Реферат: Информационно методическое письмо
Название: Информационно методическое письмо Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационно - методическое письмо «О преподавании физики в 2011 - 2012 учебном году» Н.И.Колоколова, Старший методист по физике ЗабКИПКРО В начале XXI века российская система образования претерпевает значительные изменения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе»[1] . Поэтому главными задачами современной школы являются: раскрытие способностей каждого ученика; воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В данном документе отмечается, что школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Основные направления развития общего образования , заявленные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: 1) переход на новые образовательные стандарты; 2) развитие системы поддержки талантливых детей; 3) совершенствование учительского корпуса; 4) изменение школьной инфраструктуры; 5) сохранение и укрепление здоровья школьников; 6) расширение самостоятельности школ. Кратко охарактеризуем данные направления. 1. Переход на новые образовательные стандарты , состоящих из группы требований - требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. В образовательной программе предполагается наличие двух частей: обязательной и вариативной, при этом должно выполняться условие - чем старше ступень, тем больше возможности выбора. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей - предполагается реализовывать через разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. В данном направлении подчеркивается необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе и системы поддержки талантливых детей. 3. Совершенствование учительского корпуса - планируется реализовать через внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства; привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей, а также через аттестацию педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. При этом существенно обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Ключевой особенностью современной школы должны быть чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя. Предполагается серьезная модернизация системы педагогического образования. В документе обращается внимание на то, что учителя и директора школ должны повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет. 4. Изменение школьной инфраструктуры означает, что школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью. Для этого планируется обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Данное направление обращает внимание на то, что школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах должны быть отработаны эффективные механизмы подвоза учащихся. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, разные формы работы с детьми. 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников планируется реализовывать посредством сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания, включающего своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализацию профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни. Предполагается переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь должна стать важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья. 6. Расширение самостоятельности школ означает, что школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Планируется законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Ученикам должен быть предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества»[2] . Следующими актуальными документами в сфере образования является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования нового поколения [3] (основное и среднее (полное) общее образование) . На момент написания данного письма Министерством образования и науки Российской Федерации подписан ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего (полного) образования находится в стадии обсуждения в профессиональном сообществе (имеется проект стандарта от 15 апреля 2011г.). В документах речь идет о формировании инновационной системы образования, ключевой характеристикой которой является не только передача знаний и технологий обучающимся, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. В школах должны изучаться не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем, при этом необходимо вовлечение учеников в исследовательские проекты, творческие занятия. Воспитательный потенциал школы должен быть усилен, обеспечено индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося. Школа должна быть ориентирована на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса – учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами. При этом подчеркивается, что результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Кратко охарактеризуем данные документы. 1. Структура документов включает три группы требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования (основного и среднего); требования к структуре основных образовательных программ общего образования, в том числе требования к соотношению частей основных образовательных программ и их объему, а также к соотношению обязательной части основных образовательных программ и части, формируемой участниками образовательного процесса; требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. 2. ФГОС учитывает образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. 3. ФГОС является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступенях основного и среднего (полного) общего образования. 4. ФГОС учитывает государственные, общенациональные этнокультурные и региональные запросы российского общества к системе общего образования. 5. ФГОС направлен на обеспечение: а) доступности получения общего образования; б) духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; в) преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования; г) сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; д) единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; е) демократизации образования и всей образовательной деятельности; ж) формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития каждого обучающегося. 6. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: а) определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики; б) переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, определяющей требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и условиям, обеспечивающим их достижение; в) признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; г) переход к возрастносообразному построению образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей обучающихся и задач, определяющих вектор их познавательного и личностного развития; д) разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширение зоны ближайшего развития. 7. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: а) любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; б) осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; в) активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; г) умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; д) социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; е) уважающий других людей; ж) умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; з) осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; и) ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. 8. ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Приведем требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы по физике основного общего образования : 1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; 2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; 3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений; 4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; 5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; 6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; 7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья; 8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов. Из проекта ФГОС среднего (полного) образования по физике приведем требования к предметным результатам освоения базового курса физики : 1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; 4) сформированность умения решать физические задачи; 5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; 6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Т ребования к предметным результатам освоения профильного курса физики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: 1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях; 2) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями; 3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; 4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата; 5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представлены в виде описания совокупности компетентностей выпускника школы, обусловленных личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. К личностным (ценностным) результатам выпускников относятся их ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся можно отнести освоенные ими универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний. Одной из важнейших задач ФГОС нового поколения является обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. В этой связи каждому учителю физики необходимо тщательно изучить все документы, касающиеся ФГОС нового поколения. В 2011 – 2012 учебном году в основе образовательной деятельности общеобразовательных учреждений продолжает лежать Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта 2004г. В 2011 – 2012 учебном году в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений России на обязательное изучение физики на ступени основного общего образования отводится 210 часов (по 2 часа в неделю с 7 по 9 кл.); на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования отводится 140 часов для обязательного изучения физики (по 2 часа в неделю в 10 и 11 кл.); на профильном уровне ступени среднего (полного) общего образования отводится 350 часов для обязательного изучения физики (по 5 часов в неделю в 10 и 11 кл.)[4] . В 2011 – 2012 уч. г. продолжается эксперимент по введению новой формы экзаменационной работы по физике в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9-го класса . Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена представляют собой письменную работу, с помощью которой возможно оценить общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс основной школы и отобрать выпускников в профильные классы. В ГИА по физике принимают участие выпускники девятых классов школ Забайкальского края, выбравшие физику. Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, в том числе рекомендованные ФИПИ: 1. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. М.: Дрофа, 2008. 219 с. 2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7 –9 класс) /Орлов В.А., Татур А.О. М.: Интеллект-Центр, 2006. 3. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика / О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. 4. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор составитель: М.Ю. Демидова – М.: Эксмо, 2008. 5. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2009. 6. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009/ ФИПИ авторы составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2009. 7.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2010. В 2011г. единый государственный экзамен (ЕГЭ) походил как обязательный элемент итоговой аттестации выпускников средней школы и отбора абитуриентов в высшие учебные заведения. Основные результаты ЕГЭ по физике 2011 года: успеваемость: 85,81%, средний тестовый балл по Забайкальскому краю – 45,69, набрали более 70 баллов – 4,33%. Подробный анализ результатов ЕГЭ по физике – в аналитическом отчете Краевого центра оценки качества образования. Поскольку ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускников и рассчитан, в основном, на тех учащихся, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, где физика является одним из приемных испытаний, то для конструирования Кодификатора и Перечня видов деятельности выбран Стандарт среднего (полного) образования по физике профильного уровня. В общеобразовательных классах рекомендуется предоставить учащимся возможность «добрать» необходимый до профильного уровня объем часов в рамках специального элективного курса. При подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике необходимо обратить внимание на следующее: 1. Обратить внимание на причинно-следственные связи между входящими в них величинами при повторении законов и формул для расчета различных физических величин следует. 2. Существенно увеличить удельный вес заданий с использованием графиков . 3. Обратить особое внимание на решение качественных задач, в которых проверяется понимание экзаменующимися сути различных явлений. 4. Увеличить число нестандартных физических задач , т.к. результаты выпускников существенно снижаются в случаях, когда постановка проблемы отлична от стандартных учебных ситуаций, в заданиях, где требуется не столько комбинирование изученных алгоритмов действий, сколько анализ новых условий и разработка собственных путей решения проблемы. 5. Уделить внимание специальной подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по физике через изучение документов, подготовленных ФИПИ – спецификации, кодификатора и демонстрационной версии ГИА и ЕГЭ по физике, которые ежегодно размещаются на официальных сайтах www.ege.edu.ru, www.fipi.ru, www.egechita.ru. Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, в том числе рекомендованные ФИПИ: 1. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика / А.Н. Москалев, Г.А. Никулова. 2-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2009. 318с. 2. Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки / В.А.Орлов. Москва, Илекса, 2008. 3. ЕГЭ. Физика: Раздаточный материал тренировочных тестов. / Курашова С.А. СПб.: Тригон, 2008. 4. Курс школьной физики. Пособие по подготовке к ЕГЭ / А.И.Черноуцан, М.: Физматлит, 2008. 5. ЕГЭ-2008. Физика. Тренировочные задания / А.А. Фадеева. – М.: Эксмо, 2008. 6. ЕГЭ. Физика: Раздаточный материал тренировочных тестов / Курашова С.А. СПб.: Тригон, 2008 (гриф подтвержден). 7. ЕГЭ-2009. Физика: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов / ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский – М.: Эксмо, 2008. 8. Единый государственный экзамен 2009.Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: М.Ю. Демидова, Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов – М.: Интеллект-Центр, 2009. 9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Физика/ ФИПИ авторы составители: А. В. Берков, В.А. Грибов- М.: Астрель, 2009. 10. ЕГЭ. Физика. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Николаев В.И., Шипилин А.М. - М.: Экзамен, 2010. 11. ЕГЭ-2011. Физика. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Демидова М.Ю., Нурминский И.И., Грибов В.А.– М.: Национальное образование, 2010. 12. ЕГЭ-2011. Физика. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Демидова М.Ю., Нурминский И.И., Грибов В.А. – М.: Национальное образование, 2010. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080 утвержден федеральный перечень учебников на 2011 – 2012 уч.г. С Федеральным перечнем учебников на 2011 - 2012 уч.г. можно ознакомиться на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru. Система учебников, обеспечивающих преемственность изучения физики в полном объёме на соответствующей ступени общего образования (завершённая предметная линия), включены в перечень рекомендованных учебников Минобрнауки России. Единичные учебники, которые только начинают предметные линии, включены в перечни учебников, допущенных Минобрнауки России.
В 2010 – 2011 уч. г. в Забайкальском крае под руководством методистов факультета естественно – научного и математического образования завершилась экспериментальная апробация учебно-методического комплекса по физике Н.С.Пурышевой и Н.Е.Важеевской (7 – 9 кл.) , выпущенного издательством «Дрофа». Анализ результатов апробации данного УМК в течение трех лет показывает, что применение данного УМК способствует формированию у школьников устойчивой мотивации к изучению физики, прочных знаний и умений в области школьного курса физики. Особенно ценным является то, что ученики, изучая физику с помощью апробируемого УМК, могут и умеют применять полученные знания и умения для решения важных практических задач, что, несомненно, заслуживает внимания в контексте введения ФГОС нового поколения, основанного на реализации компетентностного подхода. В 2010 - 2011 уч.г. прошли экспериментальную апробацию следующие пособия для подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ издательства «Дрофа»: а) Кабардин О.Ф.Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы; б) Москалев А.Н., Никулова Г.А. Физика. Готовимся к единому государственному экзамену . Содержание апробируемых пособий для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по физике (ГИА в новой форме для выпускников IX классов и ЕГЭ для выпускников XI классов) построено в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по физике 2004 года, поэтому учитывает практически все темы школьного курса физики и содержит практически все проверяемые на ГИА и ЕГЭ элементы содержания. Достоинствами апробируемых пособий является соответствие предлагаемой структуры проверочных материалов структуре контрольно-измерительных материалов ГИА и ЕГЭ, достаточное количество разноуровневых заданий по каждой теме, а также рациональное расположение материала. С помощью апробируемых пособий возможно организовать учебную деятельность учащихся через использование различных видов заданий как для самостоятельной работы, так и для работы в классе. Решение заданий, предлагаемых в пособиях, способствует формированию мотивации к изучению физики и к продолжению профессионального образования, связанного с физикой. Удобным является представление ответов к заданиям: кроме правильного числового ответа они содержат конечную формулу. Положительным моментом является то, что апробируемые пособия можно использовать параллельно с любым учебником физики, входящим в Федеральный перечень учебников физики, рекомендованных к применению в учебном процессе. В настоящее время в Забайкальском крае проходят экспериментальную апробацию следующие УМК по физике: 1) УМК по физике Л.С. Хижняковой, А.А. Синявиной (7 – 9 кл.) , выпущенного издательством ВЕНТАНА-ГРАФ; 2) УМК по физике Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова, В.Б.Кожевникова под редакцией В.А. Орлова В.А. и И.И.Ройзена (7 – 9 кл.) , изданного издательством «Мнемозина»; 3) УМК по физике С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского (базовый уровень, 10 – 11 кл.) издательства «Мнемозина». Одним из эффективных средств обучения, помогающих развивать личность учащихся и при этом эффективно готовить их к итоговой аттестации, является учебник физики нового поколения. Именно таковы названные учебно-методические комплексы по физике. В рамках экспериментальной апробации УМК по физике организуется ряд экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений, в которых работают высококвалифицированные учителя физики. Их опытно-экспериментальная работа по направлению экспериментальной апробации УМК по физике нового поколения станет частью большой работы по внедрению и реализации педагогических инноваций (новых УМК) в школьное физическое образование Забайкальского края. В условиях глубокой модернизации системы образования учителю физики необходимо своевременно готовиться к освоению вводимых педагогических новшеств. По результатам анкетирования учителей физики, освоивших программы курсов повышения квалификации в ЗабКИПКРО видно, что программы курсов были интересны, полезны, актуальны. Они отвечают запросам большинства слушателей, позволяют более осмысленно подходить к своей профессиональной деятельности и самообразованию. Педагоги отмечают, что практические занятия по анализу различных УМК по физике, занятия по моделированию современного урока, по изучению современных образовательных технологий, посещение аспирантских семинаров, выездные занятия в школы и др. являются очень полезными и нужными. Таким образом, практика показывает, что регулярное повышение квалификации в Забайкальском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования позволяет сделать подготовку к освоению и реализации новшеств наиболее эффективной. [1] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 12.05.2010). [2] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 12.05.2010). [3] Режим доступа: http://standart.edu.ru. [4] Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 107с. |