Реферат: Методическое письмо «О преподавании физики на старшей ступени общеобразовательной школы в 2006-2007 учебном году»
Название: Методическое письмо «О преподавании физики на старшей ступени общеобразовательной школы в 2006-2007 учебном году» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое письмо «О преподавании физики на старшей ступени общеобразовательной школы в 2006-2007 учебном году» Школьный курс физики - основной компонент естественнонаучного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся единой физической картины мира как части естественно- научной, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. Цели и задачи физического образования достигаются в процессе обучения, организованном в соответствии со следующими нормативными документами: - Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004,- №№ 12, 13, 14); - Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2004, - №№ 13, 14); - Методическое письмо федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О преподавании физики в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005г.» (сайт Минобразования и науки РФ //www.mon.gov.ru); - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006-2007 учебный год. Приказ МО и науки РФ № 302 от 07.12.2005 (//Вестник образования,2005,-№ 4; сайт Минобразования и науки РФ //www.mon.gov.ru). 1. Концептуальные основы образовательных стандартов по физике Разработанные и утвержденные МО РФ государственный стандарт общего образования 2004 г. и федеральный базисный учебный план учитывают основные направления модернизации общего образования, в том числе и физического. Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования , обязательная для всех образовательных учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы общего образования. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени. Федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования предполагает изучение физики на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни, обуславливая тем самым достижение результатов изучения школьного курса «Физика», приведенные в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» основной школы. На старшей тупени общеобразовательной школы изучение физики должно ориентироваться на изучение основ физических теорий и в соответствии с результатами обучения физике, прописанных в разделе стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников» старшей ступени общеобразовательной школы. Изучение физики на старшей ступени общеобразовательной школы нарпавлено на достижение следующих групп целей: - Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказывающих определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы. - Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практическго использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации. - Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использоанием различных источников информации и современных информационных технологий. - Воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента пр обсуждении проблеместественнонаучного содержания; готовности к морально- этической оценке использоания научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды. - Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Приведенный выше перечень групп целей изучения физики на старшей ступени общеобразовательной школы является общим как для базового, так и для профильного уровней с той разницей, что профильный уровень предусматривает более глубокое изучение предмета и должен обеспечивать возможность продолжения образования по физическим специальностям после окончания школы. (Примечание : полная формулировка целей изучения физики на базовом и профильном уровнях приведена в примерных программах //www.mon.gov.ru) В стандарте базового уровня акцент делается на изучение физики как элемента общей культуры , ознакомлении учащихся с историей возникновения и развития основных физических взглядов, на формировании у них представлений о физической картине Мира. В стандарте профильного уровня, кроме названных выше целей, ставится задача овладения курсом физики на уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим специальностям. Обязательный минимум содержания образовательных программ в стандарте включает два компонента: перечень явлений, понятий, теорий, которые должны быть изучены (знаниевый компонент), и перечень видов деятельности, которыми должен овладеть ученик (деятельностный компонент). Принципиально новым в стандартах по физике является личностно ориентированный подход при определении целей обучения, постановка перед физическим образованием в первую очередь целей развития учащихся, воспитания убеждённости в познаваемости окружающего мира. Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний. Учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия ученика. Образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций . В результате освоения содержания образования по физике учащиеся получают возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. Образовательный стандарт по физике на старшей ступени общеобразовательной школы включает также систему знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. За счет разгрузки содержания для учащихся 10 класса как на базовом, так и на профильном уровнях вводится новый раздел , посвященный изучению методов научного познания (в объеме 4 и 6 часов на базовом и профильном уровнях соответственно). При этом, обращаем внимание , что ознакомление школьников с методами научного познания необходимо проводить при изучении всего курса физики, а не только при изучении этого раздела. Вместо исключенного из федерального компонента школьного предмета «Астрономия», в содержание стандарта по физике на базовом и профильном уровнях введены элементы астрономических знаний , необходимые для формирования современных научных представлений о строении и эволюции Вселенной. В стандарте базового уровня вводятся элементы астрофизики , на профильном уровне – специальный раздел «Строение Вселенной » в объеме 8 часов. 2. Базисный учебный план 2004 года Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в VII – IX классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов за три года). На старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне – 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в X-XI классах). Изучение физики на профильном уровне должно осуществляться в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей. Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также при организации непрофильного обучения в универсальных классах. В классах социально- экономического, социально- гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, оборонно- спортивного профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю (210 часов в X-XI классах). Стандарт по естествознанию разработан и утвержден, создаются учебники, соответствующие требованиям стандарта, опубликована примерная программа (с данными материалами можно ознакомиться на кафедре естественно- матемтических дисциплин ГОУ ЯО ИРО). В тех случаях, когда школа не обеспечена необходимыми учебниками по предмету «Естествознание» или нет учителей, готовых к преподаванию данного предмета, временно могут его вести поочерёдно учителя физики, химии и биологии. При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике, школа может увеличить число часов на изучение физики путём предоставления возможности выбора элективных предметов по физике . Элективные предметы – это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Набор профильных и элективных учебных предметов на основе базовых общеобразовательных предметов позволяют составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника, а для заинтересованных учащихся обеспечить возможность подготовки к итоговой аттестации по физике в форме ЕГЭ. 3. Приоритетные направления в преподавании физики Приоритетами в преподавании предмета «Физика» являются: 1. Использование в учебном процессе по физике современных педагогических технологий: - Проектная технология предполагающая использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практически- значимый результат. - Информационные технологии формирующие информационную культуру как компонент общей культуры современного человека. - Технология тестирования как средство объективации процесса контроля и оценки учебных достижений учащихся. 2. Использование активных и интерактивных форм и методов работы с учащимися: - Обзорные и установочные лекции , которые являются основной формой изложения нового материала на уроке. - Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы , других источников информации может служить важным источником знаний для учащихся. - Учебные конференции , посвященные определенной тематике, проводятся при обсуждении наиболее существенных и общих вопросов, возникающих при изучении нескольких родственных тем. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к предмету, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат их сжато, доказательно и выразительно излагать свои мысли. - Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников по какой- либо теме, формируют умения работать с различного рода информацией, способствуют развитию самостоятельности учащихся. - Экспериментальные задания используются на уроках с целью развития у школьников познавательной активности, овладения методами научного познания. Лабораторные и практические занятия - важные формы урочной работы на старшей ступени общеобразовательной школы. - Научно-исследовательская работа , позволяющая раскрыть и испытать, каждому школьнику свои способности. Задача учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. - Зачеты и контрольные работы остаются основными формами текущего, промежуточного и итогового контроля знаний и умений учащихся. - Предметные олимпиады - занимают среди всех форм и методов внеурочной деятельности школьников особое место, они раскрывают и развивают индивидуальные особенности личности учащегося, воспитывают волю, чувство ответственности. - Экскурсии – способствуют формированию положительной мотивации к изучению предмета, повышают познавательный интерес учащихся. 3. Использование любых педагогических технологий и выбираемых учителем форм работы с учащимися должно быть нарпавлено на овладение ими следующими видами деятельности: - Познавательная деятельность, предполагающая использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, физического эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; выделение характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. - Информационно-коммуникативная деятельность, предполагающая развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута. - Рефлексивная деятельность, предполагающая приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; умение формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
4. Подготовка учащихся к итоговой аттестации по физике в форме ЕГЭ: С введением ЕГЭ по физике появилась возможность получать объективные данные о качестве знаний и умений выпускников. На основе результатов ЕГЭ необходим поиск новых путей совершенствования методики преподавания физики. При подготовке учащихся к ЕГЭ по физике учитель должен ориентировать их не только на усвоение физических знаний, но и на овладение учащимися основными предметными умениями: - Объяснять физические явления; - Приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы, позволяющих проверить законы и их следствия; - Применять содержательный смысл физических понятий, величин, законов для анализа физических явлений и процессов; - Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, фотографий; - Применять законы физики для анализа процессов на качественном и расчетном уровнях; - Описывать преобразование энергии в физических явлениях, технических устройствах; - Иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании технических объектов; - Владеть понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека; - Указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий; - Выдвигать гипотезы о связи физических величин; - Проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фоторграфий; - Проводить измерения физических величин, используя рисунки, фотографии экспериментальных установок. Следует помнить, что наиболее эфективная подготовка учащихся к ЕГЭ осуществляется не в процессе их «натаскивания» при решении заданий ЕГЭ прошлых лет, а в систематической работе, направленной на достижение всего спектра задач школьного курса физики. 5. Рекомендации по составлению рабочих программ Рабочая программа - документ, создаваеый учителем на основе примерной или авторской программы, содержащий: - пояснительную записку; - календарно- тематический план или тематическое и поурочное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий; - Требования к уровню подготовки учащихся. Примерные программы по физике для основного общего образования, среднего (полного) общего образования базового и профильного уровней составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. В примерных программах отражены требования к знаниям и умениям учащихся, определенные стандартом, произведено разделение учебного материала на обязательный, включенный в требования к уровню подготовки выпускников, и подлежащий изучению, но в обязательные требования не включенный. Примерные программы дают примерное распределение учебных часов по разделам предмета, конкретизируют содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, а также лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Этими программами предусмотрен резерв учебного времени. Примерные программы являются ориентиром при составлении авторских учебных программ и учебников. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить иной подход к структурированию учебного материала, иную последовательность его изучения, а также собственное видение путей формирования системы физических знаний, развития умений и способов деятельности учащихся. Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ приведены в Приложении к письму Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10 (за текстом рекомендаций можно обращаться на кафедру естественно- математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО). 6. Рекомендации по использованию учебников и УМК Приказом Минобразования России от 07.12.2005 № 302 утвержден Федеральный перечень учебников, учебно- методических комплексов, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год. Руководители школ и учителя- предметники имеют право выбирать учебники и УМК только из числа, указанных в этом Перечне. В настоящее время приблизительно 45% учащихся старшей школы Ярославской области обучаются физике по учебникам и УМК автор Касьянов В.А.; 45% - автор Мякишев Г.Я. и др.; остальные 10% - авторы Анцифиров Л.И.; Громов С.Ф., Шаронова Н.В. и др. Из числа рекомендованных (допущенных) Минобразования РФ учебников и УМК для средней школы, наибольший интрес могут представлять:
7. Рекомендации по оснащению учебного процесса Внедрение образовательного стандарта по физике предполагает некоторые изменения в оснащении учебного процесса в средней школе. В первую очередь, это формирование библиотечного фонда кабинета физики, включающего все нормативные документы, УМК, по которому работает учитель, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля, сборники задач, руководства для лабораторных работ и практических занятий, справочники, энциклопедии, формирование информационных образовательных ресурсов, включающих и экранно-звуковые пособия. Для профильных классов предполагается некоторое расширение перечня учебного, демонстрационного и лабораторного оборудования. Полный Перечень оборудования по физике для средней школы составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания и примерными программами и приведен в Письме Министерства образования и науки РФ «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Физика в школе. - 2005, № 1; сайт Минобразования и науки //www. vestnik. edu. ru). Кафедрой естественно- математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО проанализированы электронные ресурсы по физике, выпущенные в помощь учителю в настоящее время. Далее приводится перечень ресурсов, рекомендуемых к использованию в преподавании физики в10- 11 классах:
Более подробную информацию публикует «Каталог мультимедийных изданий» для библиотек. ОАО ЦКБ «Бибком». С целью обеспечения перехода к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы, Департаментом образовани ЯО совместно с ГОУ ЯО ИРО подготовлен мультимедийный CD «Профильное обучение: нормативное, учебное и программно-методическое обеспечение»// Сборник материалов, Выпуск 3, Ярославль, 2006г. На этом диске представлены нормативные документы и методические письма Минобразования и науки РФ, а также программно-методические материалы, созданные при апробации БУП 2004 в базовых школах области для обеспечения базового и профильного общего образования в 10 классе. Материалы диска могут быть использованы учителями, руководителями методических объединений при организации научно-методического сопровождения в услових перехода к БУП 2004 в 2006/2007 учебном году. Представленные на диске рабочие программы базовых, профильных и элективных учебных предметов, соответствующих учебным планам 10 классов базовых школ (МОУ СОШ № 87г. Ярославля учитель физики Ануфриева Н.Р.; МОУ СОШ № 4 г. Переславля- Залесского, учитель физики Романова Н.Е. и др.), можно рассматривать как первый опыт по апробации федерального БУПа 2004 и федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методист кафедры естественно- математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО _________________ Бровкин И.Б. Старший преподаватель кафедры естествено- математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО ________________ Корьяков И.С. Согласовано: зав. кафедрой естественно- математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО _____________Калистратова Н.В. |