Реферат: работа
Название: работа Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пермский областной институт повышения квалификации работников образования Курсовая работа: Формы опроса учащихся на уроках истории. Выполнил учитель истории Култаевской средней школы Полосухин В.В. Пермь 2001г. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Однако многих учителей истории затрудняет подготовка урока с эффективной самостоятельной работой. Объясняется это тем, что способ подготовки современного урока значительно усложнился, во многом противоречит укоренившимся традициям, требует более высокой научной организации труда самого учителя. Каковы важнейшие требования к уроку истории? Определение значения урока в системе исторических знаний, полноценность исторических знаний, их научность, правильное объяснение, связь с жизнью, ориентация учащихся на развитие общества, самостоятельное понимание и оценка исторических процессов, способность самостоятельного мышления, формирование приемов учебного труда, методов познания явлений общественной жизни, а также получение в ходе урока (и после него) достаточной и своевременной информации об усвоении знаний учащимися и реализации педагогического замысла, т.е. проверка знаний и справедливой их оценки. Один из методов проверки знаний – это опрос учащихся. Формы опроса: 1. Обычный опрос класса с целью проверки домашнего задания, ранее услышанного на уроке, общего уровня знаний учащихся по определенной теме. Схема проста: вопрос – ответ. Вслух, письменно, по карточкам, комбинированный опрос. 2. «Блиц - опросы». С ними можно работать и опросить весь класс одновременно. Быстро, точно, конкретно, с проверкой заданий и ответов. К блиц – опросам относятся следующие: a) «Да - нет». Предлагается 8 – 12 утверждений. Учащиеся должны с ними согласиться («да») или отвергнуть, как неправильное или неточное («нет»). На ответ по каждому утверждению 20 – 30 секунд (приложение 1). b) «Исходная точка». Вначале дается исходная дата или событие. Затем ученикам через каждые 30 сек. Дается еще 6 – 10 дат или фактов, о которых они должны сказать: «да» или «после» исходной точки они произошли. Можно и усложнить задание – в конце ответа они должны еще и расставить события в хронологическом порядке (приложение 2). c) «Найти лишнее». Предлагается 3 – 5 слов, терминов, ученик должен определить лишнее слово. Можно усложнить задание: при наличии нескольких вариантов объяснить «почему лишнее?» (приложение 3). d) «Где ошибка». Дается развернутый исторический факт (или несколько) с ошибкой (или ошибками). Найти их. Дать правильный ответ (приложение 4). e) «Черное - белое». (Кому это принадлежит? или Кто это сказал?). Смысл один: вопросов больше, чем ответов, причем ответ уже известен, осталось правильно поставить под вопрос. 3. Опрос – «нахождение своей пары». Такой опрос может быть и блицем, а может и растянуться до получаса, ибо количество пар (или четверок) может быть разным (приложение 6). 4. Опрос – комбинированный. Все многообразие блицев можно объединить («найти лишнее слово», «расставить события в хронологическом порядке», «Правда ли, что…?», «Кто такой?», «Что такое?» и т.д.) (приложение 7, 8). 5. «Балльные опросы». Длительность их, как и комбинированных («салата») может быть до одного урочного часа. Типы опросов: I. Вопрос – ответ. II. Определение – термин. III. Термин – определение. От сложности вопроса – количество баллов. Сложность оценивается от 0,25 до 5 баллов. Сумма набранных баллов и определяет оценку (приложение 9). 6. Опрос по типу «Звездный час». Опрос только устный. Гарантировано участие всех. Участников – учеников класса сеют по олимпийской сетке по рейтингу знаний. В каждой группе 3 – 4 участника. Для победы в одном туре и выхода в следующий круг необходимо первому сесть на 4 стул (за 4 парту), встать на 4 клетку, т.е. правильно ответить на 4 задания. У каждого участника три цветных карточки. Учитель предлагает на доске под тремя цветами три ответа. Затем задается вопрос, по сигналу ученика поднимают карточку того цвета, под которым находится, по их мнению, ответ (приложение 10). 7. Урок – опрос. Материал урока делится на небольшие части, каждой из которых подобраны вопросы. Учитель объясняет небольшие блоки – к ним тут же вопросы. Можно параграф учебника разделить на части (2 – 5 абзацев в каждой) и по прочтении части – вопросы. 8. Опрос – кроссворд или чайнворд. Вариантов этой формы много. Кроссворд могут составить и ученики, не только учитель (лучше дома). Можно по определенной сетке, с определенными словами. Можно просто работать по схеме: вопрос (определение) – ответ (термин) с подсказкой, что последняя буква первого слова есть первая буква второго (в чайнворде) и т.д. (приложение 11). 9. Дифференцированный (вариантный) опрос. Предлагается несколько вариантов заданий разной сложности на оценки «5», «4», «3». Ученики выбирают себе для работы любой из них соразмерно своим знаниям или амбициям (приложение 12). 10. Эстафета. По количеству рядов в классе – количество листочков. На каждом листе несколько заданий, вопросов или дат. С последней парты по сигналу начинают делать задания. Каждому ученику (или парте) – один вопрос. Какой ряд первым закончит (т.е. лист дойдет до первого стола), тот ряд побеждает. 11. «Пять с +». Заранее по теме дается набор вопросов (их больше, чем учеников в классе). Учитель эти вопросы пишет на карточках. Подбирает себе двух помощников или из числа лучших учащихся. В начале урока каждому ученику достается карточка с вопросом. По мере готовности ученик дает ответ учителю или одному из помощников. Если ответ точен, ученик имеет право взять следующую карточку, а его ответ фиксируется в таблице на доске. Если все 5 клеточек напротив его фамилии заполняются (т.е. он дает ответы на 5 карточек). Он сам становится помощником (или плюсом). 12. Тест. 30 или 60 вопросов с несколькими ответами к каждому, один из которых правилен. Ученик должен выбрать правильный ответ и отметить это на отдельной карточке (приложение 13 - 16). Уроки, которые работают на закрепление материала: 1. Уроки по схеме «лекция – самоподготовка - семинар». После лекции учитель выносит на обслуживание семинара 4 – 7 вопросов. Учащиеся к ним готовятся дома и на уроке самоподготовки. Где они имеют еще право выяснить все детали будущего ответа. Семинар – время для разговора учеников. Z.B.: 10 класс. Тема «Гражданская война в России» 1 урок – лекция 2 урок – лекция 3 урок – самоподготовка 4 урок – семинар по вопросам: · Причины гражданской войны и иностранной интервенции. · Внутренняя политика красных в годы войны. · Периодизация гражданской войны. · Лидеры красного и белого движения. · Причины победы в войне Советской России. 2. Урок – конференция или пресс – конференция . Z.B.: 11 класс. Обществоведение «Глобальные проблемы современной цивилизации». Четыре ученика – эколог, космонавт, бизнесмен, ученый – ядерщик, остальные – журналисты изданий «Известия», «Московский комсомолец», «Нью – Йорк таймс», «Плейбой», и т.п. 3. Урок – разбор рецензий . В качестве домашнего задания учащимися раздаются статьи из газет и журналов по одной тематике. Z.B.: 11 класс. История Отечества «СССР в эпоху Брежнева». Предложены статьи из газет разных времен с 1973 по 1994 гг. («Правда», «Труд», «Известия», «Комсомольская правда», «Советская молодежь» и т.д.). Рецензия пишется по плану: a) суть статьи; b) позиция автора статьи; c) моя позиция; d) что упустил автор, что можно добавить; e) что нового для меня. Часть рецензий разбирается на уроке. На другую часть учитель пишет свое отношение. 4. Урок докладов или защиты рефератов . 5. Урок – кулик. Назван так, ибо метод по принципу «каждый кулик свое болото хвалит» 10 – 25 мин. от урока. Z.B.: 11 класс. Обществоведение «Характерные черты современных цивилизаций». Класс делится на две группы. Одна группа должна доказать преимущества восточной цивилизации, другая – западной. ИЛИ 11 класс. История Отечества «Наша страна перед войной». Вопрос «Почему мы готовимся к войне?» Одна группа должна ответить за русских, другая – за немцев. 6. Урок – позиция (или урок языческих доказательств). a) учитель дает факт и оценку факта в самом общем виде. Z.B.: 10 класс. История Отечества. Факт: «Октябрьская революция 1917 г. – событие международного масштаба» или «Большевистский переворот принес зло России». Ученикам идет подбор доказательств данной учителем оценки. b) оценка события самими учениками, но с разных позиций. Z.B.: 10 - 11 класс. История Отечества и новейшая история. Тема: «1939г.» Позиция ученика – философа, -агитатора, - экономиста, -исследователя, -чистого ученого и т.д. 7. Что было бы, если бы… Z.B.: «если бы Франц Фердинанд не поехал бы в Сараево…» «если бы была принята в 1924г. отставка Сталина с поста Генсека…» «если бы СССР в 1945 не начал военные действия против Японии…» и т.д. При слишком большой фантазии учеников можно с помощью происшедших фактов несколько сужать для нее рамки. 8. Разбор домашних вопросов . Вопросы домой не по материалу параграфа, а около темы. Z.B.: 11 класс. Обществоведение после темы «Древние мыслители о мире и человеке» дать вопросы домой: - вы увлеклись йогой. Какие правила должны соблюдать? Удалась ли вам медитация? - вы представитель касты кшатриев. Что вы можете, и что вам запрещено? - вы гражданин Афин времен Платона, его ученик. Совпадет ли ваша точка зрения на общество с точкой зрения Аристотеля? 9. «Чтобы меня узнали…» Вопрос для самовыражения, для выработки своего стиля, индивидуальности, позиции. Задается вопрос всем. Но ответы зачитываются инкогнито. Задача класса: определить, кому принадлежит данная точка зрения. С последующим обсуждением ее. Z.B.: 11 класс. Обществоведение «Деньги в моей жизни сейчас и в будущем». 10. «Брейн - ринг» или «Что, где, когда?» Формы похожи, но если первую удобнее применять в небольших классах, то вторую – в классах покрупнее количественно (приложение 17). 11. Тема Z.B.: 11 класс. Новейшая история «Япония» (приложение 18). 12. Девятый вал (приложение 19) 13. Урок – суд . Можно судить глобальные события или личности. Необходимо, как и для «темы», долгое время для подготовки этого, ибо на суде должны присутствовать – судья, прокурор, защитник, суд присяжных. Ученики должны знать свои функции. Единственно чего они не знают – это приговора. Z.B.: 10 класс. История Отечества «Суд над Лениным». 14. Урок – девиз . Некоторые темы столь обширны, что трудно заострить внимание на каком-либо важном элементе. Поэтому классу предлагается для обсуждения. Тема под определенным девизом. Z.B.: 10 класс. История Отечества. Часть темы «Россия в 30-е годы» может быть обсуждена под девизом: «Пояс нужен, чтобы не потерять панталоны, шпага – чтобы не потерять честь» (Шанелль). Речь идет о поведении советских людей сталинского террора. 15. Вопросы от класса . Учитель предлагает к пройденной теме каждому ученику составить вопрос с целью поставить в тупик учителя. Целью может быть и просто более конкретное изучение материала. Естественно, что учитель должен знать все, что написано в параграфе и еще в 10 раз больше. 16. Урок – референдум (или выборы). Удобен этот тип для принятия решения классом по какому-то спорному вопросу. А также при изучении многих обществоведческих тем. Z.B.: 11 класс. Обществоведение «Политическая система. Правовое государство». Выборы президента школы со всем присущим выборам инструментарием – агитация, выборная компания, выборы (приложение 20). Приложение 1 «Да - нет» из урока по теме «Великобритания» в конце XIX – нач. XX вв.
Ответы: 1 – да 2 – нет 3 – нет 4 – да 5 – нет 6 – нет 7 – да 8 – да 9 – да 10 - нет Приложение 2 «Исходная точка» - Бородинское сражение (из урока – обобщения по теме «Отечественная война 1812г.»)
Расставить в хронологическом порядке: 1, 10, 4, 2, 8, - Бородинское сражение – 5, 9, 3, 7, 6. Приложение 3 «Найти лишнее» Урок по теме: «Россия в XVIII веке»
и т.д. Приложение 4 Где ошибка ? [урок истории в 11 классе по теме «Исторический поворот» Н.С.Хрущев 50-е годы XX века]
Приложение 5 «Черное - белое» кому что принадлежит» [урок - «Цивилизация эпохи средневековья» 11 класс «Человек и общество»] Вопрос: Какому сословию принадлежат следующие ценности? (крестьяне, рыцари, горожане)
Приложение 6 «Нахождение своей пары» [урок обобщения по истории России VIII – XVIII вв.] Вопрос: Какому сословию принадлежат следующие ценности? (крестьяне, рыцари, горожане)
Приложение 7 Задание № 1: Восстановить события в хронологическом порядке. 1. Штурм королевского дворца Тюильри. 2. Расстрел на Марсовом поле. 3. Созыв Генеральных штатов. 4. Термидорианский переворот. 5. Принятие первой Конституции. 6. Штурм Бастилии. 7. Установление Республики. 8. Установление Якобинской диктатуры. 9. Казнь короля. 10. Битва при Вальми. Задание № 2: «Найти лишнее» 1. Женминаль 2. Термидор 3. Террор 4. Брюмер Задание № 3: «Правда ли, что» a) Друэ был выбран членом Конвенте? b) Жирондистов в Конвенте арестовал Якобинец Гош? c) Россия присоединилась к коалиции стран – интервентов? Задание № 4: a) Чем прославился Бара? b) Кто такие роялисты? Задание № 5: расставить правильно значение слов.
Приложение 8 Обобщение по новейшей истории. I. Факт – страна? 1. Эйзенхауэр. 2. Тетчеризм. 3. Шахматные забастовки. 4. ХДС/ХСС. 5. Пежо. 6. Уотергейт. 7. Нов. восточная политика. 8. Три неядерных принципа. 9. Кортесы. 10. Четверть населения – в кооперативах. 11. Война за Фалкленды. 12. Еврокоммунизм. 13. Дзайбацу. 14. Помпиду. II. Расставить в хронологическом порядке: 1. Образование ЕЭС. 2. Первое совещание «большой семерки». 3. Убийство Кинга М.Л. 4. Де Голь стал президентом. 5. Сан-Францисский мирный договор. 6. Революция «Гвоздики». 7. Королевой Англии стала Елизавета II. 8. Возведение Берлинской стены. III. Что чему соответствует ?
Приложение 9 Балльные опросы
Приложение 10 Звездный час. Тема «Образование Российской империи (XVIII век)».
Приложение 12 Дифференцированный вопрос. [Заключительный урок по новой истории I периода.] I вариант. 1. Каковы общие причины английской буржуазной революции и войны за независимость североамериканских штатов? 2. Какое государственное устройство было в Англии, США, Франции, Сардинии в 1850-х гг.? 3. Что происходило на территории Америки и Европы в 1810 – 1815 гг.? 4. Какие цели ставили диггеры? 5. С каким событием связано имя Картрайнт? 6. Кто такой «неприкасаемый»? II вариант. 1. Каковы общие причины первой и второй буржуазных революций в США? 2. Какое государственное устройство было во Франции, Великой Колумбии, Индии в 1820 г.? 3. Что происходило в 1864 г. в Европе и Америке? 4. Какие цели ставили тайпины? 5. С каким событием 1825 г. связан город Ливерпуль? 6. Кто такой Бенсо Кавур? III вариант. 1. Каковы общие причины революции 1848 – 49 гг. в Германии и Италии? 2. Какое государственное устройство было в Австро-Венгрии и Китае в середине 19 века? 3. Что произошло в 1776 г. в Америке? 4. Какие цели ставил Наполеон? 5. Кто такие Габсбурги? IV вариант. 1. Каковы общие причины зависимости Индии и Китая от капиталистических стран? 2. Какое государственное устройство было в Англии в 1649 г.? 3. Что произошло в 1869 г. в Африке? 4. Какие цели были у Симона Боливара? I и II варианты оцениваются по 5-балльной системе III -------- // --------- // ------------- 4 ------------ // ------- IV -------- // --------- // ------------- 3 ------------ // ------- Приложение 13 Метод «Девятый вал» Тема «Россия с июня по июль (1917 – 1918 гг.)» Дается более детальная и конкретная характеристика чего-либо или кого-либо. Учащиеся должны догадаться, о чем речь. Дать по достижению ответа дополнительную характеристику факту.
После выявления победителя (сначала 6-после шести валов, из шести участвующих в 7 и 8 валах – 2 победителя, в 9 вале участвуют двое до победы). Вопросы всему классу: Перечислите основные события того периода. В чем основная идея того времени? |