Учебное пособие: Методические указания для студентов по проведению самостоятельных работ для специальности
Название: Методические указания для студентов по проведению самостоятельных работ для специальности Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _________________Л.Р. Туктарова «___»___________________200__г
Методическая разработка для студентов по проведению самостоятельных работ (по написанию рефератов) для специальности__080501 «Менеджмент»; 080504 «Государственное и муниципальное управление»; 210404 «Многоканальные телекоммуникационные системы»; 210406 «Сети связи и системы коммутации»; 210501 «Почтовая связь»; 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»; 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»; 090801 «Информационная безопасность»; 280104 «Пожарная безопасность»; (№ специальности и ее наименование ) _____________________________________________________________________________________________________________________ «Менеджмент» _______________________________________ (наименование дисциплины по примерному учебному плану) Рассмотрено Согласовано На заседании кафедры экономических Методист УГКР и правовых дисциплин _______________Т.Н.Горцева (наименование кафедры) Протокол №____ от _______________ Зав. кафедрой ______Гурьева Л.К. __ Разработал преподаватель _ 1 _________ Артамонова О.А. _______________ (Ф.И.О) Уфа 2008 Методические указания для студентов по проведению самостоятельных работ для специальности 080501 «Мененджмент» (№ специальности и ее наименование) «Мененджмент» (наименование дисциплины) Составитель: Артамонова О.А. _ ___Преподаватель УГКР __ ___________ (Фамилия И.О.) (Занимаемая должность и место работы) Рецензенты: _Аристархова М.К. ___Профессор, д.э.н.,зав.кафедрой«Налогов и (Фамилия И.О.) налогооблажения» УГАТУ . (Занимаемая должность и место работы) Рецензия на методическую разработку для студентов по выполнению рефератов Методическая разработка для студентов по выполнению рефератов, разработанная преподавателем Артамоновой О.А., содержит: - введение, где определено, что должен знать и уметь студент в результате изучения дисциплины «Менеджмент»; - цели выполнения реферата; - общие положения написания реферата, где определяется его структура; - согласование темы реферата с преподавателем; - подбор и изучение литературы; - представление реферата и его защита; - правила оформления рефератов; В приложениях представлена примерная тематика реферативных работ и титульный лист реферата. Завершает разработку список используемой литературы. В целом, методическая разработка дает возможность освоить основные этапы подготовки и написания реферата по дисциплине «Менеджмент» и рекомендует правильно его оформить. Рецензент: Аристархова М.К. – профессор, д.э.н., зав.кафедрой «Налогов и налогообложения» УГАТУ Введение В соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования каждый студент колледжа обязан пройти курс «Менеджмента», по завершению которого он должен: иметь представление: - о роли и месте менеджмента в области экономики и технологии. знать: - теоретические основы управленческой деятельности; - процесс принятия и реализации управленческих решений; - формы делового и управленческого общения в коллективе; - методы управления конфликтами; - элементы самоменеджмента; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. уметь: - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - применять эффективные решения. В методической разработке представлены основные этапы подготовки и написания реферата по менеджменту, а также даны рекомендации по его правильному оформлению. Цели выполнения реферата Целями выполнения реферата для студента являются: - овладение начальными навыками исследовательской деятельности, - формирование умений обобщать и систематизировать научный текст, - развитие умений анализировать изученный материал, - повышение самооценки своего интеллектуального труда, - выработка уверенности в достижении поставленных задач. Выполнение реферата поможет студенту, обратившемуся к пройденному материалу, глубже осознать его, привести в соответствие теоретические знания курса, определить область активного применения результатов проведенного исследования. Определив цели выполнения реферата, далее необходимо выстроить его структуру.
Общие положения написания реферата Известно, что образованный, интеллигентный человек должен знать обо всём понемногу и всё о немногом. Это, конечно, формула условная, образно отражающая соотношение широты общего кругозора человека и глубины его профессиональных знаний. Поэтому со студенческой скамьи необходимо усваивать фундаментальные сведения о том «немногом» (относительно общих знаний), что составляет профессиональную компетентность любого специалиста. И одновременно будущие юристы, экономисты, студенты других факультетов должны хорошо овладеть знаниями всех дисциплин, преподаваемых в соответствии с учебным планом. Именно эта цель и ставится перед студентами при прохождении курса «Основы экономики» вообще и написании соответствующего реферата в частности. Реферат разрабатывается с целью углубления и расширения теоретических знаний и формирования практических умений и навыков по самостоятельному анализу и обобщению библиографии, эмпирических данных, опыта (пусть даже небольшого) своей управленческой деятельности при изучении различных проблемных вопросов истории, теории, методики и развития управления. Реферат пишется в течении семестра. Основные этапы подготовки, написания и защиты реферата позволяют правильно и последовательно выполнять необходимую работу в следующем порядке:
Согласование темы реферата Студент имеет возможность предложить в качестве темы своей реферативной работы любой вопрос, связанный с историей, теорией, методикой дисциплины «Менеджмент». Тема может быть сформулирована самим студентом, либо выбрана из примерной тематики рефе
ративных работ по менеджменту преподавателем. Подбор и изучение литературыБиблиографические изыскания помогают исследователю определить степень разработанности конкретной темы, определённого направления или отдельного вопроса. Неоценимую помощь в этой работе могут оказать библиотечные каталоги. Важную роль в подборе необходимой литературы играет соответствующий список, который, как правило, приводится в конце книги или другого библиографического источника. Для того чтобы найти книгу (любой библиографический источник) по библиографическому указателю достаточно краткой формы её (его) описания, которое состоит только из обязательных элементов:
В конце реферата студент обязательно должен привести список литературы, которая была им использована при подготовке и написании работы. Кроме того, в самом реферате отдельные положения должны быть подкреплены ссылками на соответствующие источники, например: «По данным последних лет (Иванов И.И., 2001, Петров П.П., 2002), состояние здоровья студенческой молодежи России...» Список литературы должен быть оформлен по правилам библиографического описания.
Представление реферата и его защита Основная работа по написанию реферата должна быть закончена в течении аттестационного периода. Преподаватель оценивает реферат и делает соответствующее заключение по выполненной работе. Студент оформляет свой труд в чистовом варианте и представляет его преподавателю не позднее, чем за 10 дней до дня зачёта по дисциплине «Менеджмент».. Каждая реферативная работа рецензируется преподавателем не позднее, чем в 3-х дневный срок с момента её сдачи студентом. После получения отрицательной рецензии (в устном или письменном виде) автор устраняет указанные недостатки и не позднее, чем за 3 дня до зачёта сдаёт её преподавателю . Если получена положительная рецензия, студент устраняет в работе отдельные замечания (при наличии таковых) и готовится к её защите во время зачета . Защита рефератов проводится следующим образом:
Если получена оценка «неудовлетворительно», то студенту даются конкретные замечания, устранив которые он допускается к повторной защите реферата. Правила оформления рефератов В изначальном смысле реферат - это краткое изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями. Роль первичного документа выполняет какое-либо научное издание, монография, статья. Второе значение этого понятия - доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, далее будем называть это вид работы "реферат-доклад". Обычно студент сталкивается и с той, и с другой формой реферата. Перед началом выполнения задания следует уточнить его специфику у своего преподавателя. Заглавие реферата может определять следующими параметрами:
Реферат составляется по следующему примерному плану:
Если же реферат выполняется по нескольким источникам (реферат-доклад), необходимо написать вводную часть, раскрывающую общие подходы к рассматриваемой проблеме, и показать те особенности темы, которые вы собираетесь раскрыть, основываясь на реферируемых источниках, в конце работы сделать обобщающие выводы и заключения. Также необходимо в реферате-докладе оформлять ссылки на каждый реферируемый источник. Наиболее удобный способ оформления ссылок при выполнении всех видов письменных работ - после цитаты или упоминания в квадратных скобках указать номер источника по списку литературы, приведенному в конце работы, а через точку после номера указать цитируемые или реферируемые страницы. Например: [2. С. 24-25]. ( См. подробнее: в подпунктах "Затекстовые примечания" и "Алфавитный способ построения списка использованных источников и литературы" в теме 7). Обычно в реферате избегают вводных, общих фраз (например, "автор статьи рассматривает"), излагают материал кратко и точно. Умение отделять основную информацию от второстепенной - одно из основных требований к реферирующему. Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный прием, названный условно фильтрацией и сжатием текста, который включает в себя две операции:
Основное отличие реферата от реферируемого текста - отсутствие избыточного материала, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не несущих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными сочетаниями (свертывание). При выполнении реферата по источнику на иностранном языке фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте реферата приводят на языке оригинала. Обычно объем реферата как учебной работы - от 5 до 25 машинописных страниц. Разделение текста на подразделы и его оглавление при выполнении реферата по одному источнику не обязательно, при выполнении реферата-доклада желательно структурировать текст и предварить его оглавлением, которое расположить вслед за титульным листом. Титульный лист реферата должен отражать название учебного заведения, название дисциплины, название темы реферата, фамилию и группу выполнившего, фамилию проверяющего. После текста реферата следует привести список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных. Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение реферата осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5-2 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 12 Times New Roman C с двойным интервалом или шрифт 14 Times New Roman C с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-60 знаков в строке, 28-30 строк на странице. Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. При выполнении реферата необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту. Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Приложение 1 Примерная тематика реферативных работ по дисциплине «Менеджмента» 1. Понятие, предмет психологии менеджмента. 2. Предыстория науки управления. 3. Основные школы науки управления. 4. Современное состояние теории управления, сформировавшееся к концу XX века. 5. Сложившиеся к концу XX века основные принципы управления. 6. Принципиальные изменения кадровой политики в новых экономических условиях. 7. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента ( на первый план выдвигается проблема гибкости и адоптации к постоянным изменениям внешней среды). 8. Вся организация внутри предприятия, учреждения – ответ на различные воздействия вне. 9. Ориентация на новую социальную группу в организациях – когнитариат ( интеллектуальное ядро: кобэ, мониторинг и т д.) 10. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты; подбор, рост, ответственность персонала; нововведения, сервис, контроль ресурсов; перспективно-целостное видение организации; методы работы с людьми, качество работы менеджера. 11. Знание психологии персонала как фактор личностного успеха менеджера. 12. Оценка работника как личности (мотивационной сферы, характера, темперамента, способности). 13. Практические методы изучения личности ( бесконтактные, контактные). 14. Приемы выявления некоторых индивидуально- психологических качеств для составления психологического портрета. 15. Психология перспективного планирования менеджером потребности в кадрах. 16. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. 17. Этапы планирования кадровых ресурсов. 18. Оценка наличных трудовых ресурсов в организации. 19. Оценка будущих потребностей в кадрах, исходя из перспективного развития организации. 20. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей в кадрах. 21. Анализ содержания работы персонала менеджером. 22. Оптимизация функциональных обязанностей сотрудников как основной элемент управления персоналом, контроля за его деятельностью. 23. Оценка (основной подход и критерии деятельности персонала). 24. Нормативные документы, регламентирующие деятельность подразделений, отдельных сотрудников организации. 25. Конкурсный профотбор в работе менеджера. 26. Формирование резерва кадров на выдвижение. 27. Методы изучения личности кандидата на должность. 28. Наиболее эффективные факторы использования контрактной системы (трудового соглашения). 29. Аттестация персонала (современные методы оценки деловых качеств сотрудников). 30. Сущность аттестации персонала (отдельного сотрудника, службы) плановая, внеплановая. 31. Особенности процедуры аттестации. 32. Методы проведения аттестации в зависимости от целей аттестации. 33. Специфика использования экспертных автоматизированных систем аттестации: социометрических, обобщения независимых характеристик при аттестации. 34. Этапы карьеры менеджера (специалиста). 35. Адаптация к организации как фактор профессионального и должностного роста менеджера (специалиста). 36. Управление деловой карьерой в организации. 37. Система, показатели служебно- профессионального продвижения менеджера (специалиста ). Приложение 2 Титульный лист реферата Министерство образования и науки РФ Уфимский государственный колледж радиоэлектроники Рефератпо дисциплине: ________________тема: _________________________
Уфа ________
Использованная и рекомендуемая литература
1. Уткин Э.А. Профессия менеджер. М. Экономика, 2001. 2. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена.- М. : Ось – 89, 2001 3. Бизнес и менеджер. _ М. Азимут-центр, 2000. Вудкокк М., Френсис Д. 4. Раскрепощенный менеджер.- М.: Дело, 2000. 4. Грейсон Д.К., Делл О.К. Американский менеджмент на пороге 21 в.- М.: Экономика 2001. 5. Гечикова И.Н. Менеджмент.- Учебник.. – М.: Банки и биржи, 2001. 6. Зигорт В., Ланг л. Руководитель без конфликтов.- М.: Экономика, 2002. 7.Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель.- М.: Дело ,2001. 8. Емельянова М. Как стать предприимчивым и богатым. – М.: Молодая гвардия, 2000. 9. Фаткин л.ф., Петросян Д.С. Этика и психология управления. –М.: изд- во Рос. экон. акад., 2001. 10. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М.: Финансы и статистика, 2001. 11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедууори Ф. Основы менеджмента. М., 2000. 12. Вершигора Е.Е. Менеджмнт. М., 2002. 13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2002. 14. Швальбе Х., Швальбе Б. Личность, карьера, успех. М.,2001. 15. Алексеев А., Пигалов В.Деловое администрирование на практике. М., 2000. 16. Бенвенисте Г., Овладение политикой планирования М.,2002. 17. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах . М., 2000. 18. Лэйхифф Дж., Пенроуз Дж Бизнес- коммуникации: Стратегии и навыки. СПб., 2002. |