- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Г.С. Меркин. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: «Русское слово», 2008.
Г.С. Меркин. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: «Русское слово», 2008.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2008
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
№ п\п
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Виды,
формы,
контроля
|
Оборудование,
видеоматериал
|
Требования к уровню подготовки.
Знания, умения,
навыки
|
Дата проведения
урока
(план)
|
Дата проведения урока
(факт.)
|
1
|
Введение. О талантливом читателе. Роль книги в жизни человека.
|
1
|
Объяснение
|
|
Уметь
работать с книгой, пользоваться справочной
литературой.
|
|
|
2
|
Из греческой мифологии. Миф о «Прометее».
|
1
|
Подробный пересказ
|
ИКТ
|
Знать
мифологический сюжет.
Уметь
различать виды пересказа.
|
|
|
4
|
Герои мифов «Яблоки Гесперид», «Дедал и Икар».
|
1
|
Дискуссия
|
ИКТ
|
Овладевать
навыками дискуссии
|
|
|
4В.ч.
|
Библейские сказания.
|
1
|
Внеклассное чтение
|
Иллюстрации
|
Знать
основы Библии
|
|
|
5
|
Из славянской мифологии. Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора. Всемирный потоп».
|
1
|
Чтение мифа
|
Живопись, музыка.
|
Уметь
составлять словесный портрет, цитатный план
|
|
|
6
|
Былички и бывальщина.
|
1
|
Подробный пересказ
|
|
|
|
|
7
|
Из устного народного творчества. Предания .Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Братья в дороге.
|
1
|
Объяснение
|
Мультфильм
|
Знать
структуру волшебной сказки. Уметь
рассказывать сказку.
|
|
|
8 Т.л.
|
Добро и зло в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде». Художественные особенности произведения.
|
1
|
Практикум.
|
Музыка, живопись, кино.
|
Уметь
находить мифологические элементы в волшебной сказке
|
|
|
9
|
Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах» - отражение истории Древней Руси.
|
1
|
Беседа
|
Иллюстрации
|
Знать
значение терминов: житие, сказание, древнерусская повесть.
|
|
|
10
|
Нравственная проблема «Повести о разорении Рязани Батыем».
|
1
|
Фронтальный опрос.
|
Рисунки учащихся.
|
|
|
|
11-12 Рр
|
Изложение с элементами сочинения «Подвиг Евпатия Коловрата».
|
2
|
Письменная работа.
|
|
Уметь
излагать текст
|
|
|
13
|
Из литературы 18 века. М. В. Ломоносов. Основные мотивы «Стихов, сочиненных на дороге в Петергоф».
|
1
|
Лекция.
|
ИКТ
|
Знать
иносказание риторическое обращение.
|
|
|
14
|
Из литературы 19 века. В. А. Жуковский. «Светлана».
|
1
|
Объяснение.
|
Иллюстрации.
|
Уметь
выразительно читать поэтическое произведение.
|
|
|
15 В.ч.
|
Благородство, рыцарство и жестокость героев баллады Жуковского «Кубок».
|
1
|
Дискуссия
|
|
Овладевать навыками
ведения дискуссии.
|
|
|
16
|
Проверка техники чтения.
|
1
|
Проверить технику чтения.
|
|
|
|
|
17
|
Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина.
|
1
|
Лекция.
|
ИКТ
|
Знать
биографию поэта.
|
|
|
18
|
А. С. Пушкин. Природа в стихотворениях «Простите, верные дубравы…», «Зимнее утро».
|
1
|
Диалог
|
Конкурс рисунков
|
Знать
двусложные размеры стиха, типы строф.
|
|
|
19
|
Повесть Пушкина «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел. Сравнительная характеристика Троекурова и А.Г.Дубровского (1 глава).
|
1
|
Работа с текстом.
|
Видеофильм
|
Знать
термин роман. Уметь
давать сравнительную характеристику героям произведения
|
|
|
20
|
Суд и последняя встреча Троекурова и Дубровского.
|
1
|
Беседа.
|
Иллюстрации.
|
Уметь
составлять цитатный план
|
|
|
21
|
Внутренний мир В.Дубровского.
|
1
|
Проблемные задания.
|
Книга
|
Овладение навыками
рассуждения.
|
|
|
22
|
Благородство поступков В.Дубровского, предводителя разбойников.
|
1
|
Беседа
|
Карточки с заданиями
|
Уметь
составить характеристику главного героя.
|
|
|
23
|
Мотивы, побудившие В.Дубровского отказаться от мести Троекурову.
|
1
|
Проблемные задания.
|
|
Уметь
«видеть» проблему, поставленную писателем.
|
|
|
24
|
Взаимоотношения Марьи Кирилловны и Дубровского.
|
1
|
Фронтальный опрос.
|
|
|
|
|
25
|
Причины, побудившие Дубровского расстаться с разбойниками.
|
1
|
Подробный пересказ
|
Книга
|
|
|
|
26-27 Рр
|
Сочинение «Обстоятельства, заставившие Дубровского стать разбойником».
|
1
|
Сочинение
|
|
Уметь
писать сочинения по литературному произведению.
|
|
|
28 Т.л.
|
Годы учения М.Ю.Лермонтова. ссылка на Кавказ. Чувства одиночества, тоска по родине в стихотворении «Тучи». Понятие об антитезе.
|
1
|
Лекция.
|
Портретная галерея.
|
Знать
биографию поэта. Владеть
навыками выразительного чтения.
|
|
|
29 Т.л.
|
Жажда борьбы и свободы в стихотворении Лермонтова «Парус». Понятие об инверсии.
|
1
|
Беседа.
|
ИКТ.
|
Знать
понятие об инверсии
|
|
|
30 Т.л.
|
Идейное своеобразие в стих-и «Листок». Понятие об аллегории.
|
1
|
Работа с текстами.
|
|
Знать
понятие об аллегории.
|
|
|
31 В.ч.
|
Поучительный характер произ-я Лермонтова «Беглец».
|
1
|
Анализ текста.
|
|
Уметь
дать характеристику лирическому произведению.
|
|
|
32 Т.л.
|
Двусложные размеры стиха.
|
1
|
Тренинг.
|
|
Формирование навыка
определять размер стихотворений.
|
|
|
33
|
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». История создания повести.
|
1
|
Лекция.
|
ИКТ
|
Знать
биографию писателя.
|
|
|
34
|
Бульба – выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени (1-2 гл.)
|
1
|
Работа с текстом, отбор материала.
|
ИКТ
|
Знать
понятие героическая повесть; тропы и фигуры в повести.
|
|
|
35
|
Остап и Андрей в бурсе.
|
1
|
Беседа.
|
Иллюстрации.
|
Формирование навыка
различных видов пересказа.
|
|
|
36
|
Запорожская Сечь как оплот товарищества, воинская школа для казаков, защитников родины (2-4 гл.)
|
1
|
Работа с книгой.
|
|
|
|
|
37
|
Битва под Дубно. Предательство и смерть Андрея.
|
1
|
Дискуссия.
|
ИКТ
|
Уметь
составлять отзыв на эпизод.
|
|
|
38
|
Прославление воинской доблести казаков, их братство. Героическая смерть Остапа (5-8 гл.)
|
1
|
Беседа, работа с текстом.
|
Книга.
|
|
|
|
39
|
Тарас Бульба – народный герой.
|
1
|
Проблемные задания.
|
Иллюстрации.
|
|
|
|
40
|
Сравнительная характеристика Остапа и Андрея.
|
1
|
Беседа.
|
|
Уметь
дать сравнительную характеристику главным героям.
|
|
|
41-42 Рр
|
Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» и его анализ.
|
2
|
Сбор материала к сочинению.
|
|
Уметь
работать над сочинением по худ-му произведению.
|
|
|
43
|
Литературный покер по повести «Тарас Бульба».
|
1
|
Урок- игра.
|
|
|
|
|
44
|
Мастерство И.С. Тургенева в изображении жизни и быта крестьян в рассказе «Бирюк».
|
1
|
Наблюдение, отбор материала.
|
Иллюстрации.
|
Уметь
анализировать художественный текст.
|
|
|
45
|
Тема любви в стихотворении Тургенева « В дороге»
|
1
|
Выразительное чтение.
|
|
Овладеть навыками
выразительного чтения.
|
|
|
46
|
Трудное детство Н.А. Некрасова. Разоблачение социальной несправедливости в стихотворениях « В полном разгаре страда деревенская…», « Великое чувство у каждых дверей…»
|
1
|
Беседа, чтение наизусть.
|
Магнитофон.
|
|
|
|
47
|
«Своя игра» по произведениям, изученным в первом полугодии.
|
1
|
Игра
|
|
|
|
|
48Т.л
|
Трёхсложные размеры стиха.
|
1
|
|
|
Уметь
различать размеры стиха.
|
|
|
49
|
Взаимоотношения в семье в отрывках из повести Л. Толстого « Детство»
|
1
|
Объяснение.
|
Иллюстрации.
|
Уметь
анализировать эпизод.
|
|
|
50
|
Проблематика рассказа « Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство».
|
1
|
Беседа с элементами лекции.
|
|
Уметь
сопоставлять произведения.
|
|
|
51Рр
|
Сочинение рассказ-воспоминание « Когда я был маленьким…»
|
1
|
Сочинение.
|
|
|
|
|
52В.ч
|
Гуманизм рассказа Алексина « Дальний родственник».
|
1
|
Беседа.
|
|
Овладение навыками
самостоятельного чтения.
|
|
|
53
|
В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец.
|
1
|
Лекция с элементами беседы.
|
Портрет.
|
Уметь
давать характеристику героям произведения.
|
|
|
54
|
Знакомство и общение Васи с Валеком и Марусей.
|
1
|
Сочинение-миниатюра.
|
Рисунки учащихся.
|
Уметь
составлять портретную характеристику героя.
|
|
|
55
|
Изменения , происходящие в сознании Васи под влиянием новых друзей и обстановки их жизни.
|
1
|
Беседа, фронтальный опрос.
|
|
Уметь
составлять план характеристики эпизода.
|
|
|
56
|
Помощь Васи семье Тыбурция. Отношения между отцом и сыном.
|
1
|
Устное рисование.
|
Иллюстрации
|
Уметь
дать характеристику персонажу.
|
|
|
57Рр
|
Письменный отзыв об эпизоде.
|
1
|
Письменная работа.
|
|
Уметь
писать отзыв на художественное произведение.
|
|
|
58Вч.
|
Трагическая судьба ребёнка в повести Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»
|
1
|
Внеклассное чтение.
|
Фильм.
|
Уметь
самостоятельно анализировать текст.
|
|
|
59
|
Чехов- сатирик и юморист. Социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе «Толстый и тонкий».
|
1
|
Презентация.
|
ИКТ
|
Уметь
составлять презентацию.
|
|
|
60Вч
|
Добродушный смех над малодушием в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия».
|
1
|
Фронтальный опрос.
|
|
Знать
понятие юмор и сатира, их различия.
|
|
|
61
|
Душа крестьянина в рассказе Бунина «Лапти».
|
1
|
Беседа.
|
|
Знать
стили речи и их роль в создании художественного образа.
|
|
|
62
|
Единство лирического персонажа с миром природы в стихотворении Бунина «Не видно птиц…»
|
1
|
Чтение стихотворения наизусть.
|
|
Формирование навыка
выразительного чтения.
|
|
|
63
|
Детство А. И. Куприна. Семья Рудневых в рассказе « Тапёр».
|
1
|
Фронтальный опрос.
|
ИКТ
|
Уметь
владеть различными видами пересказа.
|
|
|
64Тл
|
Внутренний мир Юрия Азагарова и приёмы его художественного раскрытия.
|
1
|
Объяснение.
|
|
|
|
|
65Тл
|
С.Есенин и Константиново .Мечты поэта в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…».
|
1
|
Презентация.
|
ИКТ
|
Знать
понятие поэтический образ, эпитет.
|
|
|
66Тл
|
История создания стихотворения «Песнь о собаке» его трагическое звучание. Поэтический образ, эпитет.
|
1
|
Чтение стихотворений наизусть.
|
Картины.
|
|
|
|
67Вч
|
Мир одухотворённой природы в поэзии родной Тамбовщины.
|
1
|
Конкурс чтецов.
|
Картинная галерея
|
Овладевать навыками
декламации.
|
|
|
68Рр
|
Выборочное изложение «Митраша» по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»
|
1
|
Изложение.
|
|
|
|
|
69
|
М.Пришвин сказка-быль «Кладовая солнца» .Человек в окружающем мире.
|
1
|
Лекция с элементами беседы.
|
Портрет.
|
Знать
краткие сведения о писателе.
|
|
|
70
|
Трудный путь человека к правде жизни.
|
1
|
Подробный пересказ.
|
|
Развитие
представления.
|
|
|
71
|
Быть счастливым – делать добро.
|
1
|
Беседа.
|
|
Знать
различные виды пересказа.
|
|
|
72Тл
|
Одухотворённая природа, её участие в судьбах героев. Олицетворение.
|
1
|
Иллюстрация к эпизоду.
|
Рисунки учащихся.
|
Знать
понятие олицетворения.
|
|
|
73Рр
|
Сочинение-зарисовка «Весенний день»
|
1
|
Сочинение.
|
|
|
|
|
74
|
Мир книг В.К. Железникова. Животное и человек в рассказе «Троп»
|
1
|
Беседа.
|
|
Знать
краткие сведения о писателе.
|
|
|
75Вч
|
Гуманистический смысл рассказа Ф.Абрамова « Потомок Джима».
|
1
|
Тестирование.
|
Тесты.
|
|
|
|
76-77Рр
|
Сочинение «Если бы животные могли говорить…»
|
2
|
Сочинение.
|
|
Уметь
писать рассказ по заданному сюжету.
|
|
|
78
|
В мире художественного слова Н.М.Рубцова ( « Звезда полей», «Тихая моя родина»).
|
1
|
Выразительное чтение наизусть.
|
|
Знать
понятия художественная идея, кольцевая композиция.
|
|
|
79Вч
|
Красота человека и власть музыки в рассказе К.Г.Паустовского «Старый повар».
|
1
|
Фронтальный опрос.
|
|
|
|
|
80
|
Проблема подвига, долга, жизни и смерти, любви к родине в Д.М.Самойлова «Сороковые», М.В. Исаковского « В прифронтовом лесу»
|
1
|
Чтение наизусть.
|
ИКТ, музыка, живопись.
|
Уметь
составлять цитатный план.
|
|
|
81Вч
|
Произведение С.Н. Сергеева-Ценского «Хитрая девчонка»-рассказ о нравственном воспитании юной героини в годы войны.
|
1
|
Подробный пересказ.
|
|
|
|
|
82
|
Изображение быта , жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
|
1
|
Подробный пересказ.
|
Иллюстрации
|
|
|
|
83
|
Герой рассказа В.Астафьева и левонтьевские ребятишки.
|
1
|
Пересказ понравившегося эпизода.
|
|
Уметь
кратко пересказывать.
|
|
|
84
|
Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»
|
1
|
Тестирование.
|
Тесты .
|
|
|
|
85Рр
|
Сжатое изложение по фрагменту рассказа «Конь с розовой гривой».
|
1
|
Сжатое изложение.
|
|
Овладевать навыками
работы над сжатием текста.
|
|
|
86Вч
|
Воспитательное значение рассказа Ю. Яковлева « Баваклава».
|
1
|
Фронтальный опрос.
|
Книга.
|
Уметь
выделять главное из общего.
|
|
|
87
|
Контрольное тестирование по произведениям русской литературы , изученным в 6 классе.
|
1
|
Тестирование.
|
ИКТ
|
|
|
|
88
|
М.Твен и его книга « Приключения Гекльберри Фина»
|
1
|
Краткий пересказ
|
|
Знать
приёмы создания детских характеров.
|
|
|
89Тл
|
Фантазёры Том и Гек. Юмор в повести.
|
1
|
Ответы на вопросы.
|
Карточки.
|
|
|
|
90-91Вч
|
Богатство тематики повести М.Твена « Принц и нищий».
|
2
|
Просмотр фильма.
|
DVD
|
Овладевать навыками
обсуждения.
|
|
|
92
|
О.Генри – писатель-новеллист. Взрослые в плену у Джонни в рассказе «Вождь краснокожих».
|
1
|
Просмотр фильма.
|
DVD
|
|
|
|
93
|
Счастливая развязка для Билла и Сэма.
|
1
|
Обсуждение фильма.
|
|
|
|
|
94
|
Великий сказочник Х.К.Андерсен. Мир добра и красоты в сказке «Чайник». Работа над планом к сказке.
|
1
|
Пересказ.
|
Рисунки учащихся
|
Уметь
составлять краткий план.
|
|
|
95
|
Судьба и личность Д. Лондона. Знакомство с героями рассказа «Любовь к жизни».
|
1
|
Выразительное чтение.
|
|
Знать
краткие сведения из биографии писателя.
|
|
|
96-97Рр
|
Контрольное изложение по отрывку из текста рассказа Любовь к жизни».
|
1
|
Изложение.
|
|
|
|
|
98
|
Изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей.
|
1
|
|
|
|
|
|
99
|
Удивительная жизнь удивительного писателя Антуана де Сент –Экзюпери. Большой мир маленького принца в одноимённой сказке.
|
1
|
Анимация.
|
|
|
|
|
100
|
Размышления Антуана де Сент- Экзюпери о человеке, его счастье, о смысле жизни в сказке « Маленький принц» Понятие об афоризме.
|
1
|
Дискуссия.
|
|
|
|
|
101
|
Интеллектуальная игра « В стране Литературии»
|
1
|
Игра.
|
|
|
|
|
102
|
Любимые книги и их герои. Книги , зовущие в дорогу.
|
1
|
Беседа
|
|
|
|
|