Реферат: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная психология»

Название: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная психология»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Агентство образования администрации

Красноярского края

КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Социальная психология»

Канск

2006


Печатается по решению научно-методического совета Канского педагогического колледжа.

Автор – составитель : О.Б. Титова

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная психология» : Методические рекомендации, Канск: Канский педагогический колледж, 2006. - 45 с.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», 050201 «Математика», 050503 «Технология», 050303 «Иностранный язык» и направлены на оказание методической помощи при организации самостоятельной деятельности студентов.

В рекомендациях содержатся требования к знаниям и умениям, содержание самостоятельной деятельности студентов, предложены виды деятельности и формы отчетности, вопросы к семинарам и зачету, рекомендуемая литература.

В целях контроля и самоконтроля учебного процесса предлагаются специально разработанные тесты– опросники для студентов по каждому разделу.

© Автор – составитель:

О.Б. Титова

© КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Содержание

Пояснительная записка 4

Требования к знаниям и умениям 6

Самостоятельная деятельность студентов и форма отчетности 13

Содержание самостоятельной деятельности студента по темам 15

Содержание семинарских занятий 24

Тесты по разделам 32

Литература 42


Пояснительная записка

Социальная психология представляет собой одну из важных дисциплин психологической подготовки специалистов в системе педагогического образования.

Программа курса рассчитана для студентов педагогического колледжа и представляет собой компактное изложение основ важнейшей для будущих учителей дисциплины – социальная психология, определяет ориентиры более обстоятельного усвоения содержания психологии, способствует организации самостоятельного процесса изучения дисциплины.

Основной целью курса является формирование у студентов целостного представления о социальной психологии как науки, о психологии формирования и развития социальных отношений, о личности и ее взаимодействии с обществом; закладывание основ профессионального становления и гуманистической направленности в педагогической деятельности.

Задачами курса также является повышение социально-психологической компетентности студентов, т.е. формирование умения ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности; эмоциональные состояния, выбирать адекватные способы поведения в отношении с другими, развитие рефлексивных способностей, стимулирование интереса у студентов к самопознанию и познанию других людей.

Важную роль в успешном изучении дисциплины «Социальная психология» играет самостоятельная деятельность студентов, представляющая собой особую форму учебной деятельности, обусловленную их индивидуально-психологическими и личностными особенностями.

Самостоятельная работа студента включает следующие виды:

- чтение дополнительной литературы по социальной психологии;

- разбор основных понятий и положений социальной психологии;

- составление кроссвордов;

- конспектирование;

- реферативные сообщения, доклады;

- составление библиографии по предлагаемым темам курса;

- анализ психологических ситуаций;

- тестирование по пройденным разделам курса;

- самодиагностика и др.

Методические рекомендации начинаются с описания основных разделов курса, а также требований к знаниям и умениям.

В данных методических рекомендациях представлены темы для самостоятельной работы студентов и их краткое содержание.

Каждый раздел завершают специально разработанные тесты – опросники для студентов. Использование этой формы контроля позволяет быстро и эффективно проследить качество усвоения изучаемого материала.

Таким образом, данные рекомендации имеют не только собственно теоретическую значимость, но и практическую, поскольку могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности студентов.

Требования к знаниям и умениям

Раздел I . C оциальная психология как наука

Первый раздел дает представление о социальной психологии как науке, ее основных феноменах, методах исследования в социальной психологии; истории становления и развития социальной психологии.

Умения, которые приобретает студент в рамках данного раздела: умение устанавливать связи между психологическими знаниями и знаниями, а также умение использовать простые психодиагностические методики для диагностики школьников и классных коллективов, самодиагностики и интерпретировать полученные данные.

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии

Знать:

· феномены, рассматриваемые социальной психологией;

· цели и задачи социальной психологии;

· предмет и объект социальной психологии;

· структуру социальной психологии;

· связь социальной психологии с другими науками;

· методы исследования социальной психологии и их классификации.

Уметь :

· использовать методы социальной психологии на практике;

· использовать простые психодиагностические методики.

Тема 1.2. Становление и развитие социальной психологии

Знать:

· основные этапы становления социальной психологии в различные исторические периоды, их характерные особенности;

· направления социальной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гуманистическая психология, интеракционизм;

· ведущих представителей каждого направления

Уметь :

· различать основные исторические вехи развития социальной психологии;

· проводить сравнительный анализ различных теоретических течений психологии.

Раздел II Типология и социально-психологические характеристики личности

Раздел предусматривает знакомство студентов с личностью как социальной проекцией и условиями ее социализации. Студент должен уметь ориентироваться в социальных факторах, влияющих на формирование личности, что необходимо ему в дальнейшей педагогической деятельности.

Тема 2.1. Феноменология, структура личности

Знать:

· понятие личности, ее структуру и черты;

· основные составляющие личности. Ее потенциал и потребности.

Уметь:

· составлять психологический портрет личности.

Тема 2.2. Социализация и развитие личности

Знать:

· понятие социализации;

· факторы, институты и механизмы социализации;

· основные направления социализации;

· роль социальной установки в социализации личности.

Уметь:

· выявить факторы и механизмы, влияющие на социализацию личности;

· определять, какое воздействие на человека они оказывают.

Тема 2.3. Межличностные отношения

Знать:

· понятие индивидуальности, социальной роли;

· виды межличностных отношений;

· типы эмоциональных проявлений и чувств.

Уметь:

· определять уровень развития межличностных отношений;

· выявить степень сплоченности коллектива.

Раздел III . Психология общения

Данный раздел знакомит студентов с особенностями процесса общения, его структурой, основными компонентами, видами и сторонами общения.

Умения, которые приобретают студенты при изучении раздела:

- умение использовать полученные знания в процессе общения;

- находить конструктивные пути в общении;

- владеть некоторыми приемами организации коммуникаций.

Тема 3.1. Психологическое общение его содержание, цели и средства

Знать:

· основные характеристики и виды общения;

· коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения;

· вербальную и невербальную коммуникацию, социальную перцепцию, интеракцию, каузальную атрибуцию и межличностную аттракцию;

· механизмы взаимодействия в общении;

· понятие коммуникативной деятельности.

Уметь:

· выявлять в обыденной жизни различные механизмы взаимодействия в общении;

· использовать различные стратегии общения.

· ориентироваться в общении с людьми.

Тема 3.2. Техника и приемы организации коммуникаций

Знать:

· отличие техники от приемов;

· отдельные приемы общения;

· этапы делового общения;

· установки, затрудняющие процесс общения.

· понятие коммуникативного барьера и его виды

Уметь:

· устанавливать контакт при общении;

· начинать и заканчивать беседу;

· выявлять ошибки при восприятии других людей;

· слушать собеседника;

· применять различные приемы эффективного общения на практике.

Раздел IV . Группа как

социально-психологический феномен

Раздел дает знания о видах социальных групп, условиях их формирования и управления, групповой динамике. Студенты получают умения общаться и строить отношения в условиях группы, проводить диагностику в группе для ее изучения.

Тема 4.1. Понятие, виды, структура группы

Знать:

· классификацию групп, понятие малой группы, большой, их характерные черты;

· виды малых групп;

· структуру и динамику отношений в малых группах.

Уметь:

· проводить изучение группы и групповых отношений;

· выявлять социальные роли в группе и их распределение между членами группы.

Тема 4.2. Групповая динамика и лидерство в группе

Знать:

· типы взаимоотношений;

· основные стадии развития группы как коллектива;

· элементы и механизмы групповой динамики;

· феномены группового давления;

· стили лидерства

Уметь:

· повышать эффективность групповой деятельности;

· выделять элементы групповой динамики;

· ориентироваться в механизмах групповой динамики;

· определять лидерскую структуру группы.

Тема 4.3. Проблема эффективности групповой деятельности

Знать:

· критерии эффективности деятельности педагогического и ученических коллективов;

· пути повышения эффективности групповой деятельности.

Уметь:

· повышать эффективность групповой деятельности;

· составлять алгоритм сплочения группы как коллектива;

· подбирать методический комплекс игр на сплочение.

Раздел V. Конфликт и способы его разрешения

Конфликт как составляющая общения, его характеристика. Элементы конфликта. Стороны конфликта. Условия протекания и образы конфликтной ситуации. Структура и динамика конфликта. Поведение в конфликте. Исходы конфликтных ситуаций. Закон «бумеранга» в конфликте. Правила в конфликте. Специфика педагогических конфликтов. Профилактика конфликтов в педагогической деятельности.

Знать:

· характеристику конфликта и конфликтных ситуаций;

· виды, категории и причины возникновения конфликта;

· возможные варианты выхода из конфликта и правила поведения в конфликте.

Уметь:

  • ориентироваться в конфликтных ситуациях, правильно их оценивать;
  • находить выход из создающихся конфликтов.

Раздел VI . Человек и труд

Раздел знакомит с уровнями изучения субъекта труда, показателями профессиональной деятельности субъекта труда: мотивационные и эмоционально-волевые; когнитивные; операторные и результативные. Знакомит с экономической, технической и психологической эффективностью эрратической системы, основными вариантами и фазами развития профессионала. Рассматривает жизненный путь профессионала.

Тема 6.1. Человек как субъект труда

Знать:

· показатели профессиональной деятельности субъекта труда виды;

· фазы развития профессионала;

· жизненный путь профессионала;

· виды межсобытийных связей

Уметь:

  • повышать эффективность трудовой деятельности;
  • ставить профессиональные цели;
  • определять уровень мотивации

Раздел VII. Мотивы трудовой деятельности. Психология профессий

Завершающий, седьмой раздел позволяет раскрыть причины, определяющие поведение человека в процессе труда, функции мотивов в сфере труда: ориентирующая, смыслообразующая, опосредствующая, мобилизующая, оправдательная. Раздел изучает вопросы психологического профессиоведения, принципы, схемы и методы профессиографирования.

Тема 7.1. Психология профессий

Знать:

· понятие психологического профессиоведения;

· функции мотивов в сфере труда;

· принципы и схемы профессиографирования;

· методы профессиографии

Уметь:

  • определять причины, определяющие поведение человека в процессе труда;
  • составлять схемы профессиографирования;
  • определять уровень мотивации;
  • применять на практике методы профессиографии.

Самостоятельная деятельность студентов и форма отчетности

На самостоятельную работу студентов отводится 30% от часов ГОС, отводимых на изучение учебного курса. Самостоятельная работа студентов является внеаудиторной работой по изучаемому курсу. Она включает как подготовку к практическим (семинарским) занятиям, так и изучение 10% содержания курса, не вошедшего в аудиторную работу.

Для реализации целей курса «Социальная психология» студенты осуществляют следующие виды деятельности:

· Посещение и конспектирование лекций, направленных на ознакомление студентов с теоретическими основами социальной психологии

· Участвуют в практических занятиях, для овладения вышеперечисленными навыками и умениями

· Самостоятельно работают с литературой по социальной психологии

· Активно готовятся к семинарским занятиям, опираясь на программу и дополнительные задания, предлагаемые преподавателем

· Самостоятельно работают над предложенными преподавателем или выбранными по желанию самого студента темами

Виды внеаудиторной работы:

· составление развернутого (или сокращенного) плана основных положений мыслей изучаемой концепции, теории научного труда;

· иллюстрация основополагающих тезисов изучаемых психологических теорий конкретными примерами из первоисточников;

· рецензирование книг, статей по проблеме;

· сравнительный анализ психологических терминов и понятий по заданию преподавателя в психологических словарях;

· творческие задания (кроссворды, сочинения, наглядный материал, веб-сайты);

· составление тестового материала для компьютерной диагностики по теме.

Самостоятельная работа студента включает следующие виды:

· Работа с основной и дополнительной литературой по социальной психологии

· Разбор основных понятий и положений социальной психологии

· Составление кроссвордов на основные понятия

· Конспектирование

· Реферативные сообщения, доклады

· Составление библиографии по предлагаемым темам курса

· Анализ психоло-педагогических ситуаций

· Подбор диагностического материала по теме

· Сравнительный анализ различных социально-психологических явлений, методов психологии и направлений

· Другие виды работы

Форма отчетности:

· микрозачет по контрольным вопросам;

· творческое мини-сочинение;

· реферат;

· выступление на семинарском занятии;

· решение кроссворда;

· диагностическое портфолио;

· терминологический словарь;

· конспект;

· представление изученного материала в схематичной форме;

· тест-опрос;

* Виды работы и формы отчетности по каждой теме СРС указываются преподавателем.

По результатам выполнения вышеперечисленных форм работы студенту выставляется зачет.

Содержание самостоятельной деятельности студента по темам

Раздел I . Социальная психология как наука

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии

Цель: сформировать целостное представление у студентов о социальной психологии как науке.

Виды деятельности:

Для овладения знаниями:

- разбор основных понятий и положений социальной психологии:

социальная психология;

предмет, задачи социальной психологии;

основные разделы социальной психологии;

методы воздействия, исследования, контроля;

- составление словаря психологических терминов по теме:

психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм.

Для закрепления и систематизации знаний: работа с дополнительной литературой

- сравнительный анализ основных и специальных методов социальной психологии

Формы отчета:

- Терминологический словарь

- Конспект

- Заполненная таблица

Тема 1.2. Становление и развитие социальной психологии

Цель: сформировать целостное представление у студентов об истории становления и развития социальной психологии.

Виды деятельности:

Для закрепления и систематизации знаний:

- Работа с основной и дополнительной литературой

- Работа в библиотеке: используя книжный каталог и психологические журналы составить список литературы по теме «История социальной психологии»

- Подготовить доклад – сообщение по историческим периодам становления социальной психологии

- Возможные темы докладов – сообщений:

«Донаучный этап становления социальной психологии»,

«Научный этап становления социальной психологии»,

«Вклад различных направлений социальной психологии (бихевиоризма, психоанализа, интеракционизма, когнитивизма) в становление социальной психологии»,

«Вклад отечественных психологов в становление и развитие социальной психологии»

- Проанализировав литературу по истории социальной психологии заполнить таблицу:

№ п/п

Основные течения психологии начала 20в.

Представители

Вклад в становление социальной психологии

Методы исследо-вания

1

2

3

4

5

- Заполнение теста-опросника №1 по разделу «Социальная психология как наука»

(см. тесты по разделам)

Формы отчета:

- Выступление на семинарском занятии

- Реферат

- Заполненная таблица

- Тест-опрос

Раздел II Типология и социально-психологические характеристики личности

Тема 2.2. Социализация и развитие личности

Цель: сформировать у студентов представление о социализации личности.

Виды деятельности:

Для закрепления и систематизации знаний:

- Работа со словарем: выбрать основные понятия по теме и дать им определение

- В учебной литературе выбрать и дать краткую характеристику теориям социализации и развития личности

- Написать рефераты по теме «Социализация личности». Возможные темы рефератов:

«Проблема социализации личности»,

«Механизмы социализации»,

«Мезофакторы социализации», «Микрофакторы социализации»,

«Макрофакторы социализации» и т. д.

Формы отчета:

- Терминологический словарь

- Реферат

- Выступление на семинарском занятии

Тема 2.3. Межличностные отношения

Цель: познакомить студентов с возможностями построения межличностных взаимоотношений.

Виды деятельности:

- Проведите наблюдение за общением и межличностными взаимоотношениями людей в различных житейских ситуациях и определите, какими коммуникативными средствами они пользуются, как и какие цели, на ваш взгляд, они преследуют. Попробуйте определить соответствие выбранных человеком коммуникативных средств поставленной цели общения.

Упражнение: отключите звук у телевизора и, наблюдая за жестами, мимикой, пантомимикой выступающего попробуйте определить, о чем он говорит. Затем включите звук и проверьте свои наблюдения.

Упражнение : когда находитесь в общественных местах, например в транспорте, выберите одного человека и незаметно понаблюдайте за ним. Определите, какое у него настроение, что он переживает. Попробуйте представить себе, как выглядит этот человек, когда он улыбается, грустит, гневается и т.д.

- Подобрать комплекс диагностических методик на определение уровня межличностных взаимоотношений

- Подобрать, используя психологическую литературу, ряд игр и упражнений на развитие умения строить межличностные взаимоотношения

- Заполнение теста-опросника №2 по разделу «Типология и социально-психологические характеристики личности» (см. тесты по разделам)

Формы отчета:

- Диагностическое портфолио

- Тест-опрос

Раздел III. Психология общения

Тема 3.1. Психологическое общение, его содержание, цели и средства

Цель: познакомить студентов с разными видами общения, его функциями и структурой.

Виды деятельности:

- Работа со словарем: найти в словаре и выписать определение основных понятий по изучаемой теме

- Составить кроссворд по теме «Общение», используя основные понятия

- Подобрать психологические тесты по теме «Общение» и провести самодиагностику

- Написать реферат по теме «Общение». Возможные темы рефератов: «Процесс общения», «Коммуникативная сторона общения», «Жесты и их многообразие», «Роль мимики в процессе общения», «Барьеры общения» и т.д.

Формы отчета:

- Терминологический словарь

- Кроссворд

- Диагностическое портфолио

- Реферат

- Выступление на семинарском занятии

Тема 3.2. Техника и приемы организации коммуникаций

Цель: познакомить студентов с различными техниками и приемами организации эффективных коммуникаций.

Виды деятельности:

Для закрепления и систематизации знаний:

- Работа с дополнительной литературой

- Написание мини-сочинения «Значение общения в моей жизни»

- Подготовить сообщения на тему «Эффективное общение»

- Заполнение теста-опросника №3 по разделу «Психология общения»

(см. тесты по разделам)

Формы отчета:

- Выступление на семинарском занятии

- Мини-сочинение

- Реферативное сообщение

- Тест-опрос

Раздел IV . Группа как социально-психологический феномен

Тема 4.1 . Понятие, виды, структура группы

Цель: сформировать представление у студентов о малой группе, ее видах и структуре.

Виды деятельности:

Для овладения знаниями:

- Разбор основных понятий и терминов по теме:

малая группа, большая группа;

формальная, неформальная группа;

референтная группа, нереферентная группа;

лабораторная группа;

корпорации, коллектив

- Прочитать и составить конспекты основной и дополнительной литературы к теме семинарского занятия «Формирование и развитие малых групп»

- Составить доклады – сообщения

- Составить вопросы для обсуждения на занятии

- Заполнение теста-опросника №4 по разделу «Группа как социально-психологический феномен» (см. тесты по разделам)

Для формирования умений:

- Подобрать 2-3 теста на изучение группы и провести их в любой группе

- Провести анализ результатов тестирования

- Провести социометрию в группе, составить социоматрицу и таблицу распределения социальных ролей в группе. Определить взаимные выборы в группе

Формы отчета:

- Терминологический словарь

- Конспект

- Диагностическое портфолио

Тема 4.2. Проблема эффективности групповой деятельности

Цель: познакомить с критериями эффективности деятельности педагогического и ученических коллективов.

Виды деятельности:

Для закрепления и систематизации знаний:

- работа с дополнительной литературой

- составление алгоритма сплочения группы как коллектива;

- заполнение теста-опросника №5 по разделу «Феноменология малых групп» (см. тесты по разделам)

Для формирования умений:

- подобрать методический комплекс игр на сплочение.

Формы отчета:

- Выступление на семинарском занятии

- Алгоритм

- Портфолио с играми

Раздел V . Конфликт и способы его разрешения

Тема 5.1. Конфликт и способы его разрешения

Цель: дать представление о конфликте и возможных выходах из него.

Виды деятельности:

Для закрепления и систематизации знаний:

- Работа со словарем: используя конспекты и учебную литературу выбрать основные понятия по данной теме и в словаре найти их определение

- Используя лекции или учебную литературу составить опорные конспекты или планы – конспекты по теме с выделением основных разделов и рассмотрением основных вопросов

- Подобрать для обсуждения на занятии ряд конфликтных ситуаций

- На примере, какой – либо конфликтной ситуации, рассмотреть варианты исхода конфликта, используя разные способы выхода из конфликта

- Заполнение теста-опросника №6 по разделу «Конфликт и способы его разрешения.» (см. тесты по разделам)

Для формирования умений:

- Провести тест К. Томаса «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации»

- По результатам исследования выявить наиболее характерные способы выхода их конфликтов в данной группе.

- Понаблюдать за поведением людей в конфликте и определить наиболее конструктивные выходы из него.

Формы отчета:

- Терминологический словарь

- План-конспект

- Портфолио

Раздел VII. Мотивы трудовой деятельности.

Тема 7.1. Психология профессий

Цель: Сформировать представление у студентов о мотивации, профессиональной мотивации

Виды деятельности:

Для закрепления и систематизации знаний:

- Работа со словарем: выписать основные понятия, дать им краткую характеристику

- Используя основную литературу и дополнительные источники определить влияние условий труда на динамику структуры мотивов, а также психологические факторы управления профессиональной мотивацией

Для формирования умений:

- Подобрать психологические тесты на профессиональное самоопределение.

Содержание семинарских занятий

Раздел I . Социальная психология как наука

Семинар №1 Становление и развитие социальной психологии

I. Этапы развития социальной психологии:

  1. Донаучный этап становления социальной психологии:

а) философский период;

б) феноменологический период;

  1. Научный этап становления социальной психологии.
  2. Социально-психологические концепции: (феноменологический этап)

а) психология народов;

б) психология масс;

в) теория инстинктов социального поведения.

Литература:

1. Андреева М.Г. Социальная психология. – М.,1998.

2. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.

3. Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.

4. Столяренко А.М. Социальная психология. – М., 2001. – 543с.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

Семинар №2 Основные направления социальной психологии

1. Психоанализ (З.Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм)

2. Бихевиоризм (Дж. Уотсон, К. Халл, Б. Скиннер)

3. Когнитивизм (Ж. Пиаже, Дж. Келли)

4. Интеракционизм (Г. Блумер, Дж. Мид)

5. Гештальт-психология (К. Левин, Ф. Хайдер, К. Кофорка)

6. Гуманистическая психология ( А. Маслоу, К. Роджерс)

Литература:

1. Андреева М.Г. Социальная психология. – М.,1998.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2000.

3. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.

4. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

5. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

Раздел II. Типология и социально-психологические характеристики личности

Семинар №3 Теории социализации

  1. Психоаналитические теории:

а) теория психосексуального развития (З.Фрейд);

б) теория психосоциального развития личности (Э.Эриксон);

  1. Когнитивная теория Ж.Пиаже.
  2. Уровни и стадии нравственного развития по Кольбергу.
  3. Бихевиористические теории. Типы обучения:

а) классическое обусловливание;

б) оперантное обусловливание;

в) обучение посредством наблюдения.

  1. Деятельностный подход (отечественные психологи).

Литература:

  1. Андреева М.Г. Социальная психология.- М., 1998.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология.- М., 2000.
  3. Бодалев А.А. Психология личности. – М., 1988.
  4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. – М., 1975.
  6. Столяренко А.М. Социальная психология. – М., 2001. – 543с.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997.
  8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

Раздел III . Психология общения

Семинар №4 Техника и приемы организации коммуникаций

Теоретическая часть:

  1. Этапы установления контакта (доброжелательной атмосферы)
  2. Коммуникативные барьеры общения.
  3. Искусство слушать собеседника:

а) правила общения;

б) типы слушателей;

в) правила нерефлексивного слушания;

г) выяснение, перефразирование, резюмирование.

  1. Установки, затрудняющие процесс общения.
  2. Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения.
  3. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.

Литература:

  1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М., 2003ю – 248с.
  2. Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. -416с.
  3. Долгополов Н. Мир общения (тренинг) – М.,1998.
  4. Каган М.С. Мир общения. – М., 1998.
  5. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.
  6. Обозов Н.Н. психология делового общения. – СПб., 1995.
  7. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.
  8. Фишер Р., Юрн У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.,1990.

Раздел IV . Группа как

социально-психологический феномен

Семинар №5 Проблема эффективности групповой деятельности

Теоретическая часть:

  1. Виды взаимоотношений:

а) официальные, неофициальные;

б) отношения лидерства, руководства и подчинения;

в) деловые, личные;

г) рациональные, эмоциональные.

  1. Проблема групповой сплоченности.
  2. Эффективность групповой деятельности.
  3. Основные критерии эффективности деятельности педагогического и ученического коллективов.
  4. Пути повышения эффективности групповой деятельности.

Литература:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990. - 248с.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.

3. Кричевский Р. Л., Дубровская М. Психология малой группы. – М., 1991.

4. Парыгин Б. Социальная психология. – СПб., 1999.

5. Руденский Е. В. Социальная психология.- М.Новосибирск, 1997.

6. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы, 1998.

7. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М., 1999.

Семинар №6 Динамика развития малых групп

  1. Феномен групповой динамики.
  2. Элементы групповой динамики: цели, нормы, фазы развития группы.
  3. Факторы групповой динамики.
  4. Феномен группового давления.
  5. Феномен конформизма.

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология.-М.,2000.
  2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.
  3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 1999.
  4. Руденский Е. В. Социальная психология.- М. Новосибирск, 1997.
  5. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы, 1998.
  6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995. – 544с.

Раздел V. Конфликт и способы его разрешения

Семинар №7

  1. Сущность конфликта
  2. Виды конфликтов
  3. Поведение в конфликте
  4. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях:

а) соперничество (конкуренция);

б) сотрудничество;

в) компромисс;

г) приспособление;

д) игнорирование или уклонение

5. Методы разрешения конфликтов

Литература:

1. Бородин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989

2. Джини Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.

3. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994.

4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – М., 1996

5. Морозов А.В. Социальная конфликтология. – М., 2002. – 336с.

6. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Спб., 1993

7. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988

8. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996.

Раздел VI . Человек и труд.

Человек как субъект труда

Семинар № 8 Развитие человека как субъекта труда

1. Труд как фактор исторического развития человека.

2. Труд как вид деятельности.

3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта.

4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда.

5. Развитие человека как субъекта труда в дошкольном возрасте.

6. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза.

7. Стадии цикла профессионализации.

8. Критерии зрелой личности и формы организации труда.

9. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.

10. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации.

Литература:

1. Носкова О.Г. Психология труда. – М., 2004. – 384с.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.

3. Карпов А.В. Психология труда. – М., 2005.

4. Толочек В.А. Современная психология труда. –Спб., 2006. – 478с.

5. Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981

Раздел VII . Мотивы трудовой деятельности. Психология профессий

Теоретическая часть:

1. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга.

2. Концепция «Гуманизация труда»

3. Концепция трудовой мотивации Д.Мак-Клелланда

4. Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона

5. Профессиографирование и профессиограммы.

6. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала

7. Методы психологического анализа профессий.

8. Способы представления профессиограммы и психограммы.

Практическая часть: Диагностика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи (тест – опросник МУН). Методика изучения факторов привлекательности профессии (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан). Тесты на определение профессиональной направленности.

Литература:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.

2. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Спб., 1999

3. Тутушкина М.К. Практическая психология. – Спб., 2000

4. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. – Спб, 1997

5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

7. Мотнев О.И. Психология самопознания личности. – М., 1993

8. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. С. 320.

9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 512.

10. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. СПб., 2004.

11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2003.

Тесты по разделам дисциплины

Тема № 1. Cоциальная психология как наука

1. Социально-психологические явления или феномены:

а) социальная среда влияет на нас как на отдельную личность;

б) характер;

в) каждый из нас участвует в общении;

г) мы принимаем участие в межличностных отношениях;

д) темперамент;

е) участие в групповом взаимодействии

2. Социальная психология:

а) это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;

б) это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы;

в) это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека

3. Что является предметом социальной психологии?

4. Перечислить 4 основных раздела социальной психологии

5. С какими другими науками и отраслями психологии связана социальная психология?

6. Социальная психология это самостоятельная наука?

а) да б) нет

Объяснить выбор своего ответа

7. Период становления социальной психологии как науки:

а) начало 19в.;

б) середина 19в.;

в) конец 19в.;

г) начало 20в.

8. Раскрыть классификацию методов социальной психологии (Б. Парыгин). Привести примеры

9. Датой рождения социальной психологии принято считать выход в свет книги «Введение в социальную психологию» (1908г.). Её автор:

а) Лебон;

б) Вундт;

в) Мак – Дугалл

10. Чем характеризуется научный этап развития социальной психологии?

11. Перечислить основные направления социальной психологии и их ведущих представителей (не менее)

Тема №2. Типология и социально-психологические характеристики личности

1. Сравнить понятия индивид и индивидуальность

2. Перечислить основные составляющие личности

3. Что включает в себя когнитивно – познавательная сфера? Дать определение

4. Какие признаки личности вам известны?

5. Раскрыть 3 инстанции личности по З. Фрейду

6. Личность определяется различными потенциалами:

а) нравственные формы, жизненные ценности, убеждения личности общение человека

б) объем и качество информации

в) эстетические потребности личности

г) способность человека к деятельности, его умения, навыки

– Дать название каждой потребности

7. Какие еще потребности вы знаете, без которых личность полноценно функционировать не может? Раскрыть

8. Что вы понимаете под понятием «социализация» личности?

9. Перечислить основные институты социализации, указать наиболее важный для вас

10. Правильно распределить механизмы социализации:

а) процесс и результат приобретения человеком ЗУН. в результате буквального копирования модели поведения, опыта других людей

б) осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении

в) стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее

А. Внушение.

Б. Идентификация.

В. Конформность.

Г. Социальная фасилация.

Д. Подражание.

11. Сравните 2 механизма социализации: чувство вины и стыд

12. Какие основные направления социализации вам известны?

13. Когда и кем было введено понятие «социализация»?

Тема № 3. Психология общения

1. Дать определение понятию «Общение»

2. Правильно распределить:

А. Содержание

Б. Цели

В. Средства общения

а) способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации;

б) информация, передающаяся в межиндивидуальных контактах от одного человека к другому;

в) это то, ради чего у человека возникает процесс общения

3. Распределить виды общения по содержанию:

А. Материальное

Б. Когнитивное

В. Кондиционное

Г. Мотивационное

Д. Деятельностное

а) обмен знаниями;

б) обмен психическими или физиологическими состояниями;

в) обмен действиями, операциями, навыками;

г) обмен предметами и продуктами деятельности;

д) обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами

4. Сформировать основную цель коммуникативного процесса

5. Распределить виды общения по средствам:

А. Опосредованное

Б. Непосредственное

В. Прямое

Г. Косвенное

а) общение, предполагающее личные контакты и непосредственное восприятие друг с другом;

б) общение, осуществляющееся с помощью естественных органов, данных человеку природой;

в) общение через посредников;

г) общение, связанное с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией

6. Какова конечная цель интерактивной стороны общения?

7. Какие виды общения по целям вам известны? Раскрыть

8. Правильно распределить стороны общения:

А. Коммуникативная

Б. Интерактивная

В. Перцептивная

а) это сторона общения представляет собой процесс восприятия друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними;

б) это сторона общения заключается в обмене информацией между общающимися индивидами;

в) это сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения

9. Перечислить ведущие стратегии поведения, раскрыв одну из них по вашему выбору

10. Сформулировать цель перцептивной стороны общения

11. Правильно распределить 3 типа межличностного общения:

А. Императивное

Б. Манипулятивное

В. Диалогическое

а) это форма межличностного общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно;

б) это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями, принуждающая его к определенным действиям или решениям;

в) это равноправное субъект – субъективное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание

12. Написать сферы деятельности, где используются эти 3 типа межличностного общения

13. Распределить:

А. Техника общения

Б. Приемы общения

а) способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения

б) разнообразные средства общения

Тема №4. Группа как социально-психологический феномен

1. Дать определение малой группы

2. Перечислить признаки или характерные черты малых групп (не менее пяти)

3. Привести примеры больших социальных групп

4. Какие отечественные психологи, изучающие проблемы малых групп, вам известны?

5. В чем отличие реальных групп от условных?

6. Правильно распределить виды малых групп:

а) это такие группы, которые складываются сами по себе, возникают и существуют исходя из потребностей общества;

б) это общность людей, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий, дружбы;

в) это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать.

А) формальные

Б) естественные

В) референтная

Г) нереферентная

Д) неформальная

7. Может ли лабораторная группа быть неформальной? Почему?

8. Коллектив – это высокоразвитая группа? Доказать.

9. Чем характеризуются корпорации?

10. Описать динамику развития малых групп.

Тема №5. Феноменология малых групп

1. «Филиппова Женя – староста группы».

«Андреев А.Л. – директор Канского пед.колледжа».

Какое понятие здесь используется?

а) позиция в) внутренняя установка

б) статус г) роль

2. Могут ли статус и внутренняя установка расходиться? Привести пример.

3. «Женя – неформальный лидер группы».

4. «Максим – весельчак группы».

«Лена – изгой».

О каком понятии здесь идет речь?

5. Существуют типы внутри групповых структур коммуникаций. Сделать рисунки и привести примеры:

а) фронтальной структуры г) цепной

б) радиальной структуры д) круговой

в) иерархической структуры

6. Сравнить такие понятия, как централизованная структура каналов коммуникаций и децентрализация.

7. В чем отличие руководителя от лидера?

8. Существует три основных стиля лидерства. О каких стилях идет речь?

а) этот стиль лидерства характеризуется властностью, систематическим контролем, единоличием в принятии решений;

б) при этом стиле лидер фактически уходит от своих обязанностей, по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы;

в) при этом стиле лидер постоянно обращается к мнению членов группы, советуется с ними, привлекает к сотрудничеству в управлении группой.

9. Правильно распределить виды взаимоотношений:

а) отношения складывающиеся на базе личных или частных взаимоотношений людей;

б) отношения, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие;

в) отношения, возникающие между людьми на должностной основе, фиксирующиеся законом.

10. Что включает в себя каждый из критериев?

Тема №6. Конфликт и способы его разрешения

1. Дайте определение понятия «конфликта»

2. Что лежит в основе любого конфликта?

3. Назовите не менее 3-х причин возникновения конфликтной ситуации

4. Правильно распределите виды конфликтов:

а) реальное столкновение между сторонами;

б) восприятие субъектом ситуации как конфликтной, хотя реальных причин нет;

в) ситуация, когда существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе не осознали данную ситуацию, как конфликтную

А) Ложный

Б) Потенциальный

В) Истинный

5. Какие еще виды истинных конфликтов вы знаете?

6. Последовательно опишите динамику развития конфликта

7. Приведите конкретные примеры:

а) конфликта деятельности;

б) конфликта поведения или поступков;

в) конфликта отношений

8. Какие компоненты входят в структуру конфликта?

9. Назовите стадии разрастания конфликта

10. Каковы способы разрешения или пути выхода из конфликтных ситуаций? Один из способов раскройте

Вопросы к зачету по курсу

«Социальная психология»

1. Предмет изучения социальной психологии, её задачи.

2. Основные разделы социальной психологии.

3. Структура социальной психологии.

4. Связь социальной психологии с другими науками.

5. Этапы становления социальной психологии.

6. Психологическое общение, его содержание, цели и средства.

7. Виды общения.

8. Функции общения.

9. Стороны общения.

10. Стратегии поведения.

11. Понятие малой и большой групп. Коллектив как малая группа. Стадии развития коллектива.

12. Виды малых групп.

13. Структура малых групп: позиция, статус, внутренняя установка, роль.

14. Типы внутригрупповых структур коммуникаций. Примеры.

15. Руководство и лидерство. Стили лидерства.

16. Виды взаимоотношений (официальные, деловые, личные…).

17. Критерии эффективности групповой деятельности. Пути повышения эффективности.

18. Понятие и составляющие личности. Развитие личности.

19. Три инстанции личности по З. Фрейду.

20. Понятие социализации, ее ведущие феномены.

21. Социально-психологические механизмы социализации (идентификация, подражание, внушение…).

22. Теория З. Фрейда о психосексуальном развитии личности.

23. Когнитивная теория Ж. Пиаже.

24. Уровни и стадии развития личности. (Л. Кольберг).

25. Личность в группе: положительное воздействие общности на индивид; отрицательное влияние группы на личность.

26. Конфликт. Типы поведения в конфликте. Выходы из конфликта.

27. Профессиональная мотивация.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Андреева М.Г. Социальная психология. – М., 1988

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2000

3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 1994

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982

5. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1978

6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987

7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999

8. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990

9. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Спб., 1993

10. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. – Спб., 1997

11. Парыгин Б. Социальная психология. – Спб., 1999

12. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Спб., 1999

13. Руденский Е.В. Социальная психология. – М., 1997

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на Дону, 1997

15. Столяренко А.М. Социальная психология. – М., 2001. – 543с.

16. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. – М., 1985

17. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995

18. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

Дополнительная литература

1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М., 2003. – 248с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Спб, 1996

3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.. 1983

4. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – Спб., 1970

5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт! – Новосибирск, 1989

6. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – Спб, 1996

7. Вайкуновский А.Я. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении. – М., 1990.

8. Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. -416с.

9. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х частях: Ч.2. – М., 1992

10. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.

11. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.

12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

13. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994.

14. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Мн.. 1996

15. Милибруда Е.Я. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения.- М., 1986.

16. Мотнев О.И. Психология самопознания личности. – М., 1993.

17. Морозов А.В. Социальная конфликтология. – М., 2002. – 336с.

18. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. – 320с.

19. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии . – М., 1987.

20. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Кн. 1. – М., 1998.

21. Обозов Н.Н. Психология делового общения. – Спб., 1995.

22. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. – Спб., 1995.

23. Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений. – Спб., 1995.

24. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Спб., 1993.

25. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

26. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.2. – Ростов – на Дону, 1996

27. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 1992.

28. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. СПб., 2004.

29. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2003.

30. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1990

31. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

32. Тутушкина М.К. Практическая психология. – Спб., 2000.

33. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., 1997.

34. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.

35. Якутин В.А. Педагогическая психология. – Спб., 1998.

36. Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 2004. – 191 с.


Оригинал – макет и компьютерная верстка:

А.П. Афанасьева, Т.Н Вахрушева, Е.Н.Федоров