Реферат: Общие требования к методическим разработкам учителей (методические рекомендации)
Название: Общие требования к методическим разработкам учителей (методические рекомендации) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ УЧИТЕЛЕЙ (методические рекомендации)
Осипова Л.Г., к.п.н., декан факультета повышения квалификации КОИРО; Малышева И.Ю., к.ф.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО
Учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом преобразований в системе просвещения. Процессы кардинальных преобразований школы и общества требуют от педагога ориентации его сознания на ценности, адекватные характеру творческой (в том числе инновационной) образовательной деятельности. В этой связи в современной педагогической практике обнаружились противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности учителя и современными потребностями школы и общества в учителе-новаторе с творческим научно-педагогическим мышлением. Сегодня назрела насущная необходимость в педагоге, создающем инновационный опыт в области методических нововведений в школьной практике, в области приспособления новшеств (педагогических технологий) к современным условиям образовательной деятельности, а также в обобщении и распространении данного опыта. Идея создания настоящих методических рекомендаций заключается в том, чтобы в обобщённом виде представить педагогам систему требований к методическим разработкам. Целостная система требований позволит сделать актуальными разработанные ранее и используемые педагогами Костромской области авторские методические разработки; создать новые методические материалы, отвечающие современным требованиям. Все разработки педагогов в соответствии со спецификой содержания и особенностями требований к их оформлению можно разделить на несколько групп: - обучающие (образовательные) программы; - учебно-методические разработки (учебно-методические пособия, учебные пособия, методические пособия, методические рекомендации); - методические материалы (дидактические и др.); - творческие работы (авторские, исследовательские проекты и др.). Рассмотрим основные требования к некоторым видам методических разработок педагогов. 1. Обучающая (образовательная) программа Обучающая программа может быть предназначена для: - формирования у школьников знаний, умений, навыков в определённой образовательной области; - формирования у детей личностных качеств, свойств; мотивов к образовательной деятельности; - развития способностей, личностных качеств учащихся. При этом программа может быть ориентирована как на одно из предложенных направлений деятельности, так и на несколько. Структура образовательной программы включает следующие компоненты: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого материала. 5. Методическое обеспечение программы. 6. Результаты апробации программы. 7. Список литературы. 8. Перечень контрольных вопросов и заданий по курсу. Титульный лист должен содержать указания на: - наименование образовательного учреждения, в котором работает автор программы или проходила её апробация (при участии в работе нескольких учреждений они указываются все в алфавитном порядке); - сведения о том, когда и кем была утверждена программа; - полное название программы; - краткую характеристику контингента, для которого предназначена программа (тип, возраст, пол и пр.); - возможный срок реализации программы; - фамилию автора программы, краткие сведения о нем; - название населенного пункта, на территории которого существует соответствующее образовательное учреждение; - год окончания разработки программы. Пояснительная записка должна включать следующую информацию: - обоснование актуальности программы (указываются проблемы, на решение которых направлена программа (при этом определяются не все проблемы, которые являются актуальными на данный момент для определённого контингента обучающихся или образовательного учреждения, а только те из них, на решение которых направлена предлагаемая программа; описывается её роль в их полном или частичном разрешении)); - обоснование новизны программы, определение авторского вклада в программу (новизна может быть реализована в новых подходах к обучению, подборе оригинальных методов и методик, новых способах организации занятий, новых формах контроля и пр. Автор обязательно должен раскрыть собственный вклад в содержание или формы реализации программы. Программа не должна быть компиляцией чужого материала); - теоретическое и методическое обоснование программы (описываются теоретические подходы и концепции, на которых базируется программа; даются определения основных понятий; обосновывается выбор методических средств и методических подходов; поясняется, почему именно они выбраны для подготовки и реализации данной программы); - цели и задачи программы (основной целью обучающих программ является формирование у школьников знаний, умений, навыков в определённой образовательной области; обучение детей способам деятельности. Формирующие и развивающие цели могут быть поданы как дополнительные. В формулировке целей должен быть представлен как будущий результат, так и характер деятельности по его реализации; задачи, конкретизирующие цель, должны в своей совокупности полностью раскрывать цель, а не расширять или подменять её); - ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки (описание ожидаемых результатов должно быть представлено не только в описательной, но и в диагностической форме, то есть таким образом, чтобы эти результаты можно было зафиксировать и измерить. Способы проверки результатов должны быть либо описаны, либо даны указания на их описание); - продолжительность и этапы реализации программы (необходимо указать, на какой срок рассчитана реализация программы; сколько этапов включает; необходимо ли жестко соблюдать последовательность осуществления отдельных этапов; каковы критерии завершения и длительность каждого этапа); - формы и режим занятий (в пояснительной записке должно быть указано, какие формы занятий (теоретические и практические) предполагается использовать. Возможна подробная их характеристика (лекции, семинары, уроки, лабораторные работы и пр.); необходимо указать также длительность каждого занятия и количество занятий в день). Учебно-тематический план должен содержать: - перечень изучаемых тем, расположенных в заданной последовательности; - количество часов, отведённых на каждую тему (с указанием часов теоретических и практических занятий); - цели занятий; - описание форм занятий по каждой теме (лекция, урок, игра, беседа, конференция и пр.). Учебно-тематический план целесообразно представлять в форме таблицы. Содержание программы предполагает тезисное или подробное описание основных теоретических вопросов по каждой теме курса (в качестве примера может быть приведён полный конспект одного из занятий); описание практических заданий с указанием применяемых методов и оборудования, а также способов их организации. Методическое обеспечение программы включает: - описание приемов и методов организации учебных занятий; - техническое оснащение; - методическое оснащение; - формы подведения итогов работы по каждой теме или разделу. 1. Список литературы может содержать как литературу, использованную автором при разработке курса, так и литературу, рекомендованную слушателям для самостоятельного изучения. Перечень контрольных вопросов и заданий должен содержать материал для подведения итогов обучения школьников по курсу. Желательно уточнить, в какой форме (устой или письменной) должен осуществляться контроль; указать критерии оценки качества выполнения заданий учащимися.
2. Учебно-методические разработки педагогов К учебно-методическим разработкам педагогов относят: - учебно-методические пособия – учебно-методические издания, включающие как теоретический, так и методический материал по выбранной педагогом теме; - методические разработки – методические издания в помощь преподавателю, содержащее примерное планирование учебного материала по конкретному курсу на полугодие, год, а также конспекты отдельных уроков. Методические разработки описывают методики и процедуры исследования или практической работы. По тематике они делятся на несколько групп: методические разработки по методике теоретического обучения, по методике производственного обучения, по методике воспитательной работы, по методике самостоятельного обучения, по учебно-организационным вопросам, по развитию учебно-материальной базы; - методические рекомендации – методические издания, содержащие комплекс кратких и чётко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания. Методические издания разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта образовательных учреждений, отдельных педагогов; определяют правила и процедуры использования различных методических средств для достижения образовательных целей; - методические материалы – приложения к методическим или учебным разработкам, подробные описания используемых методик вместе с наглядными пособиями, описаниями или примерами макетов. Выделяются четыре уровня методических разработок педагогов: – первый уровень – адаптивный. Он предполагает широкое использование известного опыта, передовых методик с некоторыми изменениями и дополнениями для конкретных условий (класса, предмета и т.п.); – второй уровень – репродуктивно-творческий. В работах педагогов имеются изменения, существенно дополняющие и конкретизирующие уже известное, но не затрагивающие изменений концептуальных основ обучения и воспитания; – третий уровень – продуктивно-творческий. Он предполагает разработку новых методик, средств, инструментария, учебных программ курсов и спецкурсов, методических указаний и рекомендаций для учащихся и педагогов; – четвертый уровень – исследовательский (новая продукция). Уровень представляют работы высокого теоретического уровня и практической значимости, авторские школы, дидактические системы, пособия для учащихся, родителей, специалистов, выполненные педагогом самостоятельно.
Структура учебно-методической разработки включает следующие компоненты:
1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Теоретическую часть. 4. Методическую часть. 5. Материалы по апробации предлагаемых разработок. 6. Список литературы. 7. Приложение. Титульный лист любой учебно-методической разработки включает наименование темы; фамилию, имя, отчество автора; указание на контингент учащихся, для которого предлагается данная разработка; год и место написания разработки. Пояснительная записка к учебно-методической разработке должна включать: - обоснование актуальности разработки; - обоснование новизны учебно-методической разработки, определение авторского вклада в работу; - теоретическое и методическое обоснование разработки; - цели и задачи; - ожидаемые результаты реализации разработки и способы их проверки; - продолжительность и этапы реализации учебно-методической разработки; - описание форм и режима занятий. Требования к содержанию и оформлению отдельных разделов пояснительной записки аналогичны описанным выше при характеристике требований к образовательным программам. Теоретическая часть учебно-методической разработки может представлять самостоятельный раздел, а может быть включена в описание конкретных методик или процедур. Теоретическая часть предполагает описание теорий и концепций, которые положены в основу тех или иных методических средств или процедур. Если теоретические справки включены в практическую часть, они могут быть более краткими и служить необходимым обоснованием выбора и использования соответствующих методик и оборудования. Методическая часть может предваряться общими сведениями, касающимися требований к работе, описания приёмов и методов организации учебных занятий или применения методических процедур, технического оснащения, форм подведения итогов по каждой теме или разделу. Далее должна быть подробно описана каждая методика (упражнение, процедура и пр.), приведённая в работе. Описание включает: формулировку цели задания (методики), описание процедуры проведения методики, описание способов фиксации желаемого результата и реального результата, описание наглядного и прочих материалов, описание способов обработки результатов и технологии их интерпретации. В том случае, если в методической разработке используются широко распространённые и подробно описанные в литературе методики, можно ограничиться ссылкой на соответствующую литературу и дополнить предлагаемое там описание необходимой информацией. Апробация предлагаемой методики или процедуры предполагает описание контингента учащихся, на котором была опробована методика (процедура), условий проведения занятий, результатов первичного и контрольного среза диагностики, их сравнительный анализ, выводы о целесообразности внедрения (или необходимых, возможных корректив, которые должны быть внесены в разработку при изменении каких-либо условий ее реализации). При проведении сравнения необходимо использовать не только качественный анализ, но и методы математико-статистической обработки результатов. Приложение может включать конкретные наглядные и другие материалы, которые были использованы для реализации разработки или их аналоги. В том случае, если реальные размеры, цвет, форма материалов, представленных в приложении, отличаются от используемых на практике, необходимо привести их подробное описание и требования к изготовлению.
Приложение Общие требования к оформлению списка использованной литературы и источниковСведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа 7.1-04 «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления». Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется. В список вносятся только те работы, которые непосредственно использованы в работе (цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании концепции автора, если на это указано во введении). Нельзя вносить в список прочитанные, но не использованные в работе книги; незнакомые автору произведения, названия которых он переписал из библиотечных каталогов или библиографии в других книгах. Это расценивается как научная недобросовестность. В списке литературы для каждого источника приводятся: - фамилии и инициалы автора; - полное название; - место издания (город); - издательство; - год издания; - количество страниц, которые обозначаются строчной буквой «с» с точкой. Если место и год издания неизвестны, после названия произведения или источника указывается: «Без м. и г. издания». Издательство указывается после двоеточия, следом за обозначением или названием города, при этом если название представляет собой личное имя, то оно пишется в именительном падеже и без слова «издательство» (Владос, Вече, Полигон). В случае указания ведомственной принадлежности издательства, слово «издательство» входит в название и обозначается сокращенно (Изд-во Моск. ун-та, Изд-во Ленингр. ун-та, Изд-во стандартов). Пример: Данилов А. А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. 432 с. Библиографические описания книг (монографий, учебников, справочников), написанных одним, двумя или тремя авторами, должны включать: фамилии и инициалы авторов; заглавие книги; сведения о повторности издания; место издания; порядковый номер тома, выпуска или части; количество страниц. Если авторов больше трех, то книга описывается под заглавием, после которого ставится косая черта и указываются инициалы и фамилии первых трех авторов со словами «и др.». Статьи из сборников включаются в список в алфавитном порядке фамилий авторов. После названия сборника и одной косой черты (/) в именительном падеже могут быть указаны его составитель; ответственный, главный или научный редактор (например, Анисимов Е. В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. С. 186-220.). В сборнике вместо общего числа страниц указываются крайние страницы (первая и последняя) используемой статьи данного сборника. В списке использованных журналов и газет между названиями статьи и издания ставятся две косые черты с правым наклоном (//). Например: Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 3-23. В ссылках на статьи в ежедневных газетах указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название издания, год, число и месяц выхода в свет. Страница газеты указывается лишь в тех случаях, когда в данном номере более 6 страниц. Название газеты, в котором одно из двух слов прилагательное, его допустимо сокращать (Веч. Петербург, Российская газ. и пр.). При отсутствии заголовка и сведений об авторстве газетной информации, указывается только название газеты и дата выхода ее в свет. Например: Известия. 2001. 22 июня. Оформление ссылки на Интернет-источник Информация, размещенная в сети «Интернет», является электронным ресурсом удаленного доступа. Описание электронных ресурсов локального и удаленного доступа регулируется ГОСТ 7.82 — 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». Вот выдержки из документа. Схема описания электронного ресурса 1) Основное заглавие является главным заглавием электронного ресурса и воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации, например: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2) Общее обозначение материала : [Электронный ресурс] 3) Параллельное заглавие — эквивалент основного заглавия на ином языке, например: Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] = The Imperial palace and park ensembles of St. Petersburg 4) Сведения, относящиеся к заглавию ( информация, раскрывающая и поясняющая основное заглавие). Им предшествует двоеточие, например: : состояние, проблемы, перспективы 5) Сведения об ответственности могут состоять из имен лиц и наименований организаций с сопроводительными словами или коротким текстом, уточняющим их роль в создании электронного ресурса, либо без таковых слов и текста, например: / авт. курса, А. Сигалов или / Рос. гос. гуманитар. ун-т 6) Сведения об издании — сведения об изменениях и (или) особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же документа, например: Изд. 3-е, испр. и доп. 7) Обозначение вида ресурса , например: Электрон. журн., Электрон. текстовые дан. и т.п. 8) Объем ресурса пишется в скобках например: (33 файла) 9) Место издания, имя издателя, дата издания , например: М.: Интерсофт, 1999. Если сведений о месте издания или дате нет в документе, но они известны, их приводят в квадратных скобках, например: — [Новосибирск] . Если приводится предполагаемое место издания, оно указывается в квадратных скобках со знаком вопроса, например: — [Курск?] . Если нельзя установить дату, то в квадратных скобках она дается приблизительно, например: [199-?] 10) Примечание о режиме доступа (обязательно) — здесь указывается полный адрес Интернет-страницы и условия доступа (свободный или платный). 11) Примечание об источнике основного заглавия (обязательно), например: — Загл. с экрана, Загл. с домашней страницы Интернета и т.п. 12) Примечание о языке произведения (необязательно), например: — Нем., — Текст на экране фр., англ. и т.п. Отдельные элементы описания могут опускаться.
Примеры ссылок: Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997 — Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ. Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. — Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). — М., [199-?]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. — Загл. с экрана. Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В. В. Лопатина — Электрон. дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», 2005. — Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru/ свободный. — Загл. с экрана.
|