Реферат: Методическое письмо Особенности преподавания обществознания в 2006-2007 гг в условиях введения федерального компонента государственного стандарта и бупа 2004 г. Настоящее методическое письмо составлено на основании следующих документов
Название: Методическое письмо Особенности преподавания обществознания в 2006-2007 гг в условиях введения федерального компонента государственного стандарта и бупа 2004 г. Настоящее методическое письмо составлено на основании следующих документов Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое письмо Особенности преподавания обществознания в 2006-2007 гг. в условиях введения федерального компонента государственного стандарта и БУПа 2004 г. Настоящее методическое письмо составлено на основании следующих документов: · закон Российской Федерации “Об образовании” (ст. 7); · концепция модернизации российского образования на период до 2010 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; · федеральный компонент государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004 г. № 1089); · федеральный базисный учебный план 2004 г.; · федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год; · региональный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Ярославской области на 2006/2007 учебный год; · примерная программа по обществознанию для основного общего образования; · примерная программа по обществознанию для среднего (полного) общего образования на базовом уровне (включая экономику и право); · примерная программа по обществознанию для среднего (полного) общего образования на профильном уровне; · методическое письмо Министерства образования и науки Российской федерации, Федеральное агентство по образованию «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; · письмо департамента образования № 244/01-10 от 30.01.2006 г. I. Основные приоритеты федерального компонента государственного стандарта. 1.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: Первый концентр – начальное общее и основное общее образование Второй – среднее (полное) общее образование. 1.2. Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ. В соответствии с задачами модернизации образования изучение предмета «Обществознание» в каждом концентре имеет цели, которые структурированы по 5 направлениям: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Таким образом, цели направлены, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности, усиление практической направленности обучения. Учебный процесс и внеучебная деятельность школьников, организуемая на базе курса, должна быть сориентирована на достижение названных целей. Определены, в том числе, и планируемые результаты обучения, нашедшие отражение в целях освоения системы знаний и умений, формирования опыта их применения в познавательной и практической деятельности. Реализация указанных выше целей обществоведческого образования, внимание к его ценностному и духовно-нравственному потенциалу, как и к практической направленности, усиливают личностную ориентацию, воспитывающий характер отобранного содержания. Наряду с практикоориентированным содержанием, обществознание определяет духовно-нравственные ориентиры, содействует развитию способности оценивать себя и общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности. 1.3. Произошли существенные изменения в обязательном минимуме содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целей обществоведческого образования; с учетом изменений в обществе за истекшие пять лет, а также процессов, происходящих в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному). В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществознания экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Новым в содержании курса является включение самостоятельного блока социально-психологических знаний для подготовки учащихся на профильном уровне. Усилена практическая направленность обществоведческого образования через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности: · в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем); · в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой); · в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества); · в сфере отношений в многонациональном и поликонфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий); · в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ); · в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов, использовать ресурсы Интернета). Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования. Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося). Знаниевый и деятельностный компоненты стандарта сформулированы с учетом новых форм и методов изучения обществознания в средней школе, опыта проведения Единого государственного экзамена. Все это позволит учащимся полнее осознать содержание курса. II . Переход к преподаванию учебного предмета «Обществознание» в Ярославской области с 01.09.2006 г. В соответствии с письмом Департамента образования администрации Ярославской области № 244/01-10 от 30.01.2006 г переход на федеральный компонент образовательного стандарта и БУП 2004 г. осуществляется во всех образовательных учреждениях Ярославской области с 5 класса. Переход 10 класса осуществляется по мере готовности образовательных учреждений. По новому БУПу преподавание обществознания в 5-х классах не предполагается. Пропедевтический курс (первая ступень обществоведческого образования) предусмотрен БУПом с 6 класса. Но поскольку переход на новый федеральный компонент государственного стандарта в Ярославской области предполагается с 5 класса, (в соответствии с письмом Департамента образования администрации Ярославской области № 244/01-10 от 30.01.2006 г.), то курс обществознания должен быть введен в учебный процесс с 6 класса, не ранее 2007/2008 уч. г. При преподавании обществознания в образовательном учреждении с 5-го класса нарушается вся система обществоведческого образования основной школы. В соответствии с этим, включение в учебный процесс пропедевтического курса обществознания в 5 классе не рекомендуется. На ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне интегрированный предмет обществознание включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. Примерный учебный план (годовой) предмета «Обществознание» для образовательных учреждений Ярославской области, перешедших на федеральный компонент образовательного стандарта и БУП 2004 г. (5, 10 ) классы.
В 2006/2007 уч. году преподавание обществознания осуществляется в 8-9 классах по минимуму 1998 г. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика», и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля. Примерные учебные планы предмета «Обществознание»для возможных профилей
III . Преподавание предмета «Обществознание» в средней (полной) школе. Согласно федеральному компоненту государственного стандарта основой содержания обществоведческого образования в старших классах является духовная и гражданская культура. Кроме того, обществознание в старших классах призвано обеспечить подготовленность к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля. В преподавании Обществознания, как на базовом, так и на профильном уровне учителю необходимо учитывать, что обязательный минимум серьезно обновлен, уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Объем включенных в интегральный курс обществознания экономических и правовых знаний значительно возрос. Предусмотрено повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности ученика, усиление практической направленности обучения. Предметная область «Обществознание» находится на стыке ряда дисциплин: · философии · политологии · социологии · психологии · социальной психологии · религиоведения · культурологии · права · экономики. Каждая из названных дисциплин имеет собственный понятийный аппарат, присущий каждой из них научный язык. Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня (в классах социально-гуманитарной направленности) и курса базового уровня (в классах естественно-научной и математической направленности). На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах социально-гуманитарного направления. В классах социально-гуманитарного профиля: · расширяется круг базовых понятий общественных наук, овладение которыми необходимо для овладения фундаментальными знаниями; · более глубоко раскрываются социальные проблемы человека и общества, чем в классах естественно-научного профиля; · формируется представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования; · дается ориентировка в профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук; · совершенствуется опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, работа с первоисточниками, разработка проектов, подготовка рефератов и т.п.). При изучении обществознания теоретические положения раскрываются учителем с привлечением исторического материала отражающего развитие современной России. Региональный (национально-региональный) компонент курса органически включается в изучение каждого из разделов. Впервые федеральными программами в курсе обществознания как на базовом, так и на профильном уровне предусмотрены самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися. На их выполнение должно отводиться не менее 40% учебного времени. 3.1. Целесообразные формы обучения. Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне, исследовательская деятельность, работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета), написание творческих работ по обществоведческим дисциплинам, решение познавательных задач и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке. В рубрике обязательного минимума, которая называется «Опыт познавательной и практической деятельности», зафиксирован деятельностный компонент содержания. Здесь указаны те виды деятельности, которые характерны для обществоведческого курса. Тот факт, что они вошли в обязательный минимум, включение учащихся в эти виды деятельности в данном курсе становится важным требованием к организации учебного процесса. В стандарте указаны способы деятельности, в процессе которой применяются полученные знания и умения. В названной рубрике выделены те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, а с другой, - формируются непосредственно на уроках. На лабораторном занятии учащиеся могут работать с текстом учебника или дидактическим материалом. На практических занятиях может быть привлечен комплект познавательных и практических заданий. Последние могут использоваться для проведения семинарских занятий, и занятий, имеющих нетрадиционную форму. Практические работы должны быть включены в тематическое планирование. Результаты практических работ фиксируются в школьном журнале. Наличие практических работ, их количество и результативность контролируется при аттестации учителя и общеобразовательных учебных заведений. 3.2. Преподавание предмета «Обществознание» на базовом уровне. По БУПу 2004 преподавание обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне в 10-11 классах осуществляется в объеме 140 часов на два года, 2 учебных часа в неделю. Если образовательное учреждение вводит в 10-11 классах преподавание отдельных предметов «Экономика» и «Право», то в этом случае количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Обществознание» уменьшается до 70 учебных часов на два года обучения, 1 час в неделю. Тогда темы экономического и правового модулей в предмете «Обществознание» рассматриваются сокращенно и обзорно. На эти учебные предметы - «Экономика» и «Право», отводятся отдельные страницы в школьном журнале и проводится текущий и итоговый контроль. Образовательное учреждение вправе выделить из школьного компонента дополнительно в 10, а также в 11 классе 0.5 час.(17 учебных часов) на предмет «Экономика» и 0.5 час. (17 учебных часов) на предмет «Право», которые плюсуются к 0.5часа федерального компонента. В этом случае, количество учебных часов, на изучение предметов «Экономика» и «Право» увеличивается: Экономика - 34 часа в год (1 час в неделю), «Право» - 34 часа в год (1 час в неделю). Учитель вправе выбрать в каком классе, и в каком полугодии будут изучаться эти учебные предметы. Соответственно, в журнале также выделяются отдельные страницы для учебных предметов «Обществознание», «Экономика» и «Право» и проводится текущий и итоговый контроль. Изменения содержательного и методического характера, внесенные в преподавание Обществознания на базовом уровне диктуют необходимость дополнительной подготовки учителя по данному предмету, которую он может получить на КПК в Ярославском Институте Развития Образования. Примерное распределение часов по обществознанию.
3.3. Преподавание Обществознания на профильном уровне Преподавание предметов Обществознание, Экономика и Право на профильном уровне требует от учителя дополнительных специальных знаний и умений, которые не были включены ранее в его профессиональную подготовку. Стандарт обществоведческого образования на профильном уровне знакомит учащихся с основами таких общественных наук как философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение. Знакомит не только в рамках общеобразовательной подготовки, но и требует овладения навыками учебной и исследовательской деятельности, необходимыми для продолжения учебы в вузах социально-гуманитарного направления. Ученики должны быть подготовлены к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля. Чтобы в полной мере осуществить цели и задачи обучения на профильном уровне учителя истории и обществознания должны пройти дополнительную подготовку на курсах повышения квалификации. Для преподавания предметов Экономика и Право предпочтительнее привлечение к преподаванию специалистов данного направления. На профильном уровне обществознание изучается без разделов экономики и права. БУП выделяет на изучение обществознания 210 учебных часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах). В социально-экономическом профиле учебные предметы «Экономика» и «Право» являются профильными. На изучение учебного предмета «Экономика» БУП-2004 выделяет 210 учебных часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах). На изучение учебного предмета «Право» выделено 70 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и в 11 классах). В социально-гуманитарном профиле учебный предмет «Экономика» является базовым учебным предметом. На изучение предмета «Экономика» выделено 35 учебных часов в 10 или 11 классах. Учебный предмет «Право» является профильным и на его изучение отводится 210 учебных часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах). Необходимо обратить внимание, что на профильном уровне в «Обществознание» впервые введен блок социально-психологических знаний, что требует от учителя специальной подготовки. 3.4. УМК для преподавания Обществознания в классах среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне Для реализации федерального компонента государственного стандарта в 10 классе федеральным и региональным перечнем учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год предлагает следующий УМК:
Развитие содержания учебного предмета Обществознание возможно в рамках учебных предметов (курсы по выбору). Учебные предметы (курсы по выбору) могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базового курса Обществознания, т.е. дополнительная подготовка для учащихся, не изучающих Обществознание на профильном уровне, но желающих сдать ЕГЭ; 2) развитие содержания профильного курса Обществознания, надстройка профильного учебного предмета, позволяющая на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся; 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических и обществоведческих исследований. Для развития содержания учебного предмета «Обществознание» предлагаются следующие программы учебных предметов (курсов по выбору):
IV . Опыт образовательных учреждений, перешедших на федеральный компонент образовательного стандарта и БУП 2004 г. в 2005/2006 уч. году. · Рабочая программа по Обществознанию на базовом уровне; · Рабочая программа по Обществознанию на профильном уровне. Составители: доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО Фролова Т.В. методист кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО Бокова Л.П. 19 мая 2006 г. |