Реферат: Учебно-методические рекомендации специальность 032101. 65 «Физическая культура и спорт» (для студентов заочной формы обучения)
Название: Учебно-методические рекомендации специальность 032101. 65 «Физическая культура и спорт» (для студентов заочной формы обучения) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||
ПОЛИТОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Специальность 032101.65 «Физическая культура и спорт» (для студентов заочной формы обучения) 1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Политология изучается на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин СГАФКСТ студентами-заочниками 4-го курса с шестилетним и четырехлетним сроками обучения в седьмом и восьмом семестрах. Рабочая программа по политологии составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области физической культуры (ГСЭ.Ф.05.) для специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт» для студентов заочной формы обучения в объёме - 70 часов, из которых: для студентов с шестилетним сроком обучения 60 часов – на самостоятельную работу и 10 аудиторных часов, в том числе 4 часа лекционных занятий и 6 часов семинарских занятий; для студентов с четырехлетним сроком обучения - 64 часа на самостоятельную работу и 6 аудиторных часов, в том числе 4 часа лекционных занятий и 2 часа на семинарские занятия. Форма промежуточного контроля итогов самостоятельной подготовки – реферат, который должен быть написан и сдан преподавателю до начала экзаменационной сессии. Итоговая форма контроля согласно учебному плану – зачет. Зачет сдается устно по билетам. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Краткая характеристика основной образовательной программы В основу программы положен принцип сочетания теоретического и практического аспектов политологических знаний. Основной акцент сделан на знакомстве студентов с реалиями политической жизни в современной России и за рубежом. В содержание большинства тем включён региональный компонент. При составлении программы обращено внимание на историю политических учений и современные политологические школы особенности становления гражданского общества в России, роль и место политики в жизни современных обществ, учтена специфика учебного заведения, готовящего специалистов в области физической культуры и спорта. Как составная часть общей культуры рассматривается физическая культура общества, изучаются институциональные аспекты политики, роль и место государства в сфере физической культуры и спорта. Следует указать и ещё на одно обстоятельство, с учётом которого составлялась программа: учебным планом предусматривается изучение курсов философии, истории Отечества, социологии, основ экономической теории, правоведения, культурологии. Это позволяет строить учебный процесс с учётом межпредметных связей, социокультурных аспектов. Важной составной частью курса является реферативная работа, что значительно облегчает практическое освоение методологии написания выпускной квалификационной работы. Наряду с историей, философией, социологией, культурологией и другими учебными дисциплинами политология выступает важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта. Знания в сфере политической жизни позволяют развивать у молодёжи черты высокой гражданственности, активной жизненной позиции, коммуникативные качества, дают возможность целостно видеть современный мир, анализировать сложные проблемы социально-политических отношений в обществе. 2.2. Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы дисциплины)
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ 3.1. Требования к уровню освоения программы 1. В ходе изучения политологии студенты должны освоить понятийно- категориальный аппарат науки; 2. знать историю политических учений; 3. знать современные политические школы и течения; 4. понимать сущность и содержание политики, знать ее субъекты. 5. В ходе учебного процесса студенты должны овладеть приёмами ведения дискуссии, научиться аргументировано отстаивать свою позицию. 3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Предмет, структура и социальные функции политической науки. 2. Место политологии в системе общественных наук. 3. Основные этапы развития политической науки. 4. Основные течения в современной политологии. 5. Понятийно-категориальный аппарат политического знания. 6. Социально-исторические и культурные предпосылки обособления полито- логии как науки. 7. Особенности западноевропейской, восточной и российской традиций в раз- витии политической мысли. 8. Сущность и основные черты политологии. 9. Классификация политики. 10. Соотношения политики и экономики, политики и права. 11. Субъекты политики. 12. Личность как первичный объект и субъект политики. 13. Личность в политике. Мотивация поведения. Политические роли. 14. Политическая социализация личности. 15. Понятие и сущность политической власти. 16. Мотивация, средства и механизм реализации власти. 17. Основные тенденции властных отношений в современном российском об- ществе. 18. Разделение властей как условие демократического режима. 19. Легитимность власти и особенности ее формирования при различных по- литических режимах. 20. Кризис власти и трансформация властных отношений. 21. Основные пути формирования органов власти. 22. Выборы в органы власти. Типология выборов в органы власти. 23. Понятие, структура и типы политических систем. 24. Государство как основной институт политической системы. 25. Типы современных государств. 26. Правовое государство, его сущность, исторические примеры. 27. Политические партии и партийные системы. 28. Политические элиты. Особенности российской политической элиты. 29. Лидерство и его специфика в политической жизни общества. 30. Содержание понятия “политическая культура”. 31. Политические конфликты и пути их разрешения. 32. Идеологический фактор в политике. Основные политические идеологии современности. 33. Особенности политического процесса в современной России. 34. Тенденции мировой политики и международных отношений в эпоху гло- бального риска. 35. Факторы обеспечения национальной безопасности государства. 3.3. Формы промежуточного и итогового контроля - Форма промежуточного контроля итогов самостоятельной работы студента – контрольный реферат, который необходимо сдать до начала экзаменационной сессии. - Форма итогового контроля - курсовой зачет. Тему контрольного реферата определять по порядковому номеру, под которым фамилия студента помещена в списке группы в деканате заочного обучения. 3.4. Требования и методические рекомендации к написанию реферата С целью контроля за качеством самостоятельного изучения курса Политологии студентам-заочникам предлагается написать контрольный реферат. Эта форма работы предполагает более углубленный, детальный анализ, нежели в ходе устного ответа на семинарском занятии, каких-либо теоретических проблем, конкретных вопросов на основе анализа определенного круга источников и литературы. Работа, дословно списанная с какого-либо одного учебного пособия или другого источника, не засчитывается и возвращается для переработки. Хороший реферат предполагает обзор нескольких источников (не менее четырех - пяти). Это могут быть, наряду с научными монографиями и учебными пособиями, публикации в периодической печати в виде статей, статистических данных, таблиц с результатами политологических исследований и т.д. вплоть до специального исследования, проведенного самим студентом. В реферате должны быть видны результаты творческих усилий студента . В ходе работы по его подготовке и написанию автор должен продемонстрировать: - способность к самостоятельному изучению, анализу и обобщению статистического материала, первоисточников, философской, исторической и политической литературы; - умение выделить и проследить диалектику какого-либо избранного вопроса, проблемы; - навыки грамотного, связного, последовательного, литературного, логического изложения означенных проблем; - понимание научно-философской, политической методологии, применительно к профилю ВУЗа, своей специальности; - усвоение и реализацию принятых норм технического оформления научного текста. Необходимо внимательно, без ошибок, пропусков, сокращений и искажений переписать в свою тетрадь название темы реферата. Она выбирается по шифру (например, Ваш № по списку в журнале группы должен совпадать с № в списке рефератов у преподавателя, плюс уточнения у ведущего преподавателя и т.п.), выполняется заблаговременно и защищается на групповых очных семинарских занятиях, собеседованиях, предусмотренных учебным планом. Студенты, не прошедшие контрольные собеседования и не получившие «зачет» по контрольному реферату, к экзамену (зачету) не допускаются. При условии, что тема будет раскрыта , объем реферата должен быть не менее 15 страниц ученической тетради или стандартных листов (А-4) печатного текста. Время его озвучивания на семинарском занятии должно занимать не более (но и не менее ) 15 минут. Текст реферата должен быть написан грамотно, тщательно выверен, аккуратно и технически правильно оформлен, иметь поля, нумерацию страниц, и выполнен таким образом, чтобы преподаватель смог его прочитать . Реферат необходимо снабдить правильно оформленным списком использованной литературы и представить для рецензирования ведущему преподавателю заблаговременно (за 10-15 дней до дня собеседования). Прежде чем приступить к подготовке и написанию работы, студент должен обязательно повторить лекционный материал, а затем изучить учебную литературу по избранной теме. По завершении этого подготовительного этапа неплохо бы задать себе вопрос: “А что же, собственно, от меня хотят услышать в этом реферате?” Как бы со стороны увидеть макет своего будущего творения. И только по осознании ответа на данный вопрос, приступить к составлению плана реферата, а затем и подбору литературы, источников и пособий (безусловно, приоритет, в данном случае, должен отдаваться литературе более поздних лет издания), отдавая предпочтение газетным и журнальным статьям, как наиболее актуальным. Реферат должен содержать план с указанием страниц. Для этого необходимо пронумеровать листы и оставить поля не менее трех сантиметров справа (или слева) для удобства работы с текстом, возможности разместить замечания и предложения рецензента при проверке. Пункты плана реферата в обязательном порядке должны конкретизировать, раскрывать название темы и соответствовать ей . План непременно должен предусматривать (не выполнение этого пункта дает преподавателю право возвращать реферат автору на доработку, снижать его оценку ) следующие разделы: 1) Введение, в котором необходимо: а) обосновать выбранную тему, б) показать ее актуальность, значимость, изученность, в) установить основные направления, цели и задачи работы (при необходимости обосновать хронологию, выбранный регион, исследуемую группу и все другие особенности Вашего анализа рассматриваемой проблемы). 2) Три-четыре главы (раздела, параграфа), в которых раскрывается основное содержание выбранной темы, аспекты проявления в реальной действительности исследуемого факта или процесса. Главы должны заканчиваться частными выводами. Непременным условием положительной оценки работы является адаптация исследуемой проблемы, описываемых и анализируемых фактов, событий, процессов, явлений применительно к сегодняшнему дню, региону, аудитории слушателей, профилю факультета, ВУЗа. 3) Заключение, содержащее выводы, соответствующие целям работы, обозначенным во введении, изложение личной позиции автора по рассматриваемой проблеме. В конце работы необходимо представить список используемой литературы, правильно указав выходные данные публикаций (фамилия, инициалы автора (авторов), название работы, место и год издания или название журнала (газеты), год, (месяц), номер, страницы). В реферате необходимо показать понимание основных проблем избранной темы, хорошее владение понятийным и категориальным аппаратом, умение работать с источниками, специальной и учебной литературой. Работая с литературой и источниками, рекомендуется составлять конспект прочитанного материала, делать выписки, отмечая страницы, откуда берется фактический материал, цитаты, чтобы в дальнейшем правильно оформлять научно-справочный аппарат (сноски). При написании текста нужно следить за логикой изложения, не допуская повторов, правильно и полно раскрывать все, определенные планом, вопросы. Цитаты, фактический и статистический материалы должны иметь ссылки на источники, которые можно разместить в низу страницы, в контексте, в конце главы (раздела, параграфа) или в конце реферата по усмотрению автора. Правильное, аккуратное и грамотное оформление титульного листа (без искажений и ошибок название кафедры, Вуза, названия темы реферата, фамилии и инициалов преподавателя) и всей работы в целом является одним из критериев положительной оценки. Допускается выполнение реферата в рукописном варианте (при читаемом почерке) на листах формата школьной тетради, а также отпечатанном на печатной машинке или принтере компьютера. С выставлением последней точки, работа над рефератом еще не заканчивается. Необходимо вдумчиво, внимательно, по возможности вслух прочитать написанное, обращая внимание на правильное и четкое ударение, окончание, склонение, спряжение, произношение иностранных, сложных и трудно произносимых слов. Непременно прохронометрируйте свое чтение, чтобы на семинарском занятии точно уложиться в отводимое для выступления время. Обязательно уточните по какому-либо словарю смысл и значение иностранных и незнакомых для вас слов. И только после этого работу над рефератом можно считать законченной. 3.5. Контрольные рефераты по политологии 1. Спорт в современном мире. Соотношение спорта и политики. 2. Политическая мысль в России ХIХ – ХХ вв. 3. Отношение к власти в русском менталитете. 4. Сравнительная характеристика автократического, олигархического и де- мократического типов власти. 5. Сравнительный анализ политических режимов России на различных эта- пах ее развития. 6. Что я думаю об СССР и советском прошлом? 7. Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства. 8. Советское государство – государство, которое мы потеряли. 9. Либеральный режим в России: иллюзия или реальность? 10. Оппозиционная партия и ее роль в политической жизни страны (сравни- тельный анализ США и России). 11. Физическая культура и спорт – как эффективное средство профилактики асоциального поведения в молодежной среде. 12. Роль СМИ в «раскручивании» (формировании) лидера. 13. Роль личности в истории. Феномен вождизма. 14. Идеология глобализма, теория «золотого миллиарда» - новое издание идеологии германского нацизма? 15. Эволюция массового политического сознания в России (середина 80-х гг. – н/вр.). 16. Религиозный ренессанс: миф или реальность? 17. Социальная сущность спорта как фактор формирования общей культуры личности. 18. Роль физической культуры и спорта в профилактике наркомании и пре- ступности среди молодежи. 19. Спорт, религия, современность. 20. Антиглобализм - новый уровень классовой борьбы? 21. Трансформация политического сознания россиян в условиях модерниза- ции российского общества. 22. Гражданское общество и государство. 23. Спорт, спортсмен и религия: вместе или врозь в ХХI век? 24. Возникновение и обострение глобальных проблем современности, пути их разрешения. 25. Физическая культура и спорт как объект политики. 26. Развитие политической науки в России. 27. Прикладное назначение политологии. 28. Конституция РФ о политической системе российского общества. 29. Правовое государство и гражданское общество. 30. Теории происхождения государства. 31. Проблемы федерализма и государственного суверенитета в современном мире. 32. Роль и место государства в развитии спорта и физической культуры. 33. Политическая партия, ее место и роль в политической жизни государства 34. Роль и место молодежных общественных организаций в политической жизни общества. 35. Неформальные объединения – новый уровень общения молодежи. 36. Факторы, обусловливающие политическую активность личности. 37. Физическая культура и спорт как факторы становления личности. 38. Молодежь России: противоречия между претензиями и реалиями как выразитель уровня ее сегодняшнего мировоззрения. 39. Массовое политическое сознание: сущность и процесс формирования. 40. Соотношение спорта и политики. «Большой» спорт и «большая» полити- ка. 41. Олимпийские игры как отражение глобальных процессов, происходящих на мировой арене. 42. Физическая культура и спорт в условиях глобализации. 43. Политические конфликты в новейшей истории России. 44. Глобализация: факты, сущность, противоречия, последствия. 45. Может ли православие стать национальной идеей современного россий- ского общества? 3.6. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ РЕФЕРАТ ПОЛУЧАЕТ ОЦЕНКУ «ЗАЧЕТ» 1. Тема раскрыта. Имеется план. В плане есть введение, не менее 3-4 пунктов, раскрывающих содержание темы реферата, заключение, список литературы. 2. Сами формулировки 3-4 пунктов плана раскрывают формулировку темы, а не дублируют, не копируют, не повторяют ее. 3. Во введении: 1. обосновывается актуальность темы; 2. обосновывается важность темы для специалиста в об- ласти физической культуры, спорта и туризма; 3. показывается изученность темы на примере анализа 3-5 (или более) источников; 4. ставится конкретная цель написания реферата и наме- чаются конкретные задачи, решая которые, автор рас- крывает тему, добивается поставленной цели. 4. Приведен правильно оформленный список литературы (помимо учебных пособий – 4-5 журнальных, газетных статей, монографий). На материалы, взятые из Интернета, указывается адрес. 5. Страницы имеют поля, пронумерованы. Проверьте, если хоть один из указанных выше пунктов не выполнен, не отрывайте время у себя и преподавателя, идите и дорабатывайте реферат в соответствии с указанными требованиями!!! 3.7. Вопросы к зачету 1. Возникновение политической науки, ее структура, объект, предмет и категории. 2. Социальная политика, понятие, основные цели и функции. 3. Место политологии в системе современного научного знания, ее функции и основные методы. 4. Стадии развития, пути и методы урегулирования политических конфликтов. 5. Основные этапы становления и развития политической мысли. 6. Политика и экономика. Соотношение экономических и политических процессов. 7. Политическая мысль Античности. 8. Классификация конфликтов. 9. Политическая мысль Средневековья. 10.Природа политического конфликта, основные концепции и функции конфликта. 11.Марксистская концепция политики. 12.Роль физической культуры и спорта в политической жизни общества. 13.Современные политические учения. 14.Олимпийские игры как отражение глобальных процессов, происходящих на мировой арене. 15.Понятие власти, ее сущность, природа, источники. Концепции власти. 16.Олимпийские игры как фактор мира и сотрудничества между народами. 17.Основания и ресурсы власти. 18.Проблемы и тенденции развития физической культуры и спорта в современных условиях. 19.Классификация власти. 20.Социально-политические функции спорта и физической культуры. 21.Принцип разделения власти, его необходимость и механизм реализации. 22.Спорт в современном мире. Соотношение спорта и политики. 23.Понятие политической системы. Различие подходов к пониманию политических систем. 24.Политическая социализация как основная функция политической культуры. 25.Структура и функции политических систем. 26.Механизмы и пути формирования политической культуры. 27.Типология политических систем. 28.Понятие, сущность, характерные черты, генезис и функции государства. 29.Понятие и сущность, содержание и функции политической культуры. 30.Структура, типы и формы государств. 31.Политическая психология как элемент политического сознания. 32.Типология политической культуры. 33.Правовое государство, социальное государство. 34.Современные политические идеологии. 35.Характеристика государства в Российской Федерации. 36.Социально-политические типы партий. 37.Роль государства в развитии физической культуры и спорта в современных условиях 38.Политический режим, понятие, типология. 39.Тоталитарный режим. 40.Понятие партии, ее генезис, отличительные признаки и функции. 41.Социально-политические типы партийных систем, уклады и коалиции. 42.Демократический режим. 43.Понятие, общая характеристика, отличительные признаки, этапы и функции общественно-политических объединений. 44.Понятие и основные концепции политического лидерства. 45.Современные общественно-политические объединения, их сущность, черты и разновидности. 46.Сущность политического лидерства и основные функции политических лидеров. 47.Типология политических лидеров. 48.Место и роль, содержание и сущность политического сознания. 49.Политические идеи эпохи Возрождения и периода буржуазных революций. 50.Понятие политической элиты. Основные концепции элитизма. 51.Функции и уровни политического сознания. Массовое сознание. 52.Общественно-политическая мысль России. 53.Сущность и функции политической идеологии. 54.Авторитарный режим. 55.Политическая мысль Древнего мира. 56.Гражданское общество. 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4.1. Перечень основной и дополнительной литературы Учебники и учебные пособия- Гаджиев К.С. Политология. Учебник. – М., 2007. - Лукьянов В.Ю. Политология. Учебное пособие. – СПб. 2007. - Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций. – М., 2005. - Политология. Под ред. Решетникова С.В. Минск, 2005. - Лавриненко В.Н. Политология. Учебник. – М., 2002. - Тавадов Г. Т. Политология. Учебное пособие. - М., 2000. Дополнительная литература- Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических уче- ний. – М.,1994. - Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. – Полис, 1992, № 4 - Аристотель. Политика. Соч., - М.,1983, т.4. - Ачкасов и др. Политология. Проблемы теории. - С.-Пб., 2000. - Бакунин М.А. Государственность и монархия. - Философия, социология, по литика. - М.,1989. - Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. - Берк Э. Размышления о французской революции. - Социс, 1991, № 6,7,9, 1992, № 2. - Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - Власть: очерки современной политической философии Запада. - М.,1989. - Вятр Е. Социология политических отношений. М.,1979. - Гегель Г. Политические произведения. - М.,1979. - Гоббс Т. Левиафан. Соч. в 2-х т. - М., 1990, т.2. - Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направле- ний. – С. Пб.,1994. - История политических и правовых учений (домарксистский период). Под ред. О.Э Лейста. - М.,1991. - Калинский Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. – М.,1994. - Конституция РФ. - М., 1994. - Коротец И.Д. Политология. 100 экзаменационных ответов. - Ростов- на - До- ну, 2001. - Кривогуз И. М. Политология. Учебное пособие для вузов. - М.,2000. - Ленин В.И. Государство и революция. - Полн. собр. соч., т.33. - Локк Д. Два трактата о правлении. Соч. в 3-х тт. - М., 1988, т.3. - Макиавелли Н. Государь. - М.,1989. - Маркс К. К критике гегелевской философии права. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1. - Он же. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. - Там же, т. 3. - Он же. Конспект книги Бакунина “Государственность и анархия”. - Там же, т. 18. - Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.,1955. - Политология: хрестоматия. Сост. проф. М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М.,1999. - Политология. Альбом схем. Сост. Е.В. Макаренков, В.И.Сушков. - М., 1998. - Политология вчера и сегодня. - М., 1992. - Словарь - справочник. - М., 1991. - Политология в вопросах и ответах. - М., 1994. - Политология. Энциклопедический словарь. - М.,1993. - Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. - М., 94 - Политический словарь в 2-х частях. - М.,1994. - Пугачёв В.П. Политология. Справочник студента. - М., 2000. - Платон. Государство. Соч. в 3-х тт. - М., 1971, т. 3. - Политический процесс. - М., 1994. - Политическая культура: теория и национальные модели. - М.,1994. - Права человека: история, теория, практика. Под ред. Б.Л. Назарова.- М., 1995. - Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.,1967. - Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. - Токвиль А. Демократия в Америке. - М., 1992. - Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М., 1991. - Хайек Ф. Дорога к рабству. - Вопросы философии, 1992, № 5. - Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х ч. - М.,1992. Доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Зуев Г.Н.) |