Реферат: «Методические рекомендации по развитию сельского туризма»
Название: «Методические рекомендации по развитию сельского туризма» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Методические рекомендации по развитию сельского туризма» разработаны Невьянским фондом поддержки малого предпринимательства по заказу Министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области.Автор: Фролова О. А. Дата создания: весна, 2008. 1. ВведениеОдним из направлений развития внутреннего и въездного туризма является развитие сельского (аграрного) туризма. Общепринятое в мире определение данного вида туристской деятельности выглядит примерно следующим образом: сельский туризм — это путешествия граждан с постоянного места жительства в сельскую местность с размещением в сельских гостевых домах, сельских усадьбах и на фермах с туристскими целями и без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания. Сельский туризм преследует главную цель — сформировать новый комплексный туристический продукт, который учитывал бы природные, историко-культурные и иные ресурсы сельских местностей уральского региона. Деятельность в сфере сельского туризма является предпринимательством, идея которого в том, что сельские жители сдают туристам в наем свои жилые помещения, либо «гостевые» дома и делают это систематически, извлекая при этом доход. Сельский туризм связан с посещением сельской местности с культурно-познавательной целью, знакомством с традиционным народным бытом, но также может преследовать и иные цели: приобщение к традиционным промыслам и ремеслам, посещение религиозных мест и центров (это понятие наиболее популярно во Франции). Аграрный туризм включает все, что связано с сельскохозяйственной деятельностью, с определенными событиями, праздниками, музеями, посвященными производству сельскохозяйственных продуктов и с традициями и обычаями данного региона (это понятие более узкое, чем предыдущее, применяется преимущественно в Голландии и Германии). Фермерский туризм включает все формы туризма, непосредственно связанные с определенной фермой, независимо от проживания, посещение фермы проездом с остановкой в ней на обед, некоторые развлечения и тому подобное. Следовательно, можно обобщить: сельский туризм — это деятельность сельского населения, которая связана с сельской средой, сельским домом и занятиями, где ставят в центр внимания природу и человека. Сельский туризм, в отличие от массового, не оказывает вредного влияния на окружающую среду и, в то же время, делает существенный вклад в региональное развитие. Он позволяет использовать существующий жилищный фонд, сокращает инвестиционные расходы и предотвращает избыточное использование лесных и пастбищных площадей. Сельский туризм, как отдых в сельской местности, не только дань моде, но и необходимость — загрязнение городской среды, динамичный и напряженный ритм жизни в городах, будит в горожанах желание покоя и уединения среди чистой природной среды. Он дает человеку возможность обратиться к истокам народа, к древней природной среде и культурному наследию, которые стали его колыбелью, и кроме того, позволяет удовлетворить такие специфические увлечения, как изучение исторического, культурного, этнографического, а также архитектурного наследия, обычаев и ремесел, характерных для данного региона, ознакомления с местной народной одеждой, сбора фольклора, изучения местного языка или диалекта, любительская фотография, сбор трав и минералов. Особенно характерно для сельского туризма участие в сельскохозяйственных работах — овощеводстве, пчеловодстве, сборе трав и грибов, цветоводстве. Характерно также и ознакомление с местной кухней. Главную роль в сельском туризме играет хозяин — он предоставляет большинство услуг, обеспечивает домашними готовыми экологически чистыми продуктами, выполняет функции гостеприимного хозяина. Именно от него туристы познают духовный мир местных жителей. От умения, культуры, доброжелательности хозяина зависит степень удовлетворенности туристов отдыхом на селе. Сельский туризм может эффективно развиваться и функционировать на таких территориях как села и деревни; малые города с характерной традиционной архитектурой, бытом, культурой; сельскохозяйственные фермы; лесной фонд; природные парки и специфические охраняемые территории; зоны отдыха и дачные зоны; природные феномены; монастыри и священные места; достопримечательности народной культуры под открытым небом. Для нормального функционирования и развития сферы сельского туризма на этих территориях необходимо создание определенной инфраструктуры, которая должна отвечать двум основным требованиям: во-первых, создавать нормальные безопасные условия для проживания туристов, а во-вторых, в минимальной степени нарушать экологическую устойчивость природной среды. 2. Основные понятия и терминология
3. Актуальность проблемы. Анализ современного состояния сельского туризма в миреИнтерес к сельскому туризму в мире повсеместный. Двадцать-тридцать лет назад агротуризм был не столь популярен. Положение стало меняться в последние десять лет. Хорошим примером развития сельского туризма могут служить такие страны как Италия, Франция и Ирландия. Каждая страна стремится создать собственную национальную модель развития сельского туризма. Следует отметить, что сельский туризм может развиваться не везде, а лишь в регионах, не охваченных деятельностью, которая загрязняет окружающее среду. В этих странах туристические поездки в села и в сельскую местность занимают уже второе место после отдыха на море. Одной из причин быстрого развития сельского туризма является кризис в сельскохозяйственном секторе. В современную эпоху процесс производительности и наукообъемности сельского хозяйства приводит к уменьшению рабочих мест. И это в деревнях приводит к безработице. Фактически во многих сельских регионах в Европе сельское хозяйство перестало быть самой важной формой использования земли и самой важной деятельностью сельской общины. Доля общин, работающих в сельскохозяйственном секторе в Греции, составляет 30% от их общего количества, в Португалии — 24%, в Испании и Ирландии — 17%, в Италии — 12%, в Бельгии, Дании, Нидерландах и Великобритании — от 2% до 7%. Следовательно, необходимо было найти новые виды деятельности, которые бы заменили или дополнили сельскохозяйственную деятельность. Поиск подходов в решении этой задачи объясняет повышенную заинтересованность к сельскому туризму, что при быстром развитии может оживить много сельских регионов. Статистические исследования показывают, что 35% горожан в ЕС отдают пре имущество отпуску в сельской местности. В Голландии их доля особенно высокая — 49%. Федеральный закон о развитии аграрного туризма как сектора национальной экономики был принят в Италии 5 декабря 1985 г. Сельский туризм создает новые рабочие места и приносит реальный доход регионам — Италия в Европе занимает первое место по сельскому туризму, ее прибыль в среднем составляет 350 миллионов долларов. Сельский туризм также позволяет найти средства и способы для сохранения природы. Во многих странах развитие этого вида туризма стало главным направлением охраны и воссоздания национальных сельских ландшафтов — именно таким образом удалось сберечь прекрасные альпийские луга Швейцарии, мельницы и каналы Нидерландов, старые парки и виллы Италии. Есть данные, что в одной только Австрии до 10 процентов крестьянских усадеб предоставляют услуги по размещению и обслуживанию сельских туристов. Сегодня ЕС на примере Италии видит в агротуризме путь спасения сельского хозяйства стран Западной Европы. О них пишут в СМИ: «Сельский туризм сейчас top-model. Народ пользуется вовсю, причем не только на лето, но и на Рождество, Пасху и т. п. Старинные дома переделывают как раз для таких отдыхающих. Избалованные туристы готовы согласиться на любые условия». Нарастающая популярность сельского туризма побудила многих английских фермеров организоваться с целью предложения более разнообразных услуг в своих домах. Сельский туризм в Англии становится все более привлекательным еще и поэтому, что предлагает исключительно доступные цены и специальные скидки для детей. В Юго-Западной Англии реставрируют старые фермы для туристических целей, они роскошно оборудованы, с отоплением, электробытовыми приборами, телевизорами и с частично сохраненной старой меблировкой и они пользуются большим успехом у туристов. В Ирландии сельские усадьбы проходят обязательную сертификацию и получают «звезды» как гостиницы, стены их домов украшаются соответствующим количеством зеленых листков. Найти «зеленое жилье» помогают специальные указатели, справочники, каталоги. В Венгрии у хозяина, принимающего отдыхающих, доходы от 10 кроватей не облагаются налогом; в Румынии рассматривается вопрос об освобождении от налогов таких хозяев в течение 15 лет; в Австрии крестьяне, которые занимаются приемом гостей, имеют льготы по налогообложению уже в течение 40 лет; в Польше не облагаются налогом доходы от предоставления туристам не более 5 комнат для проживания и питания. В Германии в начале 1980-х годов была разработана концепция механизма туризма в периферийных регионах. Ее основная цель — предложение на туристическом рынке дешевого отдыха на природе, без использования дорогой инфраструктуры и предоставления комфортных условий проживания. В Италии нарастает заинтересованность к пребыванию в монастырях или пустельницких обителях, возле которых возникают специальные гостиницы. Показательный пример одного монастыря возле Сиены, где гостиница обслуживается монахинями-августинками. Распорядок дня туристов связан с солнцем: туристы встают на заре, идут на утреннее богослужение, работают в монастырском огороде. Жизнь течет неторопливо, спокойно, по-сельски. Бесспорны успехи Франции в предложении на рынке туристических услуг такого специфического продукта, как отдых в сельской местности. С 37 миллионов иностранных туристов, которые ежегодно посещают страну, около 7 миллионов отдают преимущество именно отдыху в селе. Сельский туризм — это одно из важных направлений в политике развития села, поскольку является альтернативой его индустриализации и средством содержания населения в слабо развитых в промышленном отношении регионах. На Западе сформировались два вида сельского зеленого туризма — «смешанный» и «чистый». Первый опирается на крестьянские (фермерские) хозяйства, которые выращивают скот и овощи и дополнительно принимают туристов. Это дает приблизительно 25% прибыли фермерской семье. Причем большая часть этих средств реинвестируется в обустройство дома, обновление интерьера, создания условий для гостей. Второй — это исключительно деятельность по обслуживанию туристов, предоставлению им гостиничных услуг в домах, которые выполняют роль мини-гостиниц. Следует отметить также, что с функциональной точки зрения сельский туризм тесно связан с другими видами туризма, в первую очередь с рекреационным (морским и горным), культурным, специализированными видами туризма — лыжным, охотничьим, рыбацким, культовым и т. д. Все это позволяет включать сельский туризм в комбинированные туры, что преумножает спрос на традиционный туристический продукт. В организационном плане объединительной основой является семейный туристический бизнес. 4. Факторы успехаВ качестве факторов успеха агротуризма в Европе необходимо назвать прежде всего политическую поддержку агротуризма со стороны национальных государств и Евросоюза, поскольку агротуризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности. Другим важнейшим фактором успешного развития агротуристического сектора стало то, что агротуристический продукт отвечал запросам нового потребителя со средним достатком, который составляет крупнейший сегмент платежеспособного спроса. Кроме этого необходимо отметить, что микроэкономическая модель агротуризма оказалась весьма эффективной. Производство турпродукта по сравнению с другими секторами туриндустрии выглядит крайне малозатратным, а значит, агротуризм мог конкурировать по показателю «цена-качество» с другими турпродуктами. На основе исследований агротуристического сектора были выявлены основные мотивы туристического спроса на отдых в сельской местности: психологический (возможность максимально расслабиться, не думать об условностях, которая задает нам цивилизация) и экономический (обслуживание обходятся туристам гораздо дешевле, чем в гостиничных условиях) аспекты. 5. Сельский туризм в РоссииПо экспертным оценкам, усредненный показатель туристского потенциала России составляет 55,8%. Такой высокий пока¬затель демонстрирует, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны могут быть исполь¬зованы для развития самых различных туристских направлений с учетом потребностей туристов (для сравнения у Турции турист¬ский потенциал составляет 38,4%, Греции — 35%, Италии — 49%, Франции, Испании и Германии — несколько более 50%). Та¬ким образом, Россия является весьма перспективной страной для комплексного развития туризма. Понятие «сельский туризм» в России — это отдых горожан в сельской местности в гостевых домах («мини-гостиницах»), созданных сельской семьей на базе собственного жилого дома и приусадебного участка. Эту модель с середины 90-х годов реализовывают во многих регионах России от Калининградской области до Якутии, организуя локальные гостевые сети как по частной инициативе «снизу», так и при поддержке региональных властей и зарубежных спонсоров. Сдача жилья в аренду отдыхающим быстро осваивается семьями и приносит им дополнительный доход. Но этот доход сезонный и мало зависит от владельцев жилья. Для получения стабильного дохода необходима регистрация владельца гостевого дома индивидуальным предпринимателем. Тогда эта деятельность семьи становится профессиональной, требует знаний, навыков и соответствия определенным нормам. Сеть гостевых домов развита в Алтайском крае и на Байкале, в Краснодарском крае и Карелии, Якутии, Калининградской, Московской и Ленинградской областях. «Вы можете поработать на грядках, на сенокосе, используя наш инвентарь. Предлагаем уход за козами и овцами на мини-ферме. В вашем питании будут использованы только экологически чистые продукты. Спать можно на сеновале», — так калининградские гостевые дома, работающие по программе сельского туризма, завлекают туристов из Германии, Польши и стран Балтии. Цель развития сельских гостевых домов Калининградской области — это обеспечить работой деревенских жителей, остановить отток молодежи в город. Сейчас в среднем фермер в летний сезон может заработать до 9 тыс. евро из расчета 10 евро в день, молодежь этим удалось заинтересовать. Турсезон увеличился — теперь дома могут принимать туристов круглый год. В Республике Алтай первых 100 гостей приняли летом 1998 г., на следующее лето число гостей увеличилось до 400. К встрече 2000 г. Владельцы «зеленых (гостевых) домов» подготовили первый тур «Новый год в деревне Горного Алтая» и приняли 43 гостя зимой. К лету 2000 г. было создано 150 туристских мест в шести селах Чемальского района и принято 330 гостей. Сегодня на Алтае принимающая семья, имеющая два — три гостевых дома, только за летний период зарабатывает порядка90-120 тысяч рублей, что способствует ее финансовой устойчивости. Туристов в сельскую местность привлекает не только работа на сенокосе, скотном дворе (обычно такие услуги гостевые дома предоставляют бесплатно) или рыбалка, но и занятия верховой ездой или живописью (за это клиент платит отдельно). Рядом с усадьбой «Дача художника» (Калининградская обл.) есть частная художественная галерея, и в число услуг гостевого дома входят уроки живописи, курсы по обработке янтаря (5 у. е. за 2 часа в день). В Северной Карелии, где много лесных озер, распространен отдых по типу деревенский туризм в небольших коттеджах на одну семью от 2 до 8 человек. Домики отлично оборудованы всем необходимым адекватно стоимости. Обычно они состоят из гостиной и нескольких спален. В коттеджах есть горячее и холодное водоснабжение, небольшая кухня, оснащенная электроплиткой, холодильником, микроволновой печью, кофеваркой. Большинство коттеджей имеют камины, сауны. Туристам предоставляются напрокат лодки, рыболовные снасти, лыжное снаряжение. Все это позволяет в достаточно комфортных условиях довольно уединенно, но при этом активно отдохнуть на берегу чистого озера, в лесу. Сельское гостеприимство — первая стадия развития сельского туризма. То есть население сельской местности (возможно и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах, предоставляет их с минимальной меблировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т. д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев. Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организация развлекательных мероприятий (баня, совместное хождение за ягодами и грибами, рыбалка, верховая езда т. д.); привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как, например, кормление животных, сбор урожая овощей или фруктов, не исключено оказание помощи по сидению с детьми гостей и т. д. Гостям можно предложить также традиционное экскурсионное обслуживание для знакомства с нерастраченной культурой, традициями и бытом коренных народов. Важно, что сельский туризм способствует улучшению жизни и самих семей, принимающих у себя туристов. Известно, что когда семья ждет гостей, то старается поддержать порядок в своем доме, создать для них максимум удобств. Сельский туризм помогает местным жителям быстро решить социально-экономические проблемы своей семьи, повысить свой образовательный и культурный уровень, дать хорошее образование детям, улучшить жилье и облагородить приусадебный участок. Сельский туризм помогает стать разумным хозяином в своем деле и на своей земле, помогает занять членов семьи интересным, доходным и достойным уважения трудом. Существует даже такая точка зрения, что «сельский туризм» это действенный метод в борьбе с пьянством. Уже сегодня «гостевые дома» выгодно отличаются от других усадеб. Включение местного населения в прием туристов вызывает у него заинтересованность в сохранении и защите природы. Исходя из практики регионов, выясняется главное — с внедрением гостевых домов идет развитие всех сельских территорий: туристы, приезжая на отдых, обязательно заправят свои машины неподалеку, посетят местные магазины и музеи, возьмут на прокат лодки и велосипеды. Никто не может сделать этого лучше, чем проживающие здесь люди. В связи с созданием рабочих мест в туризме сокращается потребление природных ресурсов. В ряде стран действуют специальные законы об агротуризме, в значительной мере способствовавшие развитию этого сектора туриндустрии, или реализуются специальные государственные программы поддержки агротуризма и организации этого вида деятельности. Эту позицию подтверждает и международная практика: в наиболее продвинутом на этом направлении европейском регионе на международном уровне разрабатываются общие, международно признанные, подходы к стандартам качества и специальные рекомендательные ориентиры для классификации и стандартизации средств размещения и услуг в сфере агротуризма (сельского туризма). Причем работа эта проводится не в рамках государственных или наднациональных ведомств (национальных министерств или директоратов ЕС), а в рамках международных программ ЕС при самом активном участии ассоциаций субъектов агротуристической деятельности (например, EUROGITES Европейской федерации фермерского и деревенского туризма, ECEAT — Европейского центра эко-агротуризма и др.). К сожалению, несмотря на имеющиеся в РФ реальные примеры организации агротуристической деятельности, следует констатировать практическое отсутствие в РФ нормативно-правовой базы, специально регулирующей агротуристическую деятельность как таковую: а. В существующих федеральных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в сфере туризма, и федеральных программных документах в области туризма пока отсутствует упоминание о понятии «агротуризм» (сельский туризм, «зеленый» туризм, «эко-агротуризм», «фермерский туризм» или др. терминов, применяемых в нашей стране и международной практике для обозначения рассматриваемого вида туристической деятельности); б. Специальное федеральное законодательство, регулирующее деятельность в области агротуризма в РФ, пока отсутствует; в. Отсутствуют стандарты и нормативы, применимые в сфере агротуризма как специфического сектора туриндустрии и — одновременно — приносящей доход дополнительной (несельскохозяйственной, непроизводственной, альтернативной) формы деятельности сельского населения. Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в РФ в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор малого семейного гостиничного бизнеса на селе в силу специфики последнего; г. Упоминание агротуризма как одного из поддерживаемых федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 г.» видов несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, к сожалению, пока не получило развития в виде разработанной системы понятий и норм. На сегодня в России именно региональные администрации берут на себя организующую функцию в деле развития агротуризма. Так было и в странах «первой волны», где вначале были приняты решения и соответствующие законы и программы на уровне регионов, а затем уже агротуристическая инициатива получила поддержку и была законодательно оформлена центральными властями и на уровне ЕС — в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС. Для примера рекомендуется рассмотреть Закон Калининградской области «О туристской деятельности в Калининградской области» (Принят Калининградской областной Думой второго созыва 27 ноября 1997 года) (в ред. законов Калининградской области от 19.07.2000 N 220; от 07.03.2002 N 123), где установлен порядок и принципы осуществления туристской деятельности в Калининградской области, определены приоритетные направления развития рынка туристских услуг и т. д. Особо интересны ст. 16 «Стимулирование развития туризма в сельской местности» и ст. 17 (Предоставление налоговых льгот туроператорам и турагентам, занимающимся оказанием туристских услуг в сельской местности, где определены конкретные льготы по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет и условия их предоставления. Роль региональных властей для развития сельского туризма на сегодня очень важна как на этапе формирования туристских дестинаций региона, так и на этапе продвижения совокупного турпродукта на внешний рынок. 6. Роль и место сельского туризма в развитии Свердловской областиМировая практика свидетельствует о самой важной роли туризма, основанного на использовании элементов истории народной жизни как с точки зрения получения дохода, так и с обеспечением условий для воссоздания природной и исторической среды. Поэтому на Урале культурный и народно-этнографический аспект положены в основу развития сельского туризма. Развитие сельского или, как еще говорят, зеленого туризма рассматривается сегодня как очень важный для государства ресурс. Это подтверждается тем, что в Свердловской области функционирует Областной закон от 31 декабря 1999 года N 51-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области». Постановлением правительства Свердловской области от 24 июля 2000 года № 611-ПП принята и реализовывается «Концепция возрождения и развития ремесел и народных промыслов в Свердловской области в 2000–2005 годах». С 2008 года начинает функционировать Комплексная программа развития территорий сельских поселений Свердловской области на период 2008-2015 годов («Уральская деревня»). Основой концепции «Уральской деревни» является коренное переустройство села на основе экономических преобразований и изменения социальной инфраструктуры деревни. Обустройство сельской жизни предполагает строительство жилья, дорог, мостов, возведение домов-коттеджей, развитие газификации, здравоохранения, образования, обустройство водоёмов. С улучшением жизни сельского населения планируется добиться прекращения оттока молодежи из деревни. Ежегодно работает областная государственная целевая программа «Развитие туризма в Свердловской области» с финансированием из областного бюджета. В 2007 году создан Совет по развитию туризма при Правительстве Свердловской области, где действует специальная рабочая группа «По развитию сельского туризма в Свердловской области». Члены данной рабочей группы рекомендуют включить в Областной закон от 31 декабря 1999 года N 51-ОЗ«О туризме и туристской деятельности в Свердловской области» понятие «туризм сельский — туризм в сельскую местность или малые города с размещением в жилых помещениях (квартирах, комнатах в квартирах, индивидуальных домах, коттеджах), находящихся в частной собственности граждан, общей вместимостью не более 10 койко-мест для одного обособленного места размещения». 7. Роль местных органов властиМестным органам власти для решения социально-экономических проблем села рекомендуется развивать сельский туризм на территориях своих муниципальных образований. Развивая туризм, муниципалитет решают проблему занятости сельского населения, в первую очередь женщин; стимулируют улучшение внешнего облика села (благоустройство усадеб, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) и охрану местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев, фольклора; способствуют росту доходов и повышению жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах. Сельский туризм не требует значительных инвестиций и использует преимущественно частные источники финансирования, а капиталовложения быстро окупаются; что в свою очередь обеспечивает новые рабочие места, которые являются дополнительным источником дохода местного бюджета. Помимо прочего, внедрение сельского туризма и развитие сети гостевых домов на местных территориях повышают культурно-образовательный уровень сельского населения, содействует расширению ассортимента продукции приусадебного хозяйства и реализации на месте продукции личного подсобного хозяйства, в частности, готовых, экологически чистых, продуктов питания. Практикуется и прямая производственная деятельность: возрождение и развитие различных народных и художественных промыслов, традиционного ремесленного производства. Одним из важных факторов мотивации привлечения потенциальных хозяев средств размещения в агротуристический сектор является рост цен на недвижимость. Качественная недвижимость в живописных местностях является не только комфортным местом проживания, но и совершенным инструментом сохранения и приумножения личного и семейного капитала. Это прямо относится к капиталовложениям в переобустройство и дооборудование домов и нежилых строений для приема туристов и ведения малого гостиничного хозяйства. При этом три фактора, плюсуясь, дают кумулятивный эффект, а именно: организованная государством система льготного кредитования при весьма льготном налогообложении хозяев агротуристических объектов; двойной эффект от роста цен на рынке недвижимости — как страховка капитала и как прибыль, не требующая дополнительных усилий, а также реальные текущие доходы непосредственно от агротуристического бизнеса. Все это делает вхождение в сельский туризм привлекательным для домохозяев. Если владелец усадьбы самостоятельно заявил о своем желании создать гостевой дом, чиновникам местных администраций следует поблагодарить человека за то, что он, проявив инициативу, обеспечил самозанятость, решил привлечь в село поток туристов, поднять тем самым благосостояние родной земли. Важно, чтобы местные власти понимали социально-экономические выгоды села в стратегической перспективе. Администрациям на муниципальном уровне нужно стратегически планировать развитие сельского туризма, правильно и квалифицированно оценивать туристский потенциал своего района для создания полноценного и конкурентоспособного на внешнем рынке турпродукта. Рекомендуется поддерживать межмуниципальную кооперацию при создании агротуристических маршрутов и дестинаций. Дестинация (от английского destination — место назначения, цель) — это определенное место, имеющее реальную или умозрительную границу, например, страна, область, остров, город и т. п., которое посещают туристы с определенной целью. Таким образом, маркетинг дестинаций — деятельность, направленная на формирование определенных условий, создающих мотивацию для ее посещения, повышая приток туристов извне и увеличивая частоту пользования услугами клиентов, проживающих внутри нее. Для маркетинга туристской дестинации рекомендуется использовать территориальный маркетинг, который в отличие от локального маркетинга, работает в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Ведущей целью территориального маркетинга дестинаций выступает создание, поддержание или изменение мнений, намерений и/или поведения туристов по отношению к дестинацие. Более конкретными целями в этом отношении являются притягательность дестинаций в целом и привлекательность сосредоточенных в дестинаций природных, культурных, социальных и других ресурсов в частном. Администрациям муниципальных образований для формирования общего видения долгосрочных целей и стратегического планирования необходимо обеспечить скоординированный территориальный маркетинг, при этом органы местной власти должны определить, какую именно структуру им нужно создавать для поддержки территориального маркетинга, как вариант можно рассмотреть создание Стратегического совета по маркетингу туристской дестинации, где принимают участие представители власти и всех объектов туристической инфраструктуры. Со стороны финансовой поддержки данной работы рекомендуется на каждой территории разработать и принять к исполнению целевую комплексную программу развития туризма с рекомендуемой нормой финансирования не менее 0,5 процента расходной части бюджета, прописанной отдельной строкой по статье «Прочие расходы бюджета». Также органам местного самоуправления Свердловской области рекомендуется ввести «налоговые каникулы» (мораторий на налоговые изъятия местного уровня) на первый год и понижающие коэффициенты по земельному налогу для начинающих предпринимателей, действующих в сфере сельского туризма. Обязательным условием для сельского туризма является то, что средства размещения туристов должны находиться в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки для того, чтобы приезжающие туристы погружались в реальную среду, существующую на данной территории. Малые города являются системным компонентом сельской местности, а значит, их туристские ресурсы (особенно исторических городов Свердловской области) вместе с ресурсами сельской местности образуют общий (единый) турресурс территории, что доказывает успешная европейская практика агротуризма. Это важно учитывать при разработке концепций конкретных турпродуктов (не замыкаясь на чисто «сельских» занятиях и сельской специфике), концепций совокупного турпродукта отдельной дестинации, а также при выработке комплексных программ развития туризма, получая таким образом, синергетический эффект в развитии сельского туризма и конкретно сети гостевых домов. Другими словами, говоря о поддержке сельского туризма, следует помнить, что это — производный элемент муниципальной социальной политики, тесно смыкающийся с такими сферами, как местное самоуправление, развитие саморегулируемых общественных организаций, системная поддержка малого предпринимательства. 8. Механизмы финансовой поддержки сельского туризмаКомитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области и Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства с 2008 года в перечень приоритетных отраслей/видов деятельности по программе «Льготные инвестиционные кредиты» вводит «внутренний въездной туризм», а это значит, что субъекты малого предпринимательства, ведущие свою деятельность в данной сфере будут иметь доступ к банковским ресурсам по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ сроком до 5 лет. Также на территории Свердловской области работает система муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на поддержку частной инициативы. В фондах местные жители могут получить консультации по любым вопросам ведения бизнеса, а также могут стать участниками программы «Микрокредит». Субъекты малого предпринимательства Свердловской области имеют следующие возможности: не платить проценты по кредиту в первый год (при получении кредита на сумму более 1 млн. рублей); получить кредит при недостаточном залоге для получения необходимой суммы кредита. Подробности вы найдете на сайте Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства www.sofp.ru в разделе «Инструменты финансовой поддержки». 9. Перспективы, проблемы и основные направления сельского туризма в Свердловской областиДля развития сельского зеленого туризма Свердловская область имеет прекрасные возможности, поскольку она владеет бесценными природными богатствами и уникальным культурным наследием. Благодаря красоте уральской природы, самобытным народным обычаям и другим факторам потребность в сельском туризме растет и у иностранных туристов, путешествующих по маршруту Транссибирской магистрали. Анализ карты сельского зеленого туризма на Урале показывает, что туристские зоны и маршруты тяготеют к наиболее ценным элементам природного наследия Урала — чистым рекам, лесным массивам, озерам и водоемам, а также к архитектурным комплексам малых городов и сел. На сегодня хорошим потенциалом для сельского зеленого туризма обладают Невьянский городской округ, где уже присутствует опыт создания гостевых домов в селе Нижние Таволги, Алапаевский, Нижнесрегинский, Красноуфимский, Первоуральский, Шалинский, Нижне-Тагильский, Полевской, Сысертский районы. Гостевые дома рекомендуется развивать в рамках комплексных программ туристического обслуживания: параллельно популярным туристическим маршрутам, как экскурсионно-познавательным, так и экологическим, включая рекреационные маршруты и маршруты, связанные с различными видами спорта. Основными препятствиями в развитии сельского зеленого туризма на Урале является менталитет сельчан — деревенские жители с недоверием воспринимают туристов и соглашаются принимать их у себя только в случае, если видят, что этим успешно занимаются соседи. Другая проблема, актуальная для всех без исключения малых отелей в стране: большинство пожарных и санитарных норм, а также ГОСТы и СНиПы, описывающие требования как к жилым помещениям, так и к гостиницам, не менялись достаточно давно и иногда не соответствуют нынешним условиям. Кроме финансовых и правовых аспектов развитию сельского зеленого туризма на Урале препятствует еще и то, что многие горожане поддерживают настолько тесные связи с селом, что сельский туризм они не воспринимают как форму отдыха. С другой стороны, дети горожан, в большинстве своем, не видели близко живых домашних животных, не представляют, что такое родник, поход в лес за грибами и т. д. Многие бизнесмены, уставшие от проблем городской жизни (пробки на дорогах, скоростной ритм насыщенной информацией рабочей атмосферы) проникаются ностальгией по спокойной сельской жизни. Потенциальными зелеными туристами считаются, в первую очередь, жители индустриальных городов Свердловской области (Н. Тагил, Краснотурьинск, Красноуральск, Каменск-Уральский, Новоуральск и т. д) и жители столицы Урала — Екатеринбурга. Потенциальный клиент сельского туризма — средний класс. Сейчас в России к нему относят семьи с душевым доходом примерно от 450 $ в месяц. Сельский туризм как вид индивидуального отдыха удовлетворяет запросы различных групп среднего класса, предполагая независимость передвижения, индивидуальную организацию досуга и экскурсионной программы. Потребителем или целевой группой могут быть: семьи с детьми; пожилые люди; компании молодых людей; люди, любящие спорт (при наличии соответствующих услуг для занятий споротом, такие как верховая езда, прокат лыж и т. д.) Свой выбор клиент делает, оценивая соотношение «цена-качество». Определяющим фактором для российского турпродукта, тем не менее, становится качество. 10. Как организовать Гостевой дом и заняться сельским туризмомСельский туризм — туризм лиц в сельскую местность или малые города с использованием жилых помещений (квартир, комнат в квартирах, индивидуальных домов, коттеджей), находящихся в частной собственности граждан, общей вместимостью не более 10 койко-мест для одного обособленного места размещения. Для развития сельского туризма, помимо наличия на территории туристских ресурсов, принципиально важным является наличие средств размещения (свободного или условно свободного жилого фонда) в сельской местности, включая малые города. Средствами размещения туристов, по определению, являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В основе «европейской» модели лежит развитие сельского туризма в форме малого семейного предприятия — гостиничного хозяйства. Гостевым домом называется частная усадьба (дом и приусадебный участок), входящая в единую структуру сельского туризма, переоборудованная определенным образом для максимального удовлетворения потребностей туристов в проживании, и принимающая гостей семья. Каким основным условия должна соответствовать усадьба и принимающая семья, чтобы они могли стать «гостевым домом»?
Дополнительные условия, повышающие конкурентоспособность гостевого дома таковы:
Для ориентации в оборудовании гостевого дома для примера приводится таблица «Критерии категоризации жилых помещений», принятой на общем собрании членов некоммерческого партнерства «Зеленый дом» 13.12.2001, республика Алтай. Более подробная информация на сайте www.zeldom.ru.
Требования к жилью, входящему в НП «Зеленый дом»:
В помещении для жилья должны быть:
На пол желательно постелить дорожки или палас. Уборку помещений необходимо производить 3 раза в неделю, постельное белье менять 1 раз в неделю и перед каждым заездом. Большим спросом пользуются двухместные комнаты. Исключены комнаты более чем на четырех человек.
В кухне должны быть:
При самостоятельном приготовлении пищи посуду моют гости, хозяйка поддерживает чистоту в кухне. Желательно предусмотреть на кухне стеклянные банки, крышки и закаточные машинки для заготовки гостями овощей и фруктов, а также сушилку для трав, овощей, грибов и фруктов. Столовая может быть оборудована на кухне и в саду под деревьями. Устройство кухни должно учитывать пожарную безопасность. Рекомендуем сделать на кухне «Уголок гостя», в котором размещается информация о дополнительных услугах, о возможных экскурсионных услугах других предпринимателей.
Гостевой дом также должен иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время. На практике, большинство сельских гостевых домов имеют собственные фермы, на которых производят сыры, мед, вино, выращивают овощи и ароматные травы для приправ. Стоимость отдыха в таких домах бывает сравнима со стоимостью отдыха в пятизвездочных отелях. Бизнес в сфере деревенского туризма сравнительно малозатратен. Действительно, самая главная инфраструктура создана самой природой, остается внести некоторые штрихи, чтобы извлекать доход. В соответствии со ст. 17 Жилищного Кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации. Перед заключением договора с туроператором владелец должен подготовить свою усадьбу таким образом, чтобы проживание в ней было безопасным для будущих туристов. К обязательствам владельца относится предоставления жилья, соответствующего определенным санитарно-гигиеническим нормам, требованиям противопожарной и дугой безопасности. Владелец несет ответственность за жизнь и здоровье постояльца на территории своей усадьбы, сохранность его имущества и окружающей природной среды. Обеспечение безопасности проживания. Понятие «безопасность клиента» относится практически ко всем сторонам деятельности гостевого дома. Туристы должны быть проинформированы о действиях в случае чрезвычайных ситуаций (памятки, планы эвакуаций, инструктаж с отметкой в журнале регистрации). Также в качестве персонала не допускаются лица, страдающие инфекционными, кожными, психическими заболеваниями. После впечатлений, полученных от посещения привлекательной местности, для любого туриста вторым условием является его собственная и имущественная безопасность. Обеспечение безопасности клиента зависит как от внешних, так от внутренних факторов. К внешним факторам относятся общая политическая и социально-экономическая среда ведения бизнеса, уровень преступности в стране и регионе. Внешние факторы не зависят от владельца. Внутренние же факторы полностью зависят от владельца жилья. К ним относятся вопросы безопасного проживания, соблюдение санитарно-гигиенических требований, обеспечение в доме локальной пожарной и противоэпидемической безопасности, соблюдение техники безопасности при пользовании бытовыми приборами. Кроме того, владельцу гостевого дома рекомендуется застраховать свой бизнес от непредвиденных случаев. В ряде стран, где широко практикуется сельский туризм, местные власти строго требуют от владельцев мини-гостиниц наличие страховки на случай, если турист подверг свою жизнь и имущество опасности по вине или из-за бездействия владельца. За счет таких страховок возмещается возможный ущерб, нанесенный гостям по вине владельца, оплачиваются рекламации турагента или туроператора к владельцам. Наличие такой страховки у владельца также повышает привлекательность его гостевого дома. Коллективная страховка для владельца жилья намного дешевле.
В гостевом доме необходимо учитывать безопасное пользование, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около дома, при входе и выходе из дома, а также при пользовании его подвижными элементами и инженерным оборудованием. В доме и на участке следует предусматривать необходимые мероприятия по защите от несанкционированного вторжения. В соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Именно такой штраф, а также закрытие гостевого дома, грозит субъекту малого предпринимательства в том случае, если своевременно не получено в ЦГСЭН (СЭС) заключение о соответствии помещения санитарно — эпидемиологическим нормам. Для существующего одноквартирного жилого дома, впрочем, как и для, строящегося, предполагающегося под гостевой дом предъявляются требования СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод; СанПиН 4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест; СП 3.5.3.554-96 Организация и проведение дератизационных мероприятий; СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий; СанПиН 2.1.2.1002-00 Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям, а именно:
При строительстве гостевого дома нужно учитывать СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные. Пожарная безопасность. Одноквартирные жилые дома относятся к классу Ф 1.4 функциональной пожарной опасности по СНиП 21-01. В связи с этим при проектировании и строительстве домов должны быть предусмотрены установленные настоящими нормами меры по предупреждению возникновения пожара, обеспечению возможности своевременной эвакуации людей из дома на прилегающую к нему территорию, нераспространению огня на соседние строения и жилые блоки, а также обеспечению доступа личного состава пожарных подразделений к дому для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей. При этом учитывается возможность возникновения огня внутри любого помещения и выхода его на поверхность дома. Противопожарные расстояния между домами, а также другими сооружениями должны соответствовать требованиям СНиП 2.07.01. Каждый дом (жилой блок) должен иметь минимум один эвакуационный выход непосредственно наружу, в том числе на лестницу 3-го типа по СНиП 21-01. Самостоятельный эвакуационный выход должны иметь также помещения общественного назначения, связанные с индивидуальной предпринимательской деятельностью жителей дома, а также помещения подвальных или цокольных этажей, если в них располагают генератор теплоты на газообразном или жидком топливе и (или) хранят такое топливо. Встроенная автостоянка для двух машин и более должна отделяться от других помещений дома (блока) перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 45. Дверь между автостоянкой и жилыми помещениями должна быть оборудована уплотнением в притворах, устройством для самозакрывания и не должна выходить в помещение сна. Обеспечение экологической безопасности. Основным источником увеличения экологической опасности зданий является применение полимерных материалов, в том числе на основе измельченной древесины. Следует учитывать этот фактор. Влияние на регулирование уровня экологической безопасности здания имеют системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Их проектирование следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП2.04-91, СНиП 2.04.07-86, СНиП 2.1.08-87, ВСН 59-88; ВСН 60-89. Нормативные документы и результаты исследований рассматриваются органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и при положительном решении вопроса выдается гигиенический сертификат. 11. Предпринимательская деятельность в сфере сельского туризмаВ соответствии со ст. 23 Гражданского Кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательская деятельность, исходя из гражданского права, осуществляется самостоятельно, на свой риск, и направлена на систематическое получение прибыли. Гостевой дом — это имущество, значит, если это имущество систематически используется для получения прибыли, то есть, как минимум сдается внаем за плату, то данная деятельность может считаться предпринимательской при условии, если осуществляется лицом, зарегистрированным в установленном порядке. Таким образом, деятельность в сфере сельского туризма подлежит обязательной государственной регистрации владельца гостевого дома субъектом малого предпринимательства. Нормативные документы, регулирующие регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица: Закон РФ «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядок их регистрации» от 07 декабря 1991 года № 2000-1; Указ Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 08 июля 1994 года № 1482 (с изменениями от 29 августа 2001 года). По всем нюансам, возникающим по вопросу регистрации индивидуальным предпринимателем или регистрацией юридического лица, рекомендуется обращаться в муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Адреса фондов расположены на сайте www.sofp.ru в разделе «Инфраструктура поддержки». В соответствии со ст. 17 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается также использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Сдача в аренду или внаем жилого имущества является одним из традиционных видов гражданско-правовых договоров, получивших широкое распространение в сельском туризме. В соответствии со ст. 671 Гражданского Кодекса РФ собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем по договору найма жилого помещения. Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан (а не для организации в нем офиса). Таким образом, прежде всего владелец гостевого дома для обоснования своего права заключать договоры найма или аренды, обязан зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок по местному регистрационному округу. Там же рег истрируются и договоры сдачи жилья внаем или аренду при длительном проживании туристов в гостевом доме (более 12 месяцев), регистрацию производят согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ, информационному письму Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 1 июня 2000 г. № 53, но при длительном проживании (более 6 месяцев) нужно учитывать, что на основании ОКВЭД такая деятельность относится к операциям с недвижимостью и классифицируется по коду 70.20.1 — сдача внаем квартир. Предпринимательская деятельность в сфере операций с недвижимостью единым налогом на вмененный доход (далее — ЕНВД) не облагается. Договоры на размещение туристов должны быть заключены в простой письменной форме, они не требуют обязательного нотариального удостоверения. В случае, если туристы причинят какой-то вред усадьбе, гостевому дому, то будет легче предъявить им требования ее владельца. Договоры могут заключаться сторонами и в устной форме, однако в случае возникновения конфликтной ситуации им будет трудно доказать свою правоту. При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей владельцу гостевого дома рекомендуется указать вид экономической деятельности такой, как предоставление мест для временного проживания (код 55.23.5 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст), В п. 10 Письма Минфина России от 26.09.2005 N 03-11-02/44 высказано мнение о том, что жилой одноквартирный дом, так же как и комнату, часть дома и т. п., следует считать спальным помещением, площадь которого для расчета суммы ЕНВД можно определить на основании договора купли-продажи, планов, схем и экспликаций (см. также Письмо Минфина России от 19.01.2006 N 03-11-04/3/23). Иными словами, квартира или жилой дом, по мнению Минфина, может использоваться для оказания услуг по временному размещению и проживанию. С 1 января 2006 г. предпринимательская деятельность, осуществляемая в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общей площадью спальных помещений не более 500 кв. м, может переводиться органами местного самоуправления на уплату ЕНВД. В Свердловской области данный вид деятельности переведен на уплату ЕНВД. Подробное разъяснение также дается в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.10.2007 г. № 03-11-05/236. Введение в действие Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 № 148-ФЗ не отменяет существующий Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 № 222-ФЗ, который применяется в части, не противоречащей данному Федеральному закону. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях. Субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки (валового дохода) данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления. Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация. Под упрощенную систему налогообложения попадает сопутствующие виды деятельности в сельском туризме, такие как экскурсионное обслуживание, катание на лодке, верхом и т. д. Лицензирование услуг по размещению туристов законодательством не требуется. Правила добровольной сертификации услуг по местам размещения применяются только к гражданам, которые зарегистрировались как субъекты малого предпринимательства. Владелец гостевого может обратиться в центр сертификации услуг с заявкой о такой сертификации или предоставлении категории своей усадьбе как туристического объекта добровольно, если это нужно для удовлетворения запросов туристов. Но это его право, а не обязанность. Наличные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники регулирует Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171. По этому документу субъекты малого предпринимательства, которые оказывают те или иные услуги физлицам, могут не иметь кассовый аппарат. Но при одном условии: если они выдают своим клиентам соответствующие бланки строгой отчетности. Формы таких бланков утверждает Минфин России. Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае оказания ими услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно — кассовых машин. В этот Перечень включен вид деятельности «Услуги гостиничного хозяйства», а так как гостевые дома относятся по классификации гостиниц к другим местам размещения, то владельцы гостевых домов имеют право выдавать физическим лицам документы строгой отчетности (приравниваемые к чекам) по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно — кассовым машинам. В соответствии с приказом Минфина РФ от 13.12.1993 № 121 по виду деятельности «услуги гостиничного хозяйства» действуют следующие бланки строгой отчетности. · 1-Г «Анкета» · 2-Г «Журнал регистрации иностранных граждан» · 3-Г «Счет» · 3-Гм «Счет» · 4-Г «Карта гостя» · 5-Г «Кассовый отчет» · 7-Г «Расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету» · 8-Г «Квитанция о возврате денег» · 9-Г «Акт о порче имущества гостиницы» · 10-Г «Заявка на бронирование мест» · 11-Г «Автостоянка» · 12-Г «Квитанция на предоставление дополнительных платных услуг» · 13-Г «Квитанция на прием вещей в камеру хранения». Также согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, услуги по прокату предметов спорта, туризма и игр (код 019406) являются услугами в сфере бытового обслуживания населения. Для расчетов по ним действуют специальные бланки строгой отчетности. К примеру, при прокате спортинвентаря можно применять форму БО-6, утвержденную Письмом Минфина России от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-33. Данные формы бланков строгой отчетности действительны до 1 июня 2008 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 542 от 27.08.2007 г. Несколько слов о требованиях, которые предъявляются к самим бланкам строгой отчетности. Во-первых, они должны заполняться четко и разборчиво. Как и при оформлении кассовых документов, в них недопустимы подчистки, поправки и исправления. В незаполненных строках необходимо ставить прочерк. Во-вторых, испорченные или неправильно заполненные БСО уничтожать нельзя. Такой бланк нужно перечеркнуть и приложить к отчету кассира за тот день, в котором он был выписан. В-третьих, вместе с оригиналом бланка оформляют не менее чем одну его копию (кроме бланков, предназначенных для расчетов за проезд). Предприниматель сам решает, выдать покупателю экземпляр БСО либо его первую копию. БСО должны быть изготовлены типографским способом. Данное требование изложил Минфин России в письме от 27.09.2005 № 03-01-20/5-193. Для оптимизации расходов по бухгалтерии и для более профессионального ее ведения начинающим предпринимателям в сфере сельского туризма рекомендуется использовать услугу «Бухгалтерский аутсорсинг» или «Централизованная бухгалтерия», которую оказывают муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. 12. Как привлечь туристов в гостевой домОткуда взять туристов? Индивидуальному предпринимателю, решившему заняться приемом туристов, целесообразно начать свой бизнес с поиска туроператора, которому он может предложить свои услуги по размещению прибывающих туристов. В Свердловской области существует достаточное количество туристических фирм — туроператоров, осуществляющих деятельность по приему туристов. Список фирм и их координат находится на сайте Уральского турсервера по адресу: http://www.utravel.ru/firms/83 . Владелец гостевого дома предлагает услуги по размещению туристов, а также озвучивает дополнительные услуги выбранному туропертору. Туроператор в свою очередь заключает с владельцем гостевого дома договор о совместной деятельности, где прописывается форма вознаграждения туроператора за поиск туристов для гостевого дома. При этом владелец получает право заключать договор с другими туроператорами и турагентами на поставку туристов. Рекомендуется подробно останавливаться на данных деталях, поскольку часто сельские жители не подозревают об ответственности, связанной с работой с людьми. Договорная работа с опытным туроператором дисциплинирует владельца гостевого дома, дает возможность повышения квалификации в сфере туризма. Работа по созданию турпродукта сельского туризма. Чтобы привлечь в сельскую семью на отдых туристов, необходимо предложить им набор услуг, необходимый для удовлетворения потребностей отдыхающих. Турпродукт — это набор услуг, состоящий из услуг по проживанию, питанию, экскурсионному обслуживанию, страхованию и доставке. К началу года организатор накапливает информацию, какие услуги может оказывать каждый гостевой дом. Кроме того, обычно туроператор разрабатывает дополнительно специальные туры, чтобы предложение сельчан было привлекательным. Работа по продвижению турпродукта на рынок туруслуг. Теперь необходимо сделать так, чтобы о предложениях сельчан узнал потенциальный потребитель. Для этого туроператором изготавливается рекламная информация (буклеты, описания, фотографии). Главным рекламным материалом служит каталог объектов сельского туризма, в котором описан и показан каждый гостевой дом. Каталог издается достаточным тиражом, чтобы турфирмы-агенты различных городов могли наглядно показать клиентам гостевые дома. Туроператор также берет на себя расходы по участию в туристических выставках и рабочих встречах туристских фирм в разных городах России. Туроператору рекомендуется размещать в сети Интернет сайт о сельском туризме. Таким образом, информация о сельском туристском объекте может дойти до жителя любой страны. Туроператор занимается также внешней рекламой объектов сельского туризма, находит средства для размещения рекламы на рекламных щитах и в различных информационных сервисных центрах для туристов. Владелец жилья может сам привлекать туристов в свой гостевой дом. Для этого он может выставить на дороге указатель к своему дому. Организация приема туристов — встреча, оформление, знакомство с местными условиями. Бронирование гостевого дома осуществляется, как правило, заранее туроператором. Поэтому необходимо встретить гостя в оговоренном месте и проводить его в гостевой дом. Если гость приезжает на собственном автомобиле, то, разместив его машину на приусадебном участке или в гараже, следует приступить к процедуре оформления. Если гость приехал через туроператора, то он предъявляет ваучер (разработанный туроператором), заполненный турфирмой и заверенной печатью, и путевку. В этих документах содержится достаточно информации, необходимой для выписки собственной квитанции — Бланка строгой отчетности. Один экземпляр квитанции выдается гостю, один остается у владельца. На основании этой квитанции владелец делает позднее запись в свою книгу доходов. Если гость приехал самостоятельно, то владелец просит его предъявить документы и выписывает квитанцию (БСО), указывая в ней необходимую информацию. Существенно облегчит будущие отношения четкий письменный договор, введенный в обязательные отношения между гостевым домом и туристом. Далее владелец знакомит гостя и его группу с гостевым домом, правилами проживания, с требованиями по пожарной безопасности, показывает, где находятся ключи, мусорное ведро и прочее. Рекомендуется также проинформировать гостей о местных условиях, расписании движения рейсовых автобусов, природных объектах, культурных и других мероприятиях. Что понимается под способностью внимательно и доброжелательно отнестись к гостям?
Проживание. Временное проживание — основная услуга, предоставляемая всеми гостевыми домами. Комфорт и удобство являются основными критериями качества услуг в сфере сельского туризма. Комнаты для гостей и другие жилые и хозяйственные помещения должны содержаться в чистоте и не иметь неприятных запахов. Если от владельца гостевого дома не зависит устранение внешнего и внутреннего источника шума и запаха, то гостей об этом следует предупредить. В летнее время на окнах и форточках необходимо иметь сетки от насекомых. Обязательно предупредить гостя, что курить в гостевом доме запрещается. Желательно иметь внутренние правила пользования гостевым домом (Приложение № 1), составленные владельцем. Питание. Для самостоятельного приготовления пищи гостю предоставляется оборудованная кухня. На кухне должны быть безупречная чистота и необходимое оборудование (кухонная мебель, холодильник, шкаф для хранения продуктов и посуды, электробытовые приборы). Приготовление пищи владельцем жилья не относится к услуге по сдаче жилья в аренду или краткосрочному проживанию. Разрешение конфликтных и спорных вопросов. В любом бизнесе могут возникать конфликтные или околоконфликтные ситуации. Туристы — это прежде всего потребители, которые платят, чтобы получить приятное, интересное, максимально комфортное и неутомительное времяпровождение. Околоконфликтные ситуации порождаются существенным различием между ожиданиями туриста и его конкретными впечатлениями, полученными от поездки и проживания. Например, стоимость услуг гостевого дома показалась туристу завышенной при отсутствии необходимых бытовых санитарно — гигиенических условий (нет горячей воды, холодный туалет во дворе и пр.). Такие ситуации могут возникать, когда владелец самостоятельно принимает гостей. Они не возникают, если туристы приезжают от опытного туроператора или турагента, которые предупреждают туриста заранее обо всех нюансах гостевого дома. Конфликтные ситуации связаны с так называемыми «трудными» клиентами, к которым относятся чрезмерно требовательные гости. Но практика приема гостей «зелеными домами» на Алтае показывает, что такие ситуации случаются очень редко, т. к. владельцы «зеленых домов» относятся к гостям внимательно и гостеприимно. Владельцам гостевых домов необходимо помнить, что их хозяйство не является отдельным субъектом туриндустрии. Оно, как любая другая гостиница, находится в тесном взаимодействии с туроператором и турагентом, которые также отвечают по своим обязательства. Поддержание репутации хорошего и надежного партнера — залог дальнейшего процветания бизнеса владельца гостевого дома. Дополнительные услуги гостевого дома. В стандартный набор услуг сельских гостевых домов обычно входит только проживание. Для привлечения туристов на территории Республики Алтай принят базовый набор услуг гостевых домов, оказание которых владельцем обязательно: проживание, предоставление оборудованной кухни, предоставление бани 1 раз (если оплачено не менее трех дней проживания), парковка автомобиля на территории приусадебного участка, зелень с грядки. Все эти услуги входят в стоимость проживания. Остальные платные услуги считаются дополнительными, которые необходимы для повышения конкурентоспособности. Состав дополнительных услуг определяется владельцем самостоятельно в зависимости от спроса со стороны клиента. Рекомендуется использовать такие услуги как «Топка бани с предоставлением веника», «Катание на лошади», «Продажа продукции подсобного хозяйства», «Транспортные услуги на собственном автомобиле хозяина (аренда автомобиля)», «Использование дров для приготовления шашлыков и костра, камина», «Предоставление телефона для междугородних переговоров», «Размещение автомобиля гостя в гараже владельца дома», «Приём собак (домашних животных)». Ценообразование и взаиморасчеты. Цены на услуги гостевого дома различают розничные (конечные для клиента) и оптовые (для промежуточных звеньев). Розничные цены
Оптовые цены (цены нетто) на услуги гостевых домов выставляются туроператорам и турагентам, которые включают услуги гостевых домов в свой турпродукт. Поскольку именно эти партнеры занимаются дорогостоящей рекламой, то они должны иметь при продаже мест размещения в гостевых домах доход, покрывающий их расходы. Этот доход называется в туризме агентским вознаграждением или комиссией. Обычно это составляет 10% от стоимости размещения. Оптовые цены колеблются в зависимости от сезона, от вклада партнера в рекламу сельского туризма, от объема продаж. Если у владельца жилья установилась прочная деловая связь с какой-либо турфирмой, которая его не забывает и постоянно шлет клиентов, то возможно увеличение вознаграждения от 12% до 30%. Наиболее целесообразен такой подход: владелец гостевого дома разрабатывает гибкие розничные цены на разные сезоны и включает туда комиссию посредников, которая может составлять 10 — 30%. Затем эти цены предлагаются разным фирмам. В этом случае владелец не запутается, и все его гости получат от него одинаковую информацию. Важное: если владелец гостевого дома сообщает гостям, что он готов принять их по более низкой стоимости в следующий раз, если они приедут напрямую, то он лишает заработка своих партнеров, которые со временем узнают об этом и прекратят с ним работать. Поэтому каждый владелец гостевого дома должен для себя решить, каким образом он будет привлекать туристов: через посредников-партнеров или проводить самостоятельную рекламную деятельность. Здесь необходимо сделать выбор. Если используются оба вида работы, то свои обязательства перед партнерами надо твердо выполнять. Пока владелец дома является предпринимателем, не имеющим сертификата безопасности на размещение туристов, он не имеет юридического права рекламировать свои услуги. Турфирмы, которые заботятся о своей репутации, не будут заключать договоры с таким предпринимателем, т. к. в этом случае не обеспечена безопасность туристов и, как следствие, при наступлении несчастного случая с клиентом ответственность будет нести фирма, отправившая туриста в такое место отдыха. Взаиморасчеты производятся следующим образом:
Основной принцип — оплата происходит в начале отдыха туристов. Владельцу следует учитывать, что поступившие деньги окончательно становятся заработанными после отъезда туриста, если его отдых закончился благополучно. Если отдых продолжительный, то оплату лучше взять частями. Плата за дополнительные услуги гостевого дома остается полностью в распоряжении владельца жилья, организатор не несет ответственности за их качество. Данное обстоятельство должно быть прописано в договоре между гостевым домом и туроператором. Вопросы ценообразования сложны и конфликтны. Поэтому в них должна быть полная ясность для обеих сторон. В экономике действует закон: кто зарабатывает больше, тот несет большую ответственность. При приеме гостей через туроператора доля владельца жилья обычно гораздо больше доли туроператора. Поэтому в случае подачи туристом рекламации (жалобы на обслуживание с требованием компенсировать ущерб) большую долю будет возмещать владелец гостевого дома. 13. Контактные телефоны и координаты для получения дополнительной информацииМинистерство по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области: Невьянский фонд поддержки малого предпринимательства: 14. ПриложенияПриложение № 1 Внутренние правила пользования гостевым домом. Здравствуйте, наши уважаемые гости! Мы благодарны Вам за выбор нашего гостевого дома. Хозяина этого дома зовут ______________, хозяйку ______________. Чтобы Ваш отдых протекал спокойно и радостно, просим познакомиться с правилами проживания в нашем гостевом доме.
Мы будем Вам очень благодарны, если Вы познакомите с этими правилами всех членов Вашей семьи (группы). Желаем Вам приятного отдыха! Наши контактные телефоны:... Приложение № 2 Правила личной безопасности гостей «зеленого дома» во время пребывания на территории Республики Алтай:
С правилами ознакомлен/а/, обязуюсь их выполнять и довести до сведения членов семьи (группы) ______________ подпись Арендатора Приложение № 3 Памятка для владельца гостевого дома Последовательность действий по подготовке к приему туристов в гостевом доме
Используемая литература и информация:
|