Реферат: Исторический экскурс развития российской культуры 4 Список использованной литературы 5 Введение
Название: Исторический экскурс развития российской культуры 4 Список использованной литературы 5 Введение Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
содержание Введение 2 1 Исторический экскурс развития российской культуры 4 2 Особенности культурного развития России в ХХ веке 9 3 Противоречивость развития российской культуры на современном этапе 11 Заключение 18 Список использованной литературы 19 ВведениеМногие современники охотно говорят о кризисе российской культуры. Действительно российская культура и российская духовность переживают кризис, связанный с коренной ломкой ценностных доминант, которые складывались в великой российской истории веками. Причины этого кризиса известны. Утверждение либеральных ценностей в России запустило механизм разрушения национальных ценностей и культуры. Как правильно отметил известный российский писатель и публицист А.И. Солженицын, центральный принцип демократии - плюрализм в контексте российской специфики становится способом деградации российской культуры, сползанием к равнодушию, к потере всякой глубины, к бессмыслице и лжи, к разброду мысли и энтропии нравственности. Ценности рыночной экономики и индивидуального предпринимательства, будучи не свойственными мироощущению нашего народа, не воспринимаются национальной психологией. Идеи потребительства и материального обогащения, навязываемые нам апологетами американской массовой культуры, ведут к разрушению культуры российской. Невоспитанная, неодухотворенная воля - это источник всех злобных и преступных поступков на Земле. Поэтому необходимо воспитывать человека и, прежде всего, пробуждать в нем духовное сопереживание, открыть доступ к любви, к совести, к чувству долга и чести, к правосознанию, к почитанию государственности, искусства и художественной красоты. Только этот путь может указать человеку, что есть главное, подлинное и ценное в его жизни. Как раз эти принципы всегда были определяющими в российской культуре. Резко падает статус демократии как эффективного государственного правового режима. После проведенных политических преобразований народ зачастую связывает его с развалом и смутой. В поиске форм эффективного государственного устройства брожение мысли вызывает идея авторитарного правления во главе с "отцом народов" и даже идея возрождения монархии. Обнищавшее государство фактически отказалось поддерживать художников. Ушли в прошлое творческие командировки, оплачиваемые пребывания и плодотворная работа на творческих дачах, закупки творений художников, борения и споры о духовности и бездуховности. Сегодня коммерция, кураторы-галерейщики определяют за художника его образ жизни, его труд. Свобода от идеологии обернулась не менее тяжким ярмом стоимости и рейтинга, буйством безвкусицы и полным разбродом. Художников заставили убедиться, что высокохудожественными произведениями много не заработаешь. Под сомнение поставлены серьезные профессиональные навыки, опора на школу, на традиции, на лучшие достижения мировой и отечественной культуры (пусть это даже Суриков и Репин, Крамской и Коровин, Врубель и Серов). Идет катастрофическое разрушение уникальной российской школы профессионального изобразительного искусства, в которой профессиональное воспитание всегда связано с патриотическим, высоконравственным. Безусловно, в контексте такой ситуации тема работы является актуальной. 1 Исторический экскурс развития российской культурыВо второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие. Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии-древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.
Список использованной литературы1. Аванесов Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1998. № 4. 2. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. 2003. № 2. 3. Большаков А. В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 2003. 4. Борев В. Ю., Веневитинов Г. Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., ДиС, 2001. 5. Гуревич П. С. Культурология. - М., Юнити, 2002. 6. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения //СоцИС. 2001. №2. 7. Зиммель Г. Философия культуры. - М., Центр, 1996. 8. Ионин Л. Г. Социология культуры. - М., Московский Лицей, 2002. 9. Ионин Л. Г. Культура на переломе // СоцИС. 1995. № 2. 10. Кириленко Г. Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования. 2002. № 3. 11. Культура и рынок: "круглый стол" // Общественные науки и современность. 2001. № 2. 12. Рыбаков Ф. Культура и рыночные отношения //Российский экономический журнал. 2002. № 12. 13. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли мы прерванный путь? СПб., Питер, 1999. 14. Соколов В. М. Нравственные коллизии современного российского общества // СоцИС. 1999. № |