Реферат: Методические рекомендации с указанием рекомендуемой литературы для студентов Vкурса (2004 2005 уч год)
Название: Методические рекомендации с указанием рекомендуемой литературы для студентов Vкурса (2004 2005 уч год) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
CЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ с указанием рекомендуемой литературы для студентов V курса (2004 – 2005 уч.год) І семинарское занятие 1. Происхождение обыкновенных дробей. Египетские дроби, шестидесятиричные вавилонские дроби. Понятие дроби в ХYIII- начале XIX века. Что требуется осветить? 1) Происхождение единичных дробей и дробей общего вида: происхождение слова "дробь" [111, гл.Ш]; дроби в Древнем Египте [32,кн.1],[49] ; арифметика дробей и первая теория отношений у древних греков [32,кн.1]; дроби вида m/n в Китае, действия над дробями [57,т.II], [111] ; обыкновенные дроби в трудах арабских математиков абу-л-Вафы и ал-Каши [111] ; дроби в Древней Индии [28],[57,т.II] . 2) Систематические дроби: шестидесятиричные дроби у вавилонян [32, кн.1] ; шестидесятиричные дроби в работах арабских математиков ал-Хорезми и ал-Каши [30],[111] ; шестидесятиричные дроби в древней Греции [30] . 3) Понятие дроби в XYIII и начале XIX в. в России [79] . Литература: 2 8 , 3 0 , 3 2 , 5 7 , 79, 111 . 2. История введения и распространения десятичных дробей. Что требуется осветить? 1) Введение десятичной позиционной системы в Индии. [28], [57,т.I, гл.II],[111]. 2) Появление десятичных дробей в Китае. [ 111 , гл.I] . 3) Арабский ученый ал-Хорезми - математик, астроном, астролог. [ 1 6]. 4) Роль ал-Хорезми в распространении десятичной позиционной системы счисления. [ 3 2, кн.1],[ 111 ] . 5) Вклад арабского математика ал-Каши в создание теории десятичных дробей. [ 32 , кн.1], [ 111 ] . 6) Использование десятичных дробей в вычислительной практике в XYI и в после-дующие века. [32,кн .1], [111]. 7) Система мер и способы измерения величин. [32, кн .1],[48], [45]. Литература: 16, 2 8 , 32 , 4 5 , 48, 57 , 111 . 3. Карл Вейерштрасс и Софья Ковалевская. Что требуется осветить ? 1) Жизненный путь К.Вейерштрасса. [25], [53], [58],[66]. 2) Вклад в развитие математического анализа. 3) Краткая биография С.В.Ковалевской.[29], [68], [73], [106], [110]. 4) С.В.Ковалевская - ученица и друг К.Вейерштрасса. 5) Переписка К.Вейерштрасса и С.В.Ковалевской. [86]. Литература: 2 5 , 2 9 , 5 3 , 58, 6 6 , 6 8, 73, 8 6,106, 110 .
II семинарское занятие 1. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Что требуется осветить? 1) Доказательство теоремы Пифагора китайскими математиками. [110, ч.II, гл.I]. 2) Использование принципа равносоставленности при доказательстве т.Пифагора. [32, кн.2, гл.6]. 3) Доказательство т.Пифагора индийскими математиками. [32,кн.2,гл.6]. 4)Доказательство т.Пифагора в учебниках русских авторов. [32, кн.2,гл.6]. Замечание: сделать кодограммы. Литература: 32, 110.
2. История возникновения и развития теории иррациональных чисел. Что требуется осветить? 1) Открытие несоизмеримых отрезков. Улитка Пифагора для построения иррациональных чисел. [32, кн.2], [79], [89]. 2) Теория иррациональностей в Х книге "Начал" Евклида. [77] . 3) Теория иррациональных величин в работах арабских и индийских математиков средневековья. [ 3 2, кн.2], [ 111 ]. 4) Развитие теории иррациональных величин в работах европейских математиков XYII-XYIII веков. [32, кн.2],[79],[77]. Литература: 32 (кн.2), 77 , 7 9 , 89, 111 . 3. Знаменитые задачи древности.Проблема квадратуры круга. Что требуется осветить? 1) История возникновения задачи о квадратуре круга. [107, гл.III], [11, гл.I], [32, кн.2,ч.II,гл.6]. 2) Луночки Гиппократа. [107, гл.Ш,п.2],[11,гл.I],[32,кн.2,ч.I, гл.4]. 3) Доказательсв невозможности решить задачу о квдратуре круга при помощи циркуля и линейки. [107, гл.Ш, п.3]. 4) Решение задачи о квадратуре круга при помощи квадратрисы (сделать кодограмму). [107, гл.Ш,п.4], [11, гл.I]. 5) История числа П (пи) или приближенная квадратура круга древних египтян, вавилонян, греков, китайцев, индийцев [107, гл.Ш, п.5], [11, гл.I], [32, кн.2, гл.4] и в странах Ислама [11, гл.II]. Литература: 11 , 32 , 107 . III семинарское занятие 1.Знаменитые задачи древности. Задача о трисекции угла. Что требуется осветить? 1) История возникновения задачи о трисекции угла. [107, гл.II, п.1],[11, гл.I]. 2) Доказательство неразрешимости задачи о трисекции угла при помощи циркуля и линейки. [107,гл.II, п.3]. 3) Использование различных кривых для решения задачи (квадратриса, конхоида Никомеда - сделать кодограммы). [11, гл.I], [107,гл.II,п.1,2]. 4) Метод вставок. [11, гл.I], [107, гл.II,п.4,п.3]. Литература: 11, 107. 2. Конические сечения Аполлония. Что требуется осветить? 1) Теория конических сечений у Менехма, Аристея, Архимеда и Евклида. [23, c.262,330], [89, гл.Ш, с.266]. 2) Метод приложения площадей и его применение для построения конических сечений Аполлонием. "Konika" Аполлония. Дать краткую характеристику этой книги. [41, c.86], [23,c.329], [32,к.2,гл.6,с.187], [89, гл.Ш,с.268], [57,т.I,c.130]. Сделать кодограммы. 3) Теория конических сечений на средневековом Востоке.[111, c.277]. Литература: 23,32 , 41 , 57 ,89 , 111 . 3. Диофант и диофантова математика.Начала буквенной алгебры. Что требуется осветить? 1) Сведения о Диофанте. Символика Диофанта (сделать кодограмму).[7],[32,кн.2],[41],[57, т.1],[84]. 2) Решение неопределенных уравнений Диофантом (на задачах). [7],[32, кн.2], [41],[57,т.1],[84]. 3) Влияние методов Диофанта на развитие алгебры в XY-XYI вв. Решение неопределенных уравнений европейскими математиками Виетом и Ферма. [ 7 ], [ 41 ]. Литература: 7 , 32 , 41 , 57 , 84 . IV семинарское занятие 1.Математика Древнего Китая. Что требуется осветить? 1) Общие сведения. [ 57 ,т.I], [ 111 ]. 2) Древнекитайская нумерация. Инструменты для счета.[57,т.1], [111]. 3) "Математика в девяти книгах" - энциклопедия математических знаний древних китайцев. (Сделать анализ содержания всех книг, не давать истории введения отрицательных чисел, теории обыкновенных дробей, использования теоремы Пифагора). [57, т.I], [89, гл.IY], [56]. 4) Алгебраические труды китайских математиков XШ века. [ 111 ]. Литература: 56 , 57 , 89,1 1 1. 2 . Математика древней и средневековой Индии. Что требуется осветить? 1) Математические знания в древней Индии. Системы счисления,системы нумерации [28,cc.11-28], [57, кн.I, гл.II,с.179]. 2) Появление десятичной позиционной системы счисления в Индии и ее распространение в других странах и регионах [28, c.28-30], [111, c.118]. 3) Важнейшие математические сочинения "Правило веревки", "Ариабхатия". [28, cc.1-10], [111, c.108], [26, c.17]. 4) Развитие арифметики. [2 8 , cc.31-76], [ 111 , c.131]. 5) Алгебраическая символика. Решение линейных и квадратных уравнений. [ 111 , c.131]. 6) Развитие геометрии. [28, cc.136-145], [111, c.151], [58, кн.I,гл.II,c.196]. 7) Развитие тригонометрии. [28, c.196],[111, c.155],[32, кн.2, c.82], [57, кн.I,гл.II, .199]. Литература: 26, 28, 32, 57, 111. 3. История введения отрицательных чисел. Что требуется осветить ? 1) Введение отрицательных чисел в Китае. [79,гл.YI,c.105], [57,ч.II,гл.I,сс.167-69]. 2) Введение отрицательных чисел в Индии. [79,гл.YI,c.109], [57,ч.II,гл.II,c.190]. 3) Отрицательные числа в средневековой Европе. [79, гл.YI, cc.110-119], [57,ч.II,гл.YY,c.315]. 4) Обоснование арифметики положительных и отрицательных чисел в XYIII веке. [79, гл.YI]. Литература: 57, 79 . V семинарское занятие 1. История открытия логарифмов.Их роль в вычислительной технике. Что требуется осветить? 1) Развитие идеи логарифмов до Бюрги. [32,кн.2,c.65]. 2) Бюрги и его логарифмы. Таблицы Бюрги. [32,кн.2,с.67], [31,c.6]. 3) Дж.Непер и его логарифмы. [3 9 ],[ 32 , кн.3],[ 31 ,с.9]. 4) Составление логарифмических таблиц / Непер,Бригс,Влакк, Кеплер,Спейдель, Л.Магницкий/. [32,кн.2,c.73,кн.3,с.140]. 5) Новое определение логарифма. Французский математик Сен-Венсенс и его открытие. [31,c.22], [39,c.142]. 6) Способ вычисления логарифмов Николая Меркатора. [39,c.142], [31, c.30]. 7) Создание логарифмической линейки. Ее устройство. [31, кн.2,с.75], [39,c.75]. Литература: 31 , 3 2 , 3 9. 2 . История создания тригонометрии. Что требуется осветить? 1) Зарождение тригонометрии в Древней Греции [32, кн.3,гл.I], [57,т. I ,ч. I ,гл. Y , сс.141,142] ; в Индии [32, кн.2, гл.4],[57, т.I,ч.II,гл.II,с.199]. 2) Развитие тригонометрии в странах Ислама. [57, т.I,ч.II, гл.Ш], [111, гл.Ш]. 3) Вклад европейских математиков эпохи Возрождения в развитие тригонометрии. [57, т.I, ч.II, гл.Y], [111, гл.IY], [62]. 4) Роль Л.Эйлера в совершенствовании тригонометрии. [32, кн.2, гл.4]. Литература: 32(кн. 2,3), 57 , 62 , 11 1 . 3 . Л.Эйлер - выдающийся русский математик, его роль в развитии математики.Краткая характеристика математических трудов . Литература: [65], [66], [110, гл. 6], [56] ,[58,т.I,гл.YII,с.203]. VI семинарское занятие 1 .Математические знания народов, населяющих Древнюю Русь до ХII века. Что требуется осветить? 1) Характеристика эпохи: языческая Русь, Русь после введения христианства (около 988 г.). [ 58 ,т.I],[ 110 ], [73]. 2) Математические знания у древних восточных славян. [ 58 , т.I] 3) Кирик Новгородец - первый русский математик. [ 58 ,т.I], [ 110 ], [ 94 ]. 4) Византийская нумерация. Происхождение глаголицы и кирилицы. Нумерация, связанная с этими алфавитами. [ 58,т.I], [110], [95], [32,к.1]. 5) Метрология: меры длины, меры площадей и ёмкостей, меры веса, древнерусская денежная система. [48],[45],[58,т.I]. Литература: 32, 45, 4 8 , 58 , 94 , 95 , 110 . 2. Математическая мысль на Руси,Украине и Беларуси в XIII- ХYII веках. Что требуется осветить? 1) Характеристика социально-экономического и культурного развития Руси, Украины и Беларуси. [ 58 , т.I] 2) Математика в произведениях архитектуры и ремесла. Математические рукописи. Инструментальный счет. [ 58 ,т.I], [ 37 ], [ 95 ]. 3) Математическое образование на Украине и Беларуси в ХIY-XYI веках. [1 5 ], [ 37 ], [ 58 ,т.I]. 4) Развитие математических знаний в XYII в. и I четв. XYШ в.[37],[44],[58,т.I,гл.YI], [110, гл.2], [95]. Литература: 15, 37, 37, 58(т.I),95, 110. 3. Математика в России и Бел а руси в XYIII- начале ХХ века. Что требуется осветить? 1) Основание Петербургской АН. [110,ч.II,гл.IY], 35. 2) Математическое образование в России и Беларуси. [37], [38],[110,ч.II,гл.4,5], 35. Литература: 35 , 37 , 38 , 110 .
1. Жизнь и математический гений Н.И.Лобачевского. Что требуется осветить? 1) Биография Н.И.Лобачевского. [54-56], [79], [ 101- 103 ]. 2) Открытие Лобачевским неевклидовой геометрии. [ 58, 60 ] . 3) Я.Бойяи, Гаусс и их вклад в неевклидову геометрию. [72-73] . Подготовить материал о Н.И.Лобачевском на компакт-диске для использования компьютора. Литература: 44(т.2),13, 24(кн.2),6,19,42,45,54-58,63,79,81,83,119,120.
Темы докладов, которые могут сделать студенты, защитившие курсовые работы на IY курсе. Л И Т Е Р А Т У Р А
11. Белозеров С.Е.Пять знаменитых задач древности.История и современная теория.Ростов-на-Дону,1975. 12. Бельскi,А.М.Ткачоў М.А.Вялiкае мастацтва артылерыі. Мн.: Навука і тэхніка, 1992.
|