Реферат: Методические рекомендации и программы для студентов специальности 061500 «Маркетинг» заочной формы обучения
Название: Методические рекомендации и программы для студентов специальности 061500 «Маркетинг» заочной формы обучения Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ. КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКАСТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МАРКЕТИНГ»
Методические рекомендации и программы для студентов специальности 061500 «Маркетинг» заочной формы обучения Красноярск 2005 Методические рекомендации и программы разработаны в соответствии с ГОС ВПО специальности 061500 «Маркетинг» Авторы- составители: Воробьев И.Н. к.э.н., доцент Грищенко О.Н. к.ф.н., доцент Акулич В.Г., старший преподаватель
Методические рекомендации и программы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономики и менеджмента» Красноярского филиала МЭСИ «02» сентября 2005г. Протокол № 1 Представлены методические рекомендации и программы производственной и преддипломной практики студентов специальности «Маркетинг». Определены цели и задачи практики, описана организация практики, даны рекомендации по прохождению практики в различных организациях РФ и за рубежом. Предназначено для студентов специальности «Маркетинг» заочной формы обучения и экстерната. © КФ МЭСИ, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи производственной и преддипломной практики. 5 2. Программы и рекомендации по прохождению производственной и преддипломной практики. 2.1. Программа прохождения практики на предприятиях и фирмах. 2.2. Программа прохождения практики в коммерческих банках. 2.3. Программа прохождения практики в органах государственного регулирования
.
3. Организация практики студентов специальности «Маркетинг». 3.1. Организация производственной практики. 3.2. Организация преддипломной практики 4. Отчёт о прохождении практики и порядок его защиты. 4.1. Отчёт о прохождении производственной практики 4.2. Отчёт о прохождении преддипломной практики
Для студентов специальности «Маркетинг» заочной формы обучения в Красноярском филиале МЭСИ согласно графика учебного процесса предусмотрено два вида практики: производственная практика на 5 курсе и преддипломная практика на 6 курсе. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ. В соответствии с государственным образовательным стандартом производственная и преддипломная практики являются составной частью учебного процесса при подготовке студентов по специальности «Маркетинг». Производственная и преддипломная практики организуются с целью: · закрепления и углубления экономических, менеджерских знаний, полученных в период теоретического обучения, · приобретения навыков самостоятельной работы по избранной специальности в соответствующих учреждениях, фирмах, организациях. · Овладения методами и приемами прогнозирования, анализа, регулирования, планирования. · приобретения опыта общественно-политической, организаторской и воспитательной работы, · сбора практического материала для выполнения курсовой работы по специальности (производственная практика) и дипломной работы (преддипломная практика). Для достижения поставленных целей практики студент должен выполнить следующие мероприятия: 1. Изучить правовые основы функционирования предприятия, соответствующие разделы гражданского права, учредительные документы организации (учредительный договор, устав или положение), положения о подразделениях организации, локальные акты предприятия, инструктивный материал. 2. Исследовать цели и задачи функционирования организации, её внешние связи и внешнюю среду, её место и роль как элемента, входящего в более сложные системы, в том числе в иерархические связи (подчиненность уровням более высокого порядка). 3. Ознакомиться и иметь общее представление о деятельности предприятия (номенклатура продукции, особенности технологии и оборудования, структура предприятия, уровень персонала, положение предприятия на российском и мировом рынке аналогичной и заменяемой продукции, основных конкурентов, круг поставщиков и потребителей и т.п.). 4. Изучить организационную структуру предприятия, положения о его подразделениях, оценить, соответствуют ли организационная структура и структура управления целям и функциям предприятия. 5. Ознакомиться и иметь полное представление о деятельности подразделения, где будет проходить практику (функции, структура, уровень и обязанности персонала (его функциональные обязанности), взаимодействие с другими службами предприятия). 6. Исследовать уровень информационной обеспеченности деятельности предприятия, степень её соответствия целям, задачам и функциям предприятия. 7. Ознакомиться с маркетинговой службой предприятия. 8. Изучить состояние работы предприятия с товаром, сегментацией рынка, системой ценообразования, по послепродажному обслуживанию потребителя, системой сервиса. 9. Ознакомиться с проведением аналитической работы по составлению сводных данных и системных показателей по профилю предприятия. В период практики студенты должны научиться: 1.Планировать деятельность предприятия, фирмы, организации. Анализировать различные виды планов, их соответствие требуемой деятельности 2.Владеть основами организационной деятельности на всех уровнях управления. 3.Овладеть системами стимулирования и мотивации. 4.Овладеть предварительным, текущим, итоговым видами контроля. 5.Подводить итоги деятельности как предприятия в целом так и отдельных подразделений, работников. 6.Уметь подбирать, работать с нестандартно мыслящими людьми. 7.Принимать управленческие решения. 8.Овладеть основами самоменеджмента. 9.Эффективно использовать автоматизированные рабочие места и новые информационные технологии. 10.Вести деловые переговоры, оказывать консалтинговые услуги. 11.Проводить сегментацию рынка. 12.Организовывать систему обслуживания после продажи товара – система сервисного обслуживания. 13.Изучать потребности конкретного потребителя, поставив их главной целью функционирования предприятия. 14.Работать в системе ценообразования предприятия. 2. ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Производственная практика студентов 5 курса и преддипломная практика 6 курса специальности «Маркетинг» проводится в российских и зарубежных организациях: на предприятиях, в фирмах, банках, в органах государственного управления. Как правило, практика проводится в подразделениях (отделах, управлениях, департаментах). При прохождении практики студенты должны применять на практике полученные ранее экономические знания (управленческие, маркетинговые, коммерческие, финансовые, информационные), закрепляя их в виде практических навыков. При прохождении практики в различных организациях необходимо обратить внимание на следующие направления: 2.1. Программа прохождения практики на предприятиях и фирмах
Практику рекомендуется проходить в следующих подразделениях предприятий и фирм: · Планово-экономический отдел (отдел экономического анализа). · Отдел маркетинга. · Отдел продаж. · Финансовая служба. · Служба логистики. · Отдел рекламы. · Служба управления персоналом. · Отдел труда и заработной платы. · Отдел мониторинга внешней среды (служба стратегического управления). Студентам, обучающимся по специальности «Маркетинг» и проходящим производственную и преддипломную практику на предприятиях города и края, рекомендуется уделить особое внимание следующим моментам: 1. Изучению системы организации управления предприятием в целом и отдельного подразделения, в частности: · Проанализировать существующую организационную структуру предприятия; · Проанализировать сферу деятельности компании (производственная, посредническая, консалтинговая, управленческая); · Исследовать весь ассортиментный перечень товаров, услуг, предоставляемых компанией; · Изучить производственный цикл предприятия; · Проанализировать область функционирования того отдела, в котором Вы проходите практику (а также цель, задачи его функционирования и взаимосвязи в системе производственного цикла); · Ознакомиться с иерархией подчинения внутри рассматриваемого подразделения и с должностными обязанностями каждого служащего отдела. · Исследовать финансовое состояние предприятия (организации). · Изучить маркетинговую деятельность предприятия (организации). 2. Исследованию следующих документов предприятия: - Устава, учредительного договора (состава учредителей, размера уставного капитала, доли каждого учредителя в уставном капитале, заявленным направлениям деятельности предприятия); - Свидетельства о государственной регистрации предприятия (номера и даты выдачи свидетельства); - Свидетельства о постановке на налоговый учет (индивидуальный идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика; наименование налогового органа, в котором отчитывается предприятие); - Свидетельство о присвоении статистических кодов предприятию согласно уставным документам и заявленным направлениям деятельности предприятия (ОКАТО, СОАТО, ОКПО и т.д.); - Банковских документов, подтверждающих открытие данным предприятием расчетных рублевых/текущих валютных/транзитных/спец. транзитных счетов в одном или нескольких уполномоченных банках; - Наличие карточки участника ВЭД, выданной контролирующим таможенным органом; - Внешнеторговые контракты (номер и дату заключения контракта; наименование и банковские реквизиты контрагента; наименования и код товаров по ТН ВЭД; контрактные цены поставки и общую сумму контракта; условия поставки, станции погранперехода; условия платежа; условия упаковки, маркировки товара; ответственность сторон; форс-мажорные обстоятельства; срок действия контракта; все дополнительные соглашения и изменения к контракту); - Документы по финансовой отчетности предприятия: бухгалтерский баланс, - Паспорта сделок (ПС) на каждый контракт, оформленные и заверенные уполномоченным банком предприятия; - Дополнительные документы, выданные таможенными органами и сопровождающие каждую конкретную внешнеэкономическую сделку предприятия (например, разрешение на временное периодическое декларирование, разрешение на осуществление таможенного декларирования вне региона деятельности контролирующей таможни и т.д.); 3. Изучению законодательных документов (Законов, Указов, Приказов, Инструкций, Локальных актов предприятия), непосредственно регулирующих деятельность предприятия и отдельного подразделения при выполнении своих функциональных задач. Детальное ознакомление студента с особенностями, тонкостями текущей и стратегической деятельности предприятия в области маркетинга, а также приобретение профессиональных навыков возможно в ходе дальнейшего непосредственного поэтапного включения в процесс выполнения конкретных повседневных задач предприятия. 2.2. Программа прохождения практики в коммерческих банках
Производственная практика в коммерческих банках организуется с целью получения теоретических и практических знаний в области операций коммерческих банков в РФ. Производственную практику рекомендуется проходить в подразделениях банка: · Отдел маркетинга. · Отдел валютных операций. · Отдел валютного контроля. · Отдел расчётов. · Отдел кредитования. · Отдел ценных бумаг. · Отдел бухгалтерского учёта. · Отдел расчётов. · Отдел неторговых операций. · Отдел работы с персоналом. · Служба безопасности банка. · Отдел стратегического управления. При прохождении практики студенты должны:
· Валютно-обменные операции. · Обслуживание экспортно-импортных операций клиентов. · Международные расчеты и документарные операции.
· Порядок выпуска карт. · Реализация проектов, связанных с выплатой заработной платы с использованием пластиковых карт.
При организации маркетинговой работы. При обслуживании клиентов. При подготовке отчетности. При оформлении внутренних документов банка.
Преддипломная практика в коммерческих банках организуется с целью получения теоретических и практических знаний в области операций коммерческих банков в РФ. По окончании преддипломной практики студент должен овладеть знаниями и навыками достаточными для трудоустройства в банке. Для достижения поставленных целей преддипломной практики студент должен выполнить следующие задания: Определить место и роль банка на рынке банковских услуг в регионе. Изучить и охарактеризовать внешнюю среду функционирования банка. Ознакомиться и иметь полное представление о перечне услуг, предлагаемых банком. Изучить особенности обслуживания банком физических и юридических лиц. Ознакомиться с тарифной политикой банка. Изучить основные нормативные акты ЦБ РФ и ГТК РФ в области валютного регулирования и валютного контроля. Ознакомиться с порядком работы банка с клиентами в сфере валютных операций. Валютно-обменные операции. Обслуживание экспортно-импортных операций клиентов. Международные расчеты и документарные операции. Заключение сделок с банками-контрагентами. Учет внешнеторговых контрактов в программных комплексах ЦБ РФ и ГТК АРМ-Импорт и АРМ-Экспорт. Расчет открытой валютной позиции банка. Изучить особенности обслуживания клиентов в области пластиковых карт. Порядок выпуска карт. Реализация зарплатных проектов. Разработка маркетинговых программ. Привлечение торгово-сервисных предприятий на обслуживание по эквайрингу. Реализация Интернет-проектов. Ведение специальных карточных счетов в программном комплексе банка. Обмен данными с процессинговым центром банка. Ознакомиться с особенностями документооборота в банке. Изучить формы, порядок и сроки подготовки отчетности банка. Охарактеризовать и проанализировать организационную структуру банка. Изучить особенности взаимодействия между подразделениями банка. Изучить и представить характеристику стиля руководства и особенностей корпоративной культуры в организации прохождения практики. Применять полученные данные: При обслуживании клиентов. При подготовке отчетности. При оформлении внутренних документов банка. 2.3. Программа прохождения практики в органах государственного управления
Практику в органах государственного управления рекомендуется проходить: в региональных и муниципальных администрациях в отделах медицинского обслуживания населения, в отделах образования, социальных службах, отделах внутренних дел местных администраций в региональных представительствах федеральных органов государственного управления, в других органах государственного регулирования При прохождении практики студенты должны: Изучить законодательные и нормативные акты деятельности местных администраций. Исследовать систему управления структурными подразделениями местных администраций. Изучить законодательные и нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность государства и регионов. Изучить роль учреждений, где проводится практика, в системе государственного управления. Изучить маркетинговую деятельность организации. Приобрести навыки оформления соответствующей документации. Ознакомиться с организацией и приобрести навыки государственного управления. Рекомендации по прохождению производственной практики в органах государственной власти Красноярского края Для достижения целей практики студент должен выполнить следующие задания: 1. Изучить: Разделение полномочий между Российской Федерацией и регионом, чтобы четко представлять, какие действия находятся в компетенции края, и что нужно делать, чтобы реализовать полномочия, находящиеся в совместном ведении. Порядок оценки инвестиционных проектов на предмет возможного финансирования из государственных или внешних источников. Систему управления местных органов власти. Различные подходы к перспективному развитию регионов. 2. Получить практические навыки: По подготовке официальных документов и работы с ними (порядок, сроки, согласования, визы и т.д.) По анализу динамики структуры развития края По экспресс-оценке инвестиционных проектов, представляемых в администрацию края для поиска источников финансирования По прогнозированию изменения показателей деятельности края в ближайшие три – пять лет. По сегментации рынка края. Потребительские возможности жителей края. Территориальные особенности работы с потребителем (традиции, устои, привычки).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МАРКЕТИНГ»
3.1. Организация производственной практики Производственная практика организуется с целью закрепления и углубления экономических знаний, полученных в период теоретического обучения по дисциплинам: «Теория организации», «Основы Маркетинга», «Основы управленческого консультирования», « Статистика рынка товаров и услуг», «Основы товароведения», «Ценообразование», «Логистика», «Маркетинговые исследования», «Поведение потребителей», «Маркетинг услуг», «Информационные системы маркетинга», «Стратегический Маркетинг», «Управленческие решения», «Управление персоналом» и приобретения навыков практической работы. Производственная практика студентов специальности «Маркетинг» Красноярского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики проводится в летние месяцы после окончания 5 курса. Место прохождения практики студенты определяют самостоятельно при условии согласования с руководством кафедры и с руководством той организации, где предполагается прохождение практики. Учебно-методическое руководство производственной практикой обеспечивается кафедрой «Экономики и менеджмента». Руководит производственной практикой ответственный преподаватель кафедры. В его функции входит: проведение собраний, оформление направлений и писем на практику, поддержание связи с руководителями практики на местах, консультирование студентов по различным вопросам организации производственной практики, сбор, проверка и анализ отчётов студентов о практике, проведение зачёта, написание отчёта о результатах практики. Перед началом практики (в конце пятого курса) кафедра проводит организационное собрание студентов, на котором определяются цели и задачи практики, оформляются направления на практику, разъясняются правила прохождения практики, а также правила оформления дневников практики и отчётов, организации защиты отчётов. Продолжительность практики – 6 недель. Студент в период прохождения практики должен: Выполнять профессиональные функции работников подразделения, Оказывать помощь в решении проблем предприятия и подразделения. Исполнять указания и поручения руководителей практики и подразделений. Систематически вести дневник практики, записывая в него в хронологическом порядке объём и виды работ, выполненные в течение рабочего дня. Собрать практический материал, необходимый для написания отчёта о практике и для выполнения курсовой работы по специальности. По окончании практики в установленный срок представить преподавателю-руководителю практики отчёт о её прохождении и защитить его. 3.2. Организация преддипломной практики
Преддипломная практика наряду с написанием диплома является завершающей, финальной частью учебного процесса при подготовке студентов по специальности «Маркетинг». Преддипломная практика организуется с целью закрепления и углубления экономических знаний, полученных за весь период теоретического и практического обучения, изучения вопросов по теме дипломной работы, развитие профессиональных навыков по профилю специализации. Преддипломная практика проводится на 6 курсе. Продолжительность практики – 8 недель. Место прохождения практики студенты определяют, как правило, самостоятельно при условии согласования с руководством кафедры и с руководством той организации, где предполагается прохождение практики. Кафедра оказывает содействие в поиске и определении мест прохождения преддипломной практики. Учебно-методическое руководство преддипломной практикой обеспечивается кафедрой «Экономики и менеджмента». Организационное руководство практикой осуществляет кафедра «Экономики и менеджмента» вместе с ответственным преподавателем: оказание помощи студентам в подборе мест для практики, распределение студентов по местам практики, проведение собраний, оформление направлений и писем на практику, поддержание связи с руководителями практики на местах, консультирование студентов по различным вопросам организации преддипломной практики, сбор, проверка и анализ отчётов студентов о практике, проведение зачёта, написание отчёта о результатах практики. Научные руководители дипломных работ отвечают за содержательную часть практики в соответствии с темами дипломов: разработка индивидуального плана прохождения практики, выявление и формулирование проблемы дипломного исследования, определение направления, объекта и предмета исследования, круга данных как базы для анализа, выводов и предложений. Учреждения, на которых студенты проходят практику, обеспечивают студентов практикантов рабочими местами и необходимыми практическими материалами. Приказом назначается руководитель практики от учреждения. В его обязанности входит общее руководство практикой: - распределение студентов по рабочим местам, - обеспечение нормальных условий работы студентов (их размещение, оказание помощи в получении фактического материала, организации консультаций и т.д.) - обеспечение надлежащей требовательности к студентам практикантам, как в отношении служебной дисциплины, так и в отношении выполнения плана производственной практики, - составление краткого отзыва о работе каждого студента. В отзыве отмечается выполнение студентом программы практики, его отношение к работе, трудовая дисциплина, овладение управленческими навыками и др. На кафедре экономики и менеджмента во время прохождения практики и написания дипломных работ студентам предоставляется возможность проконсультироваться по вопросам менеджмента и маркетинга у преподавателя, ведущего соответствующие дисциплины. При прохождении практики рекомендуется соблюдать следующую последовательность: Знакомство с системой работы в организации и подразделении прохождения практики. Работа в подразделении. Сбор материалов для дипломной работы. Подведение итогов, выработка рекомендаций. Оформление отчета о преддипломной практике. Оформление дипломной работы. Студент в период прохождения преддипломной практики должен: Выполнять профессиональные функции работников подразделения. Исполнять указания и поручения руководителей практики и подразделений. Систематически вести дневник практики, записывая в него в хронологическом порядке объем и виды работ, выполненные в течение рабочего дня. Собрать практический материал, необходимый для написания отчета о практике и для выполнения дипломной работы. По окончании практики в установленный срок представить на кафедру отчет о ее прохождении и защитить его. Своевременно оформлять и представлять для проверки научному руководителю главы и части дипломной работы.
ОТЧЁТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ И ПОРЯДОК ЕГО ЗАЩИТЫ
4.1. Отчёт о прохождении производственной практики
По окончании практики в течение 10 дней студент на основании дневника и других материалов составляет развёрнутый отчёт о проделанной работе. Отчёт студента о прохождении практики – это один из документов, позволяющих оценить результаты производственной практики как одной из форм обучения. Отчёт о производственной практике выполняется самостоятельно каждым студентом в письменной форме. Объём – 10-15 страниц без приложений через 1,5 интервала, шрифт 12. Отчёт по производственной практике должен иметь следующую структуру: Титульный лист (образец оформления титульного листа имеется в дневнике практики). Общая характеристика организации и её деятельности. Общая характеристика подразделения и его функций. Анализ основных показателей деятельности предприятия, банка, администрации. Характер работы, выполненной студентом во время практики, предложения по совершенствованию деятельности организации и подразделения, определение проблемы для написания курсовой работы. Оценка результатов практики (организация практики, использование полученных знаний, приобретение навыков, предложения по совершенствованию организации практики). Приложения. Защита отчёта проводится на кафедре «Экономики и менеджмента» На защиту представляется отчет о практике, дневник практики (заполненный, подписанный, и с печатями). В том случае, если в дневник практики организация не ставит печати, то требуется дополнительно справка, подтверждающая прохождение практики в данной организации в предусмотренные сроки и подписанная одним из руководителей организации или руководителем практики от организации. В процессе защиты выявляется: -качественный уровень прохождения практики, -инициативность студентов, проявленная в период прохождения практики, -высказанные предложения по улучшению работы предприятия, фирмы, организации. Студенты, не выполнившие программу практики или не защитившие отчёт, должны пройти практику повторно в течение семестра.
Отчёт о прохождении преддипломной практики
По окончании практики в течение 10-14 дней студент на основании дневника и других материалов составляет развёрнутый отчёт о проделанной работе. Отчёт студента о прохождении преддипломной практики позволяет оценить результаты преддипломной практики как одной из форм обучения, оценить возможности студента как специалиста. Отчёт о преддипломной практике выполняется самостоятельно каждым студентом в письменной форме. Отчёт должен отражать деятельность студента во время практики и его подготовленность к выполнению дипломной работы. Объём – 15-20 страниц без приложений через 1,5 интервала, шрифт 12. Структура отчёта по преддипломной практике должна включать следующие разделы: Титульный лист (образец оформления титульного листа имеется в дневнике практики). В первой части должна быть дана характеристика деятельности предприятия и организации. Особое внимание должно быть уделено описанию и анализу маркетинговой деятельности на предприятии (организации). Во второй части отчёта студент должен рассказать о подразделении, в котором проходил практику, о работе, которую он выполнял на практике. В третьей части должны быть сформулированы предмет дипломной работы, её цель, задачи и пути их решения в данной дипломной работе. В четвёртой части – необходимо дать личную оценку организации и результатов практики. Студентам предлагается оценить уровень своей подготовки, полученной в КФ МЭСИ, и отметить те дисциплины, которые изучались в КФ МЭСИ и особенно пригодились для выполнения работы. Приложения. Особое внимание уделить нормативным материалам, которые студенты использовали в процессе работы на практике и при написании дипломной работы. Защита отчёта по преддипломной практике проводится на кафедре «Экономики и менеджмента» в специально назначенные дни или в дни рубежного контроля. Электронная версия расположена в электронной библиотеке Красноярского филиала МЭСИ |