Реферат: Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников
Название: Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
К составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной деятельности в межаттестационный период. Аттестуемый может сосредоточить свое внимание на результатах, полученных за последние три года. Приложением к самоанализу может являться портфолио, куда входят копии наградных документов, документов о повышении квалификации, отзывы, методические разработки, другие материалы, подтверждающие содержание самоанализа, также можно приложить представление администрации образовательного учреждения или методических служб. Самоанализ позволяет ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога были усовершенствованы?» и др. Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки В процессе изучения представленных материалов эксперты обращают внимание на следующие моменты:
Структура самоанализа
Частые ошибки: отсутствие титульного листа, неправильное или неполное наименование образовательного учреждения, излишняя информация.
- сведения об образовании, - стаж работы аттестуемого, - специфика образовательного учреждения, - характеристика контингента учащихся, воспитанников, - объем учебной нагрузки, - а также девизы, педагогическое кредо, - поощрения и награды.
Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности a) Особенности программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса: - необходимо обосновать свой выбор учебно-методического комплекса - раскрыть целесообразность использования в работе модифицированной или авторской программы (для педагогов дополнительного образования, педагогов-коррекционников, социальных педагогов, педагогов-психологов) - использование авторских методик б) Современные образовательные технологии как основа эффективной практической деятельности педагога: - раскрыть приемы отдельных образовательных технологий на конкретных примерах - проанализировать результаты применения Частые ошибки: простое перечисление технологий, отсутствие примеров и анализа полученных результатов. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания а) Методическая деятельность: - наличие собственных методических разработок, работа по созданию дидактических материалов, учебных пособий, репертуарных сборников, сценариев - собственное сочинение стихов, музыки, танцевальных номеров, используемых в учебном процессе б) Инновационная деятельность: - апробация и внедрение новых программ, технологий, участие в проектной деятельности, ведение исследовательской деятельности, работа с одаренными детьми в) Непрерывное саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога: - самостоятельное изучение современной научно-методической литературы (указать источники) - обращение к ресурсам Интернет - работа над темой по самообразованию (формулировка темы и ее актуальность, этапы освоения, полученные результаты) - повышение квалификации г) Распространение собственного педагогического опыта: - участие в научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах - участие в конкурсах профессионального мастерства - представление опыта перед слушателями курсов повышения квалификации - наставническая деятельность (руководство педагогической практикой, творческой группой, руководство методическим объединением) д) Взаимодействие с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, социальными службами: - ДОУ, СОШ, ДМШ, педколледжем, педакадемией, библиотеками, музеями, творческими союзами, концертными организациями, художественными коллективами (осветить целесообразность и результаты взаимодействия). Наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, с учетом результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. - Представленные результаты в виде таблиц, диаграмм необходимо дополнить комментариями и пояснениями, провести анализ. - Педагогические работники, у которых результаты работы не могут быть представлены в конкретных цифрах, процентах, могут предоставить планы мероприятий и отчеты (социальный педагог), а также использовать метод описания (музыкальный руководитель в детском доме), либо приложить результаты диагностических исследований с пояснениями. Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности. 1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период. Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению. 2. Избыток фактов и цифр. Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат. 3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности. Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь. При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала . С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью. Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития. Образец титульного листа Приложение 1. Наименование образовательного учреждения по уставу Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя (указать предмет), педагога дополнительного образования (указать профиль, например, педагога-хормейстера), тренера-преподавателя (указать вид спорта) и т.д . ФИО (полностью) Город, район, год |