Реферат: Методические рекомендации к учебнику "экономическая и социальная география мира"
Название: Методические рекомендации к учебнику "экономическая и социальная география мира" Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||
В.П.МАКСАКОВСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНИКУ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА" 10 -11 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 1. Введение. В настоящем виде учебник "Экономическая и социальная географии мира" существует с 1990 г., являясь основным учебником по этому курсу. В 2004 г. вышло его 12-е издание, не перерабатывавшееся в значительной мере, но обновленное и дополненное. На базе этого учебника создан учебно-методический комплекс, включающий углубленные материалы ("Географическая картина мира"), дополнительные материалы ("Новое в мире. Цифры и факты"), рабочую тетрадь (6-е переработанное и дополненное издание в 2004 г.), географический атлас (Роскартография, ДиК, АСТ), другие пособия, а также методическое пособие для учителей (2-е издание в 2004 г.). Учителя географии накопили уже большой опыт работы по этому учебнику и его учебно-методическому комплексу, который в максимальной степени нужно использовать при переходе на новую структуру школьной географии. В соответствии с этой структурой предполагается, что в 10 классе традиционный курс "Экономическая и социальная география мира" будет изучаться по выбору. Однако образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования по географии предусматривает изучение на базовом уровне старшей школы (10 - 11 класс) курса, который пока не имеет четкого названия, но по содержанию во многом соответствует действующему ныне курсу по экономической и социальной географии мира. Поэтому задача данных Методических рекомендаций заключается в том, чтобы помочь учителям географии "приспособить" хорошо знакомый им традиционный курс 10 класса к новым требованиям образовательного Стандарта, который целесообразно изучать в 10- 11 классе при двух учебных часах в неделю (всего 70 часов). 2. Тематическое планирование. Для изучения предлагаемого курса в 10 - 11 классе наиболее целесообразно следующее тематическое планирование
3. Комментарии. Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. Материала по этому разделу учебник 10 класса не содержит. Поэтому нужно воспользоваться дополнительными источниками, в том числе предназначенными и для студентов географических вузов. В отношении методов географических исследований можно порекомендовать два дополнительных источника. Это хорошо известный большинству учителей учебник В.П. Максаковского "Географическая культура", где один из разделов специально посвящен этому вопросу. В нем рассматриваются и традиционные (описания, картографический, статистический) и новые (математический, моделирования, дистанционный, геоинформационный) методы, что и предусмотрено Стандартом. Можно использовать также новый учебник для вузов "Экономическая и социальная география" (2003 г.), в котором методам экономико-социально-географических исследований посвящена глава 2. В данном учебнике все методы подразделяются на: 1) методы получения и первичной обработки географической информации, 2) методы анализа, систематизации и обобщения географической информации, 3) методы математического моделирования. Поскольку оба эти источника предназначены для вузов, учителя, работая с ними, должны позаботиться о некотором упрощении материала. Что касается источников географической информации , то можно порекомендовать воспользоваться также двумя дополнительными источниками; Во-первых, это хорошо известный учителям учебник "Природа России" для 8 класса, где этому вопросу посвящен параграф в его начале. Во-вторых, это упомянутый выше вузовский учебник "Экономическая и социальная география" (2003), где есть небольшой раздел об источниках информации по экономической и социальной географии. Раздел 2. Политическая карта мира. В Стандарте вопрос о многообразии стран современного мира и их типах не выделен в отдельный раздел, а включен в состав раздела о регионах и странах мира. Все-таки было бы более целесообразно порекомендовать учителям сохранить традиционную структуру и рассмотреть политическую карту мира в качестве отдельного небольшого раздела в начале курса. При этом за основу следует взять подраздел 1 темы I учебника, где говорится о многообразии стран современного мира, и подраздел 3 той же темы о государственном строе . Подраздел 2 о международных отношениях можно сократить, т.к. об этом учащиеся узнают из курсов обществоведения и новейшей истории, а подраздел 4 следует опустить, поскольку этот материал переходит в содержание профильной старшей школы. Раздел 3. Природа и человек в современном мире. При изучении этого раздела можно в первую очередь опереться на содержание темы 2 в учебнике для 10 класса. Материал о взаимодействии человечества и природы содержится в 1 подразделе темы 2 учебника. При этом нужно иметь в виду, что данная проблематика затрагивается также в учебниках географии предшествующих классов. Материал об основных видах природных ресурсов, их размещении и крупных месторождениях составляет основное содержание подраздела 2 темы 2 учебника и может быть использован в полной мере (с сокращениями по усмотрению учителя). Далее в Стандарте говорится о рациональном и нерациональном природопользовании . В учебнике 10 класса эта тематика ранее затрагивалась, но затем была снята, поскольку ее стали рассматривать автору учебников предшествующих классов. В данном случае учитель может воспользоваться учебником для 8 класса И.И. Бариновой, где один из параграфов называется "Рациональное природопользование". Самое большое расхождение между Стандартом и учебником 10 класс, заключается в том, что в Стандарте фактически отсутствует упоминание об охране окружающей среды и экологических проблемах, а в учебнике этим вопросам посвящен подраздел 3. Изъятие этой тематики из Стандарта, по-видимому, объясняется тем, что в Стандарте для старшей профильной школы выделен специальный обобщающий раздел "Природопользование и геоэкология". Однако - по мнению самих разработчиков Стандарта - наличие такого раздела в профильной школе не предполагает полного изъятия подобной тематики из содержания базового уровня. Достаточно сказать, что в подготовленной ими же примерной программе по географии для базового уровня старшей школы прямо говорится о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах. Поэтому рекомендовать учителям вообще исключить из рассмотрения материал подраздела 3 учебника для 10 класса было бы неправильно. Хотя этот материал (по усмотрению учителя) можно несколько сократить. А вот материал подраздела 4 учебника о географическом ресурсоведении и геоэкологии можно не изучать, поскольку он переходит в профильную школу. Раздел 4. Население мира. Содержание Стандарта по этому разделу в значительной мере соответствует содержанию темы 3 в учебнике для 10 класса. Но некоторое сокращения все же потребуются. Материал о росте численности населения 3емли и типах воспроизводства населения , содержится в разделе 1 темы 3 учебника для 10 класса. Но имеющийся здесь же материал о демографической политике, демографическом переходе и качестве населения следует опустить, так как Стандарт переносит изучение этих вопросов в профильную школу. Имеющаяся в Стандарте характеристика состава (структуры) населения мира в основном соответствует содержанию раздела 2 учебника, который можно полностью или почти полностью включить в рассмотрение То же относится к разделу 3 учебника о размещении населения и его миграциях , которой соответствует требованиям Стандарта, и к разделу 4, в котором рассматриваются вопросы городского и сельского населения и урбанизации . Последний (7-й) подраздел раздела 4 учебника при изучении можно опустить, так как этот материал переходит в профильную школу. Раздел 5. География мирового хозяйства. Содержание раздела 5 Стандарта также в значительной мере совпадает с содержанием тем 4 и 5 учебника для 10 класса. В теме 4 учебника содержанию Стандарта соответствуют разделы 2 и 3. В первом из них дается понятие о мировом хозяйстве и говорится об этапах его развития. Раздел 3 содержит характеристику отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Что же касается раздела 1 темы 4, то он выходит за рамки требований Стандарта. Но все же о самом понятии "Научно-техническая революция" сказать целесообразно, поскольку именно НТР определяет основное сдвиги в отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, характеристику которых Стандарт предусматривает. Раздел 4 темы 4 о Факторах размещения следует опустить, так как этот материал перенесен в содержание профильного обучения. В теме 5 учебника для 10 класса учитель найдет материал о географии основных отраслей производственной и непроизводственной сфер , о мировой торговле, туризме и т.п. В этой теме раздел 1 посвящен географии промышленности, раздел 2 - географии сельского хозяйства, раздел 3 - географии транспорта и раздел 4 - всемирным экономическим отношениям. В этом материале по своему усмотрению учитель может сделать некоторые сокращения. Основное отличие Стандарта от учебника 10 класса в темах 4 и 5 заключается не в содержании, а в порядке распределения материала. Например, вопрос об отраслевых и региональных интеграционных союзах в Стандарте связан с характеристикой мировой торговли, а в учебнике 10 класса он затрагивается в связи с понятием о международном географическом разделении труда и экономической интеграции (тема 4). В Стандарте сначала говорится о мировой торговле, а затем о крупнейших транспортных линиях, а в учебнике - наоборот. В случае таких разночтений учитель может выбрать один из двух вариантов - следовать либо структуре учебника, либо структуре Стандарта. Основное содержание при этом все равно не изменится. Раздел 6. Регионы и страны мира. Как уже было сказано, начало этого раздела в Стандарте - о многообразии стран мира и их типах - лучше перенести в раздел о политической карте мира. Что же касается остального содержания, то в Стандарте оно изложено чрезвычайно кратко и совершенно непропорционально тому объему, который занимает этот материал в учебном курсе. В принципе в Стандарте речь идет об особенностях географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсном потенциале, населении, хозяйстве, культуре, современных проблемах развития главных регионов мира - Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии. Этим положениям Стандарта соответствует материал II части учебника для 10 класса - "Региональная характеристика мира" (темы 6 - 10). В составе этих регионов рассматривается и отдельные страны: Германия, Китай, Япония, Индия, США, Канада, Австралия, Бразилия. Что-либо добавлять к этому перечню не нужно. А географию России в учащиеся только что изучали в 8 и 9 классах основной школы. Нужно только иметь в виду, что в региональной части учебника 10 класса ничего не говорится об истории открытия и освоения, поскольку этот материал традиционно рассматривается в курсе 7 класса, Учитель сам должен решить в какой мере и каким способом лучше все: связать этот материал с курсом 10 класса. Раздел 7. Россия в современном мире. При согласовании требований Стандарта с содержанием учебника для 10 класса этот раздел представляет наибольшую трудность, поскольку в курсе 10 класса нет темы, специально посвященной россии. Тем не менее нельзя забивать и о том, что данные о России приводятся во всех пяти темах части I учебника (включая карты), а также в таблице Приложений, и их вполне можно и нужно использовать. Тем более, что они в первую очередь говорят о месте России в мировом хозяйстве. Дополнительный же материал лучше всего почерпнуть из учебника Е.Л. Плисецкого "Коммерческая география. (Россия и мировой рынок)". Одна из глав в этом учебнике называется "Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе", другая - "Внешне экономические связи России." Дополнительно можно использовать также хорошо известней учителям учебник В.П. Дронова и В.Я. Рома "Население и хозяйство России" для 9 класса, где § 15 посвящен характеристике места России в мировой экономике. Особо отметим, что этот раздел Стандарта начинается с формулировки о положении России на современной политической карте мира. Материал для освещения этого вопроса учитель найдет в выше упомянутом учебнике В.П. Дронова и В.Я. Рома (§ 2), а также в новом учебнике "География России" (часть I). Раздел 8 . Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. Содержание Стандарта по этому разделу в основном соответствует содержанию темы 11 в учебнике 10 класса. Поскольку перечисление глобальных проблем, включая приоритетные, в Стандарте дано не совсем правильно, лучше во всем следовать разделу I этой темы в учебнике Раздел 2 этой темы можно опустить. ХХХ При желании дополнить, углубить и уточнить материал учебника для 10 класса можно порекомендовать использовать также входящие в тот же учебно-методический комплекс работы его автора: "Географическая картина мира" (I и 2 издание), "Новое в мире. Цифры и Факты. Дополнительные главы к учебнику 10 класса" (I и 2 издание), Методическое пособие для учителей по курсу 10 класса. 4. Рекомендованная литература 1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 11 и 12 издания. 2. Максаковский В.П. Географическая культура. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС. 1998. Раздел 9. 3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Углубленные материалы по курсу 10 класса. Ярославль, Изд."Верхняя Волга". 1995 - 1998 гг. 1, 2, 3 части. 4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. -М.: Дрофа, 2003 - 2004 гг. Издание 2-е. 1, 2 части. 5. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 1999. 6. Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2004. Издание 2-е. 7. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. 10 класс. - М.: Просвещение, 2004. 2-е издание 8. Раковская Э.М., Баринова И.И. 'Природа России. Учебник для 8 класса. -М.: Просвещение. § I. 9. Баринова И.И. География России. Природа. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа. § 46. 10. Дронов В.П., Ром В.Я. Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса. - М.: Дрофа, 4 2, § 15. 11. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа. 2001. Часть I. 12. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. Учебник для 11 класса. - М. : АСТ-пресс школа, 2002. Главы 5 и 6, 13. Экономическая и социальная география./ Автора: М.М. Голубчик, Э.Л.Файбусович, А.М. Носов, С.В. Макар. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. Глава I. стр. 30 - 34, глава 2, стр. 40 - 58. |