Реферат: Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011/2012 уч г.» Организационные аспекты обучения биологии
Название: Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011/2012 уч г.» Организационные аспекты обучения биологии Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составитель: Методическое письмо 1. Организационные аспекты обучения биологии В общеобразовательных учреждениях в 2011/2012 учебном году образовательный процесс преподавания биологии должен осуществляться в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по биологии 2004 года [8]. Минимальное распределение часов биологии по классам в неделю приведено в таблице 1 .
Таблица 1 В соответствии с базисным учебным планом на изучение курса «Природоведение» в 5 классе отводится не менее 2 часов в неделю. В соответствии с федеральными рекомендациями (БУП 2004г.) на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности рекомендуется добавить из школьного компонента в 6 классе – 1 час в неделю в рамках учебного предмета «Биология» на модуль «Биологическое краеведение» (Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2008. – С. 44). Если дополнительный час не выделяется, требования стандарта по реализации модуля «Биологическое краеведение» выполняются включением отдельных тем в курс биологии 6, 7 класса и выполнение практикума на местном краеведческом материале. Особенности обучения в вечерних (сменных школах) Региональный базисный учебный план вечерних (сменных) образовательных учреждений Ярославской области представлен в табл. 2. Таблица 2
Приоритетные направления организации учебного процесса в вечерней школе - индивидуализация и дифференциация обучения. Конкретизация содержания курса природоведения и биологии, часовое распределение, перечень практических, лабораторных работ и демонстраций приведены в примерных и авторских программах по природоведению и биологии [10]. В соответствии с письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. При освоении профессий НПО и специальностей СПО технического профиля в учреждениях НПО и СПО биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов, либо как профильный предмет, в учреждениях НПО – в объеме 195—100 часов, а в учреждениях СПО – в объеме 195 часов. При получении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономической и гуманитарной направленности профилей биология может изучаться по программе курса « Естествознание», т.е. интегрированно с физикой и химией либо как отдельный предмет в объеме 78 часов. 2. Учебно-методические комплекты по биологии В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год», можно использовать рекомендованные (допущенные) учебники для преподавания курса биологии [11]. Обращаем внимание учителей, что в перечне допущенных учебников указаны издания по разным учебным линиям, переизданные в 2009-2010гг. В приложении 2 дан структурированный по учебным линиям перечень учебников, позволяющий иметь сведения о законченности учебных линий. При обучении биологии желательно использовать одну учебную линию при переходе с одной ступени на другую, так как обеспечиваются преемственность и методические подходы, заложенные в УМК. При составлении рабочих программ можно использовать авторские программы: 1) Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с. 2) Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 92 с. 3) Сборник авторских программ по биологии: 6-11 классы/ В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова. – М.: Просвещение, 2008. – 29 с. 4) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы / авт.-сост. И. Б. Морзунова. (Линия Н. И. Сонина) – М.: Дрофа, 2009. –254 с. 5) Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа / Под науч.ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 320 с. 6) Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко. – М: Просвещение, 2010. – 31 с. 7) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы / авт.-сост. А. Е. Андреева и др.; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008. – 128с. Авторские программы не обеспечивают выполнение стандарта в полном объёме, поэтому необходимо дополнение отдельных тем и практических работ ля выполнения требований государственного образовательного стандарта (Приложение 3 ). Рекомендуемые УМК для обучения биологии
Изучение курса биологии в лицеях и гимназиях рекомендуем по УМК линии Н. И. Сонина, Л. Н.Сухоруковой, В. С. Кучменко, реализующим подходы развивающего и проблемного обучения. Вариативную часть обучения составляют элективные предметы, обеспечивающие успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся [3]. Перечень методических изданий с программами элективных курсов представлен в приложении 4. 3. Выполнение требований государственных стандартов общего образования и примерных программ общего образования по биологии Особое внимание необходимо уделить выполнению программ по биологии в соответствии с требованиями государственных стандартов общего образования. Количество демонстраций, лабораторных и практических работ по предмету, рекомендуемых к выполнению, отражено в авторских программах, но не всегда их название и количество соответствуют примерным программам по биологии. В приложении 3 даны отличия содержательных компонентов авторских и примерных программ, на которые необходимо обратить внимание при разработке рабочих программ по УМК. Основу примерной программы по биологии для СПО и НПО[16] составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В профильную составляющую программы курса биологии для СПО и НПО включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Особенность преподавания биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала с учетом профилизации учебного учреждения, в расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, увеличении доли самостоятельной работы обучающихся. 4. Методические пособия для учителя и дополнительная литература, рекомендованные для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся Для подготовки и проведения практико-ориентированных занятий и проектных работ, летней полевой практики по биологии учителю будут полезны методические пособия, содержащие методики школьных исследований по биологии и экологии: 1. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М. В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2008. 2. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие / Е. В. Тяглова. – М.: Глобус, 2008. 3. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2009. 4. Алексеев, С. В. и др. Экологический практикум школьника: Элективный курс для 10-11 кл. – Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2005. 5. Экскурсии в природу: пособие для учителя / Т. Б. Державина. – М.: Мнемозина, 2010. 5. Рекомендации по повышению уровня преподавания биологии с учетом Анализ результатов ЕГЭ по биологии в Ярославской области выявил следующие тенденции: · Уменьшение количества обучающихся, получивших более 71- 90 баллов · Увеличение количества сдающих экзамен (в 2009 – 1479 чел.; в 2010 – 1516 чел.) · Большее участие базовых школ – 92%, чем профильных- 8% · Низкий уровень результатов ЕГЭ в НПО, СПО и ВОШ На основании этого анализа встает вопрос о необходимости реализации программ профильного уровня и увеличения доли участия в ЕГЭ по биологии выпускников профильных классов естественно-научного направления, повышения уровня подготовки обучающихся в НПО, СПО и ВОШ за счет организации подготовительных курсов к ЕГЭ, разработки индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, желающих сдать ЕГЭ по биологии. Рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ Освоение стандарта общего образования по биологии предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников. Учитывая, что успешность выполнения выпускниками заданий во многом зависит от их типа, при проведении различных форм контроля в процессе обучения следует использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, особенно задания на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений, на работу с текстом, рисунками, нахождение ошибочной информации и ее исправление. Для подготовки к выполнению заданий со свободным развернутым ответом необходимо научить кратко, обоснованно и по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, в новых ситуациях, связанных с повседневной жизнью, а также при решении биологических задач. При организации учебной деятельности школьников по биологии следует уделять особое внимание повторению и обобщению наиболее значимых и наиболее сложных для школьников тем: · при изучении систематизации органического мира необходимо сформировать знания по классификации растительного и животного мира, основных отличий систематических групп и умения сравнивать их между собой (классов, отрядов, семейств); · при изучении раздела об обмене веществ особое внимание уделить повторению темы «Биосинтез белка», знанию основных терминов и этапов биосинтеза; · при изучении тем «Уровни организации живой природы», «Эволюционные процессы в природе» необходимо сформировать понятия макро-и-микроэволюции, умение проанализировать причины данных процессов, результаты эволюции; · при изучении раздела «Основы экологии» особое внимание необходимо уделить умению анализировать графические объекты (пирамиды биомасс и энергии, графики), составлять пищевые цепи и сети, решать расчетные задачи на первичную и вторичную продукцию; · при решении задач по цитологии необходимо использовать знания принципа комплементарности, понятий кодона и антикодона, умения пользоваться таблицей генетического кода. Целенаправленную подготовку к единому государственному экзамену желательно начинать с 10 класса, ориентируясь на спецификацию и кодификатор экзаменационной работы по биологии (приложение 6 ). Наиболее типичные ошибки, которые допускают школьники при выполнении заданий ЕГЭ перечислены в приложении 7 , на них необходимо акцентировать внимание при повторении учебного материала. Для подготовки к ЕГЭ по биологии школьников, изучающих биологию на базовом уровне, желательно разработать репетиционный элективный курс (письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсо в») http://almetedu.ru/downloads/elekt1_2505.doc. При составлении календарно-тематического планирования (независимо от УМК по предмету) педагогу целесообразно включить раздел «Подготовка к ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель обращается в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала. При подготовке к экзамену необходимо использовать учебники авторов, реализующих профильное обучение, которые обеспечат подготовку к выполнению заданий повышенного и высокого уровня сложности по биологии (приложение 2). В ысокие результаты обучения школьники показывают при изучении биологии по УМК Н.И. Сонина; УМК Л.Н.Сухоруковой и УМК Н.И. Пономаревой, выявленные мониторинговыми исследованиями уровня знаний учащихся в основной школе ЦО и ККО. При подготовке к экзамену обучающимся можно использовать материалы, размещенные на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru , официальном портале ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/ и учебные пособия, рекомендуемые ФИПИ (приложение 5 ). Наиболее подробные рекомендации учителям по организации подготовки к ЕГЭ изложены в приложение 8 . 6. Выбор педагогического инструментария обучения биологии В 2011/2012 учебном году перед учителями школ по-прежнему будет стоять проблема совершенствования методической системы преподавания предмета в связи с повышением качества обучения биологии и с подготовкой к введению ФГОС второго поколения. В рамках подготовки к внедрению ФГОС второго поколения рекомендуется использование в учебном процессе новых образовательных технологий, способствующих формированию надпредметных универсальных умений и навыков (проблемное обучение; технология проектно-исследовательского обучения; технология развития критического мышления через чтение и письмо и т.д.). С материалами по стандартам второго поколения и проектом учебного плана можно ознакомиться на специализированном сайте http://www.standart.edu.ru , ФГОС ОО на сайте http://www.mov.gov.ru/pro/fgos Для обеспечения более качественного преподавания краеведческого содержания курса биологии в 6 классе подготовлен СД – диск, содержащий теоретические материалы и практикум (метод. рекомендации «Реализация краеведческого содержания в курсе биологии» CD-диск – ЯРИМЦ, 2011) В целях методической помощи по разработке уроков с ИКТ на сайте ИРО в рубрике «Основные направления учебной и научно-методической деятельности кафедры» размещены методические рекомендации «ИКТ в преподавании предметов естественно-математического цикла» http://www.iro.yar.ru/k_emd/index.htm. Приложение 1. Нормативно-правовая база преподавания предмета в Документы федерального уровня 1. Приказ ДО ЯО от 17.06.2010 г. № 520/01-03 «Об утверждении временных показателей обязательной минимальной нагрузки обучающихся школ области в 2010/2011 учебном году» 2. Письмо Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» от 4.03.2010 №03-412. http:// www.profile-edu.ru 3.Письмо Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 4.03.2010 №03-413. http:// www.profile-edu.ru 4.Концепция федеральных государственных стандартов общего образовании: проект/ Рос. Акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М: Просвещение, 2008 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2783 6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196 (с изменениями на 10 марта 2009 года) 7. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.№1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.2002г., регистрационный номер 3997 8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 9. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» 10. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ 11. Приказ Минобразования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2080 «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ (ДОПУЩЕННЫХ) МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД » сайт Минобразования и науки РФ http://www.mon.gov.ru 12. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1237 (с изменениями на 18 августа 2008 года) 13. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ Документы регионального уровня: 14. Приложение к письму департамента образования Ярославской области от 28.05.2009 № 2116/01-10 .Примерные учебные планы вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Ярославской области на 2009-2010 учебный год 15. Письмо Департамента образования ЯО от 14.09.2006 г. № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004». 16. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180 17. Приказ Департамента образования Ярославской области от 12.05.2006 г. № 01-10/203 «О формировании учебных планов классов универсального (непрофильного) обучения в старшей школе». Приложение 2. УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 24 декабря 2010 г. N 2080 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД (извлечение)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
Приложение 3.
Приложение 4 Перечень программ элективных курсов и ресурсов Интернет: 1. Алексеев С. В. и др. Экологический практикум школьника: Элективный курс для 10-11 кл. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. 2. Биология растений, грибов, лишайников». 10—11 классы:у Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / авт.- сост. И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007 3. Биология животных. 10—11 классы: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов – М.: Дрофа, 2009. 4. Естествознание. 10-11 классы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Л. Н. Харченко– М.: Дрофа, 2009 5. Клетки и ткани. 10-11 классы: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. – М.: Дрофа, 2009 6. Клетки и ткани. 10-11 классы: методическое пособие / авт.-сост. Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. – М.: Дрофа, 2009 7. Клетки и ткани. 10-11 классы: практикум / авт.-сост. Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. – М.: Дрофа, 2009 8. Нанотехнологии в биологии: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Р. А. Зиновкин. – М.: Дрофа, 2010 9. Проблемы современной нанотехнологии. Сбор ник статей и программ / авт.-сост. Н. В. Губина, И. Б. Морзунова, Е. И. Тихонова/ – М.: Дрофа, 2010 10. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение/ авт.- сост. В. И. Сивоглазов, В. В. Пасечник/ – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. 11. Программы элективных курсов. Биология. 6—9 классы. Предпрофильное обучение»: сборник 1, 2. / авт.-сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунов. – М.: Дрофа, 2006. 12. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение: сборник 2. / авт.-сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунов. – М.: Дрофа, 2006. 13. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение: сборник 3. / авт.-сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунов. – М.: Дрофа, 2006. 14. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение: сборник 4. / авт.-сост. В. И. Сивоглазов, И. Б. Морзунов. – М.: Дрофа, 2007. 15. Федорос, Е. И., Нечаева, Г. А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана –Граф, 2006 16. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. 17. Экология. Элективные курсы. 9 класс / авт.-сост. М. В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2007 18. Элективные курсы http://www.profile.edu.ru/ Приложение 5. Новые учебно-методические пособия для подготовки к ГИА по биологии 1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010 / авторы-составители: Г. И. Лернер, В. С. Рохлов, А. В. Теремов, С. Б. Трофимов. ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010. 2. Петросова Р. А. Готовимся к экзаменам. ГИА. Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания / Р. А. Петросова, Н. А. Богданов. – М.: Дрофа, 2011. Новые учебно-методические пособия для подготовки к ЕГЭ по биологии 1. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010. 2. Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы: 2010/ авт.- сост. Панина Г. Н., Павлова Г. Н. – М.: Просвещение. 2010. 3. Маклакова, А. С., Жуйкова, С. Е.. Биология. (Вступительный выпускной экзамен). – М.: Дрофа, 2011. 4. Маркина, В. В., Татаренко, Козмина, Т. Ю., Порадовская, Т. П. Общая биология. (Вступительный выпускной экзамен). – М.: Дрофа, 2011. 5. Решение задач по генетике: учеб.пособие / В. Н. Мишакова, Л. В. Дорогина, И. Б. Агафонова. – М.: Дрофа, 2010. 6. Фросин, В. Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания / В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. (ЕГЭ: шаг за шагом). – М.: Дрофа, 2010. 7. Фросин, В. Н. Биология. Животные. 7 класс. Тематические тестовые задания / В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. (ЕГЭ: шаг за шагом) – М.: Дрофа, 2011. 8. Фросин, В. Н. Биология. Человек. 8 класс. Тематические тестовые задания / В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. (ЕГЭ: шаг за шагом). – М.: Дрофа, 2011. 9. Фросин, В. Н. Биология. Общая биология. 9-11 классы. Тематические тестовые задания / В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. (ЕГЭ: шаг за шагом) – М.: Дрофа, 2011.
Приложение 6. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по БИОЛОГИИ 1. ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ: 1.1. основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез : 1.1.1. основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции, антропогенеза); 1.1.2. основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере); 1.1.3. сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); 1.1.4. сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); 1.1.5. сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека); 1.2. строение и признаки биологических объектов: 1.2.1. клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов; 1.2.2. генов, хромосом, гамет; 1.2.3. вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека; 1.2.4. вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; 1.3. сущность биологических процессов и явлений: 1.3.1. обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, пластический и энергетический обмен, питание, фотосинтез, хемосинтез, дыхание, брожение, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост; 1.3.2. митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных; 1.3.3. оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез); 1.3.4. взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора; 1.3.5. действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания; 1.3.6. круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы; 1.4. современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции; 1.5. особенности организма человека , его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. 2. УМЕТЬ: 2.1. объяснять: 2.1.1. роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; 2.1.2. единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; 2.1.3. отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; 2.1.4. причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; 2.1.5. взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды; 2.1.6. причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас; 2.1.7. место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека; 2.1.8. зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; 2.2. устанавливать взаимосвязи: 2.2.1. строения и функций молекул, органоидов клетки; органов и систем органов; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; 2.2.2. движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; 2.3. решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции; 2.4. составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); 2.5. распознавать и описывать: 2.5.1. клетки растений и животных; 2.5.2. особей вида по морфологическому критерию; 2.5.3. биологические объекты по их изображению; 2.5.4. экосистемы и агроэкосистемы; 2.6. выявлять: 2.6.1. отличительные признаки отдельных организмов; 2.6.2. приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; 2.6.3. абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах; 2.6.4. источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); 2.7. сравнивать (и делать выводы на основе сравнения): 2.7.1. биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); 2.7.2. процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); 2.7.3. митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; 2.7.4. формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и- микроэволюцию; пути и направления эволюции; 2.8. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 2.9. анализировать: 2.9.1. различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов; 2.9.2. состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере; 2.9.3. результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию; 3. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 3.1. для обоснования 3.1.1. правил поведения в окружающей среде; 3.1.2. мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); 3.1.3. мер оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; 3.1.4. способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Приложение 7 Недостаточная сформированность знаний и умений по биологии, выявленная при выполнении заданий ЕГЭ учащимися по отдельным темам курса Структурно-функциональная и химическая организация клетки (ч. А) · Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни (ч. В) · Решение задач по цитологии (ч. С) Метаболизм клетки (ч. А) · Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений на всех уровнях организации жизни (ч. В) · Практико-ориентированное задание (ч. С) Деление клетки. Воспроизведение организмов · Сопоставление и установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений на всех уровнях организации жизни (ч. В) · Умение работать с текстом, рисунком (Ч. С) Генетические закономерности · Решение задач по генетике (ч. С) Селекция растений · Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений (ч. В) · Практико-ориентированное задание (ч. С) Учение об эволюции органического мира · Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений (ч. В) · Обобщение и применение знаний об экологии и эволюции органического мира (ч. С) Экосистемы и присущие им закономерности · Обобщение и применение знаний об экологии и эволюции органического мира (ч. С) · Практико-ориентированное задание (ч. С) Процессы жизнедеятельности организма Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы · Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств (ч. В) · Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека (ч. В) · Практико-ориентированное задание (ч. С) Приложение 8 Рекомендации учителям биологии по подготовке учащихся к ЕГЭ Обеспечить освоение учащимися основного содержания по биологии и развитие разнообразных умений, видов учебной деятельности, предусмотренных требованиями стандарта Обеспечить прочное овладение обучающимися содержанием стандарта (базовый уровень) Обучить учащихся (имеющих оценки «4» и «5») применению знаний в измененной ситуации · разработка вариативных заданий · разработка заданий на разрушение стереотипа · обучение различным методам решений одних и тех же заданий Организовать повторение, используя принцип непрерывности, обобщения, системности. Использовать методические пособия для проектирования уроков с использованием современных образовательных технологий Акцентировать внимание на содержание и отработку умений и навыков по темам курса: 6-7 класс · Систематика растений и эволюция растений и животных · Размножение и развитие растений и животных Обратить внимание на выработку умений сравнения, сопоставления, установления причинно-следственных связей (систематизация материала в таблицах, схемах, циклических цепочках) Особое внимание уделить работе с рисунками, электронными фотографиями строения растительной и животной клетки, строения корня, листа Обратить особое внимание на повторение и закрепление материала: · о метаболизме и редукционном делении клеток; · движущих силах, путях и направлениях эволюции, способах экологического и географического видообразования; · об эмбриональном и постэмбриональном развитии организмов; иммунитете и нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; · характеристиках основных типов животных и отделов растений; признаках стабильности экосистем, роли живого вещества в биосфере. Использовать при проведении различных форм контроля задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, особенно задания на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений, на работу с текстом, рисунками, нахождение ошибочной информации и ее исправление. Для подготовки к выполнению заданий части С необходимо учить кратко, обоснованно и по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, в новых ситуациях, связанных с повседневной жизнью, а также при решении биологических задач. 8 класс · Нейрогуморальная регуляция (связь гормональной и нервной регуляции) · Особенности строения ЦНС (умение выстраивать рефлекторные дуги условных и безусловных рефлексов) · Кровообращение (скорость движения крови по разным сосудам) · Иммунитет (типы иммунитета) Включить в тематический контроль знаний учащихся задания на сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека, на соответствие заболеваний обмена веществ железам внутренней секреции 9-11 класс · Структурно-функциональная и химическая организация клетки (отличия в строении клеток разных систематических групп, умение работать с рисунками и микрофотографиями) · Метаболизм клетки (фотосинтез, энергетический обмен). Реакции матричного синтеза (биосинтез белка) · Деление клетки. Воспроизведение организмов (сравнение митоза и мейоза) · Генетические закономерности (знание законов и основных понятий) · Решение задач по цитологии, генетике, экологии (см. перечень литературы по ЕГЭ) · Селекция растений, животных, микроорганизмов (современные достижения) · Уровни организации живой природы (умение решать практико-ориентированные задания) · Движущие силы, результаты и направления эволюции (знание ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных) Обратить особое внимание на повторение и закрепление материала по темам: · о метаболизме и редукционном делении клеток; · движущих силах, путях и направлениях эволюции, способах экологического и географического видообразования; · об эмбриональном и постэмбриональном развитии организмов; иммунитете и нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; · характеристиках основных типов животных и отделов растений; · признаках стабильности экосистем, роли живого вещества в биосфере. * В зависимости от общего объема учебного времени, выделенного в учебном плане учреждения начального профессионального образования на общеобразовательную подготовку. |