Реферат: Учебно-методические рекомендации специальность 032101. 65 «Физическая культура и спорт» (для студентов заочной формы обучения)

Название: Учебно-методические рекомендации специальность 032101. 65 «Физическая культура и спорт» (для студентов заочной формы обучения)
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

ПОЛИТОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Специальность 032101.65 «Физическая культура и спорт»

(для студентов заочной формы обучения)

1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Политология изучается на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин СГАФКСТ студентами-заочниками 4-го курса с шестилетним и четырехлетним сроками обучения в седьмом и восьмом семестрах. Рабочая программа по политологии составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области физической культуры (ГСЭ.Ф.05.) для специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт» для студентов заочной формы обучения в объёме - 70 часов, из которых: для студентов с шестилетним сроком обучения 60 часов – на самостоятельную работу и 10 аудиторных часов, в том числе 4 часа лекционных занятий и 6 часов семинарских занятий; для студентов с четырехлетним сроком обучения - 64 часа на самостоятельную работу и 6 аудиторных часов, в том числе 4 часа лекционных занятий и 2 часа на семинарские занятия. Форма промежуточного контроля итогов самостоятельной подготовки – реферат, который должен быть написан и сдан преподавателю до начала экзаменационной сессии. Итоговая форма контроля согласно учебному плану – зачет. Зачет сдается устно по билетам.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Краткая характеристика основной

образовательной программы

В основу программы положен принцип сочетания теоретического и практического аспектов политологических знаний. Основной акцент сделан на знакомстве студентов с реалиями политической жизни в современной России и за рубежом. В содержание большинства тем включён региональный компонент.

При составлении программы обращено внимание на историю политических учений и современные политологические школы особенности становления гражданского общества в России, роль и место политики в жизни современных обществ, учтена специфика учебного заведения, готовящего специалистов в области физической культуры и спорта. Как составная часть общей культуры рассматривается физическая культура общества, изучаются институциональные аспекты политики, роль и место государства в сфере физической культуры и спорта. Следует указать и ещё на одно обстоятельство, с учётом которого составлялась программа: учебным планом предусматривается изучение курсов философии, истории Отечества, социологии, основ экономической теории, правоведения, культурологии. Это позволяет строить учебный процесс с учётом межпредметных связей, социокультурных аспектов. Важной составной частью курса является реферативная работа, что значительно облегчает практическое освоение методологии написания выпускной квалификационной работы.

Наряду с историей, философией, социологией, культурологией и другими учебными дисциплинами политология выступает важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта. Знания в сфере политической жизни позволяют развивать у молодёжи черты высокой гражданственности, активной жизненной позиции, коммуникативные качества, дают возможность целостно видеть современный мир, анализировать сложные проблемы социально-политических отношений в обществе.

2.2. Выписка из образовательного стандарта

(дидактические единицы дисциплины)

Индекс

Наименование дисциплины и ее

основные дидактические единицы

Всего часов на освоение учебного материала

ГСЭ.Ф.05.

Политология.

Объект, предмет и метод политической науки. Функ ции политологии. Политическая жизнь и властные от ношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание: политическая аналитика и прогностика.

70

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Требования к уровню освоения программы

1. В ходе изучения политологии студенты должны освоить понятийно-

категориальный аппарат науки;

2. знать историю политических учений;

3. знать современные политические школы и течения;

4. понимать сущность и содержание политики, знать ее субъекты.

5. В ходе учебного процесса студенты должны овладеть приёмами ведения

дискуссии, научиться аргументировано отстаивать свою позицию.

3.2. Перечень примерных контрольных вопросов

и заданий для самостоятельной работы

1. Предмет, структура и социальные функции политической науки.

2. Место политологии в системе общественных наук.

3. Основные этапы развития политической науки.

4. Основные течения в современной политологии.

5. Понятийно-категориальный аппарат политического знания.

6. Социально-исторические и культурные предпосылки обособления полито-

логии как науки.

7. Особенности западноевропейской, восточной и российской традиций в раз-

витии политической мысли.

8. Сущность и основные черты политологии.

9. Классификация политики.

10. Соотношения политики и экономики, политики и права.

11. Субъекты политики.

12. Личность как первичный объект и субъект политики.

13. Личность в политике. Мотивация поведения. Политические роли.

14. Политическая социализация личности.

15. Понятие и сущность политической власти.

16. Мотивация, средства и механизм реализации власти.

17. Основные тенденции властных отношений в современном российском об-

ществе.

18. Разделение властей как условие демократического режима.

19. Легитимность власти и особенности ее формирования при различных по-

литических режимах.

20. Кризис власти и трансформация властных отношений.

21. Основные пути формирования органов власти.

22. Выборы в органы власти. Типология выборов в органы власти.

23. Понятие, структура и типы политических систем.

24. Государство как основной институт политической системы.

25. Типы современных государств.

26. Правовое государство, его сущность, исторические примеры.

27. Политические партии и партийные системы.

28. Политические элиты. Особенности российской политической элиты.

29. Лидерство и его специфика в политической жизни общества.

30. Содержание понятия “политическая культура”.

31. Политические конфликты и пути их разрешения.

32. Идеологический фактор в политике. Основные политические идеологии

современности.

33. Особенности политического процесса в современной России.

34. Тенденции мировой политики и международных отношений в эпоху гло-

бального риска.

35. Факторы обеспечения национальной безопасности государства.

3.3. Формы промежуточного и итогового контроля

- Форма промежуточного контроля итогов самостоятельной работы студента – контрольный реферат, который необходимо сдать до начала экзаменационной сессии.

- Форма итогового контроля - курсовой зачет.

Тему контрольного реферата определять по порядковому номеру, под которым фамилия студента помещена в списке группы в деканате заочного обучения.

3.4. Требования и методические рекомендации

к написанию реферата

С целью контроля за качеством самостоятельного изучения курса Политологии студентам-заочникам предлагается написать контрольный реферат. Эта форма работы предполагает более углубленный, детальный анализ, нежели в ходе устного ответа на семинарском занятии, каких-либо теоретических проблем, конкретных вопросов на основе анализа определенного круга источников и литературы.

Работа, дословно списанная с какого-либо одного учебного пособия или другого источника, не засчитывается и возвращается для переработки. Хороший реферат предполагает обзор нескольких источников (не менее четырех - пяти). Это могут быть, наряду с научными монографиями и учебными пособиями, публикации в периодической печати в виде статей, статистических данных, таблиц с результатами политологических исследований и т.д. вплоть до специального исследования, проведенного самим студентом. В реферате должны быть видны результаты творческих усилий студента . В ходе работы по его подготовке и написанию автор должен продемонстрировать:

- способность к самостоятельному изучению, анализу и обобщению статистического материала, первоисточников, философской, исторической и политической литературы;

- умение выделить и проследить диалектику какого-либо избранного вопроса, проблемы;

- навыки грамотного, связного, последовательного, литературного, логического изложения означенных проблем;

- понимание научно-философской, политической методологии, применительно к профилю ВУЗа, своей специальности;

- усвоение и реализацию принятых норм технического оформления научного текста.

Необходимо внимательно, без ошибок, пропусков, сокращений и искажений переписать в свою тетрадь название темы реферата. Она выбирается по шифру (например, Ваш № по списку в журнале группы должен совпадать с № в списке рефератов у преподавателя, плюс уточнения у ведущего преподавателя и т.п.), выполняется заблаговременно и защищается на групповых очных семинарских занятиях, собеседованиях, предусмотренных учебным планом. Студенты, не прошедшие контрольные собеседования и не получившие «зачет» по контрольному реферату, к экзамену (зачету) не допускаются.

При условии, что тема будет раскрыта , объем реферата должен быть не менее 15 страниц ученической тетради или стандартных листов (А-4) печатного текста. Время его озвучивания на семинарском занятии должно занимать не более (но и не менее ) 15 минут. Текст реферата должен быть написан грамотно, тщательно выверен, аккуратно и технически правильно оформлен, иметь поля, нумерацию страниц, и выполнен таким образом, чтобы преподаватель смог его прочитать . Реферат необходимо снабдить правильно оформленным списком использованной литературы и представить для рецензирования ведущему преподавателю заблаговременно (за 10-15 дней до дня собеседования).

Прежде чем приступить к подготовке и написанию работы, студент должен обязательно повторить лекционный материал, а затем изучить учебную литературу по избранной теме. По завершении этого подготовительного этапа неплохо бы задать себе вопрос: “А что же, собственно, от меня хотят услышать в этом реферате?” Как бы со стороны увидеть макет своего будущего творения. И только по осознании ответа на данный вопрос, приступить к составлению плана реферата, а затем и подбору литературы, источников и пособий (безусловно, приоритет, в данном случае, должен отдаваться литературе более поздних лет издания), отдавая предпочтение газетным и журнальным статьям, как наиболее актуальным.

Реферат должен содержать план с указанием страниц. Для этого необходимо пронумеровать листы и оставить поля не менее трех сантиметров справа (или слева) для удобства работы с текстом, возможности разместить замечания и предложения рецензента при проверке.

Пункты плана реферата в обязательном порядке должны конкретизировать, раскрывать название темы и соответствовать ей . План непременно должен предусматривать (не выполнение этого пункта дает преподавателю право возвращать реферат автору на доработку, снижать его оценку ) следующие разделы:

1) Введение, в котором необходимо: а) обосновать выбранную тему, б) показать ее актуальность, значимость, изученность, в) установить основные направления, цели и задачи работы (при необходимости обосновать хронологию, выбранный регион, исследуемую группу и все другие особенности Вашего анализа рассматриваемой проблемы).

2) Три-четыре главы (раздела, параграфа), в которых раскрывается основное содержание выбранной темы, аспекты проявления в реальной действительности исследуемого факта или процесса. Главы должны заканчиваться частными выводами. Непременным условием положительной оценки работы является адаптация исследуемой проблемы, описываемых и анализируемых фактов, событий, процессов, явлений применительно к сегодняшнему дню, региону, аудитории слушателей, профилю факультета, ВУЗа.

3) Заключение, содержащее выводы, соответствующие целям работы, обозначенным во введении, изложение личной позиции автора по рассматриваемой проблеме.

В конце работы необходимо представить список используемой литературы, правильно указав выходные данные публикаций (фамилия, инициалы автора (авторов), название работы, место и год издания или название журнала (газеты), год, (месяц), номер, страницы).

В реферате необходимо показать понимание основных проблем избранной темы, хорошее владение понятийным и категориальным аппаратом, умение работать с источниками, специальной и учебной литературой. Работая с литературой и источниками, рекомендуется составлять конспект прочитанного материала, делать выписки, отмечая страницы, откуда берется фактический материал, цитаты, чтобы в дальнейшем правильно оформлять научно-справочный аппарат (сноски).

При написании текста нужно следить за логикой изложения, не допуская повторов, правильно и полно раскрывать все, определенные планом, вопросы. Цитаты, фактический и статистический материалы должны иметь ссылки на источники, которые можно разместить в низу страницы, в контексте, в конце главы (раздела, параграфа) или в конце реферата по усмотрению автора. Правильное, аккуратное и грамотное оформление титульного листа (без искажений и ошибок название кафедры, Вуза, названия темы реферата, фамилии и инициалов преподавателя) и всей работы в целом является одним из критериев положительной оценки. Допускается выполнение реферата в рукописном варианте (при читаемом почерке) на листах формата школьной тетради, а также отпечатанном на печатной машинке или принтере компьютера.

С выставлением последней точки, работа над рефератом еще не заканчивается. Необходимо вдумчиво, внимательно, по возможности вслух прочитать написанное, обращая внимание на правильное и четкое ударение, окончание, склонение, спряжение, произношение иностранных, сложных и трудно произносимых слов. Непременно прохронометрируйте свое чтение, чтобы на семинарском занятии точно уложиться в отводимое для выступления время. Обязательно уточните по какому-либо словарю смысл и значение иностранных и незнакомых для вас слов. И только после этого работу над рефератом можно считать законченной.

3.5. Контрольные рефераты по политологии

1. Спорт в современном мире. Соотношение спорта и политики.

2. Политическая мысль в России ХIХ – ХХ вв.

3. Отношение к власти в русском менталитете.

4. Сравнительная характеристика автократического, олигархического и де-

мократического типов власти.

5. Сравнительный анализ политических режимов России на различных эта-

пах ее развития.

6. Что я думаю об СССР и советском прошлом?

7. Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление

социальной политики государства.

8. Советское государство – государство, которое мы потеряли.

9. Либеральный режим в России: иллюзия или реальность?

10. Оппозиционная партия и ее роль в политической жизни страны (сравни-

тельный анализ США и России).

11. Физическая культура и спорт – как эффективное средство профилактики

асоциального поведения в молодежной среде.

12. Роль СМИ в «раскручивании» (формировании) лидера.

13. Роль личности в истории. Феномен вождизма.

14. Идеология глобализма, теория «золотого миллиарда» - новое издание

идеологии германского нацизма?

15. Эволюция массового политического сознания в России (середина 80-х гг.

– н/вр.).

16. Религиозный ренессанс: миф или реальность?

17. Социальная сущность спорта как фактор формирования общей культуры

личности.

18. Роль физической культуры и спорта в профилактике наркомании и пре-

ступности среди молодежи.

19. Спорт, религия, современность.

20. Антиглобализм - новый уровень классовой борьбы?

21. Трансформация политического сознания россиян в условиях модерниза-

ции российского общества.

22. Гражданское общество и государство.

23. Спорт, спортсмен и религия: вместе или врозь в ХХI век?

24. Возникновение и обострение глобальных проблем современности, пути

их разрешения.

25. Физическая культура и спорт как объект политики.

26. Развитие политической науки в России.

27. Прикладное назначение политологии.

28. Конституция РФ о политической системе российского общества.

29. Правовое государство и гражданское общество.

30. Теории происхождения государства.

31. Проблемы федерализма и государственного суверенитета в современном

мире.

32. Роль и место государства в развитии спорта и физической культуры.

33. Политическая партия, ее место и роль в политической жизни государства

34. Роль и место молодежных общественных организаций в политической

жизни общества.

35. Неформальные объединения – новый уровень общения молодежи.

36. Факторы, обусловливающие политическую активность личности.

37. Физическая культура и спорт как факторы становления личности.

38. Молодежь России: противоречия между претензиями и реалиями как

выразитель уровня ее сегодняшнего мировоззрения.

39. Массовое политическое сознание: сущность и процесс формирования.

40. Соотношение спорта и политики. «Большой» спорт и «большая» полити-

ка.

41. Олимпийские игры как отражение глобальных процессов, происходящих

на мировой арене.

42. Физическая культура и спорт в условиях глобализации.

43. Политические конфликты в новейшей истории России.

44. Глобализация: факты, сущность, противоречия, последствия.

45. Может ли православие стать национальной идеей современного россий-

ского общества?

3.6. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ РЕФЕРАТ

ПОЛУЧАЕТ ОЦЕНКУ «ЗАЧЕТ»

1. Тема раскрыта. Имеется план. В плане есть введение, не менее 3-4 пунктов, раскрывающих содержание темы реферата, заключение, список литературы.

2. Сами формулировки 3-4 пунктов плана раскрывают формулировку темы, а не дублируют, не копируют, не повторяют ее.

3. Во введении: 1. обосновывается актуальность темы;

2. обосновывается важность темы для специалиста в об-

ласти физической культуры, спорта и туризма;

3. показывается изученность темы на примере анализа

3-5 (или более) источников;

4. ставится конкретная цель написания реферата и наме-

чаются конкретные задачи, решая которые, автор рас-

крывает тему, добивается поставленной цели.

4. Приведен правильно оформленный список литературы (помимо учебных

пособий – 4-5 журнальных, газетных статей, монографий). На материалы,

взятые из Интернета, указывается адрес.

5. Страницы имеют поля, пронумерованы.

Проверьте, если хоть один из указанных выше пунктов не выполнен, не отрывайте время у себя и преподавателя, идите и дорабатывайте реферат в соответствии с указанными требованиями!!!

3.7. Вопросы к зачету

1. Возникновение политической науки, ее структура, объект, предмет и категории.

2. Социальная политика, понятие, основные цели и функции.

3. Место политологии в системе современного научного знания, ее функции и основные методы.

4. Стадии развития, пути и методы урегулирования политических конфликтов.

5. Основные этапы становления и развития политической мысли.

6. Политика и экономика. Соотношение экономических и политических процессов.

7. Политическая мысль Античности.

8. Классификация конфликтов.

9. Политическая мысль Средневековья.

10.Природа политического конфликта, основные концепции и функции конфликта.

11.Марксистская концепция политики.

12.Роль физической культуры и спорта в политической жизни общества.

13.Современные политические учения.

14.Олимпийские игры как отражение глобальных процессов, происходящих на мировой арене.

15.Понятие власти, ее сущность, природа, источники. Концепции власти.

16.Олимпийские игры как фактор мира и сотрудничества между народами.

17.Основания и ресурсы власти.

18.Проблемы и тенденции развития физической культуры и спорта в современных условиях.

19.Классификация власти.

20.Социально-политические функции спорта и физической культуры.

21.Принцип разделения власти, его необходимость и механизм реализации.

22.Спорт в современном мире. Соотношение спорта и политики.

23.Понятие политической системы. Различие подходов к пониманию политических систем.

24.Политическая социализация как основная функция политической культуры.

25.Структура и функции политических систем.

26.Механизмы и пути формирования политической культуры.

27.Типология политических систем.

28.Понятие, сущность, характерные черты, генезис и функции государства.

29.Понятие и сущность, содержание и функции политической культуры.

30.Структура, типы и формы государств.

31.Политическая психология как элемент политического сознания.

32.Типология политической культуры.

33.Правовое государство, социальное государство.

34.Современные политические идеологии.

35.Характеристика государства в Российской Федерации.

36.Социально-политические типы партий.

37.Роль государства в развитии физической культуры и спорта в современных условиях

38.Политический режим, понятие, типология.

39.Тоталитарный режим.

40.Понятие партии, ее генезис, отличительные признаки и функции.

41.Социально-политические типы партийных систем, уклады и коалиции.

42.Демократический режим.

43.Понятие, общая характеристика, отличительные признаки, этапы и функции общественно-политических объединений.

44.Понятие и основные концепции политического лидерства.

45.Современные общественно-политические объединения, их сущность, черты и разновидности.

46.Сущность политического лидерства и основные функции политических лидеров.

47.Типология политических лидеров.

48.Место и роль, содержание и сущность политического сознания.

49.Политические идеи эпохи Возрождения и периода буржуазных революций.

50.Понятие политической элиты. Основные концепции элитизма.

51.Функции и уровни политического сознания. Массовое сознание.

52.Общественно-политическая мысль России.

53.Сущность и функции политической идеологии.

54.Авторитарный режим.

55.Политическая мысль Древнего мира.

56.Гражданское общество.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4.1. Перечень основной и дополнительной литературы

Учебники и учебные пособия

- Гаджиев К.С. Политология. Учебник. – М., 2007.

- Лукьянов В.Ю. Политология. Учебное пособие. – СПб. 2007.

- Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций. – М., 2005.

- Политология. Под ред. Решетникова С.В. Минск, 2005.

- Лавриненко В.Н. Политология. Учебник. – М., 2002.

- Тавадов Г. Т. Политология. Учебное пособие. - М., 2000.

Дополнительная литература

- Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических уче-

ний. – М.,1994.

- Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. –

Полис, 1992, № 4

- Аристотель. Политика. Соч., - М.,1983, т.4.

- Ачкасов и др. Политология. Проблемы теории. - С.-Пб., 2000.

- Бакунин М.А. Государственность и монархия. - Философия, социология, по

литика. - М.,1989.

- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

- Берк Э. Размышления о французской революции. - Социс, 1991, № 6,7,9,

1992, № 2.

- Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

- Власть: очерки современной политической философии Запада. - М.,1989.

- Вятр Е. Социология политических отношений. М.,1979.

- Гегель Г. Политические произведения. - М.,1979.

- Гоббс Т. Левиафан. Соч. в 2-х т. - М., 1990, т.2.

- Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направле-

ний. – С. Пб.,1994.

- История политических и правовых учений (домарксистский период). Под

ред. О.Э Лейста. - М.,1991.

- Калинский Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. –

М.,1994.

- Конституция РФ. - М., 1994.

- Коротец И.Д. Политология. 100 экзаменационных ответов. - Ростов- на - До-

ну, 2001.

- Кривогуз И. М. Политология. Учебное пособие для вузов. - М.,2000.

- Ленин В.И. Государство и революция. - Полн. собр. соч., т.33.

- Локк Д. Два трактата о правлении. Соч. в 3-х тт. - М., 1988, т.3.

- Макиавелли Н. Государь. - М.,1989.

- Маркс К. К критике гегелевской философии права. - Маркс К., Энгельс Ф.

Соч., т.1.

- Он же. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. - Там же, т. 3.

- Он же. Конспект книги Бакунина “Государственность и анархия”. - Там же,

т. 18.

- Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.,1955.

- Политология: хрестоматия. Сост. проф. М.А. Василик, М.С. Вершинин. –

М.,1999.

- Политология. Альбом схем. Сост. Е.В. Макаренков, В.И.Сушков. - М., 1998.

- Политология вчера и сегодня. - М., 1992.

- Словарь - справочник. - М., 1991.

- Политология в вопросах и ответах. - М., 1994.

- Политология. Энциклопедический словарь. - М.,1993.

- Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. - М., 94

- Политический словарь в 2-х частях. - М.,1994.

- Пугачёв В.П. Политология. Справочник студента. - М., 2000.

- Платон. Государство. Соч. в 3-х тт. - М., 1971, т. 3.

- Политический процесс. - М., 1994.

- Политическая культура: теория и национальные модели. - М.,1994.

- Права человека: история, теория, практика. Под ред. Б.Л. Назарова.- М., 1995.

- Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.,1967.

- Современная западная социология. Словарь. - М., 1990.

- Токвиль А. Демократия в Америке. - М., 1992.

- Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М., 1991.

- Хайек Ф. Дорога к рабству. - Вопросы философии, 1992, № 5.

- Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х ч. - М.,1992.

Доцент кафедры гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

(Зуев Г.Н.)