Реферат: Тема: «Решение задач с параметрами»
Название: Тема: «Решение задач с параметрами» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Реферат Тема: «Решение задач с параметрами» Выполнила ученица 10 класса МОУ СОШ №1 г.Карталы Челябинской области, Алтынбаева Дарина. Оглавление. Введение. 1. Аналитический способ решения задач с параметрами. 1.1. Линейные уравнения с одной переменной, содержащие параметр. 1.2. Квадратные уравнения, содержащие параметр. 1.3. Системы линейных уравнений с параметрами. 2. Применение графического способа при решении задач с параметрами. Заключение. Список литературы. Введение. Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду. Толстой Л. Н. “Круг чтения”. Толковый словарь определяет параметр как величину, характеризующую какое - нибудь основное свойство машины, устройства, системы или явления, процесса. (Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 1999). Рассмотрение параметров - это всегда выбор. Покупая какую-то вещь, мы внимательно изучаем ее основные характеристики. Перед выбором мы стоим и в различных жизненных ситуациях. Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Решение задач с параметрами можно считать деятельностью, близкой по своему значению к исследовательской. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, процесс решения, запись ответа предполагают определённый уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. Выполняя данную работу, я ставила цель расширить свои математические представления о приёмах и методах решения задач с параметрами, развивать логическое мышление и навыки исследовательской деятельности. В своем реферате я рассмотрела основные типы задач с параметрами: · уравнения и их системы, которые необходимо решить либо для любого значения параметра, либо для значений параметра, принадлежащих заранее оговоренному множеству; · уравнения и их системы, для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра; · уравнения и их системы, для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения и их системы имеют заданное число решений. В первой части моего реферата я рассматриваю наиболее стандартный аналитический способ решения уравнений и систем уравнений с параметрами, а во второй – графический метод. Я думаю, что знания, полученные мной в процессе работы, помогут мне при сдаче ЕГЭ по математике. 1. Аналитический способ решения задач с параметрами. Задачи с параметрами встречаются фактически с самого начала изучения математики, когда начинают оперировать с буквами, как с числами. Они связаны с решением уравнений и неравенств, в запись которых наряду с переменными входят буквы, называемые параметрами. Предполагается, что эти параметры могут принимать любые числовые значения, т.е. одно уравнение с параметром задает множество уравнений. Решить уравнение с параметрами означает следующее: · исследовать, при каких значениях параметров уравнение имеет корни и сколько их при разных значениях параметров; · найти все выражения для корней и указать для каждого из них те значения параметров, при которых это выражение действительно определяет корень уравнения. 1.1. Линейные уравнения с одной переменной, содержащие параметр. Уравнение вида ах + в = 0, где а и в – некоторые постоянные, называется линейным уравнением. Если а Если а=0 и в=0, переписав исходное уравнение в виде ах=-в, легко видеть, что любое х является решением линейного уравнения. Если а=0 и в Пример 1 . Решить уравнение с параметром: 1) ах=0. Решение. Если а=0, то 0 Если а Ответ: если а=0, х - любое действительное число; если а 2) х + 2 = ах. Решение. Преобразуем данное уравнение к виду х(1-а) = -2. Если 1-а =0,т.е. а=1, то получим уравнение х Если 1-а х= Ответ: если а если а=1,то уравнение не имеет корней. 3) (а2 -1)х=2 а2 + а -3. Решение. Приведем данное уравнение к виду (а-1)(а+1)х=(2а+3)(а-1). Если а=1, то уравнение принимает вид 0 Если а=-1, то уравнение принимает вид 0 Если а Это значит, что каждому допустимому значению а соответствует единственное значение х. Ответ: если а=1, то х- любое действительное число; если а=-1, то уравнение не имеет решений; если а Пример 2 . Решить относительно х уравнение
Решение. Из условия следует, что (а-1)(х+3) Умножив обе части данного уравнения на (а-1)(х+3), получим уравнение 3ах-5+ (3а-11)(х+3)=(2х+7)(а-1), или х(4а-9)=31-2а. При а Теперь необходимо проверить, нет ли таких значений а, при которых найденное значение х=-3.
Таким образом, при а При а=2,25, а=-0,4 и а=1 уравнение решений не имеет. Замечание: если при каком-либо значении параметра данное уравнение не имеет смысла, то оно при этом значении параметра и не имеет решения. Обратное утверждение не верно. Ответ: если а если а=2,25, а=-0,4 и а=1,то уравнение решений не имеет. Пример 3 . При каких значениях параметра а уравнение имеет бесконечное множество решений? 6(ах-1)-а=2(а+х)-7. Решение. Приведем данное уравнение к виду 2х(3а-1)=3а -1. Если 3а-1 Если 3а-1=0, т.е. а= Ответ: уравнение имеет бесконечное множество решений при а= Пример 4 . При каких значениях параметра а уравнение не имеет решений?
Приведем данное уравнение к виду х(5+2а)=4а-8. Если 5+2а Если 5+2а =0,т.е. а =- Ответ. уравнение не имеет решений при а =- 1.2. Квадратные уравнения, содержащие параметр. Уравнение вида ах2
+вх+с=0, где а,в,с –некоторые числа (а Для решения квадратного уравнения следует вычислить дискриминант D= b2 -4ac. Если D=0, то квадратное уравнение имеет единственный корень: х=- Если D>0, то квадратное уравнение имеет два корня: х1
= Если D<0, то квадратное уравнение не имеет корней. Если один из коэффициентов в или с равен нулю, то квадратное уравнение можно решать, не вычисляя дискриминанта: 1. в=0, с 2. в Следующие теоремы также помогают при решении квадратных уравнений с параметрами. Теорема Виета (прямая) утверждает: если х1 и х2 являются корнями квадратного уравнения ах2 +вх+с=0, то выполняются соотношения: х1
+х2
=- Обратная теорема утверждает: если для некоторых постоянных а, в, с существуют числа х1 и х2 , удовлетворяющие соотношениям х1
+х2
=- Пример 5 . Решить относительно х: ах2 -2х+4=0 Если а=0, тогда уравнение примет вид -2х+4=0, отсюда х=2. Если а Если 4-16а≥0, т.е а≤ Если 4-16а<0, т.е. а> Ответ: если а=0, то х=2; если а если а Пример 6 . При каких значениях а уравнение ах2 -х+3=0 имеет единственное решение? Если а=0, тогда уравнение примет вид –х+3=0, отсюда х=3. Если а Уравнение будет иметь единственное решение при D=0. 1-12а=0, отсюда а= Ответ: уравнение имеет единственное решение при а=0 или а= Пример 7. При каких значениях а уравнение ах2 +4х+а+3=0 имеет более одного корня? Если а=0, то уравнение примет вид 4х+3=0, которое имеет единственный корень, что не удовлетворяет условию задачи. Если а Уравнение имеет более одного корня при D>0. 16-4а2
-12а>0. Рассмотрим функцию у=16-4а2 -12а. Найдем нули этой функции, решая уравнение 16-4а2 -12а=0. а1 =-4; а2 =1. Функция принимает положительные значения, если -4<а<1. Ответ: уравнение имеет более одного корня, если -4<а<0 и 0<а<1. Пример 8. Найти коэффициент а, если корни уравнения х2 -2х+а=0. связаны соотношением 2х1 +х2 =3. х2 -2х+а=0. По теореме Виета х1
+х2
=а и х1
Составляю систему: Решая эту систему, получаю, что х1 =1, х2 =1. Тогда а=1. Ответ: а=1. 1.3. Системы линейных уравнений с параметром. Системы линейных уравнений вида
1) имеют единственное решение, если 2) не имеют решений, если 3) имеют бесконечное множество решений, если Пример 9. Найти все значения параметра а, при котором система имеет бесконечное множество решений: Система имеет бесконечное множество решений, если выполняется условие:
1) ОДЗ: а (а+1)(а+3)=8а, отсюда а2 -4а+3=0. D>0, а1 =1 и а2 =3. Оба значения входят в область допустимых значений. 2) ОДЗ: а 4а(а+3)=8(3а-1), отсюда а2 -3а+2=0. D>0, а1 =2 и а2 =1. Оба значения входят в область допустимых значений. 3) ОДЗ: а 4а2 =(а+1)(3а-1), отсюда а2 -2а+1=0, (а-1)2 =0, а=1. Ответ: при а=1 система имеет бесконечное множество решений. Пример 10. При каких m и n система а) имеет единственное решение; б) не имеет решений. а) система имеет единственное решение, если Это условие выполняется при m б) система не имеет решений, если 1) 2) 3) Ответ: а) при m б) при m=6 и n 2.Применение графического способа при решении задач с параметрами. Пример 11 . Решить уравнение х2 -4х+2=а. Рассмотрим функцию у1 = х2 -4х+2, графиком которой является парабола, ветви направлены вверх. Для удобства построения выделим полный квадрат у=(х-2)2 -2. Вершиной параболы является точка с координатами (2;-2). Рассмотрим функцию у2 =а. Графиком этой функции является прямая, параллельная оси ОХ. Так как параметр содержится в уравнении прямой, то решение уравнения будет зависеть от расположения данной прямой. Построим графики рассматриваемых функций: у1
= х2
-4х+2 и у2
=а. По графикам построенных функций можно сделать следующий вывод: при а<-2 уравнение не имеет корней; при а=-2 уравнение имеет единственный корень, х=2; при а>-2 уравнение имеет два корня. При графическом способе решения данного уравнения мы легко определили количество корней в зависимости от значения а. Однако не всегда удается найти их аналитическое значение, как в случае при а>-2. Найдем значение этих корней аналитическим способом. Если а>-2, то в > 0. Находим корни по формуле: х1,2
= х1,2
=2± Ответ: если а<-2, то уравнение не имеет корней; если а=-2, то х=2; если а>-2, то х1,2
=2± Пример12
. Найти все значения параметра а, для которых вершины парабол у1
= х2
-2(а+1)х+1 и у2
= ах2
-х+а лежат по разные стороны от прямой у= Решение данной задачи начнем с анализа графической модели. Рассмотрим функцию у1
= х2
-2(а+1)х+1, графиком которой является парабола, ветви направлены вверх. Графиком функции у2
= ах2
-х+а является парабола, направление ветвей которой будет зависеть от значения параметра а.
Найдем координаты вершин парабол: хв1 =а+1; ув1 =1-(а+1)2 . хв2
= Согласно схематичным чертежам записываем четыре системы неравенств:
Пример 13. Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения х2 +х+а=0 действительные, различные и оба больше а. Рассмотрим функцию у= х2
+х+а, графиком которой является парабола. Ветви параболы направлены вверх. Абсцисса вершины параболы хв
=- По условию задачи уравнение имеет два различных действительных корня, которые одновременно больше а, тогда и только тогда, когда: D>0,fa>0,xв>a;⇒ D>0,fa>0,xв>a; Ответ: (- Пример 14 . Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения ах2 +2(а+3)х+а+2=0 неотрицательны. Корни уравнения неотрицательны, значит они могут принимать значения больше либо равные нулю, не сказано, что корни различны, следовательно это могут быть два совпавших корня. Графическая интерпретация данной задачи: Чтобы выполнялось условие задачи, необходимо и достаточно D≥0,f0≥0,xв>0, a>0. или D≥0,f0≤0,xв>0, a<0. Решая системы методом интервалов, получаем, что решением первой системы является пустое множество, а решением второй системы - -2,25;-2 Ответ: а Пример15. Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения ах2 -(а+1)х+а+3=0 имеют разные знаки. Для того, чтобы парабола, являющаяся графиком функции у= ах2 -(а+1)х+а+3, пересекала ось абсцисс в точках, между которыми располагается начало координат, необходимо и достаточно, чтобы квадратный трехчлен ах2 -(а+1)х+а+3 принимал в точке х = 0 отрицательное или положительное значение, в зависимости от направления ветвей параболы. Графическая интерпретация данной задачи: Тогда искомое условие задачи имеет вид: Ответ: а Пример16.
При каких значениях параметра а, корни уравнения х2
-ах+2=0 принадлежат отрезку При требуемом условии расположения корней квадратного трехчлена х2 -ах+2 соответствующая парабола располагается следующим образом: Решение данной задачи определяется условием: D≥0,f0≥0; f3≥0,0≤xв≤3;⇔ а2-8≥0,11-3а≥0,0≤а2≤3. Решаем систему методом интервалов, откуда получаем, что а Ответ: а Заключение. Таким образом, я рассмотрела часто встречающиеся типы уравнений и системы уравнений с параметрами и сделала следующие выводы: · при решении многих задач с параметрами удобно воспользоваться геометрическими интерпретациями. Это часто позволяет существенно упростить анализ задач, а в ряде случаев представляет собой единственный «ключ» к решению задачи; · существенным этапом решения задач с параметрами является запись ответа. Особенно это относится к тем задачам, где решение как бы «ветвится» в зависимости от значения параметра. В подобных случаях составление ответа – это сбор ранее полученных результатов. Подготовка реферата позволила мне узнать много нового и интересного, подробно познакомиться с вопросами, которые на уроках изучаются кратко. Оформление реферата способствовало совершенствованию и закреплению полученных мною на уроках информатики умений и навыков по редактированию и форматированию текстовых документов. Я могу сказать, что научилась решать уравнения с параметрами, но не хочу останавливаться на достигнутом и в следующем году собираюсь продолжить работу по этой теме и рассмотреть примеры тригонометрических, логарифмических и показательных уравнений с параметрами. Список литературы. 1. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение, 1990. 2. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач.Учеб. пособие для 10 кл. средней школы – М.: Просвещение, 1989. 3. Васильев Ю.С., Витовтов П.Г. и др. Математика. Система дистанционного образования. Часть 1. Учебно-практическое пособие. – Челябинск: 2000. 4. Горнштейн Ш. Квадратные трехчлены и параметры. – Математика. -1999, №5. 5. Мещерякова Г.В. Задачи с параметрами, сводящиеся к квадратным уравнениям. –Математика в школе. №5, 2001. 6. Большой энциклопедический словарь. Математика. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. |
Работы, похожие на Реферат: Тема: «Решение задач с параметрами»