Реферат: Государственное образовательное учреждение сибирский политехнический колледж лабораторные работы по дисциплине «химия» (методические рекомендации)
Название: Государственное образовательное учреждение сибирский политехнический колледж лабораторные работы по дисциплине «химия» (методические рекомендации) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ по дисциплине
«ХИМИЯ» (методические рекомендации)
Для специальностей: - 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) - 080113 Страховое дело (по отраслям) - 080504 Государственное и муниципальное управление - 150203 Сварочное производство - 220301 Автоматизация технологических процессов и производств - 230103 Автоматизация системы обработки информации и управления - 270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений - 270112 Водоснабжение и водоотведение - 270116 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий
Составила: преподаватель И. С. Усова
НОВОСИБИРСК 2010 Содержание
Раздел «Экспериментальные основы химии» в рабочей программе отражён в девяти лабораторных работах. Содержание этого учебного блока направлено на достижение следующих целей химического образования:
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием эксперимента; - воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; - применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Студенты при выполнении данного вида работ осваивают экспериментальные основы химии. В частности: - Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. - Проведение химических реакций в растворах. - Проведение химических реакций при нагревании. - Качественный и количественный анализ веществ. - Определение характера среды. - Индикаторы. - Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. - Отдельные классы органических соединений. Данные методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений по программе дисциплины "Химия" для специальностей: - 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) - 080113 Страховое дело (по отраслям) - 080504 Государственное и муниципальное управление - 150203 Сварочное производство - 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) - 230103 Автоматизация системы обработки информации и управления (по отраслям) - 270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений - 270112 Водоснабжение и водоотведение - 270116 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий В сборнике содержатся методические указания по выполнению девяти, указанных в содержании лабораторных работ. Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных работ.
Правила выполнения лабораторных работ 1. Студент должен придти на лабораторное занятие подготовленным по данной теме. Правила по технике безопасности при проведении лабораторных работ 1. Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность. 2. Приступать к выполнению задания после указания преподавателя. 3. Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ. 4. Производить опыты в чистой посуде. 5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта. 6. Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ проводить только в вытяжном шкафу. 7. Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с воздухом взрывается . 8. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе. 9. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты. 10. Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др., если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя брезентом или засыпать песком. 11. Не зажигать спиртовку, наклоняя ее к другой горящей спиртовке. Гасить спиртовку, накрывая ее колпачком. 12. В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем. 13. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему помощь. ЧТОБЫ ОПЫТ ПОЛУЧИЛСЯ……ознакомьтесь с каждым пунктом правил и старайтесь точно их выполнять.
1. В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это может затруднить вашу дальнейшую работу. 2. Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите описание лабораторной работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя. Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе. 3. В ходе выполнения работы координируйте свои действия с действиями группы. Разговаривайте шепотом, чтобы не мешать работать другим. Если возникнут какие-либо затруднения, которые вы не можете разрешить самостоятельно, обратитесь за помощью к преподавателю. 4. Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 мл. (3-4 капли) Чтобы не перепутать пробки, не открывайте одновременно несколько склянок. 5. Если вы случайно взяли вещества больше, чем нужно для данного опыта, лишнее вылейте в специальную склянку для слива веществ или, если вещество твердое, отсыпьте в коробку для мусора. 6. В химической лаборатории (кабинете) очень важно быть предельно аккуратным во всем – тут нет мелочей. Прежде чем начать работать руками, продумайте, как разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за ходом эксперимента. Не забывайте, что за этим же столом с этими же реактивами и оборудованием будут работать студенты других групп, - не создавайте им дополнительных трудностей, оставив свое рабочее место в беспорядке. Государственное образовательное учреждение СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЛАБОРАТОРНЫЕ и ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ по ХИМИИ
Студента (ки) группы _____ - 08 ____________________________________
Преподаватель: И. С. Усова
Правила оформления отчёта по лабораторной работеЛабораторная работа выполняется в три этапа:
1. Запишите название номер и тему лабораторной работы. Лабораторная работа №__. Тема:_______________________________________________________________. 2. Ознакомьтесь с целями работы, списком оборудования и реактивов самостоятельно и кратко запишите. Цели: 1. _______________________________________________________________. 2. _______________________________________________________________. 3. _______________________________________________________________. Реактивы: название - формула 3. Запишите номер и название опыта из методической рекомендации. Самостоятельно определите его цель и содержание эксперимента. Опыт № __. __________________________________________________________.
4. Проведите запланированный эксперимент, и кратко запишите всё, что вы делали и что при этом наблюдали, то есть опишите условия протекания и признаки химических реакций. 5. Напишите уравнение реакций, которые вы провели. Если в ходе опыта протекало несколько химических реакций, для каждой запишите уравнение. Не забудьте расставить коэффициенты. 6. Нарисуйте прибор, которым вы пользовались. Постарайтесь, чтобы рисунок получился четким. Обязательно сделайте на нем пояснительные надписи. Для изображения окрашенных веществ пользуйтесь цветными карандашами или фломастерами. 7. Сделайте вывод после каждого опыта (или работы). Напомним: повторное описание своих действий или наблюдений не может считаться выводом. r : 8. Ответьте на вопросы и выполните все задания. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Каждую лабораторную работу начинайте с нового листа.
Пример оформления отчёта по лабораторной работе Лабораторная работа № 1. Тема: Теория электролитической диссоциации.
Опыт № 1. Изменение окраски индикатора в растворах кислот и щелочей.
2. HCl в H+ + Cl- , 3. ____________ . Опыт № 2. Необратимость ионных реакций (РИО между р-рами Э., идущие с образованием ↓, ↑ и H2 O). а) образование ↓.
3. УХР : 1. МВ CuSO4 + CaCl2 → CuCl2 + CaSO4 ПИВ Cu+2 +SO4 -2 +Ca+2 +2Cl- → Cu+2 +2Cl- +CaSO4 ↓ СИВ SO4 -2 +Ca+2 →CaSO4 ↓ сульфат кальция 2. МВ____________________________________________________________ ПИВ____________________________________________________________ СИВ____________________________________________________________ 3. МВ____________________________________________________________ ПИВ____________________________________________________________ СИВ____________________________________________________________ б) реакции с образованием ↑.
3. УХР : 1. МВ____________________________________________________________ ПИВ____________________________________________________________ СИВ____________________________________________________________ 2. МВ____________________________________________________________ ПИВ____________________________________________________________ СИВ____________________________________________________________ в) реакции, идущие с образованием воды.
3. УХР : 1. МВ____________________________________________________________ ПИВ____________________________________________________________ СИВ____________________________________________________________ 2.1. МВ___________________________________________________________ ПИВ____________________________________________________________ СИВ____________________________________________________________ 2.2. МВ___________________________________________________________ ПИВ____________________________________________________________ СИВ____________________________________________________________ Ответы на контрольные ?. r: |