Реферат: «Использование ит при выявлении особенностей образовательной политики польских властей на белорусских землях (1919-1920 гг.)»
Название: «Использование ит при выявлении особенностей образовательной политики польских властей на белорусских землях (1919-1920 гг.)» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
бЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Магистрант Боровская Ольга Николаевна Научные руководители: Доктор исторических наук, профессор Ладысев Владимир Фёдорович Ассистент Позняков Андрей Михайлович Минск − 2010 ОглавлениеПеречень условных обозначений. 3 Глава 1. Аналитический обзор литературы.. 8 Глава 2. ГИС и графические редакторы: выявление особенностей образовательной политики. 10 2.2. Создание наглядности при выявлении особенностей образовательной политики польских властей. 14 Глава 3. Создание базы данных «Сiстэма адукацыi на беларускiх землях у 1919-1920 гадах». 18 Презентация магистерской диссертации. 42 ГИС – географические информационная система ИТ – информационные технологии ПО – программное обеспечение БД – база данных
реферат
«Использование ИТ при выявлении особенностей образовательной политики польских властей на белорусских землях (1919-1920 гг.)»
|
Рисунок 2.1 Карта «Заходняя Беларусь. 1921-1939 гг.» |
Рисунок 2.2 Карта «Стан адукацыi на беларускiх землях у 1919-1920 гг.», созданная при помощи Mapinfo |
Глава 3 Создание Базы Данных «Сiстэма адукацыi на беларускiх землях у 1919-1920 гадах»
Базы данных (БД) являются основой современных информационных систем и предназначены для выполнения двух основных задач: хранения больших объемов информации и обеспечения быстрого доступа к требуемой информации. Это подразумевает организацию соответствующей структуры хранения данных. Понятие «база данных» в информатике появилось в 1960-х годах, когда объемы обработки информации на электронных носителях значительно выросли. Достижение двух вышеназванных целей уже невозможно было обеспечить оптимальным образом, используя стандартные текстовые документы, электронные таблицы и т.п., которые изначально были предназначены для выполнения, вообще говоря, других задач и, естественно, не обладали соответствующей структурой.
Таким образом, база данных (БД) представляет собой набор взаимосвязанных данных, хранящихся в организованной специальным образом форме и обладающих определенной структурой.
Любая БД содержит описание некоторой предметной области и является информационной моделью данных для реального объекта: предприятия, фирмы, склада и т.п., все составные части которого так или иначе взаимосвязаны между собой и направлены на выполнение некоторой общей задачи.
В настоящее время на персональных компьютерах наиболее распространены т.н. реляционные модели БД. В основе реляционной модели данных лежит понятие отношения, или реляции. Отношение удобно и наглядно представляется в виде двумерной (плоской) таблицы при соблюдении определенных ограничивающих условий. Данные в таблицах могут быть связанными, а сама реляционная база данных представляет собой набор таких взаимосвязанных таблиц.
Реляционную модель данных предложил в 1969 году Э.Ф. Кодд – сотрудник фирмы IBM. Основной принцип реляционного подхода заключается в использовании операций над таблицами, а не над отдельными записями, что имеет место в иерархических и сетевых БД .
База данных «Сістэма адукацыі на беларускіх землях у 1919-1920 гадах” была создана на основе многочисленного архивного материала, собранного в Национальном архиве Республики Беларусь (фф. 804, 221, 42, 368, 604, 603, 878, 883, Зональном государственном архиве в г. Молодечно (фф. 436, 4, 466, 478, 382), Беларуском государственном архиве научно-технической документации (фф. 121, 66). БД состоит из шести таблиц, составленных на основе проблемного подхода: «Выкладчыкі МІНА», “Студэнты МІНА”, “Школы”, “Настаўнікі”, “Школьныя інструктары”, “Дашкольныя ўстановы”, двух запросов на выборку данных: “Адукацыйны цэнз школьных інструктараў”, “Нелегальныя навучальныя ўстановы”.
Таблицы “Школы”, “Настаўнікі” представляют данные по развитию начального и среднего образования на оккупированных польскими войсками белорусских землях. Данные таблицы связаны между собой связью один-к-одному (объединение только тех записей, в которых связанные поля обеих таблиц совпадают), чтобы повторно не вводить информацию о месте работы конкретного учителя, эти данные извлекаются из созданной предварительно таблицы “Школы”. В таблице “Школы” насчитывается 500 учебных заведений, что не освещает весь список существовавших на выбранном временном отрезке времени заведений (671), поэтому данная таблица будет дополняться новыми данными. В таблице “Настаўнікі” представлены учителя и преподаватели начальных и средних учебных заведений (488), официально зарегистрированных в Белорусской Школьной Раде Минщины, что явно не отображает всю систему школьных работников.
Составленные таблицы, запросы на выборку данных помогли установить список нелегальных начальных учебных заведений в Виленском округе, увеличив их количество до 21, хотя ранее исследователи полагали, что их количество не превышает 17 наименований. Кроме того, абсолютно новым для исторической науки является выявление взаимосвязи сети школьных инструкторов и студентов Минского Института Народного образования: шесть студентов одновременно являлись школьными инструторами Белорусской Школьной Рады Минщины.
Рисунок 3.1 Запрос “Нелегальныя навучальныя ўстановы” |
Использование возможностей баз данных при обработке, систематизации, классификации, анализе, представления, сохранности информации для конкретного исторического исследования является важным этапом при выявлении особенностей образовательной политики польских властей. Базы данных предоставляют возможность сохранить архивные данные, сделать их более общедоступными, теоритечески подтвердить выводы, полученные без использования информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, существуют информационные технологии, которые, с учетом природы исторического познания, эффективно применимы к источниковой базе исторического исследованияпо выявлению особенностей образовательной политики польских властей на белорусских землях в 1919-1920 гг. Они повышают объективность и глубину исследования, облегчают процесс достижения его целей.
ГИС и графические редакторы – отличные инструменты для создания наглядности проблем территориальной целостности. Большинство современных графических редакторов просты в использовании, обеспечивают высокое качество исполнения, бесплатны либо доступны по ценам. Овладение столь полезной и яркой технологией исторического исследования как ГИС, несмотря на все технические сложности и высокую стоимость, также становится все более насущной необходимостью, поскольку она существенно расширяет возможности исторического исследования как в плане анализа, так и в сфере визуализации результатов.
Использование возможностей баз данных при обработке, систематизации, классификации, анализе, представления, сохранности информации для конкретного исторического исследования является важным этапом при выявлении особенностей образовательной политики польских властей. Базы данных предоставляют возможность сохранить архивные данные, сделать их более общедоступными, теоритечески подтвердить выводы, полученные без использования информационных технологий.
Перечисленные выше проблемы актуализируют вопрос о содержании программ учебных курсов по информатике, высшей математике и прикладным математическим методам в исторических исследованиях для студентов исторических факультетов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алявдин, К.Г. Трудовые конфликты на текстильных фабриках Центрально-Промышленного Района в 1895-1901 гг. / К.Г. Алявдин // “Круг идей: модели и технологии исторической информатики”. Труды IV конференции АИК. [Электронный ресурс]. – Отв. ред. Л.И. Бородкин, В.С. Тяжельникова. − 1996. − Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/DBASES/STRIKES/index.html. – Дата доступа: 15.11.2010.
2. Васильев, С. Обзор программного обеспечения / С. Васильев // Компьютерные методы в археологии [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа: http://www.archaeology.ru/ONLINE/Vasiljev/programms.html. – Дата доступа: 28.11.2010.
3. Введение // Информационные технологии для историков: Учебное пособие к практикуму по курсу "Информатика и математика" [Электронный ресурс]. – Отв. ред. Л.И. Бородкин. – 2006. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/BOOKS/inf2006.htm. – Дата доступа: 14.10.2010.
4. Владимиров, В.Н. Исторические ГИС: источниковедение, методика, техника / В.Н. Владимиров // В.Н. Владимиров. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях: монография [Электронный ресурс]. – 2005 . – Режим доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/histgis/79-103.html. – Дата доступа: 28.11.2010.
5. Владимиров, В.Н. История, карта, компьютер (о возможностях исторического компьютерного картографирования) / В.Н. Владимиров // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. Труды III конференции Ассоциации "История и компьютер". – Под ред. Л.И. Бородкина, В.С. Тяжельниковой [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://kleio.asu.ru/aik/krug/3/23.shtml. – Дата доступа: 14.10.2010.
6. Гарскова, И.М. Исследовательские базы данных: Специфика создания, архивирования и каталогизирования / И.М. Горскова // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер" [Электронный ресурс]. − 1996. − Режим доступа: http://kleio.asu.ru/aik/bullet/17/32-36.pdf. – Дата доступа: 15.11.2010.
7. Гончаров, Ю.М., Колдаков, Д.В. Новые информационные технологии в историко-демографическом изучении семьи / Ю.М. Гончаров, Д.В. Колдаков // Алтайский Государственный Университет [Электронный ресурс]. – 1998. – Режим доступа: http://hist.dcn-asu.ru/faculty/kupets. – Дата доступа: 15.11.2010.
8. Диденко, Д.В. База данных: «Русская публицистика 1909-1911 гг. О проблемах интиллегенции» / Д.В. Диденко // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер" [Электронный ресурс]. − 1998. − Режим доступа: http://www.aik.barnaul.ru/aik/bullet/23/7.html. – Дата доступа: 15.11.2010.
9. Инструменты для компьютерной обработки социологических данных // Компьютер и Интернет для социолога [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/12.htm. – Дата доступа: 27.11.2010.
10. История разработки SPSS // Учись работать с SPSS [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.learnspss.ru/hndbook/glava1/cont1.htm. – Дата доступа: 27.11.2010.
11. Павлова Е.Я. База данных о партизанах Белоруссии / Е.Я. Павлова // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер" [Электронный ресурс]. − 1998. − Режим доступа: http://kleio.asu.ru/aik/bullet/23/15.html. – Дата доступа: 15.11.2010.
12. Пиотух, Н.В. Картографический метод в исторических исследованиях: прошлое и настоящее / Н.В. Пиотух // История. Карта. Компьютер: Сб. науч. статей [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/ikk/piotuh.shtml. – Дата доступа: 14.10.2010.
13. Праграма міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі “Беларусь: этапы станаўлення дзяржаўнасці” (да 90-годдзя ўтварэння БССР). – Мн., 2008. – 42 с.
14. Сидорцов, В.Н. Методология исторического исследования (механизм творчества историка) / В.Н. Сидорцов. – Мн.: БГУ, 2000. – 233 с.
15. Сидорцов, В.Н. Повседневная история и историческая информатика как проблема взаимодействия / В.Н. Сидорцов // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» [Электронный ресурс]. – 2000. – № 26. – Режим доступа: http://kleio.asu.ru/aik/bullet/26/131.html. – Дата доступа: 14.10.2010.
16. Славко, Т.И. Математические методы в исторических исследованиях: современный взгляд на старые проблемы / Т.И. Славко // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» [Электронный ресурс]. – 2000. – № 26. – Режим доступа: – http://kleio.asu.ru/aik/bullet/26/125.html. – Дата доступа: 14.10.2010.
17. Сравнение GIMP и Adobe Photoshop // ProGimp – сайт про Гимп [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.progimp.ru/gimp/photoshop_vs_gimp/. – Дата доступа: 28.11.2010.
18. Сущность наглядности // Наглядность в обучении, связь с познавательными особенностями личности [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/pedagogy/kr_nagl.html. – Дата доступа: 23.10.2010.
19. Сущность наглядности // Психологический словарь на azps.ru [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://azps.ru/handbook/s/sushchn800.html. – Дата доступа: 27.11.2010.
20. GIMP // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/GIMP. – Дата доступа: 28.11.2010.
21. Vector graphics editors // Wikipedia, the free encyclopedia [Electronic resource]. – 2008. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Category:Vector_graphics_editors. – Дата доступа: 28.10.2010.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛ ь
GIMP, 13, 25
MapInfo, 12, 14
Photoshop, 13, 25
SPSS, 24
БД, 7, 19, 20
ГИС, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 18, 22, 23
Графические редакторы, 10, 6, 8, 11, 18, 22
ИТ, 4, 6, 7, 8, 9
Наглядность, 10, 25
ПО, 1, 9
Слой, 11
Интернет-ресурсы по проблемам польской оккупационной политики, польско-советской войны 1919-1920 гг.
1. Исследования общего характера; исследования, охватывающие весь спектр проблем взаимоотношений советской и польской строн, польско-советской войны и оккупации 1919-1920 гг.; исследования идейных истоков белорусской национальной идеи.
1.1. http://anubis.bsu.by/publications/elresources/History/ladysev.pdf.
Электронная версия печатной публикации:
Ладысеў У.Ф., Брыгадзін П.І. Паміж Усходам і Захадам: Станаўленне дзяржаўнасці і тэрытарыяльнай цэласнасці Беларусі (1917-1939 гг.). – Мн., БДУ, 2003. – 307 с.
В книге показан сложный процесс политико-государственного самоопределения белорусского народа, роль в нем политических партий и организаций, деятелей различной политической ориентации. Раскрыты предпосылки и факторы, определившие становление белорусской государственности, решение проблемы территориальной целостности Беларуси: возвращение восточных этнических белорусских территорий и присоединение западнобелорусских этнических земель к БССР. Приведены биографические сведения о 41 выдающемся политическом и национальном деятеле Беларуси, в качестве приложений – новые документальные материалы.
1.2. http://books.google.com/books?id=ef0wXYsJATwC&pg=PA162&dq=curzon+line+ethnographic&lr=&as_brr=3&client=firefox-a#PPA158,M1.
Монография:
Roshwald Aviel. Ethnic Nationalism and the Fall of Empires: Central Europe, Russia, and the Middle East, 1914-1923. – Routledge, 2001. – 273 р.
В монографии Авиэла Рошвальда “Этнический национализм и крушение империй: Центральная Европа, Россия, и Ближний Восток, 1914-1923" рассматриваются актуальные вопросы национальной политики во время Первой мировой войны. Анализируются конкретные события, происходившие в это время в империях Габсбургов, Романовых и Османов; национальные государства, возникшие как результат крушения этих империй и событий Первой мировой войны. Автор полагает, что события Первой мировой войны ускорили поворот национальных движений на позиции обретения власти, прежде чем созрели для этого предпосылки. В итоге кризис политической модернизации не раз повторялся на протяжении двадцатого века и стал фундаментальной угрозой мировой стабильности. В книге рассматриваются следующие аспекты: роль интеллигенции в процессе самоопределения народов; влияние Первой мировой войны на население многонациональных империй; конфликты вокруг вопроса об определении границ новых национальных государств; роль институциональной преемственности и старых элит в становлении новых национальных государств.
1.3. http://his.1september.ru/2003/19/1.htm.
Публикация Дины Аманжоловой “Национальный вопрос в годы гражданской войны в России”. Серъёзный исторический труд, с привлечением массы источников, в том числе архивных материалов. В отдельных моментах касается и Беларуси. Автор пытается решить ряд важных проблем: суть конфликта местных организаций и партий с центральной властью в национальном вопросе; влияние менявшейся военной обстановки на развитие взглядов государственных и партийных руководителей в национальном вопросе; образование советских автономий сверху; мотивы создания национальных республик. Даётся оценка национальной политики большевиков, выясняется отношение “белых” к национальному вопросу; влияние переменчивости военно-политической обстановки и временного отсутствия сильного центра на укрепление местной власти.
1.4. http://kamunikat.fontel.net/www/czasopisy/bzh/08/08kom_piskozub.htm.
Польскоязычная статья Андрея Пискозуба (Гданьск) “Niepodległa Białoruś z dostępem do morza”. Анализируются позиции стран Антанты и Германии в вопросе создания независимой Белорусской республики. Рассматриваются территориальные проблемы вокруг Брестского трактата, касавшиеся территории проживания белорусов. Небезинтересна информация об отношении Вильсона к белорусскому национальному движению. Приводятся интересные сведения о деятельности Рады БНР на международных конференциях, рассматривается вопрос территории БНР. Анализируется проблема реального суверенитета БССР. Наконец, особый интерес представляет приведённый в статье проект Вильсона об образовании Белорусской республики с выходом к морю.
1.5. http://id.atiso.ru/node/71.
Статья “Эволюция белорусской государственности и национальная идея”. Автор: В.И. Толкачев – ректор Международного института трудовых и социальных отношений Федерации профсоюзов Беларуси, кандидат исторических наук, доцент. Показаны роль К. Калиновского, деятелей группы “Гомон”, М. Довнар-Запольского, Е. Карского, БСГ в становлении белорусской национальной идеи.
1.6. http://bsugum.exe.by/print.php?type=N&item_id=43.
Статья доктора исторических наук, профессора Ладысева В.Ф. “На шляху да дзяржаўнасці Беларусі”. Краткий обзор основных этапов становления белорусской государственности и территориальной целостности Беларуси в 1918-1926 гг.
2. Исследования по проблеме БНР.
2.1. http://bnr.belinter.net/.
Специальный ресурс по истории БНР: карта БНР, фото первого правительства БНР, краткая история БНР, тексты 3-х уставных грамот, меморандума о гражданстве БНР, статьи белорусских историков по проблеме БНР.
2.2. http://litvin.org/forum/index.php?method=showhtmllist&list=message&rollid=10%2C27&sortby=subject&sortdir=d&clearoff=1&.
Страница Белорусского исторического форума, посвященная БНР. Здесь можно найти: карту БНР, газету “Вольная Беларусь” с текстом 3-ей уставной грамоты, открытку с белорусским национальным флагом, фото первого правительства БНР, служебное удостоверение Аркадия Смолича, печати государственных учреждений БНР, изображение шильды военно-дипломатической миссии БНР в Латвии и Эстонии и многое другое. Ко всему прочему, прилагается и краткая история БНР.
2.3. http://lib.world-mobile.net/belarus/wmobile_readme.php?subaction=showfull&id=1141338827&archive=&start_from=&ucat=8&.
Публикация “Дипломатия БНР в период послевоенного обустройства Европы и польско-советской войны (ноябрь 1918 г. – март 1921 г.)”. Положение БНР вынуждало её правительство прибегать к неоднократным попыткам склонить соседние и не только государства к признанию новой республики и помощи в государственном строительстве. Представлены следующие проблемные линии: БНР и страны Антанты; БНР и Германия; БНР и РСФСР; БНР и Литва. Обстоятельное освещение данных вопросов позволяет читателю самому сделать вывод: каких успехов добилась БНР на поприще дипломатического признания и смогла ли она обрести реальный государственный суверенитет с такими его характеристиками как контроль над государственной территорией, функционирование системы государственной власти, правомочность её законов.
2.4. http://tbm.org.by/ns/no12/BNR.html.
Большей частью затрагиваются проблемы культурного строительства в БНР, деятельности Министерства белорусских дел при Литовской Тарибе, пребывания правительства БНР на Гродненщине. Тем не менее, несомненный интерес представляет затрагиваемая здесь идея федеративного белорусско-литовского государства.
2.5. http://www.belruss.com/bileti/bileti9/bileti9_17.html.
Лаконичный материал информативного характера об образовании и деятельности БНР. Отличительная черта – масса орфографических ошибок.
3. Исследования проблемы провозглашения государственности Беларуси на советской основе.
3.1. http://kamunikat.net.iig.pl/www/knizki/historia/kalubovicz/ajcy_bssr.htm.
Очерк Евгения Колубовича “Айцы БССР і іхны лёс” ставит целью выяснить, как возникла ССРБ и какая судьба ждала её основателей. По словам автора, данный труд есть попытка “выяснить правдивую историю в отличие от фальшивой… версии советской историографии”. Освещается история возникновения и деятельности белорусских секций РКП(б) и Белнацкома, роль этих организаций в осуществлении идеи белорусской советской государственности. Приводятся подробные обстоятельства первого провозглашения ССРБ, первые шаги государственного строительства, обстоятельства образования ЛитБелССР, второго провозглашения ССРБ. Наконец, разоблачается политика репрессий в 20-30-е годы, которая привела к физическому истреблению создателей ССРБ.
3.2. http://www.gomel-region.by/ru/veiled/edin/bssr_90.
“90 лет образования БССР и Коммунистической партии Белоруссии”. Рассматриваются следующие аспекты: значение Октябрьской революции для самоопределения белорусского народа, позиция деятелей Северо-Западного обкома РКП(б) и Облискомзапа в вопросе белорусской государсвенности, роль Белнацкома и белорусских секций РКП(б) в создании ССРБ, принятие Конституции ССРБ 1919 г. и утверждение герба и флага ССРБ.
3.3. http://maskva.net/old/bssr_bel.shtml.
“Абвяшчэньне БССР і Масква”, Генадзь Прыбытка. Рассказывается про роль Белнацкома, который работал в Москве, и белорусских секций РКП(б), решающая конференция которых состоялась в Москве 21-23 декабря 1918 г., в осуществлении идеи белорусской государственности на советской основе.
3.4. http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1128473.
Статья Круталевича В.А. “В.И. Ленин и создание Белорусской ССР”, год выхода в печать – 1960. Статья написана с позиций тогдашней советской историографии: с одной стороны, уже признается роль белорусских секций РКП(б) и Белнацкома в создании ССРБ, с другой – по-прежнему не умаляется роль вождей партии, в частности, Ленина, в свершении данного акта.
3.5. http://21.by/papers?id=46079.
“Ля вытокаў дзяржаўнасцi”, Евгений Барановский, кандидат исторических наук. Статья о роли газеты «Звезда» в утверждении идеи белорусской советской государственности.
4. Исследования проблемы территориальной целостности Беларуси во время польско-советской войны 1919-1920 гг.
4.1. http://autary.iig.pl/mironowicz_e/knihi07-22.htm.
Данная страница является 12-м разделом польскоязычной «Historia Białorusi» Олега Латышонка. Раздел посвещён периоду польско-советской войны. Показаны взаимоотношения Рады БНР с правительством Польши и лично с Ю.Пилсудским. Приводятся планы большевиков в отношении государственности Беларуси после очищения территории Белоруссии от польских войск, план Пилсудского о конфедерации польского, литовского и белорусского народов. Рассказывается о втором провозглашении ССРБ, принципах определения её границ с соседними государствами.
4.2. http://books.google.com/books?id=ef0wXYsJATwC&pg=PA162&dq=curzon+line+ethnographic&lr=&as_brr=3&client=firefox-a#PPA158,M1.
Мельтюхов М. "Советско-польские войны. Белый орел против красной звезды", 2004. Книга посвящена изучению сложных советско-польских отношений 1918-1939 гг. Анализируются причины советско-польской войны 1919-1920 гг.; отражены обстоятельства заключения и выполнения Рижскиго договора 1921 г., советско-польского соперничества в период 1930-х гг.. Основное внимание автор уделяет началу Второй мировой войны – событиям сентября 1939 г. Доступные ныне архивные документы позволили подробно описать Польскую кампанию Красной армии 1939 года.
4.3. http://www.radzima.org/pub/artykul.php?sn=8&pg=1.
“Вайна 1920 года i Беларусь. Вызваленне цi акупацыя?”, Кiрыл Маль. Дискуссия вокруг сущности польско-советской кампании 1920 г.
5. Исследованиям проблем международных отношений, взаимоотношений Польши и Советской России в 1918-1920 гг.
5.1. http://users.iptelecom.net.ua/~pruzany/comment/granici-belor.htm.
Публикация Павловой Т.Я. «К вопросу о границах БНР». Анализируются следующие аспекты: обстоятельства раскола в белорусском национальном движении; отношение большевиков к вопросу государственности Беларуси; проблема заключения Брестского мира; провозглашение БНР, работа Комиссии международных дел и Стратегической комиссии Рады БНР по подробному и точному описанию границ республики. Приведены обстоятельства издания итогов этой работы – карты БНР. Далее, даётся подробное описание границ БНР согласно этой карте: граница с Великороссией, Украиной, Польшей, Литвой, Курляндией, Лифляндией. Много внимания уделено освещению усилий Рады БНР, направленных на признание БНР в этих границах международной общественностью. После рассказывается об обстоятельствах определения границ ССРБ, о влиянии деятельности комиссий БНР на установление границ ССРБ.
5.2. http://www.hist.bsu.by/bel/nauka/konf/75%20let/konference/ladysev.htm.
У. Ф. Ладысеў "Матэрыялы Асобнай нарады Дзяржкантролю РСФСР і праблема станаўлення беларускай дзяржаўнасці". В статье изложены основания экономического подхода к анализу проблемы территориальной целостности Беларуси в январе – феврале 1919 г.
5.3. http://www.vilnia.org/pub/artykul.php?sn=3.
Смоліч Аркадзь. Этнографічныя і гістарычныя межы Беларусі / Смоліч Аркадзь Смоліч. Географія Беларусі. – Вільня, Віленскае выд-ва Б.А. Клецкіна, 1923. – Выд. 3, перараб. і дап.
6. Исследования международных отношений Беларуси с другими странами.
6.1. http://www.nasledie.ru/oboz/N08_00/08_08.HTM.
На данной странице помещена статья кандидата юридических наук, действительного государственного советника РФ 3 класса И. Барцица – «История российско-белорусских отношений в 1917-1922 годах». И хотя предмет исследования есть заголовок статьи, здесь можно найти сведения, касающиеся образования ССРБ, ЛитБелССР, государственного строительства в этих образованиях. Раскрывается содержание экономических, политических, военных, правовых отношений между ССРБ и РСФСР.
6.2. Статьи Тихомирова А.В., кандидата исторических наук, доцента кафедры международных отношений факультета международных отношений БГУ, в “Белорусском журнале международного права и международных отношений” (http://www.beljournal.evolutio.info)
http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=982&Itemid=168 – “Балтыйскі вектар у беларускай палітыцы ў 1916-1920 гг.”.
http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=291&Itemid=50 – “Брестский мир 1918 г. и Беларусь”.
http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=507&Itemid=53 – “Віленскае пытанне" ў міжнародных адносінах 1918-1920 гг.”.
http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=525&Itemid=53 – “Проблемы белорусско-германских отношений в 1914-1922 гг.”.
http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=883&Itemid=140 – “Взаимоотношения БССР и РСФСР в 1919-1921 гг.: противоречивое партнерство”.
http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=752&Itemid=113 – “Развитие связей между Беларусью и США в первой четверти ХХ в.”.
7. Историографические исследования.
7.1. http://pawet.narod.ru/book/biblio_bnr.html.
“Да 85-годдзя абвяшчэння Беларускай Народнай Рэспублікі. Бібліяграфічны агляд”, Ірына Прылішч.
7.2. http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=615&Itemid=54.
Людміла Малыхіна, “Прычыны абвяшчэння Літоўска-Беларускай ССР у лютым 1919 г. (гістарыяграфія праблемы)”.
7.3. http://www.russkiivopros.com/index.php?pag=one&id=74&kat=5&csl=19
Киселев Денис, “Проблемы политического развития Беларуси в ХХ веке в современной белорусской историографии”.
7.4. http://kamunikat.fontel.net/www/czasopisy/bzh/05/05art_glogowska.htm.
“Stan badań nad historią Białorusi XX w. w Polsce” Helena Głogowska (Gdańsk).
Обзор польской историографии проблем истории Беларуси ХХ века.
8. Источники; обзоры источников.
8.1. http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=624&c_id=7456.
Віталь Скалабан, “Пасля “Нашай Нівы” (3 гісторыі беларускай журналістыкі 1916–1920)”. Обзор периодической печати Беларуси 1916-1920 гг.
8.2. http://stalinism.ru/content/view/1307/9/.
Несколько важных телеграмм, относящихся к концу 1918 – началу 1919 гг. и касающихся провозглашения ССРБ.
8.3. http://www.pravo.by/lawhistory/konst.htm.
Канстытуцыя Сацыялістычнай Савецкай Рэспублікі Беларусі (Прынята I з'ездам Саветаў БССР) (1919 г.).
9. Картографические материалы.
9.1. http://nashaziamlia.org/2006/05/20/106/.
Карта “Межы рассялення беларусаў” , (паводле артыкула В.С.Цітова, узятага з энцыклапедыі “Этнаграфія Беларусі” (Мн.: “Бел.савец.энцыклапедыя” імя П.Броўкі, 1989).
9.2. http://jivebelarus.net/files/Image/history/mapBNR_big.jpg.
Карта БНР, которая прилагалась к брошюре М. Довнар-Запольского «Асновы дзяржаўнасці Беларусі", выданной в 1919 г. в Гродно на белорусском и французском языках. Эта карта была представлена Чрезвычайной Миссией БНР на мирной конференции в Париже в 1919–1920 гг. Здесь она даётся в меньшем размере, а французские надписи заменены английскими. Кроме того, показаны границы ССРБ и какие белорусские территории присоединены к соседним республикам.
9.3. http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Maps_of_the_Second_Polish_Republiс.
"Maps of the Second Polish Republic" – 43 карты Второй Польской республики, из них 4 иллюстрируют движение линии фронта польско-советской войны:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/16/PBW_March_1919.png.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d4/PBW_December_1919.png.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/85/PBW_June_1920.png.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/25/PBW_August_1920.png.
10. Геральдические материалы.
10.1. http://vexillography.narod.ru/belarus/index.htm.
На данной странице можно найти интересную информацию о флагах Беларуси любой эпохи. Причём речь идет не только об официальных государственных флагах, но и о государственных знамёнах, флагах армии, погранохраны, президента, ведомств, общественных организаций, политических партий, учебных заведений, спортивных флагах, флагах областей, городов, национальных меньшинств Беларуси, проекты флагов Союза России и Беларуси и др.
10.2. http://www.heraldicum.ru/belarus/sovet.htm.
Гербы Советской Белоруссии, 1919 г.
11. Прочие полезные ссылки.
11.1. http://wikipedia.org – Википедия: свободно редактируемая и дополняемая пользователями энциклопедия. Поиск по ключевым понятиям, именам, датам.
11.2. http://www.marakou.by – справочники писателя, историка, энциклопедиста Леонида Морякова «Рэпрэсаваныя грамадскiя i культурныя дзеячы Беларусi».
11.3. http://www.biografija.ru – поиск биографий значительных в истории России деятелей науки, искусства, политики и др.
Опытному исследователю, непосредственно занимающемуся проблемами польско-советской войны, оккупации 1919-1920 гг., не трудно заключить, что представленный выше перечень наиболее релевантных интернет-ресурсов по указанным проблемам весьма беден и некачественен: крайне мало как готовых серьёзных исследований, так и источников – текстовых и картографических. Такое положение дел можно объяснить тем, что, во-первых, указанные проблемы – это проблемы прежде всего отечественной истории, а не всемирной; во-вторых, указанные проблемы, за исключением некоторых аспектов, в целом слабо исследованы, а основную источниковую базу составляют неопубликованные материалы архивов Республики Беларусь и Российской Федерации. Таким образом, для исследователя проблем оккупационной политики польских властей на белорусских землях в 1919-1920 гг. Интернет может служить лишь как вспомогательное средство оперативного доступа к некоторым материалам.
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ
http:\\borovska-volya @narod.ru
Граф научных интересов
магистранта исторического факультета БГУ
Боровской О.Н.
специальность 07.00.02 – отечественная история
Смежные специальности
|
Основная специальность
|
Сопутствующие специальности
|
презентация магистерской диссертации
Тема магистерской диссертации – «Адукацыйная палiтыка Генеральнага камiсарыята ўсходнiх зямель на беларускiх землях
(1919-1920 гг.). Презентация доступна для просмотра по адресу:
http://borovska-volya.narod.ru/index.html
Печатная версия приведена в Приложении.
библиографический список
1. Альтман, Р. Microsoft Office PowerPoint 2003 для Windows / Рик Альтман, Ребекка Альтман; пер. с англ. Талачевой М.И. – М: ДМК Пресс, 2004. – 416 с.
2. Балыкина, Е.Н. Историческая информатика для исторических специальностей) / Е.Н. Балыкина, В.Н. Комличенко, В.Н.Сидорцов; под ред. В.Н. Сидорцова. – Мн.: ВЕДЫ, 1998. – 316 с.
3. Волоха, А.В. Microsoft Word 2003. Новый подход к форматам данных / А.В. Волоха. – М.: Фолио, 2004. – 430 с.
4. Гусев, В.С. Google: эффективный поиск информации в Интернет / В.С. Гусев. – М.: Диалектика, 2006. – 240 с.
5. Гурин Н.И. Работа с Базами Данных СУБД Access: Учебно-методическое пособие для аспирантов и студентов всех специальностей / Н.И. Гурин. – Мн.: БГТУ, 2002. – 65 с.
6. Здир, О.А. Microsoft Word 2003: Русская версия: Учебный курс / О.А. Здир. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 349 с.
7. Историческая информатика: Учеб. Пособие / Под ред. Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой. – М.: Мосгосархив, 1996. – 400 с.
8. Коцюбинский, А.О. Хрестоматия работы на компьютере: Учеб. пособие / А.О. Коцюбинский, А.О. Грошев.– М.: Триумф, 2003. – 496 с.
9. Краткие паспорта специальностей / Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.vak.org.by/index.php?go=Box&in=cat&id=1. – Дата доступа: 10.11.2010.
10. Ландэ, Д.В. Поиск знаний в Internet. Профессиональная работа / Д.В. Ландэ; пер. с англ. Талачевой М.И.– М.: Диалектика, 2005. – 272 с.
11. Петюшкин, А.В. HTML. Экспресс-курс / А.В. Петюшкин. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 256 с.
12. Романенко, В.Н. Сетевой информационный поиск / В.Н. Романенко, Г.В. Никитина. – М.: Профессия, 2005. – 288 с.
13. Сидорцов, В.Н. Методология исторического исследования (механизм творчества историка) / В.Н. Сидорцов. – Мн.: БГУ, 2000. – 233 с.
приложени е
Слайды магистерской диссертации
Варианты тестовых заданий
<question type="close" id="237">
<text>(Боровская Ольга) Кто является президентом Международной Ассоциации "История и компьютер":</text>
<answers type="request">
<answer id="1" right="0">И. М. Гарскова.</answer>
<answer id="2" right="0">Л.И. Бородкин.</answer>
<answer id="3" right="1">В.Н. Владимиров.</answer>
<answer id="4" right="0">Е.Н. Балыкина.</answer>
<answer id="5" right="0">В.Л. Носевич</answer>
</answers>
</question>
<question type="close" id="737">
<text>(Боровская Ольга) Для чего предназначен тег ‘link’:</text>
<answers type="request">
<answer id="1" right="1">Устанавливает связь с внешним документом вроде файла со стилями или со шрифтами.</answer>
<answer id="2" right="0">Является блочным элементом, предназначен для выделения фрагмента документа с целью изменения вида содержимого.</answer>
<answer id="3" right="0">Устанавливает мигание текста.</answer>
<answer id="4" right="0">Является одним из разносторонних элементов формы и позволяет создавать разные элементы интерфейса и обеспечить взаимодействие с пользователем.</answer>
<answer id="5" right="0">Нет правильного ответа</answer>
</answers>
</question>