Учебное пособие: Содержание
Название: Содержание Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДИСЦИПЛИНА «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК» СОДЕРЖАНИЕ 1. ДАНИЛОВА Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения…………………………………………………………………...…….2 2. Задания к контрольной работе по курсу латинского языка для студентов заочной формы обучения………………………………...…..27 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА Кафедра философии, истории и социологии
ДАНИЛОВА Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ Учебно-методическое пособиедля студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения Тюмень 2010ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения. Тюмень: ТГАМЭУП, 2010. 26 с.Практикум подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами специальностей юридического факультета очной и заочной форм обучения. По своей направленности курс «Латинский язык» носит практический характер, предполагая формирование таких конкретных умений и навыков, как умение читать, переводить и комментировать оригинальные юридические тексты. В связи с этим большая часть времени на занятиях курса отводится на выполнение практических заданий с привлечением учебной литературы и словарей.Этот материал можно считать своеобразным приложением к учебно-методическому комплексу по латинскому языку (Данилова Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК: Учебно-методический комплекс. Тюмень: ТГИМЭУП, 2007).Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии, протокол заседания кафедры № 7 от 19 февраля 2010 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № ___ от «___»________ 2010 года. Рецензенты: Рацен Т.Н., канд. филол. наук, доцент кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета. Смыслова С.Л., канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета. Автор-составитель: к.ф.н., доцент Н.В. Данилова
ВВЕДЕНИЕ Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ТГАМЭУП специальности «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. В структуре современного юридического образования дисциплина «Латинский язык» призвана способствовать подготовке терминологически грамотного специалиста, формированию его профессиональной языковой культуры.Латынь называют языком многих отраслей человеческого знания, в том числе и юриспруденции. Классическое юридическое образование немыслимо без знакомства с античностью, поскольку предполагает знание, глубокое понимание и правильное употребление специальной терминологии и фразеологии, уходящих своими корнями в латинский язык. Освоение латыни как фундамента европейской языковой культуры в целом и юридической терминологии в частности способствует воспитанию квалифицированного специалиста, умеющего обнаружить в языке многие культурные смыслы. С помощью латыни возможно полнее изучить римское право, которое легло в основу современного западноевропейского права и, через посредство византийского, оказало влияние на древнейшие источники русского права (договоры русских с греками, Русская правда). Знакомство с римским правом, основанное на чтении первоисточников в оригинале, учит юриста выражать свои идеи и дает ему множество таких понятий и навыков, которые обогащают культуру его профессионального мышления и придают его образованию классический «лоск». Знакомство с латинской грамматикой помогает студенту-юристу при изучении специальных курсов, различных дисциплин, повышает языковую культуру и способствует расширению общего кругозора. Математическая точность, свойственная грамматическому строю латинского языка, служит материалом для развития столь необходимого для юриста логического мышления. Учебно-методическое пособие по курсу «Латинский язык» содержит в тезисной форме весь объём информации, которой должны овладеть студенты в процессе изучения предмета. Изучение латинского языка предполагает формирование у студентов навыков чтения латинских текстов, приобретение системных знаний о грамматическом строе латинского языка, овладение на основе грамматического анализа методикой перевода оригинальных юридических текстов. Помочь студенту в приобретении этих знаний, умений и навыков призвано учебно-методическое пособие «Латинский язык в таблицах и схемах», составленное в виде компактных наглядных материалов. LINGUA LATINA* *Latini – латины – италийское племя, населявшее область Лаций (Latium), расположенную на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению р. Тибр. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА Этапы развития: 1. Архаический (доклассический) – VII-II вв. до н.э. - Долитературная латынь – VII-III вв. до н.э. 753 г. до н.э. – основание Рима, жители называют себя “римляне” (Roma → Romani). Эпиграфика: Законы двенадцати таблиц. - Литературная латынь – III-II вв. до н.э. Знакомство с греческой литературой. Ливий Андроник, Невий, Энний, Плавт, Теренций, Катон, Аппий Цек, Гней Флавий, Маний Манилий, Сципион Назика, отец и сын Сцеволы. * эпоха царей и Римской республики 2. Классический («золотая латынь» – за совершенство грамматики, разнообразие жанров и стилистических средств) – I в. до н.э.–14 г. н.э. – Цицерон, Цезарь, Катулл, Вергилий, Лукреций, Гораций, Овидий, Тит Ливий, Теренций Варрон, Плиний Секунд, Гай, Секст Помпоний, Домиций Ульпиан. * Римская республика и принципат 3. Послеклассический («серебряная латынь» – своеобразие синтаксических средств) – I в. – Сенека, Петроний, Марциал, Тацит, Ювенал, Апулей, Авл Геллий. *эпоха ранней Империи 4. Поздняя латынь – II-V вв. Изменения в фонетике (музыкальное ударение сменяется экспирáторным), грамматической системе – св. Иероним “Biblia Vulgata” , Аврелий Августин, кодекс Юстиниана. *время расцвета империи, поздней империи и возникновения, после ее падения в 476 г., варварских государств. Этапы функционирования: 5. Средневековый – V-XV вв. Изменение алфавита и правил чтения. Различные судьбы латыни литературной (sermo urbanus) и разговорной (sermo rusticus): s ermo urbanus – литературный язык Средневековья (хроники, романы, новеллы, поэмы, сборники песен, драмы, философская и богословская литература, “Carmina Burana”, “Gaudeamus”). sermo rusticus – язык-основа для формирования языков романской группы (Romanus – “римский”): итальянского, сардинского, французского, окситанского (провансальского), испанского, каталáнского, галисийского, португальского, румынского, молдавского, ретороманских, далматинского. 6. Возрождение – XIV-XVI вв. Интерес к античности, ориентация на классическую латынь, в противоположность латыни церкви и университетов, которую гуманисты называли «кухонной латынью» – Томас Мор, Эразм Роттердамский, Томазо Кампанелло, Николай Коперник. 7. Новое время - эпоха Просвещения – XVII-XVIII вв. Язык дипломатии, науки, религии. Декарт, Спиноза, Бэкон, Ньютон, Лейбниц, Линней, Ломоносов. - XIX в. – наши дни. «Мертвый язык» - не является родным ни для кого из наших современников, язык католического богослужения, официальный язык Ватикана, язык научной терминологии, основа для формирования лексической системы многих языков: «университет, институт, факультет, лекция, семинар, консультация, экзамен, семестр, аудитория, аттестат, абитуриент, ректор, профессор, кандидат, доктор, доцент, аспирант, ассистент, лаборатория, лаборант, каникулы, СТУДЕНТ». ФОНЕТИКА Алфавит. Правила чтения
Гласные
Слогораздел *открытый слог – слог оканчивается на гласный *закрытый слог – слог оканчивается на согласный *дифтонги и диграфы = один гласный * cu, gu, ch, ph, th, rh, qu, bl, br, pl, pr, dl, dr, tl, tr, cl, cr, gl, gr = один согласный
Долгота и краткость слогов
Ударение1. ударение НИКОГДА не падает на последний слог (исключение: односложные слова). 2. в двухсложных словах ударение падает на 2-ой слог от конца. 3. в трехсложных и в многосложных словах: · ударение на 2-ом слоге от конца, если он долгий, · ударение на 3-ем слоге от конца, если 2-ой слог от конца краткий. *для правильной постановки ударения имеет значение ТОЛЬКО второй слог от конца! * ударение в латинских словах ставится на 2-ом или 3-ем слоге от конца! МОРФОЛОГИЯ NOMEN SUBSTANTIVUM – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
*Abl. – «отложительный, отделительный» падеж, в нем слились функции 3-х падежей (Ablativus, Instrumentalis, Locativus). 5 типов склонения
Словарная запись существительного
* у сущ. I скл. род определяется по значению (m – названия существ мужского пола)Падежные окончания
Правило для всех типов склонения:
Правило I склонения:
Правило среднего рода:
Правило III склонения: В Pluralis Nom.=Acc.=Voc. (для всех родов) Небеглая Ĕ
Разновидности существительных 3 склонения
Способы образования Nominatīvus в 3 склонении
Согласный тип Сигматический номинатив
Асигматический номинатив
Смешанный тип 1. Неравносложный тип (см. согласный тип Сигматический Nom.) stirp+ s → stirps urb+ s → urbs noct+ s → (nocs) → nox 2. Равносложный тип (сигматический Nom.)
Гласный тип Aсигматический Nom.
VERBUM – ГЛАГОЛ
4 основные формы глагола. 3 основы глагола
* у I спряжения | __| ornā ( -O → -A ) *у глаголов III В спр. основа инфекта определяется по I словарной форме.
4 типа спряжения
NB: у глаголов III В спр. | __| инфекта определяется только по I словарной форме SUM, FUI, - , ESSE – глагол « БЫТЬ » (неправильный, супплетивный, атематический) инфекта S- / ES- ─ супплетивизм основ перфекта FU- супина ─ Личные окончания
* o / or - ■ Praesens indicatīvi и ■ Futurum I indicatīvi (I и II спр.) m / r - ■ Imperfectum indicativi и ■ Futurum I indicatīvi (III и IV спр.) * mĭni – во 2 Pl. pass ударение всегда ставится на 3-ий слог от конца Схема тематических гласных в III и IV спряжении
* у глаголов III В спр. во 2 Sg. конечный звук | __| инфекта -ǐ- → -ě-
Времена системы инфекта
Времена системы инфекта глагола SUM, FUI, - , ESSE
Времена системы перфекта – act и pass различаются не ■, а принципом образования:
Времена системы перфекта глагола SUM, FUI, - , ESSE
Participia – Причастия
Образование причастий
Infinitivi – Инфинитивы
Imperativus – Повелительное Наклонение
* Практически: от IV словарной формы отбросить -re (для всех спряжений). NB: duc, dic, fac, fer, ferte!
Imperativus глагола SUM, FUI, - , ESSE
Gerundium et Gerundivum – Герундий и Герундив
NOMEN ADIECTĪVUM – ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
*прилагательные III cкл. изменяются по образцу существительных III скл. гласной разновидности, но: m, f Acc. Sg. – em и N., V., Acc. Pl. – es * изменяются по согласной разновидности III скл . следующие прил. 1-го ■: dives, divĭtis - богатый, pauper, paupĕris - бедный, vetus, vetĕris - старый, princeps, princĭpis - первый, particeps, particĭpis – участвующий, par, paris – равный etc . Степени сравнения прилагательных Синтетический способ образования
Аналитический способ образования (Описательные степени сравнения прилагательных I-II скл. на -IUS, -EUS, -UUS)
ADVERBIUM – НАРЕЧИЕ
Степени правнения наречий
Cito → citius Alte → altius -IUS Fortiter → fortius
fortissimus → fortissime PRONOMINA – МЕСТОИМЕНИЯ Разряды : Personalia – личные Reflexivum – возвратное Possessiva – притяжательные Demonstrativa – указательные Determinativa – определительные Relativum – относительное Interrogativa – вопросительные Indefinita – неопределённые Negativa – отрицательные + Adjectiva pronominalia – местоименные прилагательные
PRAEPOSITIONES – ПРЕДЛОГИ
СИНТАКСИСМетодика перевода простого предложения 1. Найти сказуемое и определить его точную форму (сказуемое зачастую находится в конце предложения); 2. Если подлежащее не включено в само сказуемое в виде указания на определённое лицо и число (см. личное ), нужно найти слово в Nom., согласованное со сказуемым в числе; 3. После этого, задавая логические вопросы и определяя те формы, которые соответствуют этим вопросам, следует перевести остальные слова. NB: определение чаще следует за определяемым словом. Синтаксис страдательной конструкции
Accusativus duplex, Nominativus duplex
Accusativus cum infinitivo, Nominativus cum infinitivo
Accusativus cum infinitivo , зависящий от глаголов со значением «говорить», «передавать», употребленных в неопределенно-личном значении,l.) предпочтительно заменять
Ablativus absolutus
Синтаксис падежей при степенях сравнения прилагательных
Список использованной литературы 1) Латинский язык: Учеб. для пед.институтов по спец. «Иностр.яз.» / В.Н. Ярхо, З.А. Покровская, Н.Л. Кацман и др.; 4-е изд. М.: Высш.шк., 1995. 2) Латинский язык в таблицах и схемах. Методические указания для студентов-филологов I - II курсов / Л.Э.Комарова - Тюмень: изд-во ТГУ, 1999. 3) Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2006. – 436с. Задания к контрольной работе по курсу латинского языка для студентов заочной формы обучения: Конспект по истории латинского языкаИсточники : учебники латинского языка, специализированные Интернет-сайты.Правила чтения1. Прочитайте следующие слова. Выпишите в одну колонку слова со звуком [ц], а в другую – со звуком [к]. Подчеркните дифтонги и диграфы: Caecus, Caesar, Graecus, Graeci, Celtae, causa, coepi, Cyclops, secundus, declaro, collega, Cicero, Corsica, candidus, Convallariae, occido, incŏ la, circus, circulus, saeculum, educo, concordia, praecipue. 2. Прочитайте следующие слова. Выпишите в одну колонку слова со звукосочетанием [ти], a в другую – со звукосочетанием [ци]. Подчеркните дифтонги и диграфы: Motio, оratio, silentium, bestia, hostia, sextius, patientia, justitia, emptio, venditio, prudentis, prudentia, dictio. Существительные3. Определите склонение и род существительных: Otium, ī ; animal, ālis ; usus, ūs ; umbra, ae ; libĕr, bri; juvenis, is; arma, ōrum; fides, ei; os, oris ; cura, ae; amicus, ī ; Juppĭter, Jovis; praesidium, ii; deus, i ; gelu, ūs; vesper, ĕrĭ ; puer, ī ; spes, spei ; bonum, i ; collega, ae. 4. Определите тип склонения и основу существительных. У существительных III склонения определите тип (согласный, смешанный, гласный). Образец : opus, opĕris n. в форме Gen.Sg. is → III склонение, отбрасываем окончание → основа opĕr- (opĕris). Неравносложное, основа на 1 согласный → это Согласный тип. Campus, i m; flos, floris m; leo, leonis m; mons, montis m; ovis, ovis f; calcar, calcaris n; pax, pacis f; lac, lactis n; fabula, -ae f; oppidum, -ī n; color, coloris m; liber, -bri m; vestis, vestis f; dens, dentis m; imago, imaginĭs f.Задание на знание специальной юридической терминологии
Задания к практическим занятиям: Глагол1. Определите по форме Infinitīvus praesentis activi (IV словарная форма глагола) к какому типу спряжения принадлежит глагол, напишите его основу инфекта: Образец : mittĕre – глагол на – ĕre, значит III спряжение; отбрасывается ĕre → | __| инфекта mitt-. finīre, monēre, laborāre, scribĕre, struĕre, clamāre, debēre, servīre, metuĕre, vincĕre. 2. Образуйте Infinĭtivus praesentis actĭvi от приведенных основ инфекта и определите спряжение: Образец : facĭ - основа на -ĭ- – это IIIБ спряжение, значит IV словарная форма facĕre – делать, sentī – основа на –ī- это IV спр., IV словарная форма – sentīre – чувствовать. accusa-, ag-, tenē-, capĭ-, metŭ-, munī, da-, duc-, habē-, fugĭ-, strŭ-, venī. 3. Напишите Infinĭtivus praesentis actĭvi (IV словарная форма) по форме Praesens indicatīvi actīvi 1 Sg (I словарная форма). Образец : I спр.: amo→amāre; III спр.: capĭ→capĕre do 1, respondeo 2, condo 3, jacĭo 3, punīo 4, accuso 1, augeo 2, dico 3, capĭo 3, dormīo 4, struo 3. 4. Проспрягайте в Praesens indicatīvi activi следующие глаголы и образуйте все формы Imperatīvus praesentis actīvi (повелительного наклонения): Образец : amāre→I спр. →I словарная форма amo (amā), т.к. I спр., то соединительные гласные не нужны. Praes.ind.act. Sg 1 amo – я люблю Pl 1 amamus – мы любим 2 amas – ты любишь 2 amatis – вы любите 3 amat – он, она, оно, любит 3 amant – они любят Imperativus praes.act. 2 Sg. amā – люби! 2 Pl amāte – любите! Формы запрещения – 2 Sg. nolī amāre – не люби! 2 Pl. nolīte amāre – не любите! clāmāre, dolēre, vivĕre, strŭĕre, sentīre , dicĕre, errāre, tenēre, metŭĕre, munīre. 5. Определите лицо, число, спряжение, выделите основу инфекта и образуйте IV словарную форму и I словарную форму. Данные формы переведите: Образец : vivŭnt: nt значит 3 Pl действительного залога, vivŭ→ŭ – это соединительный гласный, | __| инфекта viv- → это III спр. с основой на согласный IV словарная форма – vivĕre «жить», I словарная форма – vivo → «я живу», vivŭnt – «они живут». vinco, docē mus, dormī s, cantā t, tacē te, noli scribĕ re, illustrā nt, nolī te tacē re, vivĭ s, do, vincĭ te, scribŭ nt, strŭŭ nt, festī nā, agĭ tis, habē s. 6. Проспрягайте в Praesens indicatīvi passīvi: Образец: legĕre – III спр. с основой на согласный. I слов. форма - lego – читать. Так как III спр. с основой на согласный, то нужны соединительные гласные. Praes.ind.pass Sg. 1 legor – меня читают; я читаюсь 2 legĕris – тебя читают; ты читаешься 3 legĭtur – его, ее, это читают; он, она, оно читается Pl. 1 legĭmur – нас читают; мы читаемся 2 legĭmini – вас читают; вы читаетесь 3 legŭntur – их читают; они читаются tenēre, agĕre, munīre, clamāre, strŭĕre. 7. Определите форму приведенных ниже глаголов. Выделите основу инфекта, укажите тип спряжения и образуйте 1 Sg Praesens indicatīvi actīvī u passīvi. Образец : dātur: tur → значит 3 Sg страдательного залога, | __| dā→значит I спр.; Praes.ind.act 1 Sg – do – я даю; Praes.ind pass 1 Sg – dor – меня дают facĭtis, vocāntur, intellegĭmini, mittĭmur, gignĕris, debēris, mittor, struĭmur. 8. Проспрягайте во всех временах системы инфекта обоих залогов: advoco 1, vendo 3. 9. Проспрягайте во всех временах системы перфекта действительного залога: respondeo 2, pono 3. 10. Проспрягайте во всех временах системы перфекта страдательного залога: nomino 1, jacĭ o 3. 11. Образуйте все формы причастий : monstro 1, doceo 2, quaero 3, minuo 3, jacĭo 3, finīo 4. Существительные12. Образуйте падежные формы существительных I и II склонения мужского и женского рода, образуйте Nominatīvus и Genetīvus Singularis (словарную форму): Образец : causam → am – Acc.Sg. I скл. | ____| caus . Nom.Sg. и Gen.Sg. – т.е. словарная форма – causa, causae f – причина Campum, lingua, amicōrum, amicārum, medicos, agrī, servis, poētae, epistulas, fluvio, ventis, discipulos, murus, animas, animos, aquae, herbārum, vespero. 13. Образуйте Nom., Acc. и Voc. Pluralis следующих существительных II склонения: Ornamentum, verbum, bellum, praesidium, monumentum, auxilium, fatum, theatrum, bonum, periculum, studium, initium. 14. Дополните с словарную форму приведенных в Nom.Sg. существительных I и II склонения: Образец : Digitus – us → значит II скл m → словарная форма digitus, i. Via, gladius, templum, gloria, somnium, oculus, scientia, nasus, frumentum, puer, nauta, ala, cancer, vir. 15. Определите падежные формы и основы существительных III склонения. Образец : honores – es значит N., Acc., V. Pl. Milite, certaminĭbus, orationem, crimina, veritates, mori, mari, pedum, generis, fontium, pontes, laborem. 16. Определите склонение существительных, стоящих в форме Ablativus Singularis: Arborĕ, cellulā, usu, rationĕ, manu, domino, linguā, animalĭ, servo, gloriā, vultu, bello, criminĕ, augilio. Прилагательные 17. Определите склонение прилагательных: Mortalis,e; silvester, tris, tre; severus, a, um; felix, īcis; niger, gra, grum; libĕr, ĕra, ĕrum; sapiens, ntis; facilis,e. 18. Просклоняйте прилагательные III склонения: Silvester, -tris, tre; brevis,e; ingens,ntis; felix, īcis. 19. Назовите падеж и число следующих прилагательных : Omniă, brevĭbus, fortes, dulci, felicem, acris, similium, triste, ingentes, velocis, fideli, levem, mortalium, sapientes. Задания для самостоятельного разбора по теме «Работа с оригинальным юридическим текстом»
1. Сделайте грамматический разбор двух предложенных текстов. 2. Переведите предложенные тексты. Capĭtis deminutioCapĭtis deminutiōnis tria genĕra sunt: maxĭma, media, minĭma. Nam tria habēmus: libertātem, civitātem, familiam. Si libertātem amittĭmus, maxĭma est capĭtis deminutio. Si libertātem retinēmus, sed civitātem amittĭmus, media est capĭtis deminutio. Si et libertas et civĭtas retinēntur, familia tantum mutātur, minĭma est capĭtis deminutio. Jus civile et jus gentiumOmnes popŭli, qui legĭbus et morĭbus regŭntur, partim suo proprio, partim communi omnium hominum iure utŭntur. Nam ius est, quod (quisque) popŭlus ipse sibi constituit; id ipsius civitātis proprium est vocaturque ius civile, quasi ius proprium civitātis. Quod autem naturalis ratio inter omnes homĭnes constituit, id apud omnes popŭlos custodĭtur vocāturque ius gentium, quasi eo iure omnes gentes utuntur. Populus ităque Romanus partim suo proprio, partim commūni omnium hominum iure utĭtur. |