Учебное пособие: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Автор-составитель В. А. Чумаков
Название: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Автор-составитель В. А. Чумаков Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия сопротивление материалов Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Автор-составитель В. А. Чумаков Нижний Тагил 2007 ББК Печатается по решению кафедры теории и методики технологического образования НТГСПА (протокол № 6 от 13.01.2006 г.) Сопротивление материалов : учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / авт.-сост. В. А. Чумаков ; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 84 с. Рецензенты: Ю. М. Филимонов , канд. физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой математики и методики преподавания математики НТГСПА; В. К. Колесников , канд. пед. наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин НТГСПА В пособии изложены основные сведения по всем программным вопросам курса сопротивление материалов, основные понятия и формулы, методические указания по изучению теоретического материала, самоконтролю и тесты для проверки знаний. Для повышения обучающих возможностей пособия и обеспечения удобства в освоении новой информации в начале пособия даны все имеющиеся обозначения, а в конце содержится справочный материал по механическим свойствам материалов и геометрическим характеристикам плоских сечений. Цель данного пособия оказать помощь студентам в самостоятельном освоении теоретической и практической части курса. Пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета технологического образования и может использоваться в технических колледжах. Редактор Е. С. Шарипова Корректор Л. А. Сорокова Компьютерная верстка С. В. Горбуновой Подписано в печать 19.06.07. Формат 60´84 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная (на ризографе). Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 100 экз. Заказ № Оригинал-макет изготовлен в РИО НТГСПА. Отдел издательских и множительных систем НТГСПА. Адрес: 622031, Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57. Ó Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2007 СОДЕРЖАНИЕ Перечень основных обозначений Программа курса «Сопротивление материалов» Литература Словарь понятий и терминов Общие методические указания по изучению курса Методические указания по изучению курса и вопросы для самопроверки Тесты для проверки знаний по всему курсу Ответы на тесты Справочный материал: – механические характеристики малоуглеродистой стали – ориентировочные величины основных допускаемых напряжений на растяжение и сжатие – геометрические характеристики некоторых плоских сечений П еречень ОСНОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» 1. Пояснительная записка 1.1 Специфика учебной дисциплины Дисциплина «Сопротивление материалов» – фундаментальная дисциплина, являющаяся составной частью предметного блока «Прикладная механика». Эта дисциплина тесно связана с курсами «Теоретическая механика» и «Детали машин», в ее основе лежат закономерности физики и математики. Выводы многих положений в сопротивлении материалов опираются на законы и теоремы теоретической механики и прежде всего статики, а все разделы курса «Детали машин», изучающие расчет и конструирование деталей машин, полностью базируются на методах расчета курса сопротивления материалов. Знания о технологии обработки материалов: гибки и правки, резки и рубки, опиливания, сверления, точения и фрезерования – формируются на основе освоения простейших видов деформаций: растяжения, сжатия, сдвига, кручения и изгиба с учетом механических свойств применяемых материалов. 1.2 Цель и задачи учебной дисциплины Важнейшим условием для подготовки учителя технологии и предпринимательства является глубокое знание основ фундаментальных наук, позволяющих решать практические задачи при выполнении творческих заданий в проектных и конструкторских расчетах объектов учебного, бытового и производственного назначения. Цель курса «Сопротивление материалов» состоит в обучении методам расчета деталей машин и сооружений на прочность, жесткость и устойчивость, развитии инженерного мышления и формирования у студентов систематизированных знаний и практических навыков устанавливать, какой материал рационально применить для того или иного элемента конструкции, какую форму и размеры придать его поперечному сечению, для обеспечения надежной работы, при минимальных затратах материала. Для надежности и безопасности работы все проектируемые конструкции (сооружения, мосты, машины, приборы) должны удовлетворять условиям прочности, жесткости и устойчивости. Задачи курса: – сформировать у студентов фундамент общеинженерных знаний, необходимых для освоения методов расчета типовых деталей машин на прочность, жесткость и устойчивость под действием статических нагрузок, за счет выбора более экономичных профилей проката и других конструкционных материалов; – сформировать знания о способах определения напряжений и деформаций в зависимости от вида напряженно-деформированного состояния; – научить выполнять расчеты на прочность и жесткость при растяжении, срезе, кручении, поперечном и продольном изгибе различных конструкций и узлов машин, применяемых в современных технологиях; – развить навыки работы на лабораторном и исследовательском оборудовании. В результате завершения изучения курса «Сопротивление материалов» студент должен знать: – механические свойства материалов и реальные значения прочных характеристик для широкого круга материалов; – простейшие виды деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение и изгиб, использовать эти понятия при ознакомлении с процессами гибки и правки металла, резки и рубки, опиливания, сверления, точения, фрезерования; – основные расчетные зависимости при растяжении, сдвиге, кручении, изгибе и рациональные формы поперечных сечений при этих деформациях; – общий метод решения задач на определение линейных и угловых перемещений стержней, валов и балок. Студент должен уметь: – определять механические характеристики некоторых машиностроительных материалов; – определять внешние силы, действующие на элемент конструкции (собственный вес, реакции опор, давление жидкости, силы контакта со стороны других тел, силы инерции); – составлять расчетные схемы объектов труда и технических устройств с учетом отклонений от реальной работы конструкций; – определять внутренние силы и напряжения при деформациях: растяжении, сжатии, сдвиге, кручении, поперечном изгибе; – вычислять геометрические характеристики плоских сечений (площадь, осевой и полярный моменты инерции и моменты сопротивления); – выполнять проверочный и проектный расчеты, определять допустимую нагрузку при растяжении, сдвиге, кручении и изгибе. 1.3 Принципы отбора содержания и организации учебного материала Содержательное наполнение программы курса «Сопротивление материалов» обусловлено базовым местом этой дисциплины в процессе освоения предметного поля знаний, которая, являясь фундаментальной по характеру и обязательной в статусе дисциплин предметного блока, формирует общетехническое понимание методов расчета при решении практических задач. Предлагаемая программа ориентируется при отборе содержания материала на следующие принципы: – научности и фундаментальности, предполагающей отражение в содержании сущности курса «Сопротивление материалов» как учебной дисциплины, необходимой для формирования специалиста в области технологического образования; – профессиональной направленности, состоящей в установлении системы приоритетов при отборе содержания учебного материала с учетом специфики и задач подготовки учительских кадров; – универсальности и последовательности, обеспечивающей преемственность и возможности углубленной подготовки в рамках многоуровневого технологического образования; – дополнительности (практические и лабораторные занятия не дублируют лекции); – творческой активности (создание оптимальных условий для самостоятельного усвоения знаний, опыта творческой деятельности и реализации потенциальных возможностей каждого студента). Дисциплина «Сопротивление материалов» состоит из лекционного курса, лабораторных и практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы. Лекционный курс является теоретической основой получения базовых знаний, необходимых для вывода расчетных зависимостей. При этом обращается особое внимание на физическую сущность изучаемых деформаций и на те допущения и ограничения, которые делаются в процессе вывода формул. Лабораторные работы направлены на закрепление и углубление теоретических знаний, формирование у студентов умения применять эти знания для постановки и проведения экспериментальных исследований, дают студентам представления о современных методах изучения механических свойств материалов и о поведении их при различных термомеханических воздействиях, знакомят с различными испытательными машинами и измерительными устройствами. Практические занятия включают решение задач по расчету стержней, соединений деталей, валов, балок. Индивидуальная работа предполагает углубленное изучение материала с выполнением расчетно-графического задания по наиболее важным разделам программы с последующей отчетностью, помогающей овладеть методами решения задач. Контрольная работа на дневном отделении проводится по теме «Поперечный изгиб» и требует от студентов глубокого понимания физической сущности внутренних силовых факторов, умение определять и строить их эпюры и выполнять расчеты балок на прочность. Контрольная работа на заочном отделении, являясь заключительным этапом изучения дисциплины, включает типовые задачи по расчету конструкций на прочность и ставит своей целью закрепить приобретенные знания и умения при изучении курса. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1 Учебно-тематический план
2.2 Содержание дисциплины Тема 1. Введение. Основные понятия и определения Сопротивление материалов – составная часть механики. Основные задачи и объем курса. Связь науки о сопротивлении материалов с техническими дисциплинами, трудовым и политехническим обучением. Значение курса в формировании знаний и умений учителя технологии и мастера производственного обучения. Краткая история развития сопротивления материалов. Современное состояние этой науки. Основные допущения и гипотезы, принимаемые в сопротивлении материалов: изотропность, сплошность, отсутствие внутренних усилий до приложения нагрузки, принцип независимости действия сил, малость перемещений, линейная связь перемещений с приложенными силами, принцип Сен-Венана. Внешние силы и их классификация. Заданные нагрузки и реакции опор. Внутренние силы и общий метод их определения. Простые виды деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб. Связь внутренних усилий с напряжением. Напряжения нормальные и касательные. Тема 2. Центральное растяжение – сжатие Понятие о деформации растяжения. Продольная сила и нормальное напряжение в поперечных сечениях бруса. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Закон Гука. Модуль продольной упругости (Юнга). Коэффициент поперечной деформации. Характеристики материалов, получаемые при испытаниях со статическими нагрузками. Действительные и допускаемые напряжения. Коэффициент запаса прочности. Расчет на прочность при растяжении и сжатии. Виды расчетов на прочность. Примеры расчетов на прочность при растяжении и сжатии. Статически неопределимые системы. Некоторые случаи расчета статически неопределимых систем. Тема 3. Механические свойства материалов при растяжении и сжатии Реальные значения прочностных характеристик для широкого круга материалов (резина, бетон, ткани, пластмассы, стали, алюминиевые сплавы, бронза и т. д.). Влияние на механические свойства некоторых факторов: время, температура, химический состав, наклеп, термообработка. Местные напряжения. Понятие о концентрации напряжений. Тема 4. Сдвиг и смятие Абсолютный и относительный сдвиг. Поперечная сила. Деформации и напряжения при сдвиге. Расчет на прочность. Закон Гука при сдвиге. Примеры расчетов на прочность простейших деталей машин, работающих на растяжение, сдвиг (срез) и смятие. Тема 5. Кручение Кручение стержней с круглым поперечным сечением. Связь крутящего момента с передаваемой мощностью и угловой скоростью вращения. Эпюры крутящих моментов. Определение касательных напряжений при кручении круглых стержней, их распределение по сечению. Угол закручивания. Расчеты на прочность и жесткость валов круглого поперечного сечения. Геометрия сечений. Вычисление экваториальных (осевых) моментов инерции при параллельном переносе осей. Примеры вычисления осевых моментов инерции прямоугольника, треугольника, круга, кольца. Вычисление полярных моментов инерции круга и кольца. Тема 6. Поперечный изгиб Определение прямого поперечного изгиба. Опоры и опорные реакции. Поперечная сила и изгибающий момент. Дифференциальные зависимости между изгибающим моментом, поперечной силой и интенсивностью распределенной нагрузки. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Деформации, закон Гука и нормальные напряжения при чистом изгибе. Распределение напряжений по сечению балок. Условие прочности при изгибе. Проверка прочности балки по нормальным напряжениям. Рациональные формы поперечных сечений балок. Касательные напряжения. Формула Журавского (без вывода). Деформации при изгибе. Упругая линия и ее уравнение. Определение прогибов оси и углов поворота сечений балки методом начальных параметров. Расчет балок на жесткость при изгибе. Примеры. Тема 7. Сложное сопротивление Понятие напряженного состояния в точке. Главные напряжения. Виды напряженного состояния. Назначение теорий прочности. Краткие сведения о теориях наибольших нормальных напряжений, наибольших линейных деформаций, наибольших касательных напряжений, энергетической теории. Общий метод решения задач сложного сопротивления. Изгиб с кручением, условия прочности. Внецентренное растяжение и сжатие. Тема 8. Продольный изгиб Понятие об устойчивости и критической силе. Формула Эйлера для определения критической силы балки на двух опорах. Обобщение формулы Эйлера в зависимости от закрепления концов стержня. Пределы применения формулы Эйлера. Проверка стальных стержней на устойчивость в пределах и за пределами пропорциональности. Перечень практических работ 1. Построение эпюр внутренних продольных сил, проверка прочности брусьев и подбор сечений при растяжении и сжатии. 2. Проверка прочности соединений, работающих на срез, смятие и разрыв. 3. Определение геометрических характеристик поперечных сечений и расчет валов на прочность и жесткость. 4. Расчет статически определимых балок на прочность при изгибе (построение эпюр, подбор профиля, определение допускаемой нагрузки). 5. Расчет балок на жесткость при изгибе. Перечень лабораторных работ 1. Испытание на растяжение малоуглеродистой стали с определением механических характеристик. 2. Исследование деформации сжатия. Испытание на сжатие малоуглеродистой стали, чугуна и дерева. 3. Исследование деформации сдвига. Испытание на срез образцов из стали и дюралюминия с определением пределов прочности на срез. 4. Определение критической силы при потере устойчивости стальной полосы. 2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Особенность курса «Сопротивление материалов» в том, что в нем наряду с общетеоретическими законами и положениями механики деформируемого твердого тела излагаются и решаются прикладные инженерные задачи проектирования и оценки прочности элементов конструкций, машин и механизмов. Поэтому учебный процесс строится на выполнении большого объема расчетной самостоятельной работы, которая осуществляется на аудиторных занятиях и во внеучебное время. 2.3.1 Аудиторная самостоятельная работа включает следующие виды: – на лекциях студенты овладевают такими активными формами самостоятельной работы, как фиксирование основных выводов, формулировок, умение выполнять эскизы, схемы и таблицы; – на практических занятиях самостоятельно решают типовые задачи с использованием справочной литературы, при консультативно-координирующей функции преподавателя, при этом используя такие активные методы обучения, как групповая дискуссия и моделирование технических задач с анализом полученного решения и сопоставлением полученных результатов с реальными ситуациями; – на лабораторных работах студенты самостоятельно определяют основные механические характеристики материалов, используемых в расчетах на прочность и жесткость, осваивают экспериментальные методы определения напряжений и деформаций, экспериментально проверяют справедливость основных положений теории и расчетных соотношений, выполняют вычислительный эксперимент, составляют отчет о проведенной работе. 2.3.2 Внеаудиторная самостоятельная работа включает следующие виды активного обучения: – при освоении тем, выносимых на самостоятельное изучение, студенты овладевают теоретическим материалом по текстовому или электронному методическому пособию по изучению понятий и терминов, как электронной базы знаний, составляют конспекты, вопросы для самопроверки или тесты; – подготовка к практическим заданиям и к аудиторной контрольной работе включает: осмысление основных теоретических положений темы; выполнение тренировочных упражнений в составлении уравнений равновесия, определение внутренних силовых факторов в характерных сечениях бруса; освоение расчетных формул, на которых основана методика расчета; – подготовка к лабораторным работам включает самостоятельное изготовление лабораторного образца на практических занятиях по металлообработке, усвоение физического смысла измеряемых механических характеристик материалов и сути изучаемых деформаций, освоение методики проведения натурного эксперимента по электронным или текстовым инструкциям для проведения лабораторных работ; – подготовка к отчету по лабораторным работам включает задания репродуктивного и творческого характера, предъявляемые студентам в виде вопросов, минизадач, тестов, которые представляют собой задания для более глубокого изучения исследуемых явлений, процессов, закономерностей; – в процессе выполнения индивидуальных расчетно-графических заданий студенты вырабатывают умение применять полученные знания в практических расчетах, используя компьютеризированные методические средства для контроля правильности выполнения вычислительных действий; – подготовка к тестированию по отдельным темам, лабораторным работам и всему курсу включает ответы на вопросы для самопроверки к отдельным темам и лабораторным работам. 2.3.3 Контроль самостоятельной работы Контроль самостоятельной работы студентов заключается в выявлении уровня полученных знаний, умений и навыков, что достигается непосредственной проверкой выполненных заданий преподавателем и применением пакета контроля знаний, который включает: – вопросы к отчетам по лабораторным работам в электронном исполнении; – минизадачи для контроля знаний студентов по основным темам курса; – тестовые задания для проверки знаний студентов по отдельным темам и всему курсу; – тестовые задания с автоматизированной системой контроля знаний; – расчетно-графические задания с компьютерной проверкой вычислительных действий. Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется использованием следующих источников информации: предоставленных в текстовом и электронном исполнении: – комплексное учебное пособие по сопротивлению материалов, включающее программу, методические рекомендации по изучению отдельных тем, вопросы для самопроверки, задачи, рекомендуемые для самостоятельного решения, контрольные задания и методические рекомендации по их выполнению; – словарь понятий и терминов по курсу; – инструкции для проведения лабораторных работ; – вопросы для подготовки к отчету по лабораторным работам; – компьютеризированные тестовые программы для проверки знаний по лабораторным работам; – вычислительный комплекс MathCAD, с множеством встроенных функций для записи аналитических выражений внутренних силовых факторов, построения их графиков и выполнения прочностных расчетов. 2.4 ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ Текущая аттестация предполагает устный и письменный контроль усвоения основных положений курса, выполнения самостоятельных заданий, что: – организует студента на систематическую планомерную работу над курсом; – позволяет студенту усвоить основные понятия и термины курса «Сопротивление материалов»; – дает возможность овладеть методами проверочного, проектного расчета и определения допускаемой нагрузки; – позволяет отобрать основные виды письменных заданий – типовые расчеты на прочность, жесткость и устойчивость, определение внутренних силовых факторов и их графическую интерпретацию; – дает преподавателю основание для объективной оценки каждого студента по результатам не менее десяти отчетностей по курсу; – позволяет самому студенту представить собственный уровень знаний по курсу «Сопротивление материалов», увидеть свои сильные и слабые стороны, чтобы учесть их при подготовке к экзамену. Текущая аттестация проводится по двенадцати видам самостоятельных работ и включает следующий перечень аттестационных мероприятий: – ответы на контрольные вопросы и тесты к четырем лабораторным работам; – решение задач на практических занятиях; – выполнение домашних расчетно-графических заданий; – контрольная работа по теме «Поперечный изгиб»; – тестовый контроль по курсу. 2.4.1 Итоговая аттестация Курс завершается устным экзаменом, на котором проверяется уровень усвоения знаний по предмету и сформированность умений применять полученные знания на практике. Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса и задачу. При этом проверяется: – усвоение теоретического материала; – усвоение базовых понятий; – умение составлять расчетную схему в зависимости от характера деформированного состояния бруса; – умение применять основные расчетные зависимости при решении практических задач; – практические умения и навыки контролируются с помощью задач, требующих умения определять внутренние силовые факторы в поперечных сечениях бруса, строить их эпюры, определять опасные сечения, в которых конструкции грозит опасность разрушения, выполнять расчеты на прочность, жесткость и устойчивость. 2.5 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Брус, деформация, прочность, жесткость, устойчивость, упругость, пластичность, хрупкость, статическая и динамическая нагрузки. Внутренние силовые факторы и их эпюры, растяжение и сжатие, сдвиг, срез и смятие, кручение, изгиб, нормальное и касательное, предельно допускаемое и расчетное напряжение, абсолютная и относительная деформация, модуль продольной упругости, коэффициент поперечной деформации, диаграммы растяжения, механические характеристики материалов, закон Гука, прочностной и проектный расчет, геометрические характеристики плоских сечений, поперечная сила, крутящий момент, изгибающий момент, угол закручивания, прогиб и угол поворота сечения балки, критическая сила, гибкость стержня, радиус инерции сечения, коэффициент запаса прочности. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» 1. Внешние и внутренние силы. Метод сечений. 2. Понятие о напряжении. Эпюры продольных сил и напряжений. 3. Продольные и поперечные деформации бруса. Закон Гука. 4. Диаграмма растяжения пластического материала. 5. Наклеп. Диаграмма растяжения хрупкого материала. 6. Допускаемое напряжение и запас прочности. 7. Расчеты на прочность при растяжении и сжатии. Проектный, проверочный расчет и определение допускаемой нагрузки. 8. Статически неопределимые задачи при растяжении. 9. Напряжение в наклонном сечении при осевом растяжении. 10. Понятие о деформации сдвига. Абсолютный и относительный сдвиг. 11. Закон Гука при сдвиге и расчетное уравнение. Смятие. 12. Расчет заклепочных соединений на срез, смятие, растяжение. 13. Момент инерции плоских сечений. Момент инерции прямоугольника, круга и кольца. Момент инерции сложных сечений. 14. Моменты сопротивлений плоских сечений (круг, кольцо, прямоугольник). 15. Эпюры крутящих моментов. 16. Определение напряжений и деформаций при кручении. 17. Определение касательных напряжений при кручении, расчетное уравнение. 18. Определение угла закручивания при кручении. Расчет валов на жесткость. 19. Расчет валов на прочность и жесткость. 20. Опоры балок, виды нагрузок, определение опорных реакций. 21. Поперечные силы и изгибающий момент в сечении. 22. Построение эпюр поперечных сил изгибающих моментов для балки, нагруженной сложной нагрузкой. 23. Теорема Журавского (дифференциальные зависимости при изгибе). 24. Контроль правильности построения эпюр. 25. Нормальные напряжения при изгибе. 26. Расчет балки на прочность при изгибе. 27. Линейные и угловые перемещения при изгибе. Дифференциальное уравнение упругой линии. 28. Метод начальных параметров при определении углов поворота и прогибов. 29. Расчет балок на жесткость при изгибе. 30. Теории прочности и их применение. 31. Совместное действие изгиба и растяжения. 32. Косой изгиб. 33. Совместное действие изгиба и растяжения. 34. Внецентренное сжатие. 35. Продольный изгиб. Формула Эйлера. 36. Критическое напряжение. Предел применения формулы Эйлера. 37. Практические расчеты на устойчивость сжатых частей. 38. Основные понятия об усталости материалов, факторы, влияющие на величину предела усталости. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ Входной контроль на первом уровне усвоения (узнавание объектов, понятий, свойств, процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или выполнения действий с ними) основных теоретических положений тем: – дифференцирование и интегрирование функций одной переменной; – условия равновесия плоской и пространственной системы сил; – типы связей, реакции связей, их определение; – сечение геометрических тел плоскостью; – построение прямой и параболы по заданному уравнению; – проекция вектора на координатные оси; – определение максимального и минимального значения функции; – дифференциальные уравнения 2-го порядка с постоянными коэффициентами. Текущий контроль. Собеседование по основным теоретическим положениям учебной программы во время практических занятий и приеме домашнего расчетно-графического задания, оценка качества усвоения информации на втором уровне (репродуктивные действия по решению задач путем самостоятельного воспроизведения по памяти и применения информации при выполнении типового действия, т. е. алгоритмическая деятельность решения задач по памяти). Собеседование по теоретическому материалу лабораторных работ и оценка их усвоения на втором и третьем уровнях – продуктивные действия, выполняемые при ответах на вопросы, требующие добывания субъективно новой информации в процессе применения полученных знаний о механических свойствах материалов, характере деформаций и величине опасных сечений, по которым может произойти разрушение элемента конструкции. Семестровый контроль – экзамен. Экзаменационные билеты включают основные теоретические вопросы курса и типовые задачи на применение теоретического материала на втором уровне усвоения – выполнении алгоритмических действий по решению задач. Студенты, показавшие хорошие и отличные знания теории по одному из разделов в процессе отчетности по лабораторным и расчетно-графическим работам, могут быть освобождены от оценки этих разделов на экзамене. Итоговый контроль. Программа государственной аттестации выпускников включает основные теоретические положения тем № 2, 4, 5, 6 и требует их воспроизведения на втором уровне усвоения – самостоятельно воспроизвести по памяти и применить информацию по алгоритмическому решению практических задач квалификационной характеристики учителя технологии и предпринимательства. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 2.6.1 Основная литература 1. Степин П. А. Сопротивление материалов: Учебник для машиностроительных спец. вузов. – 8-е изд. – М.: Интеграл-Пресс,1997. 2. Сопротивление материалов: Учеб. пособие для ст-в вузов / Под ред. Н. А. Костенко. – М.: Высш. шк., 2000. 3. Копнов В. А., Кривошапко С. Н. Сопротивление материалов: Руководство для решения задач и выполнения лабораторных и расчетно-графических работ. – М.: Высш. шк., 2003. 4. Кочетов В. Т., Павленко А. Д., Кочетов М. В. Сопротивление материалов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. 5. Ицкович Г. М. Сопротивление материалов. – М.: Высш. шк., 1999. 6. Минин Л. С., Хроматов В. Е., Самсонов Ю. П. Расчетные и тестовые задания по сопротивлению материалов: Учебное пособие для студентов / Под ред. В. Е. Хроматова. – М.: Высш. шк., 2003. 7. Сборник задач по сопротивлению материалов / Под ред. В. К. Качурина. – М.: Наука, 1992. 8. Ицкович Г. М. и др. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов: Учеб. пособие для высш. техн. учеб. заведений / Под общ. ред. Г. М. Ицковича. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Высш. шк., 1970. 9. Рубашкин А. Т. Лабораторные работы по сопротивлению материалов. – М.: Высш. шк., 1971. 10. Лабораторные работы по сопротивлению материалов. Методические указания и задания для студентов дневного и заочного отделения индустриально-педагогического факультета. – Новокузнецк, 1986. 11. Чумаков В. А., Дмитриева Р. А. Сопротивление материалов: Методические рекомендации и контрольные задания для студентов дневного и заочного отделений индустриально-педагогического факультета. Комплексное учебное пособие в текстовом и электронном исполнении. – Нижний Тагил, 1993. 12. Чумаков В. А., Коновалова М. Н. Компьютеризированная программа для контроля знаний при выполнении расчетно-графических работ на растяжение, кручение, изгиб, сложное сопротивление. 13. Чумаков В. А. Методическое пособие по изучению понятий и терминов курса «Сопротивление материалов» в текстовом и электронном варианте. – Нижний Тагил, 1992. 2.6.2 Дополнительная литература 1. Дарков А. В., Шпиро Г. С. Сопротивление материалов: Учебник для технических вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1993. 2. Кинасошвили Р. С. Сопротивление материалов: Учебник для самообразования. – М., 1995. 3. Бородин Н. А. Сопротивление материалов: Пособие для студентов, обучающихся по спец. техн. профиля. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001. 4. Наделяев В., Мартынова Т., Герстеннберг В., Москвичев В., Богомаз И., Щербаков Т. Рейтинговая система оценки знаний при изучении общетехнических дисциплин (сопротивление материалов) // Высш. образование в России. – 1997. – № 2. 2.6.3 Другие информационные источники 1. Вычислительный комплекс MathCAD. Компьютерная программа для выполнения вычислительных действий, обеспечивающих с помощью встроенных функций запись аналитических выражений внутренних силовых факторов, построения их графиков и выполнения прочностных расчетов. 2004. 2. Чумаков В. А., Коновалова М. Н. Компьютеризированная программа для проверки остаточных знаний студентов по курсу «Сопротивление материалов», шесть вариантов, из восьми вопросов в тесте, 2002. 3. Чумаков В. А. Тесты для проверки знаний по курсу «Сопротивление материалов» в текстовом и электронном исполнении, четыре варианта, по 31 вопросу в каждом варианте. 2002. 4. Чумаков В. А. Специфика самостоятельной работы при изучении курса «Сопротивление материалов» // Управление самостоятельной работой студентов: Материалы научно-методической конференции НТГСПА. 11 марта 2004 г. Нижний Тагил. 5. Чумаков. В. А. Электронное обеспечение курса «Сопротивление материалов» // Информационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе: Материалы научно-методической конференции НТГСПА 18–19 марта 2004 г; Нижний Тагил. 6. Сопротивление материалов. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников всех технических специальностей высших учебных заведений. Высш. шк., 1976. 7. Учебные задания на расчетно-графические работы по сопротивлению материалов с методическими указаниями и с примерами выполнения для студентов механико-технологического факультета. Свердловск, 1974. 8. Тимофеев С. И. Сопротивление материалов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – (Шпаргалки). СЛ ОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ КУРСА «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» Тема 1,2. Введение. Основные понятия и определения
Общие методические указанияпо изучению курсаИзучение курса «Сопротивление материалов» (науки о прочности, жесткости и устойчивости деформируемых под нагрузкой элементов машин и конструкций) следует начать с повторения раздела «Статика» (связи и реакции связей, равновесие тел, уравнения равновесия, геометрические характеристики сечений). Освоение каждой темы должно обязательно сопровождаться составлением конспекта, ответами на вопросы для самопроверки, ознакомлением с методикой решения задач, решением рекомендуемых задач, ответами на тесты. Если при решении задач возникнут затруднения, следует воспользоваться имеющимися в пособии методическими указаниями к решению задач, а также словарем понятий и терминов. Совершенно необходимо научиться решать задачи самостоятельно и соблюдать правила вычислений, используя калькулятор. При выводе формул необходимо обращать особое внимание на физическую сущность явления и на те допущения и ограничения, которые делаются в процессе выводов. Необходимо хорошо разбираться в тех чертежах и рисунках, которыми сопровождаются выводы формул. В процессе выполнения лабораторных работ студент знакомится с инструкциями по их выполнению, с испытательными машинами, измерительным инструментом, методами и видами экспериментального исследования конструкционных материалов, составляет отчет о проделанной работе, отвечает на вопросы, прилагаемые к инструкции лабораторной работы, и проходит компьютеризированный опрос по тестам. Непременными условиями успешного овладения учебным материалом являются: а) четкое понимание физического смысла рассматриваемых понятий; б) свободное владение методом сечений; в) осознанное применение геометрических характеристик прочности и жесткости поперечных сечений; г) самостоятельное решение достаточно большого числа задач. Методические указания по изучению курса и вопросы для самопроверки ТЕМА 1Введение. Основные понятия и определения Литература: Степин П. А. § 1–6, Ицкович Г. М. § 1.1–1.5 Приступая к изучению курса, следует хорошо проработать тему «Введение», в которой изложены цели и задачи науки «Сопротивление материалов». «Сопротивление материалов» является одним из разделов механики реального твердого тела, способного деформироваться под влиянием приложенных к нему внешних сил, тесно связано с теоретической механикой, так как выводы многих теоретических положений в сопротивлении материалов опираются на законы и теоремы теоретической механики, но в то же время между этими двумя науками имеется и существенное различие. В то время как теоретическая механика устанавливает общие законы механического движения тел, не учитывая их физических свойств (твердость, прочность, упругость, силы сцеплений), сопротивление материалов основное внимание уделяет изучению деформации реальных твердых тел, которые возникают под действием внешних сил, вызывающих изменение формы и размеров тела, а тело благодаря силам внутреннего сцепления оказывает этому изменению определенное противодействие. Ряд положений теоретической механики в сопротивлении материалов не принимается. Это относится к аксиоме о присоединении или отбрасывании взаимно уравновешенной системы сил, перенесении точки приложения силы вдоль ее линии действия, замены одной системы сил другой, ей статически эквивалентной, так как в этих случаях изменяется характер и величина деформации детали, что влечет за собой ошибки в расчетах конструкций. Основной задачей науки о сопротивлении материалов является создание эффективных методов определения размеров элементов конструкций, которые обеспечили бы надежную их работу. В теме «Основные понятия» вводятся понятия, которыми студент будет оперировать постоянно при изучении курса сопротивления материалов, важно хорошо усвоить их. В основу решения большинства задач, рассматриваемых в курсе сопротивления материалов, положены гипотезы об однородности, сплошности и изотропности материала, об идеальной его упругости, пластичности, а также принципы: независимости начальных размеров механической системы, так называемый принцип Сен–Венана, позволяющий производить замену одной системы сил другой системой, статически эквивалентной. Введение указанных гипотез и принципов позволяет упростить решение задач сопротивления материалов без заметных погрешностей в результатах. При изучении классификации внешних сил (нагрузок) следует отчетливо представлять их разновидности в зависимости от способа их приложения – объемные и поверхностные. Поверхностные нагрузки делят на распределенные и сосредоточенные. По характеру действия нагрузки делят на статические и динамические. Необходимо разбираться в разновидностях каждой из нагрузок и уметь привести пример на каждую из них. Нагрузки, действующие на тело, вызывают в нем деформации. Тело, деформации которого рассматриваются, имеет форму бруса, т. е. тела, у которого длина значительно больше линейных размеров поперечного сечения. Если деформация после прекращения действия сил на тело исчезает, то такая деформация называется упругой. Неисчезающие деформации называются остаточными или пластическими, такие деформации в машинах и сооружениях, как правило, не допускаются. Внешние силы (нагрузки), действующие на брус, вызывают возникновение в нем внутренних сил (сил упругости). Для определения внутренних сил пользуются методом сечений, который позволяет определить внутренние силы в том или ином сечении тела и заключается в следующем: брус, находящийся в равновесии, разрезают (мысленно) на две части, отбрасывают одну из частей, заменяют действие отброшенной части на оставшуюся внутренними силами и составляют уравнения равновесия для оставшейся части, на которую действуют приложенные к ней внешние и внутренние силы. Действующая в проведенном поперечном сечении система внутренних сил эквивалентна в общем случае одной силе и одному моменту. Разложив их на составляющие, получим соответствующие три силы (по направлению координатных осей Q x , Q y , N z ) и три момента (относительно этих осей М х , М y , M z ), которые называют внутренними силовыми факторами (ВСФ.).
1. ∑F ix = 0 4. ∑M x (F i ) = 0 2. ∑F iy = 0 5. ∑M y (F i ) = 0 3. ∑F iz = 0 6. ∑M z (F i ) = 0
Надо хорошо усвоить, что внутренним нормальным силам соответствуют нормальные напряжения – σ (сигма), касательным силам касательные напряжения – τ (тау) (рис. 2).
![]() ![]()
Напряжение выражает меру внутренних сил, возникающих в материале элемента конструкции. Вопросы для самопроверки 1. Что такое деформация? Какие деформации называются упругими и какие пластическими (остаточными)? 2. Какие деформации (упругие или пластические) недопустимы при нормальной работе конструкции? 3. Что называется прочностью, жесткостью и устойчивостью детали (конструкции)? 4. Укажите, в каком из перечисленных ниже случаев нарушение нормальной работы произошло из–за недостаточной прочности, а в каком – из–за недостаточной жесткости или устойчивости детали: – нормальная работа зубчатого зацепления колес нарушена из-за слишком большого упругого прогиба валов; – при подъеме груза оторвался трос; – велосипедная спица внезапно искривилась. 5. Как разделяются нагрузки (по их видам), действующие на части сооружений, и каковы их размерности? 6. На каких гипотезах и допущениях основаны выводы расчетных зависимостей сопротивления материалов? 7. Какие внутренние силовые факторы возникают в поперечном сечении бруса, сколько их может возникнуть и какие виды деформаций с ними связаны? 8. В чем заключается метод сечений? Для чего он применяется в сопротивлении материалов? Укажите последовательность операций при использовании метода сечений. 9. С какими внутренними силовыми факторами связано возникновение в поперечном сечении бруса нормальных напряжений и с какими – касательных напряжений? 10. Что называется напряжением? Какова его размерность? 11. Что такое нормальное и касательное напряжения? Как они действуют в рассматриваемых сечениях твердого тела? В каких единицах они выражаются? 12. Какова зависимость между полным, нормальным и касательным напряжением в точке в данном сечении? 13. Какие основные задачи решаются наукой о сопротивлении материалов? 14. Какие допущения о свойствах материалов приняты в курсе «Сопротивление материалов»? ТЕМА 2 Растяжение и сжатие прямого бруса Литература: Степин П. А. § 7–9, § 11–20, Ицкович Г. М. § 2.1–2.5, § 2.9–2.11 Изучение темы необходимо начинать с выяснения вопроса о внутренних силовых факторах, действующих в сечении бруса. Применение метода сечений позволяет найти величину и направление равнодействующей внутренней (продольной) силы упругости в рассматриваемом сечении. Принято считать, что внутренняя растягивающая сила положительна, а сжимающая – отрицательна. Поэтому неизвестную продольную силу N всегда направляют от сечения (рис. 3), предполагая, что в рассматриваемом сечении возникает растяжение. Величина продольной силы N определяется из условия равновесия отсеченной части, а именно: сумма сил, действующих по оси х , равна нулю при условии равновесия бруса.
Если при расчете продольная сила получается положительной, это значит, что она действительно направлена от сечения и является растягивающей. Если N получается отрицательной, то она является сжимающей.
При изучении растяжения и сжатия прямого бруса следует обратить особое внимание на гипотезу плоских сечений, которая справедлива и при других видах нагружения бруса. Сущность ее заключается в том, что плоские сечения, нормальные к оси бруса до деформации, остаются и после деформации плоскими и нормальными к его оси, а отсюда следует, что продольные элементы бруса растягиваются одинаково, силы упругости будут распределяться по сечению бруса равномерно, а поэтому напряжение во всех точках сечения определяется по формуле σ = N / A , где N – внутренняя сила, А – площадь поперечного сечения, которая является геометрической характеристикой прочности и жесткости, форма сечения значения не имеет, все точки сечения равноопасны. Мерой деформации растяжения является относительное удлинение ε = Δ l / l , где l – первоначальная длина бруса, Δl = l 1 – l – абсолютное удлинение. Величина ε не имеет размерности и часто выражается в процентах.
σ = Ε ε, где σ – напряжение, Ε – модуль продольной упругости (модуль упругости первого рода или модуль Юнга), ε – относительное удлинение (или осевое укорочение). Модуль продольной упругости имеет размерность напряжения МПа или Па (1 МПа = 106 Па) и характеризует жесткость материала, его способность сопротивляться упругому деформированию. Для участка бруса длиной l , на котором постоянны продольная сила и площадь поперечного сечения, закон Гука можно записать в виде:
Это вторая форма закона Гука. Произведение ЕА называют жесткостью сечения. При расчетах на растяжение и сжатие используют основной принцип прочности детали: действующие или расчетные напряжения ни в одной точке детали не должны превышать допускаемые напряжения. Так как при растяжении (сжатии) во всех точках сечения напряжения одинаковы, то при расчете бруса на прочность определяют положение наиболее напряженного (опасного) поперечного сечения. Если брус имеет постоянное по его длине поперечное сечение, то опасным является сечение, в котором возникает наибольшая продольная сила N . Если значение продольной силы во всех сечениях одинаково, то опасным является сечение с наименьшей площадью. Для определения опасного сечения бруса при изменяющихся по его длине площади поперечного сечения и продольной силе необходимо строить эпюру нормальных напряжений. Условие прочности бруса при растяжении (сжатии), составленное для опасного сечения, имеет вид:
Условие прочности в словесной форме можно записать следующим образом:
Форма сечения бруса не влияет на его прочность при растяжении (сжатии). Форму сечения бруса необходимо знать только для определения размеров сечения при известном сечении площади. С помощью условия прочности выполняют три вида расчетов: проверочный расчет, проектный расчет и определение допускаемой нагрузки. Надо знать, что в ряде случаев необходимые для расчета бруса усилия невозможно найти только из уравнений равновесия. Такие задачи называют статически неопределимыми. При решении таких задач уравнения, которых не хватает для определения усилий, составляют из условия деформации бруса или системы. Вопросы для самопроверки1. Как нужно нагрузить прямой брус, чтобы он испытывал только растяжение (сжатие)? 2. Чем отличаются внутренние силовые факторы, возникающие при растяжении и сжатии? 3. Что называется продольной силой в сечении бруса? Как ее определить? 4. Что называется эпюрами продольных сил и нормальных напряжений? Как они строятся? 5. Определите продольную силу в каждом из поперечных сечений бруса (рис. 5) и постройте эпюры продольных сил. 3 2 1
50 кН 20 кН 3 2 1 Рис. 5 6. Выберите из приведенных на рис. 6 эпюр продольных сил ту, которая соответствует схеме нагружения бруса. Приведите схемы нагружения бруса, которые будут соответствовать остальным эпюрам продольных сил.
а)
20 кН 8 кН б) 6кН
16 кН 8 кН 4 кН
20 кН 4 кН 8 кН д)
8 кН 6 кН 4 кН Рис. 6 7. Что такое продольная и поперечная деформация бруса при растяжении (сжатии)? Напишите формулы для определения величин абсолютного и относительного удлинения или укорочения. 8. Что такое коэффициент Пуассона? Отчего зависит его величина? 9. По какой формуле определяется величина напряжения в поперечном сечении стержня? 10. Как распределяются напряжения по поперечному сечению бруса при растяжении (сжатии)? 11. Какая геометрическая характеристика сечения характеризует его прочность и жесткость при растяжении (сжатии)? 12. Зависит ли возникающее при растяжении (сжатии) напряжение: – от материала бруса; – от формы поперечного сечения? 13. Сформулируйте закон Гука и приведите формулу, выражающую этот закон. 14. Как определяется удлинение (укорочение) участка бруса с постоянным поперечным сечением и постоянной силой по всей его длине? 15. Какая величина в формуле закона Гука характеризует жесткость материала? 16. Во сколько раз изменится удлинение бруса, если при прочих равных условиях: а) увеличить длину бруса в два раза; б) увеличить диаметр бруса в два раза? Как отразятся подобные изменения на прочности бруса? 17. Стальной стержень квадратного сечения, у которого модуль продольной упругости Е = 2 · 105 МПа, длина L = 0,6 м, закреплен одним концом и нагружен на другом конце растягивающей силой F = 40 кН. Определите: а) нормальное напряжение в поперечном сечении; б) изменение длины стержня. 18. Что называется допустимым напряжением материала? Почему оно должно быть ниже предела пропорциональности данного материала? 19. До какого предельного напряжения, являющегося механической характеристикой пластичного материала, можно нагружать брус, не опасаясь появления пластической деформации? 20. Для какого материала допустимое напряжение определяют по пределу текучести sт , а для какого по пределу прочности sв ? 21. Что называется коэффициентом запаса прочности и каковы его численные значения, исходя из свойств материала? 22. Сформулируйте условия прочности и запишите в математической форме это условие при расчете на растяжение и сжатие. 23. Сколько различных видов расчета можно произвести с помощью условия прочности? 24. Напишите формулы, по которым: а) проверяется действительное напряжение в сечении бруса; б) подбирается площадь поперечного сечения и определяется величина допустимой нагрузки при заданном значении бруса. 25. При проверке прочности различных элементов конструкции, для материала которых допускаемое напряжение принято 160 МПа, фактические расчетные напряжения оказались равными 110, 155, 160, 167 и 180 МПа. Какие из перечисленных случаев соответствуют: а) недостаточной прочности; б) недостаточной жесткости; в) достаточной прочности и экономичности? 26. Для бруса, показанного на рис. 7, определить диаметр, считая его по всей длине постоянным. Допускаемое напряжение для материала (Ст 3) принять равным 160 МПа.
12 кН 5 кН Рис. 7 27. Определить допустимое значение нагрузки F по условию прочности стержня СВ, выполненного из стальной полосы 3´8 мм. Принять [s] = 160 МПа, А D = 0,5м, D В = 0,7м.
Рис. 8 28. Какие системы (конструкции) называются статически определимыми и какие – статически неопределимыми? 29. Каков порядок решения статически неопределимых задач? 30. Что называется напряженным состоянием в точке тела? По каким формулам определяются нормальные и касательные напряжения, возникающие в наклонных площадях в случае плоского напряженного состояния? ТЕМА 3 Механические свойства материалов при растяжении и сжатии Литература: Степин П. А. § 10, Ицкович Г. М. § 2.6–2.8 При изучении этой темы необходимо уделить основное внимание вопросу испытания материалов, основным механическим характеристикам прочности материала: пределов пропорциональности, упругости, текучести и прочности (временное сопротивление), учесть, что числовые их значения условны, так как для их нахождения соответствующие силы делят на первоначальную площадь поперечного сечения испытываемого образца. При опытном изучении деформации растяжения очень важной характеристикой является пластичность материала, которая характеризуется величиной относительного удлинения после разрыва образца и относительного сужения площади поперечного сечения
А 0 – первоначальная площадь сечения образца, А ш – площадь сечения шейки образца после разрыва. Вопросы для самопроверки1. Между какими величинами выражает зависимость диаграмма растяжения? 2. Как строится диаграмма растяжения? 3. Что называется пределом пропорциональности? 4. Что называется пределом упругости? 5. Что называется пределом текучести? 6. Что называется пределом прочности? 7. Каким механическим характеристикам материала соответствуют точки А , В , С , D на диаграмме растяжения (рис. 9)?
D С Е А В e Рис. 9 8. Какие материалы принято считать пластичными, хрупкими? 9. Какие механические характеристики, полученные при его испытании на растяжение, служат для оценки пластичности? 10. Какая деформация возникла в теле, если после снятия нагрузки размеры и формы тела полностью восстановились? 11. В чем заключается явление наклепа? Как получают наклеп в деталях и как от него избавляются? 12. На каком участке диаграммы растяжения пластичного материала выполняется закон Гука? Как графически определить модуль упругости? 13. Какой вид имеет диаграмма сжатия пластического материала? 14. Какой вид имеет диаграмма сжатия чугуна? Чем она отличается от диаграммы растяжения этого материала? 15. Можно ли определить предел прочности пластичного материала при испытании его на сжатие? 16. Предел прочности материала при растяжении sпч.р = 120 Н/мм2 . Предел прочности этого же материала на сжатие sпч.с = 500 Н/мм2 . Определите, какой это материал. а) хрупкий, б) пластичный. ТЕМА 4 Срез и смятие Литература: Степин П. А. § 23–26, Ицкович Г. М. § 4.1–4.2
![]() На срез работают различные соединительные детали: шпонки, штифты, заклепки, болты. При практических расчетах элементов конструкций на прочность при срезе следует иметь в виду, что эти расчеты носят условный характер и выводы сопротивления материалов могут быть применим лишь при введении некоторых допущений: 1. В поперечных сечениях элементов возникают только поперечные силы; 2. Касательные напряжения равномерно распределены по площади поперечного сечения; 3. Если элемент имеет несколько сечений среза, то возникающие в них поперечные силы одинаковы; 4. Внешние силы, сдвигающие соединительные элементы, равномерно распределены между соединительными элементами. С учетом двух последних допущений поперечная сила в сечении соединительного элемента:
i – число плоскостей среза одного элемента, n – число элементов. Условие прочности при срезе имеет вид:
При выборе допускаемых напряжений на срез пользуются следующими соотношениями: для хрупких материалов [τ] = (0,8…1,0) [σр ] и для пластичных материалов [τ] = (0,5…0,6) [σр ]. Условие прочности при срезе позволяет выполнять проектный (определение общей площади среза) и проверочный расчеты, а также определять значения допускаемой нагрузки. Деформация материала часто сопровождается смятием материала в местах соприкосновения отдельных элементов конструкции: так, смятию подвергается поверхность детали, по которой происходит ее касание с шайбой или гайкой затянутого болтового соединения, боковая поверхность заклепки и поверхность скрепляемых предметов в месте соприкосновения с заклепкой. Считают, что напряжения смятия распределяются по поверхности контакта равномерно. Условно для упрощения расчета допускают, что напряжения смятия распределяются равномерно по площади проекции поверхности контакта на диаметральную плоскость. Проверка на смятие производится: в случае разнородных материалов, для более мягкого материала, например при соединении двух деревянных брусков болтом проверяется на смятие древесина. Расчетное уравнение на смятие имеет вид:
где σсм – фактическое напряжение на смятие, F – нагрузка, А – площадь смятия, [σсм ] – допускаемое напряжение на смятие. Допускаемое напряжение на смятие принимают [σсм ] = (1,7…2,0) [σ], где [σ] – допускаемое напряжение на сжатие. Вопросы для самопроверки1. Что называется деформацией сдвига? 2. Что называется абсолютным и относительным сдвигом? 3. Напишите формулы для определения абсолютного сдвига и касательных напряжений при сдвиге. 4. Как определяется величина действительных напряжений в поперечном сечении бруса при чистом сдвиге (срезе)? 5. Сформулируйте условие прочности при расчете на срез. 6. Какую механическую характеристику прочности материала нужно знать, чтобы определить силу давления пробойника на лист для вырубки в нем отверстия?
Рис. 11 8. Что такое смятие? На каких допущениях основаны расчеты на смятие? 9. Как определяется площадь смятия, если поверхность смятия плоская и если поверхность смятия цилиндрическая? 10. По какой формуле ведется расчет на смятие?
Рис. 12 12. Сформулируйте закон Гука при сдвиге. Каков физический смысл модуля сдвига? 13. Какая существует зависимость между модулем упругости первого и второго рода? 14. Как рассчитываются заклепочные соединения на срез и смятие? 15. По какому сечению в заклепочном соединении проводится проверка листов на разрыв? ТЕМА 5 Кручение, геометрия сечений Литература: Степин П. А. § 27–31, § 35–39, Ицкович Г. М. § 6.1–6.6, § 5.1–5.3 В теории изгиба и кручения важную роль играют моменты инерции сечения. Необходимо вспомнить и повторить из теоретической механики правила нахождения центра тяжести сечения и статических моментов плоских фигур. Необходимо уяснить вычисление моментов инерции для простейших плоских фигур (прямоугольника, треугольника, круга). Рассматривая теорему о моменте инерции сечения относительно оси, параллельной центральной (Iy 1 = Iy + a 2 A ), необходимо понять, что теорема справедлива только в том случае, если ось у проходит через центр тяжести фигуры. Важно уяснить, что сумма моментов инерции относительно двух взаимно перпендикулярных осей равна полярному моменту инерции относительно точки пересечения этих осей. Приступая к изучению раздела «Кручение», следует отметить, что данную деформацию испытывают такие детали машин, как валы, пружины, иногда болты при затяжке гайки ключом и др. Деформация кручения появляется при нагружении бруса парами сил, плоскости действия которых перпендикулярны к его оси. Моменты этих пар называют вращающими моментами. При вычислении вращающих моментов пользуются формулой:
N – мощность в кВт,
n – число оборотов в минуту. Необходимо уяснить те допущения, на которых основана элементарная теория кручения стержней круглого сечения: крайние сечения остаются плоскими, расстояния между поперечными сечениями не изменяются, радиусы, проведенные на торцевых сечениях, остаются прямолинейными и поворачиваются вместе с сечениями на некоторый угол. Следует разобраться в построении эпюры крутящих моментов. Эпюра показывает изменение величины крутящего момента по длине вала. Необходимо уметь самостоятельно выполнять вывод формулы для напряжений при кручении стержня круглого сечения. При кручении напряжение распределяется по поперечному сечению неравномерно (в линейной зависимости от расстояния точки до полюса сечения)
М кр – крутящий момент в поперечном сечении, ρ – расстояние до точки сечения, I p – полярный момент инерции площади сечения, Опасными считаются все точки контура сечения, геометрическими характеристиками прочности и жесткости сечения являются соответственно полярный момент сопротивления и полярный момент инерции, значения которых зависят не только от площади, но и от формы сечения. Рациональным (т. е. дающим экономию материала) является кольцевое сечение, имеющее по сравнению с круглым сплошным меньшую площадь при равном моменте сопротивления (моменте инерции). Необходимо уметь рассчитывать диаметр вала из условия прочности:
W p – полярный момент сопротивления площади сечения, l – длина вала, G – модуль упругости при сдвиге, І р – полярный момент инерции площади сечения. Для бруса из пластичного материала принимают [τ] = (0,55…0,6) [σр ], для валов из конструкционных сталей обычно принимают [τ] = 20…50 МПа. Допускаемый угол закругления в машиностроении принимают: [φ° ] = 0,25…1,00 град/м. Вопросы для самопроверки1. Как нужно нагрузить прямой брус, чтобы он испытывал только кручение? 2. Как определить вращающий момент, передаваемый шкивом (зубчатым колесом и т. д.), если известна передаваемая мощность и угловая скорость? 3. Чему должна быть равна алгебраическая сумма вращающихся моментов для равномерно вращающегося вала? 4. Что называется крутящим моментом в поперечном сечении бруса? 5. Какая разница между крутящим и скручивающим или вращающим моментом? 6. Что такое эпюра крутящих моментов? Как производится ее построение? Сформулируйте правило знаков при определении величины крутящего момента. 7. Выберите из приведенных на рис. 13 эпюр крутящих моментов ту, которая соответствует схеме нагружения вала, приведите схемы напряжения, которые будут соответствовать остальным эпюрам крутящих моментов. а) 4 кНм 3 кНм 12 кНм 5 кНм
4 7 кНм в)
4 кНм 3 кНм
4 кНм 7 кНм 5 кНм д)
4 кНм Рис. 13 8. Какие напряжения возникают в поперечном сечении круглого стержня при кручении? Как находится их величина в произвольной точке поперечного сечения? 9. Что называется полярным моментом инерции сечения? Какова размерность этой величины? По каким формулам вычисляется полярный момент инерции круга и кругового кольца? 10. По какому закону распределяются напряжения в поперечном сечении круглого бруса при кручении? 11. Какая геометрическая характеристика сечения характеризует при кручении: а) его прочность; б) его жесткость? 12. Зависит ли напряжение, возникающее при кручении: а) от материала бруса; б) от формы поперечного сечения (круг или кольцо)? 13. Какие точки поперечного сечения являются опасными при кручении бруса? Для каких точек сечения напряжение вычисляется по формуле t = М кр / W p ? А D В о С Рис. 12 14. Как записывается условие прочности при кручении? Что такое полярный момент сопротивления? По каким формулам вычисляются его значения для круга и для кругового кольца? 15. Какой величиной характеризуется величина деформации при кручении? 16. По какой формуле определяется угол поворота какого–либо поперечного сечения бруса, имеющего ступенчато–переменное поперечное сечение и нагруженного несколькими скручивающими (вращающими) моментами? 17. Зависит ли угол закручивания сечения: а) от материала бруса; б) от формы поперечного сечения? 18. Во сколько раз изменится угол закручивания бруса, если при прочих равных условиях: а) увеличить длину бруса в два раза; б) увеличить диаметр бруса в два раза? Как отразятся подобные изменения на прочности бруса? 19. Определить диаметр вала, показанного на рис. 13,а , считая его по всей длине постоянным, если [t] = 40 МПа. 20. Напишите математическое выражение условия жесткости при кручении. Сколько различных видов расчета можно производить из этого условия? ТЕМА 6 Поперечный изгиб Литература: Степин П. А. § 45–54, § 58–60, Ицкович Г. М. § 7.1–7.9, § 7.13 Приступая к изучению этой темы необходимо уяснить, что теория изгиба построена при следующих допущениях и предположениях (рис. 15): 1. Геометрическая ось бруса, т. е. ось, проходящая через центры тяжести сечений, есть прямая линия;
3. Плоскость действия нагрузок является плоскостью симметрии бруса; 4. Поперечные сечения бруса, плоские до деформации изгиба, остаются плоскими и после деформации; 5. Деформации бруса незначительны. Изгибом называют такой вид деформации бруса, при котором в его поперечных сечениях возникают два силовых фактора – поперечная сила Q и изгибающий момент М , для определения численных значений которых используется метод сечений. Необходимо помнить, что поперечная сила в данном сечении равна алгебраической сумме внешних сил, расположенных только по одну сторону (справа или слева) от рассматриваемого сечения, а изгибающий момент в данном сечении равен алгебраической сумме моментов внешних сил (расположенных слева или справа от сечения), взятых относительно центра тяжести сечения. При этом надо строго придерживаться правила знаков для поперечной силы и изгибающего момента. Поперечная сила считается положительной, если внешние силы стремятся сдвинуть левую часть балки относительно правой вверх или правую часть балки относительно левой – вниз. Правило для поперечной силы показано на рис. 16. Рис. 16 Правило знаков для изгибающих моментов: внешним моментам, изгибающим мысленно закрепленную в рассматриваемом сечении отсеченную часть балки выпуклостью вниз, приписывается знак плюс, а моментам, изгибающим отсеченную часть балки выпуклостью вверх, – знак минус (рис. 17). Рис. 17 Следует научиться свободно строить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Для проверки правильности построения эпюр целесообразно пользоваться теоремой Журавского, устанавливающей зависимость между изгибающим моментом и поперечной силой:
Интенсивность распределения нагрузки:
Необходимо уметь выводить формулу для определения нормальных напряжений в производной точке сечения балки:
М – изгибающий момент в данном сечении балки, у – расстояние точки сечения от нейтральной оси, I x – осевой момент инерции сечения балки. Из формулы для определения нормальных напряжений в производной точке можно получить расчетное уравнение на изгиб. Обозначив допускаемое напряжение на изгиб [σ], получим расчетное уравнение:
М max – наибольший изгибающий момент в сечении балки, W x – осевой момент сопротивления сечения. Условие прочности позволяет выполнять три вида расчетов: проверочный расчет балки на прочность, определение допускаемых размеров сечения и расчет допускаемых действующих на балку нагрузок. Рис. 18 После этого следует перейти к изучению вопроса об определении углов поворота поперечных сечений и прогибов балок. Для их определения целесообразно использовать универсальные уравнения. Линейное перемещение у центра тяжести сечения называется прогибом. Наибольший прогиб обозначают f . Сечение балки поворачивается вокруг нейтральной линии сечения на некоторый угол φ, который называется углом поворота сечения. Условие жесткости при изгибе записывают в виде: f ≤ [f ]; φmax ≤ [φ]. Допускаемый прогиб назначают в долях пролета балки l . Для валов принимают [f ] = (0,0002...0,0010)l . Допускаемые углы поворота сечений вала в местах, где расположены подшипники, принимают в пределах 0,001...0,005 рад. Вопросы для самопроверки1. Как нужно нагрузить прямой брус, чтобы он испытывал только прямой изгиб? 2. Что называется поперечной силой и изгибающим моментом в данном сечении балки? 3. Как находится поперечная сила в каком–либо сечении балки? Сформулируйте правило знаков для определения поперечной силы. 4. Как находится изгибающий момент в каком–либо сечении балки? В каком случае изгибающий момент считается положительным? 5. Определите поперечную силу и изгибающий момент в каждом поперечном сечении балки на рис. 19. F = 12 кН q = 8 кН/м
0,2 м 0,5 м 0,5 м 1,4 м 0,4 м 1,2 м 1 2 3 Рис. 19 6. Выберите из приведенных на рис. 20 эпюр изгибающих моментов ту, которая соответствует схеме нагружения балки. Приведите схемы нагружения балки, которые соответствуют остальным эпюрам изгибающих моментов. а)
б)
М в)
51 кН×м 10 кН×м г)
Рис. 20 7. Напишите формулу для определения нормального напряжения в произвольной точке поперечного сечения бруса, работающего на изгиб. Какая геометрическая характеристика сечения характеризует его прочность при изгибе? 8. Как распределяются нормальные напряжения по поперечному сечению при изгибе? 9. Зависит ли возникающее при изгибе нормальное напряжение: а) от материала балки; б) от формы поперечного сечения? 10. Какие точки поперечного сечения балки являются опасными? Для кааких точек сечения нормальные напряжения вычисляют по формуле s = М и /W х . 11. Как записывается условие прочности при изгибе? 12. Что называется осевым моментом сопротивления площади сечения? 13. Напишите формулы для определения осевых моментов сопротивления круга, кольца, прямоугольника. 14. Какие формулы поперечных сечений рациональны для балок из пластичных материалов? 15. Какие формулы поперечных сечений следует применять для чугунных балок? 16. Во сколько раз изменится прочность балки, если при прочих равных условиях: а) увеличить диаметр балки в два раза; б) увеличить в два раза длину консольной балки, нагруженной силой на конце консоли (консольной называется балка с опорой в виде заделки)? 17. Для балки, показанной на рис. 20, подберите ее диаметр, приняв [s] = 160 МПа. 18. В каких плоскостях возникают касательные напряжения при изгибе? Как находится их величина? 19. Как записываются дифференциальные уравнения изогнутой оси балки? 20. Напишите универсальные уравнения для определения перемещений при изгибе. 21. В чем состоит сущность расчета на жесткость при изгибе? ТЕМА 7 Сложное сопротивление Литература: Степин П. А. § 68–72, § 75–81, Ицкович Г. М. § 8.1–8.3, § 9.1–9.4
Рис. 22 Рис. 21 Рис. 23 Задачи на сложное сопротивление решаются исходя из принципа независимости действия сил. Этот принцип позволяет получить окончательный результат решения задачи при совместном действии различных силовых факторов путем наложения (суммирования) результатов, вызванных каждым внешним силовым фактором в отдельности. Наиболее часто на практике в поперечных сечениях бруса возникают следующие комбинации внутренних силовых факторов: два изгибающих момента, действующие во взаимно перпендикулярных плоскостях; продольная сила и изгибающие моменты; изгибающие и крутящий моменты; продольная сила и крутящий момент. Следует иметь в виду, что напряжение s надо рассматривать как алгебраическую сумму нормальных напряжений, вызванных растягивающими и изгибающими внешними силовыми воздействиями, а касательное напряжение τ – как алгебраическую сумму касательных напряжений в данной точке, вызванных кручением и изгибом. Необходимо более детально рассмотреть задачу об определении напряжений и деформаций для трех случаев сложного сопротивления: косого изгиба, внецентренного растяжения (сжатия), совместного действия изгиба и кручения. Вопросы для самопроверки1. Что называется напряженным состоянием в данной точке деформируемого тела? 2. Какие имеются виды напряженного состояния материала? 3. Как определить напряжение на наклонной площадке растянутого стержня? 4. Как называются площадки, по которым действуют наибольшие и наименьшие нормальные напряжения? 5. Какие напряжения называются главными? 6. Чему равно наибольшее касательное напряжение в случае плоского и объемного напряженного состояния? 7. Напишите формулу обобщенного закона Гука. 8. Зачем применяются гипотезы прочности? 9. Как формируются гипотезы прочности наибольших касательных напряжений и удельной потенциальной энергии формоизменения? 10. Какие формулы служат для определения величин эквивалентных напряжений по гипотезам прочности наибольших касательных напряжений и удельной потенциальной энергии формоизменения? 11. Какой вид деформации бруса называется косым изгибом? 12. По какой формуле определяется нормальное напряжение при косом изгибе? 13. В каких точках поперечного сечения возникают наибольшие напряжения при косом изгибе? 14. Может ли балка круглого поперечного сечения испытывать косой изгиб? 15. Как находят напряжения в произвольной точке поперечного сечения при внецентренном растяжении или сжатии? 16. Какие напряжения возникают в поперечном сечении стержня при изгибе с кручением? 17. Какие точки поперечного сечения вала, испытывающего кручение и изгиб, являются опасными? Для каких точек сечения эквивалентные напряжения вычисляют по формуле sэ = М э / W x ? 18. Как пишутся условия прочности вала на совместное действие изгиба и кручения по третьей и четвертой теории прочности? 19. Как находится величина расчетного момента при изгибе с кручением вала по третьей и четвертой теориям прочности? 20. Вычислите эквивалентный момент по третьей теории прочности, приняв для опасного сечения вала М и = 380 Н×м и М к = 320 Н×м. Определите диаметр вала, приняв [s] = 80 МПа. ТЕМА 8 Продольный изгиб Литература: Степин П. А. § 83–89, Ицкович Г. М. § 12.1–12.4 При изучении явления продольного изгиба необходимо обратить внимание на то, что при сжатии длинных стержней бывают случаи, когда при постепенном увеличении нагрузки резко меняется форма равновесия и напряженное состояние, в результате чего может быть внезапное разрушение. Если сжимающие силы будут больше предельной величины, то ось стержня изогнется и стержень будет подвергаться, кроме сжимающей силы, изгибающему моменту (рис. 24 а, б). Рис. 24 F – действующая на стержень сжимающая сила, F кр – критическая сила, т. е. сжимающая центрально приложенная сила, при которой стержень еще устойчиво сохраняет прямолинейную форму равновесия Величина критической силы определяется по формуле Эйлера:
Е – модуль упругости 1-го рода материала стержня, μ – коэффициент приведения длины стержня, I min – наименьший осевой момент инерции сечения, l – длина стержня, F кр – величина критической силы. Зная величину критической силы F кр и площадь сечения стержня А , можно определить величину критического напряжения:
так как
Нужно обратить особое внимание на предел применимости формулы Эйлера В обоих случаях λ £ λпред расчет стержня на продольный изгиб можно вести при помощи коэффициента понижения допускаемого напряжения на простое сжатие. Расчетная формула имеет вид: Fдоп = j[s]сж ×A , коэффициент φ зависит от гибкости и материала стержня. Вопросы для самопроверки1. В чем заключается явление потери устойчивости сжатого стержня? 2. Какую форму обретает центрально–сжатый стержень, если сжимающая его сила больше критической? 3. Какая сила называется критической? 4. По какой формуле находится величина критической силы? 5. Что называется гибкостью стержня? 6. Как учитывается влияние способов закрепления концов стержня? 7. Перечислите основные способы закрепления концов стержня и назовите коэффициенты приведения длины, учитывающие их влияние на величину критической силы. 8. Какой из показанных на рис. 24 стержней, выполненных из одинакового материала, одинаковой длины и поперечного сечения, потеряет устойчивость при меньшем значении сжимающей силы?
9. При какой гибкости стержня применима формула Эйлера для подсчета критической силы? 10. Во сколько раз изменится значение критической силы для стержня большой гибкости, если: а) длину стержня увеличить в два раза; б) диаметр стержня уменьшить в два раза? 11. На рисунке 26 показаны поперечные сечения трех сжатых стержней. Какое сечение (круг или кольцо) при равной площади сечения и прочих равных условиях потеряет устойчивость при большем значении критической силы? Какое сечение (круг, кольцо или прямоугольник) менее рационально с точки зрения устойчивости стержня?
a) б) в) Рис. 26 12. Какой момент инерции подставляется в формулу Эйлера? 13. Определите критическую силу для стержня (рис. 25, в ) длиной 1,5 м, квадратного сечения 20´20 мм и выполненного из ст. 3. Модуль продольной упругости материала Е = 200 ГПа. 14. Как производится проверка стержней на устойчивость при помощи коэффициента j? 15. Как подбирается сечение стержня при расчете на устойчивость? тесты для проверки знаний по всему курсу
Справочный материал Таблица 1. Механические характеристики малоуглеродистой стали Механические свойства стали по гост 380–88
Таблица 2. Ориентировочные величины основных допускаемых напряжений на растяжение и сжатие
Таблица 3. Геометрические характеристики некоторых плоских сечений
|