Реферат: Методические рекомендации. 2-е издание, дополненное и исправленное
Название: Методические рекомендации. 2-е издание, дополненное и исправленное Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования Библиотечно-информационный центр Аницына Т.М Систематизация и предметизация документов в библиотеке общеобразовательного Методические рекомендации. 2-е издание, дополненное и исправленное.
Красноярск 2004 Систематизация документа – это определение классификационного индекса произведения печати или другого документа (слайды, диапозитивы, видео, диски, CD-ROM и т.д.) Гост 7.59-90 Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации С введением в библиотеках ОУ электронного каталога к вопросу систематизации предъявляются особые требования. Определяется более точный адрес документа, максимальное количество ключевых слов, выделение предметных рубрик. Все это делается для оперативного и многоаспектного удовлетворения информационного запроса пользователя. Основные принципы систематизации: научность, единообразие, информативность классификационных решений. В библиотеках ОУ систематизация документов производится по таблицам: Библиотечно-библиографическая классификация: таблицы для детских и школьных библиотек−3-е изд., исп. и доп. - М.: Либерия, 1998.
Объектом систематизации может быть отдельное произведение печати (издание) или другой документ, его составная часть (статья, глава и т.д.). Неопубликованные материалы (рефераты, доклады и т.д.), аудиовизуальные документы, электронные издания. Задача систематизации - с необходимой полнотой представить содержание документа в виде классификационных индексов, предметных рубрик, набора ключевых слов в целях создания и использования электронного и систематических каталогов, организации ресурсных фондов. Выполняется систематизация по рабочим таблицам классификации , которые отражают особенности структуры и степень детализации конкретного систематического каталога и систематической расстановки определенных фондов. Рабочие таблицы создаются в результате уточнения типографского издания таблиц ББК: устанавливается, какие деления будут использоваться в электронном, систематическом каталоге, а какие будут применяться для систематической расстановки документов на полке. Буква К определяет каталожные индексы, буква П - полочные. На основе принятого классификационного решения по рабочим таблицам, используя алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу, разыскиваются соответствующие деления, определяется полный индекс. А на его основе полочный (шифр книги) и каталожный индексы. Полный индекс показывает, в каком отделе (или отделах) систематического (электронного) каталога эта книга отражена. Он включает индексы всех подразделений каталога, в которых должна быть отражена книга. Все эти индексы соединяются знаком + (плюс ), причем на первом месте указывается индекс отдела, в котором находится документ на полке , а потом остальные. По полному индексу можно найти все карточки на данный документ в систематическом каталоге, что необходимо, при исключении карточек из каталога в случае списания документа. Полный индекс размещают в правом нижнем углу, 3 строка снизу, каждой карточки каталога. В отдел каталога, соответствующий первому индексу, помещается основная карточка, в остальные отделы - дополнительные карточки. Полнота библиографического описания документов на основной и дополнительной карточках одинакова, различаются они только индексами. Полочный индекс - это индекс хранения документа на полке. Вместе с авторским знаком (Хавкина Л.Б. Таблица авторских знаков - любое изд.) этот индекс служит шифром документа. Шифр документа проставляется на титульном листе, на обложке, на книжном формуляре и в левом верхнем углу всех каталожных карточек, для всех каталогов. В левом нижнем углу каждой карточки (основной и дополнительных) указывается каталожный индекс. Согласно которого данная карточка включается в соответствующий отдел каталога. В отличие от полочного индекса, который остается неизменным на всех карточках на данный документ, каталожный индекс на дополнительных карточках будет разным. Каталожный индекс совпадает с полным индексом, если произведение печати отражается в одном отделе систематического каталога. Примеры карточек: Основная карточка 74.200.58 Кудрявцева, Е. К88 Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил. 74.200.58+ 85.7+68 Добавочная карточка №1 74.200.58 Кудрявцева, Е. К88 Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил. 85.7__ Добавочная карточка №2 74.200.58 Кудрявцева, Е. К88 Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил . 68 При компьютерной обработке изданий на карточке проставляется полный и полочный индексы, каталожные индексы проставляются дополнительно. Специфической особенностью детских и школьных библиотек является принцип дифференцированного обслуживания различных возрастных групп читателей. Поэтому весь фонд библиотеки ОУ делится на несколько частей или фондов. 1. литература для возрастной группы 7 лет; 2. литература для возрастной группы 8-9 лет; 3. литература для возрастной группы 10-15 лет; 4. литература для возрастной группы 15-17 лет; 5. литература для педагогов, руководителей детским чтением, родителей 6. Фонд аудио (видео) изданий, фонд электронных изданий. (Вопросы организации фонда основного книгохранилища, дублетных фондов здесь не затрагиваются) Организация и систематизация каждого из этих фондов имеет свою специфику, определяющуюся характером литературы и возрастными особенностями детей, поэтому на книжных полках каждый фонд расставляется отдельно. Также рекомендуется вести отдельные систематические каталоги для учащихся и педагогов - Система каталогов и картотек в библиотеке ОУ: метод рек. – Красноярск, ИПК РО, 2003 Чтобы облегчить библиотекарю использование нескольких фондов во время работы, а также расстановку книг, каждый фонд получает условное обозначение. 1.Литература для возрастной группы 7лет не систематизируются и расставляются на полках в общем алфавите; выделяются отдельные темы: «О родине», «В мире животных», «Учимся читать и писать» и т.д. Книги этого фонда получают условное обозначение «Д», которое проставляется над авторским знаком: Д М30 Маршак С.Я. Азбука в стихах и картинках
2.Литература для возрастной группы 8-9 лет систематизируется и расставляется на полках по сокращенному варианту таблиц с упрощенными формулировками. Для выделения этой группы литературы перед шифром ставится обозначение «Мл»: Мл 85 С 30 Семенов О.С. Иван Билибин: Рассказ о художнике
3.Литература для возрастной группы 10-15лет составляет основную часть фонда библиотеки ОУ, она систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам ББК, с указанием возраста «Ст». 4.Литература для возрастной группы 15-17лет собирается только в библиотеках ОУ, систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам без указания возрастной группы 5. Литература для педагогов, руководителей детским чтением, родителей систематизируется по таблицам ББК, приложение №3 «Структура систематического каталога научно-методической и педагогической литературы для учителей в школьных библиотеках» 6.Фонд аудио(видео) изданий, фонд электронных изданий систематизируются и расставляются на полках по необходимым для них разделам основных таблиц ББК, совместно для всех возрастных групп.
Общая методика систематизации 1.Определяющим моментом при систематизации является содержание книги. Признаки, не связанные непосредственно с содержанием, выступают, как правило, в качестве вторичных. Например, «Теория вероятностей для астрономов и физиков» должна быть отражена в отделе математики под индексом «22.17 Теория вероятностей. Математическая статистика», а не в отделе астрономии; «Театральная энциклопедия »− под индексом 85.33 , а не 92. Основным принципом систематизации является предпочтение частного, конкретного вопроса общему. Например, литература о химическом составе отдельных природных объектов − земной коры, воды, воздуха, почвы, живых организмов относится к этим объектам, а не к химическим наукам. Химический состав земной коры -26.21 , а не 24 ; воды, воздуха -26.23 ; почвы -40 ; и т.д. Принцип научной объективности требует раскрытия документа с наибольшей полнотой его содержания 2.Повторное отражение документов в каталогах (электронный, систематический) применяется для многостороннего раскрытия содержания документа, где рассматриваются два или несколько вопросов, предметов. В этом случае при определении основного индекса учитывается, чему в книге уделено больше внимания. Если нет оснований отдать предпочтение тому или иному вопросу, то документу присваивается индекс предмета, отраженного первым в классификационном ряду, и дополнительный индекс, соответствующий второму предмету. 3. Систематизация документов по аспекту рассмотрения предмета, о соотношениях и взаимосвязях предмета: а) Документ о предмете, который, относится, к какой либо области знания или отрасли практической деятельности, но рассматривается в аспекте другой области знания или практической деятельности, относится к той науке, с точки зрения, которой рассматривается предмет. Например, «Психолого-педагогические основы обучения математики» получит индекс 74.262.21 Методика преподавания математики, дополнительный индекс 88 Психология. б). Документ об использовании положений, законов и методов, какой – либо науки или отрасли практической деятельности в других науках или отраслях практики относятся к областям применения. Так, например, документы по акустике собираются в соответствующем подразделении раздела « 22.3 Физика », но литература по музыкальной акустике относится к музыке «85.31 », по электроакустике – к радиоэлектронике «32.97 » в) Документы общего характера о практическом применении данной науки во многих или нескольких отраслях собираются в общей части раздела соответствующей науки. Так, к разделу «26.1 Геодезические науки. Картография » относятся литература общего характера о прикладной геодезии в целом. Но документы о геодезических работах при мелиорации, в строительстве и т. д. относятся к соответствующим подразделениям классификации «40 Естественные и технические основы сельского хозяйства », «38 Строительство » г) Науки, являющиеся переходными, промежуточными, отнесены к тем отраслям, из потребности которых они возникли . Так, астрофизика относится к «22.6 Астрономия », биофизика к биологии «28 ». д) Документы, где речь идет о влиянии, воздействии принципов и правил, какой- либо науки или отрасли практики на другие науки или отрасли практики относятся к областям, испытывающим влияние, воздействие. Например, если в документе о ледниках и климате рассматривается влияние климата на ледники, то документ получит индекс 26.222.8, где собирается информация о ледниках. 4. Документы, в которых рассматриваются три или более предмета или предмет освещается в трех и более аспектах, относятся к обобщающемуся делению . Например, в документе рассматриваются одновременно вопросы садоводства, огородничества, полеводства, относятся к обобщающемуся делению «42 Специальное (частное) растениеводство » Документы, освещающие вопросы не получившие основного места в таблицах ББК и рассматриваемые многосторонне, в разрезе ряда дисциплин , относятся, как правило, к отделам, в которых представлены теоретические науки, или к отделам, где данные вопросы освещаются с точки зрения их использования. Например, в документе полезные ископаемые характеризуются с позиций различных отраслей знания и практической деятельности, систематизируются в разделе естественных наук 26.34 ,а не в разделе прикладных наук 33 , где представлены вопросы их добычи, переработки и использования. Документы, в которых изложение специальной научной дисциплины сочетается с изложением более общей дисциплины, относится к специальной частной дисциплине. Так книга «Ботаника с основами общей биологии» должна быть отражена в разделе ботаники 28.5 . Многотомные издания систематизируются по общему содержанию, а отдельные тома, имеющие характерные заглавия , на которые составлены дополнительные карточки, повторно отражаются в соответствии с их содержанием. Например, Современное естествознание: Энциклопедия в 10 т. – ББК.20 Естественные науки в целом. Т.1 Физическая химия – индекс 20+ 24.5 Физическая химия. Химическая физика Т.2 Математика. Механика. – индекс 20+ 22.1 Математика + 22.2 Механика. 5. Документы, освещающие историю науки (отрасли, предмета) в целом или нескольких отраслей наук собираются под индексом 72.3 История науки 6.Документы по истории отдельных отраслей науки или практической деятельности относятся к соответствующим разделам классификации 7.Документы о жизни и деятельности ученых, писателях, художников, государственных и общественных деятелях и т. д. относятся относиться к соответствующим отраслевым отделам классификации. 8. Документы по краеведению (Красноярский край) систематизируются в соответствующих делениях классификации, согласно содержанию документа, с применением типового деления. (253.8 Восточная Сибирь) , или перед индексом классификации ставить буку «К» Предметизация документов
Создавая электронный каталог, библиотека ОУ должна ставить перед собой следующие задачи: · Обмен библиографическими базами данных с другими библиотеками; · Создание собственных информационных продуктов и использование продуктов, заимствованных в компьютерных сетях. Первый этап работы над электронным каталогом - создание записей, хранения и поиска библиографических данных. Для поиска данных в электронном каталоге одного индекса ББК недостаточно. Здесь важную роль играют предметные, географические, хронологические рубрики и ключевые слова. Под предметизацией понимают интеллектуальный анализ содержательных и формальных признаков документа с целью его свертывания и отражения в поисковой системе. Объектом предметизации является отдельный документ, его составная часть или совокупность документов.
Процесс предметизации состоит из нескольких операций: · Отбор документов, библиографические записи которых будут включены в предметную рубрику. · Анализ содержания и формы документа с целью определения предмета. · Выбор смысловых компонентов (терминов) формулировка из них рубрик. · Стандартизация формулировки рубрик с помощью словарей предметных рубрик (или других пособий, например, тезаурусов). · Редактирование рубрик, т.е. проверка их соответствия правилам предметизации и нормативным документам. · Ввод рубрик в базу данных. Качество предметизации зависит от точности отражения содержания документов с помощью языка предметных рубрик (ЯПР). Язык предметных рубрик – это искусственный информационно-поисковый язык, созданный на основе естественного языка, отвечающий требованиям однозначности. Структурной единицей ЯПР являются предметные рубрики (простые и сложные), предназначенные для описания содержательных и формальных признаков документов При создании предметных рубрик необходимо выполнить ряд приемов: 1. В формулировке предметной рубрики употребляются все части речи, кроме глаголов, местоимений и наречий. Так предметной рубрикой может служить имя существительное, например Аттестация, Андрогогика. 2. Применение сочетаний имен существительных и прилагательных: Базисный учебный план. 3. Применение синонимов, омонимов и полисемии. В словарь предметных рубрик вводят все синонимы и синонимические выражения. Например, – Самоцветы - одна рубрика, драгоценные камни - другая рубрика. Омонимы – Например, слово ткани имеет несколько омонимов, следовательно, создается несколько рубрик, в названиях, которого уточняется значение1. ткани (биологические), 2. ткани (текстильные ). В случае полисемии применяется тот же прием, что и с омонимами – 1.Банковские операции,2. Военные операции. 4. Применение ведущего слова заголовка или подзаголовков. Продуманный выбор ведущего слова позволяет собрать в одном месте ЭК комплекс тематически близких рубрик. Для того, чтобы тематически близкие рубрики находились рядом друг с другом, необходимо название этих рубрик начинать с одного ключевого слова. Например, Безопасность. Безопасность в образовании 5. Применение сложных предметных рубрик, которые включают указание на территориальную принадлежность и хронологию описываемых событий. Например, Западная Германия 1945-1949 А также, основная рубрика может иметь подрубрики, например, рубрика Профильное обучение 1 подрубрика - Предпрофильное обучение, 2- Элективный курс, 3- Портфолио 6. Выбор предметной рубрики, точно отражающей содержание документа, зависит от степени актуальности вопроса, рассматриваемого в документе, от интересов и потребностей пользователей данной библиотеки. Например, нет необходимости создавать узкие рубрики по отдельным видам бобовых: Бобы, Горох, Фасоль. Здесь целесообразна рубрика – Бобовые. Географическая рубрика В Географической рубрике указывается территория, на которой происходит рассматриваемое в документе событие или в связи, с которой рассматривается предмет. В отличии от сложной предметной рубрики в географической указывается только название территории Например, Красноярский край, Москва, Поволжье. Хронологическая рубрика В Хронологической рубрике указывается период в течение, которого происходит описываемое событие. 1962 год. 1985-1991 г.г.
Список литературы: 1. Библиотечно-библиографическая классификация: Таблицы для детских и школьных библиотек-3-е изд., исп. и доп. − М.: Либерия, 1998-320с 2. Методика систематизации // Таблицы ББК−− М.,1998-с.19 3. Систематизация документов // Справочник библиотекаря− СПб.,- 2002-с.97 4. Стандарты по библиотечно-информационной деятельности - СПб.: Профессия -2003-576с. 5. Сукиасян Э.Р. Требования к классификационным информационно-поисковым языкам. // Библиотека – 2004-№4- с. 46-48 тоже // Библиотека – 2004-№11- с. 51-54 |