Реферат: Методические рекомендации социальным педагогам и школьным психологам по работе с агрессивными детьми

Название: Методические рекомендации социальным педагогам и школьным психологам по работе с агрессивными детьми
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Методические рекомендации

социальным педагогам и школьным психологам

по работе с агрессивными детьми.

Неустойчивость социально-экономической ситуации в современном обществе, снижение уровня жизни, кризис института семьи, навязчивая пропаганда насилия средствами массовой информации, отход современной школы от патриотического и нравственного воспитания, кризис культурных и нравственных ценностей общества ведут к росту агрессивных проявлений среди детей и подростков. С одной стороны, в молодежных группировках насилие над другой личностью становится нормой, демонстрируемой со страниц газет и экранов телевидения – с другой стороны, отмечается рост аутоагрессии, проявляющейся в суицидальных исходах подростков. Резкое увеличение числа подростков, страдающих токсико- и наркозависимостью, проникновение агентов распространения наркотиков в образовательные учреждения становится реальной проблемой для педагогов и школьных психологов.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» (психологический словарь)

Методы исследования и диагностики агрессии в условиях школы

Наиболее приемлемыми для определения наличия, вида и уровня агрессивности школьника являются методы наблюдения, экспертных оценок и анкетирования.

Метод наблюдения является ведущим. Наблюдения психолога и педагога за поведением детей на уроках и во время внешкольных мероприятий дает богатые данные. При наблюдении поведения ребенка можно воспользоваться критериями, которые разработали американские психологи М.Алворд и П.Бейкер. Если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных ниже признаков, можно предположить, что ребенок агрессивен.

Признаки наличия агрессии у ребенка:

Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается со взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Метод экспертных оценок позволяет определить уровень агрессии ребенка в процессе наблюдения за ним различными экспертами. Экспертами могут являться люди, работающие с ребенком или тесно общающиеся с ним и имеющие возможность наблюдать за его поведением в различных ситуациях. Это могут быть учителя – предметники, классный руководитель, тренер спортивной секции, руководитель кружка, родители, старшие братья и сестры и т.д.

Экспертам выдается «Карта наблюдения» (по типу карты Стотта), в которой перечислен ряд поведенческих реакций ребенка, по которым можно судить об агрессивном поведении, а также приведена шкала для их оценки.

Например: «Использует физическую силу против сверстников и других лиц»

постоянно – 3 балла

ситуативно – 2 балла

редко – 1 балл

никогда – 0 баллов

Каждый эксперт оценивает частоту проявления агрессии в баллах. Затем выводится средний показатель для каждого наблюдаемого. Метод экспертных оценок позволяет оценить агрессивное поведение ребенка не только в школе, но и в другом социальном окружении, что позволяет более точно говорить о тенденциях того или иного ребенка к агрессивному поведению.

Кроме того, можно в процессе наблюдения за ребенком использовать анкету для педагогов, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.(1992)

Критерии агрессивности ребенка

(анкета для педагога, Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.(1992)

1. Временами кажется, что в него вселяется злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, разбивает что-то, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним кто-то подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Ключ:

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл, высокая агрессивность 15-20 баллов, средняя 7-14, низкая 1 – 6.

Вербальные методы предполагают использование анкет, опросников, личностных тестов. Среди последних наиболее популярен тест враждебности Басса – Дарки, Фрейбургская анкета. Метод анкетирования наиболее распространен. Быстрота проведения, массовость процедуры тестирования, количественное выражение получаемых параметров, возможность провести корреляционный анализ относятся к преимуществам метода. Недостатком является то, что из соображений социальной желательности дети могут неправдиво отвечать на вопросы анкеты. Поэтому психолог должен владеть навыками проведения психодиагностических процедур: правильно информировать учащихся о предстоящем тестировании, его целях, корректно вводить инструкцию, корректно информировать о результатах тестирования.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.

(адаптация А.К.Осницкого)

Данная методика является простой в обработке данных и наиболее информативной среди применяемых в настоящее время психологических методик для диагностики агрессивного поведения школьников.

Методика диагностики показателей и форм агрессии включает в себя несколько шкал:

· физическая агрессия – агрессивное поведение, выражающееся в драках, нанесении телесных повреждений и других физических воздействий на человека,

· вербальная агрессия – агрессия, выражающаяся в словесной форме: крики, сплетни, злословие и т.д.,

· косвенная агрессия – агрессивное поведение, ненаправленное или направленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы),

· негативизм – поведение, пронизанное духом противоречия, демонстрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе,

· раздражительность,

· подозрительность,

· обида,

· чувство вины (аутоагрессия),

ИА – индекс агрессии (обобщенный показатель агрессии).

ИВ – индекс враждебности (обобщенный показатель враждебности), показывающий насколько индивид враждебно относится к своему окружению.

1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-то ударит меня, я не отвечу ему.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я пойду ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам»

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что ломал первую попавшуюся в руки вещь.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею человека поставить на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко в голову приходит мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре часто повышаю голос.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Ключ к методике А.Басса и А.Дарки:

Возможно четыре варианта ответов, которые суммируются по парам: «да» + «пожалуй да», «пожалуй нет» + «нет». Ответ на вопрос со знаком «-» регистрируется с противоположным знаком. Сумму баллов по шкале необходимо умножить на коэффициент (К) для данной шкалы.

«1» - физическая агрессия.

1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+ (К=11)

«2» - вербальная агрессия

7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75- (К=8)

«3» - косвенная агрессия.

2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+ (К=13)

«4» - негативизм

4+, 12+, 20+, 28+, 36- (К=20)

«5» - раздражение

3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+ (К=9)

«6» - подозрительность

6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70- (К=11)

«7» - обида

5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58 (К=13)

«8» - чувство вины

8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+ (К=11)

Индекс агрессивности (ИА): Сумму баллов по шкалам («1», «2», «3») разделить на 3.

Индекс враждебности (ИВ): Сумму баллов по шкалам («6», «7») разделить на 2.

Фрейбургская анкета

Анкета выявляет склонность подростков к агрессивному поведению.

Инструкция к анкете предлагает ребенку ответить либо «да», либо «нет» на данное предложение.

1. Я знаю, что ребята за моей спиной говорят обо мне плохо.

2. Я редко даю сдачу, когда меня бьют.

3. Я быстро теряю самообладание, однако также быстро успокаиваюсь.

4. Если мне при размене денег дают на один рубль больше и если я его беру, то позднее меня мучают сильные угрызения совести.

5. Я могу так рассвирепеть, что буду, например, бить все подряд.

6. Честно говоря, мне иногда доставляет удовольствие мучить других.

7. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания.

8. Я верю в то, что за зло можно оплатить добром, и в соответствии с этим я действую.

9. Если грубо обращаются к кому-нибудь из моих друзей, то мы вместе думаем о наказании.

10. У меня иной раз бывают трудности с родителями.

11. Собака, которая не слушается, заслуживает удара.

12. С ребятами, которые любезнее, чем я мог ожидать, я держусь осторожно.

13. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.

14. У меня часто бывают разногласия с другими.

15. Мне кажется, что большая часть дурных поступков однажды будет наказана.

16. Когда я разъяренный, я охотно освобождаюсь от этого состояния во время физической работы.

17. Раньше я иногда очень охотно мучил других, например, выворачивал руки, дергал за волосы и т.д.

18. Иногда я себе представляю, какие ужасы должны были бы произойти с теми, кто ко мне несправедлив.

19. Я могу припомнить, что однажды был так рассержен, что взял первую оказавшуюся под рукой вещь и разорвал или разбил ее.

Тест склонности к риску

Данный тест несет информацию о склонности подростков к рискованному поведению. Психологам и педагогам необходимо помнить, что эта группа школьников может иметь тенденции к агрессивному поведению.

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку?

2. Стали бы Вы на пути убегающего опасного преступника?

3. Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости 100 км/час?

4. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку (например, во время турпохода)?

5. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

6. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

7. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

8. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

9. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

10. Могли бы Вы прыгнуть с 10-метровой высоты на тент пожарной команды?

11. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

12. Могли бы Вы в виде исключения вместе с другими семью людьми подняться на лифте, рассчитанном на шесть человек?

13. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

14. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

Ключ к методике:

Ответы оцениваются в баллах:

«Да» - 5 баллов

«Скорее да, чем нет» - 4 балла

«Трудно сказать, как бы поступил» - 3 балла

«Скорее нет, чем да» - 2 балла

«Нет» - 1 балл

Оценка результатов:

25 баллов и менее – осторожные люди

26 – 59 баллов – норма

60 баллов и более – повышенная склонность к риску

«Шкала враждебности» Кука-Медлей

Данная методика позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности. Необходимо отметить степень согласия со следующими суждениями, на которые могут быть даны ответы: обычно, часто, иногда, случайно, редко, никогда.

1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.

2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я.

3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.

4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.

5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.

6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.

7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.

8. Люди часто разочаровывали меня.

9. Обычно люди требуют большого уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.

10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.

11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.

12. Я считаю, что многие люди используют ложь, чтобы двигаться дальше.

13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.

14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.

15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.

16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.

17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.

18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.

19. Никого не заботит то, что с тобой происходит.

20. Более безопасно никому не верить.

21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.

22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.

23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.

24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.

25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.

26. Мне бы определенно понравилось, если преступника наказали его же преступлением.

27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение по поводу других людей.

Ключ к «Шкале враждебности» Кука-Медлей

«Шкала цинизма»: 1 2 3 4 6 7 9 10 11 12 19 20 22

«Шкала агрессивности»: 5 14 15 16 21 23 24 26 27

«Шкала враждебности»: 8 13 17 18 25

Вариант ответа: Балл

1 – обычно 6

2 – часто 5

3 – иногда 4

4 – случайно 3

5 – редко 2

6 – никогда 1

Интерпретация результатов для «Шкалы цинизма»

65 баллов и больше – высокий показатель

40 – 65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому

25 – 40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому

25 баллов и меньше – низкий показатель

Интерпретация результатов для «Шкалы агрессивности»

45 баллов и больше – высокий показатель

30 - 45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому

15 – 30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому

15 баллов и меньше – низкий показатель

Интерпретация результатов для «Шкалы враждебности»

25 баллов и больше – высокий показатель

18 – 25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому

10 – 18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому

10 баллов и меньше – низкий показатель

Методика экспресс-диагностики невроза

(К.Хек и Х.Хесс)

Данная методика позволяет быстро определить наличие неврозоподобного состояния у подростков, которое может проявляться в том числе в агрессивном и аутоагрессивном поведении.

1. Считаете ли вы, что внутренне напряжены?

2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3. Я чувствую себя легкоранимым.

4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. Часто ли без особых причин у вас возникает чувство безучастности и усталости.

6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

7. Часто ли вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя вы стараетесь от них избавиться?

8. Я довольно нервный.

9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. Я довольно раздражительный.

11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня были очень странные и необычные переживания.

15. Бывает ли вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

17. Легко ли изменить ваше настроение?

18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать своей застенчивости.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, каким кажутся другие люди.

20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. Часто ли меняется ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22. Испытываете ли вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. Беспокоитесь ли вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26. Я часто испытываю недовольство.

27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

29. Большей частью я счастлив.

30. Я недостаточно уверен в себе.

31. Я страдаю от чувства неполноценности.

32. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

33. Часто я чувствую себя просто скверно.

34. Я много копаюсь в себе.

35. Иногда у меня все болит.

36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. У меня что-то с нервами.

38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

39. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой.

40. Чувствуете ли вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

Ключ к методике.

За каждый ответ «да» дается один балл, за каждый ответ «нет» - 0 баллов.

Можно говорить о наличие невроза, если подросток набрал 24 и более баллов.

Опросник Спилбергера по оценке агрессии.

Данный опросник предназначен для определения уровня агрессии, диагностируется агрессия как состояние, как черта, как темперамент, как реакция, а также аутоагрессия, гетороагрессия и контроль агрессии.

Инструкция предлагает испытуемому ответить на вопрос следующими выражениями: «совершенно верно», «немного», «умеренно» или «очень».

Часть1. Как Я себя чувствую СЕЙЧАС.

· Я разъярен

· Я чувствую себя раздраженным.

· Я зол

· Я чувствую, что мне хочется накричать на кого-нибудь

· Я чувствую, что мне хочется разбить что-нибудь вдребезги

· Я взбешен

· Я чувствую, что мне хочется стукнуть по столу кулаком

· Я чувствую, что мне хочется кого-нибудь ударить

· Я готов взорваться

· Я чувствую, что мне хочется ругаться

Часть 2. Как Я себя ОБЫЧНО чувствую.

· Я легко завожусь

· Я человек огненного темперамента

· Я вспыльчивый человек

· Меня злит, когда мне приходится действовать медленнее из-за чужих ошибок

· Меня раздражает, если моя хорошая работа остается незамеченной

· Я – взрывчатый человек

· Когда я взбешен, я говорю очень неприятные вещи

· Я впадаю в ярость, когда меня критикуют в чьем-то присутствии

· Когда я сильно неудовлетворен чем-то и никак не могу сделать, что хочу, мне хочется кого-нибудь ударить

· Меня приводит в ярость, если я делаю хорошую работу, а ее плохо оценивают

Часть 3. Когда я зол или разъярен.

· Я контролирую свой гнев

· Я проявляю свою злость

· Во мне накапливается возбуждение не находя разрядки

· Я терпелив с окружающими

· Я угрюмый и хмурый

· Я отдаляюсь от людей

· Я делаю едкие замечания окружающим

· Я не даю выход гневу

· Я могу хлопнуть дверью

· Моя злость не находит выхода и я надолго остаюсь раздраженным

· Я контролирую свое поведение

· Я ругаюсь с окружающими

· Я склонен копить обиды, о которых никому не говорю

· Если меня что-то или кто-то взбесит, я этого просто так не спускаю

· Я могу удержать себя от потери самообладания

· Я затаиваю обиду

· Я гораздо более злой, чем это обычно признаю

· Я все сдерживаю внутри

· Я говорю гадкие вещи

· Ничто не заставит меня показать свою злость

· Я раздражаюсь гораздо в большей степени, чем окружающие это замечают

· Я теряю самообладание

· Если кто-то меня раздражает, я готов высказать ему или ей, что я чувствую

· Я контролирую свое чувство гнева

Нормы: Агрессия – состояние 10,84+2,27

Агрессия – черта 18,52+3,75

Агрессия – темперамент 7,67+2,58

Агрессия – реакция 9,02+2,91

Аутоагрессия 15,18+4,24

Гетероагрессия 15,75+3,71

Контроль агрессии 21,9+4,93

Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности.

Инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3, или 4 в соответствии с тем, насколько испытуемому обычно характерны эти утверждения.

Самооценка тревожности:

1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности 1 2 3 4

2. Вы часто из-за пустяков краснеете 1 2 3 4

3. Ваш сон беспокоен 1 2 3 4

4. Вы легко впадаете в уныние 1 2 3 4

5. Вы беспокоитесь о только воображаемых

еще неприятностях 1 2 3 4

6. Вас пугают трудности 1 2 3 4

7. Вы любите копаться в своих недостатках 1 2 3 4

8. Вас легко убедить 1 2 3 4

9. Вы мнительный человек 1 2 3 4

10. Вы с трудом переносите время ожидания 1 2 3 4

Самооценка фрустрированности:

1. Нередко мне кажутся безвыходными

положения, из которых можно найти выход 1 2 3 4

2. Неприятности меня сильно расстраивают,

я падаю духом 1 2 3 4

3. При больших неприятностях я склонен без

достаточных оснований винить себя 1 2 3 4

4. Несчастия и неудачи ничему меня не учат 1 2 3 4

5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее

бесплодной 1 2 3 4

6. Я нередко чувствую себя беззащитным 1 2 3 4

7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния 1 2 3 4

8. Чувствую растерянность перед трудностями 1 2 3 4

9. В трудные минуты жизни иногда веду себя

по-детски, хочу чтобы меня пожалели 1 2 3 4

10. Считаю недостатки своего характера

неисправимыми 1 2 3 4

Самооценка агрессивности.

1. Оставляю за собой последнее слово 1 2 3 4

2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника 1 2 3 4

3. Меня легко рассердить 1 2 3 4

4. Люблю делать замечания другим 1 2 3 4

5. Хочу быть авторитетом для окружающих 1 2 3 4

6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего 1 2 3 4

7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 1 2 3 4

8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться 1 2 3 4

9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция 1 2 3 4

10. Я мстителен 1 2 3 4

Самооценка ригидности.

1. Мне трудно менять привычки 1 2 3 4

2. Нелегко переключаю внимание 1 2 3 4

3. Очень настороженно отношусь ко всему новому 1 2 3 4

4. Меня трудно переубедить 1 2 3 4

5. Нередко у меня не выходят из головы мысли,

от которых следовало бы освободиться 1 2 3 4

6. Нелегко сближаюсь с людьми 1 2 3 4

7. Меня расстраивают даже незначительные

нарушения плана 1 2 3 4

8. Неохотно иду на риск 1 2 3 4

9. Нередко я проявляю упрямство 1 2 3 4

10. Резко переживаю отклонения

от принятого мною режима дня 1 2 3 4

Ключ:

По каждому из четырех предложенных свойств личности вычисляется сумма баллов и умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству – 80. Предлагаются следующие нормы:

20 – 30 баллов – низкий уровень

31 – 45 баллов – средний уровень

46 и выше – высокий уровень

Среди проективных методов наиболее популярны ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга, несуществующее животное, тест руки Вагнера, вербальный фрустрационный тест Л.Собчик. Они привлекательны, но проводить их и анализировать их результаты должен только опытный психолог, поскольку в оценке их проявляется субъективный элемент.

Следует помнить, что по данным исследований от 60 до 80 % учащихся показывают наличие какого-либо вида агрессивности, однако не все эти дети в реальном поведении демонстрируют агрессивные проявления. Следовательно, агрессивность нужно рассматривать лишь как предпосылку агрессии. Однако ее появление в поведении зависит от реальной конкретной социальной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Основные подходы к коррекции агрессивного поведения.

Задача школьного психолога и педагога - расширить поведенческий репертуар ребенка, научить его управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. Сделать это можно во время психологических тренингов, в ходе которых моделируются сложные, конфликтные, фрустрирующие ситуации.

Как видно из предшествующего обзора проблемы становления агрессивного поведения, коррекционная работа требует деятельности педагога и психолога не только с самим подростком, но и изучения и иногда и работы с его социальным окружением.

Итак, значимыми фигурами для анализа являются следующие:

1. Родители подростка. Необходимо изучить жизненную историю и сложившийся к настоящему моменту стиль их взаимоотношений с ребенком, между собой, их собственное состояние и стереотипы реагирования на жизненные проблемы, ценностно-оценочное отношение к агрессии как способу разрешения проблем, конфликтов, достижения желаемого, проявления собственного состояния.

Считают ли они своего ребенка агрессивным? Видят ли в этом проблему?

Какова семейная ситуация: кто живет вместе, материальное состояние семьи, уровень образования, социальный статус.

2. Учителя. Необходимо выяснить, не являются ли действия учителей провокационными. Как разные педагоги оценивают данного ребенка?

3. Подросток. Исследование его личности, агрессивности, ее причин различными методами.

4. Одноклассники и другие значимые сверстники. Взаимодействие с ними поможет понять некоторые причины агрессивного поведения ребенка.

Кому нужно оказывать помощь? Правило психологической работы гласит: тому, кто обратился к психологу.

Кто может обратиться к психологу?

1.Учителя и администрация школы. В этом случае прежде всего следует рассмотреть вопрос о том, в чем их проблема в общении с данным подростком. В число мероприятий также следует включить прежде всего лекции, семинары и тренинги для учителей.

2.Родители подростка. Аналогично, следует выяснить прежде всего в чем их проблема в общении с их ребенком и предложить занятия и тренинг для них.

3. Подросток. В этом случае психолог выясняет, в чем он сам видит проблему, изучает ситуацию в семье и в школе и предлагает систему мер для подростка, но также проводит необходимые, возможные и целесообразные мероприятия с педагогами и с родителями, а возможно, и с классом в целом.

4. Запрос класса. Звучит как «у нас класс недружный», «мы все время ссоримся» или «уберите от нас этого Иванова, он всем жить мешает». Работа начинается с групповых обсуждений в классе, социометрии, социальных упражнений, наблюдений, а также бесед с учителями.

5. Задача поставлена самим психологом школы. Психолог наблюдает детей, и может самостоятельно сделать вывод о том, что тот или иной подросток нуждается в его помощи.

Какие формы и средства коррекционной работы есть у психолога?

Наиболее распространенным является психоаналитический взгляд на агрессию и агрессивное поведение как выражение внутреннего ситуативного дискомфорта или наличия глубинных личностных проблем. Соответственно, коррекция агрессивного поведения строится как индивидуальная терапия. Основными компонентами такой терапии становятся осознание и отреагирование агрессии в воображаемом плане, игровой ситуации или на неживых объектах. Однако в настоящее время уже существуют факты, которые говорят о том, что уровень агрессии не снижает, а скорее усиливает вымещение гнева на неодушевленных предметах, вербальные атаки.

Снижению общего уровня тревожности и раздражения способствуют следующие практические занятия :

работа с глиной, песком, водой

рисование

активное физическое движение

релаксация

К.Фоппель предлагает различные групповые упражнения для снятия напряжения, повышения доверия ребенка к группе, снятия агрессии, развития навыков сотрудничества и т.п. Эти упражнения могут использоваться как отдельные, а могут быть частью тренинговой программы.

Для подростков разработаны и рекомендуются тренинговые программы по управлению своим гневом, формированию навыков общения и сотрудничества и т.п. Их можно использовать в зависимости от того, какие конкретные причины агрессивного поведения подростка удалось установить.

При проведении тренинговой работы по социализации агрессии психологу необходимо помнить о необходимости разделения ответственности за результаты тренинговой работы с подростками. Такая позиция взрослого мобилизует школьников на плодотворную работу. Сделать это наиболее оптимально на первом занятии во время принятия правил и высказывания ожиданий от тренинговой работы.

Примеры упражнений, применяемых на тренинге по социализазии агресии подростков

· «Рисунок гнева» (Прислушайтесь к себе, где в Вас живет гнев? Какую он жизнь проживает: как он зарождается, живет, умирает? Какого он цвета? На что он похож? Нарисуйте свой гнев на листе бумаги. Положите рисунок в центр круга, поделитесь своими впечатлениями с другими.)

· «Письмо гневу» (Напишите своему гневу небольшое письмо, расскажите ему как Вам с ним живется, как Вы чувствуете себя без него. Какую он пользу и какой вред приносит Вам и Вашим отношениям с другими людьми.)

· «Таблица гнева» (Доска делится на две части, в одной части школьники пишут «плюсы», которые можно получить от чувства гнева, в другой – «минусы». После упражнения проводится шеринг).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург, Евразия, 2000.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Питер, 1998.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М, Просвещение, 1991.

4. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Санкт-Петербург, Академический проект, 2000.

5. Зографова Й. Проблемы агрессивности человека. С. 126 - 127. Реферат ИНИОН, М., 1990 г.

6. Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины». М, Генезис, 1997.

7. Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М, Генезис, 1997.

8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.Генезис, 2000.

9. Подросток на перекрестке эпох. М, Генезис, 1997.

10. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. М, Просвещение, 2002.

11. Реан А. Социальная педагогическая психология. М, 1997.

12. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. Ж. «Вопросы психологии», январь-февраль 2002 г.

13. Собчик Л. Вербальный фрустрационный тест.

14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать, 4 части. М, Генезис, 1998.

15. Холличер В. Человек и агрессия. М, 1973 .

16. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Агрессия. Санкт-Петербург, 2002.