Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия ( в помощь учителям русского языка и литературы)
Содержание работы по изучению творчества А.И. Солженицына в курсе литературы
|
5-9 классы
|
Формы и методы работы
|
10-11 классы
|
Формы и методы работ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Обращение к ряду миниатюр «Крохотки» на уроках внеклассного чтения: «Дыхание», «Утенок», «Шарик», «Костер и муравьи», «Лиственница», «Молния».
|
Сопоставительное изучение указанных миниатюр с рассказами и зарисовками И.С. Тургенева, М.М. Пришвина,
К.Г. Паустовского в 5-6 классах.
|
Рассказ «Матренин двор» в 10 классе.
Примечание
: возможно изучение данного рассказа в 9 классе.
|
Сравнительно-сопоставительный анализ рассказа (на двухчасовом занятии) с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Рассмотрение рассказа в контексте классической и русской литературы.
Основные цели и задачи при текстуальном изучении
рассказа:
- ввести текст в исторический контекст эпохи;
- рассмотреть его с позиции сегодняшнего дня;
- открыть в «Матренином дворе» вечные ценности русской духовной культуры: праведность, нестяжательство, естественность, простота, человечность, смирение и терпение;
- вписать «Матренин двор» в контекст культуры (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев).
|
Миниатюры-путевые очерки: «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта», «На родине Есенина».
|
Использование указанных текстов на уроках внеклассного чтения в 9 классе после изучения глав из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Углубление понятия о жанре путевого очерка.
|
Миниатюра «Гроза в горах» А.И. Солженицына.
|
Литературная параллель: человек как частица большого, стихийного мира космоса;
картины природы в миниатюре А.И. Солженицына и в ранних романтических произведениях М. Горького.
|
«Крохотки» А.И. Солженицына и «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.
|
Отработка и развитие данного жанра русской литературы на основе сравнительного изучения миниатюр А.И. Солженицына, «Стихотворений в прозе И.С. Тургенева».
|
Повесть (рассказ) «Один день Ивана Денисовича» в 11 классе.
|
Необходимо текстуальное
, а не обзорное изучение данного произведения, так как “лагерная тема” не может быть понята учащимися, если они не обращаются к тексту произведения.
Сопоставление повести (рассказа) “Один день Ивана Денисовича” с лучшими образцами отечественной литературы XIX-XX вв.:
- рассмотрение образа Ивана Денисовича Шухова в сопоставлении с образом Платона Каратаева из романа-эпопеи
Л.Н. Толстого “Война и мир”(национальный русский характер и его основные особенности):
- в профильных гуманитарных классах продуктивным будет сопоставление повести (рассказа) с “Колымскими рассказами” В. Шаламова (основа для сопоставительного анализа - человек в условиях тоталитарного государства), с фрагментами из “Записок из мертвого дома” Ф.М. Достоевского (изображение человеческого характера в условиях неволи);
- сопоставление образов Шухова, Матрены и Юшки (рассказ А. Платонова “Юшка”) позволит учителю рассмотреть тему праведничества в русской литературе XX века и решение ее разными писателями.
|
|
|
Обзорные темы, посвященные жизни и творчеству А.И Солженицына:
- биография писателя;
- история присуждения Нобелевской премии по литературе;
- обращение к фрагментам “Архипелага ГУЛАГ”;
- статьи и публицистические выступления писателя.
|
Нобелевская лекция должна изучаться если не в полном объеме, то фрагментарно. Так как ученикам зачастую сложно найти тексты произведений, возможно и желательно обращение к ресурсам сети Интернет.
Эффективными формами изучения творчества А.И. Солженицына на уроках литературы в старших классах являются:
-уроки-эвристические беседы;
- уроки-дискуссии;
- семинары;
- круглые столы;
- уроки-панорамы и т.д.
|
Творчество А.И. Солженицына может стать основой для создания ряда программ элективных курсов
, относящихся как к курсу литературы, так и интегративных. Предлагаем перечень примерных тем элективных курсов для 9-11 классов:
- “лагерная” тема в русской литературе XX века;
- житийные традиции в русской литературе;
- философское эссе как жанр литературы XX века (на основе “Крохоток” А.И. Солженицына, “Затесей” В. Астафьева);
- “малые жанры в творчестве А.И. Солженицына (в современной русской литературе)”, “Развитие малых жанров русской прозы” (сопоставление);
- киноинтерпретации произведений русской литературы (в том числе возможно рассмотрение и сериала “В круге первом”);
- гуманистическая философия русских писателей;
- своеобразие языка А.И. Солженицына (современной литературы, прозы);
- роль пейзажа в современной прозе;
- портрет литературного героя;
- язык литературы – отражение реальной действительности;
- использование языковых единиц в художественной литературе;
- современная публицистика как отражение процессов, происходящих в обществе;
- публицистика как вид словесного творчества;
- жанры современной публицистики;
- язык (своеобразие языка) Солженицына-публициста.
Содержание работы по изучению на уроках русского языка и развития речи творческого наследия
А.И. Солженицына
|
Разделы и темы русского языка, направления работы
|
Содержание и формы работы
|
1
|
2
|
“Разные пласты лексики русского языка” (5 кл.)
“Использование данных пластов лексики в современной русской литературе” (11 класс).
|
Обращение к произведениям А.И. Солженицына как к итсточникам неологизмов и аббревиатур советского периода, авторских неологизмов и просторечий.
|
“Синтаксис”
|
Подбор дидактического материала из произведений А.И. Солженицына (от простого до самых сложных и авторских случаев) для изучения синтаксиса в разных классах.
|
Уроки развития речи
|
Подбор дидактического материала по темам “Описание природы”, “Описание помещения” (например, из рассказа “Абрикосовое варенье” или других), “Описание внешности человека (из разных произведений), “Обучение написанию подробного изложения и изложения текста-миниатюры”.
|
Комплексный анализ текста, обучающие и проверочные диктанты.
|
Подбор дидактического материала для комплексного анализа текста, обучающих и проверочных диктантов разного вида, обратившись к миниатюрам “Крохотки”.
|
Подготовка к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
|
Для подготовки к изложению в 9 классе можно использовать следующие миниатюры “Крохотки”: “Колокольня”, “Колокол Углича”, “Вязовое дерево” и др.
При подготовке к сочинению части С по русскому языку в 10-11 классах можно использовать философские зарисовки “Отраженье в воде”, “Старое ведро”, “На родине Есенина”, “Лиственница” и др.
|
Использование размышлений А.И. Солженицына о русском языке, об искуссстве слова.
|
На первом уроке русского языка можно использовать слова Писателя (герой) из рассказа “Абрикосовое варенье”:
“ - Вот, - переливал он (Писатель) из чайной ложки над малым стеклянным блюдечком густую влагу абрикосового варенья, - вот такая прозрачная янтарность, такой неожиданный цвет и свет должны быть и в литературном языке.
Да ведь в хрустальной вазе и каждый абрикосовый плод лежал как сгущенное солнце. У вишневого варенья был тоже свой загадочный цвет, неуловимо отличный от тёмнобордового, - а не то, не сравнить с абрикосовым.
- Да вот иногда и из современной читательской глуби выплывет письмо с первозданным языком. Недавно было у меня от одного строителя харьковского завода, - какое своевольное, а вместе с тем покоряющее сочетание и управление слов! Завидно и писателю! “Не выдавал им своё размышление”... “нашёл причину для избежания”... Или: “в нашей жизни не осталось никакой прилежности”... А? Каково? Только ухо, не забитое книжностью, может такое подсказать. Да какая и лексика, пальчики оближешь: “нашёл себе пребывалище”, “втужались в работу”, “поддержу нет”, “стал совсем бесчулый”... Такого не придумаешь, хоть проглоти перо, как сказал Некрасов. А подаёт человек подобные речевые повороты – надо их подхватывать... ... Дело – в языковой находке.”
Или мысли Солженицына из Нобелевской лекции о литературе:
“И еще в одном бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущенный опыт: от поколения к поколению. Так она становится живою памятью нации. Так она теплит в себе и хранит ее утраченную историю – в виде, не поддающемуся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу.
Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь
! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало...
...В русском языке излюблены пословицы о правде
. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно:
ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ”.
|
Примерные мероприятия, посвященные изучению жизни и творчества А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия в 2008/2009 учебном году
№
n/n
|
Наименование мероприятий
|
Примерные сроки проведения
|
1.
|
Читательская конференция по произведениям А.И. Солженицына на тему “Одно слово правды весь мир перетянет”.
|
Ноябрь-декабрь 2008г.
|
2.
|
Дискуссия “Лагерная тема” в произведениях А.И. Солженицына и
В.Т. Шаламова”.
|
Январь-февраль 2009г.
|
3.
|
Конкурсное сочинение “Гуманистические идеи в творчестве
А.И. Солженицына”.
|
Март 2009г.
|
4.
|
Литературная гостиная “Победить ложь!” (биография писателя, история присуждения Нобелевской премии по литературе).
|
II полугодие 2008/2009 учебного года
|
5.
|
Конкурс исследовательских работ учащихся на тему “А.И. Солженицын – выдающийся писатель, публицист и философ современности”.
|
II полугодие 2008/2009 учебного года
|
6.
|
Круглый стол “Диссидентство как явление в культуре и литературе СССР” ( совместно с учителями истории и обществознания).
|
II полугодие 2008/2009 учебного года
|
Подготовлено методистом кафедры филологического образования МРИО Еналеевой Д.А. на основе
письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4.09.08г. № 03-1905.
|