию умений применять грамматические, морфологические и синтаксические нормы языка в речевой практике;

- усилить работу по систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка;

- усилить работу по систематизации и обобщению знаний по морфологии;

- систематически проводить работу с учащимися над пополнением словарного запаса школьников;

- активизировать работу по формированию понятийного аппарата учащихся на уроках русского языка и формированию аналитических навыков, позволяющих осуществлять анализ языковых явлений на примере конкретных текстов;

- развивать все виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Руководителям муниципальных методических служб предлагается:

- обсудить данные аналитические материалы на заседаниях методических объединений учителей - предметников;

- выявить причины недостатков в подготовке учащихся и продумать пути и средства их устранения;

- в рамках подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации систематически проводить пробные контрольные работы, ориентирование на спецификации реальных экзаменов;

- организовать своевременное повышение квалификации учителей преподающих в выпускных классах;

- усилить контроль выполнения требований программы по русскому языку к урокам развития речи (за количеством часов, отведенных на уроки развития речи, за количеством обучающих и контрольных письменных работ по развитию речи, за правилами оценивания письменных работ);

- усилить контроль за осуществлением в общеобразовательных учреждениях единого орфографического режима;

- усилить контроль организации учителями-предметниками работы с текстовой информацией на каждом уроке;

- усилить контроль объективности выставления школьных отметок с использованием независимого мониторинга знаний учащихся в течение учебного года;

- организовать обмен опытом работы учителей, показывающих высокие результаты при проведении независимого оценивания учебных достижений школьников по русскому языку.

Алгебра

О.Н. Скрынникова, начальник отдела

«Методическое сопровождение общего и дошкольного образования» ГУ «РЦРО»,

председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по математики

Для проведения срезов были подготовлены по два варианта контрольных измерительных материалов для 9 и 11 класса. Целью проведения контрольных срезов было получение объективной информации о состоянии общеобразовательной подготовки учащихся выпускных классов. Поскольку данные срезы не ставят целью подготовку к итоговой аттестации, а должны обеспечить проверку уровня математической подготовки учащихся, то это обстоятельство послужило основанием для отбора содержания и формы заданий.

9 класс

КИМы для 9-х классов содержали 15 заданий базового уровня сложности, составленных на материале курса алгебры основной школы. Данные задания обеспечивали полноту проверки знаний и умений на базовом уровне. Учащимся были предложены два типа заданий: с выбором ответа и с кратким ответом. Включение данных типов заданий помимо главной цели было направлено на обеспечение подготовки к итоговой аттестации по математике в новой форме, в которую в 2010 году будут включены все учащиеся 9-х классов, как имеющие, так и не имеющие опыта работы с тестовыми заданиями.

Результаты контрольных срезов показали, что большинство выпускников владеют содержанием на базовом уровне, т.е. умеют выполнять простейшие одношаговые операции со степенями, корнями, дробями и многочленами, умеют решать простейшие уравнения и неравенства. В то же время тревогу вызывают плохо сформированные вычислительные навыки. Неожиданно низкие результаты были получены при решении задания, в котором требовалось только выполнить действия с арифметическими дробями (материал 5-6 класса). Значительное количество выпускников не смогли верно выбрать целое число из промежутка, много ошибок допущено при расположении чисел в порядке возрастания.

Наличие таких ошибок при достаточно успешном выполнении «традиционных» заданий, легко поддающихся формальной алгоритмизации, свидетельствует об отсутствии систематического повторения ранее изученного материала. Очевидно, что практически все время на уроке занимает отработка умений и навыков, изучаемых в данный момент по программе, в ущерб формированию общеучебных и простейших математических навыков, находящих непосредственное применение на практике.

11 класс

Контрольные измерительные материалы для 11-х классов содержали 15 заданий базового уровня сложности, составленных на материале курса алгебры и начал анализа 10-11 класса, а также включали некоторые вопросы из курса алгебры основной школы. Заметим, что КИМы для 11 класса, так же, как и КИМы для 9 класса, содержали два типа заданий: с выбором ответа и с кратким ответом.

Несмотря на то, что в 2010 году модель экзаменационной работы по математике для 11 класса изменилась и в ней отсутствуют задания с выбором ответа, считаем необходимым включение в КИМы для контрольных срезов обоих типов заданий. Во-первых, подчеркнем, что целью проведения контрольных срезов не является апробация новой модели экзамена, поэтому высказывания отдельных педагогов на этот счет необоснованны, тем более, что КИМы для контрольных срезов схожи с КИМами ЕГЭ не по форме, а по содержанию, в них усилены все те же составляющие, что и на ЕГЭ. Во-вторых, в курсе математики есть ряд разделов содержания, усвоение которых лучше всего проверять именно с помощью заданий с выбором ответа.

Результаты выполнения работы показали недостаточную сформированность математической компетентности выпускников. Учащиеся 11-х классов показали плохо сформированные математические умения по тем видам деятельности, которые находят практическое применение: умение считать, понимать графики, рассуждать, делать прикидку и оценку. Отметим, что чуть более высокие результаты показаны по заданиям, где нужно формально применить тот или иной алгоритм (например, найти производную по формуле или применить свойства степеней). В заданиях, где требовался неформальный подход, умение перевести задачу с практического языка на математический, получены более низкие результаты. Наиболее типичные ошибки, допущенные на контрольных срезах, традиционны и в целом повторяют ошибки, допускаемые на ЕГЭ:

вычислительные ошибки;

незнание свойств элементарных функций;

геометрический смысл производной;

нарушение алгоритмов решения уравнений или неравенств.

Анализ результатов контрольных срезов позволяет дать некоторые рекомендации, направленные на совершенствование преподавания математики и более эффективную подготовку к итоговой аттестации.

Прежде всего необходимо обеспечить повторение ранее изученного материала, причем это повторение не должно быть разовым, а должно носить системный и систематический характер. В настоящее время в 9-х и 11-х классах общеобразовательных учреждений области имеются возможности для организации повторения не только через систему уроков, но и через организацию курсов по выбору, через занятия в рамках муниципальных программ подготовки к итоговой аттестации. При организации повторения особое внимание необходимо уделить тем элементам содержания, которые традиционно вызывают затруднения.

С учетом полученных результатов как в 9, так и в 11 классе необходимо значительное внимание уделять формированию вычислительных навыков учащихся, тем более, что эта проблема неоднократно поднималась не только в аналитических записках по итогам различных проверок, но и в методических письмах о преподавании математики федерального уровня.

Следует также обратить внимание на формирование умений использовать имеющиеся знания для решения практических, «реальных» задач. Особенно это актуально в связи с тем, что данный тип задач включается в материалы итоговый аттестаций на всех ступенях обучения.

Английский язык

И.А. Исаенкова, начальник отдела

«Аттестация педагогических кадров» ГУ «РЦРО»,

председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по иностранным языкам

Основное назначение проверки качества подготовки обучающихся 9 и 11 классов по английскому языку состояло в определении уровня знаний по основной общеобразовательной программе в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Тестовое задание состояло из двух частей, соответствующих по структуре и содержанию базовому уровню сложности разделов «Грамматика и лексика» и «Чтение» единого государственного экзамена по иностранным языкам.

Варианты тестового задания равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий.

Задачей раздела «Грамматика и лексика» являлась проверка уровня сформированности навыков обучающихся использовать грамматический и лексический материал в коммуникативно-орентированном контексте.

При выполнении заданий раздела «Чтение» основная задача заключалась в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию. Для этого были предложены легкие в языковом отношении тексты, содержащие 25-30% избыточной информации (ознакомительное чтение). Задания к тексту соответствовали упражнениям текстового (на понимание единичных фактов, на установление смысловой связи между единичными фактами текста) и послетекстового (на контроль понимания основного содержания прочитанного текста) этапов.

Задания разделов оценивались следующим образом: за каждый правильный ответ обучающийся получал по одному баллу. Ответы, содержащие орфографические и грамматические ошибки, считались неверными.

В связи с тем, что не все обучающиеся справились с заданиями базового уровня сложности, учителям общеобразовательных учреждений при изучении английского языка необходимо обратить особое внимание на следующее:

- употребление в речи пассивной и активной форм глаголов в Past;

- ознакомление с видо-временными формами глагола и тренировку их употребления;

- использование связных текстов, помогающих понять характер обозначенных в них действий и время, к которому эти действия относятся;

- употребление в речи (письменной и устной) степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений и предлогов.

- овладение обучающимися правилами соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексемами в тематической и семантической группах;

- умение четко определять значение лексической единицы, соотносить данное значение со сходными и контрастными значениями иных лексем;

- осознанное восприятие грамматических явлений иностранного языка;

- развитие навыка точного воспроизведения изучаемого грамматического явления в типичных речевых ситуациях;

- обучение умению игнорировать незнакомые слова в читаемом тексте и развитие языковой догадки;

- упражнения на установление соответствия содержания текста и заглавия (главной темы текста);

- упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста;

- применение различных стратегий в зависимости от коммуникативной задачи.

Обязательно на уроках английского языка при работе с текстом знакомить обучающихся со всеми видами чтения.

Литература:

1. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование. /Малком Манн, Стив Тейлор-Ноулз, консультант Елена Клековкина – Oxford:Macmillan Education 2006.

2. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Чтение. Письмо. /Малком Манн, Стив Тейлор-Ноулз, консультант Елена Клековкина – Oxford:Macmillan Education 2006.

3. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Грамматика и лексика. /Малком Манн, Стив Тейлор-Ноулз, консультант Елена Клековкина – Oxford:Macmillan Education 2006.

4. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. / Елена Клековкина, Малком Манн, Стив Тейлор-Ноулз– Oxford:Macmillan Education 2006.

5. State Exam Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам/Е.Н. Соловова, И.Е. Солокова – издательство «Пирсон Эдьюкейшн Лимитед» (Великобритания) 2007.

6. ЕГЭ – 2009. Английский, немецкий, французский языки: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов + CD / ФИПИ авторы-составители: М.В. Вербицкая, Н.М. Епихина, В.В. Матюшенко, Т.А. Фоменко – М.: Эксмо, 2008.

Обществознание

А.А. Семивеличенко, заместитель начальника отдела

«Разработка и экспертиза инновационных программ и проектов » ГУ «РЦРО»,

председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию

В период с 25 по 27 января 2010 года в г. Бугуруслане, Бугурусланском и Асекеевском районах проводились контрольные срезы знаний учащихся по обществознанию. В срезах приняли участие 223 ученика 11 классов из 37 школ.

Учащимся были предложены КИМы, которые включали в себя 2 части:

· Часть 1 – 21 тестовый вопрос базового уровня сложности с выбором варианта ответа (1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество баллов – 21).

· Часть 2 включала 6 заданий базового и повышенного уровня сложности с кратким вариантом ответа (от 1 до 3 баллов за правильный ответ в зависимости от особенностей задания, максимальное количество баллов – 9).

Максимальный балл за правильное выполнение всей работы составил 30 баллов. Перевод набранных баллов в оценку осуществлялся по образцу шкалы ЕГЭ по обществознанию.

На основе графика учебного процесса в КИМы были включены 18 заданий по разделу «Социальная система общества» и 9 заданий по разделу «Закон и право».

По результатам проведения срезов были получены следующие результаты:

Оценка

Количество учащихся

Процент от общего числа участников

«5»

12 чел.

5,4%

«4»

64 чел.

28,7%

«3»

80 чел.

35,9%

«2»

67 чел.

30%

Анализ наиболее часто встречающихся ошибок позволил сделать следующие выводы:

- задания части 1 выполнены хуже, чем задания части 2 (в части 1 учащиеся в среднем набрали 35-45% баллов от максимально возможного, а в части 2 – 60-65% от максимально возможного);

- в части 1 большая часть ошибок связана с определением ключевых понятий и терминов по разделу «Социальная система общества»;

- в части 2 наибольшие затруднения вызвали вопросы, требующие знания терминологии или понятийного аппарата по предложенному определению, а также знания Конституции РФ.

На основании полученных результатов рекомендуется:

- обратить более пристальное внимание на знание учащимися понятийного аппарата, терминов и определений по разделам «Социальная система общества» и «Закон и право»;

- провести работу по закреплению знаний основ государственного права и Конституции РФ.

Информатика

Г.Р. Мустафина, методист отдела

«Центр дистанционного обучения » ГУ «РЦРО»,

председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по информатике и ИКТ

Проверочная работа для учеников 9 и 11 классов содержала 10 заданий базового уровня, позволяющих проверить следующие элементы содержания и виды деятельности: умение подсчитывать информационный объем сообщения; знания о файловой системе организации данных; знание базовых принципов организации и функционирования ПК; знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера; умение кодировать и декодировать текстовую информацию; умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд; знание основных понятий и законов математической логики; умение осуществлять поиск информации в Интернет; умение прочесть фрагмент программы на языке программирования.

Результаты тестирования показали, что учащиеся 9 и 11 классов успешнее справились с заданиями по темам «Файловая система хранения информации», «Кодирование текстовой информации». Учащиеся неудовлетворительно выполняют задания базового уровня сложности, предполагающее исполнение алгоритма, записанного в виде блок-схемы, исполнение алгоритма для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, вычисление информационного объема сообщения, применение основных понятий и законов математической логики. Следовательно, при подготовке учащихся необходимо обратить внимание на отработку указанных умений и навыков.

Учитывая полученные результаты, при проведении последующего тестирование следует учитывать данные об учебных программах, по которым ведется обучение в каждом конкретном классе и о темах, которые пройдены. Поскольку отдельные разделы в курсе основной школы изучаются в разные сроки.