Реферат: Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт»
Название: Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ по предмету «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ-2009 В Ленинградской области единый государственный экзамен по предмету «Информатика и ИКТ» сдавали в первый раз. Анализ результатов сдачи экзамена, апелляций, обсуждения проблемных вопросов с экспертами экзаменационной комиссии и учителями информатики позволили сделать следующие выводы: Наибольшую сложность в части А и В вызвали задачи повышенной сложности A2 и А6, а также задача высокого уровня сложности А18 (А2 -Умение подсчитывать информационный объем сообщения; А6 - Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др)., А18 - Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд), а также В1 и В9. При выполнении заданий части С следует обращать внимание на следующее: - В С1 нужно иметь в виду, что в двух пунктах условия сдержится три задания: поиск примера входных данных, демонстрирующих ошибку в программе, а также исправление двух ошибок, допущенных программистом. При ответе на первый пункт условия учащийся обязательно должен указать пример входных данных, то есть четко указать значение x и y . Сложность выполнения первого пункта задания С1 кроется, как правило, в математической формулировке задания . - Задание С2 проверяет умения написать короткую (10–15 строк) простую программу обработки массива на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке. В этом году впервые учащемуся было предложено не просто написать алгоритм решения задачи, а продолжить его написание с использованием уже декларированных переменных. За введение новых переменных полагался штраф в один первичный балл. Данное задание тесно пересекается с указанным выше заданием А6. И задание С2, и здание А6 проверяют умения работать с элементами одномерного массива. В данном случае требуется организовать поиск всех элементов массива, отвечающих некоторому условию. Эффективность алгоритма в этом задании не учитывается. Используя естественный язык для описания алгоритмов, учащиеся часто употребляют неточные и расплывчатые формулировки, обороты: «аналогично просматриваем массив», «производим подсчет этих чисел и выводим результат» и т.д. При оценке алгоритмов, записанных на естественном языке, основным критерием является возможность их формального исполнения. То есть описание должно быть максимально приближено к записи команд, соответствующих основным операторам языков программирования: должно быть указано какие переменные описываются, как выполняется присваивание, каково условие завершения цикла и так далее. Задание С3 проверяет умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновывать выигрышную стратегию. Это задание требует большой аккуратности и довольно значительного времени на последовательное рассмотрение всех возможных вариантов развития игры. Решение может быть оформлено по-разному: в виде таблиц, графов, словесного описания, и т.д. Стратегия правильного решения в работе экзаменуемого может быть представлена в варианте отличном от «образцового», но основные положения должны совпадать с предложенным. Задание С4 самое сложное. Настоятельно рекомендуется писать комментарии к заданию С4. Оно проверяет умение создавать собственные программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности. В условии этого задания присутствует требование эффективной по памяти и по времени программы. При подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание учащихся на то, что ответы на задания третьей части работы должны быть записаны четко, понятным почерком, в строгом соответствии с требованиями. Выполнение заданий части С требует высокого уровня подготовки учащихся в области программирования, достижение которого невозможно при обучении информатике на базовом уровне. Для успешного выполнения части единого государственного экзамена по информатике требуется хорошая математическая подготовка и изучение информатики на профильном уровне, а также знакомство и разбор заданий демонстрационных вариантов КИМ, заданий открытого сегмента ФБТЗ ( http :// www . fipi . ru ), знакомство с критериями оценивания заданий части С. При подготовке к ЕГЭ стоит предложить для рассмотрения несколько учебных пособий и предусмотреть большую вариативность в формулировках заданий и технологиях решения. В процессе подготовки к ЕГЭ при выполнении заданий КИМ стоит рекомендовать четко аргументировать ответы, пояснять процесс решения. бразовательным учреждениям следует провести мониторинг по изучению профессиональной направленности старшеклассников и сформировать учебные планы на основании проведенного исследования. Необходимо обратить внимание на создание условий для качественной подготовки в соответствии с выбранной направленностью образовательного учреждения. При планировании учебной деятельности обратить внимание на методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в образовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году». В этом положении подробно рассматриваются вопросы организации учебного процесса, конструирования учебных планов, выбора образовательных программ и элективных курсов. Общеобразовательным школам, не имеющим профиля информационной направленности, для предоставления возможности по формированию индивидуального маршрута обучения стоит рекомендовать введение в учебный план элективных курсов и различных форм дополнительных занятий (факультативы, кружки и пр.). В среднем звене преимущественно углубленное и расширенное изучение информационных технологий стоит осуществлять на элективных курсах и дополнительных занятиях, а часы, отведенные в учебном плане сосредоточить на изучении курса информатики и ИКТ в соответствии с государственным стандартом. Существующая практика смещения акцентов в преподавании курса «Информатика и ИКТ» в сторону информационных технологий недопустима. В старшей школе для учащихся, ориентированных на сдачу экзамена по информатике, стоит организовать дополнительные занятия и элективные курсы, связанные с углубленным изучением программирования. При изучении предмета на базовом уровне стоит рекомендовать учащимся посещение занятий в центрах дополнительного образования и на курсах подготовки к ЕГЭ в течение двухгодичного курса (10- 11 класс). Другим вариантом подготовки является выбор профиля информационной направленности с последующим набором ряда элективных курсов, позволяющих подготовиться к ЕГЭ «в сетке часов». Региональный экспертный совет утвердил достаточно большое количество элективных курсов, из которых учитель может составить приемлемый для учебного заведения и учащихся набор. База данных по элективным курсам размещена на сайте Центра информатизации образования СПбАППО (в разделе «Учителю информатики» http://ciospbappo.narod.ru ) и с 2008 года на сайте www.methodhelp.ru. Учащихся, проявляющих интерес к профессиям, связанным с информатикой и ИКТ, стоит ориентировать на участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых на различных уровнях для формирования устойчивого интереса к предмету и адекватной оценки собственных знаний и умений. В случае выбора информатики для поступления в вуз, при подготовке к экзамену следует тщательно выбирать стратегию подготовки в соответствии с будущей направленностью профессиональной деятельности, рекомендовать занятия в центрах дополнительного образования, курсах подготовки к ЕГЭ, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах. При самостоятельной подготовке учащихся предложить программу подготовки, список учебных пособий и интернет -ресурсов. Для качественной подготовки стоит использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ЕГЭ. В качестве дополнительных источников информации при самостоятельной подготовке предоставить учащимся список электронных и интернет-ресурсов. При подготовке учащихся к ЕГЭ следует сосредоточить усилия, прежде всего, на темах, включенных в программы для поступающих в вузы: алгоритмизацию, программирование и изучение базовых принципов организации и функционирования ПК , как наиболее сложных для изучения и требующих продолжительного времени на отработку умений и навыков. Задания, связанные с проверкой знаний, по этим темам традиционно имеют самый низкий процент выполнения. Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ , решения практических задач методом разработки компьютерной программы и ее последующей отладки . Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов , так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов. Провести разбор и пропедевтику типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ. Для преодоления наблюдаемой тенденции выбора экзамена по информатике рядом учащихся по принципу «меньшего из зол», а именно такие учащиеся дают «нулевые» результаты, следует активизировать работу по выработке конкретных действий для обеспечения более качественного и ответственного отношения школьников к выбору предмета для сдачи ЕГЭ. В связи с ростом числа мигрантов в Санкт-Петербурге и дополнительных трудностей изучения этого предмета данной группой населения в виду недостаточного владения ими русским языком, отсутствия преподавания предмета на предыдущих этапах обучения, и условий для самостоятельного освоения информационных и компьютерных технологий стоит рекомендовать администрациям школ, где обучаются дети иностранных граждан, организовать дополнительные занятия по изучению русского языка и ориентировать учащихся на дополнительную подготовку к ЕГЭ.
Перечень учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену 1. ЕГЭ-2010. Информатика: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: П.А. Якушкин, С.С. Крылов – М.: Эксмо, 2009. 2. Единый государственный экзамен 2010. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы составители: Якушкин П.А., Крылов С.С., Лещинер В.Р. – М.: Интеллект-Центр, 2009. 3. ЕГЭ-2010: Информатика / ФИПИ авторы-составители: Якушкин П.А., Ушаков Д.М.– М.: Астрель, 2009. 4. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2009.- 5. Элективный курс. Готовимся к ЕГЭ по информатике /Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 6. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов» /Гусева И.Ю. СПб.: Тригон, 2009. 7. Н. В. Макарова. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. СПб, 2009.- 160с. 8. Информатика в примерах и задачах: книга для учащихся 10-11кл./ В.М. Казиев.- М.: Просвещение, 2007.-304с. 9. ЕГЭ 2008. Информатика. Методические материалы, Серия: ЕГЭ. Интенсивная подготовка.— Издательство: Эксмо, 2008 г. 10. Единый государственный экзамен: Информатика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия. / П.А. Якушкин – М.: Вентана-Граф, 2007. 11. Шауцукова Л.З. Информатика. Учебник для 7-11 кл. общеобразовательных учеб. заведений. – Нальчик: Эль-Фа, 1997 12. Есипов А.С. Информатика. Учебник по базовому курсу. – СПб: Наука и техника, 2001 13. Есипов А.С., Паньгина Н.Н., Громада М.И. Информатика. Сборник задач и решений. – СПб: Наука и техника, 2001
Перечень Интернет-ресурсов для подготовки к ЕГЭ по информатике 1. http://www.fipi.ru/ - федеральный институт педагогических измерений (КИМы, пособия для подготовки, методические письма, аналитические отчеты…)
|