Реферат: Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы»
Название: Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Кафедра Психологии рекламы и маркетинга УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры Психологии рекламы и маркетинга от «07 октября»2009г., протокол №5/09 Зав. кафедрой психологии маркетинга и рекламы Лебедев А.Н.____________________
Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы» Автор: Лебедев Александр Николаевич Доктор психологических наук, профессор Москва 2009 Печатается по решению кафедры психологии маркетинга и рекламы НОУ ВПО «Институт психоанализа» Лебедев А.Н. Психология рекламы . – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Лебедев А.Н., 2009 г.
I. Программа курса.
1. Пояснительная записка. В программе спецкурса полностью реализован Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 350700 "Реклама". ОПД.Ф.13. "Психология рекламной деятельности"). В рамках спецкурса рассматриваются теоретические основы психологии рекламы, история ее возникновения и развития, психологические подходы к исследованиям и разработкам в области рекламной практики, методы и результаты изучения психических процессов в рекламе, методы воздействия рекламы на человека, на его мотивацию, а также влияние рекламы на личность, культуру, социальные нормы и ценности. В программе представлены различные точки зрения исследователей на цели и задачи психологии рекламы, что позволяет студентам в процессе обучения получить наиболее полное представление о теоретических проблемах и практическом применении данной области научных знаний. В программу также включены вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы по направлению, приведены некоторые психологические термины, используемые в рекламных исследованиях, а также некоторые специальные термины, используемые в области рекламных технологий. Это позволяет студентам знакомиться с основами психологии рекламы на конкретных материалах современной рекламы. Курс рассчитан на 60 академических часов. Для студентов, специализирующихся в области психологии рекламы, массовых коммуникаций и маркетинга. В рамках данного спецкурса студенты получают представление о сложных и противоречивых тенденциях развития психологии рекламы как отрасли психологического знания. Они знакомятся с психологическими методами воздействия, применяемыми в рекламной практике, с их возможностями, ограничениями, положительными и отрицательными психологическими последствиями. Значительное внимание уделяется влиянию рекламы на психические процессы человека, а также на социально-психологические процессы.
2. Содержание курса.
Раздел I. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения.
Тема 1. Психология рекламы как отрасль психологии, основные понятия и определения. Понятие рекламы. Определение рекламы (реклама как инструмент бизнеса, вид бизнеса, этап маркетинга, информация, стимулирующая продажи, коммуникация, положительная социальная оценка и др.). Определение психологии рекламы как отрасли психологии.
Тема 2. Предмет, объект, задачи и проблемы психологии рекламы. Психология рекламы как прикладная дисциплина. Реклама как социально-психологическая установка. Психология рекламной коммуникации. Типы рекламной коммуникации (односторонняя коммуникация, с обратной связью, с обширными межличностными связями). Системный анализ рекламной коммуникации. Реклама и личность. Концепция рекламы как "коммуникации для коммуникаций". Вопросы для семинарских занятий. 1. Рекламная деятельность с точки зрения экономики и психологии 2. Что является предметом психологии рекламы и психологии рекламной 3. Кто или что является объектом психологии рекламы, каковы основные психологические задачи рекламы и каковы основные задачи психологии рекламы? Раздел II. История развития психологии рекламы, основные подходы и направления. Тема 3. Психология рекламы на рубеже XIX— XX столетий . Основные теоретические положения, цели и задачи суггестивного подхода в психологии рекламы. Основные теоретические положения, цели и задачи маркетингового подхода в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на "целевые группы". Сравнительный анализ суггестивного и маркетингового подходов. Реклама как "опредмечивание" потребностей. Тема 4. Изучение феномена рекламы в социальной и экономической психологии. Социально-ориентированный подход в психологии рекламы. Изучение влияния рекламы на "нецелевые группы", на общество, культуру, на социальные нормы и ценности. Психические процессы в условиях рекламной коммуникации. Вопросы для семинарских занятий. 1. Что представляла собой психология рекламы на рубеже XIX-XX веков. 2. Психология рекламы в середине XX столетия 3. Состояние психологии рекламы в конце XX столетия 4. Психология рекламы в начале XX века
Раздел III. Психические процессы в рекламе. Тема 5. Ощущения в условиях рекламных воздействий. Абсолютные и дифференциальные пороги ощущений, законы динамики ощущений. Цвет и звук в рекламе. Тема 6. Психологические характеристики и проблемы восприятия рекламных материалов. Константность восприятия. Перцептивные иллюзии и их использование в рекламе. Иллюзии Миллера-Лаера, Вундта и др. Влияние культуры на возникновение перцептивных иллюзий. Тема 7. Внимание в рекламе. Объем, распределение, переключение, концентрация внимания. Теории внимания. Тема 8. Память в рекламе. Виды памяти и закономерности запоминания рекламной информации. Теоретические основы мнемотехники. Мнемотехника в рекламе. Тема 9. Эмоции в рекламе. Приемы повышения эмоциональности рекламных сообщений. Тема 10. Мышление и воображение в рекламе. Принятие решений в процессе восприятия рекламных сообщений. Типы принятия решений и поведение потребителей. Информация и реклама. Тема 11. Мотивация потребительского поведения. Концепция "рекламно-информационного комфорта". Теория установки и мотивация потребительского мышления и поведения. Когнитивный, аффективный и конативный компоненты социально-психологической установки в рекламе. Теория установки Узнадзе и теория социально-психологической установки. Парадокс Лапьера в рекламной деятельности. Вопросы для семинарских занятий. 1. Какими методами исследуются ощущения потребителей в рекламных 2. В чем состоит концепция "рекламно-информационного комфорта"? 3. В чем состоит специфика изучения психических процессов в условиях Раздел IV. Реклама как средство психологического воздействия. Тема 12. Психологические воздействия в рекламе и проблема выбора. Методы психологического воздействия в рекламе (общая характеристика). Гипноз и внушение в рекламе. Подражание, заражение и убеждение. Миф и стереотип в рекламе. Психологические механизмы ореола, сравнения, идентификации, фрейминга и др. Тема 13. Приемы и методы скрытой рекламы. Феномен и методика "25-го кадра" Дж.Вайкери, история мифа. Психология рекламных шоу. Тема 14. Моделирование психологической структуры рекламных воздействий. Модели AIDA, AIMDA, ACCA, DIBABA, DAGMAR. Теория "базиса отсчета". Психологическое манипулирование потребителями в условиях личных продаж. Психологическая специфика политической рекламы. Вопросы для семинарских занятий. 1. Как соотносятся концепция рекламы как формы психологического воздействия на потребителя и концепция свободы выбора? 2. Каковы возможности и ограничения применения различных форм внушения в рекламе? 3. Чем отличаются формы рекламного воздействия, основанные на подражании, заражении и убеждении?
Раздел V. Этические проблемы психологии рекламы. Тема 15. Психологическая экспертиза рекламы . Реклама и проблема психического здоровья. Проблема отношения населения к рекламе. Влияние агрессии в рекламе на население. Влияние рекламы на несовершеннол етних. Тема 16. Правовое регулирование рекламы. Закон о рекламе. Закон о правах потребителей. Международный кодекс рекламной практики. Проблема защиты населения от недобросовестной, заведомо ложной, неэтичной и скрытой рекламы. Тема 17. Роль общественных организаций и саморегулирования в рекламной практике, международный и российский опыт. Концепция "мозаичной культуры и роль рекламы в изменении структуры социальных норм и ценностей. Концепция рекламы в рамках социально-этичного маркетинга. Концепция саморегулирования рекламы. Вопросы для семинарских занятий. 1. Как реклама влияет на психическое здоровье людей? 2. Каковы механизмы правового регулирования рекламы и какие психологические проблемы возникают в процессе такого регулирования? 3. Какова роль общественных организаций в практике общественного регулирования рекламы? С какими психологическими проблемами сталкивается 3. Список литературы.
Список основной литературы
1. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. – М.: ДатаСтром, 1992. 2. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. - СПб., 2002. 3. Лебедев-Любимов А.Н. Психология в маркетинге. COOL-BRAND-стратегия. – СПб.: Питер, 2008. 4. Шуванов В.И. Психология рекламы. – Р-н-Д.: Феникс, 2006. Список дополнительной литературы 1. Котлер Ф., Армстронг Г., СондерсД., Вонг В. Основы маркетинга. / Пер. с англ. 2-е ев-роп. изд. М; СПб., 1999. 2. Краско Т.И. Психология рекламы. – К.: Студцентр, 2002. 3. Лебедев А.Н. Две методологические традиции в организации научно-практических исследований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 89—97. 4. Лебедев-Любимов А. Н. Самореклама. СПб., 2002. 5. Лебедев-Любимов А.Н. Основные психологические модели рекламного воздействия // SALES business/продажи, 2005. - №4. – С.68-72. 6. Лебедев-Любимов А.Н. Проблемы и перспективы развития психологических исследований в российской рекламной практике // Реклама: теория и практика, 2005. - №2. - С. 35-41. 7. Лебедев-Любимов А.Н. Психологическое тестирование рекламы // SALES business/продажи, 2005. - №1. – С.52-58. 8. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 9. Менегетти А. Власть рекламы // Психология бизнеса: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1998. 10. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы. – Ч.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2004. 11. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с франц. М, 1973. 12. Огилви Д. Огилви о рекламе. М., 2003. 13. О’Гуинн Томас С., Ален Т.К., Семеник Дж.Р. Реклама и продвижение бренда (3-е изд.), СПб. Издательский дом «Нева», 2004, 656 с. 14. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. 15. Рожков И. Я. Реклама: планка для "профи". М, 1997. 16. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. / Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. М., 1989. 17. Федеральный Закон о рекламе. М., 1997. 18. Феофанов О. А. США: реклама и общество. М., 1974. 19. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. СПб., 2000. 20. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. – Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994.
II. Распределение часов курса по темам и видам работ (очное отделение)
III. Распределение часов курса по темам и видам работ (заочное отделение)
IV. Темы рефератов и курсовых работ. Темы рефератов: 1. История рекламы как социокультурного явления 2. История развития психологии рекламы за рубежом 3. История развития психологии рекламы в нашей стране 4. Саморегулирование рекламы (Международный кодекс рекламной практики) 5. Правовое регулирование деятельности психолога в рекламе (Закон о рекламе, Закон оправах потребителей)
Темы курсовых работ:
1. Реклама и личность. 2. Психические процессы в рекламе 3. Реклама как коммуникация 4. Реклама как социально-психологическая установка 5. Перцептивные иллюзии в рекламе 6. Реклама как средство психологического воздействия. 7. Влияние рекламы на психическое здоровье населения 8. Отношение населения к рекламе 9. Реклама как явление массовой культуры 10. Психология неэтичной рекламы
V. Вопросы к экзамену
1. Какое определение рекламе дает Закон о рекламе Российской Федерации? 2. Что такое рекламная деятельность с точки зрения экономики и психологии? 3.
Что является предметом психологии рекламы и психологии рекламной 4. Каковы основные психологические задачи рекламы? 5. Каковы основные задачи психологии рекламы? 6. Чем характеризуются и отличаются различные типы рекламной коммуникации? 7.
Каковы основные теоретические положения, цели и задачи суггестивного 8. Каковы основные теоретические положения, цели и задачи маркетингового подхода в психологии рекламы? 9. Что означают понятия «целевая группа» и «нецелевая группа»? Каковы принципы исследования «целевых групп потребителей»? 10.
В чем состоит психологическая концепция рекламы как «коммуникации 11. Как используются в рекламной практике законы восприятия цвета и звука? 12.
Какие психологические проблемы возникают у потребителей в процессе 13.
Какие характеристики и виды памяти наиболее часто используются в 14. Какие приемы повышения эмоциональности рекламных сообщений вам известны? 15. В чем состоит специфика изучения психических процессов в условиях коммуникации? 16. Как соотносятся концепция рекламы как формы психологического воздействия на потребителя и концепция свободы выбора? 17. Каковы возможности и ограничения применения различных форм внушения в рекламе? 18. Чем отличаются формы рекламного воздействия, основанные на подражании, заражении и убеждении? 19. Как реализуются в условиях рекламного воздействия мифы и стереотипы? 20. Как используются в рекламе психологические механизмы ореола, сравнения, идентификации, фрейминга и другие? 21. Каковы психологические приемы скрытой рекламы, их возможности и ограничения? 22. Что такое феномен "25-го кадра"? 23. Чем отличаются, с точки зрения психологии, различные модели структуры рекламных воздействий (AIDA, AIMDA, ACCA, DIBABA, DAGMAR и другие)? 24. Как реклама влияет на психическое здоровье людей? 25. Каковы механизмы правового регулирования рекламы и какие психологические проблемы возникают в процессе такого регулирования? 26. Какова динамика отношения российских потребителей к рекламе? 27. Как влияет реклама на несовершеннолетних? Как защищает права несовершеннолетних Закон о рекламе Российской Федерации? 28. Каковы возможности этического регулирования и саморегулирования рекламной практики в нашей стране? 29. Какова роль общественных организаций в практике общественного регулирования рекламы? 30. С какими психологическими проблемами сталкивается общество из-за недостатка различных форм социального регулирования рекламы? 31. Что такое ненадлежащая, недобросовестная, неэтичная, скрытая, заведомо ложная реклама? Какие психологические проблемы возникают в связи с нарушениями рекламного законодательства? 32.
В чем состоит концепция "мозаичной культуры" и какова роль рекламы в
|