Реферат: «Современные педагогические технологии как средство достижения оптимальных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся»
Название: «Современные педагогические технологии как средство достижения оптимальных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методический совет «Современные педагогические технологии как средство достижения оптимальных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся» Введение В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. • Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. • Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. • Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. • Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. • Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. • Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. В чем принципиальное отличие традиционной и инновационной школы?
/
Образование - это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица Понятие педагогической технологии В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). • Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. На данном педсовете нас будет интересовать в большей степени третий аспект. В структуру педагогической технологии входят 1) концептуальная основа; 2) содержательная часть обучения: • цели (общие и конкретные) обучения; • содержание учебного материала; 3) процессуальная часть - технологический процесс: • организация учебного процесса; • методы и формы учебной деятельности школьников; • методы и формы работы учителя; • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; • диагностика учебного процесса.
Критерии технологичности 1) Концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей). 2) Системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность). 3) Управляемость (возможности осуществления диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования методов и средств с целью коррекции промежуточных результатов). 4) Эффективность (по итоговым результатам, оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного стандарта обучения). 5) Воспроизводимость (возможность применения, повторения, воспроизведения в других образовательных учреждениях, другими педагогами). Источники и составные части новых педагогических технологий • Социальные преобразования и новое педагогическое мышление. • Наука (педагогика, психология, социология и др.). • Передовой педагогический опыт. • Опыт прошлого, отечественный и зарубежный. • Этнопедагогика (народная педагогика). Современное образование отличается многообразием педагогических технологий, что хорошо видно из следующей таблицы.
Традиционные технологии обучения Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. Попробуйте определить с ильные и слабые стороны традиционной технологии обучения . Основные признаки традиционных технологий обучения 1. Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания; изложение нового материала (монолог учителя); диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень навыков общения у учащихся). 2. Доминирование обучения над учением (три основные функции учителя - информирующая, контролирующая и оценивающая). 3. Единообразие в содержании и формах ученической деятельности. 4. Регламентированное исполнительство (ученик - объект воздействия учителя). 5. Ориентация на формирование личности с заданными свойствами. 6. Превознесение внешних показателей (процент успеваемости; обеспеченность учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами; при этом не берутся во внимание внутренние показатели, связанные с изменениями, происходящими в сознании школьника, с развитием его интеллектуальных способностей). 7. Надзор вместо управления (инспектирование с целью проверки «качества» работы школы и отдельных учителей, соответствие их деятельности нормативным актам, отражающим в основном лишь необходимые внешние условия жизнедеятельности школы; процесс управления основывается на манипуляции человеком). Урок в объяснительно-иллюстративном режиме (сопоставление проведено Г.Ю. Ксензовой)
Очевидно, что, опираясь на традиционную технологию, мы ищем новые способы обучения учащихся, используя различные формы, методы, приемы работы, которые предлагаются в рамках современных образовательных технологий. Выступления из опыта работы: 1. Смирнова Н.А. 2. Матвейчук Н.А. 3. Полупанова Е.И.
Характеристика проектной технологии (видеосюжет)
Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач, осуществляется интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей. Изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку: 1) выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая); 2) определение целей и задач проекта; 3) работа над проектом и написание отчета; 4) защита проекта и рефлексия полученных результатов. Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода: • развитие познавательных способностей учащихся; • совершенствование способностей к самообразованию; • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное; • обучение школьников рефлексии; • обучение учащихся умению публично выступать; • развитие у школьников критического мышления. Использование проектного метода позволяет развить у учащихся: —познавательные навыки и способность к самообразованию; —способность ориентироваться в современном информационном пространстве; —целеустремленность и настойчивость; —способность взять на себя инициативу и ответственность; —критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации; —коммуникабельность. — Этапы проведения проекта 1.1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект): —выбор темы и ее конкретизация; —определение цели и формулирование задач; —поиск источников информации и определение списка литературы; —выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения, консультации и пр.). 1.2. Поисково-исследовательский этап: —определение источников информации; —планирование способов сбора и анализа информации; —проведение исследования; —сбор и систематизация материалов; 1.3. Трансляционно-оформительский этап: — «предзащита проекта» —доработка проекта с учетом замечаний и предложений; —подготовка к публичной защите проекта. 1.4. Заключительный этап: —публичная защита проекта; —подведение итогов, конструктивный анализ проекта Советы руководителю проекта Подходите к проведению работы творчески. • Не сдерживайте инициативу учащихся. • Поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций. • Помните о главном педагогическом результате — не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. • Не спешите с вынесением оценочных суждений. • Оценивая, помните — лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. • Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями. • Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования. • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. • В процессе работы не забывайте о воспитании школьника. Характеристика модульной технологии (работа с конспектом)
Технология модульного обучения Сущность технологии состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с учебным модулем. Модульное обучение – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Индивидуализированное обучение, позволяющее осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: - точно сформулированная учебная цель (целевая программа) - банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ - методическое руководство по достижению целей - практические занятия по формированию необходимых умений - контрольная работа, строго соответствующая целям, поставленным в данном модуле. Преимущества данной технологии: модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика. Учитель разрабатывает учебную программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. При этом обеспечивается входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с педагогом осуществлять управление процессом обучения. Характеристика проблемного обучения (видеосюжет)
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей, усвоение способов самостоятельной деятельности Концептуальные положения: - ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании - ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Объектами проблемных задач могут быть разные предметы и их заменители в виде теоретических моделей. Способы решения учебных задач во многом определяются спецификой их объекта. Однако механизм составления и решения задач может быть общим, включающим: • анализ искомых данных; • постановку проблемы, формулирование гипотезы; • планирование своих действий; • выбор ориентиров поиска, нахождение способа решения; • отбор и привлечение необходимых знаний; • оформление полученного результата. Использование метода учебных задач условно можно разделить на три этапа : I - постановка учебной задачи Цель - проблематизация перед изучением новой темы, усиление мотивации учебной деятельности. II - решение учебной задачи Цель - овладение школьниками ориентировочной основой действия, необходимой для самоорганизации в процессе получения новых сведений. III - решение частных задач Цель - закрепление знаний и их творческое применение в нетиповых ситуациях. Следует отметить, что решение каждой учебной задачи завершается фазой самоконтроля, самооценки и коррекции деятельности. Вариантом проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблемы, творчески применяют и добывают знания. Работа в группах (пары, тройки)
Анализ таблицы, в которой сопоставляются закрытые и открытые технологии
Личностно ориентированные технологии обучения
Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников. Организация личностно ориентированного урока Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности . Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета. Основные особенности личностно ориентированного урока Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; • оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения; • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков представлены в таблице 3. Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока • Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. • Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания , но и на обогащение личного опыта каждого ученика. • В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. • Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. • Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. • Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.
Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока Критериальная база для оценки работы учителя на традиционном и личностно ориентированном уроках не может быть единой. Ниже обозначены те критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью: • использование проблемных творческих заданий; • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); • создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока; • сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности; • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся; • оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Технология разноуровневого обучения (Дж. Кэрролл, Б. Блум, З.И. Калмыкова)
Теоретическое обоснование: различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 - минимальном (госстандарт); 2 - базовом; 3 - вариативном (творческом). Основные принципы данной педагогической технологии: 1) всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом; 2) взаимное превосходство - если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше; это «другое» нужно искать педагогу; 3) неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Система психолого-педагогической диагностики развития личности в обучении учитывает следующие элементы: • воспитанность; • познавательный интерес; • общеучебные умения и навыки; • фонд действенных знаний (по уровням); • мышление; • память; • тревожность; • темперамент. Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения: 1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями; 2) внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку; при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов; 3) профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников. Технологии развивающего обучения (Л.В. Занков; Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдов; В.С. Библер; Ш.А. Амонашвили)
В основе технологии - способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей. Это обучение способам самостоятельного постижения знаний по различным учебным предметам. Суть концепций развивающего обучения заключается в создании условий, при которых содержание, методы и формы организации обучения напрямую ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Стержневой идеей технологий развивающего обучения в процессе их применения является идея об опережающем развитии мышления , ведущим за собой умственное развитие ребенка в целом. При этом высший уровень развития человека характеризует творческое мышление . Особенности творческого мышления: • получение результата, которого раньше никто не добивался; • возможность действовать различными путями в ситуации, когда не известно, какой из них может привести к желаемому итогу; • многообразие способов, применяемых для достижения результата; • отсутствие достаточного опыта решения подобных задач; • необходимость действовать без подсказки. Главная цель развивающего обучения - развитие у обучаемых теоретического мышления как наиболее высокого уровня сознания. Для этого необходимо обеспечить усвоение системы научных понятий .
Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова Основные принципы: • высокий уровень трудности обучения; • ведущая роль теоретических знаний при ориентации на развитие эмпирического мышления; • быстрый темп продвижения при изучении материала; • осознание школьниками хода своих умственных действий; • включение эмоциональной сферы в процесс обучения; • внимание учителя сосредоточивается на каждом обучающемся. Особенности организации учебного процесса: • гибкая структура урока; • выстраивание процесса познания «от ученика» ; • интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями ; • коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации объектов, выяснения закономерностей; • самостоятельное формулирование выводов; • создание педагогических ситуаций, которые требуют интенсивного общения.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова Цель - развитие теоретического мышления обучающихся . Суть данной системы - овладение теоретическими знаниями в их философско-логическом понимании. Основные принципы организации обучения: • дедукция на основе содержательных обобщений; • содержательный анализ; • содержательное абстрагирование; • теоретическое содержательное обобщение; • восхождение от абстрактного к конкретному; • содержательная рефлексия . Особенности содержания учебного предмета: • его специальное построение, моделирующее содержание и методы научной области знаний; • содержание ориентировано как на обучение научным понятиям, так и на развитие образного мышления; • в процессе обучения значительное место отводится овладению нравственными ценностями. Особенности урока: • коллективная мыследеятельность; • диалог; • дискуссия; • деловое общение детей; • проблемное изложение знаний учителем. Основные условия реализации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова 1. Развертывание учебной деятельности с целью формирования у школьников учебной потребности всегда происходит на основе дискуссии. 2. В процессе поиска и осмысления научного знания у школьника не может быть ошибок, а могут быть только пробы и затруднения. 3. Суть учебной деятельности состоит в разделении поиска способов решения задачи и самого ее решения . Условия развертывания учебной деятельности 1. Учитель ищет учебный материал , задания которого позволяют ввести школьников в историю происхождения и сущность того или иного явления (события). 2. Школьники с помощью учителя , опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи . 3. Нужный способ решения учебной задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и самим учителем
|