Реферат: Методическое письмо «Об особенностях преподавания физики в школе в 2009 2010 учебном году»
Название: Методическое письмо «Об особенностях преподавания физики в школе в 2009 2010 учебном году» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое письмо «Об особенностях преподавания физики в школе в 2009 - 2010 учебном году» Модернизация системы образования является важным условием формирования инновационной экономики и социального развития общества. Быстро изменяющаяся социальная действительность приводит к обновлению цели образования. «Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы» [2, 9] Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения школьников, т.е. введение в образовательную практику компетентностного подхода. «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» [1, 24], для него наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Задача обеспечить формирование ключевых компетентностей актуальна в условиях введения образовательного стандарта второго поколения. Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых (ключевых) компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Основываясь на актуальном интервью А.А.Кузнецова и М.В Рыжакова о стандарте второго (нового) поколения, напечатанном во втором номере 2009 г. журнала «Физика в школе», кратко охарактеризуем стандарт второго поколения. Структура стандарта второго (нового) поколения включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представлены в виде описания совокупности компетентностей выпускника школы, обусловленных личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. К личностным (ценностным) результатам выпускников относятся их ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся можно отнести освоенные ими универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний. Функциями стандарта второго поколения являются «формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования» [3, 5]. Одной из функций стандарта является обеспечение гарантии государства в отношении условий реализации основных общеобразовательных программ. Сопровождением стандарта нового поколения будет основная общеобразовательная программа, важной частью которой является базисный учебный план, состоящий из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть базисного учебного плана в основной школе составит примерно 65%, а вариативная часть – 35%. В старшей школе инвариантная часть составит около 35%, а вариативная – 65%, что даст возможность учесть интересы и возможности старшеклассников с целью развития их личности на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Одновременно с обновлением структуры образовательного стандарта, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт предусматриваются системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования [4]. Одной из важнейших задач стандарта нового поколения является обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. Учителю как активному субъекту образовательного процесса в реализации направлений, заявленных в стандарте нового поколения, отводится ведущая роль. Эффективно добиваться достижения современных целей образования возможно при осуществлении учителем инновационной деятельности. Только в процессе непрерывного образования, где важную роль играет постоянное повышение квалификации в условиях института повышения квалификации работников образования, учитель физики может подготовиться к осуществлению инновационной деятельности в сфере школьного физического образования, что будет способствовать обеспечению современного качества образования. В 2009 – 2010 учебном году основой образовательной деятельности образовательных учреждений является Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта 2004 г. Однако, по мере разработки стандарта нового поколения в практику работы школ он будет внедряться, к чему нужно готовиться уже сейчас. В 2009 – 2010 учебном году в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений России на обязательное изучение физики на ступени основного общего образования отводится 210 часов (по 2 часа в неделю с 7 по 9 кл.); на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования отводится 140 часов для обязательного изучения физики (по 2 часа в неделю в 10 и 11 кл.); на профильном уровне ступени среднего (полного) общего образования отводится 350 часов для обязательного изучения физики (по 5 часов в неделю в 10 и 11 кл.) [5]. К сожалению, как показывает практика, в ряде образовательных учреждений выделяется один учебный час в неделю для изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. Дети вынуждены изучать физику вместо положенных 140 часов за два года лишь 70 учебных часов за 10 и 11 классы, что является явным нарушением прав ребенка в получении среднего (полного) образования. Администрация школ объясняет эту ситуацию выделением из целостного интегрированного курса «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю в 10 и 11 классах (210 часов за два года) и предназначенного для гуманитарного профиля, отдельных предметов: физики, химии и биологии. Однако, принимая решение о введении в учебный план образовательного учреждения предмета «естествознание», администрация школы должна понимать, что для его преподавания необходимо соблюдение ряда условий: учитель, прошедший курсы переподготовки в ЗабКИПКРО по программе «Естествознание», согласие родителей учащихся, отраженное в протоколе общешкольного родительского собрания, в журнале должны быть выделены страницы именно для этого предмета и в аттестатах выпускников должен фигурировать учебный предмет «естествознание», а не предметы «физика», «химия», «биология». В 2009 – 2010 уч. г. продолжается эксперимент по введению новой формы экзаменационной работы по физике для государственной итоговой аттестации выпускников 9-го класса . Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена представляют собой письменную работу, которая призвана оценить общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс основной школы и оказать помощь в отборе выпускников в профильные классы. В ГИА по физике принимают участие выпускники девятых классов школ Забайкальского края, выбравшие физику. Основанием для такого утверждения является Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края № 70 от 02.02.2009 г. В указанном приказе прописана система подготовительных мер к ГИА по предметам. Содержание экзаменационной работы для девятиклассников разрабатывается на основе Федерального компонента стандарта основного общего образования по физике (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089). Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений: 1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7 –9 класс) /Орлов В.А., Татур А.О. – М.: Интеллект-Центр, 2006 2. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика / О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. 3. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор составитель: М.Ю. Демидова – М.: Эксмо, 2008. 4. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2009. 5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2009. С 2009 г. единый государственный экзамен становится обязательным элементом итоговой аттестации выпускников средней школы и отбора абитуриентов в высшие учебные заведения. Поскольку ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускников и рассчитан, в основном, на тех учащихся, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, где физика является одним из приемных испытаний, то для конструирования Кодификатора и Перечня видов деятельности выбран Стандарт среднего (полного) образования по физике профильного уровня. В общеобразовательных классах рекомендуется выделять на изучение физики на базовом уровне 3 ч в неделю, а тем учащимся, которые собираются поступать в технические вузы, предоставить возможность «добрать» необходимый до профильного уровня объем часов в рамках специального элективного курса. При подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике необходимо обратить внимание на следующее: 1. При повторении законов и формул для расчета различных физических величин следует обратить внимание на причинно-следственные связи между входящими в них величинами . 2. Следует существенно увеличить удельный вес заданий с использованием графиков . 3. Обратить особое внимание на решение качественных задач, в которых проверяется понимание экзаменующимися сути различных явлений. 4. Успех учащихся при выполнении заданий по фотографиям (узнавание изображенных на фотографии измерительных приборов и оборудования, умение снимать показания измерительных приборов , представлять себе протекание зафиксированных на фотографиях явлений и опытов) возможен лишь при условии, что в процессе обучения им была предоставлена возможность выполнить все предусмотренные программой лабораторные и практические работы. 6. Увеличить число нестандартных физических задач, т.к. результаты выпускников существенно снижаются в случаях, когда постановка проблемы отлична от стандартных учебных ситуаций, в заданиях, где требуется не столько комбинирование изученных алгоритмов действий, сколько анализ новых условий и разработка собственных путей решения проблемы. Список литературы, рекомендованный ФИПИ для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ по физике: 1. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика / О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. 2. ЕГЭ-2007: Физика. Сборник заданий/ Г.Г. Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов, М.: Просвещение, Эксмо 2007. 3. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2006. 4. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2006. 5. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2007. 6. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2007. 7. Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 5. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2007. 8. Физика: Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ). 9. Физика: Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ). 10. Физика: Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Ю.Закурдаева, Е.Е.Камзеева. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2007. (Практикум по подготовке к ЕГЭ). 11. Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки / В.А.Орлов. Москва, Илекса, 2008. 12. ЕГЭ. Физика: Раздаточный материал тренировочных тестов. / Курашова С.А. СПб.: Тригон, 2008. 13. Курс школьной физики. Пособие по подготовке к ЕГЭ / А.И.Черноуцан, М.: Физматлит, 2008. 14. ЕГЭ-2008. Физика. Тренировочные задания / А.А. Фадеева. – М.: Эксмо, 2008. 15. ЕГЭ. Физика: Раздаточный материал тренировочных тестов / Курашова С.А. СПб.: Тригон, 2008 (гриф подтвержден). 16. Единый государственный экзамен 2007. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.А.Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов – М.: Интеллект-Центр, 2007. 17. Единый государственный экзамен: физика: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 / под общ. редакцией И.И.Нурминского; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2005. 18. ЕГЭ-2007: Физика / ФИПИ авторы-составители: А.В. Берков, В.А.Грибов – М.: Астрель, 2007. 19. Единый государственный экзамен. Физика. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский – М.: Вентана-Граф, 2007. 20. Сдаем единый государственный экзамен: Физика / ФИПИ авторы составители: В.И. Николаев, Г.Г. Никифоров, М.Ю. Демидова – М.: Дрофа, 2007. 21. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Физика/ ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский – М.: Эксмо, 2007. 22. ЕГЭ-2009. Физика: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов / ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский – М.: Эксмо, 2008. 23. Единый государственный экзамен 2009.Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов – М.: Интеллект-Центр, 2009. 24. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Физика/ ФИПИ авторы составители: А. В. Берков, В.А. Грибов- М.: Астрель, 2009. Следует уделить особое внимание специальной подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по физике. Организация такой работы предполагает серьезное изучение предварительных документов, подготовленных ФИПИ – спецификации, кодификатора и демонстрационной версии ГИА и ЕГЭ по физике, которые размещены на официальных сайтах www.ege.edu.ru, www.fipi.ru, www.egechita.ru. Возможности персонального компьютера и интерактивной доски и ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями физики при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике, отработки общеучебных навыков. Сопровождение урока мультимедийной презентацией должно применяться как средство наглядности, подготовленное в соответствии с рекомендациями: 1. Расположение текста на слайде должно быть оптимальным: не заполнять всю страницу текстом; избегать полного описания всех действий, операций, а предоставлять только строго необходимую в данном контексте информацию. 2. Элементы анимации должны быть строго функциональными, не должны превышать рациональных потребностей и не должны работать хаотично. 3. Смена цветов должна быть подчинена той же цели: использование любого цвета должно быть оправдано (в т.ч. подчеркивание, выделение, разделение, различие и др.); нежелательно использовать яркие, сильно контрастирующие цвета; нужно стремиться к минимальному использованию цветов: любой лишний (неоправданный) цвет раздражает и снижает эффект презентации. 4. Нужно избегать излишней «оригинальности» (форма презентации есть средство, а не сама цель), использования большого количества отрывков или рубрик, то, что может привести к формированию калейдоскопично-мозаичной картины. 5. Нужно обратить внимание на качество используемых изображений : если фотография, карта, репродукция плохо и некачественно подготовлена, то лучше отказаться от ее использования (иначе это приведет только к отрицательному результату). Исключением может послужить изображение, качество которого испорчено временем (исторический документ, фреска и пр.). Приказом Министерства образования РФ от 09.12.2008 г. №379 утверждены федеральные перечни учебников на 2009 – 2010 уч.г. С Федеральным перечнем учебников на 2009 - 2010 уч.г. можно ознакомится на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru. Учебники, образующие систему учебников, обеспечивающих преемственность изучения физики в полном объёме на соответствующей ступени общего образования (завершённая предметная линия), включены в перечень рекомендованных учебников Министерством образования РФ. Единичные учебники, которые только начинают предметные линии, включены в перечни учебников, допущенных Министерством образования РФ.
С 2008 – 2009 уч. г. в Забайкальском крае началась экспериментальная апробация учебно-методического комплекта по физике Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской, выпущенного издательством «Дрофа». Одним из эффективных средств обучения, помогающих развивать личность учащихся, является учебник нового поколения. Именно таковым и является учебно-методический комплект по физике, созданный Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской. В рамках экспериментальной апробации УМК по физике Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской было организованно три экспериментальных площадки: МОУ СОШ № 45 г.Читы (учитель Н.А.Иванова), МОУ СОШ № 43 г.Борзи (учитель О.В.Перебоева) и МОУ СОШ с.Новый Акатуй Алек-Заводского района (учитель Л.Т.Марченко). Цели обучения физике, заложенные авторами в учебную программу (формирование у учащихся знаний основ физики, развитие функциональных механизмов психики, формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии), педагоги успешно реализуют с помощью УМК Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской. Идея уровневой дифференциации позволила авторам, кроме обязательного для всех ребят учебного материала, определенного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по физике, поместить в учебник материал повышенного уровня сложности, что способствует удовлетворению познавательных интересов всех учащихся. В зависимости от индивидуальных способностей и склонностей часть детей интересуется выводами формул с серьезным математическим аппаратом, а часть – материалом общекультурной компоненты школьного физического образования. Экспериментальный характер курса предусматривает большое количество демонстрационных и лабораторных экспериментов. Учащиеся экспериментальным путем в ходе самостоятельной познавательной деятельности, тщательно спланированной учителем физики, открывают законы, выявляют закономерности и зависимости. Учащиеся, выполняя короткие экспериментальные задания в классе и дома, понимают, что эксперимент - это один из ведущих методов познания в физике. Эксперимент становится для школьников не формальным исполнением инструкций учебника и заполнением отчета в тетрадях, а важным и необходимым методом познания окружающей действительности. Благодаря использованию гуманитарного потенциала физики в курсе Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской сложный учебный материал стал для учеников интересным и увлекательным. Таким образом, можно заключить, что перед учителем физики сегодня стоит сложная задача: средствами учебного предмета «Физика» максимально раскрыть индивидуальные способности каждого школьника, сформировать гармонически развитую личность, способную применить все полученные в школе знания для решения жизненно важных задач, реализуя компетентностный подход. Литература 1. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002. 2. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с. 3. Кузнецов, А.А., Рыжаков, М.В. О стандарте второго поколения / А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков // Физика в школе. - 2009. - №2. 3 – 7 с. 4. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования «Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» от 8 мая 2008 г. № 03-946. 5. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2008. – 334 с. Методист по физике Н.И. Раитина |