Реферат: Методические рекомендации учителю
Название: Методические рекомендации учителю Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Современный урок. Требования к современному уроку (Методические рекомендации учителю) Цитата Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М. I. Урок как целостная система
II. Типология уроков
урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-викторина; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; урок-эврика; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; урок творчества; пресс-конференция; лекция-конференция; III. Структура уроков
Урок изучения нового материала: • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; • указание на то, что учащиеся должны запомнить; • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; • контроль результатов первичного запоминания; • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков: • сообщение учащимся цели предстоящей работы; • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; • проверка выполненных работ; • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; • задание на дом (если это необходимо). Урок формирования умений и навыков: • постановка цели урока; • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; • проведение проверочных упражнений; • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; • упражнения на их освоение; • упражнения на их закрепление; • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; • упражнения на перенос в сходную ситуацию; • упражнения творческого характера; • итог урока; • задание на дом. Урок применения знаний, умений и навыков: • организация начала урока (психологический настрой учащихся); • сообщение темы урока и его задач; • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; • упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях; • творческое применение знаний и умений; • упражнение по отработке навыков; • домашнее задание; • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Структура уроков обобщения и систематизации знаний: Урок повторения: • организация начала урока; • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; • задание на дом. Повторительно-обобщающий урок: • организационный момент; • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); • формулирование выводов по изученному материалу; • оценка результатов урока; • подведение итогов; • задание на дом (не всегда). Урок контроля и коррекции: • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. • организация начала урока; • проверка домашнего задания, постановка цели урока; • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; • изучение нового материала, в том числе и объяснение; • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; • задание на дом; • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). IV. Cтруктурные элементы урока
1. Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. 2. Содержание этапа Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. 3. Показатели выполнения дидактической задачи урока: кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. 4. Способы активизации на уроке Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе. 5. Ошибки, допускаемые при реализации: нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность 2.Этап всесторонней проверки домашнего задания 1.Дидактическая задача этапа Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаружены пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН 2. Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. 3.Этап всесторонней проверки ЗУН 1.Дидактическая задача этапа Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. 6. Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок 4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала 2. Содержание этапа Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока) 5. Этап усвоения новых знаний 1. Дидактическая задача этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН 2. Содержание этапа Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения 7. Ошибки, допускаемые при реализации. Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения Этап усвоения новых знаний 1.Дидактическая задача этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников. 7. Этап закрепления нового материала 1.Дидактическая задача этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу 3. Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний. 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся. 5. Требования к её реализации Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий 2. Содержание этапа Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока. 3. Условия достижения положительных результатов Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками. 5. Требования к ее реализации дидактической задачи урока Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию. 6. Способы активизации на уроке Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов). 7. Ошибки, допускаемые при реализации Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения 1.Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее 2. Содержание этапа Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. . Условия достижения положительных результатов Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы 4. Требования Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей 5.Дополнительная активизация Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем 6. Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения V. Требования к уроку
• четкое формулирование триединой дидактической цели; • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; • реализация на уроке всех дидактических принципов; - создание условий успешного учения учащихся. II. Психологические требования к уроку: Психологическая цель урока: 1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; 3) применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся. Стиль урока: 1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; • выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает); • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; 2) особенности самоорганизации учителя: • подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению; • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.); • педагогический такт (случаи проявления); • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.). Организация познавательной деятельности учащихся: 1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления; 2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов); • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы); 3) Закрепление результатов работы: • формирование навыков путем упражнений; • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса. Организованность учащихся: 1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития; Учет возрастных особенностей учащихся: 1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; 3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам, III. Гигиенические требования к уроку: 1) температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 – 60%; 2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 3) освещение; 4) предупреждение утомления и переутомления; 5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); 6) своевременное и качественное проведение физкультминуток; 7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 8)соответствие классной мебели росту школьника. IV. Требования к технике проведения урока: 1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; 2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; 4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; 6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы; 7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника. VI. Цели уроков
• цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету; • цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности; • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности: • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; • обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др. • создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения. Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением): • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность; Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся: • создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию; • содействовать развитию у детей умений общаться; • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
• содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия; ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде: • помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы; • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению: 2) понятий ...; 3) правил ...; 4) законов ...; 5) положений ... и др.; 6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения); • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы ...; • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме ...; • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий. VII. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
2. Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. 3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка. 6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся. 8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.). 9. Проверка оборудования и технических средств обучения. 10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. 11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности. 12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний. 14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом. 15. Продумывание форм подведения итогов урока. 16. Планирование внеклассной работы по данной теме. 17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями. VIII. Схема поурочного плана (М.И. Махмутов)
образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…) развивающая ( какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат) воспитательная ( какие качества личности формируются) 2. Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид) З. Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии II. Актуализация ( указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи) III. Формирование новых понятий, способов действия ( указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемы приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы) V. Применение (формирование умений и навыков) (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи, указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.) V. Домашнее задание ( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания -не превышает 2/3 того, что сделано в классе) IX. Схема плана-конспекта урока
организационный усвоение новых знаний проверка домашнего задания закрепление новых знаний всесторонняя проверка знаний информация о дом. задании, инструктаж Содержательная часть урока: 1.Этап урока Время Приемы, методы Что делают ученики Что делает учитель
самоанализ урока. Х. Самоанализ урока
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? 4. Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. 8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя. 10. Наметить перспективы своей деятельности. |