Реферат: Методические рекомендации москва 2009
Название: Методические рекомендации москва 2009 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва - 2009 Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: Методические рекомендации / Под общ. ред. доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора В. Я. Кикотя, кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 20 с. Под общей редакцией: начальника Департамента кадрового обеспечения МВД России, доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора, генерал-лейтенанта милиции В. Я. Кикотя; заместителя начальника Департамента кадрового обеспечения МВД России, кандидата педагогических наук, генерал-майора милиции B . JI . Куоышко Автор: полковник милиции В.Я. Злобинский, заместитель начальника Управления организации работы с личным составом - начальник отдела организации воспитательной работы Департамента кадрового обеспечения МВД России В органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации организована работа но выполнению Плана мероприятий МВД России по реализации государственном программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 9 декабря 2005 гола № 1/8895). Данные методические рекомендации ра<работаны на основе опыта организации воспитательной работы с личным составом МВД России за период с начала выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (от 14 декабря 2001 года № 1/22245) с использованием разработок Российского военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации. Методические рекомендации подготовлены в помощь руководителям органов, подразделений и учреждений системы МВД России, руководителям и сотрудникам аппаратов по работе с личным составом, преподавателям, научным сотрудникам, практическим организаторам работы по патриотическому воспитанию личного состава органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России. Рецензенты: заместитель начальника Управления организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы Б.Ю. Дерешко; начальник кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник милиции А.В. Щеглов © ЦОКР МВД России, 2009 ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ (методические рекомендации) Патриотическое воспитание личного состава органов, подразделений и учреждений системы МВД России является составной частью общего процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений и должно представлять собой совместную, целенаправленную и систематическую деятельность руководителей органов внутренних дел. воспитательных подразделений аппаратов по работе с личным составом, ветеранских организаций и иных общественных объединений по формированию у сотрудников, курсантов и слушателей высокого патриотического сознания, чувств любви и верности Родине, гордости за свое Отечество и избранную профессию, готовности к выполнению гражданского и служебного долга. Целью патриотического воспитания личного состава органов внутренних дел является развитие у сотрудников, курсантов и слушателей гражданской и профессиональной ответственности, активной жизненной позиции. высокой степени общественной коммуникативности, формирование позитивных личностных качеств. позволяющих плодотворно осуществлять всестороннюю деятельность, направленную на защиту Отечества и Закона, законных интересов и достоинства россиян, прав и свобод человека и гражданина, эффективное решение задач, возложенных на органы внутренних дел. Для достижения цели патриотического воспитания личного состава решаются следующие задачи: - утверждение в
сознании и чувствах сотрудников, курсантов и - социализация и активное вовлечение личного состава в происходящие в стране созидательные процессы общественно-политического, правового, социально-экономического, духовно-нравственного и культурного характера; - развитие взаимодействия с общественными объединениями, ветеранскими организациями, творческими союзами, религиозными конфессиями, средствами массовой информации в вопросах пропаганды героики милицейской профессии, формирования позитивного имиджа милицейской службы и объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, информационной, духовной и социальной поддержки семей сотрудников, погибших и пострадавших при исполнении служебного долга; - формирование чувств интернационализма, толерантности, расовой, национальной и религиозной терпимости; - привитие чувств уважения, гордости, почитания по отношению к государственным символам (Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации) и историческим святыням России. Система организации патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений включает в себя комплекс мер: - по совершенствованию нормативно-правовой базы патриотического - по развитию научно-теоретических и методических основ по организационному совершенствованию процесса патриотического воспитания; - по координации взаимодействия с общественными организациями и - по информационному обеспечению в области патриотического - по использованию государственных символов Российской - по кадровому и финансово-экономическому обеспечению в области В соответствии с данной системой выстроена структура Плана мероприятий МВД России по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденного Министром внутренних дел Российской Федерации (от 09 декабря 2005 года № 1/8895). Мероприятия по патриотическому воспитанию осуществляются по следующим основным направлениям: - научно-исследовательское и правовое обеспечение патриотического - информационно-пропагандистское обеспечение патриотического воспитания, взаимодействие со СМИ; - проведение занятий по патриотической тематике в системе общественно-государственной подготовки и единых дней государственно-правового информирования личного состава; - организация служебных ритуалов, торжественных церемоний и встреч, памятных вечеров, дней открытых дверей, уроков мужества; - работа по увековечению памяти погибших при исполнении служебного долга; - работа с семьями погибших и пострадавших при исполнении служебного долга; - историческая и музейная работа; - организация празднования дней воинской славы, памятных дней в истории России и в летописи Министерства внутренних дел; - работа с Героями Отечества, ветеранами Великой Отечественной - работа по развитию наставничества и с профессиональными - спортивная и культурно-массовая работа; - фестивальное движение, музыкальное и литературное творчество, изобразительное и монументальное искусство; художественно-публицистическая и печатно-издательская деятельность; - работа с допризывной молодежью, организация работы клубов шефская работа над безнадзорными детьми, трудными подростками, детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей; - популяризация государственных символов Российской Федерации. методические основы патриотического воспитания широко обсуждаются в ходе проводимых научно-практических конференций по темам, связанным с вопросами истории органов внутренних дел и патриотического воспитания. Представители МВД России, в том числе ведомственной науки, принимают участие в работе всероссийских, межрегиональных и региональных семинаров-совещаний по патриотической тематике. Так, в образовательных учреждениях системы Министерства проводятся региональные и межрегиональные научно-практические конференции и семинары с участием ученых и специалистов, работающих в области патриотического воспитания. Кроме того, на базе центров профессиональной подготовки ряда МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации организована система постоянно действующих семинаров для сотрудников подразделений по работе с личным составом по вопросам совершенствования патриотического воспитания. Осуществляются плановые выезды в подразделения для оказания практической и методической помощи на местах в организации процесса патриотического воспитания, для обобщения имеющегося опыта, изучения эффективности его влияния на оперативно-служебную деятельность. Выполнение ведомственного плана организации патриотического воспитания осуществляется во взаимодействии с Общественной организацией ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России во главе с председателем Российского совета ветеранов, помощником Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником внутренней службы в отставке И.Ф. Шиловым. Значительный вклад ветераны вносят в работу с молодыми сотрудниками, курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России. Одним из приоритетных направлений деятельности в комплексе мероприятий, проводимых совместно с ветеранами, является организационная подготовка к проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями проводится работа по социальному патронированию ветеранов Великой Отечественной войны, оказанию им материальной помощи, поздравлению и вручению в торжественной обстановке подарков. Организуется посещение ветеранов войны, находящихся на излечении в медицинских учреждениях и на дому. Проводятся торжественные встречи участников Великой Отечественной войны с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России. Для курсантов ведомственных образовательных учреждений и учащихся гражданских общеобразовательных учебных заведений организуются встречи с ветеранами, уроки мужества, дни открытых дверей, посещение комнат боевой славы. музеев и уголков истории образовательных учреждений. Личный состав, отличники учебы из образовательных учреждений и ветераны совместно участвуют в торжественных церемониях возложения венков и цветов к мемориальным сооружениям, возведенным в память о защитниках Отечества и Закона, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в послевоенное время. В ходе подготовки к празднованию Дня Победы в ведомственных, а также федеральных и региональных СМИ демонстрируются циклы передач, публикуются серии статей и очерков о ветеранах органов внутренних дел - участниках войны. Организуются передвижные тематические выставки, посвященные подвигу бойцов и командиров, тружеников тыла в годы войны, боевым и профессиональным традициям старших поколений солдат правопорядка. Проводятся информационно-воспитательные и культурно-массовые мероприятия, посвященные годовщинам разгрома фашистских войск под Москвой, Сталинградом, Курском, освобождению Белоруссии и другим памятным датам и событиям истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Важное значение имеет привлечение сотрудников, курсантов и слушателей к проведению историко-архивных изысканий, сбору и обобщению материалов о ветеранах, записи их воспоминаний, сбору документов, характеризующих работу органов внутренних дел с момента их создания, изучению и обобщению картотечных и архивных материалов, в том числе о сотрудниках, погибших при исполнении служебного долга. Результаты этой работы используются при оформлении Книги Памяти, куда заносятся данные о погибших в военное и мирное время сотрудниках органов внутренних дел, а также о ветеранах и сотрудниках, внесших значительный вклад в борьбу с преступностью. В рамках исторической работы в органах, подразделениях и учреждениях ведется исторический формуляр, в котором формируются страницы летописи органа, подразделения, учреждения, отражаются яркие события в оперативно-служебной деятельности личного состава, вносятся данные об их руководителях и сотрудниках, внесших значительный вклад в развитие милицейской службы. Участвуя во всероссийской «Вахте Памяти», сотрудники органов внутренних дел, курсанты и слушатели образовательных учреждений оказывают содействие поисковым отрядам в организации работы но выявлению неизвестных воинских захоронений, установлению имен погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, организуют ритуалы перезахоронения обнаруженных в ходе поисковых экспедиций останков воинов, погибших в годы войны, а также проводят работу по профилактике противозаконной деятельности «черных копателей», организации охраны общественного порядка и существующих воинских захоронений, пресечению незаконной добычи и сбыта найденного при раскопках огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Также в рамках «Вахты Памяти» в гражданских учебных заведениях для подростков и допризывной молодежи сотрудниками и ветеранами МВД организуются лекции, беседы, тематические и познавательные викторины, выставки оружия, спецсредств и экипировки, учебно-тренировочные занятия. Эффективность работы но патриотическому воспитанию значительно повышается, когда к участию в ней привлекаются ветераны органов внутренних дел. Действенность данной работы во многом зависит от степени взаимодействия воспитательных подразделений аппаратов по работе с личным составом с советами ветеранов. Богатый жизненный и служебный опыт ветеранов используется для усиления воспитательной работы с личным составом в различных формах: встречи с молодыми сотрудниками, курсантами и слушателями, лекции, беседы, тематические вечера, вечера-портреты, проведение экскурсий по музеям и комнатам боевой славы, участие в торжественных ритуалах. С помощью ветеранов организуется правовое воспитание сотрудников, пропаганда и внедрение передового опыта в деятельности личного состава, работа с населением и средствами массовой информации. Важное значение в организации патриотического воспитания имеет сохранение и развитие славных боевых и профессиональных традиций органов внутренних дел. В первую очередь это выражается в проявлении постоянной заботы и внимания к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам органов внутренних дел, сотрудникам, получившим ранение на боевом посту, семьям работников, погибших при исполнении служебного долга. В процессе организации патриотического воспитания большое значение придается работе по увековечению памяти сотрудников, погибших при исполнении служебного долга в военное и мирное время. Личный состав принимает непосредственное участие в этой работе, поддерживает связь с родственниками погибших, оказывает помощь в поддержании порядка на местах захоронений. В рамках мемориальной работы проводится комплекс мероприятий, в том числе: - внесение обоснованных предложений в местные органы власти о присвоении имен погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел географическим объектам и транспортным средствам; - открытие в общественных местах, служебных помещениях органов внутренних дел и образовательных учреждений, в местах гибели сотрудников мемориальных досок, памятных стел, обелисков; проведение на месте захоронения погибших сотрудников мемориальных акций с возложением венков и цветов; - проведение спартакиад, соревнований по различным видам спорта, - подготовка передвижных экспозиций, тематических выставок, оформление стендов, плакатов и иных средств наглядной агитации; - зачисление имен погибших навечно в списки личного состава органов внутренних дел; - помещение материалов о погибших и организация освещения памятных мероприятий и акций в СМИ. Одной из основных форм мемориальной работы является зачисление навечно в списки личного состава органов внутренних дел имен погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации. По месту службы лиц, зачисленных навечно в списки личного состава органов, подразделений и учреждений МВД России, оформляются стенды с их портретами, описанием подвига, основных этапов жизни и служебной деятельности. Важное значение имеет привлечение сотрудников, курсантов и слушателей к участию в сборе средств для открытия мемориальных досок и памятников погибшим, к работе по их строительству и реконструкции. Традиционно у мемориальных комплексов проводятся торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения служебных удостоверений, погон, табельного оружия, государственных и ведомственных наград, проводов ветеранов на заслуженный отдых. Для ритуалов характерны устойчивость и преемственность, когда при изменении содержания продолжают сохраняться традиционные формы их проведения, как дань уважения предшествующим поколениям. Особую эмоциональность ритуалам придает использование государственной символики и атрибутики. Ритуалы широко используются в работе по патриотическому воспитанию личного состава. Воспитательное воздействие ритуалов усиливается торжественностью, эмоциональностью, красотой и величавостью проведения, что не только убеждает в необходимости бережного хранения и приумножения профессиональных традиций, но и вдохновляет сотрудников, курсантов и слушателей на добросовестное отношение к исполнению служебного долга, поддерживает их в стремлении брать пример со старших поколений солдат правопорядка в верности Родине, своему народу и Присяге. В ходе проведения ритуалов практикуется торжественное прохождение личного состава органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений по улицам и площадям торжественным маршем в сопровождении оркестровой музыки. Завершается ритуал традиционным возложением венков и цветов к памятникам погибшим сотрудникам.
Активное развитие в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства получила практика установления шефства над детскими домами-интернатами и центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Органы, подразделения и образовательные учреждения в рамках заключаемых с администрацией детских социальных учреждений соглашений оказывают помощь в работе по профилактике беспризорности, социальной адаптации и психологической поддержке воспитанников. Стала традиционной ежегодная благотворительная акция «Время добрых дел», проводимая в рамках празднования Международного дня защиты детей, по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Детям передаются комплекты одежды, канцелярские товары, учебники и художественная литература. Детским учреждениям оказывается практическая помощь. В рамках проведения Всероссийской благотворительной акции «Участие» в органах внутренних дел проводится комплекс мероприятий, направленных на оказание адресной помощи социальным учреждениям для несовершеннолетних детей, многодетным семьям, воспитывающим приемных детей, детям, оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. В связи с празднованием Международного дня защиты детей при руководителях органов и подразделений проводятся встречи с детьми указанной категории, программы которых включают ознакомительные экскурсии, показательные выступления сотрудников спецподразделении, фотографирование, чаепитие и вручение памятных подарков. Органами внутренних дел совместно с администрациями субъектов общеобразовательных школах открываются лицейские милицейские классы, котрые являются не только эффективным элементом системы профильною обучения, но и имеют большое воспитательное значение, выполняют задачи организации военно-патриотической работы с детьми, формируют в подростковой среде активную гражданскую позицию. Молодежь привлекается к работе по уходу за памятниками и мемориальными комплексами, к участию в поисковых экспедициях. Учащиеся милицейских классов обеспечиваются форменным обмундированием, для них разработаны специальные учебные программы, в отдельных классах введены должности офицеров-наставников. В учебном процессе активно принимают участие сотрудники из ведущих милицейских служб. В целях популяризации профессии защитника правопорядка и повышения престижа службы в органах внутренних дел, на территории ряда субъектов Российской Федерации по инициативе и непосредственном участии сотрудников органов внутренних дел активно действуют молодежные объединения и клубы патриотической направленности. Им предоставляется учебно-материальная база центров профессиональной подготовки органов внутренних дел и образовательных учреждений системы МВД России, оказывается методическая помощь в обучении и проведении мероприятий патриотической направленности. В программе обучения - строевая и физическая подготовка, изучение основ милицейской службы и многое другое. На этой базе проводятся различные мероприятия с молодежью допризывного возраста, в том числе возрождена военно-прикладная игра «Зарница». Кроме тою, сотрудники органов внутренних дел постоянно участвуют в подготовке и проведении военно-полевых сборов с допризывной молодежью. В ходе сборов проводятся занятия по огневой, строевой, тактической и физической подготовке. Так, в лицее милиции им. Героя России Ф. Кузьмина при ГУВД по Пермскому краю ежегодно проводится ставший традиционным слет юных патриотов России и стран СНГ «Равнение на Победу», в котором принимает участие более 600 юношей и девушек из 60 регионов России и стран ближнего зарубежья, включая Белоруссию, Казахстан и Украину. В целях привития учащимся чувств патриотизма, товарищества и взаимовыручки, честности, нетерпимого отношения к нарушению Закона и правопорядка, в регионах создаются отряды «Юных друзей милиции». Члены отрядов проводят работу в школах и прилегающих территориях по пресечению детского и подросткового хулиганства, нарушений общественного порядка, правил дорожного движения, по оказанию помощи в работе с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, пропускающими занятия и нарушающими дисциплину. Требует дальнейшего совершенствования взаимодействие органов внутренних дел с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями и традиционными религиозными конфессиями в области патриотического воспитания. Следует шире использовать возможности Общественных советов при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, в состав которых входят авторитетные представители общественных организаций, религиозных конфессий, средств массовой информации, заслужившие своей объективностью и профессиональной компетентностью уважение и доверие в обществе. Представители религиозных конфессий принимают активное участие в организации совместных мероприятий с членами семей погибших, в освящении вводимых в строй храмов, часовен и молельных комнат в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства. Заключение договоров между органами внутренних дел и учреждениями культуры, кафедрами вузов позволяет эффективно проводить культурно-массовые мероприятия и научно-просветительную работу среди личного состава. Важную роль в совершенствовании патриотического воспитания играет поддержание и укрепление взаимодействия органов внутренних дел, ведомственных образовательных учреждений со средствами массовой информации, творческими союзами, деятелями литературы и искусства, учреждениями культуры. Нa базе культпросветучреждений проводятся выставки и обзоры художественной литературы, встречи с литераторами, читательские конференции на правоохранительную тематику. В ряде органов, подразделений и образовательных учреждений созданы видеотеки художественных и документальных кинофильмов, отражающих героику милицейской службы, самоотверженность и мужество сотрудников органов внутренних дел. Благодаря появлению Интернет-сайта ДКО МВД России и использованию плоттера расширен доступ и возможность использования текстовых и фотографических материалов по патриотическому воспитанию личного состава во всех горрайлинорганах и образовательных учреждениях. Оперативно и качественно электронным способом передается на места любой объем печатной и типографской продукции: рукописей, книг, брошюр, бюллетеней, листовок, фотоплакатов, буклетов. В сети Интернет размещаются официальные сайты органов, подразделений и учреждений Министерства, которые обеспечивают прямой доступ к нормативным документам, методическим материалам, базам аудио-, фото-, видеоматериалов об опыте организации работы с личным составом в органах внутренних дел, в том числе по патриотическому воспитанию. Заключаются договоры с киностудиями о съемках хроникально-документальных фильмов о службе в органах внутренних дел. В целях стимулирования и поощрения работы по созданию разножанровых творческо-публицистических произведений, объективно отражающих повседневную службу сотрудников органов внутренних дел, способствующих формированию позитивного имиджа и укреплению авторитета милицейской профессии, учреждаются региональные ведомственные премии, проводятся конкурсы с поощрением победителей. Наиболее достойные произведения и авторы представляются па соискание ежегодных премий МВД России, вручаемых Министром внутренних дел Российской Федерации в канун празднования Дня милиции. Большое значение для патриотического воспитания и высокую популярность завоевала ежегодная акция «Честь и Доблесть» с вручением одноименных премий, учрежденных Общественной организацией ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России. В работе по изучению и пропаганде героической истории и традиций органов внутренних дел используются возможности культурных центров системы МВД России. Наряду с культурно-массовой и культурно-просветительной работой, на их базе проводятся тематические вечера, лектории, кинолектории, просмотры и обсуждения кинофильмов на патриотическую тематику. Проводятся мероприятия, направленные на повышение у сотрудников, курсантов и слушателей культуры межнационального общения. Личный состав знакомится с историей и культурой народов России. В учреждениях культуры проводятся дни национальной культуры, национальные фестивали и праздники. Это дает возможность курсантам и слушателям образовательных учреждений готовить содержательные курсовые и дипломные работы, связанные с героической историей российского государства и его правоохранительных органов. Значительный вклад в патриотическое воспитание личного состава вносит организация творческих фестивалей и конкурсов. Тысячи талантливых сотрудников и членов их семей вовлечены в художественное и музыкальное творчество в широкой сети культурных центров территориальных органов внутренних дел и образовательных учреждений системы МВД России. Важное значение для патриотического воспитания личного состава имеет проведение традиционной ежегодной благотворительной акции МВД России «Милосердие белых ночей» (г. Санкт-Петербург), посвященной памяти сотрудников и военнослужащих Министерства, погибших при исполнении служебного и воинского долга. В ходе акции проводятся встречи представителей руководства МВД России с членами семей погибших сотрудников, панихида по погибшим сотрудникам и военнослужащим, марафон авторской песни и другие мероприятия. В рамках акции проходит традиционный Всероссийский конкурс самодеятельного художественного творчества сотрудников органов внутренних дел и членов их семей «Милосердие белых ночей». Широкое общественное признание получил ставший традиционным Фестиваль самодеятельного музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», заключительный гала-концерт победителей которого транслируется по телевидению на всю страну. В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел, внутренних войсках и формирования позитивного общественного мнения о служебной деятельности личного состава органов, подразделений и учреждений Министерства проводятся фотоконкурс МВД России «Открытый взгляд» и литературный конкурс МВД России «Доброе слово». Многие коллективы самодеятельного музыкального творчества органов внутренних дел участвуют в проведении региональных конкурсов Всероссийского фестиваля-конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия». Центрами организации работы по патриотическому воспитанию в органах внутренних дел и образовательных учреждениях МВД России являются музеи истории, комнаты, уголки боевой славы. Основной задачей более 400 музеев и комнат истории, созданных в системе Министерства, является воспитание сотрудников, курсантов и слушателей на славных профессиональных традициях органов правопорядка. Поэтому их создание и обновление экспозиций является важным компонентом организации исторической работы в органе и подразделении. Основной задачей музеев и комнат боевой славы является воспитание сотрудников на героических традициях органов внутренних дел, формирование у них высоких патриотических качеств, а также пропаганда героики милицейской профессии. Поэтому в музеях особое внимание уделяется экспозициям, посвященным сотрудникам, проявившим героизм и мужество в борьбе с преступностью, самоотверженность в деле обеспечения безопасности, прав и законных интересов граждан. На базе музеев истории милиции проводятся плановые занятия с курсантами и слушателями образовательных учреждений, центров профессиональной подготовки системы МВД России. Систематически проводятся торжественные ритуалы. Посещение музеев и комнат боевой славы необходимо организовывать для всех вновь принятых на службу сотрудников. В системе Министерства проводятся мероприятия патриотической направленности в связи с празднованием государственных праздников и памятных дней истории страны и летописи МВД России. Они включают в себя организацию дней открытых дверей в органах, подразделениях и учреждениях, посещение учащейся молодежью и школьниками музеев милиции, встречи с ветеранами, показательные выступления сотрудников спецподразделений. концерты с участием мастеров искусств и коллективов самодеятельного музыкального творчества сотрудников органов внутренних дел. По всем проведенным мероприятиям готовятся соответствующие материалы для размещения в СМИ. Повсеместно традиционно проводятся мероприятия празднования дней республиканской, краевой, областной милиции, отдельных служб. Организация таких мероприятий не только служит формированию патриотических чувств у сотрудников и членов их семей, но и активно способствует укреплению авторитета и росту престижа службы в органах вн>тренних дел в обществе. В формировании у личного состава патриотических чувств одно из ведущих мест принадлежит государственной символике. Государственные символы, являясь содержательной характеристикой национального самосознания, позволяют связать национальные чувства граждан с материальными носителями национально-патриотических ценностей. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» подчеркнуто, что одной из основных задач патриотического воспитания является пропаганда государственных символов. Государственная символика обладает значительным потенциалом в работе по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел. курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений, открывает широкие возможности для формирования у личного состава устойчивого сознания, основанного на общей сплоченности вокруг единых национальных ценностей. Государственная символика воздействует на общественное мнение и национальную идентификацию, формирует чувства патриотизма и национального сплочения. Популяризация государственной символики, формирование у личного состава уважения и любви к символам Отечества, привитие знаний истории Герба, Флага и Гимна России, умения их правильно использовать являются важнейшими направлениями деятельности воспитательных подразделений по организации патриотического воспитания. Воспитание почтительного и уважительного отношения к государственным символам необходимо. Со сменой поколений граждан страны, политических, социальных и экономических основ государства остается неизменной задача формирования патриотизма населения как важнейшего базиса и источника процветания Отечества. Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством преклонения перед святынями Отечества, символами государственного суверенитета. Уважение к государственным символам - не просто показатель цивилизованного патриотизма и политкорректности, но и важное достижение общей и политической культуры. Процесс формирования культуры отношений к государственной символике перманентен и многое в его успехе зависит от усилий институтов государства и общества. В связи с этим, распоряжением Президента России от 7 декабря 2004 года № 572-рп была одобрена Программа мероприятий по популяризации государственных символов России. Государственная символика (Герб, Флаг, Гимн) сопровождает сотрудника на протяжении всей службы в системе МВД России, включая начальный этап - обучение в ведомственном образовательном учреждении. Значительная нагрузка и ответственность в деле формирования уважительного отношения к символам российского государства ложится на образовательное учреждение. Здесь приобретаются знания по истории государственных символов, первые навыки их правильного использования. В процессе служебной деятельности формируется не только уважение к государственным символам, но и готовность защищать их как частицу своей Родины. На службе сотрудник постоянно связан с символикой государства, являющейся предметом не только уважения, почитания и гордости, но и концентрированным выражением профессиональной чести и служебных традиций. История этих символов связана с историей нашей страны и нашего народа. Они отражают определенные духовно-ценностные и геополитические традиции нации и государства, давая представление об историческом пути страны, ее месте в мировом сообществе и национальных ценностях. Единство всякой культуры основано на общем языке ее символов. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. В большинстве стран государственные символы являются общенациональными и объединяющими. Они внесословны, внеклассовы, внепартийны и не меняются при смене структуры органов государственной власти. Психологическое восприятие государственных символов позволяет определить формы и способы их изучения и внедрения в повседневную жизнь, что, наряду с целями и задачами использования, нормативным закреплением правил применения, определяет их педагогический потенциал. В настоящее время, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, российские государственные символы учреждаются федеральными конституционными законами. Символическое содержание (толкование) как современных Государственного герба и Государственного флага России, так и предшествующих, до недавнего времени официально определено не было. Это давало возможность и в научных исследованиях, и в быту очень разнообразно, часто вольно и необоснованно трактовать их геральдические элементы и цвета. На сегодняшний день данный вопрос упорядочен. В Российской Федерации накоплен определенный опыт использования педагогического потенциала государственной и общественной символики в патриотическом воспитании граждан. В МВД России также наработан определенный опыт по данному направлению. Изучение всероссийского и ведомственного опыта показало, что при вдумчивом отношении к организации воспитательной работы с использованием национальных символов у личного состава формируется устойчивое чувство гордости за свою страну и избранную профессию. Как всякая целенаправленная, планомерная работа, популяризация в служебных и учебных коллективах органов, подразделений и учреждений системы МВД России государственных символов требует анализа имеющегося опыта, достигнутых результатов, вскрытия проблем, совершенствования путей и методов реализации стоящих перед патриотическим воспитанием личного состава целей и задач. Опыт и достигнутые результаты использования государственной символики в патриотическом воспитании свидетельствуют о том, что в формировании патриотических чувств ей принадлежит одно из ведущих мест как структурному элементу государственности. Отношение к символике каждого отдельного гражданина, общества и государства в целом является своеобразным индикатором патриотизма, показателем степени развития патриотического сознания как на индивидуальном, так и на массовом уровне. Опыт подтверждает, что в процессе патриотического воспитания граждан формируется уважительное отношение к государственной символике, растет интерес, в том числе у молодежи, к изучению истории государственных символов. Заметно стремление к овладению правилами использования государственной символики в служебной деятельности, в протокольной практике и в быту. Расширяется круг форм и методов использования государственной символики в патриотическом воспитании. Появились занимательные формы популяризации символов, рассчитанные на подрастающее поколение: игры, викторины, интернет- и мультимедийные проекты. Росвоенцентр при Правительстве России констатирует устойчивую тенденцию к тому, что использование государственной символики становится составной частью системы патриотического воспитания. Проведение мероприятий патриотической направленности с широким использованием государственной символики и точным соблюдением установленных законодательством правил стало результатом работы по подготовке кадров организаторов и специалистов патриотического воспитания, что значительно повышает эффективность воспитательного процесса. Вместе с тем, на сегодняшний день возможности государственной символики в патриотическом воспитании в органах и подразделениях системы Министерства используются еще не в полном объеме. В целях более эффективного функционирования системы патриотического воспитания и успешной реализации государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» необходимо подробно изучать и использовать имеющийся опыт работы по данному направлению. Важную роль в планировании работы по патриотическому воспитанию личного состава органов, подразделений и учреждений системы МВД России играет организация контроля ее результатов. Методологической основой для определения критериев оценки результатов работы по патриотическому воспитанию служит деятельность как процесс формирования патриотизма в сознании, ценностях, действиях, поступках и поведении сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений. Данные критерии должны соответствовать следующим методологическим требованиям: - являться инструментом определения реальных результатов работы по патриотическому воспитанию; - обеспечивать соответствие оценки результатов работы по патриотическому воспитанию с его реальным состоянием; - объективно оценивать субъективную сторону деятельности по патриотическому воспитанию, то есть категорию личного состава. Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию необходимо осуществить анализ важнейших сторон и направлений этой деятельности. В свою очередь, такой анализ основывается на определенной методике. Опыт проведения конкретных исследований работы по патриотическому воспитанию, обобщенный Росвоенцентром при Правительстве Российской Федерации, показывает, что основное содержание и последовательность этой методики включает в себя следующие моменты. 1.Составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: цель и задачи анализа; перечень важнейших направлений деятельности, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно; методы анализа и инструментарий его осуществления; рабочие гипотезы и ожидаемые результаты; порядок проведения анализа и представления его итогов. 2.Сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как самих сотрудников, так и руководителей органов и подразделений. Источниками такой информации могут быть личные наблюдения; мнения, позиции, обращения, просьбы, жалобы и т.д.; результаты бесед, опросов, анкетирования; результаты и выводы различных проверок, итоговых мероприятий; материалы, поступающие с мест из органов и подразделений. 3. Обработку данных: группировку (систематизацию) результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера; анализ проделанной текущей работы или значительных мероприятий, требующих длительной подготовки. 4. Анализ эффективности работы руководителей и сотрудников воспитательных подразделений как непосредственных организаторов патриотического воспитания, решения ими конкретных задач и выполнения определенных функциональных обязанностей. 5. Анализ и оценку действенности воспитательной работы с личным При этом, определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, эффективность мероприятий, оказывающих наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее воздействие). 6. Определение выводов о состоянии патриотического воспитания и В выводах отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом; степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т.д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия. 7. Наглядное представление основных результатов анализа 8. Информирование о данных анализа состояния патриотического Такова наиболее распространенная методика анализа работы по формированию патриотизма и готовности личного состава к достойному служению Отечеству и исполнению служебного долга. Она может быть несколько упрошена за счет уменьшения объема получаемой и обрабатываемой информации, но основные ее элементы имеют постоянный характер и должны быть реализованы в ходе проводимого анализа. В процессе изучения патриотического воспитания нередко появляется потребность в информации о таких вопросах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в результатах проведенного анализа (например, данные о мотивах, интересах, увлечениях сотрудников, военнослужащих, курсантов и слушателей, об их реальном отношении к волнующим вопросам, о жизненных планах и ориентирах). Источником информации, необходимой для изучения этих и других явлений, присущих тем или иным членам служебного или учебного коллектива, являются его непосредственные участники. Получить такую информацию для более целенаправленной работы с учетом особенностей и реальных потребностей различных категорий личного состава, особенно молодых сотрудников, курсантов и слушателей, можно с помощью опроса. Опрос как один из наиболее распространенных методов анализа является важнейшим и вполне доступным средством сбора первичной информации. Методика организации и проведения опроса предусматривает фиксирование и обработку ответов респондентов, анализ вопросов, содержание которых раскрывает ту или иную проблему, сторону жизни и служебной деятельности опрашиваемых, дает представление о них. При этом, общение организатора опроса с респондентом (респондентами) опосредуется специальным методическим инструментом-анкетой. Наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса является анкетирование, которое может быть групповым или индивидуальным. Анкета - это объединенная общим замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик изучаемого явления, процесса. Основными видами анкетирования являются: анкетирование раздаточное, почтовое и прессовое. Вопросы анкеты классифицируются по нескольким признакам. По форме они бывают закрытые, открытые и полузакрытые. В закрытых вопросах респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из имеющихся вариантов. Закрытые вопросы, в свою очередь, подразделяются на вопросы типа «да» и «нет» (альтернативные) и «вопросы-меню» (респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких). Открытые вопросы - это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как желает (например: «Что Вас привлекает в милицейской службе?»). Полузакрытые вопросы - это такие вопросы, когда в перечне предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». По направленности вопросы анкеты бывают прямые и косвенные; по функциям они подразделяются на фильтрующие (вопросы-фильтры) и контрольные; по значимости - на основные и второстепенные; по содержанию - на вопросы о фактах сознания, о фактах деятельности и поведения, о личности респондента. Подготовка и проведение опроса (в том числе методом анкетирования) включают следующие основные этапы: - определение целей и задач опроса, разработка вопросов и - обоснование выборки: определение выборочной совокупности, а - обоснование опросного листа (вопросника). Вопросник или документ, предназначенный для сбора первичных конкретных данных, считается надежным, если он обоснован относительно целей его использования (обеспечивает получение необходимой информации), дает достоверную информацию и устойчивые данные, воспроизведенные при повторном опросе в аналогичных условиях. Составление анкеты, интервью, других документов, а тем более проведение самостоятельного опроса - непростая задача, требующая знаний и опыта. Поэтому на начальном этапе своей деятельности организатор опроса, чтобы избежать ошибок, должен пользоваться уже имеющимися методиками или обратиться за помощью в его проведении к специалистам. Дифференциация критериев и показателей по различным уровням может быть представлена в самом общем, предложенном специалистами Росвоенцентра при Правительстве Российской Федерации, виде, например, по четырехбалльной системе следующим образом: 4 - если данные показатели выражены в полной мере, проявляются постоянно и фиксируются как вполне очевидные, без каких бы то ни было сомнений; 3 - если данные показатели выражены в достаточной мере, проявляются в основном устойчиво и фиксируются как сравнительно очевидные с некоторыми сомнениями; 2 - если данные показатели выражены не в полной мере, проявляются непостоянно и фиксируются как малоочевидные со значительными сомнениями; 1 - если данные показатели выражены очень слабо, проявляются эпизодически или не проявляются совсем, фиксируются с большим трудом или не фиксируются вовсе. Для определения результатов патриотического воспитания в прикладной педагогике используются наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация, систематизация, типологизация, шкалирование, моделирование и другие методы. Используя методы сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, классификации и систематизации, процесс патриотического воспитания можно дифференцировать по нескольким уровням, характеризующим его качество и эффективность. При высоком уровне процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Отношения между субъектом и объектом являются оптимальными, интересы организаторов воспитания и личным составом совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны. Мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым. При среднем уровне процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств достижения решений ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Взаимосвязи между субъектом и объектом нестабильны, интересы и устремления организаторов воспитания и личным составом совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно, наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается частично, не в полной мере. При низком уровне процесс имеет малоуправляем ый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Взаимосвязи между субъектом и объектом формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается. Применяя методы анкетирования, анализа результатов деятельности, тестирования, метод независимых характеристик и классификации, можно определить и дифференцировать также различные уровни развития и проявления патриотизма личности. При высоком уровне подразумевается глубокое изучение истории и культуры страны, летопись службы; патриотическая убежденность и готовность к исполнению служебного долга; осознание личной ответственности за судьбу Родины; проявление социальной активности и гражданской зрелости; инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней. Средний уровень характеризуется восприятием истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания; владением содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество»; пониманием необходимости защиты Отечества и Закона в связи с объективной оценкой криминогенной ситуации в стране; проявлением активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных акций; высокой ответственностью, осознанием профессионального, гражданского и патриотического долга; наличием опыта преодоления моральных, волевых, физических перегрузок при патриотической мотивации своей цели. При низком уровне понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне; слабо развиты представления о профессиональном и гражданском долге; пассивное, без проявления инициативы, выполнение служебных обязанностей или обучение. При нулевом уровне интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненной позиции, не связываются с жизненными перспективами; понимание необходимости защиты Отечества и Закона имеет отвлеченный абстрактный характер; проявление равнодушного отношения к службе и учебе в целом; отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества; отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме; слаборазвитые морально-волевые качества; проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями. Разработка методических основ оценки работы по патриотическому воспитанию не может и не должна сводиться к формализации, констатации или фиксации результатов этой деятельности. Такой подход остается распространенным на практике, поскольку он максимально прост в своей реализации и является основой для подготовки различных отчетов, что нередко является чуть ли не главным в деятельности некоторых органов, подразделений и учреждений системы МВД России. В действительности роль и функции объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию заключаются не в фиксации с соответствующими организационными и другими выводами в отношении "виновных", а в выявлении возможности развития, определения пути и средств повышения эффективности, достижения более высоких рубежей и показателей. Вследствие этого подготовка основ такой методики анализа и оценки, которая имела бы достаточно универсальное, общеприменимое значение -дело непростое и творческое. Она предполагает использование всего позитивного, не только разработанного по данной проблеме в науке, но и применяемого в практической воспитательной работе в органах и подразделениях. Важно не только учитывать современные тенденции развития отечественных и зарубежных социально-гуманитарных наук, но их традиции и несомненные достижения, которые востребованы в условиях глобальных кризисов, космополитизации общественного сознания, модернизации и депатриотизации образования, других сфер, оказывающих решающее воздействие на формирование патриотизма в российском обществе, в том числе у личного состава органах внутренних дел. Вместе с тем, в федеральном бюджете МВД России на период до 2010 года целевые ассигнования на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию личного состава не предусмотрены. В сложившихся условиях финансирование выполняемых мероприятий осуществляется за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерства на текущие расходы, согласно установленным в МВД России приоритетам в расходовании средств. ДКО МВД России |