Реферат: Методические рекомендации к разработке совместного плана сотрудничества детского сада и начальной школы
Название: Методические рекомендации к разработке совместного плана сотрудничества детского сада и начальной школы Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации к разработке совместного плана сотрудничества детского сада и начальной школы (для старших воспитателей детского сада и завучей начальной школы) В соответствии с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и введением в действие с 1 января 2010 года федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед администрацией детского сада и начальной школы должна стоять задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития учащихся в начальной школе на основе педагогических технологий ДОУ. По сути, с ведением этих документов произошел переход от традиционной системы обучения, как преподнесения знаний в готовом виде и освоения ребенком ЗУНов, к инновационной системе деятельностного подхода, который позволяет сформировать основные виды универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Взаимодействие двух образовательных систем (ДОУ и начальная школа) представлено в практике образовательных учреждений округа тремя моделями: Центр образования Прогимназия «Детский сад - начальная школа» Сотрудничество по договору В основе каждой модели сотрудничества должен лежать стратегический план взаимодействия. Целью плана является: · обеспечение социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности (учебной),
· создание условий и обеспечение мер для безболезненного перехода ребенка из одной образовательной среды в другую,
Как же организовать работу по подготовке проекта плана сотрудничества? А. Воспитательно-образовательную и учебную деятельность Центры образования и Прогимназии осуществляют в рамках единой образовательной программы, в структуре которой уже заложены все аспекты по осуществлению преемственности в работе с детьми на дошкольной и начальной ступени образования. Поэтому для этих образовательных учреждений отправной точкой для разработки плана-проекта должен стать итоговый педагогический совет (май), где педагогические кадры, старший воспитатель дошкольного отделения и завуч начальной школы обсуждают, корректируют и утверждают мероприятия на год. Б. Модель сотрудничества по договору предполагает следующий алгоритм действий: 1. Рабочая встреча администрации ДОУ и СОШ (май)- обсуждение предмета договора, возможного комплекса мер по эффективному сотрудничеству (разработка проекта плана). 2. Заключение договора о сотрудничестве (август) руководителями ДОУ и СОШ, обсуждение прав и обязанностей сторон. Согласование целей и задач сотрудничества, средств обеспечения преемственности, утверждение руководителями ОУ проекта плана. В. Планы сотрудничества согласовываются с методистами ОМЦ структурных подразделений дошкольного образования и начальной школы ( май-собеседование, коррекция планов возможна в сентябре). Г. Составление информационно-аналитической справки по реализации плана преемственности (к приемке готовности учреждения к новому учебному году). План должен проектироваться в соответствии с блоками: Организационно-методическая работа с кадрами Работа с детьми Сопровождение семьи на пороге школы Взаимодействие с социумом Примерная форма плана взаимодействия ДОУ и СОШ
Блок. Организационно-методическая работа с кадрами: - День открытых дверей в начальной школе для воспитателей д/с «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» (октябрь). Цель: выявить уровень адаптации выпускников ДОУ в школе, профессиональный диалог педагогов образовательных систем, знакомство воспитателей с системно-деятельностным подходом обучения в начальных классах. - День открытых дверей в ДОУ для учителей 4-х классов «Всестороннее развитие ребенка- дошкольника в игровой деятельности», «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ» (ноябрь). Цель: знакомство с видами игр, игровыми методами и приемами учителей начальной школы с целью интеграции их в образовательный процесс начальной школы в период адаптации. - Педагогические советы по проблеме (2-а раза в год) . - Мастер-классы: «Преемственность педагогических технологий в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками» с участием специалистов (3 раза в год); - Совместные круглые столы «Преемственность дошкольного и начального общего образования: перспективы сотрудничества и достижения» (1 раз в квартал). - Методические объединения или творческие встречи педагогов и специалистов ДОУ и СОШ (2 раз в год, составление рекомендаций для родителей, специалистов); - Взаимопосещение занятий в ДОУ и уроков в начальной школе (в течение года воспитатель, учитель начальной школы, психологи ОУ); - Проведение мониторинга готовности выпускников ДОУ к школьному обучению. Работа по карте развития ребенка 6-7 лет (2 раза в год - ноябрь, март в соответствии с циклограммой деятельности). Психолого-педагогические консилиумы в рамках мониторинга. Цель: выявление уровня готовности выпускников ДОУ к обучению в школе на начало года, построение индивидуальных образовательных маршрутов, коррекция проблем, повторное обследование. Блок. Работа с детьми по формированию мотивационной готовности к школе и адаптации к условиям новой образовательной среды: Итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду является психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Важнейшей составляющей психологической готовности ребенка к обучению в школе – мотивационной готовность ребенка , суть которой выражается в осознании ребенком себя как будущего школьника. Формирование мотивационной готовности детей 6 - 7 лет к обучению в школе является одной из важнейших задач детского сада и семьи. В блок плана по взаимодействию ДОУ и СОШ «Работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию мотивационной готовности » рекомендуем включить следующие мероприятия: - экскурсии в школу, беседы о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них, рисование школы; - сюжетно- ролевые игры в школу, в содержании которой можно использовать сюжеты различного содержания: после экскурсии на урок в первом классе, после посещения школьной библиотеки, музея, школьного театра; - проигрывание возможных проблемных ситуаций из школьной жизни с дошкольниками; - подбор и чтение рассказов о школе, где показаны различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе; - моделирование школы будущего из легоконструктора и др. Так же в содержание этого блока должны войти мероприятия, направленные на адаптацию ребенка к условиям новой образовательной среды (начальной школы): - Адаптированные в соответствии с возрастом детей экскурсии в школу:
Разрабатывая сценарии экскурсий, воспитатель и учитель начальной школы должны учитывать специфику воспитательно-образовательной работы с детьми 6-7 лет: время экскурсии-25-35 минут, использование игровых приемов и методов при подаче материала, интерактивные методы включения ребенка, не забывать про продуктивную творческую деятельность совместно с учениками 4-х классов. - Цикл совместных выставок продуктивной деятельности воспитанников детского сада и начальной школы на учебный год:
- Обязательные совместные праздники: «День знаний» , Фестиваль по театрализованной деятельности «Новогоднее чудо» , спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые» , «Скоро станем мы, как вы, учениками» для подготовительных групп д/с и учащихся l-го класса; а так же вариативные праздники и досуги на усмотрение администрации образовательных учреждений (не реже одного в квартал). Блок. Сопровождение семьи на пороге школы Важной задачей для образовательных учреждений является выбор педагогически-грамотной стратегии сотрудничества с семьей, установление партнерских отношений, использование интерактивных форм взаимодействия с родителями будущих первоклассников, в связи с этим необходимо выстроить план таким образом, чтобы помочь семье предотвратить проблемы связанные с поступлением ребенка в школу. - Аналитико-прогностическая деятельность: анкетирование, интервьюирование родителей Цель: выявление проблем семьи, уточнение запросов родителей на оказание услуг связанных с подготовкой ребенка к школе, планирование мероприятий на основе анализа анкет. - День открытых дверей для родителей, будущих первоклассников в СОШ. Цель: знакомство родителей с воспитательно-образовательной системой школы (март) День открытых дверей для родителей подготовительных групп в ДОУ (октябрь и март). Цель: посещение открытых занятий родителями подготовительных групп, наблюдения за системой работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе, консультации у специалистов по итогам занятий. - Работа микроцентра информационно-практической поддержки «Семья на пороге школы» Цель: информационная поддержка семьи, оказание консалтинговых услуг и, практической помощи по запросам семьи. - Необходимо включать в план современные формы сотрудничества: родительские клубы , семейные психолого-педагогические гостиные , интернет-кафе . - Тематические родительские собрания : «Педагогика сотрудничества: ребенок-педагог-семья» ( проводятся не реже 2-х раз в год, в собраниях участвуют специалисты ДОУ и СОШ). Содержание конкретных действий (темы педсоветов, круглых столов, мастер-классов, методических объединений, клубных встреч) обсуждаются и корректируются на совместных встречах педагогов ДОУ И СОШ. Блок. Взаимодействие с социумом. В основе этого блока заложена возможность образовательных учреждений расширить рамки образовательной среды, сделать ее более открытой для воспитанников и педагогов, внедрять активно образовательные инноваций, обеспечить взаимодействие с наукой. - Участие педагогов и их воспитанников в конкурсной системе округа, города: 1.Конкурс детских и совместных детско-родительских проектно-исследовательских работ «Будущее Северо-запада» (февраль). 2.Участие в окружной выставке «молодежное ЭКСПО на Северо-западе» (апрель). 3.Участие в Московском городском интеллектуальном марафоне «Знай-ка» (март). 4.Участие детей и педагогов в городском Lego-фестивале. - Сотрудничество с ВУЗ с целью профессиональной подготовки кадров по проблеме. - Взаимодействие с центрами: детского творчества, экологическими, спортивными и т.п. - Привлечение учреждений культуры: библиотек, музеев,театров, выставочных залов Компетентный подход при планировании взаимодействия детского сада и школы, своевременная коррекция мероприятий обеспечит преемственность образовательных систем и успешную адаптацию ребенку. : |