Реферат: Методические рекомендации по разработке учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент»
Название: Методические рекомендации по разработке учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» Учебно-методическое объединение вузов по образованию в области менеджмента МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 080200 «МЕНЕДЖМЕНТ» Москва 2010 УДК 37.012 Методические рекомендации по разработке учебных планов и календарных графиков учебного процесса бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» [Текст] / Государственный университет управления, Центр качества; [сост. О.Я. Бейгуленко, Д.В. Горшков, Т.А. Кабанова] – М.: ГУУ, 2010. – 58 с. С О С Т А В И Т Е Л И Ученый секретарь научно-методического совета ГУУ О.Я. Бейгуленко Аспирант ГУУ Д.В. Горшков Кандидат химических наук, доцент Т.А. Кабанова О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р Директор Центра качества ГУУ, доктор педагогических наук, профессор М.Б. Челышкова Рассмотрены особенности и подходы к разработке учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению «Менеджмент», представлены примеры учебных планов, бюджетов времени (в неделях и зачетных единицах), календарных графиков учебного процесса. В приложениях приведены материалы, предоставленные профессорско-преподавательским составом и сотрудниками Государственного университета управления. Рекомендации предназначены для сотрудников вузов, осуществляющих разработку учебных планов в рамках основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» в условиях введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и перехода высшего профессионального образования на систему уровневой подготовки. © Бейгуленко О.Я., Горшков Д.В., Кабанова Т.А. 2010 © ГОУВПО «Государственный университет управления» 2010 СОДЕРЖАНИЕ
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ Академическая степень – квалификация высшего образования, присуждаемая по результатам освоения соответствующих основных образовательных программ по направлениям подготовки Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы Итоговая аттестация обучающихся – форма государственного контроля, проводимая с целью определения степени освоения выпускниками образовательной программы Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, потребностям личности, общества и государства Квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций Компетенция – готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности Кредит – унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося Модуль – часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности Образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами – образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации Образовательный процесс – целенаправленный педагогически обоснованный процесс обучения и воспитания, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками компетенциями, развитию способностей Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении; Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии Основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии Практика – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью Примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая содержание и объем образования, планируемые результаты их освоения и соответствующие требования к условиям образовательного процесса, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) Промежуточная (текущая) аттестация обучающихся – процедура оценки педагогическим работником качества освоения обучающимися отдельной части или всего объема одного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Профиль – совокупность основных типичных черт профессии (направления подготовки, специальности, специализации), определяющих конкретную направленность образовательной программы Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции Уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом Учебная дисциплина (предмет) – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/ или деятельности, и осваиваемая в рамках образовательной программы Учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня Форма получения образования (обучения) – способ организации образовательного процесса по освоению образовательных программ В настоящих методических рекомендациях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом используются следующие сокращения: ВПО – высшее профессиональное образование ООП – основная образовательная программа ПООП – примерная основная образовательная программа ОК – общекультурные компетенции ПК – профессиональные компетенции УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ВВЕДЕНИЕ В соответствии с решением Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента, которое состоялось в марте 2010 года, Государственным университетом управления, подготовлен комплекс методических рекомендаций по переходу вузов на уровневую систему образования и введению нового поколении федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Менеджмент». В частности, в комплекс вошли методические рекомендации по проектированию учебных планов в соответствии с требованиями ФГОС к составлению основных образовательных программ, в которых рассмотрены: · взаимосвязь примерного и базового учебного плана, а также учебного плана по профилю (направленности) основной образовательной программы; · требования, которым должны отвечать учебные планы бакалавриата и магистратуры по направлению «Менеджмент»; · особенности проектирования и формирования учебных планов бакалавриата и магистратуры, а также календарных графиков учебного процесса по направлению «Менеджмент». В качестве иллюстрации предлагаемых в рекомендациях методических подходов представлены примеры учебных планов, бюджетов времени (в неделях и зачетных единицах) и примеры календарных графиков учебного процесса, разработанные профессорско-преподавательским составом Государственного университета управления. Рекомендации снабжены приложениями, которые включают: · формы примерных учебных планов подготовки бакалавра и магистра, разработанные Департаментом государственной политики в сфере образования; · проект базового учебного плана подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент». Хотя методические рекомендации разрабатывались для направления «Менеджмент», они могут быть полезны при переходе на уровневую систему в вузах, осуществляющих подготовку по другим специальностям и направлениям высшего профессионального образования. 1. ПРИМЕРНЫЙ И БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ Учебный план является частью учебно-методической документации основной образовательной программы (ООП). Основными документами по планированию учебной работы являются примерные, базовые, рабочие и годовые учебные планы. Разработка примерных учебных планов в составе примерных основных образовательных программ в соответствии с Федеральным законодательством относится к компетенции Министерства образования и науки РФ. В настоящее время идет работа по формированию примерных учебных планов. В Приложении 1 приведены формы примерных учебных планов подготовки бакалавра и магистра в соответствии с разъяснениями Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки по формированию примерных основных образовательных программ от 28.12.2009 года. На основе примерных учебных планов Учебно-методическими объединениями вузов по направлениям подготовки разрабатываются и утверждаются базовые учебные планы вузов по соответствующему направлению и уровню подготовки. Базовый учебный план разрабатывается на одну продолжительность обучения и определяет основное содержание подготовки, срок обучения, перечень учебных дисциплин базовой части ООП и их трудоемкость (в зачетных единицах и академических часах), продолжительность и характер практик, количество курсовых проектов (работ), зачетов, экзаменов, продолжительность итоговой государственной аттестации, каникул. В Приложении 2 приведен проект базового учебного плана подготовки бакалавра по направлению 080200 «Менеджмент», разработанный в УМО по направлению «Менеджмент». 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план является государственным документом, определяющим основное содержание и сроки подготовки обучающегося в вузе, содержащим исходные данные для организации и планирования всех видов учебных занятий: перечень всех изучаемых дисциплин ООП и трудоемкость каждой из них (в зачетных единицах и академических часах), распределение времени по годам и семестрам в течение всего срока обучения, а также по видам занятий, характер практик и (или) научно-исследовательской работы, количество курсовых проектов (работ), зачетов, экзаменов. Учебные планы определяют бюджет учебного времени по семестрам и неделям, продолжительность семестров, практик, экзаменационных сессий, каникул обучающихся. Учебные планы по соответствующему направлению и уровню подготовки для дневной (очной) и вечерней (очно-заочной) форм обучения формируются на основе базовых учебных планов. Учебные планы разрабатываются соответствующими структурными подразделениями вуза (выпускающими кафедрами, факультетами и др.) и утверждаются ректором. Учебный план предусматривает необходимое соотношение учебных циклов их базовых и вариативных частей, закрепление теоретической базы обучения на практике. Последовательность изучения дисциплин (модулей), предусматриваемая учебным планом, основана на их преемственности и определяется логическими связями и зависимостями между ними, которые, в свою очередь, опираются на перечень компетенций (или их компонентов), последовательность, траекторию и сроки их формирования. Баланс учебного времени представляет собой сводные данные по бюджету времени в неделях. При его составлении необходимо произвести расчет количества недель по годам обучения и за весь период обучения, выделяемых на теоретическое обучение (в том числе и на экзаменационные сессии), практики, выпускные квалификационные работы, итоговую аттестацию и каникулы. В календарном графике учебного процесса соответствующими символами для каждого курса и семестра обозначаются календарные дни (по неделям и месяцам) теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, каникул и итоговой государственной аттестации. Планируемое количество учебных недель, как правило, в нечетном семестре составляет 18, а в четном – 16 недель. При составлении графика следует считать, что в году 52 недели. Трудоемкость, выделяемая на изучение отдельных дисциплин (модулей), определяется объемом и характером формируемых компетенций, значением дисциплин (модулей) в системе подготовки, объемом курса, соотношением в нем теоретического материала и практических работ, воспитательными задачами и др. Учебный план предусматривает также рациональное распределение дисциплин (модулей) по семестрам с точки зрения равномерной загруженности студента и эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала вуза. Для реализации компетентностного подхода в рамках учебных планов бакалавриата и магистратуры должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Кроме этого, в соответствии с требованиями ФГОС одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций магистра для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики. Данный семинар является основой корректировки индивидуальных учебных планов магистранта. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Учебный план должен удовлетворять следующим требованиям. Общая трудоемкость освоения ООП не должна превышать нормативную трудоемкость, регламентированную ФГОС ВПО (240 зачетных единиц для бакалавриата и 120 – для магистратуры). Объем факультативных дисциплин, не включаемых в указанное количество зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. Максимальный объем аудиторных учебных занятий[1] в неделю при освоении ООП бакалавриата в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 16 академических часов. В соответствии Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. № 71, максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов, максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов. Учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно календарному учебному графику. Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов. Учебный план бакалавриата должен содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Учебный план магистратуры должен содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Учебный план основной образовательной программы подготовки бакалавра и магистра включает в себя следующие разделы: учебный план на весь срок обучения, бюджет времени в неделях, календарный график учебного процесса. В заголовке учебного плана должны быть указаны код и наименование направления подготовки, квалификация выпускника, форма обучения (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) и срок обучения. В соответствии с ФГОС ВПО обязательными являются учебные циклы и разделы ООП бакалавриата и магистратуры, приведенные в таблицах 1 и 2 для направления 080200 «Менеджмент». Таблица 1 Учебные циклы, разделы ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент» и их трудоемкость
Таблица 2 Учебные циклы, разделы ООП магистратуры по направлению «Менеджмент» и их трудоемкость
Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3, Б.4, Б.5 (для бакалавриата) и М.1, М.2, М.3 (для магистратуры) включает все виды текущей и промежуточных аттестаций. В соответствии с требованиями ФГОС общая трудоемкость учебной дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). При этом по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). 4. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Формирование учебных планов должно быть основано на перечне компетенций (или их компонентов), последовательности, траектории и сроков их формирования. Определению состава компетенций предшествует дополнение перечня задач профессиональной деятельности (по видам деятельности), зафиксированных в ФГОС, и их конкретизация применительно к специфике реализуемой ООП. После этого определяется содержание образования в виде перечней учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и других компонентов, в которых должны быть приобретены знания, умения и владения, входящие в состав конкретных компетенций (см. также Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»). 4.1. Формирование учебных планов подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент» В соответствии редакцией ФГОС, принятой Министерством образования и науки к утверждению, перечень компетенций выпускника по направлению подготовки «Менеджмент» с квалификацией (степенью) «бакалавр», приведен в табл. 3. Таблица 3 Компетенции бакалавра по направлению «Менеджмент» в соответствии с требованиями ФГОС
Основой формирования учебных планов бакалавриата может служить базовый учебный план (Приложение 2). Особенностью учебных планов бакалавриата по направлению «Менеджмент» является наличие инвариантной и вариативной составляющих базовых частей в двух циклах: «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» и «Профессиональный цикл». Базовая часть «Математического и естественнонаучного цикла» вариативной составляющей не имеет. Дисциплины инвариантной составляющей, зафиксированные в ФГОС, являются обязательными для изучения во всех вузах, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению «Менеджмент». Наличие в структуре учебного плана вариативной составляющей базовой части позволяет вузу уже на ранних стадиях обучения готовить обучающихся в русле выбранного ими профиля (направленности) подготовки. Дисциплины вариативной составляющей представлены в базовом учебном плане в виде перечней дисциплин, отмеченных звездочками. Из них вуз по своему усмотрению выбирает дисциплины, целесообразные для формирования профилей подготовки бакалавров. Инвариантная составляющая базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык»[2] , «Правоведение», «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)». Вариативная составляющая базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» включает дисциплины: «Институциональная экономика», «Социология», «Психология». Инвариантная составляющая базовой (общепрофессиональной) части «Профессионального цикла» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)», «Маркетинг», «Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)», «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент», «Корпоративная социальная ответственность», «Безопасность жизнедеятельности»[3] . Вариативная составляющая базовой части «Профессионального цикла» состоит из трех блоков дисциплин. Блок общеорганизационных дисциплин включает: «Лидерство», «Деловые коммуникации», «Управление изменениями». В блок инвестиционно-финансовых дисциплин включены: «Инвестиционный анализ», «Корпоративные финансы», «Финансовые рынки и институты». Блок операционных дисциплин содержит: «Управление операциями», «Бизнес-планирование», «Управление проектами». Из каждого блока вуз выбирает по одной дисциплине в соответствии с реализуемым профилем (направленностью) подготовки. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования. При формировании вариативной части учебного плана должен быть конкретизирован и дополнен набор компетенций выпускника, сформулированный в ФГОС ВПО с учетом региональных особенностей рынка труда, запросов работодателей и профиля (направленности) подготовки. Перечень дисциплин (модулей) вариативной части учебного плана должен формироваться в соответствии с проектируемыми результатами освоения ООП, т.е. содержание дисциплин (модулей) должно быть ориентировано на формирование компетенций, как зафиксированных в стандарте, так и дополнительных компетенций, соответствующих специфике конкретного профиля. Примеры проектов рабочих учебных планов подготовки бакалавра профилей «Производственный менеджмент», «Управление малым бизнесом» и «Управление проектами» по направлению 080200 «Менеджмент», разработанных на основе базового учебного плана в Государственном университете управления, приведены в Приложении 3. 4.2. Формирование учебных планов подготовки магистра по направлению «Менеджмент» В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»), утвержденном приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009г. №636 (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm636-1.pdf), в табл. 4 приводится перечень компетенций выпускника магистерской программы. Таблица 4 Компетенции магистра по направлению подготовки «Менеджмент» в соответствии с требованиями ФГОС
Особенностью учебных планов магистратуры по направлению «Менеджмент» является отсутствие зафиксированного в ФГОС перечня дисциплин базовой части общенаучного цикла, т.е. содержание данного цикла формируется вузом. В остальном, принципы формирования содержания учебных планов магистратуры и бакалавриата совпадают. В соответствии с компетентностным подходом к формированию учебных планов может быть рекомендована следующая последовательность действий (см. также Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»): · конкретизация и дополнение перечня задач профессиональной деятельности магистров, обусловленных спецификой магистерской программы; · определение компетентностной структуры ООП (формулирование дополнительных профессиональных компетенций в рамках задач профессиональной деятельности); · определение содержания ООП в соответствии с ее компетентностной структурой (определение перечня дисциплин, обеспечивающих формирование всех компетенций, заявленных в программе); · декомпозиция компетенций, формируемых компонентами ООП. 4.3. Календарный график учебного процесса и бюджет времени в зачетных единицах Календарный график учебного процесса регламентирует набор учебных мероприятий по реализации основной образовательной программы. Разработка календарного графика рассмотрена на примере реализации магистерской программы Государственного университета управления «Производственный менеджмент». Специфика подготовки магистров состоит в проведении обучающимися самостоятельных научно-исследовательских работ по проблемам выбранного направления, закрепленных в соответствующих учебных мероприятиях, предусмотренных графиком учебного процесса. На рис.1 показан проект календарного графика учебного процесса по магистерской программе «Производственный менеджмент». Рис. 1. Проект календарного графика учебного процесса по магистерской программе Государственного университета управления «Производственный менеджмент» Теоретическое обучение . Теоретическое обучение направлено на формирование фундаментальных знаний, необходимых для освоения ООП и служащих базой для формирования всего комплекса социально-личностных и профессиональных компетенций выпускника магистерской программы. Удельный вес проводимых в активных и интерактивных формах занятий в процессе теоретического обучения определяется, исходя из главной цели ООП, особенностями обучающихся, их профессиональными и научными интересами и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не должны превышать 30 процентов аудиторных занятий. Магистерская программа вуза должна базироваться на инновационных технологиях и включать активные формы формирования компетенций в области методов исследования в сфере профессиональной деятельности. Выполнение итоговых контрольных мероприятий по дисциплинам теоретического обучения построено по модульному принципу и осуществляется по окончании каждого модуля. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП при очной форме обучения составляет 16 академических часов. Теоретическое обучение по магистерской программе «Производственный менеджмент» предусматривается в течение 2 лет, его трудоемкость составляет 60 зачетных единиц. Научно-исследовательская работа (НИР). НИР является обязательным разделом ООП магистратуры. Она направлена на формирование и закрепление общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП вуза. Результаты НИР, выполняемой обучающимися, проходят апробацию, дополняются и уточняются в процессе прохождения педагогической и научно-исследовательской практик, а полученные результаты – обобщаются и служат основой для подготовки магистерской диссертации. В процессе выполнения НИР формируются следующие компетенции[4] : · общекультурные (ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6); · профессиональные (ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12). В магистерской программе «Производственный менеджмент» выполнение НИР предусмотрено на 1-м году обучения. Трудоемкость НИР – 23 зачетные единицы. Практики. Практики в зависимости от направления НИР могут проводиться в российских и зарубежных организациях или в структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, а также достаточной материально-технической базой. Практика является обязательным блоком ООП магистратуры. Она относится к активным формам обучения – обучению действием и непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся (см. также «Методические рекомендации по разработке программ всех видов практик бакалавров и магистров по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»»). При реализации магистерской программы «Производственный менеджмент» планируется проведение всех видов практик, предусмотренных в ФГОС: организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая. Организационно-управленческая практика . Особенностью организационно-управленческой практики является ее ориентация на будущую профессиональную деятельность обучающихся и приобретения общекультурных и профессиональных компетенций на основе выполнения профессиональных обязанностей менеджера в условиях реальной практической деятельности. Выбор места прохождения практики – организации (предприятия) и его структурного подразделения определяется темой магистерской диссертации. В то же время допускается включение в ее программу дополнительных заданий, определяемых потребностями освоения ООП вуза. В процессе прохождения организационно-управленческой практики формируются следующие компетенции: · общекультурные (ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6); · профессиональные (ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7). Организационно-управленческая практика предполагает изучение в организации (на предприятии): · производственных функций и бизнес-процессов организации (предприятия); · структуры организационной системы организации (предприятия) и структуры управления организацией (предприятием); · процессов принятия управленческих решений и контроля их исполнения; · методов и моделей управления запасами, производственной логистики и управления цепями поставок; · методов нормирования труда, мотивации и стимулирования персонала, развития организационной культуры организации (предприятия); · подходов к формированию инновационной политики; · методов и моделей маркетинга и маркетинговых исследований; · методов планирования деятельности, учета и анализа управленческой отчетности; · стратегии организации (предприятия), миссии, целей и задач стратегического развития и др. Результаты прохождения организационно-управленческой практики оцениваются на основе глубины освоения профессиональных и общекультурных компетенций. В магистерской программе «Производственный менеджмент» прохождение организационно-управленческой практики предусмотрено на 1 и 2-м году обучения. Ее трудоемкость составляет 13 зачетных единиц. Научно-исследовательская практика . Особенностью научно-исследовательской практики является ее направленность на решение аналитических и исследовательских задач, необходимых для выполнения выпускной квалификационной работы слушателя. Она ориентирована на приобретение личностных и профессиональных компетенций, связанных с проведением научных исследований, оформлением и публикацией полученных научных результатов. Выбор места и организация прохождения научно-исследовательской практики определяется темой магистерской диссертации. Результаты прохождения научно-исследовательской практики должны быть представлены на публичное научное обсуждение (на научных конференциях, семинарах и др. научно-технических мероприятиях) и опубликованы в научных и специализированных изданиях. Научно-исследовательская практика предполагает: · определение целей, задач, объекта и предмета исследования; · выдвижение гипотезы, лежащей в основе выпускной квалификационной работы; · обоснование методов и инструментов исследования; · сбор дополнительных данных, диагностическое обследование объекта исследования и его внешнего окружения; · обработку и анализ информации для подтверждения выдвинутой гипотезы; · разработку модели и ее апробацию на основе исходных данных. В процессе прохождения научно-исследовательской практики формируются следующие компетенции: · общекультурные (ОК-2; ОК-5; ОК-6); · профессиональные (ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-14). Результаты прохождения научно-исследовательской практики оцениваются на основе глубины освоения профессиональных и общекультурных компетенций на основе публичной защиты. В магистерской программе «Производственный менеджмент» прохождение научно-исследовательской практики предусмотрено на 1 и 2-м году обучения. Ее трудоемкость составляет 9 зачетных единиц. Педагогическая практика. Особенностью педагогической практики является формирование у обучающихся компетенций ОК-2, ПК-13, ПК-14, связанных преподаванием управленческих дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях и разработкой образовательных программ и учебно-методических материалов по управленческим дисциплинам для средних профессиональных учебных заведений. По окончании педагогической практики обучающийся должен быть способен применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин, разрабатывать их рабочие программы и методическое обеспечение процесса их преподавания. Педагогическая практика организуется на базе вуза и включает непосредственное участие обучающегося в учебно-методической и учебной работе одной из кафедр. По итогам педагогической практики обучающийся магистерской программы проводит открытое занятие по одной из дисциплин других ООП вуза. В магистерской программе «Производственный менеджмент» прохождение научно-исследовательской практики предусмотрено на 1-м году обучения. Ее трудоемкость составляет 3 зачетных единицы. Каникулы. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 – 10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период. Итоговая государственная аттестация . Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Мероприятия по итоговой государственной аттестации направлены на формирование компетенций: · общекультурных (ОК-1, ОК-3, ОК-6); · профессиональных (ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12). Итоговая государственная аттестация включает государственные экзамены (на усмотрение вуза) и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Государственный экзамен. Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов. Программа междисциплинарного государственного экзамена по иностранному языку разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций экзамен должен включать задания, позволяющие оценить коммуникативные навыки выпускника на иностранном языке, включая чтение, перевод, аудирование, говорение и письменное изложение. При реализации магистерской программы «Производственный менеджмент» междисциплинарный государственный экзамен по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» предусмотрен в конце 2 года обучения, его трудоемкость 2 зачетных единицы. Подготовка и защита магистерской диссертации . Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением. Выпускная квалификационная работа выполняется в соответствии с целями и задачами ООП магистерской программы вуза в процессе прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы. Магистерская диссертация представляет собой самостоятельное, логически и фактологически обоснованное, последовательно изложенное и надлежащим образом оформленное исследование, направленное на решение задач ООП и индивидуального образовательного маршрута выпускника магистерской программы по направлению 080200 «Менеджмент». Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение научных и аналитических задач прикладного характера, связанных с областью профессиональной деятельности в сфере менеджмента предприятия (организации). Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности в сфере менеджмента предприятия (организации). Конкретные требования к выпускной квалификационной работе, ее объем, структура и содержание определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации. Для обеспечения научного руководства выпускной квалификационной работой назначается руководитель из числа ведущих преподавателей вуза, область научных интересов и профессиональные знания которого совпадают с темой выпускной квалификационной работы магистранта. Предельное число обучающихся, научное руководство магистерскими диссертациями которых имеет право осуществлять научный руководитель в течение одного семестра, устанавливается решением Ученого совета вуза, и в соответствии с требованиями ФГОС не должно превышать 5 обучающихся. По итогам научного руководства выпускной квалификационной работой руководитель представляет письменный отзыв, в котором должна содержаться характеристика выпускника магистерской программы и его подготовленной выпускной квалификационной работы. При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение не менее 2 внешних рецензентов. Подготовка и защита магистерской диссертации при реализации магистерской программы «Производственный менеджмент» происходит в течение 2-го года обучения, трудоемкость – 10 зачетных единиц. Включенное обучение. Для обеспечения университетской мобильности ООП магистерской подготовки по направлению «080200» Менеджмент может по усмотрению вуза предусматривать включенное обучение – прохождение обучения в других российских или зарубежных вузах. Место, содержание и продолжительность обучения определяются решением Ученого совета вуза. Продолжительность включенного обучения не должна превышать 40 недель. Для обеспечения контроля включенного обучения назначается куратор из числа преподавателей вуза. Задачами куратора включенного обучения является мониторинг обучения слушателя и его консультирование по организационно-правовым вопросам, связанным с обучением в других высших учебных заведениях. По итогам включенного обучения создается комиссия по нострификации (перезачету) дисциплин, изученных слушателем в другом вузе. Порядок нострификации (перезачета) дисциплин утверждается Ученым советом вуза в соответствии с действующим законодательством о высшем профессиональном образовании. В табл. 5 приводится бюджет времени в зачетных единицах при реализации магистерской программы «Производственный менеджмент». Таблица 5 Бюджет времени в зачетных единицах при реализации магистерской программы «Производственный менеджмент»
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Формы примерных учебных планов подготовки бакалавра и магистра ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки бакалавра по направлению ______________________________________ (указывается в соответствии с ФГОС) Квалификация (степень) – бакалавр Нормативный срок обучения – ______ года (указывается в соответствии с ФГОС)
В колонках 5-12 символом «´» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 13 – форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине): «зачет» или «экзамен». Бюджет времени, в неделях
Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в часах/зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии _____________ Физическая культура 2 (400 час) Практики (в том числе научно-исследовательская работа) ______________ Итоговая государственная аттестация _______________ Итого: ____________ часов/зачетных единиц (указывается в соответствии с ФГОС) · В вариативной (профильной) части циклов Б.1, Б.2, Б.3 могут указываться только те профили, которые полностью обеспечены программами учебных дисциплин. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки магистра по направлению подготовки ___________ (указывается в соответствии с ФГОС) Квалификация - магистр Нормативный срок обучения – ___ года (указывается в соответствии с ФГОС)
В колонках 5-8 символом «´» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 9 – форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине): «зачет» или «экзамен» Бюджет времени, в неделях
Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии _____ Практики и научно-исследовательская работа _____ Итоговая государственная аттестация _____ Итого: _______ часов/зачетных единиц (указывается в соответствии с ФГОС) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Проект базового учебного плана подготовки бакалавра по направлению 080200 «Менеджмент» Министерство образования и науки Российской Федерации Учебно-методическое объединение по образованию в области менеджмента
* ) В общем балансе трудоемкости часы не учитываются. * выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня ** выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня *** выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня **** выбор вузом одной дисциплины из приведенного перечня Бюджет времени, в неделях
Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии – 220 зачетных единиц Практики (в том числе научно-исследовательская работа) – 8 зачетных единиц Итоговая государственная аттестация – 12 зачетных единиц ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примеры проектов рабочих учебных планов подготовки бакалавра по направлению 080200 «Менеджмент» Государственного университета управления ПРОЕКТ
Бюджет времени, в неделях
Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии – 220 зачетных единиц Практики (в том числе научно-исследовательская работа) – 8 зачетных единиц Итоговая государственная аттестация – 12 зачетных единиц Итого: 240 зачетных единиц ПРОЕКТ
Бюджет времени, в неделях
Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии – 220 зачетных единиц Практики (в том числе научно-исследовательская работа) – 8 зачетных единиц Итоговая государственная аттестация – 12 зачетных единиц Итого: 240 зачетных единиц ПРОЕКТ
Бюджет времени, в неделях
Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии – 220 зачетных единиц Практики (в том числе научно-исследовательская работа) – 8 зачетных единиц Итоговая государственная аттестация – 12 зачетных единиц Итого: 240 зачетных единиц [1] Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается Уставом высшего учебного заведения в пределах 45-50 минут. [2] Примерные программы дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык» разрабатываются и утверждаются Минобрнауки России [3] Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разрабатывается и утверждается Минобрнауки России [4] Коды компетенций см. табл. 4. |