Учебное пособие: Учебно-методическое пособие для студентов факультета иностранных языков 2-е издание, исправленное и дополненное
Название: Учебно-методическое пособие для студентов факультета иностранных языков 2-е издание, исправленное и дополненное Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балашовский институт (филиал) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет Л. И. Комарова, И. И. Невежина Профессионально-методическая подготовка Часть 4 Учебно-методическое пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Балашов 2011 УДК 803 ББК 81.2.Нем.я73+81.2Англ.я73 К63 Рецензенты: Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет С. Е. Шеина; Доктор педагогических наук, профессор Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет Л. Н. Седова. Комарова, Л. И. К63 Профессионально-методическая подготовка студентов в период переводческой и педагогической практик. Ч. 4 : учеб.-методич. пособие по пед. практике для студ. фак-та иностр. яз. Ч. 4. 2-е изд., испр. ISBN 978-5-94035-435-2 В пособии приводится педагогический дневник для 4 курса, который должен служить упорядочиванию процесса педагогической практики и облегчить студентам фиксацию психолого-педагогических и методических наблюдений. Книга может быть полезна не только студентам и преподавателям-методистам, но и педагогам различных типов образовательных учреждений. УДК 803 ББК 81.2.Нем.я73+81.2Англ.я73 ISBN 978-5-94035-435-2 © Комарова Л. И., Невежина И. И., 2011 ДНЕВНИК педагогической практики 4 курс Студента(ки) _________________________________________ наименование учебного заведения факультета иностранных языков _____ группы _____________________________________________________ фамилия, имя, отчество Часть 4 С о д е р ж а н и е Памятка студенту-практиканту. 6 Права и обязанности студента-практиканта. 7 Знакомство с системой работы учителя-предметника. 14 Размещение учащихся в классе. 17 Размещение учащихся, предпочтительное для вас. 18 Список класса, поручения, интересы учащихся. 19 Классный журнал для ______ класса. 21 Индивидуальный план работы студента-практиканта. 23 План работы на первую неделю.. 26 График проведения уроков на период практики. 27 Распределение ежедневного рабочего времени на 4 курсе. 37 Памятка студенту-практиканту по подготовке к зачетному уроку. 53 План-конспект зачетного урока. 54 Оценочный бланк зачетного урока. 62 Самоанализ зачетного урока. 64 Протокольная запись одного из уроков, проведенного сокурсником студента-практиканта. 67 Анализ урока, проведенного сокурсником студента-практиканта. 69 План внеклассных мероприятий. 73 План-конспект внеклассного мероприятия. 74 Анализ внеклассного мероприятия. 77 Оценочный бланк внеклассного мероприятия. 83 Отчет о прохождении педагогической практики. 86 Научно-исследовательская работа студента-практиканта. 89 Порядок защиты и подведения итогов практики. 89 Протокол оценивания работы студента-практиканта. 90 Приложение 1 . Способы размещения обучаемых в классе. 93 Приложение 2. Примерный план работы на первую неделю педпрактики. 94 Приложение 3. Формулы ведения урока на английском языке. 95 Приложение 4. Формулы ведения урока на немецком языке. 100 Настоящее пособие является составной частью учебно-методического комплекса по методике обучения иностранным языкам, включающего также курс лекций по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам» (ч. 1), практикум к данному курсу (ч. 2), пособие по профессионально-методической подготовке студентов в период практик (ч. 3), а также дневник по педагогической практике для 5 курса (ч. 5). Предлагаемое пособие создано в целях совершенствования организации педагогической практики студентов факультета иностранных языков. С целью эффективного освоения модели будущей профессиональной деятельности студентов и получения в результате сформированных умений и навыков (планирования, подготовки и проведения уроков, организации внеучебной деятельности учащихся, анализа 1. Заранее ознакомьтесь с заданием предстоящей практики. Внимательно прочтите ее название во избежание ошибочного ознакомления с практикой другого курса, другой специальности и пр. 2. Внимательно проработайте все пункты задания практики, по непонятным, вызывающим затруднения местам обратитесь к методисту. 3. При необходимости соберите нужный стимульный материал, бланки, протоколы и пр. (сделайте ксерокопии в нужном количестве). 4. Своевременно пройдите медицинскую комиссию и оформите медицинскую книжку. Если прохождение медицинской комиссии необязательно, все же имейте при себе талон о прохождении флюорографии, и если есть — талоны о прививках. 5. Посетите установочную конференцию. Здесь вы услышите новую и полезную для себя информацию. 6. Позаботьтесь о том, чтобы вовремя взять направление в то учреждение, где будете проходить практику. Иногородним необходимо заранее представить справку-отношение в свободной форме 7. Если ваш методист в первый день практики организует групповой поход в учреждение, где вы будете ее проходить, то совсем необязательно идти туда одному. Заранее договоритесь о месте 8. В учреждении, где проходите практику, соблюдайте установленный порядок и ведите себя согласно этикету (не следует вызывающе одеваться, громко говорить и т. п.). 9. При возникновении затруднений и конфликтных ситуаций, если это возможно — решите возникшие вопросы на месте мирным способом, но без ущемления ваших прав. Если такой возможности нет — не выясняйте отношения на месте, придите к своему методисту, руководителю, университетскому руководителю практикой, в деканат, на кафедру. 10. Проводя какую-либо работу с детьми, установите с ними контакт, объясните, кто вы и расскажите о том, что делаете (насколько это возможно в данном случае). 11. Если собираетесь посетить какой-либо урок, обязательно заранее побеседуйте с учителем и получите его согласие. Ни в коем случае не опаздывайте на урок и ведите себя должным образом (как минимум, отключите мобильный телефон). 12. В установленное методистом время раз в неделю приходите к нему на консультации с собранным материалом. Это поможет избежать лишних ошибок при обработке, интерпретации, анализе 13. Регулярно заходите на сайт факультета, где осуществляется дистанционная поддержка вашей педагогической практики[1] . 14. Своевременно заполняйте отчет по практике, графы, касающиеся вида, цели, сроков практики, 15. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем отчете сделали запись, подтверждающую прохождение практики в данном учреждении, и поставили печать. 16. Сдавайте отчет по практике в строго установленные сроки и в полном объеме. 17. Позаботьтесь о том, чтобы методист поставил оценку в ваш отчет и зачетную книжку. Права и обязанности студента-практикант а Студент-практикант обладает правами: — получать своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы со стороны руководителей практики от института и школы; — пользоваться необходимой учебно-методической литературой, пособиями и оборудованием, имеющимся в школьных кабинетах и кабинетах кафедр, библиотеках института и школы; — защищать свои профессионально-педагогические взгляды, находки; — оценивать учебно-воспитательную работу своих товарищей; — обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, деканатов, кафедр, школы. Студент-практикант обязан: — перед началом педагогической практики пройти медицинское освидетельствование состояния здоровья; — находиться в школе 6 часов ежедневно в течение всей практики, своевременно выполнять виды работ, предусмотренные программой педагогической практики; — быть примером организованности, дисциплинированности, педагогического такта; — в соответствии с программой практики своевременно составить план своей учебно-воспитательной работы с учащимися, который утверждается групповым руководителем, учителем — в ходе практики вести дневник, в котором фиксируются результаты наблюдений за детьми, анализируется своя работа; — подчиняться правилам внутреннего распорядка школы или другого учебно-воспитательного учреждения, в котором проходит практика. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или работа которого признана неудовлетворительной, считается невыполнившим учебный план. По итогам педагогической практики студенту выставляется Тип учебного заведения ________________________________________________________ общеобразовательная школа, гимназия, лицей, пр. Адрес учебного заведения ________________________________ Телефон ___________________________ Директор учебного заведения _____________________________________________________ Заместитель директора по учебной работе __________________________________________ Заместитель директора по воспитательной работе ____________________________________ Учитель-предметник ____________________________________________________________ Классный руководитель _________________________________________________________ Групповой руководитель _________________________________________________________ Методист по педагогике _________________________________________________________ Методист по психологии ________________________________________________________ Методист по предмету ___________________________________________________________ Сроки проведения практики: с __________________________________ по ________________________________________ 1. Основные направления учебно-воспитательной работы ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Инновации в деятельности коллектива (апробация новых УМК, школа, экспериментальная, площадка вуза и др.) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Кадровый состав ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Контингент учащихся ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Материальная база ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Мои первые впечатления о школе: здание школы и школьный двор ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Оформление и цветовое решение коридоров ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Порядок в кабинете и его поддержание ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Нас встретили в школе ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 1. Моя первая встреча с классом ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Уровень успеваемости ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Традиции ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Дисциплина, приемы ее организации ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Трудности и проблемы в работе ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Подготовка учащихся к уроку и их активность в процессе занятия ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Анализ классной документации (журнала, плана классного руководителя, дневников учащихся) позволил сделать выводы: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Знакомство с системой работы учителя-предметника
Ознакомьтесь с системой работы учителя на основе его портфолио. Используйте при этом материалы пособия Л. И. Комаровой, И. И. Невежиной «Профессиональная подготовка студентов в период практик». Ч. 3.
Размещение учащихся в классе [2]
Размещение учащихся, предпочтительное для вас [3] (Пользуясь приложением 1, изобразите наиболее предпочтительное для вас Список класса, поручения, интересы учащихся
Определение уровня владения учебным материалом (составляется после беседы с учителем иностранного языка,
Подпись учителя иностранного языка ___________________________ Классный журнал для ______ класса (заполняется студентом-практикантом) Наименование предмета____________________________________________
Фамилия, имя, отчество учителя-практиканта __________________________
Индивидуальный план работы студента-практиканта «УТВЕРЖДАЮ»_______________________ Методист____________________ ФИО
Подпись учителя-предметника ___________________ Подпись методиста ______________________________ План работы на первую неделю [8]
Подпись учителя _______________ Подпись классного руководителя _______________ График проведения уроков на период практики
Оцените УМК, по которому работают учителя в данной школе, используя приведенные ниже вопросы[9] . I . Соответствие УМК целям обучения 1. Насколько четко и ясно представлена цель обучения? Насколько полно цели обучения соответствуют требованиям программы, обязательного минимума Госстандарта? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Насколько объем и содержание УМК соответствует требованиям программы и Госстандарта? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Как организован контроль? Насколько хорошо УМК развивает умения самооценки и самоконтроля? Каковы формы промежуточного и итогового контроля? Насколько хорошо УМК готовит ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Имеет ли УМК гриф Федерального Экспертного Совета МО? Включен ли УМК в Федеральный перечень и каталог учебной литературы? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ II . Соответствие условиям обучения Внешним: 1. Проходим ли материал УМК при существующей сетке часов? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Удобен ли в работе в группах с различной наполняемостью? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Резко ли снижается эффективность использования УМК при отсутствии необходимых ТСО? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Соответствует ли материал УМК ступени обучения и уровню подготовки учащихся? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Соответствует ли УМК типу школы? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Внутренним : 6. Насколько полно позволяет УМК учитывать индивидуальные особенности учащихся? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Учитываются ли в данном УМК способности, играющие ведущую роль при овладении ИЯ? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Даются ли тесты на выявление способностей? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Даются ли рекомендации и предлагаются ли средства по учету и развитию способностей ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 10. Содержатся ли дифференцированные задания? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 11. Соответствуют ли содержание и задание интересам, потребностям и другим личностным особенностям учащихся? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 12. Насколько адекватно учитываются возрастные особенности учащихся? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 13. Можно ли предлагаемую методику обучения адаптировать к особенностям класса и к собственному стилю преподавания? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 14. Совместим ли характер взаимоотношений между вами и вашими учениками с характером взаимоотношений, предлагаемых в УМК? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ III . Соответствие современным концепциям 1. Существует ли концепция, лежащая в основе УМК? Насколько она современна и научна? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Насколько полно концепция воплощена в УМК? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Насколько полно отражены в УМК современные положительные тенденции отечественной и зарубежной методики обучения? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Насколько концепция стимулирует творчество и профессионализм работы учителя? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Соответствует ли концепция вашей творческой индивидуальности и индивидуальному стилю преподавания? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ IV . Состав УМК 1. Что входит в состав УМК? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как взаимосвязаны между собой учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения и аудиоматериал? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Насколько сильна зависимость учебника от других компонентов УМК? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Насколько прост и удобен УМК в использовании: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ а) расположены ли задания в необходимой последовательности? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ б) организован ли материал в уроках как сценарий? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Есть ли необходимость учителю искать дополнительный материал? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Организован ли материал поурочно или учителю самому необходимо определять объем ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Сформулированы ли в Книге для учителя цели каждого урока, указывается ли новый языковой материал по видам РД? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Даются ли подробные поурочные рекомендации и советы по индивидуализации учебного процесса? Распределен ли материал по четвертям? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Много ли времени на подготовку к уроку требуется от учителя? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 10. Имеются ли указания, где и когда использовать другие компоненты УМК или учитель должен решать это сам? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 11. Имеются ли ключи к упражнениям, дополнительные задания? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 12. Имеются ли четвертные и годовые контрольные работы? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 13. Можно ли работать с Учебником без постоянного обращения к Книге для учителя? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ V . Соответствие УМК современной методике 1. Как достигается коммуникативная цель обучения? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Насколько сбалансирована языковая и коммуникативная практика? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Насколько ситуативны упражнения? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Насколько хорошо организовано повторение материала внутри цикла уроков, а также во всех компонентах УМК? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Как обеспечивается мотивация учебного процесса? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Происходит ли взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Обеспечивается ли сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Насколько эффективно (сбалансированно) организован диалог культур? Достаточно ли представлено материала по родной культуре учащихся? Особенно внимательным нужно быть при выборе зарубежных учебников, в которых материал по родной культуре учащихся, как правило, отсутствует. Чтобы соблюсти требования Государственного стандарта, придется потратить немало времени на поиск необходимых материалов. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Учитывается ли родной язык учащихся? (Полное игнорирование родного языка учащихся очень часто приводит к интерференции, что значительно снижает эффективность обучения.) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 10. Как УМК развивает учебные умения учащихся? Какие средства предлагаются для овладения рациональными приемами изучения ИЯ? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 11. Как УМК развивает самостоятельность учащихся в изучении языка? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 12. Как происходит обучение четырем видам РД? Имеется ли комплекс упражнений для формирования лексических, грамматических, произносительных навыков, развития речевых умений? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 13. Над всеми ли видами РД ведется работа, необходимая для достижения требований программы или обязательного минимума? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ VI . Соответствие дизайна УМК современным полиграфическим требованиям 1. Насколько привлекателен дизайн УМК? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Насколько удачно представлен зрительный ряд (рисунки, фото, слайды, символы)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Насколько удачно подобраны шрифты? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Насколько ясно структурное членение учебника? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Насколько качественно издан учебник (переплет, обложка, бумага, кассеты)? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Изданы ли УМК для всех годов обучения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Легко ли приобрести их там, где находится ваша школа? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Какова стоимость УМК? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Учебник ________________ языка для _______ класса Авторы ________________________________________ Изд-во, год __________________________
Подпись методиста _________________________ Распределение ежедневного рабочего времени на 4 курсе Неделя № 1 В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня). Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом. Ф И О студента ____________________________________________________________
Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 2 В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня). Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом. ФИО студента ____________________________________________________________
Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 3 В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом. ФИО студента ____________________________________________________________
Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 4 В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня). Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом. ФИО студента ____________________________________________________________
Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 5 В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня). Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом. ФИО студента ____________________________________________________________
Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 6 В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня). Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом. ФИО студента ____________________________________________________________
Подпись методиста______________________________________ Неделя № 7 В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня). Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом. ФИО студента ____________________________________________________________
Подпись методиста ______________________________________ Неделя № 8 В дневник заносятся все проводимые или посещаемые студентами уроки и мероприятия с указанием места и времени проведения (хронометраж времени из расчета шестичасового рабочего дня). Дневник проверяется и подписывается учителем иностранного языка и методистом. ФИО студента ____________________________________________________________
Подпись методиста ______________________________________ Памятка студенту-практиканту по подготовке к зачетному уроку 1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите к нему материал школьного учебника, его место в системе уроков по теме (по программе). 2. Изучите методическую литературу по теме урока. 3. Посетите 1—2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте их ход, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к работе, учителю, друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязь проводимого вами урока 4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы. 5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов. 6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания учащимся. 7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока. 8. Предусмотрите чередование различных видов деятельности детей, сложного и менее сложного материала, правильное соотношение между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. 9. Используйте по возможности приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения. 10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки. 11. Подготовьте дидактический и наглядный материал, ТСО к уроку, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске. 12. Оформите развернутый план-конспект урока[11]
. Черновой вариант конспекта урока показывается учителю и методисту, в него вносятся исправления и дополнения. Подписывается учителем План-конспект зачетного урока [12] Тема урока ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тип, вид урока[13] __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи урока[14] Практические : ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Образовательные : _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Воспитательные : __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Развивающие : _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Языковой и речевой материал Лексика : _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Грамматика : __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оснащение урока ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Литература ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ План урокаЭтапы урока 1. Начальный этап (___ мин) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Основной этап (___ мин) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Заключительный этап (___ мин) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ход урока
Примечание. Содержание каждого урока, последовательность работы над материалом, деятельность по его предъявлению и управление деятельностью учащихся, объекты учета и контроля конкретизируются в поурочных планах, конспект которых должен быть представлен студентом-практикантом методисту к каждому уроку. Оценочный бланк зачетного урока Студента(ки)__________________________________________________________________ курс, группа, ФИО (заполняется методистом на основе схемы анализа урока иностранного языка [15] ) Тема урока ____________________________________________________________________ Тип, вид урока _________________________________________________________________ Дата проведения урока __________________________________________________________ Школа и класс _________________________________________________________________ I . Организация начала урока
II. Техническая оснащенность
III. Целенаправленность
IV . Структура и организация
V . Содержательность
VI . Активность учащихся
VII . Мотивационная обеспеченность
VIII . Речевое поведение учителя-практиканта
Учитель иностранного языка ______________________________ ФИО, подпись Методист __________________________________ ФИО, подпись Самоанализ зачетного урока [16] Тема урока ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Дата проведения урока __________________________________________________________ Школа и класс _________________________________________________________________ I . Организация начала урока __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II .Техническая оснащенность ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ III . Целенаправленность ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ IV . Структура и организация ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ V . Содержательность урока ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ VI . Активность учащихся ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ VII . Мотивационная обеспеченность урока ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ VIII . Речевое поведение учителя ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Результативность урока ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Выводы по уроку _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Подпись студента _______________________
Протокольная запись одного из уроков, ФИО сокурсника ___________________________________________________________________ Тема урока ________________________________________________________________________ Дата проведения урока ______________________________________________________________ Школа и класс _____________________________________________________________________
Студент-практикант _______________________ ФИО, подпись Анализ урока, проведенного сокурсником студента-практиканта (анализируется на основе протокольной записи по схеме) ФИО сокурсника __________________________________________________________________ Тема урока _______________________________________________________________________ Дата проведения урока _____________________________________________________________ Школа и класс ____________________________________________________________________ I . Организация начала урока ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ II . Техническая оснащенность ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ III . Целенаправленность ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ VI . Структура и организация _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ V . Содержательность урока ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ VI . Активность учащихся ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ VII . Мотивационная обеспеченность урока ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ VIII . Речевое поведение учителя ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Результативность урока ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Выводы по уроку ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Подпись студента _______________________ (классных часов и т. п.)
Подпись классного руководителя ____________________________ План-конспект внеклассного мероприятия Тема мероприятия ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Цели ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Форма проведения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Ход мероприятия ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Литература ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Подпись учителя иностранного языка ____________________________ Подпись методиста _________________________ Анализ внеклассного мероприятия I. Общие сведения 1. Дата проведения мероприятия, его наименование, участники, кто проводит. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Чем обусловлен выбор мероприятия (классными, школьными традициями, системой воспитательной работы класса, школы, возрастными и психологическими особенностями учащихся и т. д.). ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Воспитательные цели мероприятия и конкретные педагогические задачи, которые должны быть решены на основе этого занятия. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Форма внеклассного мероприятия (викторина, устный журнал и т.д.), целесообразность выбора данной формы. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ II. Анализ подготовки мероприятия 1. Кто был инициатором проведения мероприятия, как оно готовилось? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Учет интересов школьников при выборе мероприятия (отношение учащихся к выполнению заданий, самостоятельность, инициатива учащихся). _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Степень педагогического руководства (помощь в работе, координация действий, контроль за работой учащихся). ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Формирование новых понятий и представлений в ходе подготовки к проведению мероприятия. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ III . Анализ хода мероприятия 1. Каково содержание мероприятия? (Какими принципами руководствовался воспитатель?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Насколько убедительно, четко и эмоционально были раскрыты перед школьниками цели и задачи проводимого мероприятия? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Какие знания, умения и навыки приобрели учащиеся? Формированию каких социальных установок, чувств, убеждений способствовало данное занятие? Увлеченность детей ходом данного мероприятия. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Результативность мероприятия. Как оно сказалось на взаимоотношениях учащихся? Какое воздействие оказало на отдельных учащихся? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Отношение школьников к проведению мероприятия (активность, инициатива, эмоциональное отношение, заинтересованность или безразличие и т. д.). _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Влияние личности учителя на проведение мероприятия (создание эмоционального климата, педагогический такт, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и т. д.). _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Каковы, на ваш взгляд, наиболее удачные (или неудачные) моменты проведения мероприятия? Каковы недостатки и трудности? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ IV . Общая оценка мероприятия 1. Выполнение комплексного плана руководителем внеклассного мероприятия. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Какова степень достижения поставленных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Значение мероприятия для совершенствования межличностных отношений в классе, для пробуждения интереса к тем вопросам, которым было посвящено мероприятие. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Методические ошибки и недостатки, снизившие эффективность мероприятия; способы их устранения. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ V . Выводы и предложения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Подпись студента __________________________ Оценочный бланк внеклассного мероприятия Студента(ки) ______________________________________________________________________ Тема _____________________________________________________________________________ Дата проведения ___________________________________________________________________ Участники мероприятия _____________________________________________________________ Форма внеклассного мероприятия (викторина, устный журнал и т. д.) ______________________ __________________________________________________________________________________ I . Подготовка мероприятия
II . Целенаправленность
III . Организация
IV. Содержательность
V . Мотивационная обеспеченность
VI . Речевое поведение учителя-практиканта
VII . Результативность мероприятия
Учитель иностранного языка ______________________________ ФИО, подпись Методист _______________________________ ФИО, подпись Запишите понравившиеся вам приемы, задания, используемые учителями на уроках. _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Мой будущий кабинет, каким я его вижу: описать дидактическое обеспечение кабинета, оформить схемы стендов, план кабинета. Приложить это к отчетной документации. Отчет о прохождении педагогической практики По окончании педагогической практики студент сдает групповому руководителю (методисту) соответствующей языковой кафедры следующую документацию: 1. Заполненный настоящий дневник педагогической практики для проверки[17] (учитывается качество заполнения всех разделов). 2. План-конспект зачетного урока (сдается на соответствующую кафедру в формате А4 с титульным листом и приложениями). 3. Программу-сценарий одного из внеклассных мероприятий. 4. Одно из наглядных пособий, выполненное самим студентом в период педпрактики I . Оценка конкретных условий обучения в данной школе, классе 1. Краткая характеристика работы учителей иностранного языка. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Успеваемость по иностранному языку в данном классе. Соответствие уровня знаний, умений и навыков в практическом овладении иностранным языком программным требованиям для данного класса. Причины слабой успеваемости отдельных учеников. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Отношение учащихся к иностранному языку и к своему учителю по данному предмету. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ II . Планирование и проведение уроков 1. Количество проведенных уроков и их практическая оценка. Количество посещенных уроков по специальности у своих сокурсников и их оценка. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Наиболее характерные затруднения, встречавшиеся вам при подготовке и в процессе проведения уроков (какие типы, виды уроков у вас вызвали затруднения и почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Проведение каких видов работ и упражнений вызвало у вас наибольшие затруднения, а какие вы проводили легко и с удовольствием. Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ III. Внеклассная работа по иностранному языку 1. Количество внеклассных мероприятий, их краткая характеристика и оценка. Самооценка __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ IV. Выводы и предложения по организации педагогической практики 1. Успехи вашей работы и затруднения в организации учебной, внеклассной работы с учащимися. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Работа с вами учителей и классных руководителей школы, влияние их опыта на вашу профессионально-педагогическую подготовку, практические выводы и предложения по улучшению учебной и воспитательной работы с учащимися класса. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ V. Самоанализ уровня профессиональной готовности Достаточность знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам, степень владения методикой преподавания, умение осуществлять воспитательный процесс, взаимодействовать с детьми, педагогами и родителями. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись студента-практиканта ___________________________ Научно-исследовательская работа студента-практиканта Выполнение научно-исследовательской работы является одним из важных компонентов педпрактики, т. к. самостоятельная педагогическая деятельность осуществляется в условиях школы, позволяет апробировать на практике полученные методические знания и более глубоко и детально изучать технологию преподавания иностранного языка. Научно-исследовательская работа направляется и контролируется преподавателем-методистом. Тема будущего исследования определяется и обсуждается совместно с методистом. Необходимо определить, рассмотрение какого круга вопросов представляется наиболее интересным. При выборе темы важно учитывать аспект или вид речевой деятельности, ступень обучения, Совместное обсуждение темы исследования с методистом поможет четко и верно ее сформулировать, а также рационально распределить время на ее исследование. Порядок защиты и подведения итогов практики Защита практики проводится студентом перед специальной комиссией, членами которой являются руководители практики от вуза и базы практики, ведущие специалисты. К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие задания практики и в указанные сроки представившие всю отчетную документацию, а также прошедшие промежуточную аттестацию. Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта по итогам проделанной работы, ответы на вопросы членов комиссии, выступления членов комиссии. Устный отчет студента о практике включает: — раскрытие цели и задач практики; — общую характеристику учреждения образования; — описание выполненной работы с количественными и качественными характеристиками, соответствие объема и содержания работы плану-графику и заданиям практики; — обоснование выводов и предложений по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики. Оценка практики выносится членами комиссии на основании учета количественных и качественных показателей выполненных студентом заданий, представленной им отчетной документации, инициативы и заинтересованности в работе. Оценка заносится в протокол защиты практики, экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. По итогам практики проводится общее собрание (конференция) студентов, преподавателей Курсовой руководитель составляет общий отчет на основе отчетов, представленных методистами. Протокол оценивания работы студента-практиканта Факультет иностранных языков Курс, группа _______________ Семестр __________ Фамилия, имя, отчество студента(ки) ________________________________________ I. Коммуникативная компетенция
II. Профессиональная компетенция
III. Информационная и социальная компетенции
1. Абдуллина, О. А. Педагогическая практика студентов : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — 2-е изд. / О. А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина. — М. : Просвещение, 1989. — 175 с. 2. Бим, И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа / И. Л. Бим. — М. : Новая школа, 1995. — 128 с. 3. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. — М. : Просвещение, 1991. — 222 с. 4. Кузовлев, В. П. Как и какой учебник выбрать / В. П. Кузовлев // Коммуникативная методика. — Воронеж : Интерлингва. — 2002. — № 2. — С. 46—47. 5. Наер, Н. М. Немецкий язык для педагогических колледжей / Н. М. Наер, Н. Б. Кузьмина. Сер. «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 224 с. 6. Никонова, Н. К. Ведите урок по-английски (тренинг обучающего речевого общения) / 7. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. — М. : Просвещение, 1988. — 223 с. 8. Педагогическая практика : учебно-метод. рекомендации / И. В. Штых [и др.]. — Балашов, 1999. — 72 с. 9. Программа педагогической практики студентов пединститутов. — М. : Мин. народного образования РСФСР, 1989. — 16 с. 10. Программа по иностранным языкам для средней общеобразовательной школы. — М. : Просвещение, 2000. 11. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Приложение 1Способы размещения обучаемых в классе
Приложение 2Примерный план работы на первую неделю педпрактики
Приложение 3Формулы ведения урока на английском языке1. Beginning of Lesson: · Good morning, boys and girls! Good afternoon, everybody. Hello, Form 5! (very informal). Sit down, everybody. Take your places. Get ready for the lesson. I’m your new teacher. I'd better introduce myself. I’ll be teaching you English from now on (I’m taking your group for English) (I’m a teacher trainee) and my name is... · Good morning. My name is... I’m taking your group for English this year. We’ll be having English on Mondays, Wednesdays and Fridays, three times a week. Now I’ll call the register and in that way I’ll begin to know you. · Good morning/afternoon. Hello, Form 6. Sit down, everybody. N., go and sit in your place, please. Where do you usually sit? Will you change places with?.. How many people are absent? Please, stand up as I call (out) your names. Quiet down. Don’t be so noisy (could you make up a list of those who are absent). · Good morning, everybody. My name is... I’m standing in for... N. P. is ill and won’t be in today. We hope she’ll be back tomorrow and in the meantime let’s get down to work. · Good morning! I’m a teacher trainee and my name is... I’ve got... lessons with you. We’ll be using «Enjoy English». Now, I’d like you to give me your names. Let’s start by finding out your names. · We have a new pupil today. Would you like то introduce yourself? What’s your name? Where are you from? What was your last school? What textbook did you use? Where are you up to in it? What unit were you on? · We have a new pupil today. What’s your name? Where are you from? What was your last school? What textbook did you use? Where are you up to in it? What unit were you on? And we haven’t got as far as that yet. We are still on unit 12. Go and sit over there by the window. I hope you’ll soon feel at home in the class. · We have a new pupil today. What’s your name? Where are you from? What was your last school? What textbook did you use? Where are you up to in it? We’ve gone further than that. We are a little further on. You’ll have to try and catch up. Come and see me after the lessons have finished. We’ll see what you need to do to catch up. · I wonder what’s wrong with Dasha? Why isn’t she at school (in class)? Do you know when she will be back at school? Who is her friend? Could you take her homework? Tell her we hope to see her again soon, will you? · Oh, Vadim, you are back! Nice to see you again. Why have you been away? Do you have a good reason for having missed my classes? How are you feeling? You’re behind in my subject. We’ve been doing smth quite difficult recently. Have you been doing any work at home? Do you need any help? · What’s the matter, Ann? You look pale! Are you unwell? I think you’d better go to the sick-room. Olga, will you take Ann to the sick-room, please. · Perhaps we could begin by going over your homework. Get your homework out, please. How did you get on with your homework? Did you find it difficult? 2. Going over homework: · Let’s check up your homework. Sentence by sentence. Who wants to be the first? Sasha? Yes, please. Good, thank you! Next sentence. You, Sasha, again?! You are keen. That’s great. It’s good to see it. · Perhaps we could begin by going over homework. Get your homework out, please. A., calm down. You, D., haven’t done your homework but you are disturbing those who have. Stop fidgeting, A. Stop talking, please. · I don’t want to go through your homework today in class. I want to mark your homework. Please, give your exercise-books in at the end of the lesson. I’ll mark your exercise-books and give them back next time (lesson). 3. Game: · I think you are tired after all your hard work. Let’s play a little. Children, don’t be noisy. That’s enough! It’s the limit. Let’s get on our work. I think we can carry on without any game. 4. Comments on test: · You did well in the test. I thought you’d do well. 5. Correctness: · We’ll spend/begin our lesson going over your mistakes. You made some bad/serious mistakes. The test was done badly. Give out/hand out exercise-books. Open them, please. I gave you lower marks! Let’s go over your mistakes. 6. Practicing pronunciation: · We’ll spend today’s lesson working on sounds. Let’s do some work on these sounds (Let’s work again on these sounds). Now I want you to listen to how I pronounce this sound. Why don’t you answer? Listen carefully. You should try and read aloud every day. Who wants to recite a poem (by heart)? Put some expression into it (Read it with a bit of feeling). And now all together (in unison). 7. Presenting New Vocabulary · To make a tour around Moscow let’s look up new words. 8. Commenting on the meaning of the new words: · synonyms, antonyms, definition, explanation, context, illustrated pictures, etymological analyses, language guessing, translation. 9. Practice activities: · repetition, gap, filling, reconstruction, extension, answers to the questions, completing the idea using the new words. 10. Presenting new grammar material: · You sometimes have to speak about your plans for vacations, summer, Sunday. Don’t you? Well, today you’ll learn to speak about your plans in English. By the way, it’s Saturday tomorrow. I usually spend it at the dacha. Do you want to know what I’m going to do on Saturday? Listen to what I say. 11. Practice activities: · repetition, matching, selection, reconstruction, gap-filling, deleting. 12. Reading aloud: · Open your books at page... Now I`d like to hear уоu read aloud. All together, in unison, please. Now let’s take turns reading. I’d like you to read round the class. Take 3 sentences each. Who’s left? You all have? Good. · You mispronounced the word. Be careful with the sound ... You’ve got the stress wrong. The stress is on the second syllable. Be careful with intonation. Your intonation was wrong (wasn’t quite right). Listen to the way my voice goes up/falls. You try and do the same. · You`re reading too quietly. Speak up. I can’t hear you. Please, read more quietly. Take your time. There’s no need to hurry. Speed up a bit. Don’t pause for breath in the wrong places. Could you read more clearly, please? Have a go. Read more clearly/carefully/distinctly. Keep the sense of the sentence in the mind / Get the idea. Put some expression in your voice. Put a bit of life into it. 13. Reading the poem: · Put away your books. Keep your books shut. I’d like to read a poem to you. You’ll find it in your books on page... Listen to me. Did you like it? Did it appeal to you? Notice how the poem is built up. First the refrain. Let’s open our books and read it again. 14. Silent reading: · We read for different purposes. So it’s natural that there are different kinds of reading, e.g., skimming, scanning, reading for full information. · People skim when they want to look for the gist of a text, its general meaning. While skimming people try to understand the main ideas of a passage. They are not concerned with understanding every word. · We can read the text when we want to get specific information — a date, a place, a definition - this is scanning. · When we want to understand both the central idea and the supporting details we read for full understanding. 15. Debates, Discussion: · First of all we should choose the discussion leader. The discussion leader is very important. He should have personality. He should be able to inspire respect and be able to express himself in public. He should not take sides in the discussion. He should be impartial. He must be thoughtful. 16. Essay writing: · Well, get out your ex-books. We are going to write an essay called... Read the title carefully. Think of the main points. Write down an outline (plan), please. Please, leave a wide margin on the left-hand side of your page. 17. Test work: · Settle down quickly, please. I want you to write a short test this morning. I wish you luck. Now, sit at separate tables and get out your pens. Start a fresh page and leave a margin. All of you write the date in English in the top right-hand corner of the page. Are you ready? You have only half an hour before the next bell rings. (The bell rings) Hand in the exercise books В., and put them on my desk. Open the windows before you go, A., please. 18. Comments on a Written Work! · Your English is improving, A. Your English is getting better, N. You are working hard, K. You are getting better O. You need to put in more effort, S. I can see definite improvement, B. That’s better, but there’s still plenty of room for improvement. 19. Teacher’s report on student’s success, progress and failures: · First of all, I’ll give you back the translation you did for homework last week. On the whole, it’s quite encouraging, though I was rather disappointed with your work, K. I rather think you can do better than this. There are lots of careless slips you could easily have avoided. If there’s anything you don’t understand, don’t hesitate to ask. Come after classes and I’ll give you a little extra tuition. You don’t want to fall behind the others. 20. Tape activity: · We’re about to listen to an interesting text today. Let’s switch the cassette-recorder on. Is the sound clear enough? Is the volume all right? Can you hear at the back? If you can’t hear, come a bit nearer. · Oh, dear! There seems to be something wrong with the cassette-recorder. And there’s nothing I can do (about it). Does anyone know how this works? Oh dear, I didn’t put the plug in the socket. · Oh, dear! I’ve rewound the tape. Let me just find the beginning. Wait a minute. I’ll just rewind the tape. I’m sorry about the mix-up over the tapes. Look at the questions on page... while I find the place. Sorry about the delay. 21. Blackboard activity: · Come up to the board, (if the teacher is at his/her desk). Will you please go to the board? (If the teacher is somewhere in the middle or at the back of the classroom). I’m afraid we’ve ran out of chalk. Could you fetch me the chalk, please? Will you clean the board? Not with your fingers. Use the duster/sponge. Go and wet the cloth, please. 22. Setting homework! · Please, take down (write down) what I want you to do for homework. Today I’m not going to set you any homework. That’s the bell. Don’t forget there’s Parents’ Evening on Thursday. Good-bye, everybody. Till Monday, then. See on Monday. Have a nice week-end. 23. Teacher ’s report (A teacher is writing in his mark-book or informing the pupils): · He is a very good all-round pupil. · Good at English. She’s been working so hard. · She’s the best in the class. There’s no one else in the same street. · He’s a plodder, he works hard, he does his homework regularly. I will give him a good mark and his behaviour is excellent. · Her English is rather poor, but she works hard. I’d give her satisfactory, I reckon. · He is well below average, too. He seems to have no grasp of English at all. Maybe I’ll drop a hint to his parents. · He’s rather lazy. At first he makes a fairly good impression for he’s always ready with an answer of sorts. But there’s no depth to him; he never troubles to use his head. I’d mark him satisfactory. · He’s a sound pupil. Intelligent and works well. I’d mark him good. · She’s bright. Thinks for herself, too. Her progress in English is good. She’s above average. I’m very satisfied with her on the whole. · She should work hard. If she really doesn’t work hard, that won t get her very far. · He’s making progress. It’s up to him. 24. Bad behaviour : · Well my lad, it’s high time you and I had a little chat. You have been making a complete nuisance of yourself in class recently. Wherever there’s been trouble, you’ve been the ringleader. Warnings and punishments don’t seem to have slightest effect on you. Have you any explanation to offer for your conduct? Well, think it over now. I’m going to give you one last chance to sort yourself out. Stop fooling around in class. Do you promise? 25. Poor success in studies: · Well, it’s high time you and I had a little chat, my girl. You are no good at school-work. Your work is anything but satisfactory. Your average mark this term was one of the lowest in the class. I want a promise from you that you’ll try to mend your ways. Do some honest work for a change. Well, remember you are on probation. Off you go now, and don’t forget your promise. 26. A word of advice to a green teacher from a colleague as an old hand at teaching: · As an old hand at teaching, may I give you a word of advice? The first day your students will be trying you out, probing for your weaknesses. · Clever little friends they are at it, too. · New teachers often err by being over-friendly at first or else over-strict. · Be firm but not harsh with them, to begin with, the friendly footing will develop as you get to know one another. · Keep your sense of humor and perspective and never lose your temper. · Above all, the secret of good discipline in the class-room is to keep your class interested and working with you. That needs a great deal of enthusiasm, understanding and preparation. If a class get out of hand, then ten to one the teacher is to blame. A dull boring teacher is bound to have a restless, indifferent class. 27. Pupil language (what pupils might be expected to use during an English lesson): · I’m sorry, I didn’t understand. You are speaking top quickly. Could you say it again? Could you repeat the last bit? I missed the beginning of what you said. · I don’t understand what I’m supposed to do. Could you repeat the instructions, please? I’m sorry, I didn’t get that down. Shall we do the exercise in our workbooks? · Is it my turn to retell the text? Am I next? Shall I start reading? Shall I proceed reading? Which number are we on/up to? · 28. Not hearing /understanding (suggested answers): · Sorry? What did you say? · Sorry? · What? · Pardon? · What was that? · Speak up! · Missed that. What did you say? · Sorry, I can’t hear you. · I didn’t quite hear/catch what you said. · The rest of you, keep/be quiet. · I can’t hear what he’s saying with all this noise. · I beg your pardon. I thought, you said. Приложение 4Формулы ведения урока на немецком языке1. Beginn der Arbeit im Unterricht · Wo sind/waren wir stehen geblieben? · Bis wohin sind wir das letzte Mal gekommen? · Wer weiβ das noch? Wer erinnert sich? 2. Orientierung im Buch · Jetzt schlagt eure Bücher auf Seite 56 auf. Ich glaube, bis dahin sind wir gestern gekommen. · Wir machen jetzt im Buch auf Seite 25 weiter. · Blättert zur nächsten Seite um. · Blättert eine Seite zurück. · Habt ihr alle die Seite gefunden? · Habt ihr die Stelle gefunden, wo wir aufgehört haben? · Gisa, zeig Peter, wo wir sind. · Das steht oben auf der Seite: — im oberen Drittel — ungefähr in der Mitte/auf der Mitte der Seite. — links unten. — ganz unten auf der Seite. · Lies zunächst die Überschrift. · Lies die ersten zehn Zeilen! · Lies bis zum Ende des Abschnitts! · Lies den Abschnitt zu Ende! · Gisa, lies da weiter, wo Peter aufgehört hat. · Wir lesen reihum. Jeder liest einen Abschnitt. · Gisa, lass bitte deine Nachbarin mit reinschauen. 3. Die Gestaltung der Stunde · Der Unterricht beginnt. · Alle arbeiten aktiv mit! · Lesen Sie und übersetzen Sie deutsche Texte! Übersetzen Sie den deutschen Text aus dem Deutschen ins Russische. · Petrow, kommen Sie an die Tafel! Schreiben Sie an die Tafel das Datum und neue Wörter! · Das ist die Hausaufgabe! · Machen Sie das zu Hause! · Es lohnt sich zu machen! · Sprechen Sie bitte deutsch ausdrucksvoll. · Um 8:30 läutet es wieder! · Die Stunde geht zu Ende. · Die Stunde ist zu Ende. · Antworten Sie bitte auf deutsch. · Es ist unser Übungsraum. · Nehmen Sie Plalz! · Sind heute alle anwesend? · Zuerst prüfen wir die Hausaufgabe. · Öffnen Sie das Buch (machen Sie das Buch auf) und lesen Sie den Text! · Aber nicht so schnell bitte! · Beachten Sie die Aussprache! · Wiederholen Sie die Grammatik! · Steh bitte auf! · Setz dich bitte mal hin! · Steht bitte auf! Setzt euch bitte hin! · Stehen Sie bitte auf! Setzen Sie sich bitte hin! · Erklärt bitte die Regel. · Versteht ihr die Regel? · Stellt die Fragen zum Text! · Beantwortet die Fragen zum Text! · Schreibt die Beispiele an die Tafel! · Bilden Sie Beispiele! Bildet Beispiele! · Führen Sie Beispiele an! · Führt Beispiele an! · Lernt folgende Wörter und Ausdrücke! · Ich möchte Ihre Hausaufgaben sehen. · Zeigen Sie mir Ihre Hausaufgaben! · Warum haben Sie die Hausaufgaben nicht vollständig gemacht? · Sie haben die Aufgaben gut/schlecht gemacht! · Sehr gut, Sie haben keinen Fehler in der Hausaufgabe. · Jetzt wollen wir mal sehen, ob Sie die neuen Vokabeln können. · Warum haben Sie die Vokabeln nicht gelernt? · Haben alle die Hausaufgabe gemacht? · Wer hat die Hausaufgabe nicht gemacht? · Wer hat die Hausaufgabe nicht verstanden? · Wie sind Sie mit der Hausaufgabe fertig geworden? · Jetzt wollen wir die Hausaufgabe kontrollieren. · Zuerst wollen wir den Text/die Übungen kontrollieren. · Was haben wir in der letzten Stunde behandelt? · Worüber haben wir letzte Stunde gesprochen? 4. Darbietung des neuen Stoffes Einführung in das neue Thema: · Heute wollen wir ein neues Thema behandeln. · Wir sprechen über ... · Heute wollen wir dieses Thema beenden/abschlieβen. · Das Thema der heutigen Stunde lautet: · Das Ziel unserer heutigen Stunde besteht in ... · Unser Ziel ist es, die grammatischen Kenntnisse zu festigen. · Unser Ziel ist es, den Text… nachzuerzählen. 5. Bedeutungserschlie β ung · Was heiβt ... ? · Was bedeutet das Wort … ? · Welche Bedeutung hat das Wort … ? · Kennen Sie die Bedeutung von ... ?/Was heiβt auf deutsch? · Wie sagt man auf deutsch? · Was bedeutet dieser Satz noch? · Wer kennt eine bessere Übersetzung? Dieses Wort kommt häufig/selten vor. 6. Erarbeitung der neuen Lexik · Heute werden wir einige neue Wörter und Wendungen lernen. · Ich schreibe das Wort an die Tafel. · Ich spreche die neuen Wörter/Wendungen laut vor, und Sie wiederholen sie. · Lesen Sie die neuen Wörter vor. · Schauen Sie zur Tafel! Da stehen die neuen Wörter. · Schreiben Sie die neuen Wörter/Wendungen ab. · Dieses Wort kennen Sie noch nicht. 7. Lesen · Wir wollen jetzt den Text lesen. Hören Sie zu! · Lesen Sie zuerst die Überschrift vor! · Ich lese jetzt den neuen Text vor, danach lesen Sie! · Wer will lesen? Wer fängt an? · Lesen Sie der Reihe nach! · Wer hat noch nicht gelesen? · Lesen Sie weiter, ... ! · Lesen Sie für sich! · Lesen Sie den Text ohne Wörterbuch! · Lesen Sie laut und deutlich! · Sie lesen, ohne zu verstehen. · 17. Lesen Sie den Satz im Chor. · 18. Lesen Sie Wort für Wort! · 19. Sie müssen das Lesen häufiger üben. · 21. Sie müssen auch zu Hause laut lesen. · Lesen Sie/Sprechen Sie: — flieβender — (etwas) lauter — aufmerksamer — ausdrucksvoller — schneller/langsamer — deutlicher! · Sprechen Sie nicht so schnell! · Lesen Sie nicht so leise! · Wir lesen mit verteilten Rollen. · Lesen Sie den folgenden Dialog zuerst still für sich, danach laut mit verteilten Rollen! 8. Nacherzählen · Wovon handelt der Text/die Geschichte? · Wer will den Inhalt der Geschichte nacherzählen? · Geben Sie den Inhalt des Textes zuerst in deutsch und danach in russisch wieder! · Geben Sie den Inhalt schriftlich/mündlich wieder! · Erzählen Sie den Inhalt ausführlich nach! 9. Gespräch · Stellen Sie Fragen zum Text! 10. Übersetzen · Übersetzen Sie diesen Text ins Deutsche/in die Muttersprache! · Wie übersetzt man das … ins Deutsche? · Wie sagt man das … auf deutsch? 11. Schriftliche Arbeiten: Diktat · Heute schreiben wir ein Diktat. · Wir wollen jetzt ein Übungsdiktat schreiben. · Hören Sie sich zuerst den ganzen Text an! · Ich werde Satz für Satz diktieren. · Hören Sie aufmerksam zu! · Schreiben Sie so, wie ich diktiere! · Ich wiederhole diesen Satz/jeden Satz noch einmal. 12. Arbeit mit Bildern, Diagrammen und Tabellen · Hängen Sie bitte die Karte/das Bild auf! · Reichen Sie die Bilder/Zeichnungen bitte durch/weiter! · Wir wollen jetzt das Bild hier beschreiben. · Was stellt das Bild dar? · Erzählen Sie, was Sie auf dem Bild sehen! · Schauen Sie sich das Bild auf Seite ... genau an! · Beschreiben Sie das Schema/die Illustration auf Seite ... ! · Was sehen Sie im Vorder-/Hintergrund? · Was sehen Sie auf der rechten/linken Seite? · Was sehen Sie da rechts oben/links unten? · 14. Sehen Sie sich die Tabelle auf Seite ... an! 13. Arbeit mit Dias, Film und Fernsehen · Heute schauen wir uns Dias/Diafilme/eine Dia-Serie/einen Film an. · Dabei erfahren Sie viel Interessantes über die BRD. 14 . Abschluss der Stunde · Wir machen jetzt schon Schluss. Ich muss fünf Minuten früher gehen, ich muss (noch) zu einer Besprechung. · Die Stunde ist erst in fünf Minuten zu Ende. · Wir werden das in der nächsten Stunde machen. · Wir müssen hier Schluss machen, den Rest machen wir morgen. · Also gut, soweit/soviel für heute. · So, (ich glaube,) das war’s für heute. · Das reicht für heute. Den Rest machen wir in der nächsten Stunde. · Das ist die Pausenglocke. · Es klingelt/läutet zur Pause. · Es schellt. · Wie schnell die Zeit vergeht! 15 . Verabschiedung · Auf Wiedersehen! Tschüss! · Bis — dann! — morgen! — Montag! — nächste Woche. — zum nächsten Mal. · Wir sehen uns morgen wieder. Ein schönes Wochenende. · Ich wünsche euch ein schönes Wochenende!/schöne Feiertage/schöne Ferien · Seid bitte leise beim Rausgehen. Die anderen Klassen arbeiten noch. · Macht nicht so viel Lärm. Учебно-методическое издание Комарова Лариса Ивановна, Невежина Ирина Ивановна. Профессионально-методическая подготовка студентов Часть 4 Учебно-методическое пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Подписано в печать 08.02.11. Формат 84×108/16. Уч.-изд. л. 6,26. Усл.-печ. л. 6,5. Тираж 100 экз. Заказ № ИП «Николаев», г. Балашов, Саратовская обл., а/я 55. Отпечатано с оригинал-макета, изготовленного редакционно-издательским отделом Саратовского университета. 412300, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29. Печатное агентство «Арья», ИП «Николаев», Лиц. ПЛД № 68-52. 412309, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 43. E-mail: arya@balashov.san.ru [1] В рамках сайта организовано несколько разделов: «Нормативные документы», «Организация практики», «Методическая копилка» и т.п., подробнее см. в пособии Л. И. Комаровой, И. И. Невежиной «Профессиональная подготовка студентов в период практик». Ч. 3. [2] Вы можете предложить размещение учащихся другим способом — полукругом, в форме овала и т. д. (см. приложение 1). Представьте это на следующей странице настоящего дневника. [3] Используйте приложение 1. [4] Беседы с администрацией школы, учителями, классным руководителем об особенностях учебно-воспитательного процесса школы. [5] Ознакомление с методикой работы учителя-предметника: посещение не менее 5 его уроков по предмету (изучение учебной программы, тематического плана учителя, плана воспитательной работы) и т. д.; разработать конспекты уроков и провести не менее 10 уроков по предмету. [6] Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету (классный час, праздник, вечер, экскурсию и т. д.). [7] Подготовка наглядных пособий, дидактических материалов к урокам по темам. [8] Примерный план на первую неделю см. в приложении 2. [9] Кузовлев, В. П. Как и какой учебник выбрать / В. П. Кузовлев // Коммуникативная методика. Воронеж : Интерлингва. 2002. № 2. С. 46—47. [10] См. книги для учителя к действующим УМК соответствующих классов по английскому и немецкому языкам. [11] При разработке плана-конспекта урока большую помощь вам могут оказать отдельные пункты оценочного бланка зачетного урока: целенаправленность, структура и организация, содержательность и т.д. (с. 69—70). [12] Примерный образец плана-конспекта урока см. в пособии Л. И. Комаровой, И. И. Невежиной «Профессионально-методическая подготовка студентов в период переводческой и педагогической практик». Ч. 3 (приложение 5). [13] Примерный перечень типов и видов урока см. там же в приложении 2. [14] Примерный перечень задач урока см. там же в приложении 1. [15] Рекомендуется оценивать параметры урока по 5-балльной шкале. [16] Схему анализа урока см. в приложении 3 пособия Л. И. Комаровой, И. И. Невежиной «Профессиональная подготовка студентов в период практик». Ч. 3. [17] После проверки методистом дневник возвращается студенту. |