Реферат: Методические рекомендации по прохождению учебной практики для студентов II курса направления «экономика»
Название: Методические рекомендации по прохождению учебной практики для студентов II курса направления «экономика» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо прохождению учебной практикидля студентов II курса направления «экономика»дневной формы обученияСОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………..........5 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ………………………………………………………………..9 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………………………....10 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА…………………………………………………….12 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...15 ВВЕДЕНИЕВ ряду основных требований, предъявляемых к специалистам-экономистам, являются хорошие практические навыки работы с информацией и персоналом организации, а также умение систематизировать информацию, полученную о среде, состоянии и проблемах организации. Наличие методических рекомендаций по учебной практике позволит студентам определиться с выбором базы практики, подготовиться к написанию курсовых работ, а также собрать всю необходимую информацию о предприятии как объекте исследования. Методические рекомендации включают основные положения, цели и задачи, содержание учебной практики, ее связь с изучаемыми дисциплинами, рекомендации по последовательности прохождения, требования к структуре и оформлению отчета, а также необходимые приложения. 1. Основные положенияУчебная практика проводится после окончания четвертого семестра (второго курса) в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса. Практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. Рекомендуется проходить практику для студентов специальности: «Финансы и кредит» – в финансово-кредитных учреждениях (банки, страховые компании, депозитарии, биржи); «Бухгалтерский учет и аудит» – в любых коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях с хорошо развитой бухгалтерией, в аудиторских фирмах; «Экономика и управление на предприятии» – в агентствах недвижимости, строительных организациях, где проводят оценку объектов недвижимости; «Национальная экономика» – на предприятиях и организациях, работающих на региональном или национальном уровне, в государственных и муниципальных организациях; Направление «Экономика» (бакалавр) – в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. Сроки и место практики, назначение руководителей оформляются приказами по университету в установленном порядке (но не менее чем за неделю до начала практики). Руководство учебной практикой осуществляется преподавателями кафедры и сотрудниками организации, в которой студент проходит практику. Перед началом практики кафедры проводят организационные собрания со студентами, направленными на практику. На собрании обсуждаются следующие вопросы: производственно-методические: - цель и задачи практики; - содержание программы практики; - назначение дневника и порядок его заполнения; - права и обязанности студента-практиканта; - требования к отчету по практике; - техника безопасности; - порядок проведения зачета по практике; организационные: - время и место проведения практики; - порядок получения необходимой документации; - порядок предоставления студентами отчетной документации. Студенты обеспечиваются программами практик и дневниками. Студент при прохождении практики обязан: - полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; - подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка; - изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; - нести ответственность за выполнение работы и за ее результаты; - ежедневно заполнять дневник практики; - представить письменный отчет о прохождении практики, дневник и другие необходимые материалы и документацию. Практика в организациях осуществляется на основе заключенных договоров на проведение практики между университетом и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов университета (см. приложение 1). Договоры готовятся к заключению факультетами (институтами). Договоры о сотрудничестве, а также договоры, имеющие финансовые обязательства, подписываются ректором. Договоры должны быть заключены не менее чем за 1 месяц до начала практики. Направление на практику оформляется командировочным удостоверением, которое, позднее, с проставленными отметками о прохождении практики, прилагается к отчету (приложение 2). В течение практики студент должен вести дневник. Дневник является основой текущего контроля прохождения практики, в нем он ежедневно указывает, где именно он работал, какую информацию собирал. Дневник регулярно поверяется руководителем практики на предприятии. Для оформления дневника практики рекомендуется использовать обычную школьную тетрадь. Форма и содержание дневника приведены в приложении 4. По результатам практики представляется отчет по утвержденной форме и в установленный срок (приложение 3). Отчет оценивается по системе: зачтено / не зачтено. В случае отрицательной оценки корректировка отчета допускается в недельный срок с момента его возврата студенту. Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку (незачет), могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в соответствии с Уставом ТюмГУ и Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ТюмГУ. В крайнем случае, если студент не находит предприятие как базу практики, его руководитель по практике выдает индивидуальное задание. 2. Цели и задачиЦель практики – закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам, ознакомление студентов с характером и особенностями их будущей специальности. Основные задачи: 1. Приобретение практических навыков работы с информацией и персоналом организации. 2. Сбор информации о среде, состоянии и социально-экономических проблемах организации. 3. Систематизация полученных данных. 3. Содержание учебной практикиВо время практики студент выполняет под руководством работника предприятия задания, которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего. Выполнению этих заданий может быть посвящено до 50 % времени студента. В оставшееся время необходимо собрать данные для отчета. Практика состоит из ряда этапов. 1. Знакомство с базовым предприятием и основными направлениями его деятельности. Это предполагает сбор и анализ информации о: - организационно-правовой форме, времени, причинах и условиях создания организации; - основных видах и масштабах деятельности; - организационной и производственной структуре предприятия. Рекомендуется использовать Устав организации, положения об отделах, подразделениях, должностные инструкции. 2. Описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации: - изучение состояния факторов внешней и внутренней среды: основные потребители, поставщики, конкуренты, персонал. В результате анализа необходимо сделать выводы об угрозах и возможностях, сильных и слабых сторонах в деятельности организации. Рекомендуется использовать данные СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации. 3. Ознакомиться с формами статистической отчетности, которые составляются на предприятии. 4. Ознакомиться с ведением бухгалтерского учета на предприятии и составлением бухгалтерской отчетности. Изучение и анализ указанных вопросов необходимо проводить за несколько периодов деятельности предприятия (2-3 года). Очень важно использовать наглядный материал в отчете по практике. Для того чтобы решить задачи практики и достичь результатов студент должен соблюдать график прохождения практики (таблица 1). Таблица 1 Продолжительность и примерный график прохождения практики
4. Основные требования к структуре и оформлению отчетаОтчет по практике должен содержать: Титульный лист установленного образца (приложение) с подписью руководителя от предприятия и печатью. Договор и командировочное удостоверение установленного образца. Содержание – где отражается перечень вопросов, содержащихся в отчете. Введение – где отражаются цели, задачи и направления исследовательской работы студента на конкретном предприятии. Основная часть – где дается краткая характеристика предприятия и анализ его деятельности, а также основные перспективные направления его развития, т.е в этой части отчета студент должен ответить на все вопросы, входящие в программу учебной практики и рассмотреть, как эта работа выполняется на данном предприятии. Индивидуальное задание включает в себя развернутое рассмотрение и практическое применение всех вопросов, поставленных руководителем практики от кафедры. Заключение содержит основные выводы и результаты проделанной работы, возможные мероприятия по улучшению деятельности предприятия. Список литературы - при прохождении практики и при подготовке отчета необходимо использовать научно-теоретические источники (учебники, учебные пособия, Интернет - сайты и т.п.), которые рекомендуют преподаватели по изучаемым дисциплинам. Приложения – где представляются изученные и рассмотренные различные формы отчетности предприятия, а также бланки, рисунки и графики. Дневник – должен содержать полный перечень выполняемых работ, отражать наименования изученных форм отчетности и т.д. При написании отчета по практике необходимо соблюдать правила оформления, которые представлены ниже. Отчет по практике оформляется на листах формата А4. Содержание излагается грамотно, четко и логически последовательно. Работа выполняется от руки или машинописным способом с соблюдением полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5. Общий объем отчета по практике – от 30 до 40 страниц. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (номер страницы на нем не проставляется), арабскими цифрами вверху справа. Каждый раздел отчета начинается с новой страницы. Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами и располагают по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются. Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Цифровой материал оформляется в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь свой порядковый номер и название. Название таблицы располагается по центру. В тексте обязательно должна быть сделана ссылка на нее, которая может быть оформлена следующим образом: «… результаты данного исследования приведены в таблице 2» или «… результаты данного исследования (см. табл. 2) показали, что…». Таблица 2 Основные итоги деятельности предприятия
Наряду с материалом, оформленным в виде таблиц, для большей наглядности, данные можно представлять в виде рисунков. Нумерация рисунков (также как и таблиц) допускается сквозная по всему отчету, так и отдельно по разделам. Например, рис. 1.4. (первый раздел, четвертый рисунок). Но при этом необходимо помнить, что в отчете должен быть использован один принцип нумерации таблиц и рисунков. Название рисунка в отличие от заголовка таблицы располагают под рисунком по центру. Ссылки на литературу можно оформлять одним из двух способов: 1) в квадратных скобках, с указанием номера источника в списке литературы и страницы, например: [4, с. 28]. 2) подстрочные ссылки, которые располагаются внизу страницы под чертой и включают в себя: фамилию автора, название книги, наименование издательства, год выпуска и количество страниц. Отчет должен быть аккуратно оформлен и скреплен. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Министерство образования Российской Федерации государственное образовательноЕ учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный университет Направление «Экономика» ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ На __________________________________________________________ Студента(ки) __________ курса ___________________________ группы ____________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) Руководитель предприятия ____________________________________________________________ Место печати Руководитель практики от института ______________________________________________________ ТЮМЕНЬ, 2008 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Министерство образования Российской Федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный университет Направление «Экономика» ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Студента(ки)________ курса ______________________________ группы ______________________________________________________________________ Место практики _______________________________________________ Руководитель практики от предприятия ______________________________________
Начало практики ________________ Конец практики ________________ Подпись практиканта ____________ Содержание объемов выполненных работ подтверждаю. Руководитель практики от предприятия: _____________/ _______________________________________/ (подпись) (Ф.И.О.) ТЮМЕНЬ, 2008 |