Реферат: Методические рекомендации к семинарским занятиям для группы П5, П6дз
Название: Методические рекомендации к семинарским занятиям для группы П5, П6дз Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||
Геронтопсихология (преподаватель Ревина И.Ю)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Для группы П5, П6дз Семинар 1. Тема : Теоретические аспекты геронтопсихологии
Вопросы для подготовки к семинару:
а) дифференцирующие факторы старых людей как группы б) социальные стереотипы и аттитюды к пожилым и старым людям в) отношение к старым людям в обществе: эйджизм и антиэйджистская практика Литература: 1. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182. 2. Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.77-86. 3. Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.73-76. 4. Краснова О.В. Роль бабушки: Сравнительный анализ // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.238-249. 5. Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.354-362. 6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 288 с. 7. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.183-197. 8. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2002. – 334с. 9. Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с. Семинар 2. Тема : Практические аспекты психологического сопровождения пожилых и старых людей. Вопросы для подготовки к семинару: 1. Общение со старыми людьми: профессиональное взаимодействие: 2. Социально-психологическая работа с пожилыми и старыми людьми: б) индивидуальная терапевтическая и консультативная психологическая практика в условиях социальных служб, стационарных учреждений и со здоровыми пожилыми людьми; Литература: 1. Воронина О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.284-288. 2. Данилов Ю.М. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.250-255. 3. Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.279-283. 4. Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.164-171. 5. Калиш Р. Пожилые люди и горе: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.322-326. 6. Керкхоф А., Диекстра Р., Хиршхорн П., Виссер А. Возможности предотвращения суицида среди людей пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. Пухальская Б.М. Психологические особенности пожилых и старых людей // Старость. Популярный справочник. Пер. с польского. - М.: Научн. изд-во "Большая Российская Энциклопедия", 1996. 7. Розова Т.Н. "Значимые события" как метод психологического консультирования пожилых людей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.384-386. 8. Сатина Л.В. Депрессия позднего периода жизни: горе и осложнения, связанные с ним в пожилом возрасте: Расширенный реферат // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.327-331. 9. Сатина Л.В. Психотерапевтическая работа, с пожилыми в состоянии горя: группы "Тяжелой утраты": Расширенный реферат // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.397-403. В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.344-348. 10. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.349-353.
Семинар 3. Тема: .Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста Вопросы для подготовки к семинару:
Литература:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СР. – 1 . Тема: Исторические аспекты развития геронтопсихологии. Выполните задания:
3. Охарактеризуйте негативные и позитивные мнения о старости, распространенные в нашем обществе. Литература:
СР. – 2 . Тема: Общая характеристика развития человека в период поздней зрелости Выполните задания: 1. Опишите морфофункциональные изменения, происходящие в период старения, и факторы, вносящие свой вклад в эти изменения. 2. Заполните таблицу:
Литература: * Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001. – 704с. *Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия,2003. - С.177-182. * Александрова Н. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза // Развитие личности. - 2002. - № 3-4. - С. 101-125. * Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.112-118. * Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.119-126. * Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.77-86. * Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с. *Обухова Л.Ф. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения / Л.Ф.Обухова, О.Б. Обухова, И.В. Шаповаленко // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 3. * Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с. СР. – 3 . Тема: Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте Выполните задания: 1. Опишите наблюдающиеся в старости изменения в когнитивной сфере. Укажите изменения, вызванные собственно процессом старения и сопутствующими факторами. 2. Опишите прямые и косвенные факторы, вносящие вклад в ухудшение познавательной способности с возрастом, включая те, что связаны с болезнью Альцгеймера. Литература:
СР. –4. Тема: Особенности эмоционально-личностной сферы в поздней зрелости Выполните задания: 1. Опишите изменения личности и задачи развития в поздней взрослости. 2. Составьте ответ на вопрос: Какой тип личности и стили совладающего поведения влияют на приспособление к старению? Литература: * Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.135-148. * Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность?// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.80 – 96. * Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.155-161. *Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта.// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.133 – 141. * Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.111 – 123. * Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с. СР. – 5 . Тема: Духовная зрелость личности и отношение к смерти Выполните задания: 1. Составьте реферативное сообщение на тему: «Старение – время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей». Литература: · Бацман Р. Духовные проблемы пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.53-92. · Белоусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти// Психология зрелости и старения. – 1998. - №4. – С.47 – 64. · Брянчанинов И. Слово о смерти. – М.: Правмоверы, 1993. – 320с. · Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни// Вопросы психологии. – 2003. - №3. – С.3 – 14.
СР. – 6 . Тема: Проблема психологической адаптации к старости Выполните задания: 1. Опишите физические, экономические и социально-психологические условия, влияющие на степень адаптации пожилого человека к выходу на пенсию. 2. Как человеку лучше всего подготовиться к уходу на пенсию?
Литература:
СР. – 7 . Тема:Психологическая работа с пожилыми и старыми людьми Выполните задания: 1. Составьте программу психологического сопровождения пожилых людей в доме-интернате. 2. Опишите особенности проведения консультативной работы с пожилыми клиентами. 3. Составьте(подберите) коррекционно-развивающие упражнения(8 - 10) для проведения групповых занятий с пожилыми людьми в условиях а) дневного стационара б) группы встреч в) дискуссионной группы. Литература:
СР. – 8 . Тема. Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста Выполните задания:
Литература:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА 1. Подготовка рефератов на предложенные темы. 1) Реферат – письменная работа, где кратко изложено исследование какого-либо вопроса (проблемы) на основе изучения и переработки теоретического материала. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, систематизация. 2) Структура реферата: Реферат должен обязательно включать: 1) титульный лист 2) содержание 3) введение 4) основную часть 5) заключение 6) список использованных источников Введение содержит обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач реферативного исследования. Основная часть должна быть посвящена рассматриваемым вопросам и может быть разбита на отдельные параграфы. В основной части должен содержаться анализ теорий, идей, научных подходов применительно к рассматриваемой проблеме. Содержание может быть представлено не только текстом, но дополняться схемами, таблицами, рисунками. В заключении делаются выводы по теме исследования, определяются направления возможных дальнейших исследований в рамках изученной темы. По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, логичным, доказательным. Объем реферата не должен превышать 30 рукописных либо 20 печатных страниц. Все приведенные в тексте цитаты должны быть подтверждены ссылками на источник. Возможна корректировка тем рефератов преподавателем совместно со студентом с учетом познавательных возможностей и интересов студента, доступности той или иной литературы. В течении изучения курса каждый студент может подготовить и защитить один реферат. Каждую из предложенных тем могут выбирать не более трех студентов.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ 1. Старость как период онтогенеза. 2. Теории старения. 3. А.Адлер о старости и старении. 4. Старость и старение с позиций психоаналитического подхода. 5. Мудрость и ее проявления в период поздней взрослости. 6. Социально-психологические условия творческого долголетия. 7. Социально-психологическая помощь пожилым в условиях интерната для престарелых. 8. Проблема изменения личности в пожилом и старческом возрасте. 9. Эмоциональные переживания в старости. 10. Пожилые люди в современном обществе.(социально-психологические аспекты). 11. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. 12. Типы старения и определяющие их условия. 13. Психологические особенности отношения стариков с людьми разных поколений. 14. Жизнь с престарелым родителем(психологические аспекты). 15. Психотерапевтическая работа с пожилыми в состоянии горя. 16. Пожилой человек как субъект жизнедеятельности (гендерные аспекты). 17. Психологическая помощь одиноким старикам. 18. Психологическая помощь пожилым супружеским парам. 19. Психологическая помощь семьям с «неудобными» бабушками(дедушками). 20. Профессиональное старение. 21.Христианские традиции в психотерапевтической помощи пожилым. 22. Старение и суицидальный риск у людей пожилого возраста. 23. Отношение к болезни лиц пожилого возраста. 24. Социально-психологические аспекты долгожительства. 25. Психологическая адаптация к пенсионному периоду жизни. Критерии оценивания самостоятельной работы студентов 0 баллов - работа не выполнена 1 балл – работа выполнена на 30%, или выполнена полностью, но с грубыми ошибками 2 балл - работа выполнена на 50% 3 балла - работа выполнена на 75% 4 балла - работа выполнена, но имеются мелкие неточности и отдельные недостатки 5 баллов - работа выполнена полностью, соответствует предъявляемым требованиям Критерии оценивания индивидуальной работы Оценивание реферата : максимальная оценка за подготовку и защиту реферата – 5 баллов. Критерии оценивания : - полное раскрытие темы исследования – 1 балл - высокий уровень обобщения и анализа научных трудов – 1 балл - грамотность, лаконичность, научность письменного изложения – 1 балл - наличие обоснованных выводов – 1 балл - умение устно изложить краткое содержание, соблюдение логики изложения(введение, основное содержание, краткие выводы по теме) – 1 балл РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература 1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 464 с. 2. Кураев Е.А., ская Е.Н. Возрастная психология:курс лекций.- Ростов-на-Дону, 2002. 4. Гамезо М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учеб.пособие./ М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 272 с. 3. Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд.Дом "БАХРАХ-М", 2004. - 736 с. 4. Савчин М.В. Вікова психологія: Навч. посібник/ М.В. Савчин, Л.П. Василенко. - Киiв: "Академвидав", 2005. - 360 с. Дополнительная литература : 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001. – 704с. 2. Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека// Психологический журнал, 2004, т.25, №3. – С.17 – 24. 3. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости// Психологический журнал, 2001, т.22. №3. – С.86-99. 4. Бацман Р. Духовные проблемы пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.53-92. 5. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – № 5. 6. Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с. 7. Краснова, О. В. Социальная психология старения : учеб. пособие / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М. : Academia, 2002. – 287 с. 8. Краснова, О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова; Департамент междунар. развития, Брит.-рос. программа развития, Рос.-Европ. фонд. - Обнинск : Принтер, 2001. - 231 с 9. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С.80-96. 10. Либерман Я.Л., Либерман М.Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. - Екатеринбург: Банк культ. информ., 2001. - 102 с. 11. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании// Психология зрелости и старения. – 2000. - №2. – С.6 – 11 12. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.завед./ Сост. О.В. Краснова,, А.Г. Лидерс. - М.: Изд.центр "Академия", 2003. - 416 с 13. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с. 14. Сухова Л.С. Реабилитация как составляющая ухода за больными и инвалидами пожилого возраста // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.93-106. 15. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - 208 с. 16. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М.: Медицина, 1966. - 304 с. 17. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.67-72. 18. Филатова С.А., Безденежная Л.П., Андреева Л.С. Геронтология. Учебник. Изд.2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 512с 19. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 3. Список литературы (в электронном виде) Основная литература 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию/ Г.С. Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с. 2. Кураев Е.А., ская Е.Н. Возрастная психология:курс лекций.- Ростов-на-Дону, 2002. 4. Гамезо М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учеб.пособие./ М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 272 с 3. 3. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии") 444444 4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.. 5. Рыбалко Е. Ф.Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с. 6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с Дополнительная литература 1. Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых/ Отв. ред. Е.А. Чудина. — М.: Издательство Института психологии РАН, 2003. — 127с. 2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 896 с. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
35. Психологические способы совладания с трудностями в поздний период жизни. 36. Сходство и различия в старении мужчин и женщин.
38. Особенности проведения психодиагностической работы с пожилыми людьми.
|