Реферат: Методические рекомендации о порядке проведения занятий членами казачьих обществ по военно-патриотическому воспитанию детей (3-18 лет) в рамках дополнительного образования в образовательных бюджетных учреждениях для детей-сирот,
Название: Методические рекомендации о порядке проведения занятий членами казачьих обществ по военно-патриотическому воспитанию детей (3-18 лет) в рамках дополнительного образования в образовательных бюджетных учреждениях для детей-сирот, Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации о порядке проведения занятий членами казачьих обществ по военно-патриотическому воспитанию детей (3-18 лет) в рамках дополнительного образования в образовательных бюджетных учреждениях для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и учреждениях социального обслуживания семьи и детей Введение
В современных условиях, когда остро осознается необходимость консолидации и духовно-нравственного возрождения российского общества, встаёт вопрос об организации и систематической поддержке общественной работы, направленной на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Под военно-патриотическим воспитанием следует понимать многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, преданности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Существенную поддержку в воспитании у детей гордости за принадлежность к своему народу и его свершениям, чувства уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, а также готовности к достойному и самоотверженному служению государству и обществу способно оказать казачество. Изучение социально-нравственных и культурных традиций, системы ценностей российского казачества, способствовавших формированию своеобразного в духовном плане типа воина-защитника, сознательно служившего Отечеству, может стать важным элементом формирования системы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Целью военно-патриотического воспитания должно стать развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Для достижения данной цели требуется выполнение следующих задач : 1. Привитие высоких моральных качеств. 2. Повышение уровня знаний о героической истории нашего государства и его Вооруженных Сил. 3. Воспитание гордости за свою страну, уважения к Вооруженным Силам, их боевым традициям, к военной профессии. 4. Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества. 5. Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями. 6. Повышение общественной активности, формирование активной жизненной позиции. 7. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. 8. Воспитание организованности, дисциплинированности, опрятности. В соответствии с представленными целями и задачами в учреждении необходимо сформировать систему военно-патриотического воспитания, основными процессами в рамках которой будут являться: 1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения. 2. Проведение массовой патриотической и военно-патриотической работы, организуемой и осуществляемой совместно с общественными организациями, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов и др.
Порядок организации и проведения занятий по военно-патриотическому воспитанию детей в образовательных бюджетных учреждениях для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и учреждениях социального обслуживания семьи и детей 1. Организация военно-патриотического воспитания в учреждении строится в соответствии с планом военно-патриотического воспитания, разрабатываемым учреждением совместно с членами казачьих обществ, и регламентируется расписанием занятий. 2. План военно-патриотического воспитания утверждается руководством учреждения. В процессе деятельности при необходимости план корректируется. 3. С членами казачьих обществ заключается соглашение о сотрудничестве. В соглашении определяется порядок взаимодействия сторон, функции членов казачьих обществ в процессе формирования системы военно-патриотического воспитания в учреждении, организации и проведения занятий с детьми, сроки проведения занятий. 4. Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию могут осуществляться как в рамках учреждения, так и вне его пределов (воинские части и подразделения, в том числе казачьи воинские части, военные учебные заведения, Аллея Памяти и пр.). 5. Военно-патриотическое воспитание детей в учреждении включает проведение теоретических и практических занятий, культурно-массовых, военно-спортивных мероприятий. 6. Занятия могут проводиться как в группе, так и индивидуально. 7. Комплектование групп детей осуществляется с учетом их индивидуальных возможностей: возрастных особенностей, состояния здоровья, познавательных способностей и т.д. 8. Занятия могут проходить как в разновозрастных (группа не более 8 человек), так и в одновозрастных группах (до 4 лет - группа не более 5 человек, от 4 лет и старше - не более 10 человек). 9. Занятия детей могут проводиться в любой день недели, включая воскресные дни и каникулы. Рекомендуемая периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю. 10. Занятия проводятся специалистами учреждения совместно с членами казачьих обществ. 11. Теоретические и практические занятия по военно-патриотическому воспитанию детей рекомендуется проводить с 10.00 и до 13.00 часов дня, продолжительность занятий должна составлять 15-20 минут для детей дошкольного возраста, 30-40 минут для учащихся 1-4 классов и 45 минут для учащихся 5-11 классов. 12. Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. 13. Для учета занятий с учащимися ведется журнал, в котором специалисты учреждения и члены казачьих обществ, осуществляющие военно-патриотическое воспитание детей в учреждении, фиксируют темы занятий, количество присутствующих на занятиях, количество проведенных часов. 14. Культурно-массовые, военно-спортивные мероприятия проводятся в учреждении с 10.00 до 13.00 и с 16.00 до 18.00 часов. Продолжительность культурно-массовых мероприятий, которые проводятся в учреждении, рассчитывается с учетом возрастных особенностей участников и составляет от 30 минут до 1,5 ч. 15. Определение содержания и продолжительности выездных массовых мероприятий (слет, сборы и пр.) осуществляется с учетом индивидуальных возможностей детей (возрастных особенностей, состояния здоровья), географических и климатических условий местности и пр. 16. При организации выездных массовых мероприятий с руководством учреждения предварительно согласовываются: сценарий мероприятия, список участников мероприятия, сроки и место проведения, длительность мероприятия, график транспортного обслуживания (при необходимости), материально-техническое оснащение мероприятия, ответственные за мероприятие и пр. 17. При подготовке и во время проведения массового мероприятия организатор мероприятия несет ответственность за его техническое и материальное обустройство (размещение специального оснащения, декораций, их оформление, оборудование звукоусиливающей аппаратурой и т.п.), обеспечивая при этом соблюдение: - санитарных норм и правил благоустройства; - мер антитеррористической защиты; - правил техники безопасности и противопожарной безопасности; - мер, обеспечивающих поддержание общественного порядка; - правил оказания первой медицинской помощи. 18. Участие воспитанников в различных формах военно-патриотического воспитания основывается на принципе добровольности. 19. Воспитанники могут посещать военно-патриотические клубы, секции, кружки, объединения, действующие при (в) Учреждении и при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в военно-патриотических конкурсах, выставках, смотрах и прочих культурно-массовых, военно-спортивных мероприятиях. Направления военно-патриотического воспитания в образовательных бюджетных учреждениях для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и учреждениях социального обслуживания семьи и детей В качестве основных направлений военно-патриотического воспитания в учреждениях следует определить: духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, патриотическое, психологическое и профессионально-деятельностное. Духовно-нравственное направление ориентировано на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств (воинская честь, ответственность, коллективизм) и на формирование способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении (готовность к достойному служению Отечеству). Историческое направление нацелено на осознание неповторимости истории и судьбы Отечества, понимание сопричастности к деяниям предков и современников и ответственности за происходящее в обществе и государстве. В рамках изучения многовековой истории Отечества особое внимание должно уделяться рассмотрению героического прошлого, опыта борьбы за независимость и самостоятельность страны, роли военной организации в развитии и укреплении общества, в обеспечении его защиты от внешних угроз, определению места и роли России в мировом историческом процессе. Значимым звеном данного блока является изучение нравов, обычаев, верований и традиций народов, проживающих в РФ, определение особенностей менталитета россиянина. Политико-правовое направление ориентировано на формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Данное направление включает ознакомление с нормативно-правовыми документами РФ, в которых определены права и обязанности гражданина России, функции и основы деятельности военной организации общества. Особый акцент ставится на осознании положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц. Патриотическое направление ориентировано на воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян, выработку конструктивных поведенческих навыков (готовность к служению Отечеству и пр.). В рамках данного направления рассматриваются понятия «любовь» и «преданность» своему Отечеству, «гордость» за принадлежность к великому народу (к его свершениям, испытаниям и проблемам), «достойное и самоотверженное служение» обществу и государству, проводится изучение национальных святынь и символов. Профессионально-деятельностное направление направлено на формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Психологическое направление ориентировано на формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, воинской части. Формы и методы военно-патриотического воспитания в образовательных бюджетных учреждениях для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и учреждениях социального обслуживания семьи и детей
Военно-патриотическое воспитание детей рекомендуется осуществлять с помощью следующих методов : Таблица 1
Для организации и проведения военно-патриотической работы в учреждениях следует использовать основные группы форм : Первая группа форм , обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера (кружки, секции, «уроки мужества», «круглые столы», акции, митинги, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, и т.д.). Вторая группа форм обусловлена спецификой содержания военно-патриотического воспитания и характеризуется большей туристической, военной и военно-прикладной направленностью. Данная группа форм включает, в частности, ознакомление детей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта, учебно-тренировочные сборы и т.п.). Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комбинированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу (оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности). Примеры использования данных форм в практике военно-патриотического воспитания приведены в таблице 2. Таблица 2
Организация военно-патриотического воспитания в учреждении с учетом возрастных особенностей детей
Организация воспитательного процесса должна строиться с учетом возрастных особенностей воспитанников, так как каждой возрастной группе присущи специфические образовательные и воспитательные возможности. 1 категория : дети дошкольного возраста . Патриотическое воспитание ребенка дошкольного возраста – сложный педагогический процесс, в основе его лежит развитие нравственных чувств. В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов, важных для патриотического воспитания. Поэтому характерной чертой воспитания патриотизма у детей должна стать слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд). 2 категория : учащиеся 1-4 классов . В данном возрастном периоде закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников должен строиться с учетом ограниченного жизненного опыта данных индивидов, характера и объема полученных в школе знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность воспитания в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания в этом возрасте будет зависеть прежде всего от того, насколько системно будут формироваться знания о защите Отечества. Задача работы с данной категорией заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувство восхищения воинами Российской Армии, вызвать желание в будущем встать в их ряды. 3 категория : учащиеся 5-8 классов . У подростков данной группы зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, осмысливать нравственные требования и оценки, вырабатывать собственные взгляды на окружающее. На этом этапе развития детей продолжается формирование системы ценностей и установок поведения, осуществляется приобретение знаний и умений, необходимых для будущей самостоятельной жизни в обществе, продолжается обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, о моральных и правовых нормах. На данном этапе стержнем военно-патриотического воспитания должно стать формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие детей в различных видах патриотической деятельности, организуемой в учреждении и вне его.
4 категория : учащиеся 9-11 классов . Данный возрастной период сопряжен с активным интеллектуальным и физическим развитием человека, с формированием научного мировоззрения, профессиональным самоопределением. Постепенно у индивидов углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция и его социально-политическая ориентация. Задача работы с данной возрастной группой состоит в предоставлении учащимся возможности совершенствовать в процессе общественной деятельности умение защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную деятельность. На данном этапе необходимо подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. Именно поэтому в рамках учебно-воспитательного процесса следует уделить внимание не только передаче учащимся знаний о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формированию у них общественно ценного опыта подготовки к защите Родины. Знание возрастных особенностей каждой категории позволит специалисту грамотно выбрать оптимальные для той или иной возрастной группы методы объяснения материала, объем его содержания, формы проведения мероприятий и пр. При этом систему военно-патриотического воспитания в учреждении должна отличать преемственность каждого звена обучения. Первоначальные знания, полученные дошкольниками, должны быть задействованы на следующем этапе обучения и воспитания и т.д. Желательно в рамках занятий использовать как теоретические, так и практико-ориентированные формы организации военно-патриотического воспитания. Так, при работе с 1 и 2 категориями (дети дошкольного возраста, дети 1-4 классов) в силу возрастных особенностей рекомендуется при изучении теоретического материала использовать разнообразные средства визуализации (репродукции картин, мультипликационные фильмы и пр.), а при организации практической работы привлекать такие практико-ориентированные формы работы, которые позволят детям своими руками изготовить некий продукт деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций и пр.). Обязательным условием обучения и воспитания является постепенное усложнение как содержательного компонента обучения, так и практико-ориентированных форм работы. Так, при работе с 4 категорией (учащиеся 9-11 классов) практико-ориентированные формы работы должны быть представлены на качественно ином уровне, носить профориентационный характер, готовить к службе в Российской Армии (формировать конкретные умения и навыки) (походы к местам боевой славы, экскурсии в воинские части и пр.). Примерное содержание работы по реализации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения с учетом возрастных особенностей и направлений деятельности приведено в таблице 3. Таблица 3
Материалы, необходимые для ознакомления специалисту, осуществляющему военно-патриотическое воспитание детей в учреждении
Для организации эффективной системы военно-патриотического воспитания в учреждении специалистам предварительно необходимо ознакомиться с документами, освещающими концептуальные подходы к патриотическому воспитанию граждан РФ: 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. 2. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи, одобренная Координационным Советом при Президенте РФ по воспитательной работе в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах от 6 марта 1998 г. 3. Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». 4. Федеральный Закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». Также специалистам рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой представлены теоретические основы военно-патриотического воспитания детей и разработки конкретных мероприятий (конспекты): 1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. 2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23. 3. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003. 4. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998. 5. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005. 6. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. 7. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / авт.-сост. И. А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 172 с. 8. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005. – № 8. – С. 17. 9. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. 10. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52. 11. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. –2003. – № 6. – С. 8-12. 12. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83. 13. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6. 14. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001. 15. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56. 16. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11. 17. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13. 18. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004. 19. Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен, 2006. 20. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с. 21. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. – Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2008. 22. Равнение на победу! Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с. 23. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18. 24. Самохин Ю. С., Самохина Т. А. Туризм в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 25. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии, торжественные линейки, вечера, литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные игры. – изд. 2-е, испр./ авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 280 с. 26. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2000. - 199 с. 27. Уроки мужества (Методические рекомендации) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 68с. 28. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, Дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М. В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006. 29. Бачевский, В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. 30. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М. : ВАКО, 2005. – 192 с. – (в помощь школьному учителю). Для организации взаимодействия с местными казачьими объединениями в процессе осуществления военно-патриотического воспитания детей специалистам предлагается список казачьих обществ, зарегистрированных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Таблица 4). Таблица 4 Список казачьих обществ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Примерный план занятий в рамках историко-патриотического направления: программа занятий «Школа казачьей культуры» Методической основой проведения занятий является русская гуманистическая классическая философия Н.А. Бердяева, В.С. Соловьёва, К.О. Лосского, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и других. Программа рассчитана на среднюю возрастную группу учащихся (с 11 до 14 лет). Для достижения большего педагогического эффекта, поддержания интереса к курсу среди подростков, обеспечения должной наглядности предполагается широкое использование на занятиях технических средств обучения: аудио и видеозаписей, слайдов, фильмов, репродукций картин, использование музыки в качестве фона. Цели деятельности: - основная цель кружка казачьей направленности - создание оптимальных условий для интеллектуального, физического, нравственного и творческого развития; - ознакомление с традициями, особенностями истории и культуры казачества; - ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности; Задачи деятельности: - воспитать преданность Родине. - воспитать гуманное отношение к окружающим людям. - воспитать любовь, уважение и гордость за свою малую родину - Сибирский край. - воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Разделы программы 1. Казачье жительство. 2. Бабушкин сундук. 3. Край, в котором ты живешь. 4. Казаки и казачки. 5. Казак рождался воином. 6. Преданья старины глубокой. 7. Старинная казачья кухня. Содержательный аспект программы Казачье жительство Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Разнообразие куреней. Основной строительный материал. Правила строительства. Особенности круглых куреней. Крестовый курень, характерные черты его планировки. Резные украшения постройки. Основные мотивы казачьего прикладного искусства. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Природосообразность казачьего зодчества. Внутренне убранство куреня XVIII в. предметы персидского и турецкого производства в казачьем быту. Изделия донских промыслов. Гончарно-керамические, кожевенные, медные. Меблировка комнат. Интерьер куреня XIX в. Характерные предметы в прихожей, стряпне, горнице. Украшение стен комнат: гравюры, фотографии, оружие. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки, сад – украшение участка. Возрождение казачьего декоративно-прикладного искусства. Семикаракорская белая керамика – художественный феномен. Использование белой керамики в оформлении интерьеров и иконостаса Свято-Троицкого храма в Семикаракорске (1991г., работа художников-керамистов Веры и Игоря Овчинниковых). Практические занятия: Изготовление макета куреня. Посещение предприятий, изготавливающих предметы с сохранением донского колорита. Выставка творческих работ учащихся с их обсуждением. Творческое задание: Разыскать старые фотографии, соответствующие тематике понятий; собрать сведения у старожилов о жизни Сибирских казаков. Бабушкин сундук Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети XVIII столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда казаков с начала XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды казаков. Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды в Сибири. Сочетание русских и восточных черт в одежде. Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда. Практические занятия: Зарисовка мужского и женского костюма. Пошив казачьей одежды на кукол. Творческое задание: Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства. Край, в котором ты живешь Воспитывать чувства любви к своей станице, своему краю, своей стране, её защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое русского государства. История в архитектурных памятниках Флаг, герб района. Улицы и здания станицы. Памятники станицы. Люди, прославившие наш регион. Творческое задание: Изготовление поделок, рисунки, фотоматериалы, презентации, сочинения.
Казаки и казачки Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов. Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения. Тематика занятий: Казачья станица, хутор. Быт казаков в Сибири. Казачья утварь. Традиции казаков. Воспитание девочки – казачки. Воспитание мальчика – казака. Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы. Казак рождался воином Обычаи, связанные с рождением сына. Обряд посвящения в казаки. Нравственное воспитание казака. Военные игры. Физическое совершенствование и развитие подростка через игру. Скачки и их роль в жизни казака. Шермиции (кулачные бои). История казачьего рукопашного боя. Техника ведения боя «по-казачьи». Детские игры. Оружие казаков. Игра в мяч. Чехарда. Квач. Игра в «цыгана». Проводы на службу. Обряд возвращения казаков со службы. Практические занятия: Изготовление эскизов казачьих войск. Игры казачат на свежем воздухе. Творческое задание: Отыскать иллюстрации с изображением казака-воина. Подобрать отрывок из литературного произведения с описанием казаков в бою, их подвигов. Преданья старины глубокой История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанров донского фольклора. Казачья песня. Идейно-художественная и стилистическая пестрота казачьей песни. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно-историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая. История возникновения и эволюции былин в среде казачества. Тематика былинного эпоса казаков. Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условий быта, происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность казачьих пословиц и поговорок. Легенда. Сказки, предания, сказы. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. История родного края, отраженная в фольклоре. Практические занятия: Обыгрывание с элементами театрализации некоторых произведений. Проведение викторин, конкурсов в качестве итогового урока. Творческое задание: Отыскать произведение определенного фольклорного жанра (по выбору) и выучить его с соблюдением песенных или сказительных особенностей (например, как исполняют бабушки). Старинная казачья кухня Внутренне убранство кухни. Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Разнообразие яств. Праздничный стол казаков. Бабушкины секреты: рецепты приготовления праздничных блюд, консервирования и засолки. Рецепты сладкоежки. Практические занятия: Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Приготовление некоторых излюбленных блюд казаков. Конкурс поваров. Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в современном русском языке и казачьем диалекте Творческое задание: Подобрать рецепт блюда на конкурс «Веселый чугунок». Отыскать литературные произведения с описанием казачьей кухни, утвари, рецептов, блюд. Формы работы 1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды). 2) Знакомство с традиционным укладом жизни казаков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. 3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бумагопластика, работа с соломкой, лепка из глины и соленого теста. 4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр. 5) Знакомство с забавами казаков, с устным народным творчеством. |