Реферат: Методические рекомендации и практические материалы по использованию метода проектов в работе с детьми Автор-составитель: старший воспитатель гоу детский сад компенсирующего вида №1790 Капкова Людмила Геннадиевна
Название: Методические рекомендации и практические материалы по использованию метода проектов в работе с детьми Автор-составитель: старший воспитатель гоу детский сад компенсирующего вида №1790 Капкова Людмила Геннадиевна Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Западное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №1790 г. Москва, ул. Ивана Франко, д.38, кор.2 тел./факс 417-01-10; 417-12-08 электронная почта: dou 1790@ mail . ru ; сайт: www . sad 1790. ru ; www .dskvp1790.umihost.info;
Методические рекомендации и практические материалы по использованию метода проектов в работе с детьми
Автор-составитель: старший воспитатель ГОУ детский сад компенсирующего вида № 1790 Капкова Людмила Геннадиевна
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, ребенок оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, то у детей формируется способность к осуществлению ответственного выбора и способа поведения. Технология проектирования делает детей активными участниками воспитательно-образовательного процесса, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность, формирует навык поиска самостоятельного пути решения проблемы. Наш детский сад работает с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и детьми со сложными нарушениями в развитии (ДЦП, ранний детский аутизм, нарушения зрения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, генетические нарушения, задержка психического развития). Для этих детей очень важно быть любимыми, нужными, принятыми, иметь по мере возможности самостоятельность, а значит и уверенность в своих силах. Для этого им предстоит научиться навыкам взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками: умение обратиться с вопросом, просьбой, самим ответить на множество вопросов, научиться называть предметы, обозначать действия, ориентироваться в пространстве, объяснять свои желания и потребности, понимать инструкции. Формирование этих умений гораздо эффективнее происходит при включении детей в проектную деятельность, в ходе которой развиваются коммуникативные навыки и корректируется эмоционально-волевая сфера детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к радостной, хоть и напряженной работе. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свой неповторимый вклад в общее дело[1] . Проектная деятельность, бесспорно, поддерживает детскую познавательную инициативу, но на пути становления этой деятельности существуют определенные трудности. Социальная действительность является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом[2] . Процесс обучения дошкольников часто строится по принципу: «повтори за мной». Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписываться в существующую систему норм и правил[3] . Возникает вопрос: как поддержать, развить и сохранить детскую активность и инициативу в условиях нормативной ситуации? Разрешить эту проблему помогает проектная деятельность как одна из эффективных форм детской деятельности. Проектная деятельность согласуется с основными направлениями концепции развития детского сада № 1790 и обеспечивает психологическое благополучие и сохранение здоровья детей. Метод проектов реализуется как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, детей и родителей путем поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Каждый проект проходит в своем развитии 4 этапа[4] : Этапы реализации проекта
В рамках методической работы в педагогическом коллективе: - составляется план проектной деятельности на весь учебный год, - разрабатывается схема взаимодействия специалистов д/с в процессе работы над проектом, - подбирается методическая, справочная, энциклопедическая и художественная литература, - проводится консультирование и обучение педагогов инновационным методам работы, - осуществляется контроль за ходом реализации проекта всеми его участниками, - подводятся итоги и обобщается опыт работы. Таким образом, педагогический процесс в проектной деятельности предполагает взаимодействие ребенка с окружающим миром, освоение ребенком природной и социальной среды, в ходе совместной деятельности с опорой на собственный опыт ребенка. В ходе такой работы цель, принятая и освоенная детьми, становится актуальной для них, переходя в детскую самодеятельность, в конкретное практическое творческое дело, в умение поэтапно двигаться к цели. В педагогическом коллективе детского сада № 1790 разработаны проекты в разных направлениях развития и коррекции ребенка: оздоровительно-развивающий проект, социально-нравственный, познавательный, экологический проект.
Предлагаем вашему вниманию один из проектов, реализованных в рамках проектной деятельности. Этот проект был разработан специально для детей с ограниченными возможностями, которые включены (интегрированы) в коррекционную группу детского сада.
Паспорт проекта Вид проекта: оздоровительно-развивающий, коррекционный Продолжительность проекта: в течение месяца Участники проекта: дети младших, средних, старших и подготовительных групп; воспитатели, специалисты, родители воспитанников. Образовательная область: физическое, эмоциональное развитие, коррекция двигательных нарушений и оздоровление. Основные цели проекта:
Предполагаемый результат: дети должны получить первичные представления о возможностях своего тела, научиться расслабляться, справляться со стрессом, сотрудничать со сверстниками, помогать детям с ограниченными возможностями, наблюдать за собой, иметь простейшие представления о мероприятиях направленных на сохранение здоровья. Предварительная работа: рассматривание рисунков, фотографий людей, выполняющих различные действия руками и ногами; разучивание подвижных игр для развития рук и ног, упражнений для межполушарного воздействия; знакомство с литературными произведениями; использование дидактических игр «Угадай, что в мешочке», «Узнай на ощупь», «Бирюльки», «Тяжелее-легче»; разучивание пальчиковых игр и стихов с движениями. Участие специалистов в осуществлении проекта: музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО - выразительные движения под музыку, шумовой оркестр, подвижные игры, спортивно-игровые упражнения; педагог по ИЗО - создание образов на основе ладошки, развитие творческого мышления, коллективная работа «Дружат дети всей земли»; психолог - тактильные (сенсорные) упражнения в сенсорной комнате, логопеды - мини-театр, речевые игры с движениями. Работа с воспитателями: проведение консультации по плану реализации проекта, знакомство с методикой Клауса Фопеля «Привет ручки», «Привет ножки» (в этой методике представлены групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательными, собранными.. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела. В книгах К. Фопеля объединены игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки рук и ног. Они помогут детям научиться бегать и прыгать, лазать и ползать, бесшумно ходить, ощущать свои ладони, ступни, колени, координировать движения), проведение педагогической гостиной «Руки и интеллект человека». Продукт проектной деятельности: коллективная работа «Дружат дети всей Земли» (на основе техники рисования ладошкой), копилка подвижных игр для развития ручной и ножной умелости, ловкости, координации.
Коллективные творческие работы на основе техники рисования ладошкой.
А еще мы разучили много веселых, увлекательных и полезных для здоровья игр, в которые играем теперь все вместе в группах.
1.Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. 2.Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. 3.П. Лилльярд, Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Е. Ткачевой. Русская редакция Е. Хилтунен. 4. Шубина Л.Ю. Создание позитивного микроклимата в группе детского сада// Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№ 4.-с.44-49 5. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/авт.-сост. Л.С. Киселева. М.: АРКТИ, 2003. 7. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2008. [1] Е.А. Хилтунен «Коллективная творческая деятельность в системе Монтессори-педагогики» [2] Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» [3] Там же [4] Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» |